Научная статья на тему 'Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках'

Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
320
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

С. Псарев Акафист

Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 11. С. 1483-1506.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Акаѳистъ Пресвятой Владычицѣ нашей Богородицѣ и Приснодѣвѣ Маріи на славянскомъ и русскомъ

языкахъ *).

»ОДРОБНЫЙ обзоръ славянскаго текста и русскаго перевода акаѳиста Пресвятой Богородицгь. Прочитаемъ же акаоистъ Пресвятой Богородицѣ и Приснодѣвѣ Ма-# ріи на церковно-славянскомъ языкѣ и въ русскомъ пе-I реводѣ, вникнемъ въ упоминаемыя въ немъ историческія событія и догматическія истины и уразумѣемъ встрѣчающіяся въ немъ непонятныя слова и выраженія.

К о н д а к ъ.

Взбранной Воеводѣ побѣдительная, яко избавлынеся отъ злыхъ, благодарственная, восписуемъ Ти раби твои, Богоро-дице, но яко имущая державу непобѣдимую, отъ всякихъ насъ бѣдъ свободи, да зовемъ Ти: Радуйся, Невѣста неневѣстная.

По русски.

Бранноподвизающейся (сражающейся) за насъ Вееначаль-ницѣ дары побѣдные и, какъ избавленные отъ бѣдъ, дары благодарственные приносимъ Тебѣ, Богородице, мы рабы Твои: но, Ты, какъ имѣющая неодолимую силу, освободи насъ отъ всякихъ опасностей, чтобы мы взывали Тебѣ: радуйся, Невѣста неневѣстная.

Этотъ кондакъ не входитъ въ число 24-хъ частей акаѳиста, расположенныхъ по числу и порядку буквъ греческаго

алфавита. Въ немъ указывается обстоятельство, послужившее поводомъ къ составленію акаѳиста, вдохновившее его составителя, обладавшаго поэтическимъ даромъ діакона Великой Константинопольской церкви Георгія ГІисиду, а именно: чудесное предводительство Матери Боллей греческими войсками во время нападенія на Константинополь въ 626 госу, при императорѣ Иракліи, персовъ и аваровъ съ суши и моря, доставившее Константинополю дивную побѣду. Особенно ясно открывается это изъ греческаго текста, гдѣ въ началѣ кондака стоитъ T-rj й-еррлхш отратгіуй, форма дательнаго падежа, женскаго рода, почему и переводится Воеиачальницѣ, а не Военачальнику, и далѣе ХохршйгГаа аѵ<гуряО<о т] Пбмс ооо, причастіе женскаго рода, согласованное СЪ СЛОВОМЪ ПоАЦ, городъ, что по русски должно быть переведено такъ: какъ избавленный отъ бѣдъ—приношу Тебѣ городъ твой, Богородице, вмѣсто избавленные приносимъ рабы Твои И ВЪ концѣ рі sXsuGspwaov, Ьсг. хрх'ш, освободи меня, чтобы я взывалъ, вмѣсто освободи насъ, чтобы мы взывали. Взбранной Воеводѣ (съ греческаго Тт; о-вррл/ш ахратіг)уш, оттер—за рл/оилі сражаюсь, ахряхтрріе. полководецъ) сражающейся за насъ, Воеиачальницѣ. Славянское Взбранной происходитъ отъ корня брань, сраженіе, война, отсюда воинственный, бранно-подвизаюшійся. Невѣста неневѣстная, съ греческаго, Кбр/рт] аѵбрргохг, невѣста, дѣвица, просватанная, сговоренная, но не вышедшая замужъ, несочетавшаяся бракомъ.

И к о с ъ I.

Ангелъ, предстатель съ иебесе, посланъ бысть рещи Богородицѣ: Радуйся и со безплотнымъ гласомъ воплощаема тя зря, Господи, ужасашеся и стояше зовый къ ней таковая:

Радуйся, ею же радость возсіяетъ.

Радуйся, ею же клятва исчезнетъ.

Радуйся, падшаго Адама воззваніе.

Радуйся, слезъ Евиныхъ избавленіе.

Радуйся, высото, неудобовосходимая человѣческими помыслы.

Радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскими очима.

Радуйся, яко ёси царево сѣдалище.

Радуйся, яко носи ши носящаго вся.

Радуйся, звѣздо, являющая солнце.

Радуйся, утробо божественнаго воплощенія.

Радуйся, ею же обновляется тварь. Радуйся, ею же поклоняемся Творцу. Радуйся, Невѣста неневѣстная.

Тоже п о р у с с к и.

Ангелъ Первостоятель посланъ былъ съ небесъ сказать Богородицѣ: радуйся. И видя, Тебя, Господи, съ безплотнымъ голосЪмъ воплощаемаго, былъ въ ужасѣ и стоялъ, возглашая къ Ней такія слова:

Радуйся Ты, черезъ Которую радость возсіяетъ.

Радуйся Ты, черезъ Которую клятва исчезнетъ.

Радуйся, согрѣшившаго Адама воззваніе.

Радуйся, Евы отъ слезъ избавленіе.

Радуйся, высота, недостижимая человѣческими мыслями.

Радуйся, глубина, недоступная для созерцанія ангельскими очами.

Радуйся, ибо Ты престолъ Царя.

Радуйся, ибо Ты носишь Носящаго все.

Радуйся, звѣзда, проявляющая Солнце.

Радуйся, вмѣстилище воплощенія Бога.

Радуйся Ты, черезъ Которую обновляется твореніе.

Радуйся, Ты, черезъ Которую становится Младенцемъ Творецъ.

Радуйся, Невѣста неневѣстная.

Первый икосъ акафиста начинается съ первой буквы греческаго алфавита А (альфа) словомъ ’'Аууело^ Ангелъ, вѣстникъ, и содержаніемъ своимъ имѣетъ евангельское повѣствованіе о явленіи архангела Гавріила Пресвятой Дѣвѣ Маріи съ повелѣніемъ отъ Бога возвѣстить Ей о зачатіи и рожденіи Ею Христа Спасителя, т. е. повѣствованіе о Благовѣщеніи Пресвятой Богородицѣ, почему и самый акафистъ называется Благовѣщенскимъ. Ангель значитъ «вѣстникъ». Ангелы суть духи безплотные, одаренные умомъ, волею и могуществомъ больше людей (2 ІІетр. II..) и состоящіе въ услуженіи у Бога (Евр. I, 14). Они служатъ посредниками между Богомъ и людьми, приносятъ предъ Бога наши молитвы, являются вѣстниками милостей Божіихъ въ отношеніи къ людямъ (Быт. ХХУІІІ, 12). Будучи одной духовной природы, они различаются по степени близости своей къ Богу и раздѣляются на девять ликовъ, или чиновъ: херувимы,

/*

серафимы, начальства, власти, господства, силы, престолы, архангелы, ангелы. Нѣкоторые изъ высшихъ ангеловъ извѣстны по именамъ, каковы: Михаилъ, кто, какъ Богъ (Дан. X, 13, 21, XII, Іуд. I, 9 Аиок. XII, 7), Гавріилъ, Богъ есть сила (Дан. VIII, 16; IX, 21; Лук. I, 19. 26). Рафаилъ, Богъ исцѣляетъ (Тов. III, 16). Предстатель (Пош-TosTotiTjc, ІІервостоятель, т. е. близко стоящій къ Богу: одинъ изъ высшихъ ангеловъ, въ Евангеліи называется Гавріиломъ (Лука, I, 26). Посланъ былъ сказать Богородицѣ: радуйся (то уосрв). Глагольная форма съ членомъ замѣняетъ существительное, т. е. возвѣстить Ей о томъ, что Она зачнетъ и родитъ Сына и наречетъ Ему имя Эммануилъ, что значитъ съ нами Богъ (Исаіи VII, 14). Радость возсіяетъ г{ уагЛ явится радость, которая будетъ всему міру (Лук. II,

10) и которая будетъ состоять ближайшимъ образомъ въ томъ, что Пресвятая Дѣва Марія зачнетъ и родитъ Спасителя міра, а въ дальнѣйшемъ въ томъ, что Родившійся отъ Пресвятой Дѣвы Потомокъ примиритъ согрѣшившаго человѣка съ Богомъ, оправдаетъ человѣка передъ Богомъ, сдѣлаетъ его участникомъ царства Божія, которое по Апостолу не пища и питіе, но правда и миръ и радость о святомъ Духѣ (Рим. XIV, 17). Клятва исчезнетъ. Клятва, проклятіе, осужденіе Богомъ грѣха и происшедшее вслѣдствіе грѣха зло нравственное и бѣдствія физическія, какъ наказаніе человѣка. Являясь наказаніемъ человѣка за грѣхи, проклятіе коснулось какъ самого человѣка, такъ и окружающей его природы; въ самомъ человѣкѣ проклятіе вредно отразилось какъ на его душѣ, такъ и на тѣлѣ: въ отношеніи къ душѣ проклятіе сказалось въ томъ, что умъ человѣка помрачился и затмился, сердце исполнилось стыда и страха, воля уклонилась ко злу. Тѣло человѣка, подвергшись вліянію со стороны природы, стало нуждаться въ одеждѣ и жилищѣ, испытывать зной и холодъ, сдѣлалось доступнымъ болѣзнямъ и самой смерти. Въ природу, предназначенную служить человѣку (Быт. I, 28), проклятіе внесло разстройство: безъ особаго труда доставлявшая человѣку все необходимое для его существованія природа вслѣдствіе грѣха стала производить тернія и волчцы, т. е. сорныя травы, а человѣкъ обреченъ былъ снискивать пропитаніе въ йотѣ лица (Быт. III, 17, 19). Это проклятіе со всѣми его послѣдствіями уничтожено родившимся отъ Пресвятой Дѣвы Маріи Христомъ, Который искупилъ насъ отъ клятвы, сдѣлавшись за насъ кля-

твою (Гал. III. 13), въ этомъ смыслѣ и должно понимать слова черезъ которую клятва исчезнетъ (exXstysi), уничтожится, прекратится. Падшаго Адама воззваніе. Первый человѣкъ Адамъ предназначенъ былъ къ вѣчному блаженству и, обольщенный діаволомъ, преступилъ заповѣдь Божію о невкушеніи плодовъ отъ древа познанія добра и зла, уклонился отъ пути блаженства, палъ: родившійся отъ Пресвятой Дѣвы Сынъ Божій, Господь Нашъ Іисусъ Христосъ, Своимъ ученіемъ, Своею жизнею, страданіями, смертію и воскресеніемъ искупилъ насъ отъ грѣха, призвалъ насъ въ новый союзъ съ Богомъ, въ этомъ смыслѣ Пресвятая Богородица и называется воззваніемъ падшаго Адама. Слезъ Евиныхъ избавленіе. Ева, которую прельстилъ діаволъ и которая соблазнила Адама, оплакивала свое грѣхопаденіе, родившійся отъ Дѣвы Маріи Христосъ избавилъ Еву отъ слезъ. Высогпа. неудобовосходимая человѣческими помыслами, глубина, неудобозримая и Ангельскими очима. Мысль о спасеніи рода человѣческаго чрезъ воплощеніе Сына Божія путемъ Его жизни, ученья, дѣлъ, страданія, крестной смерти и воскресенія такъ возвышенна по своему происхожденію, что она непостижима, недоступна (неудовос-ходима* Svaavaßaxov). для человѣческаго разума, и такъ глубока по своему содержанію, что недоступна для созерцанія (оѵзВе-tooTjTov) даже и очей Ангеловъ, изъ которыхъ нѣкоторые называются многоочитими. Эта мысль называется тайною {іозх^ріоѵ (Колос. I, 26, 27) и становится нѣсколько понятною для насъ чрезъ сравненіе Іисуса Христа съ Адамомъ (I. Кор. ХУ, 21—22; Рим. У, 17). Царево егьдалище. носигии, носящаго вся. Пресвятая Дѣва, воспріявъ въ Своей утробѣ Царя всѣхъ Господа, сдѣлалась сѣдалищемъ (/ай%а), престоломъ Царя и носительницею Того, Кто носитъ все, т. е. Вседержителя. Звѣзда, являющая Солнце. Пресвятая Дѣва, отъ Которой, какъ отъ звѣзды, возсіяло Солнце правды, Христосъ Богъ Нашъ (Тропарь Сргтгенію), называется звѣздою, являющею (ёр/раіѵсоѵ) Солнце. Утроба божественнаго воплощенія. Утроба, въ которой принялъ человѣческую плоть, воплотился Богъ (yaaT-fjp ѲсОУ гѵзархшзгше). Ею же обновляется тварь (ѵЕоируЕІтаі 7] ѵ.ті'зіе). Грѣхъ Адама внесъ разладъ въ природу, разрушеніе установленнаго въ ней порядка; Господь Іисусъ Христосъ, родившійся отъ Дѣвы, искупившій грѣхъ, уничтожившій всѣ его послѣдствія, возстановилъ нарушенный порядокъ, обновилъ твореніе. Ею же поклоняемся Творцу (рі щ ІЗр^оиругТтое. ö

Ктіатт)г)} черезъ Которую становится младенцемъ, младенцетво-рится Творецъ. Какъ получилось славянское сю же поклоняемся Творцу—неизвѣстно.

Кондакъ I.

Видящи святая себе въ чистотѣ, глаголетъ Гавріилу дерзостно: преславное Твоего гласа, неудобопріятельно души моей является, безсмѣннаго бо зачатія рождество како глаго-леши, зовый: Аллилуія.

Т о же по русски:

Видя Себя въ чистотѣ, Святая смѣло говоритъ Гавріплѵ: дивное слово Твоего голоса является неудобопріемлемымъ моей душѣ. Какъ ты говоришь о чревоношеніи отъ безсемѣннаго зачатія, взывая: аллилуія».

Кондакъ составляетъ вторую пѣснь акафиста, а потому начинается второю буквою греческаго алфавита В (вита), словомъ ([ЗХ £то и за), видя, содержитъ въ себѣ продолженіе бесѣды Пресвятой Дѣвы Маріи съ Архангеломъ Гавріиломъ по поводу его предсказанія о зачатіи Спасителя и является какъ бы переложеніемъ словъ Евангелія, сказанныхъ Пресвятою Дѣвою Гавріилу: Како будетъ сіе, ыдѣжс мужа не знаю (Лук. I, 34). Пресвятая Дѣвя Марія, дитя пламенныхъ молитвъ своихъ праведныхъ родителей, посвященная на служеніе Богу еще до своего рожденія, вѣрная обѣщанію ихъ, дала обѣтъ всегдашняго дѣвства и была только обручена благочестивому старцу Іосифу, который не вступалъ съ нею въ супружескія сношенія, не знаеши ея (Мат. I, 25). Святая ('HA-fiot), т. е. опредѣленная, извѣстная Святая Дѣва Марія. Въ чистотѣ, 'огуѵгіа—непорочность, невинность, цѣломудріе. Видящи себе Святая въ чистотѣ, зная свое цѣломудріе. Аллилуія—слово еврсйское-галлелѵіяхъ. Оно состоитъ изъ двухъ словъ: изъ глагола: галлелу и имени Божія Ія. Галлелу, отъ глагола галалъ, есть второе лицо, множественнаго числа, повелительнаго наклоненія и означаетъ: хвалите, прославляйте, славословьте. Слово Ія есть сокращенное имя Божіе Іегова, что- значитъ Господь; сокращенное Іягъ въ русскомъ слышится, какъ І-я. Отсюда: галлилуягъ-аллилуя. Такимъ образомъ слово аллилуія точно и буквально значитъ: хвалите Бога, или славьте Господа и имѣетъ очень широкое

употребленіе въ Богослуженіи (Православная Богословская Энциклопедія А. П. Лопухина, т. I, страниц. 542—548).

И к осъ 2.

Разумъ недоразумѣваемый разумѣти Дѣва ищущи, возопи къ слущащему: изъ боку чисту, Сыну како есть родитися, мощно, рцы ми; къ ней же онъ рече со страхомъ, обаче зо-вый сице. *

Радуйся, совѣта неизреченнаго таиннице.

Радуйся, молчанія просящихъ вѣро.

Радуйся, чудесъ Христовыхъ начало.

Радуйся, велѣній его главизно.

Радуйся, лѣстнице небесная, ею же сниде Богъ.

Радуйся, моете, преводяй сущихъ отъ земли на небо. Радуйся, ангеловъ многословущее чудо.

Радуйся, бѣсовъ многоплачевный струпе.

Радуйся, свѣтъ неизреченно родившая.

Радуйся, еже како, ни единаго же научившая.

Радуйся, премудрыхъ превосходящая разумъ.

Радуйся, вѣрныхъ озаряющая смыслы.

Радуйся, Невѣста неиевѣстная.

Тоже по-русски:

Стремясь узнать непознаваемое, Дѣва говоритъ къ служащему: изъ утробы чистой, какъ можно родиться Сыну? Скажи мнѣ. Ангелъ говоритъ кт» Ней со страхомъ, взывая такъ: Радуйся, посвященная въ тайну неизреченнаго совѣта. Радуйся, вѣрная хранительница того, что требуетъ молчанія. Радуйся, предначатіе чудесъ Христовыхъ.

Радуйся, сущность Его ученій.

Радуйся, лѣстница небесная, чрезъ которую сошелъ Богъ. Радуйся, мостъ, переводящій съ земли на небо.

Радуйся, многовѣщательное чудо Ангеловъ.

Радуйся, достойное многаго плача пораженіе демоновъ. Радуйся, Свѣтъ неизреченно родившая.

Радуйся, какимъ образомъ родила никому не открывшая. Радуйся, превосходящая разумъ мудрыхъ.

Радуйся, озаряющая умы вѣрующихъ.

Радуйся, Невѣста неиевѣстная.

Икосъ начинается съ третьей буквы греческаго алфавита Г (гаммы), словомъ Гѵшзіѵ, знаніе и содержитъ продолженіе бесѣды Пресвятой Дѣвы съ Архангеломъ. Дѣва высказываетъ Архангелу свое недоумѣніе, какъ можетъ быть рожденіе изъ чистой, невинной, цѣломудренной утробы. Разумъ недоразу-мѣваемыіі разумѣніи Дѣва имущи съ греч. уѵшзіѵ ауѵшзтоѵ •уѵшѵаі Т| Ilap&svo; Ст,хоиоа, стремясь узнать непознаваемое. Дѣва 'И ГЬрЯзѵо- не просто дѣва, какая-то, а опредѣленная, извѣстная, Святая Дѣва. Служащему, Про; тоѵ Хз'-ооруооѵхя, названіе Архангела служащимъ заимствовано изъ посланія Апостола Павла къ Евреямъ (I, 14), гдѣ объ ангелахъ говорится, что они суть служащіе духи (лгітоируг/.?. Пѵзбрата) посылаемые на служеніе для тѣхъ, которые имѣютъ наслѣдовать спасеніе, чѣмъ указывается ихъ назначеніе и дѣятельность. Въ этомъ смыслѣ и въ церковной пѣснѣ (Богородичный догматикъ 5 гласъ) Архангелъ Гавріилъ называется служителемъ чудесъ, т. е. посланникомъ отъ Бога, посланнымъ возвѣстить чудесное, дивное событіе. Изъ боку нишу Сыну како есть родитися мощно, по-гречески г/, /луоѵоиѵ ауѵшѵ utöv ~(Ьс езхі тг'/iHjvai Sovaxov, ПО-руССКИ изъ утробы чистой, невинной, цѣломудренной, т. е. такой, которая не была осквернена грѣхомъ плотскаго соединенія, какъ можетъ родиться сынъ. Эта самая мысль выражена въ молитвѣ «Достойно есть» словомъ aotacpilöpco-. безъ нетлѣнія, т. е. безъ растлѣнія, безъ потери дѣвства, чисто, свято, цѣломудренно, рожденіе не отъ похоти плотскія, не отъ похоти мужескія, но отъ наитія Святаго Духа (Іоан. I, 13; Матѳ. I, 20; Лук. I, 35) Совѣта неизрепейнаго таинпице (^оиЦ; a-oppr^ou рѣз-іс посвященная въ тайну неизреченнаго совѣта. Совѣтомъ неизреченнымъ называется избранное отъ вѣка Богомъ средство для спасенія міра, состоящее въ воплощеніи Сына Божія и добровольныхъ Его страданій (Дѣян. II, 23). Молчанія просящихъ вѣра—зіут)-огоиіѵшѵ Tzhxic т. е. хранительница того, что требуетъ молчанія т. е. тайны, йодъ которою разумѣется тотъ же способъ спасенія міра чрезъ воплощеніе Сына Божія и добровольныя Его страданія, въ смыслѣ непостижимости этого способа не только для человѣка, но и для Ангеловъ (Колос. I, 26, 27). Чудесъ Христовыхъ начало гроофюѵ предначатіе. Первое чудо, совершенное Христомъ — это безсѣменное зачатіе и рожденіе Его отъ Пресвятой Дѣвы. Велѣній Его главизни. Tcov ооуиЛ-тшѵ зскоГ) zi -/.гая/.осюѵ, ученій Его сущность, результатъ, итогъ, окончаніе. Все ученіе Господа Іисуса Христа имѣетъ цѣлью

указать людямъ, что Онъ есть Христосъ — Сынъ Божій, т. о. воплотившійся Мессія—Богочеловѣкъ (Іоан. IX, 35). За исповѣданіе Господа Сыномъ Божіимъ, высказанное отъ лица всѣхъ Апостоловъ — Апостоломъ Петромъ, Господь ублажилъ Петра: на этомъ признаніи Его Сыномъ Божіимъ Онъ обѣщалъ основать церковь, общество вѣрующихъ и при томъ такъ прочно, что и силы ада не одолѣютъ ее (Матѳ. XVI, 16—19). На исповѣданіи, т. е. на признаніи Іисуса Христа Сыномъ Божіимъ основывается все христіанство и это признаніе отличаетъ истиннаго христіанина отъ ложныхъ. Апостолъ Іоаннъ говоритъ: кто не исповѣдуетъ Іисуса Христа пришедшимъ во плоти, такой человѣкъ есть обольститель и антихристъ (2 Іоан. I, 7). Лѣстница небесная, ею же ениде Богъ, моете, приводящій отъ земли сущихъ на небо. Пресвятая Дѣва Марія, отъ которой воспріялъ человѣческую природу Сынъ Божій, соединивъ въ себѣ Божество и человѣчество, является лѣстницей, по которой Господь сошелъ на землю и мостомъ, соединяющимъ небо и землю, какъ бы лѣстницей, которую видѣлъ Іаковъ во снѣ на пути въ Хар-ранъ, по которой восходили и нисходили Ангелы — эти посредники между Богомъ и человѣкомъ (Быт. XXVIII, 12, 13). Ангеловъ многословущее чудо гоЫІриЦтоѵ далеко распространенное чудо. Бѣсовъ многоплачевный струпе глЫ-OpijvrjTov -фосирл достойное многихъ слезъ пораженіе. Воплощеніе Сына Божія отъ Пресвятой Дѣвы, не знавшей мужа, было достойнымъ широкаго распространенія чудомъ для Ангеловъ, высшихъ сравнительно съ людьми духовно-разумныхъ существъ, и въ то же время достойнымъ многаго плача пораженіемъ злыхъ духовъ. Теперь приблизилось время исполненія того обѣщанія Божія, даннаго нашимъ прародителямъ, что сѣмя жены сотретъ главу змѣя (Быт. III, 15). Діаволъ, прельстившій людей и склонившій ихъ преступить заповѣдь Божію, думалъ, что онъ окончательно, навсегда покорилъ себѣ человѣка, но Богъ сказалъ ему, что люди будутъ бороться съ дьяволомъ въ лицѣ своего потомства и что, наконецъ, явится такой Потомокъ, который окончательно уничтожитъ діавола. Это-то обѣщаніе теперь, съ воплощеніемъ Сына Божія, и стало исполняться. Іисусъ Христосъ, обѣщанный потомокъ, освобождая людей изъ подъ власти діавола, исцѣляя болѣзни, изгоняя бѣсовъ, сталъ наносить ему одно за другимъ пораженія и окончательно побѣдилъ діавола, разрушивъ его цар-

ство—адъ и освободивъ оттуда всѣхъ узниковъ. Неизреченно свѣтъ родившая, еже како никого же научившая ~о ~<Ьз аітг öeva otodt;aoa, никому не открывшая, какъ, какимъ образомъ— родила. Разумѣется непостижимое для разума человѣческаго рожденіе Сына Божія отъ Дѣвы безъ мужа. Свѣтъ то опредѣленный, особенный свѣтъ, такимъ свѣтомъ называется Іисусъ Христосъ въ Евангеліи (Іоан. IX, 5), въ символѣ вѣры, въ христіанскомъ богослуженіи «Свѣте тихій», «Христе, свѣте истинный», какъ просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. I, 9), въ томъ же смыслѣ, въ какомъ Господь Іисусъ Христосъ говоритъ о Себѣ: Я есть воскресеніе и жизнь (IX, 25), Я есмь путь и истина и жизнь (XIV, 6) Еже како, то -шс нарѣчіе съ членомъ имѣетъ значеніе существительнаго и въ данномъ случаѣ означаетъ образъ, способъ, какимъ Пресвятая Дѣва родила Сына Божія. Премудрость, превосходящая разумъ, вѣрныхъ озаряющая смыслы—превосходящая разумъ мудрецовъ, философовъ, озаряющая, просвѣщающая умы вѣрующихъ. Пресвятая Дѣва Марія, послужившая воплощенію Сына Божія, когда въ Мей Божество соединилось съ человѣчествомъ, превышаетъ познавательныя силы мудрецовъ, просвѣщаетъ умы, души, сердца вѣрующихъ. Истина воплощенія Сына Божія, непостижимая для мудрствующаго ума уѵшоіѵ, легко воспринимается и усвояется вѣрующимъ сердцемъ (I Кор. I, 17—25). Тайны царствія Своего Господь утаилъ отъ премудрыхъ и разумныхъ и открылъ младенцамъ (Матѳ. XI, 25).

Кондакъ 2.

Сила Вышняго осѣни тогда къ зачатію браконеискусную, и благоплодная тоя ложеса, яко село показа сладкое всѣмъ, хотящимъ жати спасеніе, внегда пѣги сине: Аллилуія.

Тоже по-русски:

Сила Всевышняго осѣнила тогда къ зачатію Неиспытав-щую брака н чрево Ея благоплодное показала какъ бы нивою пріятною для всѣхъ желающихъ пожинать спасеніе, при пѣніи такъ: Аллилуія.

Кондакъ составляетъ 4-ю часть акаѳиста, начинается съ

4-й буквы греческаго алфавита А (дельты) словомъ о6ѵащ<; сила и содержитъ отвѣтъ Архангела на вопросъ Пресвятой

Дѣвы: изъ боку чисту Сыну, како есть родитися мощно? (Икосъ 2), выраженный словами Квангелія (Лук. I, 35) Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя. Чрево Пресвятой Дѣвы, воспріявшее Христа, сравнивается съ нивою, полемъ, засѣяннымъ хлѣбомъ, пріятнымъ для всѣхъ, желающихъ пожинать, пріобрѣтать спасеніе. Сила Вышняго осѣни, сила Божія найдетъ на тебя, какъ тѣнь (гтазхіаог).

Икосъ 3.

Имущи Богопріятную Дѣва утробу, востече ко Елизавети, младенецъ же оная, абіе познавъ сея цѣлованіе, радовашеся и играньми яко нѣсньми вопіяніе къ Богородицѣ:

Радуйся, отрасли неувядаемая розго.

Радуйся, плода безсмертнаго стяжаніе.

Радуйся, дѣлателя дѣлающая человѣколюбца.

Радуйся, садителя жизни нашея родшая.

Радуйся, ниво, растящая гобзованіе щедротъ.

Радуйся, трапезо, носящая обиліе очищеній.

Радуйся, яко рай пищный процвѣтаеши.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Радуйся, яко пристанище душамъ готовиши.

Радуйся, пріятное молитвы кадило.

Радуйся, всего міра очищеніе.

Радуйся, Божіе къ смертнымъ благоволеніе.

Радуйся, смертныхъ къ Богу дерзновеніе.

Радуйся, Невѣсто неневѣстная.

Тоже по-русски:

Имѣя принявшую Бога утробу, Пресвятая Дѣва отправилась къ Елизаветѣ. Младенецъ же ея (т. е. Елизаветы), тотчасъ узнавъ привѣтствіе той (т. е. Маріи), возрадовался и движеніями, какъ будто пѣснями, пѣлъ Богородицѣ:

Радуйся, вѣтвь отрасли неувядающей.

Радуйся, пріобрѣтеніе безсмертнаго плода.

Радуйся, дѣлающая земледѣльца человѣколюбивымъ.

. Радуйся, воздѣлывателя нашей жизни родившая.

Радуйся, нива, произрастающая обиліе милосердія.

Радуйся, жертвенникъ, носящій полноту очищеній.

Радуйся, ибо Тг>і заставляешь процвѣтать луга питанія.

Радуйся, ибо Ты приготовляешь прибѣжище душамъ.

Радуйся, благопріятный фиміамъ молитвъ.

Радуйся, очищеніе всего міра.

Радуйся, благоволеніе Божіе къ смертнымъ.

Радуйся, дерзновеніе смертныхъ къ Богу.

Радуйся, Невѣста непевѣстная.

Икосъ составляетъ пятую пѣснь акаоиста, начинается съ 5-Й буКВЫ алфавита Е (ЭПСИЛОНЪ) СЛОВОМЪ г/ооая, отъ гуш.

имѣю, имѣя, и содержитъ въ себѣ евангельское повѣствованіе о посѣщеніи Пресвятою Дѣвою Маріею Праведной Елизаветы, при которомъ шестимѣсячный младенецъ во чревѣ Елизаветы проявилъ себя необыкновенными движеніями, а праведная Елисавета, исполнившись Святаго Духа, назвала Пресвятую Дѣву Матерью Господа (Лук. I, 39—56). Имѣя бого-пріятную утробу (Ѳгоооуоѵ {jLKjtpav), утробу, воспріявшую Бога. Елизавета, жена священника Захаріи, мать Св. Іоанна Предтечи, была родственницей Божіей Матери. Этою-то родственною связью и объясняется неблизкое путешествіе Пресвятой Дѣвы къ Елизаветѣ, вызванное лселаніемъ подѣлиться радостью по поводу дивнаго видѣнія Ангела и еще болѣе дивнаго предсказанія, которое онъ высказалъ Маріи. Отрасли неувядаемая розга—вѣтвь отрасли неувядаемой—Пресвятая Дѣва называется вѣтвью неувядаемой отрасли, какъ происходящая изъ потомства Авраама и Давида, изъ племени которыхъ надлежало родиться Христу (Мато. I, 16, Лук. Ш, 23—38), такъ какъ Аврааму Господь обѣщалъ Потомка, въ Которомъ найдутъ благословеніе всѣ племена земныя (Быт. XXII, 18), а Давиду такого наслѣдника, за Которымъ сохранится престолъ его до вѣка (2 Цар. YII, 12—15). Въ этомъ смыслѣ и Самъ Господь Іисусъ Христосъ называется отраслью отъ корня Іессеева (Ирмосъ 4, Рожд. Хр.). Плода безсмертнаго стяжаніе (хартгоб а/т^Атои y.TTjuoE) пріобрѣтеніе нетлѣннаго, безсмертнаго плода. Кромѣ прочихъ райскихъ плодовъ, безгрѣшные прародители наши имѣли въ своемъ распоряженіи плоды древа жизни, т. е., такіе плоды, питаясь которыми человѣкъ могъ бы быть и по тѣлу безболѣзненнымъ и безсмертнымъ. За преступленіе заповѣди Адамъ и Ева изгнаны были изъ рая и лишены возможности вкушать плоды древа жизни. Предназначенный къ безсмертію человѣкъ послѣ и вслѣдствіе грѣха утратилъ право на'это безсмертіе, а потому и не могъ вкушать плодовъ древа жизни. Искупленные Іисусомъ Христомъ, родившимся отъ Иресв. Дѣвы люди какъ бы снова пріобрѣли право на безсмертіе и возможность вкушать отъ безсмертнаго

плода. Такимъ безсмертнымъ плодомъ для людей служитъ тѣло и кровь Христовы, которыя питаютъ человѣка въ жизнь вѣчную (Іоан. VI, 54). Дѣлателя дѣлающая человѣколюбца (YswpYovYeajpYoöoaeipavHpojTOv) дѣлающая земледѣльца человѣколюбивымъ, т. е. человѣка грубаго, каковы земледѣльцы, дѣлающая мягкимъ, нѣжнымъ, любящимъ себѣ подобныхъ, человѣколюбивымъ, филантропомъ въ лучшемъ смыслѣ слова. Садителя жизни нашей ('fU“oup7&v тг,с Um); tjишѵ) воздѣлывателя пашей жизни. Образъ, очевидно, взятъ изъ евангельской притчи о безплодной смоковницѣ (Лук. XIII, 6 — 9), гдѣ‘ Господь Іисусъ Христосъ изображаетъ Себя подъ видомъ виноградаря, садовника, ухаживающаго за деревьями. ІІа приказаніе хозяина срубить смоковницу: па что она и мѣсто занимаетъ, Онъ, Виноградарь любвеобильный, отвѣчаетъ ходатайствомъ передъ хозяиномъ оставить эту смоковницу еще на одинъ годъ, съ тѣмъ чтобы окопать ее и обложить навозомъ, если же и послѣ этого она не принесетъ плода, тогда срубить ее. Такъ Христосъ всѣмъ человѣкамъ хочетъ спастись и въ познаніе истины придти. Онъ все сдѣлалъ для нашего спасенія и ожидаетъ нашего обращенія къ нему и исправленія. Нива, растящая гобзованіе щедротъ (зсроора ^Хосатаѵooaoc so'fopiav оитірршѵ) нива, производящая обиліе милосердія. Трапеза, носящая обиліе очищенія (suihjviav І/лзшЬѵ) полноту очищеній. Пресвятая Дѣва, отъ которой по плоти родился Христосъ, ходатай Бога и человѣковъ, возвратившій намъ милосердіе Отца Небеснаго, принесшій Самого Себя въ умилостивительную жертву за грѣхи міра, сравнивается съ нивой, на которой произрастаетъ обиліе милосердія, съ жертвенникомъ, на которомъ находится полнота очищенія или умилостивленій. Въ ветхозавѣтной церкви приносились жертвы для умилостивленія Бога за грѣхи людей или въ знакъ очищенія грѣховъ людскихъ, а въ день очищенія первосвященникъ входилъ во Святое Святыхъ и кропилъ кровыо жертвеннаго животнаго на крышку Ковчега Завѣта, въ знакъ умилостивленія Бога за грѣхи народа и для очищенія грѣховъ народа, поэтому и самая крышка называлась по-еврейски киппаретъ, по-гречески ІХаот^рюѵ очищеніе, умилостивленіе. Бъ этомъ смыслѣ и Господь Іисусъ Хсистосъ, пострадавшій за грѣхи людей, называется жертвою умилостивленія (Рим. Ш, 25) іХосоттІрюѵ. Рай пишный процвѣтаешм (XeijAcbvoc Tpocprjc avociHXXet;). Лугъ питанія произраіцаешь. Образъ взятъ изъ притчи о добромъ пастырѣ, гдѣ Господь сравниваетъ

Себя съ Пастыремъ, вѣрущихъ—съ овцами, которыхъ Опъ выводитъ на пажить, на пастбище (Іоан. IX, 9) на лугъ питанія. Этотъ-то лугъ питанія произрастаетъ, процвѣтаетъ для насъ чрезъ Пресвятую Дѣву. Пристанище душамъ готовииш — Хіиіѵя пристань-гавань. Жизнь человѣческая сравнивается съ плаваніемъ по морю: чѣмъ въ морѣ служитъ гавань, пристань, гдѣ плавающій находитъ возможность остановиться для отдыха и приготовленія запаса, тѣмъ для души вѣрующаго является Господь, къ Которому мы получили право обращаться,-какъ къ ходатаю предъ Богомъ, чрезъ Пресвятую Дѣву Марію, въ этомъ-то смыслѣ и говорится, что Она готовитъ пристань для душъ. Пріятное молитвы кадило — благопріятный фиміамъ молитвы. Молитва сравнивается съ кадиломъ. Да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою (Исал. 140, 2) взывалъ Псалмопѣвецъ, Царь и Пророкъ Давидъ: Возношеніе молитвы къ Богу сравнивается съ возношеніемъ дыма кадильнаго или фиміама благовоннаго передъ Богомъ. Св. Евангелистъ Іоаннъ видѣлъ ангела, которому дано было много фиміама, чтобы онъ возложилъ съ молитвами всѣхъ святыхъ на золотой жертвенникъ предъ престоломъ (Ап. YIH. 3) Пресвятая Дѣва, Которая, какъ Матерь Божія, превосходитъ благодатію и приближеніемъ къ Богу всякое сотворенное существо, является особенно усердною ходатайницею и молитвенницею за насъ предъ Богомъ. Церковь называетъ Матерь Божію Усердною Заступницею, Необоримою стѣной, Радостью всѣхъ скорбящихъ, Скоропослушливою и т. д. Всею міра очищеніе. Какъ родившая Сына Божія, Который, какъ Агнецъ Божій, взявшій на Себя грѣхи всего міра, принесъ Себя въ жертву для умилостивленія Бога за грѣхи всего міра, Пресвятая Дѣва называется очищеніемъ всего міра. Божіе къ смертнымъ благоволеніе. Черезъ грѣхъ прародительскій—люди лишились благоволенія Божія и подпали проклятію со всѣми послѣдствіями; съ рожденіемъ Христа Спасителя отъ Дѣвы возвратилось благоволеніе Божіе къ людямъ, о чемъ въ ночь рожденія Христа возвѣстили пастухамъ Виѳлеемскимъ ангелы, воспѣвшіе дивную пѣснь: «Слава въ вышнихъ Богу и на землѣ миръ, въ чело-нѣцахъ благоволеніе» о чемъ было предсказано у пророка Осіи «Помилую Непомилованиую и року не людемъ моимъ людіе мои есте вы (Осіи II, 23). Смертныхъ къ Богу дерзновеніе T.a.rjtjrpiT.. Искупленные заслугами Господа Іисуса Христа, мы изъ дѣтей гнѣва Божія стали дѣтьми любви Его, отсюда

получили власть называться дѣтьми Его и дерзновеніе обращаться къ Богу съ своими молитвами, какъ къ Отцу (Іоан. I, 12 и 13). Въ прощальной бесѣдѣ съ Своими учениками Господь, предсказывая ученикамъ о своихъ страданіяхъ и о той скорби, которую они будутъ чувствовать, говоритъ имъ, призывая ихъ къ мужеству: дерзайте, ЯарогТтг, ибо я побѣдилъ міръ (Іоан. XVI. 33). Исцѣляя больныхъ, Господь также ободряетъ насъ: дерзай, чадо! прощаются тебѣ грѣхи твои, сказалъ Господь разслабленному, испѣленнному Имъ въ Назаретѣ. Дерзай, дщерь!—«вѣра твоя спасла тебя», сказалъ Господь исцѣленной имъ кровоточивой (Мато. IX, 2. 22).

Кондакъ 3.

Бурю внутрь имѣя помышленій сумнительныхъ, цѣломудренный Іосифъ смятеся къ тебѣ зря небрачнѣй, и бракоокра-дованную помышляя, непорочная: увѣдѣвъ же Твое зачатіе отъ Духа Святаго рече: Аллилуія.

ІІо русски:

Имѣя внутренпо бурю сомнительныхъ помышленій, цѣломудренный Іосифъ былъ пораженъ, смотря на Тебя, Непорочная, какъ небрачную, и думая, что Ты бракоокрадена: узнавъ же, что Твое зачатіе отъ Духа Святаго, сказалъ: Аллилуія.

Кподакъ составляетъ шестую пѣснь акаѳиста, начинается съ в-ой буквы алфавита Z (дзэты) словомъ Zabjv, бурю и содержаніемъ своимъ имѣетъ заимствованное изъ Евангелія (Матѳ. I, 18—2) повѣствованіе о той бурѣ душевныхъ сомнѣній и недоумѣній, которую пережилъ цѣломудренный Іосифъ, зная, что Пресвятая Дѣва Марія была только обручена ему, но не была его женою и видя въ то же время, что Она имѣетъ во чревѣ и думая, что Опа была кѣмъ-либо обманута и лишена дѣвства. Эта буря душевныхъ волненій утихла только послѣ того, какъ Іосифъ узналъ отъ Ангела, что зачатіе Ея есть отъ Духа Святаго. Непорочная (А^-тг, отъ <j.s'u?o[aoc'., бранитъ, порицать) не порицаемая, безпорочная, совершенная.

Икосъ 4.

Слышаша пастыріе ангеловъ поющихъ плотское Христово пришествіе, и текше яко къ пастырю, видятъ сего, яко агнца непорочна, во чревѣ Маріинѣ ѵнасшася, юже поюще рѣша:

Радуйся, агнца и пастыря Мати.

Радуйся, дворе словесныхъ овецъ.

Радуйся, невидимыхъ враговъ мученіе.

Радуйся, райскихъ дверей отверзеніо.

Радуйся, яко небесная срадуются земнымъ. Радуйся, яко земная сликовствѵютъ небеснымъ. Радуйся, апостоловъ немолчная уста.

Радуйся, страстотерпцевъ непобѣдимая дерзосте. Радуйся, твердое вѣры утвержденіе.

Радуйся, свѣтлое благодати познаніе.

Радуйся, ею же обнажися адъ.

Радуйся, ’ ею же облекохомся славою.

Радуйся, Невѣта неневѣстная.

Но русски.

Услышали пастухи ангеловъ, воспѣвающихъ пришествіе Христа во плоти и, придя къ Нему, какъ къ Пастырю, видятъ Его, какъ агнца непорочнаго, пасущимся во чревѣ Маріи, Которую воспѣвая говорили:

Радуйся, Матерь Агнца и Пастыря.

Радуйся, дворъ словесныхъ овецъ.

Радуйся, отразительница невидимыхъ враговъ.

Радуйся, открытіе райскихъ вратъ.

Радуйся, ибо небесное радуется вмѣстѣ съ земнымъ.

Радуйся, ибо земное вмѣстѣ торжествуетъ съ небеснымъ.

Радуйся, Апостоловъ неустающія уста.

Радуйся, терпящихъ страданія непобѣдимая смѣлость.

Радуйся, крѣпкое утвержденіе вѣры.

Радуйся, свѣтлое познаніе благодати.

Радуйся Ты, черезъ Которую обнаженъ адъ.

Радуйся Тьг черезъ Которую одѣлись славою.

Радуйся, Невѣта неневѣстная.

Икосъ есть седьмая пѣснь акаѳиста, начинается буквой, алфавита Н (итой), словомъ ’'Нхоиояѵ, Ьліт слушаю, услышали* и содержитъ повѣствованіе о поклоненіи пастуховъ Виѳлеемскихъ родившемуся Христу (Лук. 11, 8 — 30). Пастухи, услышавъ отъ ангеловъ- о пришествіи Христа во плоти, отправились къ Нему, какъ къ пастырю, т. е., надѣясь найти взрослаго человѣка, такого, какъ они сами. Но видятъ Его, какъ Агнца непорочнаго, т. е. маленькаго младенца, только что

оставившаго пажить во чревѣ Маріи, т. е. только что родившагося. Матерь Аіниа и Пастыря. Родившійся отъ Пресвятой Дѣвы Маріи Христосъ былъ Агнцемъ и Пастыремъ. Такимъ названіемъ Онъ назывался какъ въ Ветхомъ, такъ и въ Новомъ Завѣтѣ. Въ Ветхомъ Завѣтѣ агнцемъ называетъ Его пророкъ Исаія, когда, прозрѣвая подробности страданій Господа и терпѣливое перенесеніе ихъ, говоритъ: «яко овча на закланіе ведеся и яко агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ, такъ не отверзаетъ устъ своихъ. (Исаіи LIII, 7). Въ Новомъ Завѣтѣ Христа называетъ Агнцемъ Іоаннъ Предтеча, когда, увидя Его въ первый разъ въ пустынѣ и указывая на Него своимъ ученикамъ, сказалъ: вотъ Агнецъ Божій, Который беретъ на Себя грѣхи міра (Іоан. I, 36). Пастыремъ Христосъ также называется какъ въ Ветхомъ, такъ и въ Новомъ Завѣтѣ. Въ Ветхомъ Завѣтѣ о Христѣ, какъ о Пастырѣ—говоритъ пророкъ Захарія, предсказывая разсѣяніе учениковъ Господа послѣ взятія Его воинами,—порази пастыря и разсѣются овцы стада (Зах. XIII, 7), каковое пророчество Господь Іисусъ Христосъ относилъ къ Себѣ, когда въ ночь взятія Его говоритъ Своимъ ученикамъ: всѣ вы соблазнитесь въ эту ночь о Мнѣ и видитъ въ этомъ исполненіе вышеуказаннаго пророчества Захаріи (Марка XIV, 27). Пастыремъ называетъ Себя Господь въ притчѣ о добромъ пастырѣ (Іоан. X,

14). Пастырь есть Іисусъ Христосъ, овцы—вѣрующіе въ него, дворъ словесныхъ овецъ, ограда, куда загоняли на ночь, а также во время бури и непогоды овецъ, это церковь Христова, общество вѣрующихъ въ Него. Пресвятая Дѣва Марія, собравшая послѣ крестной смерти Христа, вокругъ Себя вѣрующихъ въ родившагося отъ Нея Сына Божія, составившихъ Церковь Христову, сдѣлалась дворомъ словесныхъ овецъ. Господь Іисусъ Христосъ принесъ Себя въ жертву за всѣхъ людей и всѣмъ предоставилъ право вступать въ основанное Имъ общество вѣрующихъ пли церковь—этотъ дворъ овчій. Одни изъ людей уже вступили, другіе имѣютъ вступить въ церковь Христову. Бъ этомъ смыслѣ Господь Іисусъ Христосъ въ притчѣ о добромъ пастырѣ говоритъ: «есть у меня овцы и иного двора и тѣхъ мнѣ надобно привести и будетъ одно стадо и одинъ пастырь (Іоан. X, 16). Это то самое, о чемъ говоритъ Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Коллосянамъ (III, 11) въ Церкви Христовой нѣсть Эллинъ, ни Іудей, обрѣ заніе и необрѣзаніе, варваръ и скифъ, рабъ и свободъ, по

всяческая и во всѣхъ Христосъ, о чемъ всегда непрестанио молится Святая Церковь въ словахъ «и о соединеніи всѣхъ». Невидимыхъ враювъ мученіе ѵттдоюѵ отраженіе, отразитель-ница невидимыхъ враговъ, т. е. злыхъ духовъ, которые со времени грѣхопаденія первыхъ людей получили доступъ и какъ бы нѣкоторую власть надъ людьми и вездѣ стараются склонить человѣка ко злу. Матерь Божія, какъ честнѣйшая херувимъ и славнѣйшая, безъ сравненія серафимъ, непрестанно ходатайствующая за насъ, является оборонительнымъ оружіемъ äauvTKjpiüv. отразителышцею невидимыхъ враговъ. Райскихъ дверей отверзеніе — отверзателыіицею райскихъ вратъ. За грѣхъ прародители наши изгнаны были изъ рая, врата рая были закрыты и на вратахъ былъ поставленъ Ангелъ съ пламеннымъ мечемъ; родившійся отъ Пресвятой Дѣвы Сынъ Божій освободилъ насъ отъ грѣха, проклятія и смерти, разрушилъ адъ и находившіяся тамъ души вывелъ оттуда, ввелъ въ рай и всѣмъ открылъ доступъ въ царство небесное; въ этомъ смыслѣ Пресвятая Дѣва называется отвер-зательницею райскихъ вратъ. Небесная срадуются земнымъ xd оораѵіа тоѵа-'а/ѣгта'. тт, ут( небеса радуются вмѣстѣ съ землей. Земная слтовствуютъ небеснымъ та з-г-гіа ао-уорзоеі оораѵоТ; земное торжествуетъ вмѣстѣ съ небеснымъ. Небо— мѣсто селенія славы Божіей и земля—мѣсто обитанія человѣка; небесный міръ—ангельскій, духовный, вѣчный и земной міръ—человѣческій, чувственный, временный противопоставляются одинъ другому. Со времени грѣхопаденія прародителей разстояніе между небомъ и землею стало еще больше: къ противоположности метафизической, лежащей въ самой природѣ существъ небесныхъ и земныхъ, прибавилась еще противоположность нравственная, зависящая отъ характера, жизнедѣятельности этихъ существъ, небо осталось святымъ, а земля стала грѣшною. За грѣхи людей небо было какъ бы заключено для обитателей земли въ отношеніи благодатнаго общенія людей съ Богомъ, подобно тому, какъ въ царствованіе израильскаго Царя Ахава, который своимъ нечестіемъ развратилъ весь народъ, оно было заключено въ отношеніи ниспосланія дождя и росы (3 Царст. XVII, 1). Небо, по взгляду всѣхъ ветхозавѣтныхъ людей, было отдѣлено отъ земли, какъ бы нѣкоторою вещественною преградою, которая иногда только какъ бы открывается, поэтому, когда Іаковъ увидѣлъ лѣстницу, по которой восходили и нисходили ангелы,

а на верху которой стоялъ самъ Богъ, то онъ воскликнулъ: истинно, Господь присутствуетъ на этомъ мѣстѣ: это домъ Божій, это врата небесныя (Быт. XXVIII, 10, 17). Господь Іисусъ Христосъ, воспріявшій человѣческую природу, принесшій Самого ,Себя въ жертву за грѣхи людей, примирилъ насъ, согрѣшившихъ предъ Нашимъ Творцемъ. съ прогнѣваннымъ Богомъ и, взошедши на небо съ человѣческою плотію, соединилъ небо съ землею, какъ бы отверзъ намъ небо. Когда На-фанаилъ, одинъ изъ 1-хъ послѣдователей Іисуса Христа, призналъ Его Сыномъ Божіимъ, соединившимъ въ Себѣ Божество и человѣчество, то Іисусъ сказалъ Своимъ послѣдователямъ: отнынѣ будете видѣть небо отверстымъ и Ангеловъ Божіихъ, восходящихъ и нисходящихъ къ Сыну Человѣческому (Іоан. I, 51). Со времени пришествія въ міръ Христа Спасителя земля и небо находятся въ постоянномъ взаимномъ общеніи, средствомъ котораго служитъ молитва. Вѣрующіе, живущіе на землѣ, призываютъ на помощь святыхъ, пребывающихъ на небѣ, а святые, стоя на высшихъ ступеняхъ приближенія къ Богу, принимаютъ молитвы вѣрующихъ, приносятъ ихъ предъ Бога, ходатайствуютъ за вѣрующихъ предъ Богомъ и затѣмъ по волѣ Боллей благодатно и благотворно дѣйствуютъ на нихъ, помогая грѣшнымъ людямъ достигать спасенія. Спасеніе грѣшниковъ на землѣ сопровождается радостью на небѣ (Лук. XV). Вотъ объ этой-то радости небесныхъ съ земными, объ этомъ то веселіи земныхъ съ небесными и говорится въ словахъ: «небесная срадуются земнымъ, земная сликовствѵютъ небеснымъ». Апостоловъ немолчная уста, т. е. предметъ непрестанной ихъ проповѣди. Страстотерпцевъ непобѣдимая дерзосте т<Ьѵ dilXo^öpcov то осѵіхтг]тоѵ Яаозо; побѣждающихъ въ состязаніяхъ непобѣдимая смѣлость, то, чѣмъ борцы, подвижники ободряютъ себя въ перенесеніи трудныхъ подвиговъ и лишеній. Святость, непорочность, материнство Пресвятой Дѣвы Маріи но отношенію къ Іисусу Христу—вотъ что не давало, и не даетъ умолкнуть проповѣди Апостоловъ и ихъ преемниковъ и не могло и не можетъ побѣдить дерзновенія, смѣлости, мужества подвижниковъ. Твердое вѣры утвержденіе, ясное блаюдати познаніе. Воплощеніе Сына Божія отъ Пресвятой Дѣвы Маріи, совершеніе знаменій п чудесъ, въ которыхъ Онъ явился Царемъ природы, Господомъ жизни и смерти, Сама Пресвятая Дѣва, послужившая воплощеніемъ Сына Бо-жія, своимъ нриснодѣвствомъ, своимъ дивнымъ успеніемъ—

является твердымъ подтвержденіемъ вѣры и яснымъ доказательствомъ божественной благодати, какъ сверхъестественной помощи въ дѣлѣ спасенія. Ею же обнажися адъ, ею же обле-кохомся славою іуоіхѵшОт, о "AoTj;, черезъ Которую адъ обнаженъ, открытъ для пораженія, разрушенъ, уничтоженъ, а мы облеклись славою. Адъ, греч. "Абг,с (отъ з '-'Зос безвидный) мѣсто, лишенное свѣта, духовная темница, состояніе душъ, лишенныхъ чрезъ грѣхъ общенія съ Богомъ и соединенныхъ съ этимъ свѣта и блаженства. Господь Іисусъ Христосъ послѣ Своего Воскресенія сошелъ во адъ, разрушилъ его и вывелъ оттуда всѣхъ заключенныхъ (1 Петр. III, 18, 19). Предвидя это разрушеніе ада, пророкъ Осія взывалъ: смерть, гдѣ твое жало? Адъ, гдѣ твоя побѣда (Осіи XIII, 14)? А мы, искупленные Его страданіями облеклись славою, прославились (1 Кор. XY, 49, 53; Рим. VIII, 2П.

Кондакъ 1.

Боготечную звѣзду узрѣвши волсви, тоя послѣдоваша зари: и яко свѣтильникъ держаще ю, тою испытаху крѣпкаго царя и достигше непостижимаго, возрадовашася ему, вопіюще: Аллилуія.

По русски:

Увидѣвъ Богодвижимую звѣзду, волхвы послѣдовали за ея сіяніемъ и, пользуясь ею, какъ свѣтильникомъ, посредствомъ ея отыскали Сильнаго Царя и, достигши недостижимаго, возрадовались, взывая къ Нему: Аллилуія.

Кондакъ составляетъ 8 пѣснь акаѳиста, начинается съ буквы Ѳ (оиты) словомъ Ѳгооро;хоѵ ’яотгрсс (Еоіотечную звѣзду) и содержитъ извѣстное евангельское повѣствованіе о поклоненіи родившемуся Христу восточныхъ мудрецовъ, волхвовъ, какъ они, руководимые необыкновенной звѣздой, явившейся на востокѣ, пришли въ Іерусалимъ, нашли родившагося Царя Іудейскаго, Сына Божія, сдѣлавшагося человѣкомъ (Матѳ. 11, 1 —10), достигли недостижимаго, видѣли Того, Кто во свѣтѣ живетъ неприступномъ, Кого никто не видѣлъ изъ людей и видѣть не можетъ (1 Тим. 17, 16), видѣли Кого, на Кого и чины ангельскіе не смѣютъ воззрѣть, и какъ они исполнились радостью. Около времени Рождества Христова, именно въ 747 году отъ основанія Рима, на небѣ видимо было рѣдкое сочетаніе планетъ Юпитера и Сатурна въ созвѣздіи рыбъ. Въ

слѣдующемъ году къ этомѵ сочетанію присоединился еще Марсъ, который еще болѣе усилилъ необычайность всего явленія, носящаго на себѣ печать чудесности. Это необыкновенное явленіе обратило на себя вниманіе волхвовъ, восточныхъ мудрецовъ, занимавшихся астрономіей и знакомыхъ съ ожиданіями Евреями Звѣзды отъ Іакова (Числ. XXIV, 17) и привело ихъ въ Виѳлеемъ поклониться родившемуся Христу. Звѣзда называется Ѳгойророѵ Боготечною, Богодвижимою, потому что опа появилась чудеснымъ образомъ, по волѣ Божіей привела волхвовъ въ Виѳлеемъ и остановилась надъ тѣмъ домомъ, гдѣ былъ Отрокъ (Мато. 11, 9). Недостижимаго оіср&аз-оѵ, недоступнаго для нашего пониманія, пониманія того, какъ Іисусъ Христосъ, будучи Богомъ, сталъ совершеннымъ человѣкомъ.

Икосъ 5.

Видѣша отроцы халдейстіи на руку Дѣвичу, создавшаго руками человѣки и владыку разумѣвающе его, аще и рабій пріятъ зракъ, потщашася дарми послужили ему и возопити благословеннѣй:

Радуйся, звѣзды незаходимыя мати.

Радуйся, заре таинственнаго дня.

Радуйся, прелести пещь угасившая.

Радуйся, троицы тайнники просвѣщающая.

Радуйся, мучителя безчеловѣчнаго изметающая отъ начальства.

Радуйся, Господа человѣколюбца показавшая Христа.

Радуйся, варварскаго избавляющая служенія.

Радуйся, тимѣнія изимающая дѣлъ.

Радуйся, огня поклоненіе угасившая.

Радуйся, пламене страстей измѣняющая.

Радуйся, вѣрныхъ наставница цѣломудрія.

Радуйся, всѣхъ родовъ веселіе.

Радуйся, Невѣста неневѣстная.

По русски:

Увидѣвъ на рукахъ Дѣвы Создавшаго рукою человѣковъ и узнавши въ Немъ Владыку, хотя Онъ и принялъ видъ раба, сыны Халдеевъ поспѣшили оказать Ему почесть дарами и воззвать къ Благословенной:

Радуйся, Матерь незаходимой Звѣзды.

Радуйся, заря таинственнаго дня.

Радуйся, угасившая печь, разженную заблужденіемъ.

Радуйся, просвѣщающая посвященныхъ въ тайну Троицы.

Радуйся, мучителя безчеловѣчнаго лишившая власти.

Радуйся, показавшая Христа человѣколюбивымъ Господомъ.

Радуйся, избавляющая отъ варварскаго богопочитанія.

Радуйся, удерживающая отъ нечистыхъ дѣлъ.

Радуйся, угасившая поклоненіе огню.

Радуйся, отъ пламени страстей освобождающая.

Радуйся, наставница вѣрующихъ къ цѣломудрію.

Радуйся, всѣхъ народовъ веселіе.

Радуйся, Невѣста неневѣстная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Икосъ составляетъ 9 пѣснь акаѳиста, начинается съ буквы I (іоты) словомъ іЗоѵтг;, видя, п содержитъ повѣствованіе о поклоненіи волхвовъ родившемуся младенцу Христу и принесеніи Ему даровъ (Матѳ. 11, 1 Г). Въ родившемся младенцѣ волхвы узнали Господа, хотя Онъ и принялъ видъ раба. Мысль, очевидно, взята изъ посланія Апостола Павла къ Филиппійцамъ 11,7. Волхвы называются дѣтьми Халдейскими по имени страны, въ которой они жили—Лссиро-Вавилоніи или Халдеи. Волхвы или маги занимались астрономическими наблюденіями, они были звѣздочеты, а потому свои привѣтствія Благословенной начинаютъ съ того, что называютъ Ее Матерью незахо-димой звѣзды, гдѣ подъ звѣздой разумѣется Іисусъ Христосъ, а также зарей таинственнаго дня, гдѣ подъ днемъ разумѣется день Господень великій и просвѣщенный, о которомъ говоритъ пророкъ Малахія (Мал. IV, 5). Названіе Іисуса Христа, какъ обѣщаннаго Мессіи звѣздой, было извѣстно въ Ветхомъ Завѣтѣ. Пророкъ Іудейскій Валаамъ, котораго призвалъ Валакъ, царь Моавитскій, предать проклятію народъ, вышедшій изъ Египта, видя, что народъ этотъ поѣдаетъ все вокругъ, какъ волъ поѣдаетъ траву полевую, послѣ трехъ неудачныхъ попытокъ проклясть народъ еврейскій, три раза произнесъ благословеніе па Израиля и окончилъ свое благословеніе, по внушенію Божію, предсказаніемъ о явленіи въ Израильскомъ пародѣ великаго ІІотомка-Спасителя, котораго онъ назвалъ звѣздой. Вижу Ею по ныть еще нѣтъ, зрю Его, по нс близко. Восходитъ звѣзда отъ Іакова и возстаетъ жезлъ отъ Израиля и разитъ князей 'Моава и сокрушаетъ всѣхъ сыновъ Сизовыхъ (Числ. XXIV, 17). Звѣзда, явившаяся на небѣ въ годъ рожденія Іисуса Христа, потомъ скрылась, стала невидимою, зашла, Господь Іисусъ Христосъ есть звѣзда, имѣющая сіять

вѣчно, въ этомъ смыслѣ и называется Пресвятая Дѣва Марія Матерью звѣзды незаходимой, т. е. такой, которая нс зайдетъ.

Прелести пещь угасившая. Троицы тайнники просвѣщающая. Мучителя безчеловѣчнаго изметающая отъ начальства, варварскаго избавляющая служенія. Огня поклоненіе угасившая. Ясныя указанія на историческія событія, послужившія поводомъ къ составленію акафиста, а именно: низложеніе съ помощью Пресвятой Богородицы тирана Фоки и воцареніе Ираклія. ‘Побѣда Ираклія и вообще грековъ, посвященныхъ въ тайну св. Троицы, т. е., просвѣщенныхъ свѣтомъ Христова ученія, надъ Хозроемъ и Персами огнепоклонниками, представителями этого варварскаго богопочитанія. Господа человѣколюбца показавшая, т. е. показавшая Христа человѣколюбивымъ Господомъ. Человѣколюбивый Господь противопоставляется жестокому тирану Фокѣ. Тимѣнія изымающая дѣлъ той Зор!Зброо pyofjivT, тйѵ грушѵ? извлекающая изъ нечистоты, навоза, грязи дѣлъ, т. е. удерживающая отъ нечистыхъ дѣлъ. Пламене страстей измѣняющая, т. е. освобождающая отъ пламени страстей. Вѣрныхъ (Пізтойѵ) наставнице цѣломудрія, наставница вѣрующихъ въ цѣломудріи, всѣхъ родовъ (узѵгшѵ) веселіе, ги^рообѵг, всѣхъ народовъ радость. Всѣ эти выраженія служатъ раскрытіемъ спасительныхъ заслугъ Господа Іисуса Христа, родившагося отъ Пресвятой Дѣвы.

Кондакъ 5.

Проповѣдницы богоносніи бывше волсви, возратншася въ Вавилонъ, скончайте твое пророчество: и нроповѣдавше тя Христа всѣмъ, оставиша Ирода яко бѵесловяща, не вѣдуща пѣтн: Аллилуія.

По русски:

Сдѣлавшись Богоносными проповѣдниками, волхвы возвратились въ Вавилонъ, исполнивъ Твое пророчество и, проповѣдавъ Тебя Христа всѣмъ, оставили Ирода, какъ пустослова, неумѣющаго воспѣвать аллилуія.

Кондакъ представляетъ 10-ую часть акаоиста, начинается съ буквы К (каппы) словомъ Кт-ри/.гс проповѣдники и содержитъ разсказъ о возвращеніи волхвовъ въ Вавилонъ не черезъ Іерусалимъ, а инымъ путемъ, когда Иродъ былъ обмануть и потому не могъ поклониться родившемуся Христу и прославить

9S

Его, какъ Бога (Мато. 11, 12). Волхвы названы Богоносными проповѣдниками въ томъ смыслѣ, что свое далекое путешествіе предприняли по особому указанію Божію, посредствомъ необыкновенной звѣзды, явившейся на Востокѣ. О волхвахъ сложился цѣлый кругъ легендъ, въ которыхъ эти восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями 3-хъ расъ человѣчества. По восточнымъ христіанскимъ сказаніямъ, они прибыли въіерусалимъ со свитой въ тысячу человѣкъ, оставивъ позади себя на лѣвомъ берегу Ефрата отрядъ войска въ 7.000 человѣкъ. По возвращеніи въ свою страну—на отдаленномъ Востокѣ, у береговъ океана, они предались созерцательной жизни и молитвѣ и когда Апостолы разсѣялись для проповѣди Евангелія по всему міру, то Апостолъ Ѳома встрѣтилъ ихъ въ ІІарѳіи, гдѣ они приняли отъ него крещеніе и сами сдѣлались проповѣдниками новой вѣры. Легенда прибавляетъ, что ихъ мощи впослѣдствіи были найдены царицею Еленою, положены сперва въ Константинополѣ, но оттуда перенесены въ Миланъ, а затѣмъ въ Кельнъ, гдѣ ихъ черепа, какъ святыня, хранятся и доселѣ. Въ честь ихъ на Западѣ установленъ былъ праздникъ, извѣстный подъ названіемъ трехъ царей, который празднуется 6 января (Православная Богословская энциклопедія, Т. III, страница 762). Яко блядива, буесловяща, какъ пустослова Л; AT|pd>oT„ XT|ptöorj;, пустой, болтливый, шутовской, неспособный пи къ чему серьезному. Блядива отъ blandres льстивый, у кого недостаетъ надежностей. Отсюда блѣдный не имѣющій достаточно колера цвѣтъ, отсюда блядпвый, не имѣющій достаточно чистой нравственности, неспособный къ честной жизни,— супружеской, семейной). Очевидно, здѣсь составитель имѣлъ въ виду и хотѣлъ выразить мысль Евангелія (Мато. 11, 16), тогда Иродъ, видя, что онъ поруганъ отъ волхвовъ (svs-at/ihj). осмѣянъ волхвами, весьма разгнѣвался, но чтобы удержать созвучіе въ соотвѣтствіи съ словомъ 'І.Іра>Зт|Ѵ (Ирода) ОНЪ ВЗЯЛЪ СЛОВО ЛтГірин^с болтливый, пустой, шутовской. пустословъ. Въ славянскомъ получилось блядива, буесловяща, въ русскомъ, какъ пустослова, т. е. осмѣяннаго, не имѣвшаго возможности поклониться родившемуся младенцу Христу, узнать Его и прославить какъ Бога, воспѣть въ честь Его Аллилуія *).

__________Свящ. С. Псаревъ.

'■') Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.