УДК 159.9+378
АКАДЕМИЧЕСКАЯ УВЛЕЧЁННОСТЬ И ВОВЛЕЧЁННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Вожиевская Татьяна Ивановна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребёнка, Псковский государственный университет,
г. Псков, РФ E-mail: [email protected]
ACADEMIC PASSION AND ENGAGEMENT FRESH-YEAR STUDENTS
Vozhievskaya Tatyana Ivanovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department
psychology and child development support,
Pskov State University, Pskov, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ понятий «увлечённость деятельностью» и «вовлечённость в деятельность» в рамках учебной деятельности студентов, приведены результаты исследования академической вовлечённости и увлечённости студентов-первокурсников.
Abstract. The article presents an analysis of the concepts of «passion for activity» and «involvement in activity» within the framework of students' educational activities, and presents the results of a study of academic involvement and passion of first-year students.
Ключевые слова. академическая увлечённость, академическая вовлечённость.
Keywords, academic passion, academic engagement.
Увлечённость учёбой и вовлечённость в учёбу - два понятия, которые часто используют как синонимы, однако они имеют существенные различия. В отношении понимания терминов до сих пор нет единства ни среди практиков, ни среди исследователей. Общим для всех определений является представление, что вовлечённость (или увлечённость) является желательным условием успешности в любой деятельности.
Голландский учёный Вильмар Шауфели разводит понятия «увлечённость деятельностью» и «вовлечённость в деятельность» [7].
Увлечённость деятельностью представляет собой психическое состояние человека, когда он в самом процессе деятельности находит смысл, интерес и удовольствие. При этом увлечённость рассматривается как устойчивое и глубокое, затрагивающее различные психические процессы (эмоциональные и когнитивные) и мотивационное состояние, которое не фокусируется на каком -то конкретном предмете, событии, человеке или форме поведения, а описывает отношение человека к деятельности в целом.
Согласно концепции В. Шауфели увлечённость деятельностью, как психическое состояние человека, включает: 1) энергичность, которая определяется высоким уровнем энергии в процессе деятельности, готовностью приложить усилия при возникновении трудностей; 2) преданность делу, которая характеризуется сильной психологической причастностью к деятельности, объединённой со смыслом, вдохновением, гордостью и принятием вызовов; 3) поглощённость, как полная концентрация, вследствие чего человек не замечает хода времени и испытывает трудности при выходе из рабочего состояния [7].
По мнению Д.А. Кутузовой, увлечённость деятельностью достаточно хорошо описана в трудах зарубежных исследователей, но имеет дефицит
исследований данного феномена в русскоязычной психологической академической литературе [5].
Увлечённость учёбой (академическая увлечённость) - это состояние, когда человек испытывает интерес к учебному материалу, находит его увлекательным и захватывающим. Увлечённый студент может гораздо легче усваивать информацию, потому что он находит удовольствие в процессе обучения. Он может проводить дополнительное время за учёбой, искать дополнительные материалы для изучения и стремиться к глубокому пониманию предмета. Важную роль при этом играет интерес к предмету. Студенты, которые находят удовольствие в изучении определённого предмета или области знаний, более мотивированы к учёбе и готовы инвестировать больше времени и усилий в изучение этого предмета.
Вовлечённость в деятельность В. Шауфели определяет, как степень, с которой человек рассматривает (воспринимает) свою деятельность, как часть своей Я-концепции или, другими словами, как степень идентификации человека с выполняемой работой. Люди, которые показывают высокую вовлечённость в деятельность, воспринимают свой труд в качестве важной части собственной жизни, качественное выполнение их работы важно для их самооценки [6].
Вовлечённость студентов в учебную деятельность (академическая вовлечённость) означает их активное участие в учебном процессе. По мнению А. Астина, «Студенческая вовлечённость - это совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения академического опыта» [1]. Вовлечённый студент не просто слушает лекции и выполняет задания, он задаёт вопросы, высказывает свои мысли и идеи, активно обсуждает темы с преподавателями и однокурсниками. Такой студент активно стремится к пониманию материала и его применению на практике.
Академическая вовлечённость показывает степень заинтересованности студента в учебном процессе и его стремление к получению знаний. Студенты, проявляющие высокую академическую вовлечённость, активно участвуют в
учебном процессе, задают вопросы, ищут новые знания и стремятся к саморазвитию. Они часто демонстрируют высокий уровень мотивации и усердия, что способствует улучшению их учебной успеваемости. Студенты с высокой академической вовлечённостью более ответственны, целеустремлённы, готовы к саморазвитию и демонстрируют лучшие результаты в учёбе. Активное участие в учебном процессе помогает им лучше усваивать знания и развивать критическое мышление. Кроме того, высокая академическая вовлечённость способствует формированию навыков самоорганизации и самодисциплины. Быть вовлечённым - значит взять на себя обязательство.
Академическая вовлечённость и увлечённость - количество усилий, которые студент затрачивает на учебную деятельность, его включённость в образовательный процесс. Отличие между увлечённостью учёбой и вовлечённостью в учёбу заключается в мотивации. Академическая увлечённость связана с интересом к предмету (внутренняя мотивация, основанная на мотивах), а академическая вовлечённость связана с активным участием в учебном процессе (внешняя мотивация, основанная на стимулах). Оба этих аспекта являются важными для успешного обучения: увлечённость помогает студенту находить удовольствие в учёбе, а вовлечённость способствует глубокому пониманию и освоению материала. Поэтому, чтобы достичь успеха в учёбе, важно быть увлечённым предметом и активно вовлекаться в учебный процесс - задавать вопросы, высказывать свои мысли и стремиться к глубокому пониманию материала. А. Астин говорит, что ответить на вопрос «Как мотивировать/увлечь студентов?» сложнее, чем решить вопрос «Как сделать студентов вовлечёнными?» [1].
Исследования, проводимые западными учёными, показали любопытные результаты. Оказалось, что при появлении стимулов (внешняя мотивация) утрачивается удовольствие от самого процесса, то есть внутренняя мотивация снижается. Например, в экспериментах Э.Л. Деси одни студенты выполняли интересные для себя задания, а наградой служил сам процесс, удовольствие и удовлетворение от него. Другие студенты выполняли эти же задания за
определённую плату. Выяснилось, что при появлении материального стимула внутренняя мотивация стала падать. Студенты, которым переставали платить за выполнение заданий, теряли интерес к их выполнению [4]. Данный эксперимент наглядно показывает, что при замене внутренний мотивации на внешнюю теряется интерес к деятельности. При исчезновении вознаграждения человек отказывается выполнять то, что совсем недавно ему было делать радостно и интересно. В идеале, чтобы достичь значимых результатов и получить максимальную пользу от обучения, необходимо разумно комбинировать увлечённость и вовлечённость.
Можно выделить следующие факторы, которые способны повлиять на уровень академической увлечённости и вовлечённости студентов:
- Внутренняя мотивация: если студенту интересно учиться, он склонен к более активному участию в учебном процессе.
- Внешняя мотивация: поддержка со стороны преподавателей и родителей, позитивное отношение окружающих могут стимулировать академическую увлечённость и вовлечённость.
- Жизнестойкость: студенты, способные справляться со стрессом, преодолевать трудности, не сдаваться при неудачах и продолжать двигаться вперёд, независимо от сложностей, не теряют мотивации даже в сложных ситуациях и находят способы решения проблем. Студенты с высокой академической вовлечённостью и увлечённостью часто обладают высоким уровнем жизнестойкости, поскольку стремление к достижению успеха в учёбе требует устойчивости к трудностям. Кроме того, жизнестойкость помогает студентам развивать уверенность в себе, настойчивость и целеустремленность. Эти качества необходимы для достижения успеха в учёбе и будущей карьере. Студенты, которые верят в себя, не боятся испытаний и готовы преодолевать трудности, чаще достигают своих целей и реализуют свой потенциал.
Для исследования академической вовлечённости и увлечённости было проведено анкетирование студентов первого курса педагогического направления, в опросе приняли участие 102 человека.
На вопрос «Зачем вы поступили в университет?» (множественный выбор) большинство студентов ответили, что надеются получить знания по профессии (52,5%), ради диплома о высшем образовании и деловой карьеры -47,5%, по требованию родителей и общества - 30,1%, не понимают своих мотивов и поступили в вуз по инерции - 28,7%.
Чтобы выявить причину получения высшего образования, студентам предлагалось выбрать модель обучения, описанные В. Фишманом и Г. Гарднером [6]. Результаты: 38,5% студентов-первокурсников выбрали трансформационную модель (обучение в вузе как возможность для самопознания, понять что-то важное о себе и мире); 25,6% транзакционную (вуз как способ получить диплом и завести полезные социальные связи, что важно для построения успешной карьеры); 23,1% - инерционную (вуз как следующая ступень, на которую следует переходить после школы, потому что «так положено»); 12,8% - исследовательскую (привлекают различные дисциплины и виды деятельности, интересно взаимодействовать с сокурсниками и преподавателями). Большинству опрошенных студентов свойственна трансформационная модель. Чуть менее популярны транзакционная и инерционная, на последнем месте находится исследовательская модель.
На вопрос «С какими психологическими трудностями столкнулись вы, поступив в университет?», студенты ответили: проблемами эмоционального характера: тревога, раздражительность, усталость, перепады настроения и др. (77,2%); с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками: нет друзей, сложно наладить общение, одиночество (21,0%); проблемы поведения: сложно привыкнуть к новым правилам, обязанностям, сложно решать бытовые вопросы (21,0%); не испытываю никаких трудностей 14,0% студентов-первокурсников.
Академическая вовлечённость взаимосвязана с удовлетворённостью обучением в вузе. Низкая вовлечённость студентов может быть вызвана трудностями адаптации к учебному процессу в университете (новому образовательному формату, взаимодействию с одногруппниками и
преподавателями, с другим аспектами университетской жизни).
Для измерения выраженности и типа мотивации к учебной деятельности студентов использовался опросник «Шкалы академической мотивации» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычёв, Е.Н. Осин) [3]. Студентам предлагалось оценить причину своей академической вовлечённости и увлечённости. Результаты опроса: у 29,6% студентов интерес к учёбе отсутствует; 25,8% студентов в рамках учебной деятельности хотят развить свои способности, стремятся к раскрытию своего потенциала, достижению компетентности, собственной значимости; 22,7% опрошенных студентов учатся из-за переживания стыда и долга перед значимыми людьми; о вынужденности учебной деятельности, обусловленной давлением социума, высказались 21,9% студентов-первокурсников .
Для изучения академической увлечённости использовалась анкета, предложенная А.И. Ерзиным [2]. Студенты оценивали уровень их заинтересованности учебной деятельностью. У большинства опрошенных студентов (64,3%) наблюдается формальное отношение к учёбе (стараюсь исправно выполнять все задания, однако, в свободное время учёба отходит на второй план); 21,4% продемонстрировали отсутствие более-менее выраженной заинтересованности в обучении (учёба не вызывает интереса, выполнение учебных заданий воспринимаю как скучную обязанность); 12,5% отметили, что их отличает от других учащихся высокая познавательная заинтересованность (охотно выполняю учебные задания, с интересом присутствую на занятиях, после учёбы самостоятельно читаю литературу по специальности); только 1,8% опрошенных показали наличие склонности к научно-исследовательской деятельности, которая проявляется в регулярных выступлениях на студенческих научно-практических конференциях, публикации тезисов докладов и пр.
На вопрос «В чём, на ваш взгляд, причины академического неблагополучия?» большинство студентов (81,8%) ответило - отсутствие смысла (уровень некоторых навыков во время учёбы в вузе снижается); 68,2% в
качестве причины отметили внешнюю мотивацию (желание учиться исходит не от самого студента, а от внешнего стимула); психологическое неблагополучие испытывают 54,6% студентов (внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким); 45,5% студентов не устраивает профессиональная компетентность преподавателей; 40,9% отметили сниженную ценность успеваемости (в обществе важно наличие диплома без учёта успеваемости студента); снижение академической честности отметили 36,4% студентов (плагиат, читинг); на высокий отсев в российских вузах указали 13,6% опрошенных студентов (студенты бросают учёбу и не доходят до диплома).
Для построения образа идеального преподавателя, способного повысить академическую вовлечённость, студентам предлагалось ответить на вопрос «Какая основная черта преподавателя вашей мечты?» От студентов были получены следующие ответы: может вовлечь в обучение любого, доступно и интересно раскрывает материал, умеет «зацепить» своим предметом (58,3%); подаёт материал в контексте будущей профессии, связывает теорию и практику (20,8%); имеет хорошее чувство юмора, харизматичный (12,5%); справедливый и объективный (4,2%); глубоко знающий свой предмет (4,2%).
Академическая увлечённость и вовлечённость играют ключевую роль в успешности студентов как в учёбе, так и в личной жизни. Развитие этих качеств помогает им не только достичь хороших результатов в учебе, а также успешно справляться с вызовами в повседневной жизни. А умение находить баланс между академическими целями и личностным развитием является ключом к успеху и благополучию.
В дальнейшем предстоит понять, что делать со студенческой пассивностью и что препятствует их активности, каким образом можно вовлекать студентов в университетскую жизнь, в целом понять причины низкой удовлетворённости и вовлечённости студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Astin A. Student Involvement: a Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1984. Vol. 25. No. 4.
2. Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Самоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование. - 2016. - № 2. - С. 65-83.
3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 4. -С. 96-107.
4. Деси Э.Л. Влияние внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию // Журнал личности и социальной психологии. - 1971. - № 18 (1). -С. 105-115.
5. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 213 с.
6. Фишман В., Гарднер Г. Реальный мир колледжа: что такое высшее образование и каким оно может быть. - Кембридж: MIT Press, 2022. - 408 с.
7. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. - М.: Когито -Центр, 2015. - 137 с.