повышения температуры тела — более чем 0,5); 8) тризм — тип "невозможность открыть рот"; 9) генерализованная мышечная ригидность и/или боль при пальпации икроножных мышц. Все симптомы перечислены по убыванию степени их значимости. Различное сочетание вышеуказанных признаков позволит поставить диагноз и начать раннюю специфическую терапию.
Заключение
В данном наблюдении мы столкнулись с абортивным течением ЗГ, что позволило при условии ранней диагностики эффективно и быстро разрешить ситуацию без использования дантролена. Однако в случае развития ситуации по менее благоприятному сценарию вероятность получить дантролен минимальна, а его использование незаконно. Препарат не легализован на отечественном рынке и соответственно официально запрещен к ввозу, распространению и применению на территории РФ! Но, учитывая все более широкое использование ингаляционной анестезии, особенно в педиатрии, мы можем обеспечить безопасность наших больных в отношении развития ЗГ, лишь добившись регистрации в стране дантролена и обеспечив этим препаратом все медицинские учреждения, где имеются условия для проведения ингаляционной анестезии. Опыт США доказывает, что очень важно иметь в стране хотя бы один центр по диагностике и круглосуточному консультированию случаев ЗГ.
ЛИТЕРАТУРА 1. Лебединский А. А., Триадский А. А. Злокачественная гипертермия и массивный рабдомиолиз. В кн.: Сборник лекций и материалов для обсуждения X Съезда Федерации анестезиологов и реаниматологов. СПб.; 2006. 37—42.
2. Сидоров В. А., Цыпин Л. Е., Гребенников В. А. Ингаляционные анестетики в педиатрии. М.: Мединформагентство; 2010.
3. Шнайдер Н. А. Злокачественная гипертермия — генетика, диагностика, профилактика. Острые и неотложные состояния в практике врача 2007; 4: 32—36.
4. BrownellA. K. W. Malignant hyperthermia: Relationship to other diseases. Br. J. Anaesth. 1988; 60: 303—308.
5. Denborough M. A., Lovell R. R. H. Anaesthetic deaths in a family [letter]. Lancet 1960; 2: 45.
6. Dubrow T. J., Wackym P. A., Abdul-Rasul I. H, Moore T. C. Malignant hyperthermia: experience in the prospective management of eight children. J. Pediatr. Surg. 1989; 24: 163—166.
7. Emergency therapy for malignant hyperthermia: Malignant Hyper-thermia Association of the United States (MHAUS); 1993.
8. Johnson C., Edleman K. J. Malignant hyperthermia: A review. J. Perinatol. 1992; 12 (1): 61—71.
9. Merz B. Malignant hyperthermia: nightmare for anesthesiologists and patients. Med. News 1986; 255: 709—715.
10. Miller J. D., Lee C. Muscle diseases. Anesthesia and uncommon diseases. Philadelphia; 1990. 626—633.
11. OrdingH. Incidence of malignant hyperthermia in Denmark. Anesth. Analg. 1985; 64: 700—704.
12. SesslerD. I. Malignant hyperthermia. J. Pediatr. 1986; 109—113.
13. Stoelting R. K., Dierdorf S. F., McCammon R. L. Pediatric patients. Anesthesia and co-existing diseases. New York: Churchill Livingstone; 1988. 857—861.
14. Strazis K. P., Fox A. W. Malignant hyperthermia: a review of published cases. Anesth. Analg. 1993; 77: 297—304.
Поступила 20.03.12
ЮБИЛЕЙ
АКАДЕМИКА РАМН ГЕЛЬФАНД БОРИС РУВИМОВИЧ
Гельфанд Борис Рувимович — известный в России и за ее пределами специалист по анестезиологии-реаниматологии и интенсивной терапии.
Профессиональную подготовку по анестезиологии и реаниматологии Б. Р. Гельфанд получил в 60-е годы в хирургической клинике Городской клинической больнице № 1 им. Н. И. Пирогова. Традиции ГКБ N° 1 им. Н. И. Пирогова, ее многопрофильная лечебная работа оказали влияние на дальнейшую деятельность Б. Р. Гельфанда, который по праву считается учеником лидера отечественной хирургии Академика В. С. Савельева и выдающегося ученого анестезиолога-реаниматолога члена-корреспондента РАМН профессора В. А. Гологорского.
Научно-исследовательская деятельность Б. Р. Гельфанда в Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова всегда осуществлялась с привлечением молодых ученых. Основные научные исследования Б. Р. Гельфанда посвящены вопросам клинической анестезиологии и интенсивной терапии критических состояний. Впервые им изучена фармакоки-нетика основных ингаляционных анестетиков. Одним из первых в нашей стране Б. Р. Гельфандом исследованы патогенез, клиника и диагностика хирургического сепсиса и септического шока. Он разработал и внедрил в клиническую практику принципы и методологию
интенсивного лечения тяжелых хирургических гнойно-септических заболеваний и осложнений — перитонита, деструктивного панкреатита, нозокомиальной пневмонии. За разработку этих проблем он был удостоен Государственной Премии РСФСР, Премии Правительства Российской Федерации, Премии города Москвы в области медицины 2007 г. и Премии имени академика РАМН В. И. Бураковского.
Б. Р. Гельфандом и его учениками оптимизированы методы анестезиологического пособия при различных хирургических операциях, послеоперационной анальгезии, разработаны алгоритмы интенсивной и антибактериальной терапии критических состояний различного генеза, в частности синдрома полиорганной недостаточности, острого повреждения легких, стресс-поражений желудочно-кишечного тракта.
Б. Р. Гельфанд удостоен звания "Заслуженный врач Российской Федерации".
Борис Рувимович — автор 446 опубликованных работ, в том числе 23 книг (монографий, руководств, справочников, учебника) и 1 изобретения.
Под руководством Б. Р. Гельфанда были выполнены и защищены 9 докторских и 25 кандидатских диссертаций.
Более 40 лет Б. Р. Гельфанд ведет большую организаторскую и научно-педагогическую работу по подготовке студентов-медиков, ординаторов, аспирантов и врачей анестезиологов-реаниматологов.
Б. Р. Гельфанд — вице-президент Российской ассоциации специалистов по хирургическим инфекциям (РАСХИ), член Президиума правления Федерации анестезиологов-реаниматологов РФ, член Правления Российского общества хирургов, Московского научного общества анестезиологов-реаниматологов, член Европейского и Североамериканского общества интенсивной терапии и критической медицины. Он является главным редактором журнала "Инфекции в хирургии", заместителем главного редактора журнала "Вестник интенсивной терапии", членом редколлегии журнала " Анестезиология и реаниматология" и ряда других медицинских изданий. В 2008 г. Б. Р. Гельфанд назначен главным внештатным экспертом по специальности анестезиология-реаниматология Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).
Борис Рувимович в 2005 г. был избран членом-корреспондентом Российской академии медицинских наук, а в декабре 2011 г. — действительным членом РАМН.
Редколлегия нашего журнала поздравляет академика РАМН Б. Р. Гельфанда с юбилеем и желает крепкого здоровья на долгие годы.
78
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ № 3, 2012