Научная статья на тему 'Аккумуляция газообразных углеводородов некоторыми сельскохозяйственными растениями в зоне действия нефтехимических предприятий Западной Сибири'

Аккумуляция газообразных углеводородов некоторыми сельскохозяйственными растениями в зоне действия нефтехимических предприятий Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
129
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОПОГЛОТИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ РАСТЕНИЙ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / БИОИНДИКАЦИЯ / ABILITY TO ABSORB GASES OF PLANTS / POLLUTION / BIOINDICATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Денисова Елена Сергеевна

В статье рассматривается аккумуляционная способность сельскохозяйственных растений, произрастающих на различном удалении от предприятия технического углерода, а также после экспозиции предельными и ароматическими углеводородами. Впервые изучена газопоглотительная способность сельскохозяйственных растений в условиях производства технического углерода, проведена сравнительная характеристика растений по их способности к поглощению углеводородов: метана, бензола, толуола и фенола в условиях Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Денисова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The accumulation of hydrocarbon gases by some agricultural crops in the area of the petrochemical industries in Western Siberia

In the article it is considered the accumulation ability of agricultural plants at various distances from the works carbon, and after exposure by saturated and aromatic hydrocarbons. For the first time is studied the gas absorption capacity of agricultural plants during the production of carbon black, it is made a comparative characteristic of some plants in their ability to absorb hydrocarbons: methane, benzene, toluene and phenol for Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Аккумуляция газообразных углеводородов некоторыми сельскохозяйственными растениями в зоне действия нефтехимических предприятий Западной Сибири»

мощности / И. А. Мурог [и др.] // Проектирование колесных машин : материалы Всерос. науч.-техн. конф., посвящ. 70-летию факультета «Специальное машиностроение» МГТУ им.

Н. Э. Баумана. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Б аумана, 2010. — С. 87-91.

4. Мурог, И. А. Теория автомобильной техники как абстрактная сложная система / И. А. Мурог, В. Ф. Васильченков // Материалы XXIX науч.-метод. конф. воен. автомоб. и-та — Рязань : ВАИ, 1999 — С. 125 — 128.

ТЕРЕЩЕНКО Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, преподаватель кафедры двигателей Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения (ОФВАМТО).

Адрес для переписки: [email protected]

МУРОГ Игорь Александрович, кандидат технических наук, профессор (Россия), заместитель губернатора Челябинской области.

Адрес для переписки: [email protected] ФАДЕЕВ Дмитрий Юрьевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей ОФВАМТО.

Адрес для переписки: [email protected] ШАБАЛИН Денис Викторович, кандидат технических наук, преподаватель кафедры двигателей ОФВАМТО.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.02.2013 г.

© Е. С. Терещенко, И. А. Мурог, Д. Ю. Фадеев, Д. В. Шабалин

УДК 621.9.08:621.753.2:531.7:621.431 Н. Н. ЧИГРИК

Омский техникум высоких технологий машиностроения

ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ ЭЛЕМЕНТНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-511.10_______________________________

На основании исследования вопросов точности элементных размеров деталей ци-линдро-поршневой группы автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10 при их комплектации и групповой взаимозаменяемости методом селективной сборки по группам действительных ремонтных размеров, применения методики расчета вероятностных характеристик цилиндрических сопряжений и графического изложения вероятностного распределения зазоров и натягов в сопряжениях «гильза — поршень», «отверстие в поршне под установку поршневого пальца — поршневой палец», «поршневой палец — отверстие во втулке верхней головки шатуна в сборе» выведены соотношения распределения зазоров и натягов в указанных сопряжениях и функциональная расчетная зависимость определения теоретического зазора и натяга в цилиндрическом сопряжении. Ключевые слова: точность элементных размеров деталей, формы поверхностей элементов и их взаимного расположения, посадка, допуск посадки, групповой допуск, размерная цепь.

Работоспособность деталей и механизмов автомобиля зависит от изменения предельных отклонений в подвижных сопряжениях вследствие износа деталей, ослабления прочности сопрягаемых посадочных соединений, нарушения нагрузочного режима, несоблюдения норм точности на сборку изделий и взаимной увязки отклонений размеров, формы и расположения, шероховатости поверхностей с точки зрения их влияния на погрешность измерений. Повышение качества ремонта автомобилей достигается совершенствованием организации технологии сборочных процессов и соблюдения технических требований на сборку, а комплектование и подбор деталей при ремонте непосредственно влияет на формирование его качества. При этом погрешность измерений зависит не только от точности применяемых средств измерений, но и от полноты реализации стандартных определений измеряемых величин, применяемого метода измерений, метода сборки,

условий, способа и схемы измерений, правильности и соответствия значений в конструкторской документации технических записей нормам точности, установления соответствия терминологии геометрических величин, их условных обозначений стандартным определениям на диаметр вала и отверстия по ГОСТ 25346-89 (СТ СЭВ 145-88) и ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-88) [1, 2], на допуски формы и расположения поверхностей — по ГОСТ 24642-81, ГОСТ 24643-81 [3, 4].

Все размеры с проставленными нормами точности следует подразделять на элементные, или сопрягаемые, образующие посадку с сопрягаемой деталью, и координирующие, определяющие положение элементов детали или присоединяемых деталей относительно комплекта основных конструкторских баз. Реальная форма поверхностей элементов делает элементный размер переменным, ограниченным двумя значениями — наибольшим и наименьшим. Например,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

Рис. 1. Расположение полей допусков втулки и вала при посадке с зазором: а — концентричное расположение полей допусков втулки и вала относительно общего центра симметрии; б — смещение полей допусков втулки и вала относительно общего центра симметрии вертикально вниз

до совмещения их в одной точке; в — образование предельных значений отклонений сопряжения

наибольший диаметр вала есть диаметр прилегающего цилиндра, а его наименьший диаметр — минимальное расстояние между противолежащими точками цилиндрической поверхности. Допуск элементного размера ограничивает отклонение формы его поверхностей, а допуск координирующего размера ограничивает отклонения расположения образующих его элементов. При измерениях и сортировке деталей на размерные группы валы сортируются по наибольшему диаметру, а отверстия — по наименьшему.

Реальное расположение элементов деталей делает переменными координирующие размеры, которые также можно ограничить двумя значениями — наибольшим и наименьшим, измеренными как расстояния между прилегающими к реальным поверхностям или их осям в направлениях, определяемых конструкторскими базами по ГОСТ 21495-76 [5]. Отклонения расположения не включают расположение формы рассматриваемой поверхности за счет использования прилегающих поверхностей, при этом исключения составляют радиальное и торцевое биение. Действительные размеры годных отверстий и валов в партии деталей, изготовленных по одним и тем же чертежам, могут колебаться между заданными предельными размерами, соответственно величина зазоров или натягов в сопряжении может колебаться в зависимости от действительных размеров сопрягаемых поверхностей деталей.

Графическое отображение при посадке с зазором расположения полей допусков втулки и вала относительно общего центра симметрии (рис. 1 а) наглядно поясняет образование предельных значений размеров и отклонений в сопряжении. Окружности, соответствующие предельным отклонениям втулки и вала, отстоят относительно номинальной окружности на значения верхних и нижних отклонений, причем оба отклонения втулки положительны, а отклонения вала отрицательны. Графическое определение значений номинального размера и предельных диаметральных отклонений втулки и вала в сопряжении осуществляется путем смещения окружностей вертикально вниз до совмещения их в одной точке (рис. 1 б). Однако такое графическое пояснение неудобно в связи с невозможностью совмещения масштабов номинального и предельных размеров ввиду того, что номинальный размер составляет де-

сятки и сотни миллиметров, а отклонения — всегда доли миллиметра. Для наглядности графического отображения значение номинального размера не указывают, а положение номинального размера без указания значения в масштабе заменяют горизонтальной линий, относительно которой откладывают в масштабе значения предельных отклонений сопряжения втулки с валом (рис. 1 б, в).

Объем сборочных работ составляет приблизительно 20 % общей трудоемкости капитального ремонта автомобилей [6]. Комплектование и подбор деталей играет более важную роль в формировании качества при ремонте автомобилей, чем при их производстве. В отличие от автостроения, где сборка производится из деталей, имеющих только номинальные размеры, сборка при ремонте автомобилей производится из трех различных по своей точности групп деталей, поступающих на сборку — из деталей годных без ремонта, восстановленных и новых. В авторемонтном производстве полная взаимозаменяемость сохраняется для деталей новых и восстановленных под действительные размеры. Для деталей ремонтных размеров взаимозаменяемость возможна лишь в пределах одного ремонтного размера, а для деталей, поступающих на сборку с допустимыми износами ремонтных размеров, взаимозаменяемость утрачивает свое значение в связи с невозможностью обеспечения величины допустимых отклонений в сопряжениях собираемых узлов и агрегатов. Соответственно, организация сборочных процессов в авторемонтном производстве может осуществляется по методу полной взаимозаменяемости, методом групповой взаимозаменяемости или селективного подбора, методом регулировки и пригонки.

Сборка методом пригонки производится путем изменения размера одной из деталей, заранее определенной величины, снятия с нее слоя металла. Все другие детали изготавливаются с экономически достижимой точностью для данных условий. Метод регулировки обеспечивает заданную точность в сопряжении путем постановки прокладок, шайб и дополнительных деталей.

Сборка по методу полной взаимозаменяемости наиболее желательна, но ее применение в авторемонтном производстве ограничено из-за использования при комплектации и подборе деталей годных без

£

£

п

В

2

.с Со С/1 ё со

П

2

Х\\\Чч\\\\\

о)

Рис. 2. Схема сортировки деталей на группы: а) посадка с зазором, Т1)=Т<1; б) посадка с зазором, ТО>Т<1; в) посадка с натягом, ТО>Т<1

ремонта, восстановленных и новых, изготовленных с более расширенными полями допусков при последующей сортировке деталей на равное число групп с более узкими групповыми допусками, что обеспечивается методом групповой взаимозаменяемости или методом селективной сборки.

В авторемонтном производстве с помощью селективного подбора обеспечивается точность сборки сопряжений узлов и механизмов, собираемых из деталей трех категорий — новых, восстановленных и изношенных, но с допустимыми износами. Селективная сборка узлов и агрегатов применяется для обеспечения высокой точности при отсутствии возможности точной обработки деталей. Необходимая точность собираемых узлов и механизмов автомобилей достигается путем включения в размерную цепь деталей, изготовленных со сравнительно широкими технологически выполненными допусками, в связи с тем, что изготовление деталей с меньшими допусками связано с увеличением вероятности появления брака и повышением себестоимости. При этом предусматривается дальнейшая комплектация деталей на равное число групп с более узкими групповыми допусками и последующей сборкой деталей по одноименным группам.

Селективным подбором обеспечивается сборка деталей цилиндро-поршневой группы двигателя, таких как поршни, поршневые пальцы, цилиндры, отверстия в бобышках поршня и в верхней головке шатуна; деталей переднего моста — сборка отверстий балки передней оси под клин шкворня поворотной цапфы; деталей заднего моста — сборка крестовины дифференциала и сателлита; деталей коробки передач — сборка наружной обоймы подшипника и диаметра отверстия под подшипник ведущего и ведомого вала.

Для установления числа групп п сортировки деталей необходимо знать требуемые предельные значения групповых зазоров или натягов, которые находят из условия обеспечения наибольшей долговечности соединения, либо допустимую величину группового допуска Тйгр' или ТПгр', определяемую точностью сборки и сортировки деталей, величиной возможной погрешности их формы. При этом отклонения формы не должны превышать группового допуска, поскольку одна и та же деталь может попасть в одну или в другую ближайшую группу в зависимости от того, в каком сечении будет измеряться деталь при сортировке. Из схемы сортировки деталей (рис. 2), при селективной сборке сопрягаемых деталей по посадке с зазором или с натягом, наибольшие зазоры или натяги уменьшаются, а наименьшие увеличиваются, приближаясь с ростом числа групп сортировки к среднему значению зазора или натяга для данной посадки, что делает соединения более стабильными и долговечными. В переходных посадках наибольшие натяги и зазоры уменьшаются, приближаясь с ростом числа групп сортировки к тому натягу или зазору, который соответствует серединам полей допусков деталей. В случай определения числа п групп, когда в исходной посадке наблюдается равенство полей допусков отверстия и вала ТБ=Тй групповой зазор или натяг остаются постоянными при переходе от одной группы к другой (рис. 2 а). При сборке деталей для повышения долговечности подвижных соединений необходимо создавать наименьший допустимый зазор, а для повышения надежности соединений с натягом — наибольший допустимый натяг. В случае, когда поле допуска отверстия больше поля допуска вала ТБ>Тй групповой зазор (или натяг) при переходе от одной группы к другой изменяются (рис. 2б, в), что не обеспечивает однородность соединений. Со-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

Рис. 3. Графическое пояснение образования вероятностным способом отклонений полей допусков вала и отверстия, значений предельных и средних зазоров сопряжения, распределенных по нормальному закону распределения Гаусса

ответственно при равенстве полей допусков отверстия и вала ТБ=Тй наблюдается целесообразность применения метода селективного подбора.

В сопряжениях цилиндрических деталей предельные размеры вала и отверстия являются случайными величинами. Используя правило об алгебраическом суммировании систематических частей величин и квадратическом — случайных [7— 13] и принимая допущение, что распределение предельных размеров вала и отверстия соподчинены нормальному закону распределения в пределах поля допуска отверстия и вала [14], расчет предельных зазоров и натягов в сопряжении проводят вероятностным способом (рис. 3), полагая, что средние (систематические) значения диаметров соответствуют середине поля допуска отверстия и вала (Ес и ес), распределяются симметрично относительно центра группирования по нормальному закону распределения (кривой Гаусса), а случайное рассеивание размеров

от среднего значения размеров составляет половину поля допуска и определяется средним квадрати-

1

ческим отклонением, равным —Т (т. е. ТО= 6сО,

6

Т,=6сд.

d й>

Соответственно, значения зазора или натяга также будут распределяться по нормальному закону симметрично относительно среднего значения зазора или натяга (5С или МС). При этом среднее квадратическое отклонение для посадки (или ан ) определяется выражением

вероятностный допуск посадки (Т^ или ТNN )

ТВ = тN = бст 5

= а

5

N

О

й

а вероятностные предельные зазоры или натяги

: Sc + 3ss - Sc +——;

SБ - S - 3s - S - —S •

Smin ~ SC 3U S ~ SC ^ ;

Nmax - Nc + 3Sn - Nc +

Nmn - Nc - 3sS - Nc

Б

1 N

2

Значения зазора или натяга распределяются по нормальному закону симметрично относительно среднего значения зазора (SC) или натяга (NC) и определяются соответственно средним арифметическим между наибольшим и наименьшим значениями зазоров (Smax, Smjn) или средним арифметическим между наибольшим и наименьшим значениями натягов (N , N . ):

' max m.n'

S + S . с _ max m.n _ p _ ^

Nc

N + N . max mm..

2 "

• Ec.

В переходных посадках числовое значение среднего натяга (Мс) и среднего зазора (5с) определяется выражениями

Рис. 5. Номограмма определения относительного количества деталей в группах при селективной сборке

Y

34,136 Н 34,136 %

13,592 % 2,137% \/< / 13,592 % ЛУ 2,137%

>%>

-За -2а

2а За

Рис. 6. Распределение деталей по зонам дисперсии при нормальном законе распределения

N + N . max min

S + S . max min

N - S max max

S - N max max

2

2

Эмпирические кривые распределения размеров соединяемых деталей используются для сокращения объемов незавершенного производства, образующегося при селективной сборке. Если смещения центров группирования и кривые распределения размеров соединяемых деталей одинаковы и подчиняются нормальному закону распределения, то количество деталей в одноименных группах будет одинаковым. При идентичности кривых распределения сборка деталей одноименных групп (рис. 4) устраняет образование незавершенного производства.

При делении допуска, выраженного в единицах длины, на равные части заменяют делением допуска на части, границы которых выражаются в долях дисперсии (о). Определение относительного количества деталей в каждой группе при выражении их границ в долях о осуществляется по номограмме [9], представленной на рис. 5. По оси абсцисс, имеющей равномерную шкалу, откладываются значения случайной величины х, а по оси ординат — значения интегральной функции вероятностей (Рх<х). Ось ординат имеет трансформированную шкалу вероятностей, для которой график интегральной функции (Рх<х) обращается в прямую линию. В случае, если первая группа имеет сортировочные границы от —2о до — 3о, то относительное количество деталей этой группы будет составлять 2,272 — 0,135 = 2,137 %, тогда относительное количество деталей второй группы при сортировочных границах от — о до —2о составит 15,864 — 2,272= 13,592 %, а относительное количество деталей третьей группы при сортировочных границах ±о будет составлять 84,136—15,864 = 68,272 %.

В четвертой и пятой группах относительное количество деталей соответственно равно 13,592 и 2,137 %. На рис. 6 отображено распределение деталей по зонам о при нормальном законе распределения. Количество сборочных единиц, собранных из деталей третьей группы, примерно в четыре раза больше, чем собранных из первой, второй или четвертой и пятой групп.

Изменение технического состояния цилиндропоршневой группы, а именно, цилиндров, поршневых колец, поршней, поршневых пальцев, шатунов, шеек и вкладышей коленчатого вала зависит от многих факторов эксплуатационного порядка, таких как нагрузка, температурный режим, периодичность и качество технического обслуживания, качество масел, топлива, режима прогрева двигателя. Интенсивность изнашивания деталей цилиндро-поршневой группы двигателя автомобиля определяется конструкцией и состоянием рабочих поверхностей подвижных сопряжений деталей, происходит в условиях высоких температур и часто изменяющихся скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя, является преимущественно результатом процесса граничного трения из-за присутствия абразивных и коррозионно-активных веществ.

К сборке кривошипно-шатунного механизма предъявляются особо жесткие требования с целью обеспечения необходимых зазоров и натягов в сопрягаемых деталях. Цилиндрические сопряжения деталей двигателя, такие как «гильза —поршень», «поршень — поршневой палец — отверстие во втулке верхней головки шатуна в сборе» после их изготовления, непосредственно перед сборкой, сортируют на классы и группы с соответствующей маркировкой. Соединения деталей кривошипно-шатунного механизма собирают по методу групповой взаимозаменяемости, поскольку сборка по методу полной взаимозаменяемости технически и экономически не целесообразна,

Б

Б

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

max

Б

Б

2

e

c

- ec Ec

2

2

Sc -

-Ec - ec

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

а производственные допуски деталей соединения значительно больше, чем технологические требования к допуску посадки. Поэтому существующий производственный допуск на изготовление деталей соединения искусственно уменьшают Td/n; TD/n для получения равенства допусков ТП=ТS, ТП=TN и по суженым допускам TDr; Tdr детали сортируют на размерные группы. При селективной сборке деталей соединения, относящихся к одной размерной группе, посадка сопрягаемых деталей будет обеспечена по методу полной взаимозаменяемости в соответствии с требованиями технической документацией, что предопределяет надежность и долговечность работы сопряжений деталей.

В поршневом пальце маркировка наносится краской на внутренней поверхности, на поршне — в нижней части бобышек, на шатуне — на наружной цилиндрической поверхности малой головки. Согласно конструкторской документации [15], подбор поршней к гильзам цилиндров осуществляется по наружному диаметру поршня и внутреннему диаметру гильзы цилиндров, при этом маркировка групп производится на днище поршня и на посадочном пояске гильзы цилиндров (рис. 7, 8). При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной группы. Количество размерных групп определяется необходимой точностью сборки и допусками для деталей сопряжений.

Согласно конструктивным требованиям [15] комплектование поршней с гильзами цилиндров двигателя ЗМЗ-511.10 автомобиля ГАЗ-3307 осуществляется селективным подбором. В сопряжении «гильза — поршень» внутренний диаметр гильзы цилиндров составляет 0 92+0,060 мм, наружный диаметр юбки

поршня 0 92-

мм по посадке с зазором S =

max

Рис. 7. Подбор поршневых пальцев и поршней из деталей, имеющих одинаковые ремонтные размеры

Sc

S max- N max 0,072 - 0,048

2

2

= 0,012 мм,

изменяются в пределах допуска сопряжения «гильза — поршень»

TП=TD+Td = Smаx+Nmаx =

= 0,072 + 0,048 = 0,120 мм.

При этом числовое значение допуска сопряжения «гильза — поршень» значительно превышает значения допуска посадки на данное сопряжение, установленного техническими требованиями [15]. Для выполнения условия обеспечения точности сборки сопряжения «гильза — поршень»

ТП= TS,

TD+Td = S -S

max min'

= +0,024 мм и Smjп= +0,012 мм. Поршень номинального размера 0 92 мм изготавливают с допуском по диаметру юбки поршня Тй = 0,060 мм с наибольшим предельным размером йтах=91,988 мм и наименьшим предельным размером йтп = 92,048 мм. Внутренний диаметр гильзы цилиндра номинального размера 0 92 мм изготавливают с допуском ТБ=0,060 мм с наибольшим предельным размером Бтах=92,060 мм. Если произвести сборку данного сопряжения без подбора, методом полной взаимозаменяемости, характеристики посадки будут иметь следующие числовые значения

Smax=Dmax dmjп=ES =

= 92,060 — 91,988 = 0,072 мм,

N =d -D = es—EI=

max max mjn

= 92,048 — 92 = 0,048 мм,

существующий производственный допуск на изготовление деталей соединения искусственно уменьшают путем деления его на пять равных частей

п=ТП^=0,060/0,012 = 5.

Групповой допуск размерной группы

ТБг = ТБ/п = 0,060/5 = 0,012 мм,

Тйг = Тй/п = 0,060/5 = 0,012 мм.

В табл. 1 приведены группы действительных ремонтных размеров сопряжения внутреннего диаметра гильзы цилиндров с наружным диаметра юбки поршня автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10, маркировка по группам сопряжения при комплектации поршней с гильзами цилиндров. На рис. 9 представлена схема расположения полей допусков до и после селективной сборки.

0,012

Группа гильзы

Группа поршня

Рис. 8. Подбор поршней с гильзами цилиндров с простановкой маркировки группы на днище поршня и на посадочном пояске гильзы цилиндра

Таблица 1

Группы действительных ремонтных размеров сопряжения внутреннего диаметра гильзы цилиндров и наружного диаметра юбки поршня автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10 с указанием маркировки

Группы действительных ремонтных размеров гильзы цилиндра, мм Группы действительных ремонтных размеров юбки поршня, мм Маркировка

92,000-92,012 91,988-92,000 А

92,012-92,024 92,000-92,012 Б

92,024-92,036 92,012-92,024 В

92,036-92,048 92,024-92,036 Г

92,048-92,060 92,036-92,048 Д

Примечание: все измерения производятся при температуре 20 °С по ГОСТ 8.050-73 [16]

Рис. 9. Схема расположения полей допусков до и после селективной сборки в сопряжении внутреннего диаметра гильзы цилиндров и наружного диаметра юбки поршня

двигателя ЗМЗ-511.10

Вероятностный допуск и среднеквадратическое отклонение посадки составят

Твп =^(ТП)2 + (Тй)2 = V602 + 602 = 84,853 мкм, 1 1

°п = Ъ5(Н) = 6 • тп = 6 • 84,85 = 14,142 мкм.

Вероятностные характеристики посадки будут изменяться в пределах

ТБ 84 85

*В = *с + = 12 + = 54,425 мкм;

п 2 2

Тв 84 85

NП = № - Тп- = 12 - 84,85 = 30,425 мкм. п 2 2

Аргумент функции Лапласа ^ш) для данного сопряжения составляет

2ш = *N1 = = 0,845.

SS(N) 14,142

Согласно табличным данным [17], числовое значение функции Лапласа составило

Фо(гш) = Фо(0,849) = 0,3023.

Распределение предельных размеров деталей при изготовлении распределяется по закону нормального распределения в пределах поля допуска гильзы цилиндров и поршня. Соответственно, при расчете вероятностных предельных зазоров или натягов принималось условие их распределения согласно нормального закона распределения.

Вероятность появления зазоров (натягов) в сопряжении

Р1(^)=0,5±Фо(гт),

определена относительной величиной зазоров и натягов в исследуемом сопряжении

P(S)=0,5 + 0,3023 = 0,802 = 80,2 %;

^(N=0,5 — 0,3023 = 0,198= 19,8 %.

При сборке внутреннего диаметра гильзы цилиндров и наружного диаметра юбки поршня автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10 примерно 80,2 % составят соединения с зазорами и 19,8 % — с натягами. Графическое пояснение вероятностного распределения зазоров и натягов сопряжения отображено на рис. 10.

Согласно техническим требованиям [15], вследствие того, что точность центрирования деталей в соединениях определяет наибольший допустимый зазор при заданном значении радиального биения (БСИЯ) на нормируемой длине вдоль внутренней цилиндрической поверхности гильзы цилиндров в сопряжении «гильза —поршень», определяемый разностью наибольшего и наименьшего расстояний от всех точек реальной поверхности в пределах нормируемого участка до базовой оси, одним из требований к цилиндрическому сопряжению «гильза —поршень» является указание числового значения зазора в сопряжении, определяемого замыкающим звеном размерной цепи (рис. 11)

АД = А2-АГ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

129

Рис. 10. Вероятностное распределение зазоров и натягов в сопряжении внутреннего диаметра гильзы цилиндров и наружного диаметра юбки поршня двигателя ЗМЗ-511.10

Рис. 11. Размерная цепь цилиндрического сопряжения «гильза—поршень», образующая зазор

Таблица 2

Группы действительных ремонтных размеров цилиндрических сопряжений деталей цилиндро-поршневой группы автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10 «отверстие в поршне под установку поршневого пальца — поршневой палец», «поршневой палец — отверстие во втулке в верхней головке шатуна в сборе» и их маркировка

Группы действительных ремонтных размеров поршневого пальца, мм Группы действительных ремонтных размеров отверстии поршня, мм Группы действительных ремонтных размеров отверстия во втулке малой головки шатуна в сборе, мм Цвет маркировки

25,0000-24,9975 25,0000-24,9975 25,0070-25,0045 белый

24,9975-24,9950 24,9975-24,9950 25,0045-25,0020 зеленый

24,9950-24,9925 24,9950-24,9925 25,0020-24,9995 желтый

24,9925-24,9900 24,9925-24,9900 24,9995-24,9970 красный

Примечание: все измерения производятся при температуре 20 °С по ГОСТ 8.050 - 73 [16]

Исходя из графического представления вероятностного распределения зазоров и натягов в сопряжениях, применяя стандартные обозначения выведена функциональная расчетная зависимость определения теоретического зазора и натяга в цилиндрическом сопряжении «гильза —поршень», где зазор является замыкающим звеном размерной цепи

_ гъ-Ё5 лев

-\d +

(ES + Е1) ± (ES + Е1) 2 _ 2

(ев + ег) (ев + ег)л

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= (Ес - ес) ±д/(0,5 • Тй)2 + (0,5 • Тв)2 = Sc ± Тп.

где D, d — номинальные диаметры гильзы цилиндров

и юбки поршня двигателя; мм; Тй, Ти — допуски поршня и гильзы цилиндров, мм; Ес, ес — средние значения полей допусков соответственно гильзы цилиндров и поршня.

В табл. 2 приведены группы действительных ремонтных размеров сопряжений деталей цилиндропоршневой группы автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10 [15] таких как «отверстие в поршне под установку поршневого пальца—поршневой палец» и «поршневой палец — отверстие во втулке верхней головке шатуна в сборе», их маркировка, а на рис. 12—14 — схемы расположения полей допусков до и после селективной сборки, графическое пояснение вероятностного распределения зазоров и натягов в указанных сопряжениях.

Согласно техническим требованиям [15], комплектование деталей автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10, таких как поршней с поршневыми пальцами

Рис. 12. Схема расположения полей допусков в сопряжениях деталей цилиндро-поршневой группы двигателя ЗМЗ-511.10 «отверстие в поршне под установку поршневого пальца - поршневой палец» и «поршневой палец - отверстия во втулке верхней головке шатуна в сборе»

ОтвеОС/Пие в поршне под установке поршневого польий

ПППШНРІЇПЙ ПППРИ

Рис. 13. Вероятностное распределение зазоров и натягов в сопряжении «отверстие в поршне под установку поршневого пальца - поршневой палец» деталей цилиндро-поршневой группы ЗМЗ-511.10

от берет ue b Зронзобои

Рис. 14. Вероятностное распределение зазоров и натягов в сопряжении «поршневой палец - отверстие во втулке верхней головке шатуна в сборе» деталей цилиндро-поршневой группы ЗМЗ-511.10

и с отверстием в верхней головкой шатунов в сборе, осуществляется групповой взаимозаменяемостью или методом селективного подбора.

В сопряжениях «отверстие в поршне под установку поршневого пальца - поршневой палец» и «поршневой палец - отверстие во втулке верхней головки шатуна в сборе» внутренний диаметр отверстия в поршне под установку поршневого пальца составляет 0 25-0010 мм, наружный диаметр поршневого пальца 0 25-0010 мм, внутренний диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна в сборе 0 25'++0<003 мм. Соединение «отверстие в поршне под установку поршневого пальца - поршневой палец» осу-

ществляется по переходной посадке Smax= +0,025 мм, N =0,025 мм, а сопряжение «поршневой палец —

max << it г “I

отверстия во втулке верхней головки шатуна в сборе» — по посадке с натягом N =+0,095 мм и N . =

* max ' min

= +0,045 мм. Внутренний диаметр отверстия в поршне под установке поршневого пальца номинального диаметра 0 25 мм изготавливают с допуском TD1= = 0,010 мм с наибольшим предельным размером Dlmax=25 мм и наименьшим предельным размером D1min = 24,990 мм. Наружный диаметр поршневого пальца номинального размера 0 25 мм изготавливают с допуском Td=0,010 мм с наибольшим предельным размером dmax= 25 мм и наименьшим предельным

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

размером йтШ = 24,990 мм. Внутренний диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна в сборе номинального диаметра 0 25 мм изготавливают с допуском ГО2 =0,010 мм наибольшим предельным размером &2шах= 25,007 мм и наименьшим предельным размером &2ш1п = 24,997 мм.

Вследствие того, что точность центрирования деталей в соединениях определяет наибольший допустимый зазор при заданном значении радиального биения (БСЫК) на нормируемой длине вдоль внутренней цилиндрической поверхности гильзы цилиндров в сопряжении «гильза - поршень», определяемый разностью наибольшего и наименьшего расстояний от всех точек реальной поверхности в пределах нормируемого участка до базовой оси, одним из требований к цилиндрическому сопряжению «гильза - поршень» является указание числового значения зазора в сопряжении, определяемого замыкающим звеном размерной цепи. Исходя из графического представления вероятностного распределения зазоров и натягов в сопряжениях и применяя стандартные обозначения выведена функциональная расчетная зависимость определения теоретического зазора и натяга в цилиндрическом сопряжении «гильза-поршень». На основании изложенной методики вероятностного распределения характеристик цилиндрических сопряжений, вероятность распределения зазоров и натягов в сопряжении «отверстие в поршне под установку поршневого пальца - поршневой палец» соединения с зазорами приблизительно распределяются с вероятностью 50 %, и соединения с натягами также распределяются приблизительно с вероятностью 50 %. В сопряжении «поршневой палец-отверстие во втулке верхней головки шатуна в сборе» соединения с натягами составят приблизительно 99,8 %, а соединения с зазорами — 0,2 %. При комплектовании и селективном подборе внутреннего диаметра гильзы цилиндров и наружного диаметра юбки поршня автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10 вероятность соединений с зазорами составит приблизительно 80,2 %, а соединений с натягами — 19,8 %.

Библиографический список

1. ГОСТ 25346-89 (СТ СЭВ 145-88). Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений. - Введ. 1990-01-01. - Взамен ГОСТ 25346-82. - М. : Изд-во стандартов, 1992. - 26 с.

2. ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-88). Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки. - Введ. 1983-07-01. -М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 54 с.

3. ГОСТ 24642-81 (СТ СЭВ 301-88). Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения. Основные термины и определения. — Введ. 1981 — 01—07. — М. : Изд-во стандартов, 1990. — 70 с.

4. ГОСТ 24643-81 (СТ СЭВ 646-77). Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения. Числовые значения. — Введ. 1981 — 01—07. — М. : Изд-во стандартов, 1981. - 16 с.

5. ГОСТ 21495-76. Базирование и базы в машиностроении. Термины и определения. — Введ. 1977-01-01. — М. : Изд-во стандартов, 1982 г. — 37 с.

6. Технология ремонта машин и оборудования / Под общ. ред. И. С. Левитского. — М. : Колос, 1975. — 560 с.

7. Глухов, В. И. Метрологическое обеспечение качества по точности геометрических величин : учеб. пособие / В. И. Глухов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. — 140 с.

8. Глухов, В. И. Теория измерений геометрических величин деталей : учеб. пособие / В. И. Глухов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012 . — 108 с.

9. Чигрик, Н. Н. Основы метрологии : конспект лекций / Н. Н. Чигрик. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006. — 104 с.

10. Чигрик, Н. Н. Основы стандартизации : учебное пособие для вузов / Н. Н. Чигрик. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007 . — 112 с.

11. Чигрик, Н. Н. Методы обнаружения и исключения

систематической составляющей погрешности результатов измерений : метод. указания / Н. Н. Чигрик, С. Ф. Елецкая. —

Омск : Изд-во ОмГТУ, 2005. — 24 с.

12. Чигрик, Н. Н. Методы дисперсионного анализа в теории погрешностей : метод. указания / Н. Н. Чигрик. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006. — 27 с.

13. Чигрик, Н. Н. Выявление и исследование первичных

погрешностей измерительного прибора : метод. указания / Н. Н. Чигрик. — Омск : СибАДИ, 2009. — 16 с.

14. Допуски и посадки : справ. В 2 ч. Ч. 1 / В. Д. Мягков

[и др.]. — 6-е изд., перераб. и доп. — Л. : Машиностроение. Ленинград. отделение, 1982. — 543 с.

15. ГАЗ-3307. ГАЗ-3309. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. — М. : Издательский дом Третий Рим, 2007. — 188 с.

16. ГОСТ 8.050-73 (СТ СЭВ 1155-78). Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений. — Введ. 1981 — 01—01. — М. : Изд-во стандартов, 1988. — 11 с.

17. Сергеев, А. Г. Метрология : учеб. пособие для вузов / А. Г. Сергеев, В. В. Крохин.— М. : Логос, 2001. — 408 с.

ЧИГРИК Надежда Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), преподаватель спецдис-циплин.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.03.2013 г.

© Н. Н. Чигрик

Поправка

В журнале «Омский научный вестник», № 3(103), 2011 г., в разделе «Машиностроение и машиноведение» название статьи авторов М. А. Зверева, Вал. И. Сурикова, Вад. И. Сурикова, Н. А. Прокудиной следует читать: «Мультиплетность процессов а-релаксации в композитах на основе полифениленсульфида».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.