УДК 792.5
АККОРДЕОН И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
К.Башкирова, Р.З.Шарафутдинова
Аккордеон-инструмент еще сравнительно молодой, получивший широкое развитие лишь во второй половине 20-го столетия. В течение нескольких десятков лет продолжалась эволюция аккордеона, формировались школы игры на нем, совершенствовалось педагогическое мастерство. Это был долгий и тернистый путь, приведший в тридцатые годы прошлого столетия к высокой популярности аккордеона почти во всем мире. В Америке блистал легендарный Пьетро Фросини и неповторимая Эллис Холл, на смену им пришли Арт ван Дамм и Фрэнк Марокко. В Германии в центре внимания публики были Альберт Фоссе, Хайнц Мунзониус и знаменитый Курт Маар-артист, композитор и педагог. Пожалуй, больше всего было поклонников аккордеона и, соответственно, аккордеонистов во Франции. Особое распространение игра на аккордеоне имела в Прибалтике. Там возник и успешно выступал первый эстонский республиканский оркестр аккордеонистов под руководством Валерия Ходукина в Даугавпилсе (Латвия) и другие аккордеонные коллективы, получившие известность далеко за пределами своих республик. Широкое распространение аккордеона способствовало появлению талантливых музыкантов, совершенствованию сольного исполнительского мастерства. Новой победой советской исполнительской школы явился успешный дебют на Международном конкурсе аккордеонистов в Клингентале Юрия Дранги. Впервые советский музыкант становится лауреатом международного конкурса аккордеонистов. В настоящее время продолжает аккордеонное искусство его сын Петр Дранга. Народные инструменты всегда пользуются настоящей, неподкупной популярностью.
История создания и развития аккордеона
Аккордеон является музыкальным инструментом, относящимся к типу ручной гармоники, ведь традиционно русские называют аккордеоном лишь инструменты, которые снабжены клавиатурой фортепьянного типа справа.
История развития этих музыкальных инструментов относительно невелика, но эволюция аккордеонов происходит очень быстро: погожим июльским днем, оружейник из Тулы Иван Сизов, посетил Нижегородскую ярмарку, где услышал залихватские звуки диковинного инструмента -гармоники. Сизов приобрел этот инструмент и через некоторое время изготовил свой собственный, который моментально завоевал популярность и получил название - тульская гармоника.
А уже 1891 год ознаменовался созданием мастером из Баварии Мирвальдом гармоники, которая была обеспечена полной хроматической гаммой и имела диапазон в четыре октавы. Аккомпанемент состоял только из мажорных трезвучий, а через непродолжительное время басовая клавиатура стала почти абсолютной и расположилась в три ряда: первый ряд состоял из 12 басовых нот, второй и третий ряды содержали, соответственно, мажорные и минорные аккорды.
Шли годы, проходили десятилетия, и все аккордеоны стали оснащаться переключателями регистров, и российские Тульские баяны и аккордеоны "Меркурий" и "Берёзка" на долгие годы завоевали фанатов нашей страны.
Самыми распространенными являются аккордеоны, имеющие от 80 до 120 кнопок в аккомпанементе и 34-41 клавиши в мелодии.
Мечта каждого исполнителя-иметь хороший инструмент. А что же представляет собой современный рынок этих превосходных инструментов? Стереотипный взор обывателя на аккордеоны и баяны, как на инструменты для развлекательных и народных мелодий разбивается вдребезги с первым звуком аккордеона Scandalli. Инструменты этой известной всему миру итальянской марки отличаются серьезным звучанием. Качество звука - вот основной принцип работы компании.
Аккордеон Scandalli, прославившийся своим высочайшим качеством и четырехголосным звучанием, способен виртуозно произвести любую сложнейшую мелодию, обходясь без аккомпанемента. Итальянские мастера славятся не лишь своими скрипками.
Более ста лет славят "золотые руки" мастеров красивые мелодии, выходящие из-под мехов
аккордеон Bugari и их ближних родственников аккордеонов от Bugari.
Многолетние традиции, неизменное итальянское качество позволяют изготовлять инструменты для самых взыскательных асов музыки. Аудитория узнает величественное звучание по первому аккорду и невольно замирает от чарующих звуков.
Чье мастерство может сравниться с этим? Наверное, только аккордеон Weltmeister не уступает им в высочайшем качестве. И это неудивительно, кто как не немецкие мастера способны произвести на свет инструмент безупречной сборки прекрасного звучания. А знаете ли Вы, что самыми известными аккордеонами в России являются аккордеоны именно этой фирмы? Приобрести аккордеон могут профи любители, однако на данном этапе рынок музыкальных инструментов советует великий выбор этих народных и любимых миллионами инструментов.
Выдающиеся аккордеонисты мира Семья виртуозов-исполнителей Дранга.
Юрий Петрович Дранга - народный артист РФ
Юрий Петрович Дранга родился в 1947г. В 1980г. окончил ассистентуру-стажировку ГМПИ им.Гнесиных (руководитель С.М.Колобков). С 1981г. - преподаватель, с 1992г. - доцент, с 1998г. - профессор кафедры народных инструментов РАМ им.Гнесиных. В 1968-1976гг. и с 1979г. - солист Москонцерта. Лауреат IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1970, 3-я премия), Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин, 1973, 1-е место, медаль лауреата), Международного конкурса аккордеонистов и баянистов в Клингентале (ГДР, 1975, 3-я премия).
Сочинения: Вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина» (1971), «Озорная плясовая» (1982), Концертная пьеса на тему песни М.Блантера «Черноглазая казачка» (1971), Фантазия на тему песни Ю.Милютина «Чайка» (1987), Восточная рапсодия (1985). Сборник «Концертный репертуар аккордеониста» (М.:Музыка, 1991). Часть репертуара записана для фонда Всесоюзного радио. Изданы грамзаписи. Удостоен «Серебряного диска» РАМ им.Гнесиных и Московского международного фестиваля «Баян и баянисты» (1997).
Искусство игры на аккордеоне народного артиста России, солиста Москонцерта Юрия Дранги получило заслуженное признание в нашей стране и за рубежом. Более сорока лет музыкант выступает на эстраде с сольными концертными программами в двух отделениях, которые исполняет на современном многотембровом готово-выбранном аккордеоне. Классические инструменты - рояль, скрипка, виолончель - начали путь самоутверждения в предыдущих столетиях, а исполнительство на аккордеоне пришло к академической форме музицирования совсем недавно. Ю.Дранга является в этом жанре первопроходцем, так как в истории отечественного исполнительства подобных прецедентов не было, да и не могло быть, поскольку в современном конструктивном и акустическом виде сам инструмент сформировался лишь в 60-70-е годы ХХ столетия.
Среди восторженных поклонников исполнителя - слушатели Москвы и других городов России, моряки и рыбаки Дальнего Востока, Камчатки, оленеводы Крайнего Севера, жители городов Урала и Сибири, труженики полей и ферм различных регионов страны, а также ценители аккордеонного искусства Украины, Белоруси, Прибалтики и стран дальнего зарубежья. С успехом прошли гастроли музыканта и за рубежом: в Германии, Болгарии, Чехии, Словакии, США, Австралии, Канаде, Италии, Греции, Франции, Югославии и др.
Петр Дранга, сын Юрия Петровича Дранга
Петр Дранга родился 8 марта 1984 года в Москве. Родители Петра - профессиональные музыканты, поэтому с ранних лет мальчик полюбил музыку и начал обучаться игре на аккордеоне. В музыкальную школу Петр пошел раньше, чем в общеобразовательную. В 1990 году он поступил в музыкальную школу имени С. Рихтера, а в 1991 году он пошел в среднюю школу Москвы. В школе Петр учился очень плохо, часто нарушал дисциплину. Еще не окончив первого класса, он увлекся панк-музыкой.
В музыкальной школе Петр Дранга делал поразительные успехи, в возрасте 12 лет он побеждает на шестом конкурсе аккордеонистов в Москве. В конце того же года становится лауреатом международного конкурса аккордеонистов в Италии. В 1998 году юный исполнитель участвовал в международном фестивале в Китае, в том же году побеждает на конкурсе в Испании. В 1999 году Петр Дранга - лауреат 7 открытого конкурса в Москве. После окончания школы, Петр
Дранга поступил в музыкальное училище (2000 год). В конце 2000 года он принимает участие во всероссийском конкурсе «Новые имена» и становится его победителем. В том же году Петр уходит из дома, работает уборщиком и в студии фонда культуры. Петр начал осваивать аранжировку, это занятие очень понравилось ему и увлекло музыканта. Теперь он работает над новой программой, где хочет сыграть аранжированные им же произведения. С 2003 года Петр Дранга начинает активную концертную деятельность. Он гастролирует по европейским странам, исполняя свои аранжировки. В 2004 году Дранга прославился, выступив на президентском новогоднем вечере в Кремле. После этого выступления Петр стал все чаще появляться на телеэкранах. Он пишет еще три большие программы и отправляется с концертами по городам России. Сейчас выступления аккордеониста-виртуоза ждут с большим нетерпением многие ценители живой музыки.
Валерий Ковтун
Валерий Ковтун родился 1942 году в Крымской области. В семь лет родители отдали сына в музыкальную школу в класс аккордеона. Уже в школе Валера делал большие успехи, поэтому он, не раздумывая, после окончания школы пошел учиться в музыкальное училище, где был лучшим аккордеонистом. С отличием окончив училище, Валерий Ковтун призвался в армию. После окончания службы, Валерий Ковтун работает с самыми знаменитыми деятелями культуры того времени, в частности с Махмудом Эсамбаевым и Иосифом Кобзоном. Он солировал в их ансамблях и был музыкальным руководителем их коллективов. Естественно, Ковтун постоянно находился на гастролях, поэтому его имя очень быстро узнала вся страна. С 1980 года начинается сольная карьера Валерия Ковтуна. Он создает собственный ансамбль, вместе с которым записывается на радио и телевидении, дает концерты в Москве и ездит на гастроли. Прошло уже больше двадцати лет, а ансамбль В.Ковтуна все еще радует слушателей своим исполнением.
В репертуаре коллектива мелодии народов мира, известные эстрадные произведения, классическая музыка. В 1991 году Валерий Ковтун решил продолжить свое музыкальное образование и поступил в институт культуры на отделение режиссуры массовых мероприятий. В 1990 году Валерию Андреевичу присвоили звание Заслуженного артиста России, а через шесть лет Народного артиста России. Он неоднократно становился победителем конкурсов народного творчества и многочисленных фестивалей. Валерий Ковтун разработал собственный стиль игры на аккордеоне. Его система используется при обучении аккордеонистов в музыкальных школах, училищах и институтах. Кроме того, В. Ковтуна называют «Золотым аккордеоном России». Он один из лучших аккордеонистов России и мира. В последние годы В.Ковтун дал несколько концертов в ГЦКЗ «Россия». Он выступил вместе с музыкантами оркестра Большого театра. Музыку Ковтуна, его манеру исполнения знают во многих странах мира.
Валерий Ходукин
Валерий Ходукин родился в 1939 году в Харькове. Музыкальное образование продолжил в 60-х годах в Даугавпилсе. В 1978 году стажировался в Ленинградской консерватории, в 1987-м году — в Московском государственном институте имени Г несиных. Носит звание “Человека года” города Даугавпилса, отметил свое 70-летие.
Легендарный коллектив был организован в далеком 1959 году на базе городской музыкальной школы. Первым руководителем оркестра был Г. Скакун, а в 1964 году пульт дирижера занял Валерий Михайлович Ходукин. С тех пор прошло много времени, оркестр завоевал множество наград на различных международных и республиканских конкурсах, очаровывая сердца слушателей своей виртуозной игрой. И вот — юбилей! Концерт обещал быть настоящим событием, но превзошел все ожидания: на сцене ЦЛК собрались друзья, коллеги, ученики ансамбля и самого маэстро Ходукина, которые приехали из разных стран — России, Германии, Литвы.
Блестящее исполнение, виртуозное владение инструментом, тонкое чувствование музыки, искренняя и преданная любовь музыкантов к аккордеону восхищают зрителей. Даугавпилсский оркестр аккордеонистов в 1976 году стал лауреатом Первого республиканского конкурса оркестров и ансамблей аккордеонистов. В 1997 году давал концерт в зале “AVE SOL”, музицировал на фестивалях в Вильнюсе и Финляндии в 2000 году. В 2002-м ансамбль аккордеонистов “Гамма”, входящий в состав оркестра, получил Grand Prix на международном
музыкальном конкурсе в Италии. Гастролировали по Латвии, Белоруссии, Дании, Чехии, Литве, Польше, Германии и др.
Лучшие традиции русских и зарубежных исполнителей продолжают и развивают молодые музыканты.
Знакомство с исполнительской деятельностью аккордеонистов старшего поколения помогает молодежи совершенствовать свое мастерство. Посещение концертов исполнителей-виртуозов - это своего рода уроки, которые очень важны для начинающих музыкантов.
Благодаря творчеству этих выдающихся исполнителей аккордеон становится поистине популярным и самым любимым инструментом во всем мире.
Литература:
1. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. «Лань». Москва, 1998 г.
2. «Музыкальная жизнь», № 13, июль 1999 г.
3. «Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Келдыша Г. Москва. «Советская энциклопедия», 1990 г. Стр. 367-368.
4. «Народник», № 12 декабрь 1997 г.
5. Шаров О. Аккордеонно-баянное исполнительство. «Лань», Москва, 2003 г.
6. Ягода Л. Биография аккордеонистов. Жизненный и творческий путь. «Искусство». Санкт-Петербург, 2005 г.
7. «BUGARI». Каталог. Венеция. № 5, 2005 г.
8. «SCANDALLI». Каталог. Флоренция. № 3, 2002 г.
9. «WELTMEISTER». Каталог. Берлин. № 7, 2007 г.