Научная статья на тему 'Академическая адаптация студентов первого курса факультета издательского дела и полиграфии'

Академическая адаптация студентов первого курса факультета издательского дела и полиграфии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Татьяна Александровна, Доморад Алексей Анатольевич

Статья посвящена вопросам адаптации первокурсников к учебе в университете. На примере факультета издательского дела и полиграфии продемонстрировано, что большая разница между проходными баллами специальностей обусловлена не только разным уровнем школьной подготовки, но и тем, что у абитуриентов был разный набор вступительных испытаний (например, включающих физику или иностранный язык). Выделены основные составляющие низкого уровня адаптации к обучению в университете. Рассмотрены пути адаптации студентов к учебному процессу, направленные на получение навыков самостоятельной работы для формирования академических компетенций и личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова Татьяна Александровна, Доморад Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF THE PRINTING AND PUBLISHING FACULTY

The article is devoted to the first-year students' adaptation to university study. In terms of Printing and Publishing faculty the great difference between passing scores for various specialties is demonstrated. It is caused not only by different levels of school training, but also by different sets of entrance tests (e. g., including physics or foreign language). The basic components of a low level adaptation to university studies are shown, the ways of students' adaptation to the educational process aimed at obtaining independent work skills to form academic competencies and personal development are considered.

Текст научной работы на тему «Академическая адаптация студентов первого курса факультета издательского дела и полиграфии»

Труды БГТУ, 2016, № 8, с. 63-65

63

УДК 005.6:378.14

Т. А. Долгова, А. А. Доморад

Белорусский государственный технологический университет

АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И ПОЛИГРАФИИ*

Статья посвящена вопросам адаптации первокурсников к учебе в университете. На примере факультета издательского дела и полиграфии продемонстрировано, что большая разница между проходными баллами специальностей обусловлена не только разным уровнем школьной подготовки, но и тем, что у абитуриентов был разный набор вступительных испытаний (например, включающих физику или иностранный язык). Выделены основные составляющие низкого уровня адаптации к обучению в университете. Рассмотрены пути адаптации студентов к учебному процессу, направленные на получение навыков самостоятельной работы для формирования академических компетенций и личностного развития.

Ключевые слова: адаптация, обучение, студенты, проблемы успеваемости, формы обучения, самостоятельная работа.

T. A. Dolgova, A. A. Damarad

Belarusian State Technological University

ACADEMIC ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF THE PRINTING AND PUBLISHING FACULTY

The article is devoted to the first-year students' adaptation to university study. In terms of Printing and Publishing faculty the great difference between passing scores for various specialties is demonstrated. It is caused not only by different levels of school training, but also by different sets of entrance tests (e. g., including physics or foreign language). The basic components of a low level adaptation to university studies are shown, the ways of students' adaptation to the educational process aimed at obtaining independent work skills to form academic competencies and personal development are considered.

Key words: adaptation, training, students, academic problems, forms of learning, self-study.

Введение. Качество подготовки молодых специалистов обусловлено не только качеством образовательного процесса, но и уровнем абитуриентов и скоростью их адаптации к учебе в университете.

Основная часть. Адаптация к обучению в вузе - одна из форм приспособительного поведения человека, имеет те же аспекты, что и любой другой адаптивный процесс.

Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, направленная на познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [1].

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависят от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации. Факультет издательского дела и полиграфии (ИДиП) готовит специалистов разной квалификации: инженер-технолог, инженер-электромеханик, редактор-технолог. Популярность данных специальностей среди абитуриентов находится на разном уровне. Кроме того, сокращение численности абитуриентов в последние годы привело к значительному снижению проходных баллов. Анализ проходных баллов при поступлении на факультет показал, что для каждой из трех специальностей эти цифры за последние 5 лет колеблются в очень узком диапазоне.

Особенностью факультета ИДиП являются различные вступительные испытания для каждой специальности. Так, большая разница между проходными баллами специальностей

*С 26.04.2016 факультет издательского дела и полиграфии переименован в факультет принттехнологий и медиаком-муникаций.

64

Академическая адаптация студентов первого курса факультета ИЛиП

«Издательское дело» (ИД) и «Полиграфическое оборудование и системы обработки информации» (ПОиСОИ) обусловлена не только разным уровнем школьной подготовки, но и тем, что результаты ЦТ по иностранному языку (для специальности ИД) в целом по стране выше, чем по физике (ПОиСОИ).

Однако данный показатель не вполне явно коррелирует с итогами первой экзаменационной сессии у студентов факультета. Содержание в учебных планах классических академических дисциплин вызывает определенные трудности у первокурсников. Изучение химии и высшей математики вскрывает проблему школьной подготовки, среди которых прежде всего -отсутствие системных представлений в указанных областях знаний. Следствием такой ситуации является невозможность усвоить программу университета на должном уровне и психологический страх у многих студентов, который достаточно часто приобретает персонифицированный характер по отношению к отдельным учебным предметам и преподавателям. Как следствие, по итогам первой сессии успеваемость на оценки 6-10 студентов специальности ИД даже несколько ниже чем ПОиСОИ, которые получили более низкий средний балл.

Данный факт связан с переходами на новые учебные планы, в которых компоновка учебных предметов на первом курсе привела к выравниванию успеваемости студентов разных специальностей.

Особое место в академической адаптации студентов занимают межсессионные аттестации успеваемости студентов. На факультете ИДиП традиционно проводятся две такие аттестации в течение семестра. Их анализ показывает, что не всегда существует зависимость между проходными баллами и успеваемостью по учебным дисциплинам. Также сложно проследить прямую зависимость между результатами сдачи экзаменационной сессии и учебой в течение семестра.

В данном случае наиболее приемлемым видится переход на рейтинговую систему выставления экзаменационных оценок, которая дает более объективную оценку по дисциплине. В то же время это позволит стимулировать самостоятельную работу студентов и тем самым способствовать их скорейшей академической адаптации к учебе в университете. Поэтому деканатом факультета была введена индивидуальная аттестация для неуспевающих студентов, для прохождения которой разработан специальный бланк.

С этой же целью проводятся заседания учебно-воспитательной комиссии (УВК). УВК состоит из наиболее опытных преподавателей, пользующихся авторитетом у студентов. Целью

таких встреч с неуспевающими студентами является выяснение причин «провалов» в учебе и оказание методической помощи, а в случае необходимости - направление к специалистам отдела воспитательной работы с молодежью за психологической помощью.

В целом по факультету ИДиП наиболее низкие результаты по итогам аттестаций показывают студенты специальности «Технология полиграфических производств» (ТИП), которые имеют самый низкий проходной балл, а среди проблемных дисциплин - прежде всего предметы ЦТ.

Сопутствующим фактором низкой текущей успеваемости зачастую служит относительно слабая учебная дисциплина и новые для вчерашних абитуриентов формы учебы и контроля (лабораторные занятия, коллоквиумы, расчетные работы), где необходимо показать личный результат. Как правило, более низкие результаты студенты демонстрируют по учебным предметам с отмеченными выше формами взаимодействия с преподавателем. Причем эта зависимость сохраняется до конца второго курса.

У обучающихся по специальности ИД доминирование над лабораторными работами практических и семинарских занятий четко демонстрирует большую адаптированность к такой форме обучения.

Важным источником трудностей являются превратные представления об учебе. Процесс обучения в высшей школе сначала видится достаточно простым и не слишком утомительным занятием. Реальность же состоит в том, что обучение в вузе - это постоянный, упорный, а порой и изнурительный труд. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в первом семестре, формируется уверенность в возможности все наверстать и освоить в последние учебные недели или дни перед сессией, возникает беспечное отношение к учебе. «Расплата» наступает во время сессии.

Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к обучению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, уметь правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания. Обозначенная проблема не является уникальной для факультета ИДиП и всего университета, а относится

Т. А. Долгова, А. А. Ломорад

65

к общим проблемам высшего образования, в том числе и в Российской Федерации [2].

Недостаточный уровень адаптации и слабая школьная подготовка приводят к заметному сокращению количества студентов за период обучения на 1-м курсе.

Адаптацию студентов первого курса к процессу обучения облегчают привычные для них формы учебы, прежде всего репетиционные занятия в составе небольших академических групп по фундаментальным предметам. Кроме систематизации базового школьного курса, такие занятия облегчают психологическую адаптацию студентов к обучению в ходе взаимодействия непосредственно с преподавателями данных дисциплин.

Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа новой информации, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое учебное время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности.

Отсутствие ежедневного, регулярного контроля результатов учебной деятельности приводит некоторых из них к принятию ошибочного решения о необязательности систематической учебы.

В студенческой среде живут стереотипы о возможности наверстать упущенное и изучить учебную дисциплину за несколько дней непосредственно перед экзаменом, однако слабые навыки самостоятельного обучения не позволяют получить желаемый результат.

Заключение. Основная цель психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников видится в адаптации студентов к учебному процессу через формирование навыков самостоятельной работы.

В качестве задач необходимо выделить следующие положения:

- формирование устойчивой мотивации непрерывного обучения;

- развитие навыков самостоятельной деятельности;

- развитие способности к самообразованию;

- непрерывный контроль и коррекция результатов.

Для успешной адаптации студентов первого курса к учебе в университете предпочтение должно отдаваться активным формам и методам учебной работы, которые позволяют не только обеспечивать хороший уровень усвоения знаний и формирования умений учащихся, но и создают условия для личностного развития.

Литература

1. Шолохова Г. П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3. С.103-107.

2. Шайденко Н. А., Калинина З. Н. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. 2010. № 6. C. 44-50.

References

1. Sholokhova G. P. First-year students adapt to training conditions in high school and her psychological and pedagogical features. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2014, no. 3, pp. 103-107 (In Russian).

2. Shaydenko N. A., Kalinina Z. N. Educating students in pedagogical high school. Pedagogika [Pedagogy], 2010, no. 6, pp. 44-50 (In Russian).

Информация об авторах

Долгова Татьяна Александровна - кандидат физико-математических наук, декан факультета принттехнологий и медиакоммуникаций. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: vsip@belstu.by

Доморад Алексей Анатольевич - кандидат исторических наук, заместитель декана факультета принттехнологий и медиакоммуникаций. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: vsip@belstu.by

Information about the authors

Dolgova Tatiana Aleksandrovna - PhD (Physics and Mathematics Sciences), Dean of the Faculty of Print Technology and Media Communications. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: vsip@belstu.by

Damarad Aliaksei Anatolievich - PhD (History Sciences), Vice-Dean of the Faculty of Print Technology and Media Communications. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: vsip@belstu.by

Поступила 15.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.