Научная статья на тему 'Аккагаз Досжанова как врач и общественный деятель'

Аккагаз Досжанова как врач и общественный деятель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1325
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ДОСЖАНОВА ПЕРВЫЙ ВРАЧ / А. ДОСЖАНОВА ЛИЧНОСТЬ / А. ДОСЖАНОВА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / ДВИЖЕНИЕ АЛАШ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНА И ЕЕ ОТРАСЛИ / AKKAGAZ DOSZHANOVA IS A FIRST DOCTOR / AKKAGAZ DOSZHANOVA IS A PUBLIC FIGURE / ALASH MOVEMENT / SOCIETY / SOCIAL SPHERE / HEALTHCARE / MEDICINE AND ITS BRANCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Современное поколение не совсем хорошо знает первого врача казашку Аккагаз Досжанову. Главное достижение независимости -возрождение национальных ценностей, осмысление прошлого наследия. Этому способствовала, в том числе, утвержденная Президентом РК Государственная программа «Культурное наследие». В статье говорится о жизни и деятельности первого врача-казашки, о ее неоценимом вкладе в формирование Казахской государственности в начале прошлого века. Показана и освещена ее деятельная роль в становлении и развитии здравоохранения и социальной сферы в целом. На конкретных примерах и фактах показана трудовая и общественная деятельность А. Досжановой в 20-30-х годах прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKKAGAZ DOSZHANOVA AS A DOCTOR AND PUBLIC FIGURE

The current generation doesn't entirely know the first Kazakh woman doctor Akkagaz Doszhanova. Crowning achievement of independence is a revival of national values, understanding of past heritage. In particular, State program «Cultural heritage» approved by the President of the Republic of Kazakhstan was conducive to this. The article describes the life and activity of the first Kazakh woman, her invaluable contribution to the formation of Kazakh Statehood at the beginning of the last century. Her active role in formation and development of healthcare and social sphere in the whole is showed and clarified. Akkagaz Doszhanova's outstanding achievements in the development of medicine during 20-30 years of the last century are shown in the concrete examples and facts.

Текст научной работы на тему «Аккагаз Досжанова как врач и общественный деятель»

УДК: 614.2:929

А.Т. ТАИЖАНОВ

АККАГАЗ ДОСЖАНОВА КАК ВРАЧ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Профессор, академик ACH PK, руководитель кафедры социально-политических дисциплин,

раб.тел.: 56-80-62, моб.тел.: 8-701 675 8662, e-mail: a.taijanov@mail.ru

Аннотация. Современное поколение не совсем хорошо знает первого врача казашку Аккагаз Досжанову. Главное достижение независимости -возрождение национальных ценностей, осмысление прошлого наследия. Этому способствовала, в том числе, утвержденная Президентом РК Государственная программа «Культурное наследие».

В статье говорится о жизни и деятельности первого врача-казашки, о ее неоценимом вкладе в формирование Казахской государственности в начале прошлого века. Показана и освещена ее деятельная роль в становлении и развитии здравоохранения и социальной сферы в целом.

На конкретных примерах и фактах показана трудовая и общественная деятельность А. Досжановой в 20-30-х годах прошлого столетия.

Ключевые слова: А. Досжанова - первый врач; А. Досжанова - личность; А. Досжанова - общественный деятель; движение Алаш; общество; социальная сфера; здравоохранение; медицина и ее отрасли.

В канун празднования 25-летия Незвисимости нашей Республики, было увековечено имя Аккагаз Досжановой, так как наряду с другими виднейшими представителями нашего народа она внесла немалый вклад в это историческое событие. Вопрос об увековечении памяти нашей землячки для последующих поколений был поднят около года назад, и в местной прессе появились публикации, связанные с данной проблемой. Появились идеи о присвоении ее имени одной из улиц города Актобе, медицинскому учреждению и т.д. Данный вопрос нашел свое решение в конце нынешнего учебного года (июнь, 2016 г.). В областном центре в честь первой казашки-врача Аккагаз Досжановой названа улица, открыт бюст в новом здании введенного в строй студенческого комплекса Западно-Казахстанского государственного медицинского

университета имени Марата Оспанова, учреждена денежная премия в размере 500 тысяч тенге [1]. Участие в торжествах приняли Аким области

Бердыбек Сапарбаев и вице-министр здравоохранения и социального развития РК Светлана Жакупова. В честь знаменательного события из Алматы приехали родственники Аккагаз Досжановой - супруга сына Досжанова Айнагуль и ее внучка Айжан Ершина. Однако, подавляющее большинство населения республики, а также области и студенчества в целом, мало что знают об Аккагаз Досжановой. Чем же нам дорога Аккагаз Досжанова, каким примером может служить ее жизнь для подрастающего поколения?!

В настоящее время из числа первых врачей выходцев из Западного региона широко известно только имя Халела Досмухамбетова. Но, в основном, мы его знаем не как «врача», а как видного представителя «Алаша», общественного деятеля, разностороннего человека,

обладающего энциклопедическими знаниями. Если сделать исторический экскурс, то среди выходцев из Западного региона было немало очень высококвалифицированных врачей. Это такие корифеи как Х.

Досмухамедов, Б. Абдрахманов, Г. Бердиев, Г. Есенгулов, Б. Жанкадамов, Д. Кусепкалиев, Б. Бисенов. Среди этих имен необходимо особенно отметить имя казахской девушки Аккагаз Досжановой, которая получила образование в Москве и стала первой казахской девушкой, ставшей врачом. Но, к сожалению, имя Аккагаз Досжановой одни знают, другие -нет, и среди них немало врачей. Хотя в начале ХХ века, полной борьбы казахского народа за независимость, она была вместе с такими деятелями, сложившими свои головы на этом поприще как Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Турар Рыскулов, Султанбек Ходжанов, то есть была среди передовой части казахского народа.

По имеющимся данным Акагаз Досжанова родилась в 1893 году в ауле «Студент» Мартукского района нынешней Актюбинской области (бывшая Тургайская область, Актюбинский уезд, Буртинская волость, 5-аул) в зажиточной крестьянской семье. В те времена данная территория относилась к Оренбургской губернии. Рано лишившись матери, Аккагаз воспитывалась у брата, человека, получившего образование при царском

режиме, ученика Ы. Алтынсарина, ^ для народов Советского Востока. А. ^ ЦИК назначаются ответственные за это возглавлявшего Западное крыло ^ Досжанова продолжает свою учебу ^ люди, одним из них стал Адильгерей Алашорды, члена Центрального ^ на медицинском факультете этого ^ Ершин. Во главе этого дела, имеющего исполнительного комитета Совета ^ университета, после окончания ^ государственное значение, стоял Народных Комиссаров Казахстана, ^ получает высшее образование. Таким ^ вожак Союза молодежи Туркестана Комиссара народного образования ^ образом, она является не только первой ^ Гани Муратбаев. Адильгерей после по Тургайской области Досжанова ^ девушкой-казашкой, получившей ^ окончания учительского института Сагындыка. Он первый обнаружил ^ высшее медицинское образование, но ^ стал заведующим отделом детских у Аккагаз недюжие способности и ^ и первой девушкой-мусульманкой по ^ домов и интернатов при Ташкентском незаурядный ум и уделял много всей Центральной Азии, получившей городском отделе образования.

^ плотд! идигило лАтопомимо ^

внимания ее образованию. Сначала высшее медицинское образование. Совместная плодотворная работа он определил ее в татарскую школу ^ Вот таков путь к образованию А. ^ сблизила их, и в 1925 году Аккагаз в Оренбурге, затем в Оренбургскую ^ Досжановой по имеющимся на ^ и Адильгерей поженились, гимназию. Там она училась вместе сегодняшний день сведениям. впоследствии, единственный сын

с такими будущими известными ^ В свое время по поводу ^ Ершин Шахбаз стал знаменитым общественными деятелями как ^ завершения вуза Аккагаз главная ^ученым, ныне ему 90 лет, проживает в Гулайим Байгурина-Балгынбаева, ^ газета большевиков «Правда» писала: ^ г. Алматы.

Рахима Габдилкаликызы. Аккагаз ^ «Ташкент. 18 декабря 1922 года. ^ Об этом отрезке жизни заканчивает ее с отличием в 1914 ^ Совнарком Туркестанской республики ^ Адильгерей Ершин, супруг Аккагаз, году и после этого поступает в высшие ^ постановил: «Выдать премию в ^ вспоминает так: «Я приехал в Ташкент женские курсы в Москве, где выбрала 100 000 рублей и оборудовать за в декабре 1918 года вместе с другими медицинский факультет. ^ свой счет кабинет женщине-врачу - ^ семинаристами для завершения

Февральская революция 1917 ^ казашке А. Досжановой, окончившей ^ учебы в Туркестанской учительской года, общественные работы, трудности ^ осенью этого года медицинский ^ семинарии, т.к. Актюбинская, где мы с учебой, разброд и шатание - все это факультет Туркестанской республики, учились, закрылась из-за гражданской повлияло на здоровье Аккагаз. В связи получившей высшее образование». войны. Мне был выдан мандат за с ухудшением здоровья она не смогла ^ Постановлением Совнаркома ^ подписью Т. Рыскулова и, не окончив

закончить учебу и выбрала ускоренные ^ Туркестанской Республики от 14 ^ еще семинарию, я начал работать курсы фельдшерского отделения, и декабря 1922 года в университете организатором детских учреждений

по совету врачей осенью 1918 года была учреждена стипендия имени А. в городе Ташкенте и на периферии,

вернулась на родину со свидетельством Досжановой. В торжествах по случаю мобилизовав всех учителей и «Сестра милосердия». В это время окончания вуза принимал участие грамотных казахов, назначая их шла война между белогвардейцами известный ученый переводчик Сайдил учителями-воспитателями в детдома и и красными. В пути ее арестовали ^ Талжанов, Мухтар Ауэзов и др [2]. ^ интернаты.

колчаковцы - ее посадили в тюрьму, После окончания университета Весной 1920 года я окончил

как «большевичку», «шпиона» и Аккагаз работала врачом в Ташкенте. учительскую семинарию, поступил «активистку». Пришли на помощь ^ Лечила сирот и занималась ^ в распоряжение Туркнаркомпроса, друзья и ей удалось с большим трудом ^ общественной работой. Она часто ^ меня ввели сразу Членом Коллегии вернуться домой. выступала с докладами на заседаниях, отдела школ и коммун и назначили

Затем, когда состояние ее митингах, читала лекции о равноправии завотделом. Из-за отсутствия кадров здоровья улучшилось, на основе женщин. В какую бы аудиторию не я заведовал непосредственно семью фелдьшерских документов, была пришла - Аккагаз говорила на их языке: интернатами и меня в шутку мои

принята на 2-ой курс Томского по-казахски, по-татарски, по-узбекски, товарищи называли «жетыбасты».

по-кыргызски, по-русски.

В годы гражданской войны на следующий год ей пришлось тысячи детей остались сиротами, были Аккагаз, мы - студенты и работники практиковаться на родине Абая, в беспризорниками. Шла работа по в Ташкенте жили дружно, работали

медицинского института. По по-кыргызски, по-русски. Познакомился с Аккагаз осенью

существующим в те времена правилам, ^ В годы гражданской войны ^ 1921 года в Ташкенте. До приезда

Семипалатинской области, а после ^ определению таких детей в детские ^ активно. Нередко устраивали практики она обратно не вернулась дома, интернаты, где их обучали, а студенческие вечеринки. С приездом и осталась в Казахстане. В это время тех, кто достиг совершеннолетнего Аккагаз наша дружба стала еще крепче. в Ташкенте начинает свою работу возраста, устраивали на работу. Аккагаз Так как из девушек Аккагаз была Средне-Азиатский государственный ^ находилась в самом пекле этой работы. ^ самая старшая, а я самый старший университет, специально созданный В 1920 году по решению Туркестанского из студентов, наши друзья-товарищи

стали подшучивать и откровенно говоря «сватать» нас. Долгое время я избегал этих разговоров, Аккагаз тоже не подавала виду.

В 1921 году я был уполномоченным детской комиссии по эвакуации и расселению голодающих Поволжья и Урала в более сытые районы Средней Азии. За 1921-22 годы я сопроводил не менее 15 эшелонов по 1500 (взрослых и детей) в каждом.

Учителя-воспитатели, во главе с Аккагаз, ждали нас в Ташкенте, встречали эшелоны, чтобы произвести тщательный осмотр и отбор детей и больных. Аккагаз, при встрече этих эшелонов, бросалась оказывать первую медицинскую помощь больным и голодающим, женщинам и детям, быстро проверяла, больны они или нет, и направляла, если нужно в больницы или интернаты-изоляторы, давая всем точные наставления и строгие указания, кому и что сделать, кого и куда отправлять и что подготовить на месте до ее прихода.

Получив назначение

детского врача в Ташкенте, Аккагаз буквально в один день обежала все интернаты (такой обход она будет делать ежедневно). Большинство беспризорных детей в интернатах страдали чесоткой, экземой и прочими кожными заболеваниями. Она лечила их своими руками и ласковым словом. Многие питомцы интернатов Ташкента долго помнили своего врача, которая была им как родная заботливая мать.

Далее А. Ершин повествует, что Аккагаз была самородком - и как врач-педиатр, и как педагог. В совершенстве владела русским, казахским, татарским и другими языками. Ее речь была доходчива и насыщена народными поговорками. Когда разговаривала, ясно отчеканивала каждое слово, не путала окончания и ударения. Мы же все, не только студенты, но и общественные деятели, писатели и поэты, в то время слабо владели русским языком и в сравнении с Аккагаз, пожалуй, даже хуже знали свой родной казахский язык. Вполне естественно, что все мы боялись

Солдан он^а к,арай: Гайнижамал Дулатова, Ак,к,а«з Досжанова, ^лайым Бал^нбаева. Орынбор, 1914 жыл. (Сурет «Шындык, шыра^» ютабынан аль^ан). «срезаться» на окончаниях, путаясь в ¡| научила многих правильно танцевать мужском и женском родах, попасть вальс и другие танцы, сама этим не впросак перед Аккагаз, получить ^ увлекалась и танцевала не много. замечание.

Со слов очевидцев Аккагаз во Аккагаз была музыкальна, всем задавала тон и рассказывают, имела чуткий слух и хороший голос. что в аулах, когда ребенок плакал или Особенно ей нравились казахские кюи болел, казашки и киргизки убаюкивали на домбре, если кто-то из студентов их в люльках, напевая, что придет врач или учителей-воспитателей играл Аккагаз и вылечит от всех болезней, самозабвенно, профессионально, она ^ приласкает и успокоит. И дети, как

приглашала к себе и подолгу могла будто понимая, переставали плакать и

слушать их исполнение. На одном из крепко засыпали.

вечеров Аккагаз довелось показать, В 1930-31 гг. семья Аккагаз

как нужно танцевать мазурку. Мазурку переезжает в Алма-Ату, где муж

^ танцевать не всякий мог правильно - ^ Адильгерей работает в Колхозцентре, ^ много сложных фигур, и в старое время ^ а Аккагаз - в одной из горбольниц. мазурку танцевали, преимущественно, Весной 1932 года в Алма-Аты военная аристократия и высшее распространилась эпидемия

офицерство. Зал был просто поражен лихорадки, к тому же свирепствовал ^ ее мастерским исполнением. Она ^ искусственно созданный голод.

Было много влаги и тучами летали она «была одной из прекрасных А. Досжанова - уроженка

комары. Аккагаз днем и ночью была женщин, вышедших из числа Актюбинского края, поэтому наш

занята лечением больных, но из-за восточных тюрков» [4], при этом он долг ныне живущих, сохранить о ней

переутомления она заболела. После добавляет, что в мае 1917 года в память и передать ее последующим

болезни Аккагаз они переехали в составе Центрального Мусульманского поколениям. Выше мы кратко

Чимкент. Там Аккагаз стало совсем Шуро (Совета), состоящего из ^ рассказали - какой жизненный путь тяжело, и 21 января 1932 года она ^ 12 человек, представителями от ^ прошла Аккагаз в ходе своего обучения

скончалась. ^ казахского народа были Жаханша ^ и в каких городах это происходило.

В настоящее время для ^ Досмухамедулы, Уалихан Танашев ^ Где бы она не училась, она всегда исследователей существует немало и наша Аккагаз Досжанова. Также проявляла большую активность и данных об Аккагаз Досжановой. следует отметить, что в книге А.З. любознательность. Придерживаясь О ней начинают говорить и писать Валиди, не называя имени, упоминает принципа, что наступают времена с 70-х годов прошлого века, одно об образованной казашке-поэтессе, он просвещенных, у нее были огромные из первых официальных данных с восхищением пишет об отважной, требования к своей учебе. Не зря в было опубликовано в 1974 году в культурной девушке. Автор говорит, одном из номеров «Оренбургского четырехтомной Казахской Советской что можно было написать целый вестника» за 1914 год была заметка энциклопедии. Затем вышла в свет приключенческий роман о разведчиках о необычной казахской девушке книга исследователя Ж. Кантарбаевой ^ на образе этой девушки. Разведчица ^ Аккагаз, проявляющей огромную «Аккагаз Досжанова» (Алма-Ата, 1976). ^ вошла в доверие Алиби Жангельдина, ^ любознательность и усердие к учебе. В годы независимости было немало собирает ценную информацию о Перед казахскими девушками

опубликовано отдельных статей об положении в Москве, с другой стороны и парнями, обучавшимися в начале Аккагаз Досжановой, также ее имя была прекрасно осведомлена о делах прошлого века стояла одна задача, упоминается во многих публикациях, ^ в Букеевской Орде, Теке (Уральске), ^ одна цель. Это служение своему

связанных с движением Алаш, и ^ Yйшiк (Гурьев, Атырау) Хиве и Бухаре. ^ народу, отчизне. Поддерживая идеи и вообще об образованных казахах того Кто был прообразом этой героини мы дела деятелей Алаша, с некоторыми времени [3]. можем судить только по косвенным из них она была лично знакома,

Первые сведения об Аккагаз ^данным, так как прямых и достоверных ^ прекрасно знавшая русский, татарский Досжановой встречаются в журнале ^ источников не имеется [5]. ^ языки Аккагаз Досжанова во время

«Айкап» (1913 г.). Там сообщается, Действительно, в те времена учебы в Оренбурге и в Москве, активно

что юная выпускница Оренбургской ни одна из образованных казашек участвовала во внутренней жизни гимназии Аккагаз Досжанова никак не могли остаться в стороне от страны.

собирается поступать в Московское ^ деятельности «Алаша». С рождения ^ Во время обучения в Москве высшее учебное заведение. В апреле активная, отзывчивая, готовая служить формировалось мировоззрение

1917 года Тургайский областной съезд ^ всей душой ради своего народа, ^ Аккагаз, она научилась смело казахов выбрал Аккагаз Досжанову ^ Аккагаз в ходе своей общественной ^ планировать свою будущую делегатом на Всероссийский съезд деятельности была лично знакома со большую жизнь. Она была в тесных, мусульман (Москва, 1-5 мая). Для того ^ многими представителями Алаш, и ^ братских взаимоотношениях с времени избрание казахской женщины ^ идейно с ними была очень близка. В ^ другими студентами-мусульманами, уполномоченным представителем их число входили Х. Досмухамедов, обучавшимися в этом большом городе области было редчайшим случаем. ^ М. Ауэзов, М. Жумабаев, С. Капин, М. ^ - татарами, азербайджанцами и Поэтому, мы можем смело говорить, Тынышпаев, Т. Рыскулов и другие. другими представителями молодежи

что Аккагаз Досжанова была одной Аккагаз прожила судьбоносную Востока. Проводила работу по

из первых общественных деятелей из жизнь. Как уже говорили выше, агитации среди мусульманской числа казахских женщин. В 1918 году с раннего детства она лишилась молодежи идей свободы и равенства, Аккагаз Досжанова организовала сбор ^ родителей; молодость, то есть этап ее ^ единства и братства. Была активным помощи терпящим бедствие казахам формирования, проходили во времена членом общества мусульманского

уи^шк^иоапкт, I ^или^к!/ I К1 о»-/ о^сшипа ^

и киргизам Жетысу, и собранные социальных изменений и потрясений; студенчества Москвы. Казахская

средства передала председателю перед ней стояла большая дилемма: девушка не только свободно владела

Комитета по оказанию помощи ^ за кем идти? кого поддержать? как ^ русским языком, но и хорошо знала

Мухамеджану Тынышпаеву. ^ выбрать свой жизненный путь? Хоть ^ русскую культуру.

Лидер освободительного жизненный путь ее был коротким, Вместе с новыми веяниями

движения башкирского народа ^ всего-лишь 39 лет, но жизнь была ^ времени в начале ХХ века

Ахмет Заки Валиди называя Аккагаз ^ сознательна и полна по своему ^ активизируются вопросы женского

Досжанову писателем, отметил, что содержанию. равноправия, феминизма, от

которых не оставалась в стороне квалифицированных врачей, сама одна государственном уровне, 14 декабря

и Аккагаз. Она вместе с Гульсум ^ исполняла обязанности гинеколога, ^ 1922 года для девушек коренной

Асфендияровой, родной сестрой педиатра, дерматолога, терапевта, национальности, обучающихся в

известного общественного деятеля кардиолога. Среди населения Средне-Азиатском университете

и врача Санжара Асфендиярова, проводила просветительскую г.Ташкент, была утверждена стипендия

которая тоже была одной из первых ^ работу. Насчет просвещения Аккагаз ^ имени Аккагаз Досжановой.

женщин-казашек, получивших высшее Досжанова считала, что в первую До этого времени и сейчас

медицинское образование и ставшей очередь необходимо бороться с было немало написано о Аккагаз

дипломированным врачом, стала безграмотностью, и на этом поприще Досжановой, как первой казахской

активным общественным деятелем она работала не жалея себя. В 1919- девушке-враче, стремившейся

женского движения того времени. ^ 1920 гг. в Ташкенте были организованы ^ к знанию, которая обучаясь в

Так, на февральском Московском более десяти интернатов, детских Москве, благодаря своей мудрости,

съезде мусульман 1917 года было ^ домов, где в каждом из них были ^ деятельности заслужила уважение

решено направить от каждого ^ распределены 200-250 подростков. ^ у видных деятелей Алаш. Теперь

Г\ /1 I I П Л ^ л ЛТ1 А ^ Л П Л I Л кчт П1Д1П |ь||\ди

регионального объединения в ^ Многие дети болели различными ^ наш долг - оказывать заслуженное высший исполнительный орган заболеваниями. Аккагаз Досжанова внимание и почет имени Аккагаз самоуправления мусульман хотя бы приложила всю свою силу для их Досжановой, оставить ее светлый по одной женщине. Оказалось, что ^ лечения. Со слов ее сослуживцев, ^ образ в памяти поколений. И самое лишь казахская делегация решилась она была очень квалифицированным главное, чтобы ее имя навсегда направить в совет женщину - Аккагаз врачом, отличалась глубиной мысли, сохранилось в памяти народа. Досжанову, избрание которой позже высокой культурой, не жалела себя Список литературы:

должен был подтвердить Всеказахский ^ в деле лечения и воспитания детей- ^ 1. См.: Ак,тебеде Ак,к,а«з съезд. ^ сирот Средне-Азиатского региона. В ^ Досжанова атында^ кеше бар! //

Съезд проходил в медресе ^ эти годы, кроме данной деятельности, ^ «Ак,тебе» газетГ 17 маусым, 2016.; Татарской слободы города Москвы. Аккагаз, с целью развития подготовки Открыт первый в Казахстане памятник Там Аккагаз выступила с докладом об ^ медицинских кадров, которых не ^ врачу //«Актюбинский вестник». - 20 окончательном освобождении народов ^ хватало в те трудные времена, ^ июня, 2016.; Премия имени Аккагаз от гнета царизма. На это не каждый ^ совместно с подругой и коллегой ^ Досжановой - лучшим медработникам способен. Она также участвовала во ^ Гульсум Асфендияровой открывает ^ // Актюбинский вестник, 6 июня, 2016. Всероссийском съезде мусульман, ^ курсы медсестер для казахских^ 2. См.: ТYрiк Республикасынын

проходившем в Москве с 1 по 8 мая ^ женщин и девушек. ^ Халык, комиссарлар Кенесшщ каулысы.

1917 года, где открыто высказывала ^ Помимо трудов на ^ - 14 желток,сан, 1922. - № 238.

свои мысли, говоря о бедственном ^ медицинскую тему, врач Аккагаз ^ 3. «Алаш» к,озfалысы. Алматы, положении женщин-мусульманок. ^ Досжанова опубликовала немало ^ 2008.; Талжанов С. Адам туралы Активно участвовала в работе других ^ статей, затрагивающих социально- ^ толfау. Алматы, 1965 (Караныз: обществ города и была действительно ^ политические, культурно-массовые, ^ «Телк,ара» энпмеа).; ДОСЖАНОВА лидером мусульманской молодежи ^ общенациональные темы в журналах ^ АККАГАЗ. Караныз: Казак,стан ¥лттык, Москвы. ^ «Степная правда», «Эйел тендiгi» ^ энциклопедиясы. Алматы, 2001. Том 3.

Это были времена, когда ^ (Равенство женщин), «Абай», «Жас ^ с. 273-274.; Аккагаз зор кайраткер емес молодежь рано взрослела, рано начала ^ азамат» (Молодой гражданин) и ^ пе едi?! // Ак,тебе газеты, 30 кантар, заниматься проблемами страны. ^ др. Из этих статей можно иметь ^ 2014.

И это можно сказать касательно ^ представление о ее политических ^ 4.Кантарбаева, Ж. Аккагаз

Аккагаз Досжановой. В годы своего ^ установках, представлений о будущем ^ Досжанова / Ж. Кантарбаева. - Алматы,

студенчества в Ташкенте, она взяла под народа, государства, о ее политических 1976. - 34 б.

свою опеку бездомных детей, много воззрениях, составить определенный 5.Там же., с. 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сделала для того, чтобы их обустроить социальный портрет как личности.

в детские дома. Встречая прибывших После окончания учебы в 1922 году

безпризорных из городов Оренбург, она активно приступает к практической

Джизак, Самарканд, Бухара была ^ работе. С молодости озабоченная ^

руководителем группы по оказанию судьбой народа, ее будущим, она

им срочной помощи. была в особом почете у старших своих

А. Досжанова параллельно сотоварищей, которые занимали с учебой работает врачом- ^ руководящие посты. Ее окончание ^ ординатором. Затем, когда не хватало ^ университета отмечалось на ^

TYMIH I SUMMARY

А.Т. ТАЙЖАНОВ | A.T. TAYZHANOV

АККАГАЗ ДОСЖАНОВА - ДЭР1ГЕР, KOfAM КАЙРАТКЕР! | AKKAGAZ DOSZHANOVA AS A DOCTOR

AND PUBLIC FIGURE

Марат Оспанов атында^ Батыс Казак,стан мемлекетпк ^

медицина университетi, Ак,тебе, Казахстан ^ West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University,

,, . . | Aktobe, Kazakhstan

Казфп урпак, казак, кыздары арасынан шык,к,ан ¡|

алfашк,ы жоfары бiлiмдi дэрiгер Аккагаз Досжанова ^ The current generation doesn't entirely know the first

туралы бте бермейдi. Тэуелсiздiк жылдарында^ 6ip ^ Kazakh woman doctor Akkagaz Doszhanova. Crowning achieve-

же^сп^з - жоfалтк,анымызды iздеп табу, ешкенiмiздi ^ ment of independence is a revival of national values, under-

жацарту, барымызды керсету болды. Буfан елiмiзде ^ standing of past heritage. In particular, State program «Cultural

кен,шен крлга аль^ан КР Президентшщ «Мэдени мура» ^ heritage» approved by the President of the Republic of Kazakh-

баедарламасынын, да септiгi тидi. ^ stan was conducive to this.

Мак,алада алfашк,ы дэрiгер казак, кызынын еткен ^ The article describes the life and activity of the first Kazakh

fасыр басында^ Казак, мемлекетЫщ дамуына коскан зор ^ woman, her invaluable contribution to the formation of Kazakh

Yлесi сез болады. Онын мемлекетiмiздiн калыптасуында^ ^ Statehood at the beginning of the last century. Her active role in

зор кайраткерлт рел^ элеуметпк саламызды дамытуда^ ^ formation and development of healthcare and social sphere in

орны кеншен керсетiледi. ^ the whole is showed and clarified.

А. Досжанованын еткен fасырдын 20-30 ^ Akkagaz Doszhanova's outstanding achievements in the

жылдарында^ ерен енбеп мен когамдык жекелеген ^ development of medicine during 20-30 years of the last century

мысалдармен, факттермен жан-жакты баяндалады. ^ are shown in the concrete examples and facts.

Негiзгi свздер: А. Досжанова - алгашкы дэр'гер; ^ Key words: Akkagaz Doszhanova is a first doctor, Akkagaz

А.Досжанова - mynfa; А. Досжанова - когам к,айраткер1; ^ Doszhanova is a public figure, Alash movement, society, social

Алаш крзгалысы; когам; элеуметт'к сфера; денсаулык, ^ sphere, healthcare, medicine and its branches.

сак,тау ici; медицина жэне онын, салалары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.