Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гостеева Оксана Вячеславовна, Коваль Нина Александровна

Для продуктивного развития профессиональной эмпатии сотрудников медицинских организаций, необходимо выстроить акмеологическую модель улучшения эффективности описываемого процесса, которая и будет своего рода эталоном развития профессиональной эмпатии. Данная модель даст возможность, во-первых, гораздо глубже и в более полном объеме с содержательной и динамической сторон разобрать процесс развития профессиональной эмпатии сотрудников здравоохранения; во-вторых, показать разнообразные решений многих профессиональных и производственных задач, а также, найти закономерности и факторы развития профессиональной эмпатии. Для теоретического создания модели развития профессиональной эмпатии сотрудников медицинских организаций требуется посмотреть задачу модели и моделирования. Моделирование в научных разработках нашло применение еще в древние времена и планомерно заполняло всё новые и новые территории научных знаний: строительство и архитектуру, астрономию и физику, химию и биологию и, конечно, психологию с педагогикой. Тем не менее методы моделирования значительное время формировались в русле разнообразных наук вне зависимости друг от друга. Нет общей структуры определений, общей терминологии. Однако, шаг за шагом, начала прорисовываться роль моделирования как единого многранного метода научного познания. Понятие «модель» возникло от латинского «modulus» - мера. Определение «модель» - в более широком значении - некоторое упрощение подобие реального объекта (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта) воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, процесса, явления «оригинала» данной модели, используемого в качестве его «заместителя», «представителя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гостеева Оксана Вячеславовна, Коваль Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EMPATHY OF HEALTHCARE PROFESSIONALS

For the productive development of professional empathy of employees of medical organizations, it is necessary to build an acmeological model for improving the efficiency of the described process, which will be a kind of standard for the development of professional empathy. This model will make it possible, firstly, to analyze the process of development of professional empathy of healthcare workers much deeper and more fully from the content and dynamic sides; secondly, to show a variety of solutions to many professional and production tasks, as well as to find patterns and factors in the development of professional empathy. To theoretically create a model for the development of professional empathy in employees of medical organizations, it is necessary to look at the task of the model and modeling. Modeling in scientific developments has been used since ancient times and systematically filled more and more new territories of scientific knowledge: construction and architecture, astronomy and physics, chemistry and biology and, of course, psychology and pedagogy. Nevertheless, modeling methods have been formed for a long time in line with various sciences, independently of each other. There is no common structure of definitions, no common terminology. However, step by step, the role of modeling as a single multifaceted method of scientific knowledge began to emerge. The concept of "model" originated from the Latin "modulus" - measure. The definition of "model" - in a broader sense - some simplification of the similarity of a real object (mental or conditional: image, description, diagram, drawing, graph, plan, map) reproduction of an object in a reduced or enlarged form, process, phenomenon of the "original" of this model used as his "deputy", "representative".

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

Психология

УДК 159.99

аспирант Гостеева Оксана Вячеславовна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (г. Тамбов);

доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель Российской Федерации,

заведующая кафедрой социальной психологии Коваль Нина Александровна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (г. Тамбов)

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ

Аннотация. Для продуктивного развития профессиональной эмпатии сотрудников медицинских организаций, необходимо выстроить акмеологическую модель улучшения эффективности описываемого процесса, которая и будет своего рода эталоном развития профессиональной эмпатии. Данная модель даст возможность, во-первых, гораздо глубже и в более полном объеме с содержательной и динамической сторон разобрать процесс развития профессиональной эмпатии сотрудников здравоохранения; во-вторых, показать разнообразные решений многих профессиональных и производственных задач, а также, найти закономерности и факторы развития профессиональной эмпатии. Для теоретического создания модели развития профессиональной эмпатии сотрудников медицинских организаций требуется посмотреть задачу модели и моделирования. Моделирование в научных разработках нашло применение еще в древние времена и планомерно заполняло всё новые и новые территории научных знаний: строительство и архитектуру, астрономию и физику, химию и биологию и, конечно, психологию с педагогикой. Тем не менее методы моделирования значительное время формировались в русле разнообразных наук вне зависимости друг от друга. Нет общей структуры определений, общей терминологии. Однако, шаг за шагом, начала прорисовываться роль моделирования как единого многранного метода научного познания. Понятие «модель» возникло от латинского «modulus» - мера. Определение «модель» - в более широком значении - некоторое упрощение подобие реального объекта (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта) воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, процесса, явления «оригинала» данной модели, используемого в качестве его «заместителя», «представителя».

Ключевые слова: профессиональная эмпатия, коммуникация, медицинский работник, модель.

Annotation. For the productive development of professional empathy of employees of medical organizations, it is necessary to build an acmeological model for improving the efficiency of the described process, which will be a kind of standard for the development of professional empathy. This model will make it possible, firstly, to analyze the process of development of professional empathy of healthcare workers much deeper and more fully from the content and dynamic sides; secondly, to show a variety of solutions to many professional and production tasks, as well as to find patterns and factors in the development of professional empathy. To theoretically create a model for the development of professional empathy in employees of medical organizations, it is necessary to look at the task of the model and modeling. Modeling in scientific developments has been used since ancient times and systematically filled more and more new territories of scientific knowledge: construction and architecture, astronomy and physics, chemistry and biology and, of course, psychology and pedagogy. Nevertheless, modeling methods have been formed for a long time in line with various sciences, independently of each other. There is no common structure of definitions, no common terminology. However, step by step, the role of modeling as a single multifaceted method of scientific knowledge began to emerge. The concept of "model" originated from the Latin "modulus" - measure. The definition of "model" - in a broader sense -some simplification of the similarity of a real object (mental or conditional: image, description, diagram, drawing, graph, plan, map) reproduction of an object in a reduced or enlarged form, process, phenomenon of the "original" of this model used as his "deputy", "representative".

Key words: professional empathy, communication, medical worker, model.

Введение. Моделирование в психологии - изучение психических процессов и состояний, при помощи их реальных или идеальных, прежде всего математических, моделей. При этом, под моделью рассматривается система объектов или знаков, показывающая некоторые главные свойства системы - оригинала. Присутствие взаимоотношения частичного подобия («гомоморфизм») допускает применять модель в качестве заместителя или представителя рассматриваемой системы [1].

Многие исследования в психологии и акмеологии доказывают, что разработка подобных моделей системы - это эффективный способ проверки достоверности и точности теоретических предположений (Т.А. Вострикова, Е.Г. Казьмина, А.А. Касабови др.).

В уточнениях А.А. Деркача, акмеологической моделью является система объектов и знаков, генерирующая главные свойства объекта - оригинала - идеального образа профессионала или эталонов личностно-профессионального развития [2].

В трудах Н.М. Амосова, Л.М. Веккера, В.Н. Дружинина, А.Н. Кочергина, А. Ньюэлла, Г. Саймона и др. упоминалось, что моделирование в значительной степни усиливает возможности иных методов психологии:

- модель обеспечивает добавочные способы экспериментирования;

- модель представляется в разных взаимосвязанных формах (заковых и вещественных);

- в некоторой степени самостоятельное поведение модели, а также абстрагирование от её прообраза наталкивает на новые гипотезы, эксперименты, сравнение с подобными явлениями;

- модель по своей сущности является объединением теории и практики, таким образом, она довольно эффективно благоприятствует формализации и уточнению данных о предмете исследования, помогая в построении и проверке психологических гипотез;

- моделирование психологических функций требует демонтрировать психологические теории на точном и однозначном языке, опирирующим новыми для психологии понятиями, отличающимися точностью определений [3].

При рассмотрении процесса формирования личностно - профессиональных качеств специалистов социальной сферы в условиях коучинга, не часто есть возможность реализации эксперимента с самим объектом (процессом), что отмечается целесообразностью экспериментирования собственно не с самим процессом, а с его моделью.

Но, невзирая на эти и другие многочисленные достоинства, способность моделирования как способа исследования психики в настоящее время пррименяются довольно скудно. Что связано с трудностями постижения методов точных наук, к которым и относится моделирование в гуманитарные науки. Разрешение подобных задач является возможным только с использованием приближения метода моделирования к эксклюзивностям моделируемых в исследовании объектов.

Изложение основного материала статьи. Рассматрим нижеуказанные рациональные стороны моделирования, которые применяются при построении модели процесса развития профессиональной эмпатии у работников медицинских организаций, в частности у медицинского персонала:

1. Простроение моделей, в которые входят реальные и идеальные (желательные, оптимальные) взаомосвязи предметных областей. Моделирование же привязывается к определенной цели исследования.

2. Модели, в свою очередь, включают в себя совокупность существенных характеристик исследуемого предмета, системы, структуру, механизмы и уровни.

3. Модели позволяют выявлять факторы, то есть наиболее конкретизированные, точечные, значимые элементы, тормозящие или способствующие нормальному процессу, функционированию деятельности.

В результате, моделирование нужно понимать не только как способ отражения явлений и процессов реального мира, но и как объективный способ проверки истинных знаний о представленном явлении, что будет гарантировать формирование практикума для развития профессиональной эмпатии.

Акмеологическая модель образования профессиональной эмпатии в качестве одного из блоков включен содержательный, который определяется структурой эмпатической коммуникации между врачами, пациентами и включает данные моменты:

• субъекты эмпатийного общения;

• среда эмпатийного общения;

• содержание эмпатийного общения;

• технология эмпатийного общения;

• предмет эмпатийного общения.

При вычленении настоящих струкрурных компонентов применялись ислледования Н.М. Александровой и Д.Г. Колодан [4].

Субъектами эмпатийной коммуникации являются лечебный персонал, в частности, врач и человек, нуждающийся в помощи врача - пациент. Взаимодействие между ними на эмоциональном уровне складывается исторически сложившимися условиями и культурой эмпатийных переживаний. Создается взаимная колобарация эмоциями в качестве деятельной основы и включает в себя содержательное коммуницирование.

Благополучие эмпатии во взаимосвязях - это результат освоения необходимых социо технологий в виде навыка взаимосотрудничества друг с другом на эмоциональном уровне.

Другой блок - процессуальный. Эмпатия во взаимоотношениях определяется через общение на эмоциональном уровне и это представляется как некий процесс в терминологии: «обмена эмоциональной информацией». Укажем главные детали данного процесса:

• источник эмоциональной информации;

• отбор значимой эмоциональной информации;

• перекодирование значимой эмоциональной информации;

• анализ полученной эмоциональной информации;

• подтверждение приема эмоциональной информации;

• обратная связь.

Источник эмоциональной информации для врача - пациенты, претерпевающие некоторые эмоциональные тревоги и волнения. Эти тревоги и волнения транслируются врачу с помощью соответствующих смыслов и значений, в том числе, через тембр голоса, через темп речи, через мимику и жесты. Профессинализм доктора, способного к эмпатии во взаимоотношениях позволяет ему вычленить более значительную информацию и декодировать ее в вербальные смыслы. Таким образом определяются мыслительные суждения о эмоциональном состоянии пациента. Данная полученная информация анализируется доктором, при учете имеющегося у него жизненного и профессионального опыта, а также познаний в области психологии пациента. Информация, прошедшая анализ, помогает врачу отреагировать таким образом, чтобы подтвердить смысл переживаний пациентов. И в результате возникает способность отреагировать на эмоциональное состояние в виде подстраивания к переживаниям, демонсрации понимания состояния и конструктивных советов. Тем самым формируется обратная связь между врачом и пациентом и, таким образом, осуществляется эмпатия во взатмоотношениях.

Детерминирующий блок представлен психологическими условиями и факторами, детерминирующим процесс формирования профессиональной эмпатии.

На нынешний день есть многие исследования, причастные одним или другим сторонам формирования эмпатии. Не секрет, что эмпатия является важнейшей частью человеческих отношений, будучи важным условием просоциальной активности человека. Значение эмпатии понимается психологами с разных ракурсов, показывающих всевозможные направления научной психологии. В механизм эмпатического поведения входит эмоциональный и когнитивный моменты, формирование их в онтогенезе развиваетс неравномерно.

Ранний период формирования способности к эмпатическому ответу у человека начинается с момента новорожденности и проявляется в рефлекторном плаче на плач второго новорожденного.

По приближении детей к школьному возрасту у них прослеживается подъем в формировании когнитивного компонента эмпатии, показывающего формирование модели его психического развития. Подобные труды говорят о стабильности выражения характерной способности к эмпатии на протяжении взросления.

Среди средовых показателей более главнуь роль, с точки зрения исследователей, имеет значение: механизм моторного и мимического подражания, взаимоотношения внутри семьи, в большей части, теплота материнских чувств, позитивное отношение матери к своему дитя, синхронность поведенческих реакций в диаде ребенок - родитель, особенности и свойства эмоциональной привязанности. Также стоит указать, что, невзирая на масштаб и множество сведений, присутствует определенное преимущество трудов с применением корреляционных методов и недостаток экспериментальных разработок в обсуждаемой тематике.

Обозрение книжных источников способствует формулировать заключение о том, что до настоящего времени гнизвестным оказывается механизм сотрудничества разнообразных коэффициентов загрузки эмпатических реакций. Имеет большое значение отметить, что в случае надобности выражения эмпатического поведения, малыш раннего возрастного периода вовлекает нужные ресурсы эмоционального и когнитивного компонентов с учетом, что ребенок станет показываь другой опыт в процессе наблюдения.

В системе такого показывания иного опыта и дальнейшего эмпатического поведения в раннем возрастном периоде главенствующей позицией может быть ряд эмоциональных и социально - когнитивных показателей личностного опыта ребенка, приобретенного им в разных социальных ситуациях, с условием эмоциональной окраски подобных ситуаций [5].

Но, невзирая на живую заинтересованность ученых к социальным формам формирования эмпатии у детей, это не нашло должного внимания к себе в изучаемой теме. В результате проведенного анализа, рассмотрение функции социально-когнитивной и эмоциональной частей в системе личного мировоззрения ребенка и уровня присутствия данных деталей в старте эмпатического поведения и его запуска будут перспективными сторонами экспериментального исследования. В

общем, нужно сказать, что в настоящее время, объем трудов, связанных с работой и развитием механизмов, отвечающих за проявление поведения эмпатии, имеет ряд вопросов, требующих более детального исследования [6].

Анализ штудируемой литературы дал возможность вычленить психологические условия формирования этого процесса. Ими будут: квалификация медицинского работника, время работы в профессии, преодоление лексических преград при коммуникации с пациентом.

Далее - технологический блок. Он включает тренинг для врачебного персонала по развитию профессиональной эмпатии. В «Тренинге развития эмпатийных отношений», нами определено несколько этапов: когнитивный, аффективный, преобразующий, личностно-ориентированный, практический.

Достижение контакта. Полное, единое восприятие пациента дает возможность врачу создать гармоничные отношения с пациентом через эмпатическое общение. Медицинский персонал, обладающий способностями к эмпатии отличается спонтанностью, что значит отсутствие шаблонности в отношениях с пациентами. Благоприятное завоевание контакта связывается с искренностью и натуральностью, так как отвергает использование врачом заблаговременно подготовленной «социальной маски». Детальное отслеживание эмоционального состояния пациента требует постоянного критического осмысления развивающейся ситуации и принятия последующего решения.

Способность к эмпатии предполагает нацеливание на проблематике процесса. Что значит, врач, желающий эмпатически взаимодействоваь с пациентами, концентрирует свое внимание на процессе возникших отношений, демонстрируя данные деловые отношения при необходимости, взаимодействием на личностном уровне. Более того, деловое содержание эмпатических переживаний в диаде «врач - пациент» остается главным. Акцентируясь на отшениях делового формата врача и пациента, необходимо сказать о взаимоотношениях на личностном уровне. Данное взаимодействие исключает быть только прагматическим. Их полезность поддерживается разными личностными ценностями, смыслами, интересами. В тоже время, межличностные взаимоотношения регулируются профессиональной этикой.

Эмпатия во взаимоотношениях врача и пациента простраивается плодотворно, если врач выбирает общение в стиле демократичном, позволяющем прийти к психологической близости с пациентами. Данная манера поведения характерезуется доброжелательными отношениями, уважением. Таким образом, эмпатичные отношения, это безоговорочно взаимные отношения, а также способность к чувствованию переживаний собеседника.

Двумя другими признаками поведения врача, поведения способного к эмпатии, будут считаться творчество и легкость в общении. Творчество нужно для нахождения нестандартных эпитетов, решений и действий для уменьшения эмоциональной напряженности во взаимоотношениях врача и пациента. Творчество помогает под другим углом взглянуть на ситуацию. Данная способность хорошо гармонирует с легкостью в коммуникации.

В итоге, эмпатия во взаимоотношениях увеличивается при многогранном восприятии пациента как личности, внезапности, инстинктивности и стихийности поступков доктора, его сконцентрированность на проблеме пациента, простоте восприятия, равноправием, творчеством и легкостью во взаимных отношениях.

Заключительный, результативный блок - достаточно высокая степень профессиональной эмпатии, полученной за время прохождения тренинговой программы. Выражение происходит через распознавание эмоций, увеличение состаляющих частей эмпатии, рейтинги эмоционального ума врача, эмпатических способностей и уменьшение конфликтности во взаимоотношениях врач - пациент.

Выводы. Формирование эмпатийных отношений между врачом и пациентом предусматривает изучение функций эмпатии (сигнализирующая, осмысляющая, активизирующая, актуализирующая, преобразующая) и ее свойства (гибкость, инструментальность, адекватность, компенсируемость). На подобный процесс будут оказывать влияние выявленных в данном процессе психологических факторов: нравственные качества личности, межличностные умения, внутриличностные умения. А также такие умения, как: квалификация сотрудника медицинской организации, профессионализм в своей сфере деятельности, сокращение и уменьшениен понятийных препятствий при коммуникации с пациентом).

Для более продуктивного развития эмпатийных взаимоотношений между врачом и пациентом в представленную модель необходимо задействовать составляющие эмпатии, в том числе: когнитивную, аффективную, деятельностную, социальную, сензитивную.

И, процесс развития эмпатии будет управляемым, но нужно сформировать этапность в процессе психологического тренинга. В стадии тренинга входят: когнитивный, аффективный, преоразующий, личностный.

Итак, в сформированную модель включаются следующие блоки: содержательный, процессуальный, детерминирующий, технологический и результативный.

Литература:

1. Большой психологический словарь // сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

2. Деркач, А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А.А. Деркач, Л.Э. Орбан. - М., 1995. РАГС. - С. 5-6.

3. Панкова, М.В. Особенности эмпатии больных неврозами: дис. ... канд. психол. наук / М.В. Панкова. - СПб., 2003. - 201 с.

4. Алтухова, Е.В. Психологический механизм формирования эмпатии в диаде "преподаватель - студент" / Н.А. Коваль, Е.В. Алтухова // Актуальные проблемы современной акмеологии: Мат-лы семинара 3 ноября 2006 г. - Рязань, 2006. - С. 37-42.

5. Гасанова, П.Г. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей работника на его удовлетворенность трудом / Гасанова П.Г., Даудова Д.М., Муталимова А.М. // Обзор педагогических исследований. - 2020. - Том 2. - №4. - С. 132-141.

6. Юсупов И.М. Психология эмпатии: дис. докт. психол. наук / Юсупов Ильдар Масгудович. - СПб., 1997. - 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.