Научная статья на тему 'АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ НА ЭЛЕКТРОВОЗАХ И ЭЛЕКТРОПОЕЗДАХ'

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ НА ЭЛЕКТРОВОЗАХ И ЭЛЕКТРОПОЕЗДАХ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электровозы / электропоезда / аккумуляторные батареи / electric locomotives / electric trains / rechargeable batteries

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Осипов С. А.

В работе рассмотрено: применение, маркировка, состав, изготовление, направления и перспективы развития аккумуляторных батарей на электропоездах и электровозах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECHARGEABLE BATTERIES ON ELECTRIC LOCOMOTIVES AND ELECTRIC TRAINS

The paper considers: application, labeling, composition, manufacture, directions and prospects for the development of batteries on electric trains and electric locomotives.

Текст научной работы на тему «АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ НА ЭЛЕКТРОВОЗАХ И ЭЛЕКТРОПОЕЗДАХ»

УДК 629.423.32

Осипов С.А.

студент

Уральский государственный университет путей сообщения (Екатеринбург, Россия)

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ НА ЭЛЕКТРОВОЗАХ И ЭЛЕКТРОПОЕЗДАХ

Аннотация: в работе рассмотрено: применение, маркировка, состав, изготовление, направления и перспективы развития аккумуляторных батарей на электропоездах и электровозах.

Ключевые слова: электровозы, электропоезда, аккумуляторные батареи.

Элементы аккумуляторных батарей, используемых в электровозах и электропоездах, работают как источник питания для систем управления, осветительных и сигнальных устройств, когда генераторы не функционируют. Они также необходимы для запуска мотор-компрессоров, которые подают сжатый воздух для приведения в действие токоприемников и наполнения воздушного резервуара главного выключателя в случае нехватки воздуха в главных резервуарах электровоза.

Технические характеристики и маркировка

Аккумуляторы производят согласно техническим условиям ИРФБ.563414.024 ТУ.

В условной номенклатуре аккумуляторов для аккумуляторов цифры и буквы обозначают следующее: Первые цифры (26, 38, 40, 56, 84) указывают на количество последовательно расположенных аккумуляторов в батарее,

буквы обозначают тип электрохимической системы (НЖ, F - никель-железные, НК, К - никель-кадмиевые), режим разряда ^ - длительный), область применения (В - вагонная, Т - тяговая, Ц - для цельнометаллических

вагонов), конструктивные особенности (М - мипластовая, Н - намазная, П -панцирная),

Следующая группа цифр (250, 350...) отражает номинальную ёмкость аккумулятора в ампер-часах,

Буквы: Р - аккумуляторы в пластиковом контейнере, Н - высокий вариант, У - климатические условия (У - для умеренного климата),

Последняя цифра указывает на категорию размещения (2 - под навесом или в помещении с аналогичными условиями, но без солнечной радиации и осадков).

Например, для электровоза ВЛ-80К используется АБ 42НК-125, что означает 42 элемента в батарее, никель-кадмиевую систему и ёмкость 125 А/ч.

Типы аккумуляторных батарей

Существует два основных типа аккумуляторных батарей: кислотные и щелочные. Они имеют схожую конструкцию, но отличаются внутренним наполнением. Кислотные батареи состоят из двух электродов, помещенных в раствор серной кислоты (электролит). Щелочные батареи более распространены благодаря использованию недорогих материалов, таких как никель или железо, в составе раствора едкого калия.

Процесс производства аккумуляторов

1. Изготовление пластин. Пластины для свинцового аккумулятора изготавливаются из свинца, причем они имеют решетчатую структуру для увеличения поверхности, омываемой электролитом.

2. Сборка пластин в блоки. Это осуществляется с помощью контактных планок и шпилек. Каждый блок имеет два выводных борны.

3. Установка в резервуар. Блоки помещаются в металлический бак, который закрывается герметичной крышкой, а борны изолируются.

4. Заливка электролита. Для аккумуляторов используется раствор едкого калия с добавлением моногидрата лития, что удлиняет их срок службы. Плотность раствора поддерживается на уровне 1,19-1,21 г/см3 на протяжении всего заряда и разряда.

5. Изоляция. На каждый аккумулятор надевается защитный чехол.

6. Монтаж. Аккумуляторная батарея устанавливается в стальные ящики с дополнительной изоляцией.

Основные направления улучшения аккумуляторов:

1. Замену мипласт-сепараторов на комбинированные.

2. Введение модификаторов в активные массы.

3. Использование коррозионно-стойких сплавов для отливки.

4. Совершенствование режимов эксплуатации.

Эти инновации могут значительно продлить срок службы аккумуляторов и увеличить количество циклов заряда - разрядов.

Перспективы развития АБ

Инновационные аккумуляторные батареи для подвижного состава. TPPL (Thin Plate Pure Lead - тонкие пластины из первичного свинца) — это технология производства герметизированных свинцово-кислотных AGM (Absorbent Glass Mat - абсорбирующее стекловолокно). Электролит в батареях с данной технологией не жидкий, он абсорбирован стекловолоконными матами, которые заполняют пространство между пластинам. аккумуляторов, суть TTPL в том, что пластины изготавливаются из чистого свинца под особым давлением. В результате получается тонкопластинчатый чистый свинец. Основными преимуществами являются:

1. Созданы под установку в аккумуляторные ящики без изменения конструкторской документации.

2. Обладают низким временем заряда - два часа до 80% от номинальной емкости.

3. Полностью интегрированы для работы со стабилизаторами зарядного напряжения и их модификациями.

4. Пластины имеют толщину от трети до четверти стандартной толщины.

5. Такие аккумуляторы не требуют технического обслуживания и доливки электролита.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шапот М.Б. // Электрохимическая энергетика. 2007. Т. 7, № 1. С. 42-46;

2. Бейбулатова С.И. Необслуживаемые аккумуляторы для железнодорожной автоматики и телемеханики, 2012;

3. В.С. Лаврус. Источники энергии, 1997;

4. Мартин Волш, TPPL Battery Technology: past & future, 2020;

5. Устройство и ремонт электровозов и электропоездов: учебник для нач. проф. образования / А.В. Грищенко,. В.В. Стрекопытов, И.А. Ролле, 2008

Osipov S.A.

Ural State University of Railway Engineering (Ekaterinburg, Russia)

RECHARGEABLE BATTERIES ON ELECTRIC LOCOMOTIVES AND ELECTRIC TRAINS

Abstract: the paper considers: application, labeling, composition, manufacture, directions and prospects for the development of batteries on electric trains and electric locomotives.

Keywords: electric locomotives, electric trains, rechargeable batteries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.