Научная статья на тему 'Академик А. Д. Александров и его программа развития отечественной социологии'

Академик А. Д. Александров и его программа развития отечественной социологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Д. АЛЕКСАНДРОВ / СОЦИОЛОГИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ / НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЧЕЛОВЕК / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / A.D. ALEKSANDROV / SOCIOLOGY / THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF SOCIOLOGY / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS AND MAN / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бороноев Александр Ользонович

В статье представлена программа развития отечественной социологии, сформулированная академиком А.Д. Александровым в начале 70-х годов XX века. Показано, что идеи Александрова сыграли большую роль в актуализации необходимости развития социологии, в ускорении формирования ее институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acad. A. D. Alexandrov and his program of development of Russian sociology

The article presents the program of development of Russian sociology formulated Acad. A.D. Alexandrov in the early 70-ies of the 20 century. It is shown that the ideas Aleksandrova played a major role in the actualization of the necessity of the development of sociology in the acceleration of the formation of its institutions.

Текст научной работы на тему «Академик А. Д. Александров и его программа развития отечественной социологии»

Александр Ользонович Бороноев

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии

факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Санкт-Петербург, Россия; e-mail: pavlovasoc@mail.ru

Академик А. Д. Александров и его программа развития отечественной социологии

В статье представлена программа развития отечественной социологии, сформулированная академиком А. Д. Александровым в начале 70-х годов XX века. Показано, что идеи Александрова сыграли большую роль в актуализации необходимости развития социологии, в ускорении формирования ее институтов.

Ключевые слова: А. Д. Александров, социология, программа развития социологии, научнотехнический прогресс и человек, институционализация.

В 2012 году исполнилось сто лет со дня рождения академика Александра Даниловича Александрова, выдающегося ученого и общественного деятеля. Он в 30 лет получил за свои исследования по математике Государственную премию (1942) и с 1952 по 1964 годы был ректором Ленинградского университета, сыгравшим большую роль в его развитии. С его именем связаны многие новации в науке, в повседневной жизни университета. Он, как никто, в памяти универсантов реально и мифологически: одни знали его, работали в его время, другие — понаслышке, по той мифологии, где присутствуют его добрые дела, методы работы, характер и даже его слова1.

Александров, наряду с математикой, глубоко интересовался философией и социальными науками. Подчеркивая это, В. А. Ядов в своих воспоминаниях о нем, писал: «Александров очень интересовался социальными науками, часто — необычно для математика — публично выступал с философскими сюжетами» (Российская социология ... , 1999: 66).

В конце 60-х годов он принял активное участие в философском осмыслении теории относительности. На Всесоюзном совещании по философским вопросам естествознания (1959) сделал доклад о философских проблемах теории относительности, печатался в журнале «Вопросы философии».

Александров — один из первых, кто в 70-х годах XX века начал обсуждение темы «наука и нравственность», он поднял острые проблемы нравственности, особенно в связи с достижениями научно-технической революции. Как всегда, Александр Данилович высказывал свои оригинальные идеи, которые способствовали пониманию не только сложных процессов взаимодействия общества и технического прогресса, но и проблем нравственности, нравственных отношений. Его работа «Научная установка нравственности», опубликованная в сборнике «Наука и нравственность»

1 Подробно о личностных качествах А. Д. Александрова см.: Бороноев А. О. Благодарность социологов // Санкт-Петербургский университет. 2012. № 16 (3858).

(М., 1971), и другие статьи в этом направлении являются до сих пор актуальными. Не будет преувеличением, если мы скажем, что Александров был в те годы, в период эйфории от результатов научно-технической революции, одним из тех, кто боролся со сциентистскими взглядами и отстаивал значимость социальных и гуманитарных наук и необходимость их развития. Без этого, он считал, невозможен социальный прогресс и развитие человека. Его идеи актуальны и сегодня, когда проявления научно-технического прогресса в различных формах сводят на нет проблемы человека, его самочувствия, перспектив развития.

Александров, будучи ректором, поддерживал все новое в науке. Известно, что он способствовал возрождению генетики, собрав в университете специалистов этой науки в период «оттепели». В начале 60-х годов XX века им была активно поддержана инженерная психология и антропология, инициаторами которых были молодые универсанты Б. Ломов и Р. Итс. В 1962 году Александровым совместно с Ломовым была опубликована в газете «Правда» статья «Человек и конвейер» (Александров, Ломов, 1962). Начинания молодых ученых, новые идеи им поддерживались в его многочисленных выступлениях на различных уровнях.

Пожалуй, особая любовь у Александра Даниловича была к социологии, которая тогда была вне университетского образования. Как известно, социология после короткого периода признания с 1917 по 1925 годы, вновь была исключена из списка научных дисциплин и заменена философией — носительницей марксистской идеологии. Социология как наука, включающая в себя заряд социальной критики, была тогда отодвинута в сторону. Она существовала в университетах спонтанно, в зависимости от увлечения этой наукой того или иного ученого-преподавателя. Например, И. С. Кон, известный социолог, читавший в начале 60-х годов XX века курс исторического материализма на философском факультете Ленинградского университета, писал: «...на философском факультете мне поручили читать курс истмата, который я постепенно превратил в курс общей социологии» (Кон, 2008: 56).

Александров, если судить по библиографии его работ, начал обсуждать проблемы общественных наук, в том числе социологии, с 60-х годов XX века. В 1962 году он выступил на сессии Общего собрания АН СССР с докладом «О многообразии задач наук о человеке», где говорил, в частности, о необходимости институционализации социологии и социологических исследований. Полностью свою позицию Александров высказал в статье «В защиту социологии», опубликованной в 1972 году. В этой статье он, размышляя о значении социологии, писал, что мы ко многим социальным и человеческим проблемам относимся гуманитарно, эмоционально и публицистически, а должны они быть поставлены «на почву настоящей, серьезной, точной науки» — социологии. Эта наука, кроме своих теорий и методов, должна использовать специальные методы социальной статистики, моделирования, кибернетики и т. д. В статье названы основные направления социологических исследований для понимания социальных отношений, их динамики, места человека в социалистическом обществе.

Александров считал очень важным развитие конкретных социологических исследований, касающихся всех сфер социальности в сочетании различных теорий и фактов. Он удивлялся, что при всей необходимости подобных исследований «положение ее (социологии. — А. Б.) у нас остается неудовлетворительным, развитие ее совершенно недостаточно». Он призывал срочно начать подготовку социологов в университетах. «В перечне специальностей, по которым вообще готовятся в

нашей стране люди с высшим образованием, — писал Александров — просто нет такого термина — социология. Создается впечатление, что в глазах Министерства высшего и среднего специального образования СССР такая наука не существует». Таково же, — говорил он, — отношение «Академии наук страны к социологии, которой давно пора, подумать, об особом (и достаточно мощном!) научном институте» (Александров, 1972).

Как видно, он ратовал за широкую программу развития социологии в стране и для этого предлагал следующие меры: во-первых, ввести в список университетских специальностей социологию и начать в университетах подготовку кадров прямо «с предстоящего учебного года», то есть с 1966 года; во-вторых, поддержать сложившиеся в некоторых университетах ячейки, где уже ведутся исследования. При этом он, думаю, имел в виду научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ), который был создан при Ленинградском университете в 1965 году, раньше, чем Институт конкретных социальных исследований АН СССР (1968) в Москве. Базой этого института явились созданные при ЛГУ в 1961—63 годах при активной поддержке А. Д. Александрова лаборатории индивидуальной психологии (Б. Г. Ананьев), социальной психологии (Е. С. Кузьмин), социологических исследований (В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов) и другие группы, объединенные задачами комплексного изучения человека, которые были сформулированы в работах Б. Г. Ананьева, В. П. Рожина, В. П. Тугари-нова, В. Я. Ельмеева. Результаты деятельности первого института с комплексной программой исследования широко известны2. Его сотрудниками активно развивались следующие направления: социальное планирование производственных коллективов и регионов, исследование динамики городского образа жизни, проблемы молодежи и молодежной политики, промышленной социологии, социально-культурного развития народов России и т. д.

Названные направления Института составили целые школы, они в той или иной мере продолжаются уже на факультете социологии Санкт-Петербургского университета, где работают многие сотрудники ликвидированного института (НИИКСИ)3.

В-третьих, пора образовать в Академии наук социологический институт.

В-четвертых, необходимо начать издание специального научного журнала.

Сказанное говорит о том, что Александров представил настоящую программу развития социологии в нашей стране еще в середине 60-х годов XX века, когда начали робко говорить о нашей науке. Это, с моей точки зрения, была в истории отечественной социологии третья программа ее развития, наряду с проектами М. М. Ковалевского в начале XX века, П. А. Сорокина после революций 1917 года, когда в нашем университете появилась кафедра социологии (1918) под его руководством.

В реальности полное социологическое образование у нас началось в 1984 году, когда были открыты специальность «прикладная социология» и кафедры подобной ориентации в ЛГУ и МГУ, то есть через 18 лет после статьи Александрова4.

2 См.: Человек и общество. Вып. 1—32 (с 1966 г. по наст. вр.).

3 См. подробно об истории и направлениях деятельности НИИКСИ: Российская социология, вып. 4. «Социология в Ленинграде-Санкт-Петербурге во второй половине XX века» СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007; Семенов В. Е. Российская полиментальность и социальнопсихологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

4 Социологическое образование в факультетской структуре началось с 1989 года.

Институт конкретных социологических исследований при АН СССР был создан в 1968 году, а первый журнал («Социологические исследования») — в 1974 году, то есть через восемь лет.

Кроме этой программной статьи в поддержку социологии и ряда выступлений он написал еще несколько работ. В одной из них под названием «В защиту социологии», опубликованной в «Вестнике АН СССР» в 1972 году (№ 7), он обсуждает теоретико-методологические вопросы изучения массового сознания в дискуссии с известным отечественным социологом Б. Грушиным. Эта дискуссия в свое время вызвала среди социологов дебаты и выпады против идей Александрова, что способствовало началу активного теоретизирования в нашей возрождающейся социологии.

А. Д. Александрова и в преклонном возрасте интересовали вопросы социологии и проблемы человека в системе социальных отношений. Когда я в 1991 году пригласил его выступить на заседании руководимого мною городского семинара «Человек в зеркале наук», где до него выступили Б. Пиотровский, М. Мамардаш-вили, Л. Гумилев, А. Панченко, В. Колесов и др., он с удовольствием согласился и предложил тему о творческой сущности человека. Доклад вызвал большой интерес у слушателей, которые заполнили актовый зал университета. В нем была представлена концепция творческой сущности человека через систему его деятельности, определяющей социальную значимость. Этот интересный доклад, затрагивающий актуальные проблемы социологии, опубликован (1993) в сборнике «Человек в зеркале наук», вып. II (отв. ред. А. О. Бороноев). Кроме того, А. Д. Александров собирался встретиться со студентами только что созданного факультета социологии, но состояние здоровья не позволило это осуществить.

Социологи университета (и не только) помнят труды и усилия Александра Даниловича Александрова по развитию нашей науки и чувствуют к нему глубокую благодарность. Сегодня, когда мы говорим о начале превращения социологии в университетскую науку, мы не можем не вспомнить деяния А. Д. Александрова.

Литература

Александров А. Д. В защиту социологии: По поводу одной публикации // Вестник АН СССР. 1972. № 72. [Aleksandrov A. D. V zashchitu sotsiologii: Po povodu odnoy publikatsii // Vest-nik AN SSSR. 1972. № 72].

Александров А Д., Ломов Б. Ф. Человек и конвейер // Правда. 1962. 14 нояб. [Aleksandrov A. D., LomovB. F. Chelovek i konveyyer // Pravda. 1962. 14 noyab.].

Кон И. С. 80 лет одиночества. М., 2008 [Kon I. S. 80 let odinochestva. M., 2008].

Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999 [Rossiyskaya sotsiologiya shestidesyatykh godov v vospominaniyakh i dokumentakh. SPb.: Izdatel’stvo Russkogo Khristiansk-ogo gumanitarnogo instituta, 1999].

Acad. A. D. Alexandrov and his program of development of Russian sociology

Alexander Ü. Boronoev

Doctor of Philosophy, Professor,

Head of the Department for the Theory and History of Sociology,

Faculty of Sociology, St Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia; e-mail: pavlovasoc@mail.ru

The article presents the program of development of Russian sociology formulated Acad. A. D. Alexandrov in the early 70-ies of the 20 century. It is shown that the ideas Aleksandrova played a major role in the actualization of the necessity of the development of sociology in the acceleration of the formation of its institutions.

Keywords: A.D. Aleksandrov, sociology, the program of development of sociology, scientific and technological progress and man, institutionalization.

Ольга Васильевна Костенко

аспирант кафедры теории, методологии и истории социологии

факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета,

Санкт-Петербург, Россия; e-mail: olkosst@yandex.ru

Система условных обозначений в социологии

Статья является переводом доклада Я. А. Новикова, русского социолога рубежа XIX—XX веков. В ней поднимается вопрос о необходимости создания системы условных обозначений в социологии, совершенствующей описание социальных явлений и способствующей оперированию ее данными.

Ключевые слова: система условных обозначений, социальные институты, государственное устройство страны, сравнительная этнография, сравнительная социология.

Введение

Яков Александрович Новиков, русский социолог и публицист конца XIX—XX веков, в начале своей научной деятельности был сторонником биоорганического направления в социологии, впоследствии его взгляды претерпели изменения, и он начал подходить к изучению социальных явлений и процессов с позиций психологического направления. Около двадцати его монографий отражают широкие интересы и масштаб исследования автора. Они заключают в себе и попытку представить поступательное развитие общества от обезьяноподобных предков до национального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.