УДК 378.14 ББК 74.580.22 Ш 15
В.П. Шрам
Академические свободы в системе подготовки специалистов в вузе
Аннотация:
В статье рассмотрены академические свободы студентов в образовательном пространстве и определены проблемы и противоречия процесса их реализации.
:
Академические свободы вузов, преподавателей, студентов; академическая компетентность.
В современной системе образования России за последние десятилетия произошли многочисленные изменения.
Сегодня система образования - это открытая, способная к самопознанию, качественному и количественному обогащению сфера, реагирующая на любые изменения в жизни общества. Перейдя от административнокомандной к государственно-^щественной форме управления и основываясь на личностноюриентированной па,
естественное и неотъемлемое право каждого человека на получение образования с учетом его индивидуальных , .
Появились новые учебные заведения: по форме соб, , , уровню образовательных программ. Возникли и новые понятия «академические свободы вузов, преподавателей, студентов», «академическая мобильность», «академическая ответственность», «свобода выбора в учебном про»,
.
, , -, , , гибкой, самостоятельной, а с другой, рассматривать в ней
,
.
- , -зующая сущность человека и его существование, состоящее из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и потребностями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Академическая свобода - это юридически закрепленное нормативно-правовыми актами понятие, отражающее права работников образования (про^ссорско-педагогического состава, научных работников вуза), свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободу студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям (Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
, -подавателей выражается в их возможности свободно излагать учебный предмет, выбирать темы и методику на,
праве на выбор уровня, типа, сроков, методов своего обу, -держания своего образования и получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Академические свободы становятся важнейшим условием реализации гуманистической образовательной ,
в процессе профессиональной подготовки. Раскрываясь в ценностном и стимулирующем отношении учащегося к собственному образованию, его уровню и качеству, академические свободы способствуют формированию у них умений самостоятельно делать выбор, видеть конечный результат этого выбора, определять его значение для профессиональной деятельности и нести за него ответст-. ,
, -
ным для российской системы образования, на практике столкнулся с рядом противоречий.
На уровне общество - министерство образования существует противоречие между потребностью общества в конкурентоспособной, активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать профессиональные решения и нести за них ответственность, и недостаточным объемом академических свобод, предоставляемых студентам в процессе профессиональной подготовки. (
студентам реальных механизмов участия в формировании ).
Противоречия на уровне законодательство - в)>з, где идет содержательное наполнение академических свобод студентов и формируется механизм их реализации, можно проследить лишь в условиях конкретного вуза. В связи с этим мы провели сравнительный анализ базовых учебных планов на 2003-2004 учебный год трех факуль-: , факультетов Он выявил, что все базовые учебные планы соответствуют требованиям ГОСТа, содержат федеральный и национально-региональный компоненты, необходимые циклы дисциплин, а так же дисциплины по выбо-.
всем циклам дисциплин нами был обнаружены ряд несо-.
Наиболее существенные несоответствия отмечены в циклах общепедагогических и специальных дисциплин, в то время как именно они позволяют учащимся в наи-
большей степени удовлетворять свои профессиональные .
формированию у студентов умений: определять цели и задачи своей деятельности; организовывать и проводить научные исследования в сфере профессиональной дея;
..
Поэтому на практике, предоставляя студентам в этом цикле дисциплин в два раза меньше свобод выбора, вуз снижает их активность в процессе профессиональной
, , , -,
.
,
минимум возможности участвовать в формировании содержания своего образования, еще больше снижает эту возможность нерациональная организация элективных , . Одним из недостатков организации является то, что при разработке дисциплин по выбору кафедры не учитывают познавательные интересы учащихся, а ставят студентов 2-3
дисциплин. В то время, как они, являясь одним из подвижных компонентов базового учебного плана, должны составляться ежегодно на основе познавательных потреб,
« ».
Все это создает ситуацию, когда преподаватели и студенты оценивают элективные курсы для процесса профессиональной подготовки как незначительные и вто.
Еще одним декларируемым правом студентов является их возможность осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специаль-) -зе в порядке, предусмотренном в уставе, а также дисцип-, (
).
не воспользовался ни один из 477 респондентов, которыми являлись студенты АГУ вышеназванных факультетов.
Нами были выявлены следующие причины, по которым данное право не реализовывалось в вузе. Во-первых, администраций не разработан механизм учета: выбранных дисциплин (специшгьности) в основном плане обучения студента и количества студентов, выбравших ту или , -. - , -зации процесса обучения студента по основной специальности при наличии дополнительных предметов; а также невладение студентами информацией о данной воз.
Именно отсутствие у студентов информации об их академических правах и обязанностях создают ситуацию, при которой учащийся остается пассивным потребителем .
Несформированность у будущих специалистов необходимого уровня академической компетентности является одной из причин низкой активности студентов в об.
Академическая компетентность рассматривается нами как компонент профессиональной компетентности, позволяющий в процессе профессиональной подготовки самоопределяться в выборе предлагаемых академических , -пользованию и способствующий развитию профессионализма деятельности и личности.
Одним из шагов, направленных на изменение сло-,
процесс специального курса, раскрывающего все стороны . -мы образования России, а также ее вступления в Болон-
,
.