Научная статья на тему 'АКАДЕМИЯ НА ПОРОГЕ 180-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ'

АКАДЕМИЯ НА ПОРОГЕ 180-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЯ НА ПОРОГЕ 180-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ»

УДК 378.095 :63 (09) (476.4)

АКАДЕМИЯ НА ПОРОГЕ 180-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ В. В. ВЕЛИКАНОВ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 09.06.2020)

Людям свойственно отмечать значимые события и даты. Традиция празднования символических годовщин сопровождает нашу личную и общественную жизнь. В 2020 г. наш коллектив отмечает 180-летие со дня основания Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Эту юбилейную дату мы встречаем в прекрасной творческой форме, посвящая родной alma mater яркие успехи и достижения.

15 августа 2020 г. исполнилось 180 лет со дня открытия земледельческой школы в Горках.

Тем самым было положено начало пути к высшему аграрному образованию: от Горы-Горецкого земледельческого института до действующей ныне Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии. В процессе развития аграрного образования путь этот изобиловал событиями и фактами и может быть условно разделен на этапы: предыстория и история возникновения вопроса; становление земледельческой школы; зарождение высшего аграрного образования; деятельность Горы-Горецкого земледельческого института; деятельность средних сельскохозяйственных учебных заведений в Горках после закрытия института; возрождение высшего аграрного образования и история его развития с 1919 г. и до наших дней. Интерес к истории академии понятен. Это уникальный вуз, alma mater высшего аграрного образования в Беларуси. Научные разработки истории нашего вуза велись многими исследователями. Имеется множество публикаций: летопись, статьи, очерки, воспоминания, монографии и др. Наиболее значимыми и полными исследованиями являются книги: С. Г. Цитович «Горыгорецкий земледельческий институт - первая в России высшая сельскохозяйственная школа (1836-1864)», Горки, 1960; «Белорусская сельскохозяйственная академия. Краткий очерк истории и деятельности», написанная коллективом авторов под руководством профессора Н. А. Шитова и вышедшая в издательстве «Ураджай» в 1990 г. к 150-летнему юбилею; «Академия: история и современность», под общей редакцией А. П. Курдеко, Могилев, 2012 и др.

Листая страницы истории академии, анализируя события и факты ее летописи в связи с развитием сельскохозяйственного производства, изменениями в политической и экономической жизни общества, убеждаешься, что настоящее неразрывно связано с прошлым, а прошлое в немалой степени определяет будущее.

Сегодня в академии трудится более 1600 человек, в их числе 475 преподавателей, среди которых 25 докторов наук и профессоров, 215 доцентов и кандидатов наук. Они стремятся учить для жизни, повышая уровень подготовки, готовя специалистов, соответствующих XXI веку, который предъявляет весьма обширные и разнообразные требования. Кроме этого, профессорско-преподавательский состав активно занимается научно-методической работой. Только за 2019 г. издано 12 учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования, 31 учебно-методическое пособие с грифом УМО, 16 курсов лекций, 44 электронных учебно-методических комплекса, 20 учебно-методических комплексов для самостоятельной работы студентов, 183 методических указания и рекомендации, 354 учебные программы.

На 10 факультетах академии, в Пинском и Полесском филиалах, в Высшей школе агробизнеса обучается более 9 тыс. студентов. Академия - это крупнейший сельскохозяйственный вуз страны по контингенту студентов-заочников.

Для желающих есть возможность получить высшее образование без отрыва от производства на заочной форме обучения по 14 специальностям. Студенты, которые имеют высокие показатели в учебе, после окончания второго курса могут параллельно обучаться по второй специальности на факультетах заочного отделения или в Высшей школе агробизнеса и получить за время обучения в академии два диплома.

С 2004 г. в БГСХА открыта подготовка магистрантов. После получения квалификации специалисты могут углубить свои профессиональные знания в магистратуре.

В академии обучается 472 иностранных студента. Для зарубежных стран ведется подготовка экономистов, правоведов, маркетологов, а также представителей других специальностей.

В структуре академии имеются: факультет довузовской подготовки, на котором разными формами обучения охвачено около 80 будущих иностранных абитуриентов, и Высшая школа агробизнеса, где обучается более 220 студентов.

На академию возлагается большая ответственность в сфере повышения квалификации руководящих кадров и специалистов СПК, унитарных сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, других предприятий и организаций АПК. Ежегодно в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров повышают свой профессиональный уровень и приобретают новые знания до 2 тыс. руководителей и специалистов организаций АПК.

Академия сегодня - крупнейшее среди стран СНГ и Европы многопрофильное высшее учебное заведение агропромышленного направления, центр образования, науки и культуры. На территории академгородка общей площадью 64 га расположены 16 учебных корпусов, в которых размещены и функционируют 44 кафедры, 58 учебных подразделений и научных лабораторий, центр информатизации; 14 студенческих общежитий, библиотека с книжным фондом более 1200000 томов.

В состав академии также входят Дворец культуры, столовая, детский сад, ботанический сад, дендрологический парк, учебный полигон, спорткомплекс, каскад прудов, биотехнологический центр, учебно-опытное хозяйство. На территории академии функционирует поликлиника.

Разработана и успешно реализуется программа компьютеризации учебного процесса, благодаря которой достигаются следующие цели: подготовка кадров как квалифицированных пользователей информационных технологий; совершенствование учебного процесса на основе широкого использования автоматизированных обучающих систем; совершенствование планирования учебного процесса на базе внедрения автоматизированных систем управления.

Ректорат и Совет академии ведут большую работу по повышению научно-методического уровня преподавателей. В системе подготовки кадров высшей научной квалификации важная роль отводится аспирантуре и докторантуре. Аспирантура при академии была открыта приказом Министра высшего и среднего образования СССР № 390 от 28 ноября 1962 г., докторантура - приказом № 889 от 30 декабря 1987 г.

Подготовка кадров высшей научной квалификации в аспирантуре открыта по 40 специальностям в 8 отраслях науки, докторантуре - по 13 специальностям в 4 отраслях. По состоянию на конец 2019 г. в аспирантуре ведется подготовка по 17 специальностям, докторантуре - по 4, обучается 72 человека, в том числе 39 - на дневной форме обучения, 27 - заочной и 6 - в форме соискательства. В докторантуре обучается 9 человек: 3 - на дневной форме обучения и 6 - в форме соискательства. С 2015 по 2019 гг. сотрудниками академии защищено 35 кандидатских и 7 докторских диссертаций.

При академии созданы и функционируют 3 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Все новое, прогрессивное, что добыто усилиями ученых, непременно находит отражение в лекциях, а передовой опыт, прогрессивные индустриальные технологии - в практическом обучении, в лабораториях, на опытных полях и фермах, в хозяйствах. Непременным условием для профессорско-преподавательского корпуса является систематическая работа над собой, непосредственное участие в научно-исследовательской работе.

Научные исследования стали основной и неотъемлемой составляющей деятельности с момента основания Горы-Горецкой земледельческой школы.

За многолетнюю историю академия дала миру созвездие великих ученых и достойнейших людей России, таких, как профессора И. А. Стебут, А. В. Советов, А. В. Рытов, академик А. Ф. Иванов и многие другие, которые стали основоположниками аграрных научно-педагогических школ России и Беларуси.

В Горках написаны первые научные монографии и руководства по земледелию, растениеводству, агрохимии и опытному делу, которые на протяжении многих десятилетий являлись настольными книгами для сельскохозяйственных работников. Именно в Горках организовано первое в мире учебно-

опытное поле, сконструирован первый в мире зерноуборочный комбайн, заложен первый в России гончарный дренаж. Научные труды «Записки Горы-Горецкого земледельческого института» были первыми в России, где публиковались результаты научных исследований.

В настоящее время научные исследования ведутся на 44 кафедрах, в 2 аккредитованных в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025 научно-исследовательских лабораториях (химико-экологическая лаборатория и испытательная лаборатория качества семян), биотехнологической лаборатории, лаборатории мониторинга качества молока, учебно-научной лаборатории прикладной эндокринологии, биотехнологии и ветеринарной медицины, учебно-научно-исследовательской межфакультетской генетической лаборатории, УНЦ «Опытные поля БГСХА».

По результатам научной деятельности академия аккредитована Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси в качестве научной организации сроком на 5 лет (свидетельство № 58 от 17.11.2016 г.).

Академия аттестована Минсельхозпродом на проведение испытаний средств защиты растений и удобрений, подлежащих государственной регистрации на сельскохозяйственных культурах (Приказ Минсельхозпрода № 84 от 01 апреля 2019 г.).

Научно-исследовательская работа в академии согласуется с профилем подготовки специалистов сельскохозяйственного производства, соответствует перечню приоритетных направлений научных исследований Республики Беларусь на 2016-2020 гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2015 г. № 190) и приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166) и осуществляется в соответствии с Программой развития Белорусской государственной сельскохозяйственной академии на 2016-2020 гг. (рассмотрена и одобрена на заседании Совета академии 29 февраля 2016 г., протокол № 7).

Ученые академии выполняли научные исследования в рамках 11 государственных, межгосударственных, отраслевых и региональных программ: ГПНИ «Фундаментальные основы биотехнологий», 2011-2015 гг.; ГПНИ «Инновационные технологии в АПК», 2011-2015 гг.; ГНТП «Агропромком-плекс - устойчивое развитие», 2011-2015 гг.; ГП «Создание национального банка генетических ресурсов растений для выведения новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, сохранение и обогащение культурной и природной флоры Беларуси», 2011-2015 годы (ГП «Генресурсы»); МЦП ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии» на 2011-2015 гг.; ОНТП «Импортозамещающая продукция»; ГПНИ «Качество и эффективность агропромышленного производства» 2016-2020 гг.; ГПНИ «Химические технологии и материалы», 2016-2020 гг.; ГП «Наукоемкие технологии и техника», 2016-2020 гг.; ГНТП «Агропромкомплекс - 2020», 2016-2020 гг.; ОНТП «Интродукция, озеленение, экобезопасность», 2016-2018 гг.

В рамках межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии» ре-ализовывались следующие проекты: «Разработать методы маркер-сопутствующей селекции перца сладкого по генам, определяющим качество плодов» (Госрегистрация № 20150015) и «Разработать методы маркер-сопутствующей селекции томата по генам качества плодов и устойчивости к болезням» (Госрегистрация № 20132600).

Академия за последние пять лет являлась головной организацией при выполнении научно-исследовательские работы по 14 заданиям государственных программ научных исследований.

Ученые академии активно участвуют в выполнении научно-исследовательских работ по договорам с предприятиями (организациями) по разработке и внедрению в производство новых технологий, сортов, удобрений и средств защиты растений различных сельскохозяйственных машин, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

В настоящее время в академии сформировались и успешно развиваются 16 научно-педагогических школ, которые вносят большой вклад в развитие аграрной науки и совершенствование подготовки специалистов для аграрной отрасли Республики Беларусь.

Ученые академии регулярно привлекаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, облсельхозпродами для работы в комплексных научных программах. В 2019 г. ученые академии участвовали в разработке 51 хоздоговорной темы на сумму более 1165 тыс. рублей.

В 2019 г. ученые академии выполняли исследования в рамках 3 Государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований: ГПНИ «Качество и эффективность агропромышленного производства», 2016-2020 гг.; ГП «Наукоемкие технологии и техника», 2016-2020 гг.; ГНТП «Агропромкомплекс - 2020», 2016-2020 гг.

Создано 42 вида научно-технической продукции: 13 сортов и гибридов; 2 новых узла и агрегата; 2 технологии; 25 рекомендаций производству.

В Государственный реестр районированных сортов и гибридов в 2019 г. включено 13 сортов: чеснок озимый Магистр, томаты для защищенного грунта Ритм, Ирбис, Ивис; перец сладкий для защищенного грунта Гарлачык жоуты, Карат; Нигелла дамасская (чернушка) Радасць, Сушчны водар; Нигелла посевная (чернушка) Беларуси духмяны; галега восточная БГСХА-2; земляника садовая Тарро, Петсан, Симсан.

Переданы в 2019 г. в Государственную инспекцию по сортоиспытанию 13 сортов и гибридов: белый люпин Мара, чеснок озимый Горец, чеснок озимый Агатон, перец сладкий Сонечны, перец сладкий Сакавпы F1, перец сладкий Щодры F1, томат Геркулес, томат Горизонт, душица обыкновенная Ак-самщ лук душистый Водар, иссоп обыкновенный Завея, душица обыкновенная Завiруха, фасоль овощная Чыжовенка.

Находятся в Госсортоиспытании пшеница твердая Владлена, клевер Вербуш, белый люпин Росбел, томат для открытого грунта Редгрант.

Ученые вуза принимали активное участие в работе 25 выставок: из них в 5 международных представлялось 107 экспонатов; 3 областных - 103 экспоната; 3 республиканских - 49 экспонатов; 14 внут-ривузовских - 274 экспоната.

Совершенствование учебного процесса немыслимо без соответствующего материально-технического обеспечения. В соответствии с профилем подготовки специалистов осуществляется поворот к новейшим перспективным направлениям в лабораторно-научной базе и учебно-опытном хозяйстве.

Всеми формами НИРС в академии на текущий период охвачено 2791 студентов дневной формы обучения. На республиканский конкурс студентами академии в 2015-2019 гг. представлено 832 работы, из них отмечены дипломами 812 работ, в том числе 165 студенческим работам присвоена I категория (звание лауреата присвоено 13 работам), 568 - II категория, 79 - III категория. По результатам научных исследований студентами опубликовано 11317 статей и тезисов. На научных и научно-практических конференциях студентами сделано 12217 докладов, в том числе на международных - 3017.

Студенты, проявляющие склонность к научным исследованиям, работают в 57 студенческих научных кружках, 20 студенческих научно-исследовательских лабораториях (СНИЛ), 1 студенческом конструкторском бюро (СКБ) и 1 архитектурной мастерской.

Результаты исследований реализуются при создании новых видов научно-технической продукции, а также используются в учебном процессе. За отчетный период создано 198 образцов научно-технической продукции, в том числе 47 - сортов и гибридов растений; 111 - рекомендаций производству; 1 комплект ТНПА (ТУ и инструкция по применению) на ветеринарный препарат; 21 - новый узел и агрегат; 1 - методика; 1 - программное обеспечение; 15 - технологий.

За свою историю академия подготовила для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства более 100 тыс. высококвалифицированных специалистов. Наших выпускников можно встретить во всех уголках Республики Беларусь и далеко за ее пределами.

Деятельность многих выпускников и профессоров академии содействовала развитию сельскохозяйственной науки (П. И. Альсмик, А. М. Бажанов, Ю. Ю. Жебеко, А. Н. Козловский, С. С. Коссович, А. П. Людоговский, И. С. Мицуль, И. У. Палимпсестов, С. Г. Скоропанов, А. В. Советов, И. А. Стебут, Е. С. Фальков, И. Н. Чернопятов, И. Д. Юркевич, М. Ф. Иванов и др.).

Широта мировоззрения, сформированного за годы учебы, и умение реализовывать полученные знания на практике, даже не всегда в благоприятной обстановке, позволяли многим выпускникам быстро проявить себя и стать уважаемыми руководителями сельскохозяйственных предприятий и организаций.

За героизм и мужество 2 выпускникам академии присвоено звание Героя Советского Союза, за выдающиеся достижения, организаторские способности и профессионализм 24 выпускникам академии присвоено звание Героя Социалистического Труда, 16 - Заслуженного деятеля науки и техники, 60 -Заслуженного работника сельского хозяйства.

Деятельность областных и районных уровней руководства по разным направлениям жизни общества просто невозможна без участия выпускников академии. И в руководстве республикой в разные годы значимые посты были доверены специалистам, получившим знания и профессиональные навыки в стенах академии (В. Е. Лобанок, Ф. А. Сурганов, Е. Е. Соколов и др.).

В 1985 г. академию окончил Александр Григорьевич Лукашенко, избранный в 1994 г. Президентом Республики Беларусь.

В декабре 2019 г. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия успешно прошла Государственную аккредитацию и аттестацию на соответствие учреждения образования типа «Академия».

Современная история развития международного сотрудничества академии относится к 1990-м годам. Как известно, это были непростые годы для экономики страны и всей системы образования. Однако для академии это был период становления и развития международных связей благодаря политике бывшего тогда ректора академии А. Р. Цыганова, выбравшего международное сотрудничество в качестве приоритетного направления развития академии. Несмотря на сложности переходного периода, связанные со становлением независимой, суверенной Беларуси, академии удалось найти и укрепить свое ведущее место в образовательном пространстве, и она стала одним из самых известных вузов сельскохозяйственного профиля в Европе. В те годы академия сотрудничала практически со всеми международными организациями и фондами, посольствами иностранных государств в Республике Беларусь. Одной из особенностей этого периода стало развитие связей с западноевропейскими вузами и научными центрами. В 1993-1995 гг. представители академии побывали в 10 иностранных государствах. Этот период оказался очень плодотворным для развития международных связей. Был реализован целый ряд международных образовательных проектов Tempus с Германией, Италией, Великобританией, Австрией, направленных не улучшение экономического, экологического и сельскохозяйственного образования в академии и всей системы высшего образования Республики Беларусь

Были заключены договора о подготовке студентов из Китая, Туркменистана, ряда арабских стран, студенты академии получили возможность проходить производственную практику и стажировку в Германии, Великобритании, США, Нидерландах, Франции и других странах.

Студенты и преподаватели стали активно использовать возможности прохождения стажировок, финансируемых Службой академических обменов (DAAD).

Фактически, это стало началом политики интернационализации академии, которая предусматривала программы мобильности студентов и преподавателей, разработку и внедрение международных по структуре и содержанию учебных программ, привлечение в вуз иностранных студентов, участие в международных программах научных исследований, а также соответствующую организационную структуру вуза.

Тесное сотрудничество с Британским Советом, Американским отделом образования и культуры Посольства США в Республике Беларусь, институтом им. Гете способствовало усилению языковой подготовки преподавателей академии. С 1994 по 2000 год на базе кафедры английского языка проводились Летние школы для преподавателей английского языка Республики Беларусь при финансовой поддержке Британского Совета и Американского отдела образования и культуры

За последние пять лет сотрудничество осуществлялось в следующих направлениях: стажировки преподавателей академии, подготовка кадров высшей квалификации, участие молодых преподавателей в Летних школах, взаимное участие преподавателей и студентов в международных конференциях, обмен типовыми программами, учебниками и учебными пособиями, чтение лекций, повышение квалификации и др.

Академия регулярно получала гранты международных программ и проектов: в 2004-2007 гг. - проект программы Тасис «Поддержка и развитие Региональной фермерской ассоциации «Возрождение/Беларусь»; в 2012-2014 гг. - проект программы ЕС ТЕМПУС IV «Подготовка преподавателей и обучение студентов по специальности «туризм» в Республике Беларусь»; в 2013-2015 гг. - «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины»; в 2012-2014 гг. - проект в рамках программы INTERREG «Инновационные методы и технологии для устойчивого развития аквакультуры в Балтийском регионе».

С 2015 г. страны Восточно-Европейского партнёрства, куда входит и Республика Беларусь, получили возможность участвовать в европейской программе Эрасмус+, в которую академия включилась с первого же года ее существования.

В настоящее время в академии реализуется два крупных международных проекта. Один из них -«Совершенствование непрерывного образования в Республике Беларусь» (586278-EPP-1-2017-1-LV-EPPKA2-CBHE-JP) Enhancement of Lifelong Learning in Belarus / BELL 2017-2019. Учитывая потребности современного общества, а также необходимость развивать эту форму обучения и получения знаний, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия стала участником этого проекта ЕС.

Другой проект «Повышение качества преподавания и обучения в университетах» («University Teaching and Learning Enhancement / UniTeLE» - 598816-EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE-JP) направлен на академическое развитие профессорско-преподавательского состава и повышение качества преподавания и обучения в университетах Беларуси.

Активно развивается научное сотрудничество с университетами и научно-исследовательскими институтами Китая в рамках 17 подписанных соглашений по направлениям, связанным с биотехнологией и селекцией сельхозкультур.

Академия в полной мере использовала возможности программ стажировок в Китае, предоставляемые Министерством коммерции Китая. Ежегодно 4-5 преподавателей академии проходили стажировку в университетах и научных центрах Китая в 2015-2019 гг.

С 2016 г. при активной поддержке Посольства КНР в Республике Беларусь и Центра Конфуция при БНТУ на базе БГСХА создан и успешно функционирует Центр китайского языка и культуры.

Профессорско-преподавательский состав академии также успешно участвует в международных образовательных, научных программах, таких как Программа Балтийского университета, Немецкая служба академических обменов (Германия), Индийская программа технического и экономического развития (ITEC), программа Министерства коммерции Китая в Республике Беларусь, Институт Гете, MOST (проект Европейского союза по расширению профессиональных контактов между гражданами ЕС и Беларуси), «Связь сообществ» (США) и др.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия широко известна не только в Беларуси, но и за ее пределами вышедшими из ее стен специалистами, легендарными преподавателями, наукой и 180-летним опытом обучения премудростям сельскохозяйственного дела. Она обаятельна и мудра, широкодушна и сурова, щедра и настойчива. Академия, возросшая на горецкой почве, стоит гордо и непоколебимо. Каждый год она выпускает подготовленных специалистов, которые, разлетаясь по всей Беларуси, несут «разумное, доброе, вечное», врастают в родную землю, принося людям и государству пользу, а alma mater славу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.