Научная статья на тему 'Академическая и Университетская гуманитарная Наука в формировании общероссийской идентичности: региональная практика гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания'

Академическая и Университетская гуманитарная Наука в формировании общероссийской идентичности: региональная практика гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Арсентьев Н. М.

11-12 декабря в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева проходила VI Международная научно-практическая конференция «Интеграция региональных систем образования», посвященная 15-летию Регионального учебного округа. Участие в конференции приняли более 160 ученых представителей ведущих научных школ России, а также зарубежных вузов: республик Беларусь, Казахстан, Украина, Сенегал. В данном номере мы публикуем тезисы выступлений, тематика которых отвечает направленности журнала. Эта работа будет продолжена в № 1 за 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Арсентьев Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic and University Humanitarian Science as a Means to Form the Russian Identity: the regional practice of civil patriotic and spiritual moral upbringing

In December 11th-12th Mordovia State University held the 6th International Scientific Conference on Integration of Regional Systems of Education devoted to the 15th anniversary of the Regional Academic Okrug since its establishment. The conference was attended by more than 160 scholars representatives of the leading university research schools in Russia and abroad: Belorussia, Kazakhstan, Ukraine, Senegal. Below are the abstracts of several papers consistent with our journal's thematics. The work in this direction will be resumed in the issue № 1 in 2009.

Текст научной работы на тему «Академическая и Университетская гуманитарная Наука в формировании общероссийской идентичности: региональная практика гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

11—12 декабря в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева проходила VI Международная научно-практическая конференция «Интеграция региональных систем образования», посвященная 15-летию Регионального учебного округа. Участие в конференции приняли более 160 ученых — представителей ведущих научных школ России, а также зарубежных вузов: республик Беларусь, Казахстан, Украина, Сенегал. В данном номере мы публикуем тезисы выступлений, тематика которых отвечает направленности журнала. Эта работа будет продолжена в № 1 за 2009 г.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ И УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: региональная практика гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания

Н. М. Арсентьев, член-корреспондент РАН, директор Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

Формирование государственно-гражданской идентичности в полиэтническом государстве — длительный и сложный процесс, от успешности которого зависят его национальная безопасность и обеспечение национальных интересов. Очевидно, что многие трудности современной России прямо связаны с исторически сложившимися проблемами, возникшими и не решенными ни в имперский, ни в советский периоды истории. Сегодня этот комплекс вопросов следует также увязывать с глобализацией мировой политики и экономики, интеграцией гуманитарного пространства — процессами, которые в XXI в. приобретают стратегический характер и вызывают серьезные качественные изменения в обществе.

В настоящее время в России, как и в большинстве стран мира, приоритеты внутренней и внешней политики рассматриваются сквозь призму негативных и позитивных последствий глобализации. В ответ на ее новые вызовы в модернизирующемся российском обществе усилилось внимание к формированию таких моделей общественного развития, которые позволили бы смикшировать воздействие глобальных и локальных тенден-

ций, подрывающих суверенитет государства. В нашей стране, пережившей в конце XX — начале XXI в. становление новой государственности, в связи с активно развивающимися процессами формирования общероссийской идентичности проблема состояния современного гуманитарного пространства имеет особое значение, требует нового социокультурного осмысления. Сегодня в российском обществе наряду с осознанием значительного влияния глобализации на формирование человеческой культуры в третьем тысячелетии ширится критика ее современной модели, в большой степени созданной по лекалам, предложенным США и государствами Европы. Инспирируемые этими же силами тенденции духовной глобализации могут иметь далеко идущие последствия, и в частности привести к разрушению России как единого полиэтнического и многоконфессионального государства.

Сегодня проблема состояния гуманитарного пространства переведена в ранг государственно значимых. Становится очевидным, что ответом на происходящую в нашем гуманитарном пространстве унификацию духовных ценностей должно стать усиление роли гуманитар-

ных наук. Государственная Дума Федерального Собрания даже проводит парламентские слушания на тему «Роль гуманитарных наук в формировании общероссийской идентичности».

Осознание всеобщности происходящих в современном мире трансформаций, одновременно созидательных и разрушительных, поставило перед гуманитарными науками проблему реальной оценки своего нынешнего состояния, возможностей и перспектив в решении задач выживания и воспроизводства. Приходит понимание, что в многофакторном и динамично развивающемся мире, в условиях междисциплинарной научной разобщенности, уязвимости для критики большинства существующих концепций общество ждет от ученых на рынке исследований не «чистой теории», а «прикладной фундаментальности», участия в реальных общественно значимых проектах.

В подобной ситуации, несомненно, наибольший инновационный эффект будет иметь широкое привлечение гуманитариев к выполнению научных изысканий через уже апробированные государственные программы, сориентированные на решение конкретных задач. Их уже сформировано немало, и они требуют значительных финансовых вложений, тем не менее эту работу надо продолжать и совершенствовать. Особое внимание следует обратить на социализацию молодежи и детей.

Еще одним важным инструментом формирования общероссийской идентичности и влияния на духовно-нравственное воспитание молодежи является оптимизация гуманитарного образования. Особенно тревожная ситуация сложилась в вузовском образовании, где возобладали технократические тенденции. Введение в блок гуманитарных и социальноэкономических дисциплин только двух обязательных (история России, философия) все остальные вывело из учебных планов. В результате данный блок уже не решает своих широких гуманитарных задач, став продолжением блока профессиональных и специальных дисциплин.

Из вузовского образования ушли политология, социология, этика, и этот список можно продолжать. Вместо них появились гуманитарные суррогаты (каждая специальность выдает самые разные названия этих дисциплин). При составлении учебных планов идут в расчет не задачи духовно-нравственного воспитания, а интересы штатного расписания факультетов и институтов. К тому же данные процессы происходят на фоне сокращения бюджетного приема на гуманитарные специальности, а в связи с ним и профессорско-преподавательского состава. Для региональных вузов, которые возникли как гуманитарные, научные школы в которых имеют богатые традиции и почти стопроцентную «остепенен-ность» профессорско-преподавательского состава, эти процессы чреваты снижением потенциала гуманитарных наук.

В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева естественно-научный блок представлен 11 факультетами и институтами, а гуманитарный — 6. При этом даже на фоне негативных явлений в развитии гуманитарного образования в последние годы роль гуманитарных подразделений в различных сферах жизни и деятельности вуза возрастает. Так, если в 2003 г. естественно-технические факультеты по финансированию госбюджетных НИР и грантов опережали гуманитариев более чем в два раза, то затем стала проявляться тенденция к выравниванию данного показателя, а в 2007 г. гуманитарные факультеты заработали больше средств по сравнению с естественно-техническими: соответственно 18 727,6 тыс. и 14 987,9 тыс. руб. Гуманитарии выигрывают подавляющее большинство престижных федеральных грантов, таких, например, как гранты Президента РФ (в 2006, 2007 и 2008 гг. представители естественнотехнических специальностей выигрывали ежегодно по одному гранту, гуманитарных — соответственно 4, 5 и 8). В 2007 г. Историко-социологический институт заработал почти 9 млн руб., заняв по этому показателю второе место в уни-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

верситете, гуманитарная кафедра экономической истории и информационных технологий возглавила университетский рейтинг научно-исследовательской деятельности кафедр. Традиционно гуманитарии лидируют в издательской сфере: в

2007 г. ими было опубликовано 73 монографии и 37 сборников трудов, а гораздо более многочисленными естественнотехническими — соответственно 39 и 21. То же самое можно видеть и в отношении периодических изданий университета — практически все они гуманитарные (журналы «Регионология», «Интеграция образования», «Финно-угорский мир», альманахи «Гуманитарий», «Феникс», «Вагант», «Note bene»).

Рационально-прагматическую составляющую общественного развития невозможно освоить без изучения гуманитарных наук. В разных сферах общественной жизни человек осмысливает бытие с помощью разных средств: в искусстве — через образы, нравственные понятия, в науке же — через систему понятий и приемы мышления. В условиях глобализации духовного пространства потеря контроля над общественным сознанием способна привести к развитию далеких от реальности социальных иллюзий. Процессы глобализации нельзя остановить, но их можно и нужно контролировать. Будущее глобального общества пока еще слишком мифологично, и в его создании должны принять участие все страны, народы, сообщества.

Одним из важных направлений «прикладной фундаментальности» гуманитариев стали проблемы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Стало очевидным, что решение многих вопросов современной России во многом зависит от уровня сформирован-ности гражданской позиции и патриотических ценностей прежде всего подрастающего поколения, его потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своей страны.

Сегодня гражданско-патриотическое воспитание — это не только обществен-

ная деятельность; оно имеет государственный статус и соответствующую государственную поддержку. Свидетельством усиления внимания государственной власти к проблемам гражданско-патриотического воспитания вообще и молодежи в частности стала разработка государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» и сменившей ее государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы». Принятие данных документов позволило определить пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания граждан России. В рамках реализации программ в части совершенствования деятельности всех институтов государственной власти особое внимание отводится «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», которая начала осуществляться в мае 2003 г. Концепция явилась документом, содержащим теоретические положения и практические рекомендации по основным, но далеко не исчерпывающим аспектам патриотического воспитания граждан.

Уже тысячелетие мы живем в многонациональной и поликонфессиональной стране, поэтому в основу общероссийской патриотической идеи не могут быть положены ни ценности отдельного народа, ни имперские геополитические амбиции. Несмотря на множественность жизненных миров, социокультурному познанию доступно то, что люди называют Родиной. В общенародном понимании патриотизма любовь к родной земле, забота о ней, гордость за прошлое и настоящее своего народа, готовность верно служить и защищать свою страну всегда выдвигались на первый план. Поэтому данную особенность традиционного мировосприятия очень важно использовать в патриотическом воспитании.

Гуманитарии во все времена уделяли большое внимание просветительной деятельности. Реализацией их социальной ответственности за формирование

современного гуманитарного пространства являются книги, и в частности учебные. Результатом плодотворного сотрудничества Мордовского государственного университета и Министерства образования РМ стала серия школьных учебников. Пять из них подготовлены Издательским центром Историко-социологического института университета. Здесь для 7, 8, 9 классов вышли три учебника по истории и культуре мордовского края, а также «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры», авторами которых стали преподаватели вузов Мордовии.

Экспертиза учебников и учебных пособий была проведена на самом высоком уровне. В ней приняли участие и учителя школ. Издания получили заслуженное признание. Учебники «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» стали победителями в номинации «Лучшая учебная книга года» во Всероссийском конкурсе «Лучшие книги года» (2007 г.), а первый из них — еще и лауреатом Республиканского творческого конкурса «Рождественская звезда — 2007». Все учебники отмечены дипломами победителя на Межрегиональном фестивале финно-угорской книги.

Всегда в центре внимания гуманитариев находятся и вузовские учебники. В

2008 г. в Издательском центре Историко-социологического института выйдет в свет учебник «История и культура мордовского края». Завершается работа над третьим томом коллективной монографии «История Мордовии».

Важным направлением работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения является издание патриотически ориентированной детской книги. Подготовка таких книг в Историко-социологическом институте началась по инициативе Министерства печати РМ, в дальнейшем координировалась Министерством образования РМ. Серия «Мой край» насчитывает более двух десятков наименований изданий, авторами которых в основном выступили ученые университета. Например, кни-

ги «Мы — мордва», «Мифы и боги мордвы» написал профессор Н. Ф. Мокшин, «Древняя мордва» — профессор В. И. Вихляев. Выходят книги по истории районов, городов, сел, заводов, о знаменитых людях и т. д.

Исследователи отмечают тенденцию возрастания роли исторического сознания как фактора консолидации и самоидентификации народов России. Книги по истории и культуре народов России призваны освоить три круга ценностей: этнокультурные (региональные), общенациональные (государственные) и общечеловеческие (планетарные). Достижение этой цели будет способствовать воспитанию гражданина современного российского общества.

Процесс общероссийской идентификации, или осознания себя более чем 160 народами, живущими в России, в качестве единой общности, находится в центре внимания современной национальной политики страны. В выступлении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов было отмечено, что российская национальная политика направлена на сохранение языков, культуры, традиций, идентичности всех народов, на межнациональный диалог, «ведь само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды». Примечательно, что Республика Мордовия упоминалась в речи Д. А. Медведева как положительный пример региона, где ведется плодотворная работа в этом направлении.

Все вышеприведенные факты и примеры говорят о том, что «прикладная фундаментальность» гуманитарной науки уже просматривается. Благодаря ей создается современное прогнозируемое гуманитарное пространство многонациональной поликультурной России, а у ее граждан воспитывается чувство общероссийской принадлежности как один из важнейших компонентов системы представлений личности о себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.