Научная статья на тему 'Акклиматизация животных в Антарктике'

Акклиматизация животных в Антарктике Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
145
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Есипов В. К.

Второе издание. Первая публикация в 1938 г. Есипов Викт. К. 1938. Акклиматизация животных в Антарктике // Природа 11/12: 112-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акклиматизация животных в Антарктике»

телей сельского хозяйства и даёт некоторое представление об их видовом составе и количественном соотношении.

Результаты анализа этих 325 погадок, произведённый в лаборатории бывшего Крымского научно-исследовательского института защиты растений, сведёны в таблицу.

Из таблицы видно, что:

1) В 325 погадках домового сыча найдено 484 особи позвоночных животных, принадлежащих к 5 видам: курганчиковая мышь Mus (musculus) spicilegus, общественная полёвка Microtus sicialis, серый хомячок Cricetulus migratorius, землеройка белозубка Crocidura sp. и большой степной жаворонок Melanocorypha calandra.

2) Из числа этих животных 92.4% являются вредителями сельского хозяйства (общественная полёвка, курганчиковая мышь и серый хомячок) и 7.6% — полезными (землеройка белозубка и большой степной жаворонок).

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 512: 1625-1628

Акклиматизация животных в Антарктике

В. К. Есипов

Второе издание. Первая публикация в 1938*

Норвежский зоолог O.Olstad (1930) касается акклиматизации в Антарктике серой крысы Rattus norvegicus и северного оленя Rangifer tarandus. Но прежде чем сообщить о наблюдениях этого исследователя, мы вкратце остановимся на том, что вообще известно в настоящее время о фактах акклиматизации животных в Антарктической области, под которой, помимо континента Антарктиды, подразумеваются также и субантарктические острова, расположенные в южных частях Атлантического, Индийского и отчасти Тихого океанов к северу до 60°, а местами и до 50° ю.ш.

На острова Кергуэлен (49°25' ю.ш., 69°53' в.д.) и Маккари (около 55° ю.ш.) в XIX столетии были завезены кролики Oryctolagus cuniculus, которые вскоре размножились там в огромном количестве (в особенности на Кергуэлене), так что их присутствие внесло даже значительные изменения в местный ландшафт. «Кергуэленская капуста» Pringlea antiscorbutica в изобилии встречалась раньше на Кергуэлене.

* Есипов Викт. К. 1938. Акклиматизация животных в Антарктике // Природа 11/12: 112-113.

Английский путешественник Джемс Кларк Росс во время своих известных путешествий в Южный Ледовитый океан в 1839-1843 годах, зайдя на Кергуэлен, собрал там столько этой капусты, являющейся хорошим противоцинготным средством, что его команда питалась ею в течение нескольких месяцев. Но когда Кергуэлен был посещён в самом начале XX века немецкой экспедицией на судне «Вальдивия», это полезное растение было уже там целиком истреблено кроликами. По словам биолога экспедиции на «Вальдивии» Куна (С.СЬип), кролики кишели повсюду в окрестностях гавани Газели на Кергуэлене.

На острове Маккари акклиматизировался завезённый в конце 1890-х годов одним тюленьим промышленником с Новой Зеландии пастушок-уэка (маорийская курочка) ОаШтаНив аиБЬтаШ. Джорж Эн-суорт, проживший на острове Маккари в течение года в качестве участника Австралийской антарктической экспедиции 1911-1914 годов под начальством Дугласа Моусона (Mowson 1915), сообщает, что мао-рийских курочек на острове в это время было уже очень много, причём они живут там в зарослях злака туссока Роа АаЪвИаЬа и питаются главным образом различными морскими беспозвоночными и мелкой рыбёшкой, которых находят под камнями вдоль скалистых берегов во время отлива. Гнёзд этих птиц участникам экспедиции Д.Моусона разыскать не удалось.

Из домашних животных в Антарктике прижились овцы, которые были завезены французами на остров Кергуэлен в 1912 году. Сначала привезли 1500 овец, а на следующий год ещё 1200. Овцы пасутся там на зарослях злаков, сходных с упомянутым выше туссоком.

Интересные данные о серой крысе (пасюке) и домашнем северном олене в Антарктике приводятся в упомянутой выше статье Олстада.

В большом количестве крысы постоянно обитают на плавучих китобойных факториях, работающих в антарктических водах, откуда они попадают и на острова, где эти фактории имеют свои базы.

Олстад наблюдал крыс на двух островах Десепшион (Обманный) в группе южных Шетландских островов (приблизительно 65° ю.ш.) и на Южной Георгии [54°13' ю.ш., 36°33' з.д., средняя годовая температура воздуха 1.9°С, средняя температура самого холодного месяца в году (июля) минус 2.1°, а самого тёплого (февраля) 5.5°С]. На первом из этих островов имеется береговая китобойная фактория. Олстад не берётся утверждать, размножаются ли крысы на Десепшион и что они вообще там акклиматизировались. Скорее всего, их существование на этом острове тесно связано с китобойным промыслом и если последний по каким-либо причинам прекратится, то, вероятно, и крысы там вскоре же переведутся. Что же касается Южной Георгии, то здесь дело обстоит иначе. Как выяснил Олстад, крысы попали на Южную Георгию до 1877/78 года, будучи завезены туда китобойными судами. С тех

пор они распространились по острову и особенно благоприятные для себя условия нашли в одном месте в зарослях туссока, расположенном вдали от пункта, куда пристают китобойные суда.

Здесь Олстад наблюдал не только взрослых крыс, но и молодых, и только что родившихся. Крысы ведут в этом районе совершенно независимый от человека образ жизни, питаясь, когда поблизости нет отбросов китобойного промысла, яйцами и птенцами различных птиц, в частности белой ржанки Chionis alba, которая не улетает на зиму с тех островов, где она гнездится. Как выяснил Олстад, крысы питаются здесь и растительной пищей: мхами, лишайниками и цветковыми вроде того же туссока. Весьма вероятно, что крысы разоряют гнёзда качурки Вильсона Oceanites oceanicus и капского голубка Daption ca-pensis. Врагов у крыс на Южной Георгии нет, если не считать исполинского буревестника Macronectes giganteus, который, по словам китобоев, охотится иногда за крысами.

Олстад склонен рассматривать серую крысу на Южной Георгии как постоянный элемент местной фауны, вполне там акклиматизировавшийся. Он полагает, что если бы даже китобои перестали посещать этот остров, крысы всё равно продолжали бы там своё существование за счёт местных ресурсов, только, может быть, в несколько меньшем количестве.

Опыты поселения северных оленей на Южной Георгии были предприняты норвежскими китобоями. Всего туда было завезено, по сообщению Олстада, 23 оленя из Норвегии: в 1909 году — 11, около 1911 — 5 и в 1925 — 7. Завезённые в 1909 году олени были поселены в бухте New Fortune, к 1928 году стадо оленей в этом районе возросло до 400-500 голов, но около 200 оленей в этом последнем году были убиты. Олени, завезённые около 1911 года в район Leith Harbour, начали было там успешно размножаться, но в одну особенно снежную и бурную зиму все до одного погибли, будучи загнаны штормом в море.

Видевший в 1928 году на Южной Георгии оленей Олстад нашёл их в хорошем состоянии и, по его словам, опыт акклиматизации северного оленя в Антарктике нужно признать вполне удавшимся.

Иное, чем в северном полушарии, распределение времён года вызвало некоторые изменения в биологии оленей. Так, в Норвегии течка у северных оленей наблюдается в конце сентября и продолжается обыкновенно 3-4 недели. Отёл происходит около 1 мая. Период беременности — около 8 месяцев. У завезённых же на Южную Георгию оленей течка происходит теперь в марте, а отёл в октябре-ноябре. Линька у оленей в Норвегии начинается в июле или августе, а у Оленей на Южной Георгии — в феврале.

Питаются северные олени на Южной Георгии преимущественно туссоком, в особенности зимой. Летом к этой пище присоединяются

некоторые другие злаки вроде кроличьей травы Festuca erecta и отчасти лишайники и мхи. Кожный овод — этот бич оленей на севере — в Антарктику завезён не был. Вообще врагов у северных оленей на Южной Георгии нет совсем. Возможно, однако, что гигантский помор -ник Catharacta maccormicki нападает иногда на новорождённых телят, подобно тому как это делают на севере вор0ны и в0роны.

Литература

Mowson D. 1915. The Home of the Blizzard. London. Olstad O. 1930. Rats and reindeer in the Antarctic. Oslo.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 512: 1628-1630

К биологии тибетской саджи Syrrhaptes tibetanus на Памире

И. А. Абдусалямов

Второе издание. Первая публикация в 1959*

У западных границ своего ареала тибетская саджа Syrrhaptes (Tchangtangia) tibetanus распространена на Центральном Памире к востоку от линии пик Ленина — Таш-Курган — Яшиль-куль — перевал Кой-Тезек - перевал Мац. На север, видимо, заходит в Алайскую долину (Дараут-Курган и перевал Катын-Арт). При этом на Центральном Памире тибетская саджа встречается в небольшом числе и лишь в отдельных местах. В литературных источниках (Иванов 1940, 1948; Дементьев 1951) указывается, что саджи обычны около озёр КараКуль и Ранг-куль; это подтверждается и нашими наблюдениями. В других районах Памира саджи нам не попадались, хотя вблизи большинства памирских озёр имеются подходящие для них стации.

Наблюдения проводились в Ранг-кульской долине (3800 м н.у.м.), ровной, покрытой мелким галечником с редкими кустами терескена, полыни и других растений. В середине долины располагаются озёра Ранг-куль и Шор-куль; с севера она ограничена пологими склонами гор с несколькими глубокими саями, такого же характера. С южной стороны местами подходят скалистые массивы, высота которых достигает 5500 м и более; на этих скалистых водоразделах сохраняются

* Абдусалямов И. А. 1959. К биологии тибетской саджи на Памире // Орнитология 2: 218-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.