Научная статья на тему 'АККРЕДИТАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АККРЕДИТАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробко А.И., Казарян М.Ю.

В статье рассмотрены особенности проведения процедуры государственной аккредитации и методические вопросы подготовки к данной процедуре на примере медицинских высших учебных заведений. Показаны основные этапы управления методическими процессами в ходе подготовки к аккредитационной процедуре основных образовательных программ высшего образования. Охарактеризованы компоненты документов, представляемых к государственной аккредитации в соответствие с нормативно-правовыми основами осуществления образовательного процесса и аккредитационной процедуры. Дано описание структурных элементов основной образовательной программы. Представлена специфика оценки качества образования в рамках компетент-ностного подхода. Также приводится анализ структуры учебного плана по программам специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки и специфика компетенций в указанных уровнях высшего образования. В заключении статьи сделан вывод о необходимости тщательного методического сопровождения процесса подготовки документации образовательной организации к процедуре государственной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробко А.И., Казарян М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCREDITATION CRITERIA FOR THE MANAGEMENT OF METHODOLOGICAL PROCESSES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article discusses the peculiarities of the state accreditation procedure and methodological issues of preparation for this procedure on the example of medical higher educational institutions. The main stages of methodological process management during the preparation for the accreditation procedure of the main higher education programs of are shown. The components of documents submitted for state accreditation in accordance with the regulatory framework for the educational process and accreditation procedure are described. The structural elements of the main educational program are described. The specifics of the assessing the quality of education within the framework of a competence approach are presented. The article also provides an analysis of the structure of the curriculum for specialist degree programs, residency and assistant-internship programs, and the specific features of competences in these levels of higher education. It is concluded that there is a need for careful methodological support of the process of preparing the documentation of the educational organization for the procedure of state accreditation.

Текст научной работы на тему «АККРЕДИТАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1 _)

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-118-132 А.И. Коробко, М.Ю. Казарян

Российский национальный исследовательский медицинский университет

имени Н.И. Пирогова,

117997 г. Москва, Российская Федерация

Аккредитационные критерии управления методическими процессами в системе высшего образования

о о

В статье рассмотрены особенности проведения процедуры государственной аккредитации и методические вопросы подготовки к данной процедуре на примере медицинских высших учебных заведений. Показаны основные этапы управления методическими процессами в ходе подготовки к аккреди-тационной процедуре основных образовательных программ высшего образования. Охарактеризованы компоненты документов, представляемых к государственной аккредитации в соответствие с нормативно-правовыми основами осуществления образовательного процесса и аккредитационной процедуры. Дано описание структурных элементов основной образовательной программы. Представлена специфика оценки качества образования в рамках компетент-ностного подхода. Также приводится анализ структуры учебного плана по программам специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки и специфика компетенций в указанных уровнях высшего образования. В заключении статьи сделан вывод о необходимости тщательного методического сопровождения процесса подготовки документации образовательной организации к процедуре государственной аккредитации.

Ключевые слова: аккредитационная экспертиза, компетентностью подход, методическое управление программами, образовательная программа

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Коробко А.И., Казарян М.Ю. Аккредитационные кри-^ Ец терии управления методическими процессами в системе высшего обра-

ш ^ § зования // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 118-132.

1 ^ Ш 001: 10.31862/2500-297Х-2021-1-118-132

О ^ о о а.

^ с о

© Коробко А.И., Казарян М.Ю., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Педагогика и психология образования. 2021. № 1 DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-118-132

A.I. Korobko, M.Yu. Kazaryan

Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, 117997, Russian Federation

Accreditation criteria for the management of methodological processes in the system of higher education

The article discusses the peculiarities of the state accreditation procedure and methodological issues of preparation for this procedure on the example of medical higher educational institutions. The main stages of methodological process management during the preparation for the accreditation procedure of the main higher education programs of are shown. The components of documents submitted for state accreditation in accordance with the regulatory framework for the educational process and accreditation procedure are described. The structural elements of the main educational program are described. The specifics of the assessing the quality of education within the framework of a competence approach are presented. The article also provides an analysis of the structure of the curriculum for specialist degree programs, residency and assistant-internship programs, and the specific features of competences in these levels of higher education. It is concluded that there is a need for careful methodological support of the process of preparing the documentation of the educational organization for the procedure of state accreditation.

Key words: accreditation expertise, competence approach, methodical program management, educational program

CITATION: Korobko A.I., Kazaryan M.Yu. Accreditation criteria for the management

of methodological processes in the system of higher education. Pedagogy and 0

Psychology of Education. 2021. No. 1. Pp. 118-132. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500- 2 o

297X-2021-1-118-132 § |

o 5

Особенностью современного общества следует рассматривать возрастающую роль профессионального образования, являющегося базой для экономического роста, развития политических и социальных процессов.

sum

S ¡Ó О

о ^

о о ^

Это естественным образом связано с усилением внимания к требованиям, предъявляемым к результатам освоения основных образовательных программ в высших учебных заведениях. Специфика подготовки специалиста не может определяться исключительно объемом часов, знаний, форм деятельности. В современном образовании на первый план выходят качественные характеристики образовательного процесса.

Выпускники высших учебных заведений могут быть либо подготовленными для решения строго определенных профессиональных задач, либо обладать общими, инвариантными, раскрывающими внутренние резервы специалиста ресурсами, позволяющими самостоятельно продвигаться не только в выбранной специальности, но и в других профессиональных областях. Реализация такого подхода определяет необходимость формулирования у обучающихся компетенций как интегрированного результата образования, включающего в себя когнитивные, коммуникативные, мотивационные, аксиологические, операционально-технические, мировоззренческие и иные характеристики.

Важным звеном в реализации образования является процедура государственной аккредитации, определяющая соответствие реализации образовательных программ в каждом конкретном образовательном учреждении требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Целью данной статьи является структурирование этапов управления методическими процессами в ходе подготовки к аккредитационной процедуре по основным образовательным программам высшего образования.

В российское образование понятие «аккредитация» было введено в 1992 г. в связи с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время процесс государственной аккредитации образовательной деятельности регулируется ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (docs.cntd.ru/document/902389617), а также нормативными правовыми актами общего и частного характера: Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности») (www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_154680/); приказом Минобрнауки России 5 ^ от 09.11.2016 г. № 1385 «Об утверждении перечней документов и мате-ш § § риалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность или ее филиал» (docs.cntd.ru/document/420382998); приказом Минобрнауки России от 09.11.2016 г. № 1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных

о

sum к М О s % m О ^ о о О.

^ с о

организации, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы». (base.garant.ru/71557936/); приказом Минобрнауки России от 17.01.2017 г. № 24 «Об утверждении форм отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов и (или) представителей экспертных организаций, составленного по результатам аккредитационной экспертизы» (rg.ru/2017/02/20/штоЬг-рпк^24^йе-dok.html).

Основной целью государственной аккредитации является подтверждение факта соответствия образовательных программ подготовки обучающихся в образовательных организациях требованиям государственных образовательных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов [3]. Если нормативные правовые документы и образовательные стандарты устанавливают порядок и нормы осуществления образовательного процесса, то процедура аккредитации, в свою очередь, определяет критерии контроля качества освоения основных образовательных программ и удостоверяет соответствие образовательной деятельности в конкретной образовательной организации выделенным критериям. Однако подготовка к аккредитации - процесс непростой и встречающий на своем пути много «подводных камней».

Процедура подготовки и проведения государственной аккредитации образовательной деятельности включает в себя два основных этапа.

1. Подготовка и представление документов для проведения государственной аккредитации. В течение 10 рабочих дней происходит рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, проверяется достоверность представленных сведений. В результате первого этапа возможно либо принятие заявление к рассмотрению по существу, либо отправка уведомления о несоответствии, что возвращает образовательную организацию к начальной ступени подготовки документов.

В процессе первого этапа может быть выявлена недостоверная информация, предоставленная в документации, не соответствующая материалам на сайте образовательной организации (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации, локальные акты, результаты самообследования, сведения о контингенте, сведения о научно-педагогических работниках, учебные планы и программы, учебно-методические материалы, материально-техническое обеспечение, финансовые усло- ё§ вия реализации), а также данным самой образовательной организа- ^ ции (заявление о проведении государственной аккредитации, сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государствен- ^ т ной аккредитации). Результаты предварительного анализа информа- § ^^

о о

^ и ^ Е ш О

ции, документов и материалов проверяются в ходе аккредитационной

экспертизы. В связи с этим следует внимательно относиться к обновлению информации на сайте и к соответствию предоставляемой информации сведениям, выложенным на официальном сайте.

2. Собственно процесс аккредитационной экспертизы, который занимает не более 105 календарных дней и который завершается либо принятием решения о государственной аккредитации и выдачей свидетельства, либо отказом в государственной аккредитации. Здесь можно выделить следующие подэтапы:

а) подготовка и утверждение распоряжения о проведении аккредита-ционной экспертизы (30 календарных дней со дня приема заявления);

б) проведение аккредитационной экспертизы (с выездом экспертов в образовательную организацию или без выезда; около 3-5 рабочих дней);

в) подготовка экспертами отчетов по образовательным программам, заявленным к аккредитации;

г) подготовка заключения руководителем экспертной группы;

д) проверка отчетных документов и материалов;

е) подготовка заключения экспертов по результатам аккредитацион-ной экспертизы в отношении образовательной программы на предмет соответствия ее содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

ж) принятие решения и издание соответствующего распорядительного акта уполномоченным государственным органом (Рособрнадзором).

В случае отказа в аккредитации образовательной программы образовательной организации предоставляется возможность через 1 год вновь подавать документы. В случае положительного решения образовательной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации.

Аккредитационная экспертиза проводится экспертной группой, работающей на принципах объективности, ответственности экспертов за проведение и качество аккредитационной экспертизы, компетентности и независимости экспертов. Экспертная группа определяет соответствие содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) и условий подготовки обучающихся требованиям федеральных государ-§ | ственных образовательных стандартов, а также оценивает качество под-£ I § готовки обучающихся, степень достижения планируемых результатов ы 5 | освоения образовательной программы и (или) планируемых результатов ^ ^ 8 обучения по дисциплине (модулю), практике.

§ Одним из показателей качества образовательной деятельности, осу-

о о

ществляемой в образовательном учреждении, является анализ основных

образовательных программ по направлениям подготовки (специальностям), которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией на основе федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов.

Основная образовательная программа содержит, во-первых, комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), во-вторых, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практики, рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (для программ бакалавриата и программ специалитета), программы итоговой (государственной итоговой) аттестации, оценочных и методических материалов. Таким образом, основная образовательная программа раскрывает структуру, содержание и условия реализации образовательного процесса, характеризует условия его реализации с точки зрения общесистемных, кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методических параметров.

В основной образовательной программе содержится детализация особенностей профессиональной подготовки специалиста, при этом правовой статус данного документа остается неопределенным. Это является противоречием, которое пока непреодолимо: с одной стороны, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации обеспечивают Федеральные государственные образовательные стандарты, а с другой - в них дано указание на самостоятельное формирование основной образовательной программы в образовательной организации. Это дает образовательным организациям поле для творческого подхода к отбору содержания образования (за исключением дисциплин «философия», «иностранный язык», «история», «безопасность жизнедеятельности» и «физическая культура и спорт»), но не способствует единству образовательного пространства.

При формировании основной образовательной программы следует обратить внимание на две ее стороны - содержание и качество образования. В процессе аккредитационной экспертизы происходит анализ и оценка обеих сторон. 2 о

Оценка содержания основной образовательной программы осущест- Ц вляется по следующим параметрам: ш

1. Объем, сроки реализации, планируемые результаты образования.

2. Формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы.

о

^ и т Е й О

^ А Я

3. Требования к структуре программы.

4. Требования к условиям реализации программы (общесистемные, требования к кадровым условиям реализации программы, к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы).

Оценка качества основной образовательной программы предусматривает анализ следующих компонентов:

1. Результаты освоения основной образовательной программы.

2. Методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

3. Экспертиза оценочных материалов (фонда оценочных средств).

4. Оценка сформированности компетенций обучающихся по основной образовательной программе.

5. Анкетирование обучающихся и научно-педагогических работников.

6. Наличие системы внутренней оценки качества.

7. Наличие результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Составляющие образовательного процесса, представленные в основной образовательной программе, четко показывают выстраивание самого процесса. Так, например, в основной образовательной программе обязательно должна быть определена основная структура образовательной программы, реализуемая в учебном плане по направлению подготовки (специальности).

Сравним структуру и содержательное построение программы специа-литета, программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки (табл. 1).

Наполняют структурные части учебного плана образовательной программы собственно дисциплины (модули), представленные рабочими программами, и практики, представленные программами практик. Рабочая программа дисциплины - это инструмент, характеризующий не только цели, задачи и тематический план дисциплины, но план действий, раскрывающий и выстраивающий этапы достижения обучающимися основных образовательных результатов. Поэтому в процессе аккредитационной экспертизы происходит анализ содержания рабочих программ дисциплин (модулей), программ практики, причем ^ о особое внимание направлено на выявление соответствия по следую-5 ^ щим параметрам:

| ^ § - тематики рабочей программы дисциплины (модуля), программы прак-^ 5 2 тики учебному плану;

^ ^ ^ - компетенций рабочей программы дисциплины (модуля), програм-

§ мы практики и общей характеристики образовательной программы

— со

(матрицы компетенций);

- компетенций и индикаторов рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики;

- компетенций рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики и оценочных средств;

- тематики рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики и списка литературы.

Как можно увидеть, компетенциям отведена значительная роль при мониторинге предполагаемых результатов освоения образовательной программы. Акцент переносится с изолированных характеристик результатов обучения «знания, умения, навыки» к комплексу компетенций, формируемому последовательно в ходе образовательного процесса (вертикально путем преемственности и горизонтально посредством формирования одной и той же компетенции не одной, а несколькими дисциплинами с разных сторон) и позволяющему выпускнику эффективно реализовывать себя в профессиональной деятельности. Особое значение начинает приобретать «опыт практической деятельности» как деятельностный индикатор личностного и профессионального развития: «знать, что делать и как делать» [1]. То есть компетенцию следует рассматривать именно с точки зрения деятельностной позиции, как «характеристику деятельности и активности субъекта» [2].

Реализация компетентностного подхода подразумевает, что анализ качества образования должен происходить посредством оценки динамики развития компетенций у обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Компетенции можно рассматривать как комплексный результат профессионального образования, позволяющий субъекту эффективно выполнять профессиональную деятельность, реализуя внутренние и внешние ресурсы. В этом отношении важны не только исключительно профессионально-ориентированные компетенции, но и широкий спектр коммуникативных, личностных, когнитивных и иных характеристик, которые должен демонстрировать выпускник по результатам освоения основной образовательной программы. В том числе, компетенции следует рассматривать и как связующее звено между теоретическими знаниями и опытом практического решения конкретных и проблемных профессиональных задач.

В связи с этим аккредитационная экспертиза уделяет внимание соот- ^ о ветствию компетенций, указанных в основной образовательной про- ч грамме, требованиям федеральных государственных образовательных ш стандартов по направлению подготовки (специальности). Здесь можно отметить сложность, которая увеличивает и без того немалый объем р документов, которые необходимо подготовить к аккредитационной § процедуре. ,

о

^ и й Е ш О

Теория и методика 6 профессионального образования

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнение структуры и содержательного построения программ специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки

Структурная часть учебного плана Содержание по программам специалитета Содержание по программам ординатуры Содержание по программам ассистентуры-стажировки

Блок 1 «Дисциплины (модули)» Базовая часть Дисциплины (модули): - установленные ФГОС ВО; - обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций; - обеспечивающие формирование универсальных и (или) профессиональных компетенций (по решению образовательной организации). Дисциплины (модули) являются обязательными независимо от направленности программы Вариативная часть Дисциплины (модули): - по физ. культуре и спорту в объеме не менее 328 часов (в рамках элективных дисциплин); - обеспечивающие формирование универсальных и (или) профессиональных компетенций (по решению образовательной организации). Определяются самостоятельно в соответствии с направленностью программы Базовая часть Дисциплины (модули) являются обязательными для освоения. Набор обязательных дисциплин (модулей) организация определяет самостоятельно в объеме, установленном стандартом Вариативная часть Дисциплины обеспечивают освоение профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях Базовая часть Дисциплины (модули) являются обязательными для освоения. Набор обязательных дисциплин (модулей) организация определяет самостоятельно в объеме, установленном стандартом Вариативная часть Дисциплины (модули) обеспечивают освоение профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности различных организациях

о <

1

О

О

Блок 2 «Практики» Базовая часть Учебные и производственные практики: - обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций; - обеспечивающие формирование универсальных и профессиональных компетенций (по решению образовательной организации) Вариативная часть Учебные и производственные практики: - обеспечивающие формирование универсальных и профессиональных компетенций (по решению образовательной организации) Базовая часть Вариативная часть Входит производственная (клиническая) практика, обеспечивающая освоение выпускником профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях Базовая часть Вариативная часть Входит производственная (педагогическая и творческая) практика

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» Базовая часть: - подготовка и сдача государственного экзамена (экзамена); - подготовка и защита выпускной квалификационной работы Базовая часть: - подготовка и сдача государственного экзамена (экзамена); - представление научного доклада об основных результатах научно-квалификационной работы. Квалификация - в соответствии с ФГОС по соответствующей специальности Базовая часть: - подготовка к процедуре защиты и защита ВКР, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей (творческо-исполнитель-ской работы (проекта) и защиты реферата). Квалификация - в соответствии с ФГОС по соответствующей специальности

X

о

Теория и методика К) профессионального образования

С

Так, в настоящее время в вузах часто подготовка ведется по двум образовательным стандартам - третьего поколения первой и второй редакции (ФГОС 3+ и ФГОС 3++). Старшие курсы продолжают обучение по старому образовательному стандарту, а младшие курсы поступают уже на образовательные программы по новому стандарту. В связи с этим документы, представляемые к государственной аккредитации, должны быть по обеим образовательным программам, соответствующим указанным федеральным образовательным стандартам. Что неминуемо удваивает объем подготовки документации. Этот факт на данный момент является одной из уязвимых точек подготовки документации в образовательной организации.

Приведем пример расхождения трактовок компетенций в федеральных государственных образовательных стандартов в обеих редакциях. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения (первая редакция) компетенции подразделяются на три группы: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, а также профессионально-специализированные (при наличии специализации). При таком подходе мы видим стремление к унификации компетенций в рамках одной специальности (направления подготовки) во всех образовательных организациях, реализующих профессиональную подготовку по данной специальности (направлению подготовки). Однако во ФГОС 3++ мы обнаруживаем направленность на индивидуализацию профессиональных компетенций.

Компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (вторая редакция) также разделены на три группы: универсальные (едины для уровня высшего образования), общепрофессиональные (едины для всех программ в рамках одного направления подготовки), профессиональные (образовательная организация определяет самостоятельно на основе профессиональных стандартов (при их наличии), с учетом избранного направления (профиля) образовательной программы или на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, определяемых к выпускникам на рынке труда, обобщения опыта профессиональной деятельности, консультаций с работодателями той отрасли, в которой ог востребованы выпускники). Все универсальные и общепрофессиональ-ч ^ ные компетенции обязательно должны быть включены в набор требу-| ^ § емых результатов освоения программы. К каждой компетенции в обра-^ 5 2 зовательной организации подбираются индикаторы достижений - это конкретные результаты освоения образовательной программы, анализ которых показывает качество освоения образовательной программы. И вот в этом мы можем увидеть противоречие между требованиями

о

О ^ о о а.

стандартизации образования на федеральном уровне и тем, что каждая образовательная организация формулирует самостоятельно, руководствуясь профессиональными стандартами.

Для ординатуры и ассистентуры-стажировки в образовательную программу включены две группы компетенций: универсальные (едины для уровня высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации) и профессиональные (определяют содержание профессиональной подготовки по специальности). Образовательная организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Являясь сложноорганизованной структурой, компетенции вне зависимости от уровня образования и направления подготовки призваны соединить в целостное единство знания, навыки, умения и профессионально важные качества личности [1]. Неверное понимание смысла и сущности компетентностного подхода делает процесс профессиональной подготовки неопределенным. Это обязательно необходимо учитывать при подготовке основной образовательной программы.

Таким образом, мы рассмотрели основные методические требования к подготовке содержания основной образовательной программы с учетом обязательного анализа качества ее реализации. Объединяя вышесказанное, можно отметить, что при подготовке к процедуре аккредитации следует обратить внимание на сбор и методическую проработку следующих документов:

- основная образовательная программа, в том числе общая характеристика (включая матрицу компетенций), учебный план по представленной к государственной аккредитации образовательной программе; календарный учебный график;

- рабочие программы дисциплин (модулей), а также фонд оценочных средств по дисциплинам (модулям);

- программы практик и договоры с базами практик;

- расписание учебных занятий;

- информация по библиотечному фонду по аккредитуемой образовательной программе: обеспеченность литературой и доступом к библиотечным системам, договор с библиотечными системами; а г

- информация о профессорско-преподавательском составе (штатное § 5

о 5

расписание, трудовые договоры, трудовые книжки, индивидуальные £ х §

планы педагогических (научно-педагогических) работников; све- ^ § |

дения об образовании и документы, подтверждающие повышение § ^ ¡3

квалификации педагогических (научно-педагогических) работников ^ организации);

- сведения о результатах прохождения обучающимися промежуточных аттестаций (зачетные и экзаменационные ведомости, зачетные книжки);

- выполненные курсовые проекты (работы);

- приказы об утверждении тематики выпускных квалификационных работ и выпускные квалификационные работы (дипломные проекты (работы), магистерские диссертации);

- информация о движении контингента студентов по аккредитуемой образовательной программе: приказы о зачислении, переводе, отчислении обучающихся в связи с завершением обучения;

- возможности электронно-информационной образовательной среды образовательного учреждения;

- приказы и положения образовательной организации по основной образовательной деятельности.

Следует отметить, что объем документов и бумажной работы действительно велик, при этом полное наличие данной документации не может точно гарантировать качество профессиональной подготовки специалистов в образовательной организации.

В процессе аккредитационной экспертизы экспертная группа производит анализ документов и материалов образовательной организации, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности; оценку качества фонда оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации; оценку учебно-методического обеспечения всех видов занятий (аудиторных занятий и самостоятельных работ, курсовых работ (проектов) и т.д.) согласно учебному плану; оценку условий реализации заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ (общесистемные требования, кадровое обеспечение, материально-техническое, учебно-методическое обеспечение); оценку качества подготовки обучающихся.

В рамках подготовки к процедуре государственной аккредитации и подачи документов образовательные организации преодолевают значительный массив сложностей. Надеемся, что успешное прохождение аккредитационных процедур способствует достижению основной цели профессионального образования - подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов, соответствующих уровню ы 5 | и профилю образования, успешно ориентирующихся как в своей, так § и в смежных профессиональных областях, социально и профессио-§ нально мобильных, стремящихся к профессиональному и личностно-

о о

О

О

130

му росту.

Библиографический список / References

1. Компетентностный подход как системное проявление кризиса в образовательном процессе высшей школы / Хохлова М.В., Ермакова Е.А., Машкова Е.В., Яковлева С.С. // Эргодизайн. 2019. № 4. С. 196-202. [Khokhlova M.V., Ermakova E.A., Mashkova E.V., Yakovleva S.C. Competency approach as a systemic manifestation of the crisis in the educational process of higher education. Ergodesign. 2019. No. 4. Pp. 196-202. (In Russ.)]

2. Никишина В.Б., Кузнецова А.А., Природова О.Ф. Компетентностная модель повышения квалификации преподавателя медицинского вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 19-27. [Nikishina V.B., Kuznetsova А.А., Nathurodova O.F. Competent model of advanced training of a teacher of a medical university. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018. Vol. 27. No. 2. Pp. 19-27. (In Russ.)]

3. Рубан И.А., Антонова Е.В. Структура комплексной информационной системы лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. № 2. С. 10-19. [Ruban I.A., Antonova E.V. Structure of the integrated information system for licensing educational activities and state accreditation. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2018. Vol. 10. No. 2. Pp. 10-19. (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 19.08.2020, принята к публикации 20.09.2020 The article was received on 19.08.2020, accepted for publication 20.09.2020

Сведения об авторах / About the authors

Коробко Андрей Иванович - начальник управления по учебно-методической работе, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва

Andrey I. Korobko - head at the Department for Educational and Methodical Work, N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russian Federation

E-mail: aikorobko@mail.ru

Казарян Мария Юрьевна - кандидат психологических наук; доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва

Maria Yu. Kazaryan - PhD in Psychology; associate professor of the Department | ° of Pedagogy and Pedagogical Psychology, N.I. Pirogov Russian National Research g E^ Medical University, Moscow, Russian Federation ш g §

E-mail: mariakaz-n@rambler.ru s 5 S

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1

Заявленный вклад авторов

Коробко А.И. - разработка идеи, общее руководство направлением исследования, постановка проблемы, описание результатов и формирование выводов

Казарян М.Ю. - разработка концепции статьи, анализ литературы, анализ и обобщение результатов исследования, подготовка текста статьи

Contribution of the authors

Korobko A.I. - idea development, general management of the research direction, problem statement, description of the results and formation of conclusions

Kazaryan M.Yu. - development of the article concept, literature analysis, analysis and generalization of research results, preparation of the text of the article

о о

Ч ;

О

О то о о а.

^ с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.