Научная статья на тему 'Агротуризм как способ развития сельских территорий в российской Федерации'

Агротуризм как способ развития сельских территорий в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2695
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агротуризм как способ развития сельских территорий в российской Федерации»

УДК 338.48-53:63 ББК 65.9

АГРОТУРИЗМ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.В. Печерица, Ю.Ю. Колотилин

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 7, лит. А

Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно--обрмовате^^й центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма; а также в рамках 4-го этапа реализации программы Европейского сообщества Tempus в Российской Федерации.

По заявлению Президента РФ В.В. Путина, туристский потенциал России используется всего на 30%, и это при том, что страна обладает ресурсами для активного отдыха практически во всех своих регионах. По уникальным природным богатствам Российская Федерация занимает в мировом рейтинге 4-е место.

Направление агротуризма является весьма актуальным для Российской экономики. Ситуация на мировом туристском рынке: политические изменения в странах Африки и Ближнего Востока, экономический кризис Греции, Испании, на Кипре, климатические бедствия в Японии, Америке, Таиланде - заставляют людей пересматривать традиционные маршруты и искать альтернативные виды отдыха. Одним из актуальных направлений может выступить агротуризм, который будет способствовать более эффективному развитию туристской индустрии нашей страны.

Агротуризм в России — это достаточно молодое туристское направление. В настоящее время данный вид отдыха пока не имеет среди российских туристов столь широкого распространения, как за рубежом, но с каждым годом становится все более популярным.

Важной особенностью агротуризма является то, что он оказывает положительное воздействие на развитие сельского хозяйства страны и имеет важное социально-экономическое значение.

В российском сельском хозяйстве существует ряд социальных проблем, которые являются крайне острыми и

требующими первостепенного внимания, в частности, проблемы занятости сельского населения, здоровья, образования, досуга. Решение этих проблем будет способствовать социальному подъему села.

Интерес к агротуризму обусловливают не только экономические факторы, но и определенные тенденции развития современной культуры: поиск новых мировоззренческих основ, экологический кризис, изменение взглядов на историю народов и, как следствие, развитие принципов мультикультура-лизма и политкорректности. Это позволяет рассматривать различные формы агротуризма как мягкий вариант современной формы «бегства в природу».

Особого внимания в данном контексте заслуживают труды таких российских ученых, как А.Б. Здоров, А.Р. Рупошева, М.Г. Кундиус, Ю.С. Баландина, Н.С. Лащенко, которые вносят большой вклад в развитие научной базы агротуризма в нашей стране.

Современное состояние аграрного туризма в Российской Федерации весьма скромное. Из регионов, активно развивающих это туристское направление, можно выделить области Центрального и Северо-Змадного федеральных округов, Самарскую область, Алтай, Прибайкалье и Чувашию.

Агротуризм (или, как его еще называют, сельский или деревенский туризм) — это один из видов отдыха в сельской местности, связанный как с

экологическим, так и с оздоровительным туризмом.

Понятие аграрного туризма можно трактовать двояко. По мнению А.Б. Здорова, под аграрным туризмом в узком смысле понимают отдых городских жителей в сельской местности, который предполагает снятие в аренду на более или менее длительный срок загородного жилья [1]. Агротуризм в широком смысле - это вид деятельности, организуемой в сельской местности, предполагающей формирование и предоставление

приезжим гостям комплексных услуг по организации досуга и спортивных мероприятий, рыбалки и охоты, отдыха, проживания, питания, приобретения знаний и навыков, экскурсионного обслуживания, а также возможности занятий активными видами туризма. В российской практике пока отсутствует единство понимание термина агротуризм, хотя имеется ряд обще-принятых принципов и подходов к определению агротуризма (см. табл. 1).

Таблица 1. Дефиниции агротуризма в российской практике

Источник Дефиниции агротуризма

Куликов А.Л., Пашенцев В.В Концепция развития эко-агротуризма в российской провинции Агротуризм — это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки

Барлыбаев А.А., Ахметов В.Я., Насыров Г.М Туризм как фактор диверсификации сельской экономики Агротуризм - деятельность по организации отдыха и досуга туристов в сельской местности или в малых городах с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природно-ре^е^дао^шх, культурно--истортес^вс, социально-этнографических и других ресурсов, традиционных для данной местности

Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) Сельский туризм (агротуризм) - это туризм, позволяющий горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей

«АгроТуризм Ассоциация» Определение агротуризма Агротуризм — это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, по занятиям активными видами туризма, по организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков

Федеральное агентство по туризму Определяет агротуризм как вид туризма, предполагающий временное пребывание туристов в сельской местности (с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах)

Рупошев А.Р. Развитие аграрного туризма на базе фермерских хозяйств Агротуризм (сельский туризм) — это отдых в сельской местности, в деревнях и на хуторах, в крестьянских домах и агроусадьбах. Горожане приезжают в сельскую местность и некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и обычаями, принимают участие в сельском труде

Интернет-проект «Центр международного туризма». Основные подходы к определению сельского туризма Сельский туризм (агротуризм) - особый вид туризма, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, традициями ведения сельского хозяйства (на профессиональном и непрофессиональном уровне)

Паначева А. «Уралбиовет -Консалтинг» Агротуризм — новое направление деятельности в современном сельском хозяйстве. Подразумевает проживание туристов в деревенском доме, в условиях, максимально приближенных к реальным, включая мебель, кухонную утварь, а иногда - даже одежду. В агротуризме нет жесткого регулирования или единых стандартов проживания туристов, как в гостиничном бизнесе, поэтому хозяева устраивают все на свой вкус, по возможностям

Законодательное собрание Ленинградской области, областной закон «О государственной поддержке сельского туризма» Агротуризм — это деятельность по организации временного пребывания туристов и экскурсантов в сельской местности с целью отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом региона, национальными культурными традициями с использованием имущества жителей сельской местности или крестьянско-фермерского хозяйства

Евпланов А. «Российская Бизнес-газета». Сельский туризм может стать популярным среди россиян Агротуризм - это новое социально-экономическое явление, факт зарождения сектора туристической отрасли, ориентированной на использование природных, культурно-исторических и прочих ресурсов сельской местности для создания и предложения турпродукта широкому кругу лиц

Агротуризм географически привязан к определенным территориям, поэтому выработка теоретико-методологических основ для его развития связана с разработкой понятийной концепции агроту-ризма в соответствии с региональными условиями и социально-экономическими предпосылками.

Исходя из существующего множества определений, агротуризм можно рассмотреть с геодемографической точки зрения, где агротуризм - это туризм на малонаселенных загородных территориях, а также с рекреационной точки зрения (организации производства туристского продукта), при которой агротуризм - это набор разнообразных услуг, начиная от проживания в сельском доме и заканчивая непосредственным участием туристов в занятиях местного населения. Следовательно, будет логично считать равнозначными такие понятия, как агротуризм и сельский туризм, деревенский, зеленый, натуральный и фермерский туризм [14].

Агротуризм является совместной деятельностью, т.к. сама агротуристиче-ская деятельность в полной мере не может обеспечить все типы развлечений туристов, ей необходимо сотрудничество с другими структурами, обслуживающими сельских туристов, такими как музеи, логистические компании, художественные и этнофольклорные коллективы, центры народных промыслов, заповедники, предприятия общепита и т.д.

Совместная деятельность сельских организаций направлена на экономическое и социальное развитие сельских районов и регионов страны в целом, которое может быть достигнуто путем

поощрения и поддержки: средних и малых туристских услуг, местного производства сельскохозяйственной продукции. А производство и продажа традиционных продуктов, местная культура и природные богатства, участие в различных мероприятиях, помощь в сельскохозяйственной деятельности помогут туристу раскрыть подлинную красоту природы и насладиться спокойствием [15].

На государственном уровне содействие развитию сельского, arpo- и экотуризма предусматривает «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р [16]. А утвержденная постановлением Правительства РФ от 2.08.2011 № 644 ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 гг.)» относит экологический и сельский туризм к наиболее перспективным видам туризма [18].

По данным «России в цифрах», количество безработных сельских жителей - 36% от числа всех безработных. В 2009 г. - 32%; в 2008 г. - 37,5%; в 2007 г. - 41,1% [18]. Это самая большая группа безработных в России.

Общая занятость населения сельских территорий постоянно падает. Отсюда понятен интерес к сельскому туризму, ведь он воспринимается как один из способов решения проблем безработицы. Проблема занятости на селе, несмотря на определенные подвижки в ее решении, остается острой, особенно учитывая недостоверность информации об уровнях

занятости и безработицы. В среднем за первое полугодие 2011 г., по данным официальной статистики, уровень общей безработицы на селе составил 10,3% про-

тив 5,9% в городе. Между тем федеральное содействие регионам по снижению напряженности на рынке труда идет на убыль.

Таблица 2. Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на софинансирование региональ-

ных программ по снижению нап ряженности на рынке труда (млрд р уб.)

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Предусмотрено в ФБ Фактически израсходовано Объем недофинансирования % 43.5 35.6 7,9 18,2 39.5 35.6 3,9 9,9 27,8 18,3*) 9,5 34,2

В том, что касается сферы самозанятости и предпринимательства, основные предпочтения, как и сейчас, отдаются сельскому хозяйству (табл. 3). Сельскохозяйственным предпринимательством занялись бы 45% опрошенных, при условии получения субсидии в необходимом, по их представлениям, размере. На втором месте — торговая деятельность (29%),

на третьем - бытовое обслуживание населения (14%).

На организацию сельского туризма, промысловой и ремесленнической деятельности, заготовку и переработку дикорастущих плодов и ягод нацелены всего 46% респондентов. Из этого следует, что для развития данных видов деятельности на селе надо создавать дополнительные преференции.

Таблица 3. Виды деятельности, которыми стали бы заниматься жители села в случае потери работы и получения субсидии на организацию своего дела в необходимом для них размере, 2011 г.

Виды деятельности

% от числа респондентов, работающих на предприятиях и в организациях

Сельскохозяйственное предпринимательство Сельский туризм Сельская торговля Бытовое обслуживание Народные промыслы, ремесла

Заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод и.т.д. Другое___

45,4 5,9 29,3 13,7 4,3 5,0 17,9

Несмотря на то что на вопрос о том, чем бы хотел заняться крестьянин, если бы ему выдали субсидию для открытия собственного дела, лишь 5,9% опрошенных отметили сельский туризм, развитие агротуризма в России - это одна из реальных возможностей восстановления и поддержания благополучия сельских территорий, развитие внутреннего и въездного туризма [19].

Для создания предпосылок развития сельского туризма необходимо повышение уровня социально-экономического состояния сельских регионов и формирование конкурентной среды во всех отраслях экономики РФ, что основано на выравнивании межрегиональной социально-экономической дифференциации.

Учитывая данные исследователей рынка туристических услуг, свиде-

тельствующие о том, что российские граждане всерьез рассматривают возможности семейного, молодежного, экстремального летнего и даже круглогодичного отдыха внутри страны, можно сделать вывод о привлекательности сельского туризма для потребителей (прежде всего городских жителей Москвы, Санкт-Петербурга, других российских и зарубежных мегаполисов), о наличии спроса на проживание в сельских гостевых домах, приобщение в той или иной степени к оздоровительным и познавательным аспектам деревенского быта, узнавание российской глубинки.

Наступает то время, когда предложение в этом сегменте рынка будет отставать от спроса, что привлечет внимание не только малого бизнеса, но крупных инвесторов.

о о

3

к *3

§

I I § § ё §

о и

Я ё

и е

р д

а> 2

Я О

и и ^

Е О Р

Б Е о

2 Я 3 ^ §

Р Рч

о\" о о

К §

V!

И К

3

к а

N

н ?

и к а>

н

о *

Я ч

^ I

ЕЗ *

НТН «

Д р

п> я

и К

п>

г

Преимущества

I. Перевод незанятых трудовых ресурсов аграрного сектора экономики в альтернативный сектор туристских услуг и создание новых рабочих мест на

селе

2. Рост доходов и повышение жизненного уровня

сельских жителей 3. Улучшение благоустройства усадеб и сёл, развитие инфраструктуры

4. Развитие малого предпринимательства на селе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Повышение культурного уровня сельского насе-

ления

6. Расширение ассортимента продукции приусадеб-

ных хозяйств 7. Сокращение миграции сельской молодежи в город

8.Стимулирование охраны местных достопримечательностей

9. Дополнительные поступления в местные бюдже-

ты

10. Расширение границ туристского сезона

II. Повышение экологической привлекательности

сельской местности 12. Диверсификация, то есть развитие других сфер деятельности (общественное питание, отельный

бизнес, народные промыслы и т.д.) 13. Повышение занятости сельского населения

Развитие агротуризма в Российской Федерации

Проблемы

1. Отсутствие общенациональной концепции по развитию аграрного туризма

2. Отсутствие внятно сформулированной государственной политики по аграрному туризму и, как следствие, системы нормативно-правовых документов для обеспечения этого вида деятельности

3.Отсутствие специального федерального законодательства, регулирующего деятельность в области аграрного туризма в РФ

4. Отсутствие стандартов и нормативов, применимых в сфере

сельского туризма как специального сектора туриндустрии 5.Отсутствие квалифицированных кадров

6. Отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов

7. Низкий уровень жизни сельского населения, и, как следствие, отсутствие комфортных и качественных условий для проживания

туристов

8. Не всегда есть возможность обеспечения безопасности туристов

9. Необеспеченность централизованного и системного подхода к

организации аграрного туризма

10. Ограниченность или отсутствие внешних коммуникаций в сельской местности

11. Плохая экологическая обстановка в ряде регионов РФ

12. Наличие свалок

13. Плохая транспортная доступность в ряде регионов привлекательных для туристов

Необходимые аспекты

I. Наличие мест размещения

2. Наличие сельхозпроизводства 3. Возможность организации питания 4. Экскурсионное обслуживание 5. Кадровое обеспечение

6. Возможность заниматься активными видами отдыха и

спортом

7. Желание сельских жителей заниматься данным видом

бизнеса

8. Обеспечение безопасности

9. Доступность медицинского

обслуживания

10. Финансовая поддержка на первоначальном этапе

II. Экологическая обстановка 12. Окружение (природа,

памятники истории) 13. Транспортная доступность

Формирование нового комплексного туристского продукта, который бы способствовал устойчивому развитию сельских территорий, развитию внутреннего и въездного туризма

Социально-экономический эффект

Повышение уровня Сближение Удовлетворение Сокращен Создание возможности для малых Повышение

социально- внутренних спроса на недо- не оттока и средних хозяйств, которые не- уровня развития

экономического сельских рогой отдых жителей возможно модернизировать или организованного

развития сельской территории и из села объединить в крупные, заниматься внутреннего

другим видом деятельности туризма

Л/ГРГТТТПГТ1Т- ТГГ^ТТТТТЛУ ТТРТТХППП

Рис. 1. Концептуальные основы организации развития агротуризма в России

■Й 1

г

ГЬ

г* ъ

С5>

в* £

I I

«с

ОЪ &

г*

съ »

£

г*

-в &

уровня сельских жителей, но и к усилению работы по охране сельских достопримечательностей, сохранению национальных обычаев,

фольклора, развитию народных промыслов, повы-шению культурного уровня сельского населения. Важно заметить, что решение этих проблем не будет требовать значительных инвестиций со стороны государства [2]. Развитие агротуризма актуально и перспективно практически для всех регионов Российской Феде-рации. Авторами предлагается концепция организации развития агротуризма в России (рис.1).

При рациональном и эффективном использовании сельскохозяйственных

ресурсов и при единовременном развитии природно-туристских

комплексов и местной инфраструктуры, массовой информационной поддержки въездного и внутреннего туризма, повышение каче-ства услуг и привлечение в отрасль

профессиональных высококвалифицированных кадров в совокупности смогут, обеспечить повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в средней и долгосрочной перспективе.

Следовательно, агротуризм может стать одним из перспективных направлений развития туризма и стимулом развития сельского хозяйства в регионах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоров А.Б. Экономические аспекты аграрного туризма II Экономика туризма: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 312.

2. Россия и сельский агротуризм II Новости туристических компаний. URL: http://www.tourinformer.ru/newsarticle.php?newsid=7983 (дата обращения 21.03.2013).

3. Рупошев А.Р. Развитие аграрного туризма на базе фермерских хозяйств II Сайт учебно-методического центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК [Электронный ресурс]. URL: http://mcx-consult.ru/razvitie_agrarnogo_turizma_na_baze_ (дата обращения 15.03.2013).

4. Основные подходы к определению сельского туризма II Справочно-информационная служба «Центр международного туризма» [Электронный ресурс]. URL: http://worldwidetour.ru/content/16/1/ (дата обращения 23.09.2012).

5. Паначева А. Агротуризм в России II Уралбиовет — Консалтинг [Электронный ресурс]. URL:

http://www.vetmagazines.ru/izdaniya/vetvesnik/vvarhiv/vv2009/vv100_2009/-agroturizm1/ (дата

обращения 15.03.2013).

6. Областной закон «О государственной поддержке сельского туризма» II Законодательное собрание Ленинградской области Электронный ресурс] URL: http://www.lenoblzaks.ru/content/data/store/images/f_3480_18303_1.PDF (дата обращения 15.03.2013).

7. Евпланов А. Сельский туризм может стать популярным среди россиян [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/12/27/selo.html (дата обращения 15.03.2012).

8. Печерица Е.В., Шевченко М.И. Анализ состояния и перспективы развития агротуризма в России II Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №4 (14). С.229-236.

9. Барлыбаев А.А, Ахметов В.Я.,. Насыров Г.М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com/general/1716-turizm-kak-faktor-diversifikacii-ekonomiki.html (дата обращения 15.12.2012).

10. Куликов А.Л., Пашенцев В.В. Основы концепции развития эко-агротуризма в российской провинции. М.: Изд-во «Юрист», 2004. С. 4.

11. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/ (дата обращения 15.09.2012).

12. Здоров А.Б. Обзор российского рынка аграрного туризма II Информационный портал межрегионального делового сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketcenter.ru/content/document_r_51AB9D77-186D-4823-85CF-BBAD1B502C20.html (дата обращения 30.12.12).

13. Возможности агротуризма в России и зарубежный опыт II Маркетинговый центр «ИРИС» [Электронный ресурс]. URL: http://www.imc-iris.com/readarticle.php?article_id=97 (дата обращения 27.03.13).

14. Никитина О.А, Кушнаренко Е.П.. Уточнение понятийного аппарата в развитии теории и практики регионального сельского туризма II Вестник Чувашского университета. 2010. С. 400-405.

15. Что такое агротуризм II Интернет портал Squidoo [Электронный ресурс]. URL: http://www.squidoo.com/Agritourism-ideas (дата обращения 03.0512).

16. Клицунова В. Зеленая альтернатива — сельский туризм II Портал Г.У. Учебно-методического центра Минсельхозпрода Республики Беларусь. 27.03.2008 [Электронный ресурс]. URL: http://agroedu.of.by/index.php?option=com_content&task=view&id=152 (дата обращения 01.03.2013).

17. Сердобинцев Д.В.. Развитие агротуризма - важное направление государственной поддержки сельского хозяйства II Материалы Международной научно-практической конференции. «Агротуризм: опыт, проблемы, решения».9 марта 2012 г. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2012. С.143-146.

18. Регионы России. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/IssWWW.exe/Stg/d1/06-08.htm (дата обращения 27.02.13).

19. Бондаренко Л.В. Занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными. URL: http://www.vniiesh.ru/publications/Stat/9617.html (дата обращения 27.02.13).

УДК 332.12 ББК 65.19

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ: ВОЗМОЖНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

H.H. Борзенец

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно--обр^ователь^й центр социально--экономтеского и гуманитарного развития международного и регионального туризма.

Современные формы обслуживания приближают услугу к потребителю, сокращают время обслуживания, создают удобство потребления услуг. Возрастают требования потребителей услуг к их качеству. В экономической литературе качество услуги понимается как совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности получателя услуги и выражающихся в расхождении между ожидаемыми потребителем и фактическими полученными им характеристиками услуг [1; 2]. туристская услуга представляет собой комплекс составляющих (КСТУ), к которым относятся: реализация туристских и экскурсионных услуг, транспортные услуги, рекламно-информационные услуги, услуги проживания и питания, культурно-массовые и бытовые услуги. Предоставление пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полагаемых или установленных характеристик перечисленных видов услуг их потребителю при принятии решения о приобретении тура осуществляет туроператор, который в данном случае является ключевым звеном в формировании ожиданий потребителя.

В последние годы участились случаи банкротства туроператоров. Каждый из этих случаев ведет к серьезным моральным издержкам пострадавших туристов и в целом ухудшает общее представление о качестве работы отечественных туроператоров. Весьма тревожной тенденцией развития рынка туристских услуг является снижение гарантированно-сти получения туристами оплаченной услуги в полном объеме.

Повышение качества и безопасности туристских услуг названо в числе приоритетных задач Целевой программы «Развитие внутреннего и въездного ту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.