Научная статья на тему 'Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики'

Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
379
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Здоров А.Б., Антонян А.Г.

В статье исследуется развитие туризма в сельской местности, которое предполагает улучшение экологической обстановки или создание так называемой благоприятной рекреационной среды. Она, в свою очередь, способствует созданию экологически чистой продукции. Таким образом, через развитие аграрного туризма, создание новых потребительных стоимостей формируются условия для дополнительной реализации больших объемов продовольственной продукции, обновления существующих агропромышленных технологий, увеличения оборачиваемости оборотных средств, в том числе за счет привлечения иностранного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики»

36 (93) - 2008

Туристско-рекреационные зоны

АГРОТУРИСТСКИй КОМПЛЕКС КАК ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЭКОНОМИКИ

А. б. ЗДоРоВ, кандидат экономических наук доцент

а. г. антонян

Российская международная академия туризма

Разработка региональных программ национального переустройства экономики требует новых подходов к процессу социально-производственного переустройства села. Перестроечные процессы могут рассматриваться в комплексе с развитием новой для России отрасли — сельского аграрного туризма. По существу аграрный туризм выступает интегрирующим элементом отраслей социальной сферы села и самого сельского хозяйства регионов, образуя единый агротуристский комплекс страны. Формирование агрокомплекса связано со множеством региональных рекреационных особенностей, которые приходится оценивать с различных технико-экономических позиций: природно-климатической среды, стоимости туристского обслуживания, объема инвестиций, маркетинговых преимуществ [1; 2].

Основой формирования агротуристского комплекса страны является выделение агротуристского обслуживания в отдельную отрасль производства соответствующих услуг. Эти услуги являются составной частью социальной сферы наряду с другими подотрослями: здравоохранением, культурой, жилищным хозяйством, торговлей, транспортом, образованием. Развитие туризма в сельской местности сопряжено также с рекреационной сферой, т. е. с сохранением и восстановлением лесных и земельных угодий, водоемов, памятников истории и культуры в каждом регионе РФ.

Термин «агротуризм» являлся традиционно составной частью сферы агроэкономики. Аграрный туризм определял во многом занятость местного

населения и формировал определенную долю прибыли хозяйств. Начиная с 1972 г. агротуризм выделяется в мировой практике в отдельную отрасль, связанную с повышением эффективности сельскохозяйственного производства, трудом и отдыхом временного агросегмента населения.

Первоначальные причины обращения европейских государств к политике поддержки агро-туризма разные, но в основном экономические и социальные. Зачастую это стимулировалось новыми внешними факторами. Практически ни одна страна «первой волны» (Италия, Франция и др.) не обращалась к агротуризму как форме малого бизнеса на селе в целях получения дополнительного дохода. Как правило, причиной являлась потеря конкурентоспособности основной агропродукции на международном рынке. Необходимость реструктуризации сельского хозяйства неизбежно ведет к сокращению числа занятых в основном производстве и ставит проблему создания рабочих мест на селе.

Важнейшим фактором обращения к агротуризму стал передел европейского аграрного рынка в связи с образованием ЕЭС и в дальнейшем ЕС, что поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельскохозяйственного производства в ЕС, и невозможностью проведения открытой протекционистской политики (защиты национальных агро-производителей). Не случайно агротуризм в 1980 гг. получил развитие именно в Западной Европе, когда

были приняты меры по регулированию аграрного сектора ЕЭС, направленные на повышение его конкурентоспособности по сравнению с ведущими мировыми агроэкспортерами.

Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельскохозяйственного производства (по условиям квотирования). При этом необходимо было найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения в сельской местности, избежать миграций и негативных социальных явлений. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как альтернативная деятельность (форма малого семейного бизнеса) и получил политическую, а следовательно, также юридическую и финансовую поддержку властей. С последней реформой общей сельскохозяйственной политики ЕС (ОСХП) в 1992 г. был взят курс на снижение гарантированных цен, чтобы приблизить их к мировым и помочь европейскому экспорту. В рамках ОСХП в ряде регионов принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма.

Подъему туризма в сельской местности способствует и то, что в рамках ЕС предусматривается комплексное развитие сельских территорий путем финансирования различных элементов инфраструктуры, в частности такого важного, как строительство сельских дорог. Агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности. Поэтому не случайно политика поддержки агротуризма в ЕС направлена на экономически отсталые районы.

Развитие аграрного туризма связано с реструктуризацией социально-производственной сферы села данной страны. Значительная часть социально-культурного наследия России, а также ее экзотических уголков принадлежит или может потенциально принадлежать сельскому хозяйству. Кроме того, развитие агротуризма прямо и непосредственно связано с развитием и восстановлением сельских перерабатывающих производств. Расчеты показывают, что продовольствие, «пропущенное» через туристскую отрасль, увеличивает свою стоимость в 9—10 раз. В данном случае имеет место эффект мультипликации (умножения, увеличе-

ния), связанный с ликвидацией посредников на продовольственном рынке.

Эффективность развития аграрного туризма обусловлена доходом, получаемым с 1 га земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Это предполагает предпочтительность использования земли для туристских целей в Нечерноземной зоне РФ по сравнению с южными регионами. Данное обстоятельство дополняется тем, что в Нечерноземной зоне РФ расположена большая часть достопримечательностей социально-культурного наследия России. Кроме того, развитие туризма в сельской местности предполагает улучшение экологической обстановки или создание так называемой благоприятной рекреационной среды; она, в свою очередь, способствует созданию экологически чистой продукции.

Таким образом, через развитие аграрного туризма, создание новых потребительных стоимостей формируются условия для дополнительной реализации больших объемов продовольственной продукции, обновления существующих агропромышленных технологий, увеличения оборачиваемости оборотных средств, в том числе за счет привлечения иностранного капитала. Так, содержание пяти семей иностранцев из трех человек со среднеевропейскими условиями оплаты обеспечивает выручку от реализации агротуристскому подразделению более 100 тыс. евро за летний сезон.

Льготные условия кредитования сельского хозяйства и его туристского подразделения, развития нетрадиционных форм обслуживания туристов (охота, рыболовство, водный, конный туризм), присущие в определенном наборе лишь агросфере, создают некоторые конкурентные преимущества в туристском бизнесе по сравнению с монопольно функционирующими в настоящее время домами отдыха и пансионатами. Создание конкурентных преимуществ аграрного туризма формирует определенную экономическую базу для общего понижения цен на внутреннем туристском рынке, а следовательно, способствует возрождению социального туризма в России.

Управление агротуристским комплексом (АТК) начинается, по нашему мнению, с организации государственных унитарных предприятий, учредителями которых выступают администрации районов, областей и автономных образований. Уровни контролинговых функций на этих предприятиях соответствуют трем этапам их развития.

Iэтап (наиболее простой) — кооперирование дачных поселков, фермерских, личных подсобных

хозяйств граждан с туристскими организациями. Одной из прогрессивных форм кооперирования выступают предприятия таймшерного отдыха, покупающие себе право на определенный период проживания. Это право на 20 лет аренды дает основание для выкупа арендуемого помещения. Агротуристское кооперирование позволяет разнообразить ассортимент предлагаемых услуг. Кроме традиционных бани, рыбалки, заготовок грибов и ягод, вводятся экскурсионные программы для детей и взрослых, спортивно-развлекательные мероприятия, получает широкое распространение торговая сеть и общественное питание.

II этап кооперирования аграрного и туристского секторов экономики направлен на увеличение сельскохозяйственного производства в 1,3—1,5 раза от существующего уровня. Как известно, основными факторами производства являются земля (ресурсы сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения), труд (рабочая сила) и капитал (финансовые и материальные ресурсы, оборудование, инфраструктура).

За последние 10—15 лет земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения используются, мягко говоря, нерационально. Для восстановления земельных ресурсов необходимы дополнительный трудовой потенциал и капитал.

Привлечение капитала в виде поставок сырья, материалов и оборудования входит в юрисдикцию делового туризма. Расчеты за поставленные средства производства осуществляются при реализации сельскохозяйственной продукции на отечественном рынке.

Восстановление земель несельскохозяйственного назначения предполагает комплекс работ по очистке лесных угодий, водоемов, восстановлению рыбных запасов и боровой дичи. Увеличение последних возможно также путем реконструкции промысловых прудов, производства дичи на промышленной основе. Кооперирование сельского хозяйства с туризмом выражается в развитии коневодства и организации конноспортивных маршрутов.

III этап развития агротуристского производства рассматривается в составе территориально-хозяйственных комплексов. Кооперирование осуществляется с ресторанно-гостиничным хозяйством регионов, домами отдыха, пансионатами по поводу их снабжения продуктами питания и расселения всех нуждающихся в отдыхе и путешествиях гостях региона.

Аграрный туризм — это составная часть агроту-ристского комплекса. Последний можно предста-

вить как единое целое двух известных народнохозяйственных формирований: агропромышленного и туристского комплексов. В данном случае АПК выступает как продовольственная часть нового формирования, начиная от сферы производства средств производства до реализации продовольственной продукции. Процесс реализации означает потребление продовольствия туристским комплексом.

Агротуристская отрасль является связующим звеном между ними. Туристский комплекс также включает:

I сферу — производство средств производства — жилья для туристов, спортивного инвентаря, оборудования, транспорта. Особую статью составляет главное средство производства — земля, рекреационные ресурсы;

II сферу — производство туристского продукта, составление маршрутов, разработку программ пребывания или более широко — программ развития регионального туризма;

III сферу — освоение туристских маршрутов, проведение пробных туров, инсентив-программ;

IV сферу—инфраструктуру комплекса: продвижение туров на продовольственном рынке, проведение рекламной кампании, участие в выставках и фестивалях.

В состав агротуристского комплекса включается социальная сфера села: жилье, культура, образование, спорт и др. Именно она, социальная сфера, является основой одноименных подкомплексов:

• рыболоводческого;

• охотничьего;

• конноспортивного;

• водноспортивного;

• заготовительно-перерабатывающего.

Речь идет о производстве дичи на промышленной основе и проведении охотничьих туров; продуктивном рыбоводстве и предоставлении услуг для любителей рыбной ловли; коневодстве и организации конноспортивных и развлекательных туров; заготовке грибов, ягод и их переработке.

Использование дополнительной рабочей силы в сельском хозяйстве при заготовке сена, уборке урожая и т. д.; организация подготовки агротурист-ских кадров; налаживание контактов с зарубежными фирмами аналогичного туристского профиля; выработка условий по поставкам оборудования и материалов из-за рубежа — все это подотрасли делового туризма или соответствующий вид агро-туристского подкомплекса.

На рис. 1 схематично представлена структура агротуристского комплекса.

Агропромышленный комплекс

Производство средств производства

Сельское хозяйство

Пищевая промышленность

Реализация продукции, инфраструктура

Агротуризм

Социальная сфера села

Торговля, общественное питание

Рис. 1. Структура агротуристского комплекса.

Для российской экономики социальная сфера села характеризуется наличием национальных приоритетов. Программа жилищного обеспечения должна включать, по нашему мнению, средства для размещения не только местных жителей, но и туристов в личных и государственных секторах социальной инфраструктуры. Повышение образователь-

ного и культурного уровня местного населения способствует развитию туристской отрасли в регионе и решению многих социальных задач. Местные лечебные учреждения, осуществляющие свою деятельность на базе собственных целебных источников, являются основой развития лечебно-оздоровительного туризма.

Мировая практика комплексного развития туристской отрасли показывает, что затратный механизм социальной сферы превращается в высокодоходное производство. Культурно-познавательный и другие виды социальной сферы села начинают приносить доход при развитии туризма в регионе. По оценкам зарубежных экспертов, аграрный туризм приносит не меньший доход, чем основное производство сельскохозяйственной продукции.

Образование, здравоохранение, жилищная обеспеченность — все это единая цепь предпринимательской деятельности агротуристского комплекса, кооперации отдельных звеньев, необходимых для воплощения идей социально экономических преобразований в современной России. Прогнозирование предпринимательской деятельности в региональном туризме показывает, что доход по административному району составляет порядка 30—50 млн руб. в год. В масштабе национальной экономики это 45—60 млрд руб.

ЛИТЕРАТУРА 1. Здоров А. Б. Агротуристский комплекс: прогнозирование регионального развития: монография. - М. : РИБ «Турист», 2007. - 168 с.

2. Здоров А. Б. Экономика туризма. — М. : Финансы и статистика, 2004. С. 120—126.

3. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. — М. : Финансы и статистика, 2001. С. 143—128.

Туристский комплекс

Реализация туристского продукта, инфраструктура

Форми туристског ювание о продукта

ПрОИЗЕ туристск одство :их услуг

Рекреационные ресурсы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.