Научная статья на тему 'Академический отпуск: некоторые проблемы взаимодействия студентов и образовательных организаций'

Академический отпуск: некоторые проблемы взаимодействия студентов и образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / СТУДЕНТ / STUDENT / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК / SABBATICAL / СТАТУС / STATUS / ПРОБЕЛ / SPACE / ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ / LOCAL ACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болгова Виктория Владимировна, Девяткина Ольга Евгеньевна

Проведен анализ особенностей взаимодействия образовательной организации профессионального образования и студента, претендующего на реализацию права на академический отпуск. С использованием метода системного анализа показано, как пробелы в правовом регулировании, несогласованность концептуальных идей, выраженных в образовательном законодательстве, оказывают влияние на взаимодействие образовательной организации и обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болгова Виктория Владимировна, Девяткина Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академический отпуск: некоторые проблемы взаимодействия студентов и образовательных организаций»

LEGAL SCIENCES

Academic leave: some problems of interaction between students and educational institutions Bolgova V.1, Devyatkina O.2 (Russian Federation) Академический отпуск: некоторые проблемы взаимодействия студентов и образовательных организаций Болгова В. В.1, Девяткина О. Е.2 (Российская Федерация)

'Болгова Виктория Владимировна /Bolgova Viktoriya - доктор юридических наук, профессор;

2Девяткина Ольга Евгеньевна /Devyatkina Olga - преподаватель, кафедра теории и философии права, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: проведен анализ особенностей взаимодействия образовательной организации профессионального образования и студента, претендующего на реализацию права на академический отпуск. С использованием метода системного анализа показано, как пробелы в правовом регулировании, несогласованность концептуальных идей, выраженных в образовательном законодательстве, оказывают влияние на взаимодействие образовательной организации и обучающегося.

Abstract: the analysis of the interaction of the educational organization ofprofessional education and student applying for the realization of the right to a leave of absence. Using the method of system analysis shows how the gaps in the legal regulation, the conceptual inconsistency of the ideas expressed in the educational legislation, affect the interaction of the educational organization and the student.

Ключевые слова: образовательная организация, студент, академический отпуск, статус, пробел, локальный акт.

Keywords: educational organization, student, sabbatical, status, space, local act.

Цель исследования. Современная терминология процесс взаимодействия образовательной организации и студента, как правило, описывает как образовательные отношения. При этом часть таких отношений находится в системе правового регулирования, в связи с чем и содержание таких отношений, и процессы их временной динамики, и вопросы статуса участников изначально запрограммированы. И от качества нормы, определяющей параметры образовательного отношения, во многом зависят результаты взаимодействия образовательной организации и обучающегося.

Одним из обстоятельств, влияющих на возникновение, изменение и прекращение образовательного отношения, является академический отпуск обучающегося. Целью исследования является анализ влияния института академического отпуска на отношения образовательной организации и обучающегося.

Материал и методы исследования. Нормативной базой изучения института академического отпуска и его влияния на развитие отношений между образовательной организацией и обучающимся выступают Инструктивно-методические указания «О порядке предоставления академических отпусков студентам высших и средних специальных учебных заведений по медицинским показаниям», утвержденные Министерством здравоохранения СССР от 17.08.1964 г. и Министерством высшего и среднего специального образования СССР от 09.09.1964 г., Приказ Минобразования РФ от 05.11.1998 г. № 2782 «О Порядке предоставления академических отпусков», Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся».

В процессе исследования применялись методы сравнения, формально-логического анализа, а также специально-юридические методы исследования: методы толкования юридического текста, методы сравнительного правоведения.

Результаты исследования и их обсуждение. Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся», вслед за пунктом 12 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее - федеральный закон), на наш взгляд, изменил сами принципы, лежащие в основе института. В трактовке действующего законодательства, академический отпуск - форма реализации одного из базовых академических прав, закрепленных в ст. 34 федерального закона [7; 8; 9]. Изменения принципиальных основ повлекли за собой и модернизацию норм, конкретизирующих положения федерального закона [2; 3; 4].

В частности, перечень оснований для предоставления академического отпуска сформулирован как открытый, при этом нормы не содержат указаний на то, что соответствующие основания должны носить чрезвычайный и исключительный характер.

Развивая идеологию «открытого» перечня, Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 г. № 455 отменил и ранее существовавшие требования документального подтверждения соответствующих оснований. Пункт 4 приказа устанавливает, что документы обучающийся представляет при их наличии.

В отсутствие требований о документальном подтверждении оснований для предоставления академического отпуска, распорядительные полномочия руководителя образовательной организации сводятся лишь к изданию приказа, каких-либо оснований для отказа обучающемуся в реализации права закон не предусматривает.

Увеличена и продолжительность академического отпуска. Согласно пункту 3 Приказа Минобрнауки России от 13.06.2013 г. № 455 он предоставляется на срок до двух лет. При этом право обучающегося на отпуск может быть реализовано неограниченное число раз, а, следовательно, и период обучения такого студента продляется на неопределенный срок. Ранее действующие правила о том, что нормативный срок обучения может быть увеличен не более чем на год, отменено. Причины, побудившие Минобрнауки РФ принять акт именно в такой редакции, неизвестны.

Нет в действующих нормах и каких-либо ограничений, связанных с курсом, на котором обучается студент, заявляющий о необходимости отпуска. Для сравнения приведем норму 1964 года: «Установить порядок, при котором студенты 1 курса дневных факультетов во всех случаях обострения хронических заболеваний, сопровождающихся временной утратой трудоспособности в течение 4 мес. в учебном году, отчисляются из учебного заведения или переводятся на другой факультет, где обучение по состоянию здоровья не является противопоказанным. Вопрос о предоставлении академического отпуска студентам 1 курса решается администрацией учебного заведения в строго индивидуальном порядке».

Безусловно, вопрос о возврате к нормам полувековой давности, действовавшим в условиях принципиально иной системы образования, не стоит, но, думается, что реализация норм Приказа Минобрнауки России от 13.06.2013г. № 455 порождает ряд проблем, затрагивающих не только участников образовательных отношений (образовательную организацию и студента) [6].

Обратимся к положениям п. 16 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 г. № 1000. Согласно этим нормам, нахождение обучающегося в академическом отпуске не является основанием для прекращения выплаты назначенной обучающемуся государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии. Заметим, что обучающийся может находиться в академическом отпуске сроком до 2 лет. В апреле 2016 года Минобрнауки России направило в адрес образовательных организаций Письмо № АК-883/05, в котором сформулировало позицию, согласно которой выплата государственной стипендии во время нахождения обучающегося в академическом отпуске осуществляется до даты, указанной в приказе о назначении государственной стипендии, изданном на основании результатов промежуточной аттестации, и далее выплата стипендии не производится. Безусловно, образовательные организации соответствующие разъяснения министерства к работе приняли, но, представляется, что если обучающийся, находящийся в отпуске, обжалует решение образовательной организации о прекращении выплаты ему стипендии, решение суда может быть и не в пользу образовательной организации.

Но, даже руководствуясь разъяснениями Минобрнауки России, мы не может однозначно ответить на вопрос о том, как быть с государственной социальной стипендией? Ведь ее выплата не связана с промежуточной аттестацией обучающегося, а в ряде случаев она назначается без ограничения срока ее получения? Выходит, что, находясь в академическом отпуске, студент будет ее получать в полном объеме, причем за счет средств стипендиального фонда соответствующего календарного года. Порядок, действовавший ранее, право на получение социальной стипендии в период академического отпуска сохранял только в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем на этот случай действовала специальная норма [5].

Думается, что отмеченные выше проблемы могли бы быть решены при внесении соответствующих изменений в акты Минобрнауки России.

Достаточно сложные проблемы могут возникнуть в случае, когда академический отпуск предоставлен студенту, обучающемуся по договору. На период отпуска действие договора

69

приостанавливается, обязанности стороны не несут, но после выхода студента договор возобновляет свое действие в полном объеме, в том числе и в части определения стоимости обучения. С учетом того, что студент может находиться в отпуске довольно продолжительный период времени, несложно предположить, что за это время стоимость образовательной услуги изменится, причем в сторону увеличения. И речь даже не о том, что образовательная организация в отношении такого обучающегося, решившего продолжить обучение, возможно, будет нести убытки. Согласно требованиям ФГОС ВО финансовое обеспечение реализации образовательной программы (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) должно осуществляться в объеме, не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки. Потенциально может возникнуть ситуация, когда соответствующее требование ФГОС ВО выполнено не будет, ведь в договоре обучающегося, возвратившегося из академического отпуска, будет указана, рассчитанная исходя из ранее действовавших нормативов. Цена последствий оценки такого расхождения в стоимости обучения достаточно высока, так как соблюдение требований ФГОС ВО - условие государственной аккредитации образовательной деятельности.

Проблемы возникают и при реализации норм, регламентирующих прекращение академического отпуска. Согласно нормам приказа Минобрнауки России от 13.06.2013г. № 455 отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица. Коллизия может возникнуть в случае, когда по каким-то причинам приказ руководителя организации не издан. Может ли обучающийся приступить к занятиям? И каковы последствия того, что он к занятиям не приступит из-за отсутствия распорядительного акта руководителя образовательной организации?

Заметим, что ранее действовавшие правила предусматривали необходимость издания приказа руководителя образовательной организации о допуске обучающегося к занятиям только в том случае, если академический отпуск предоставлялся по медицинским показаниям. При этом приказ издавался, если обучающийся представлял документы, подтверждающие возможность продолжения обучения. В остальных случаях истечение срока, на который отпуск был предоставлен, фактически свидетельствовало о возможности продолжить обучение, приступить к занятиям. Такой подход законодателя, на наш взгляд, был удачнее.

Но кроме отмеченной коллизии, которая, в принципе, легко устранима при нормальной работе соответствующих служб образовательной организации, есть проблемы более сложного порядка. Как быть, если срок предоставления академического отпуска завершился, а обучающийся не появился в образовательной организации? До введения в действие федерального закона в соответствии с уставами вузов применялось специальное основание для отчисления - в связи с невыходом из академического отпуска.

В настоящее время статья 61 федерального закона содержит закрытый перечень оснований для прекращения образовательных отношений в связи с отчислением обучающегося из образовательной организации, в числе которых такое основание как «невыход из академического отпуска» не названо, а, следовательно, образовательная организация вынуждена искать иные основания. И это необходимо. Ведь прекращение академического отпуска возобновляет все образовательные отношения, в том числе и обязанности обучающегося оплачивать образовательные услуги, вытекающие из договора об обучении.

В такой ситуации у образовательной организации, на наш взгляд, есть несколько вариантов действий. Первый возможно использовать в том случае, если студент обучается по договору об обучении. Согласно требованиям действующего законодательства, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке образовательной организацией в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. Думается, что невыход из академического отпуска можно рассматривать как такие действия. Следовательно, основанием для отчисления обучающегося в этом случае будет служить расторжение договора об оказании платных образовательных услуг.

Если же студент обучается за счет бюджетных ассигнований, то для образовательной организации необходимо избрать иные варианты. Во-первых, студент, не вышедший из академического отпуска, не выполняет обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана, что является основанием для отчисления. Во-вторых, в случаях, предусмотренных локальными актами организации, непосещение занятий может рассматриваться как дисциплинарное правонарушение, а отчисление, соответственно, как санкция за подобное правонарушение.

70

В таком случае, соблюдая правила применения дисциплинарных взысканий, в том числе требование о получении объяснений от обучающегося, образовательная организация вправе прекратить образовательные отношения с таким студентом. Во всех перечисленных случаях принятие решения об отчислении обучающегося займет определенное время, а, следовательно, будет занято «бюджетное» место, будет действовать договор об обучении и т.д. Кроме того, ныне действующие правила об академическом отпуске требуют от образовательной организации активности в локальном правотворчестве.

Представляется, что ранее действовавшие правила, согласно которым невыход из академического отпуска рассматривался как самостоятельное основание для прекращение образовательных отношений, были более удачными и к ним необходимо вернуться.

Выводы. Оценивая ныне действующие правила законодательства об академическом отпуске в целом, хотелось бы сказать, что их «либеральность» создает определенный дисбаланс в системе образовательных отношений [1]. Наделяя студента правами, контроль реализации которых образовательная организация осуществить не может, создатели действующих правил об академическом отпуске «вышли» за пределы административной модели, характерной для образовательных отношений. из которых для образовательной организации сложен, а иногда и невозможен. Говоря образно, сам законодатель создал возможности для рождения фигуры «вечного» студента. Это, как минимум, не соответствует общей логике регулирования образовательных отношений. Так, например, законом ограничено время на восстановление в образовательной организации, срок действия результатов ЕГЭ, количество попыток для прохождения государственной итоговой аттестации и т.д. В отношении же академического отпуска позиция принципиально иная, что неоправданно. Академический отпуск всегда был исключительным основанием для приостановления образовательных отношений, причем образовательная организация имела возможность контролировать соответствующие процессы. Представляется, что такой подход в большей степени соответствует природе взаимоотношений между обучающимся и образовательной организацией и в значительно большей степени способствует достижению целей образовательных отношений.

Литература

1. Болгова В. В., Калашникова Е. Б. Реформа государственного управления образованием: некоторые проблемы формирования целей // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-1. С. 1912.

2. Гольтяпина И. Ю. О некоторых проблемах законодательства об образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2013. № 11-2. С. 114-115.

3. Гольтяпина И. Ю. О некоторых проблемах федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6. С. 1041.

4. Гольтяпина И. Ю. Реформа образования в Российской Федерации: вопросы теории и практики // Инновационная экономика и общество, 2013. № 3 (2). С. 106-109.

5. Озерова Н. Б. Поговорим о стипендиях студентов высших учебных заведений // Советник в сфере образования, 2014. № 6. С. 11-21.

6. Постыляков С. П., Янкевич С. В. Реализация прав и обязанностей обучающихся: анализ российского законодательства и правоприменительной практики // Реформы и право, 2015. № 2. С. 54. 62.

7. Суняева Р. Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. М., 2007.

8. Улиско А. Н. Административно-правовой статус студентов // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2010. № 3 (73). С. 63-68.

9. Шадрина О. В. Правовой статус студентов высших учебных заведений // Ежегодник российского образовательного законодательства, 2007. Т. 2. С. 110-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.