Научная статья на тему 'Агропромышленный комплекс Московской области: пути выхода из кризиса'

Агропромышленный комплекс Московской области: пути выхода из кризиса Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3476
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шмелев Г. И.

Московская область уникальный регион. Она при большой урбанизованности и плотности населения тем не менее имеет весьма развитое сельское хозяйство. Особенность области -более высокий, чем в других регионах страны, удельный вес крупных сельскохозяйственных предприятий в производстве продовольствия. Вместе с тем у значительной части горожан есть садово-огородные участки, на которых производится продукция для домашнего стола. Кроме того, немало продуктов питания поступает в область по импорту. Высокая плотность населения в области обостряет экологическую ситуацию в Подмосковье и требует постоянного внимания. Обо всем этом идет речь в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агропромышленный комплекс Московской области: пути выхода из кризиса»

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Московская область - уникальный регион. Она при большой урбанизованности и плотности населения тем не менее имеет весьма развитое сельское хозяйство. Особенность области -более высокий, чем в других регионах страны, удельный вес крупных сельскохозяйственных предприятий в производстве продовольствия. Вместе с тем у значительной части горожан есть садово-огородные участки, на которых производится продукция для домашнего стола. Кроме того, немало продуктов питания поступает в область по импорту. Высокая плотность населения в области обостряет экологическую ситуацию в Подмосковье и требует постоянного внимания. Обо всем этом идет речь в статье.

Московская область занимает особое место среди регионов России. На ее территории проживают 15,7 млн. чел., т. е. более 10% населения РФ. По количеству земли, приходящейся на одного жителя - 0,30 га, в том числе около 0,07 га пашни -Московская область (вместе с Москвой) находится на одном из самых последних мест. Несмотря на преимущественно промышленное направление деятельности, область занимает видное место в производстве сельскохозяйственной продукции. В 1998 г. она произвела больше сельскохозяйственной продукции (в фактических ценах), чем весь Северный район, в который входят пять областей страны, или Северо-Западный район с входящей в него Ленинградской областью. Можно сравнить сельскохозяйственное производство Московской области (3,3% производства РФ) с производством Ростовской области или Ставропольского края (по 3,1% общестранового показателя, равного 100%).

В то же время ввиду большой плотности населения в Московской области и огромной численности населения столицы основных продуктов сельского хозяйства, производимых областью, далеко не достаточно для снабжения жителей Москвы и области. Мясо и мясопродукты в 1998 г., по нашим расчетам, лишь на 9,6% обеспечивали фактическое потребление этих продуктов в Москве и области, производство молока и молочных продуктов - на 24,3%. Если из общего производства яиц в области вычесть тот объем продукции, который был потреблен в том же году жителями Подмосковья, то оставшееся количество могло обеспечить лишь 32,4% потребностей москвичей. Аналогичный показатель по картофелю составил 75%, овощам и бахчевым - лишь 6,7%.

Агропромышленный комплекс Московской области, как и всей страны, находится в сложном положении. Однако за последние годы в области, несмотря на неблагоприятные условия, наблюдается тенденция постепенного преодоления кризиса и стабилизация сельскохозяйственного производства, что является в перспективе залогом восстановления и подъема аграрного сектора.

Обращает на себя внимание тот факт, что в валовой продукции в Московской области сохранился высокий удельный вес крупных сельскохозяйственных предприятий - значительно больший, чем в других регионах и России в целом. В Московской области доля этих предприятий в производстве картофеля составила 24% (в РФ - 8%, в Центральном районе - 11%), в производстве мяса - соответственно 68, 44 и 49%; молока - 55, 52 и 60%; яиц - 90, 70 и 74%. Но особенно высока доля сельхозпредприятий в производстве овощей - 69, 18,6 и 24,0%.

Более сдержанная политика в отношении изменения форм собственности в аграрной сфере дала свои плоды. Многие крупные сельхозпредприятия обеспечивают весьма высокие показатели экономической деятельности.

На основе трех показателей (данных о выручке от реализации продукции и услуг, валовом доходе и балансовой прибыли за 1995-1997 гг.) экспертами Госагро-фонда и Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) РАСХН в 1998 г. был установлен рейтинг 300 самых эффективных сельскохозяйственных предприятий России. В этот список попали 29 предприятий Московской области, т. е. на Московскую область пришлась десятая часть лучших сельскохозяйственных предприятий. Область заняла второе после Краснодарского края (54 хозяйства) место в рейтинге. Из первых 15 мест хозяйства Московской области заняли 3. В числе лучших эффективно хозяйствующих предприятий оказались также «Братцевское» (11 место), «Белая дача» (15 место) и др.

Безусловно, данные этого рейтинга устарели: произошло падение производства, ухудшение финансового положения многих предприятий, в том числе и некоторых указанных в рейтинге. Тем не менее экономические данные этого периода весьма показательны.

В 1999 г. при поддержке агропромышленного союза России и Минсельхозпрода России был учрежден клуб «Агро-300», состоящий из хозяйств, попавших в рейтинг, а в конце этого же года ВИАПИ был подготовлен следующий (обновленный) рейтинг по данным за 1996-1998 гг.

Краснодарский край и Московская область вновь по количеству мест, полученных среди 300 лучших предприятий (47 и 25), далеко опередили прочие регионы (Ставропольский край - 17; Свердловская область и Красноярский край - по 15; Пермская область - 8; Ростовская область - 7). Правда, отдельные московские предприятия выбыли из списка «рейтинг-300», например, тепличный комбинат «Московский», закончивший 1998 г. с убытком, отдельные предприятия оказались смещенными в списке вниз, например, совхоз «Яхромский», в прошлом рейтинге занимавший 82-е место, в нынешнем занял лишь 212-е. Зато появились в списке и новые члены, в частности, ЗАО «Кузнецовский комбинат» (68 место).

Какой вывод можно сделать на основании «рейтинга-300» ?

Во-первых, в него попали многие предприятия, в которых производство, переработка и реализация продукции представляют единый миникомплекс, что позволяет им обходиться без посредников, сокращать за счет единого воспроизводственного процесса налогообложение и потери. Очевидно, это агрофирмы, число которых, к сожалению, сократилось. Во-вторых, ведущее положение занимают предприятия, где руководителями являются опытные специалисты, хозяйственники, хорошо знающие дело и приспособившиеся к требованиям рынка. В-третьих, для предприятий, попавших в рейтинг, характерен высокий уровень трудовой и технологической дисциплины.

Немало хозяйств Подмосковья сохраняет ведущее положение в развитии производства и повышения благосостояния тружеников села. Агрофирма «Подмосковное» в Раменском районе, руководимая Генеральным директором, заслуженным работником сельского хозяйства РФ Н.Н. Никишиным, - высокоэффективное сельскохозяйственное предприятие овоще-молочного направления с налаженной технологической цепочкой от производства до переработки и реализации. В последние годы в хозяйстве выросло производство овощей открытого и закрытого грунта на 15 и 13%; увеличилось поголовье коров на 23%. Введен в эксплуатацию молочный завод мощностью 25 т в сутки, выпускающий пастеризованное молоко в пакетах, фасованный творог и сметану. Ежесуточно производится 2,8 т хлебобу-

лочных изделий более 10 наименований. Мясоперерабатывающий завод вырабатывает 2,4 т колбасных изделий и более 20 видов полуфабрикатов. Действует линия по производству ядрицы.

Совхоз им. Кирова Лотошинского района Московской области, специализирующийся на выращивании и откорме крупного рогатого скота, - крупнейшее предприятие Московской области. Здесь содержится 10 тыс. голов крупного рогатого скота. Среднегодовой объем производства мяса (в живом весе) - 2,5 тыс. т, годовой удой на корову - 5,5 тыс. кг. Машинно-тракторный парк совхоза включает 95 тракторов с необходимым набором сельхозтехники, 80 автомашин и т. д. Совхоз открыл 3 магазина, оснащенных современным оборудованием, для реализации своей продукции. В перспективе планируется создание собственных цехов по переработке мяса и молока. В 1999 г. совхоз получил от производства и реализации говядины 22 млн. руб. прибыли при 54-процентной рентабельности.

Обращает на себя внимание, что среди эффективно работающих предприятий большое количество птицеводческих хозяйств - Щелковская, Орехово-Зуевская, Петелинская птицефабрики, ГППЗ «Птичное» и др.

Как выглядит сельское хозяйство Московской области на фоне России и других областей страны?

Анализ годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий РФ показал, что в 1998 г. Московская область по доле прибыльных предприятий (35%) в общем количестве сельскохозяйственных предприятий оказалась на первом месте не только в Центральном районе (11%), но и в России в целом (12%), намного опередив другие области. Даже в Краснодарском крае доля рентабельных хозяйств составила в этом году 25%. В то же время уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий даже с учетом дотаций и компенсаций остался отрицательным, на уровне -5,9% (по России -21%, по Центральному району -22%), без дотаций и компенсаций - соответственно -13, -28,3 и -28,2%.

Более тревожными оказались данные анализа финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Можайского, Лотошинского и Шаховского районов Московской области за 1996-1998 гг., проведенного специалистами Росагрофонда. Согласно анализу (индекс финансового благополучия предприятия оценивался по 11 показателям^), за три года увеличилось количество хозяйств, финансовое положение которых не вызывает каких-либо опасений, с 10,6 до 16,2%, но одновременно возрос удельный вес хозяйств, находящихся на грани развала, - с 5,5 до 22,1%. Таким образом, наблюдается возрастание дифференциации по уровню экономического благополучия хозяйств. Требуется разработка по выводу значительной части предприятий из состояния неплатежеспособности, комплекса мер, различных для отдельных предприятий в зависимости от их экономического состояния. Разумеется, многое зависит от лидеров - руководителей и специалистов хозяйств и состояния в них трудовой дисциплины. Однако нельзя недооценивать и природных условий, состояния почв и т. д. К сожалению, в организации земельного кадастра и мониторинга земли имеется еще много недостатков и недоработок, не позволяющих объективно оценить состояние и качество земель.

Из основных сельскохозяйственных продуктов рентабельными для сельхозпредприятий области оказались лишь производства картофеля (27%), овощей (48,3%), молока (5,1%) и яиц (25,9%), а также выращивание свиней (13%)2.

1 В частности, по доле прибыли в структуре баланса предприятия, достаточности собственных оборотных средств, оценке результатов производственной деятельности, оценке производственно-коммерческого

цикла и др.

Данные о уровне рентабельности даются с учетом дотаций и компенсаций затрат из бюджета. Без них реализация молока и свинины оказывается убыточной.

За последние годы усилилась адресность финансовой поддержки сельских товаропроизводителей. Расширяются связи сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и финансовыми структурами.

Характерно, что уровень оплаты труда в сельхозпредприятиях Московской области в 1998 г. был существенно выше аналогичного показателя по Центральному району и стране в целом:

Уровень оплаты, руб.

Российская Федерация 438,1

Центральный район Брянская обл. 289,1

Владимирская обл. 522,5

Ивановская обл. 459,5

Калужская обл. 480,2

Костромская обл. 507,0

Москва* 1749,9

Московская обл. 865,4

* В аграрный сектор Москвы входят 19 сельхозпредприятий из 420 в области, в том числе АОЗТ «Белая дача» и др.

Заработная плата работников сельского хозяйства в Московской области в 1,5 -

2,0 раза превышала оплату труда работников большинства других областей региона. При росте в 1998 г. задолженности по зарплате в целом по стране и Центральному району, в частности, Московская область оказалась в числе 4 из 12 областей района, где эта задолженность не возросла, а снизилась.

Хотя падение производства за последний период в области было весьма существенным, но в целом за счет более сдержанной политики по реорганизации сельскохозяйственных предприятий и ряда других мер удалось в определенной степени уменьшить спад производства, а по некоторым основным продуктам питания -сократить отставание или опередить Москву по уровню продовольственного потребления (табл. 1).

Таблица 1

Потребление населением Москвы и Московской области основных продуктов питания (в расчете на душу населения), кг в год

Продукты Потребление

Питания 1993 г. 1997 г. изменение потребления за 1993-1997 гг.

Мясо и мясопродукты (включая субпродукты II категории и жир-сырец)

Москва 73 69 -4

Московская область 58 59 +1

Молоко и молочные продукты

Москва 342 265 -77

Московская область 316 259 -57

Яйца

Москва 266 206 -60

Московская область 280 229 -51

Картофель

Москва 85 57 -28

Московская область 84 91 +7

Овощи

Москва 72 67 -5

Московская область 59 71 +12

Фрукты и ягоды

Москва 50 49 -1

Московская область 14 30 +16

Нельзя не отметить чрезвычайно высокий удельный вес потребляемых москвичами импортных продовольственных товаров, особенно мяса и рыбы (табл. 2).

Таблица 2

Импорт продовольственных товаров в Москву, %

Продукты питания 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. (оценка)

Всего В том числе: 34 73 72 83 80 78

мясо и птица 67 93 96 97 95 93

рыба 21 89 98 96 94 93

сыр 42 82 64 57 55 55

масло животное 89 91 79 64 63 62

овощи 33 9 7 9 7 7

фрукты 91 78 87 73 70 70

Весьма характерно, что в то время, как для москвичей потребление всех видов этих продуктов сократилось, для жителей Московской области, напротив, возросло, за исключением молока и яиц, хотя потребление и этих продуктов было меньшим, чем для москвичей. В результате разрыв в потреблении мяса и молока, фруктов и ягод москвичами и жителями области сократился, а потребление жителями области картофеля и овощей, в 1993 г. еще отстававшее от москвичей, в 1997 г. превысило потребление последних.

Соотношение потребления мяса и мясопродуктов жителями Московской области и Москвы составило в 1993 г. 79,4%, в 1997 г. - 85,5%; молока и молочных продуктов -соответственно 92,4 и 97,7%; яиц - 105,4 и 111,3%; фруктов и ягод - 28 и 61,2%.

Стержнем аграрной политики является многоукладная экономика. Необходимость существования различных укладов в сельском хозяйстве обусловлена особенностями России, многообразием исторических традиций ее населения.

За последние годы произошли определенные изменения в земельных отношениях. В настоящее время из общего объема сельскохозяйственных угодий, закрепленных за сельскохозяйственными организациями, передано в собственность их коллективам более 70% земель. В государственном секторе экономики осталось около 10% сельскохозяйственных угодий. Из сельскохозяйственного оборота за годы земельной реформы выбыло более 260 тыс. га сельхозугодий, которые в основном выделялись под садово-огородные и дачные кооперативы, индивидуальное жилищное строительство и для других целей. Это сняло остроту проблемы наделения жителей города Москвы и промышленных центров области земельными участками и в основном решило вопрос обеспечения населения региона картофелем и овощами открытого грунта. В хозяйствах граждан (более 2,2 млн. владельцев приусадебных, садовых и огородных участков) производится ныне значительное количество продовольствия.

Однако еще многие вопросы хозяйственной деятельности населения требуют решения: расширение объемов услуг населению по ведению ЛПХ, садоводства и огородничества, развитию кооперации, установлению действенного порядка закупок сельхозпродукции, охране садово-огородных участков и личных подсобных хозяйств от набегов грабителей (70% всех краж в области приходится на загородные садовые домики, дачи и участки).

Политика в области земельных отношений должна быть направлена не столько на смену собственников, сколько на создание условий, обеспечивающих нормальное функционирование хозяйств всех форм собственности, рост сельскохозяйственного производства, его эффективность, повышение плодородия почв.

В последние годы идет постепенный и неуклонный рост продуктивности производства в сельскохозяйственных предприятиях области. Так, надой молока на корову с 1995 по 1999 г. вырос с 2594 до 3180 кг, или 22,6%. За 9 мес. 1999 г. надой на одну корову составил 2739 кг, что на 232 кг больше уровня прошлого года. С 1995 по 1998 г. средняя годовая яйценоскость курицы-несушки увеличилась с 202 до 231 шт., или на 14,4%. Следует отметить, что надои молока на корову в сельхозпредприятиях Московской области существенно превышают соответствующие средние показатели по РФ и 12 областям Центрального района РФ (на 42,4 и 43,4%) и что при продолжающемся сокращении поголовья коров в хозяйствах всех категорий (94% по сравнению с уровнем 1997 г.) производство молока в области не только не сократилось, но и выросло за счет повышения продуктивности до 103%. В дальнейшем предполагается остановить падение молочного стада и приступить к его наращиванию.

Урожайность зерновых во всех категориях хозяйств Московской области хотя и сократилась (в 1991-1995 гг. она была на уровне 19,7 ц/га, тогда как в 1998 г. -12,6 ц/га), оказалась все же на 3,2 ц/га, или на 34%, выше, чем по России, и на

2,1 ц/га, или на 20%, выше, чем в Центральном районе. Выше была и урожайность овощей - в Московской области она составила 174 ц/га (в среднем по России - 133, а в Центральном районе - 169,8 ц/га). Правда, урожайность картофеля в 1998 г. в отличие от предыдущих лет в области оказалась несколько ниже, чем в России и в Центральном районе. Урожайность ягод в Московской области составила в 1998 г. 48,9 ц/га и была ниже урожайности 1997 г. на 24%. Особенно значительным был разрыв в показателях урожайности плодов сельскохозяйственных предприятий. В Московской области она составила 32,6 ц/га, тогда как в России - 14,4 ц/га, а в Центральном районе - всего 6 ц/га, т. е. была в 2,2 и 5,4 раза выше общестранового и среднего по областям Центра показателей.

Обращает на себя внимание, что урожайность основных сельскохозяйственных продуктов в Московской области в отличие от подавляющего количества регионов страны в сельскохозяйственных предприятиях выше, чем в хозяйствах населения. Так, урожайность картофеля в 1998 г. в сельскохозяйственных предприятиях области достигла 122 ц/га, тогда как в хозяйствах населения - 82,4 ц/га. При этом «ножницы» в урожайности между этими категориями хозяйств возрастают - в 1998 г. урожайность в сельскохозяйственных предприятиях увеличилась до 134%, тогда как в хозяйствах населения сократилась до 92%. Урожайность овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях была 227,8 ц/га, а в хозяйствах населения - соответственно 128,3 ц/га, т. е. на 43,7% ниже, чем по РФ, напротив, урожайность овощей в хозяйствах населения была на 49,4% выше, чем в сельскохозяйственных предприятиях.

Эффективность функционирования предприятий агропромышленного комплекса во многом определяется отлаженностью и устойчивостью связей между отраслями на основе кооперации и интеграции. Разумная кооперация и интеграция - потенциальный дополнительный источник роста производительности труда, сбыта, что определяет возможность более эффективного производственного процесса выпуска конечной продукции. На 1 января 1999 г. в области действовало 58 интегрированных структур, в то время как на аналогичную дату позапрошлого года - менее 40.

Заслуживает внимания опыт работы АО «Дашковка» Серпуховского района. Объединение этого предприятия с ОРПО-АООТ «Красная Пресня» (Москва) спо-

собствовало внедрению высокоинтенсивных технологий производства и росту производительности труда. Здесь оперативно решаются вопросы финансирования, обеспечения материальными ресурсами.

В области налаживаются воспроизводственные связи с иностранными фирмами на основе кооперации и интеграции, создаются совместные с ними предприятия в агропродовольственной сфере, например в производстве чая и цитрусовых.

В области на начало 1998 г. было 6,6 тыс. крестьянских хозяйств, или 22% всех крестьянских хозяйств в Центральном районе и значительно больше, чем в любой из областей этого района. В среднем на одно хозяйство приходилось 11 га земли, в том числе 8 га пашни. Это намного меньше, чем в среднем по России (51 и 33 га) и в ЦР (28 и 21 га). Причем основная масса крестьянских хозяйств Московской области, или более 69%, имела до 5 га земли, и только 10,2% их - свыше 20 га. Такого высокого процента хозяйств с площадью, не превышающей 5 га, нет ни в одном другом регионе России, за исключением Дагестана, где мелкие размеры крестьянских хозяйств объясняются малоземельем и особенностями горного рельефа. Минимальный размер крестьянского хозяйства в области составляет всего 0,36 га. Пока фермеры производят крайне незначительную долю продовольственной продукции

- менее 2%. В 1998 г. под посевы было занято менее половины фермерской пашни.

Среди проблем фермерского движения следует выделить недостаточную оснащенность фермеров сельхозтехникой, неудовлетворительное ее техническое состояние, невозможность приобретения более производительных технических средств и т. д. Кроме того, отсутствует соответствующая производственная инфраструктура, что серьезно затрудняет своевременное проведение основных сельскохозяйственных работ в оптимальные сроки (пахота, внесение удобрений и средств защиты растений от вредителей и болезней, уборка урожая). Существующие МТС не заинтересованы в сотрудничестве с фермерами из-за слабой их платежеспособности.

Начинает зарождаться процесс создания сельских кредитных и сбытовых потребительских кооперативов. Однако Московская область отстает в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов: в 1999 г. здесь не было перерабатывающих кооперативов (в России - 60, в Центральном районе - 9), сбытовых (в России - 49, в Центральном районе - 7), кредитных кооперативов (в России - 40, в Центральном районе - 2). Из 52 обслуживающих кооперативов по России и 12 в ЦР в Московской области был создан лишь один.

Как было отмечено, основной вклад в продовольственное обеспечение населения Москвы и Московской области вносят крупные сельскохозяйственные предприятия. Но нельзя недооценивать и роль личных подсобных хозяйств, развитие которых в значительной мере зависит от помощи общественного сектора. Хорошие корпоративные связи семейных подворий с общественным хозяйством налажены в колхозе «Борец» Раменского района. Здесь для скота, содержащегося на подворьях, выделены достаточные площади пастбищ и сенокосных угодий. Колхоз оказывает услуги своим работникам по вспашке огородов, обработке посевов, уборке урожая, подвозу заготовленных кормов и др. Потребности работников хозяйств в молодняке скота удовлетворяются полностью. Для ведения приусадебного хозяйства населению ежегодно продается 100-120 т концентрированных кормов, 15-20 т сена, 20-25 т сенажа, 15-20 т силоса, 100-110 т соломы, 580-600 т органических удобрений. Осуществляется помол зерна за небольшую плату. В рамках кооперации коллективного хозяйства и семейных подворий правление колхоза содействует реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах.

Всю оперативную работу с хозяйствами населения ведет специально созданный при правлении отдел. Он собирает данные о потребности колхозников в кормах для скота, в реализации продукции и, по возможности, удовлетворяет ее.

Имеются примеры, правда пока единичные, создания товариществ личных подсобных хозяйств. Так, в 1993 г. в Одинцовском районе зарегистрировано в местной администрации товарищество личных подсобных хозяйств «Новь Звенигородская». Товарищество насчитывает несколько сотен членов - жителей Звенигорода и соседних поселков: Шихова, Игнатьева, Дютькова и др. Товарищество оказывает услуги своим членам в ведении подсобного хозяйства: продает комбикорма по цене примерно на 20% дешевле, чем потребкооперация, и на 30% дешевле, чем на рынке. Оно ставит перед вышестоящими организациями вопрос о выделении в аренду земли для сенокосов и пастбищ. Товариществу предоставлены два небольших маневренных трактора, автомашина УАЗ, а также специализированная машина - комбикормовоз, которая развозит по домам комбикорма, закупленные участниками товарищества, существенно облегчая их труд и сокращая денежные затраты.

Товарищество территориально разбито на участки, охватывающие отдельные населенные пункты. На участках работают инициативные группы, которые выясняют потребности владельцев подсобных хозяйств и способствуют их удовлетворению.

Товариществом реализовано немало семян овощных культур. Оно предполагает выдавать ссуды на обзаведение телятами и поросятами, помогать в строительстве животноводческих помещений. Социальный и экономический эффекты такой кооперации владельцев семейных приусадебных хозяйств очевидны, а данный опыт заслуживает поддержки и распространения.

Большой вклад в продовольственное обеспечение Москвы и Подмосковья вносят помимо личных подсобных хозяйств садово-огороднические товарищества и самостоятельно хозяйствующие садоводы и огородники. В Москве и Московской области насчитывалось на начало 1999 г. более 10 тыс. садоводческих товариществ, в том числе 6,5 тыс. из них входят в Московский союз садоводов. Всего садовыми участками обеспечено более 1 млн. семей, из них 717 тыс. состоят в Московском союзе. В руководство ряда садоводческих товариществ и их объединений на районном уровне входят заместители глав местных администраций. Например, заместитель главы администрации Можайского района В. П. Антонов одновременно является председателем районного объединения садоводческих товариществ. Это дает возможность тесного сотрудничества между местной администрацией и руководством товариществ по развитию садоводства и огородничества и решению важных проблем в этой сфере деятельности. Такое сотрудничество хорошо налажено в Можайском, Волоколамском, Орехово-Зуевском, Щелковском, Раменском, Воскресенском и других районах. Садоводы в рамках операции «Чистая земля» участвуют в поддержании нормальной экологической обстановки, сотрудничают с местными органами по охране окружающей среды, по противопожарным мероприятиям.

Всего на 1 апреля 1999 г. в Московской области было, по данным Госкомзема РФ, около 1800 тыс. садово-огороднических хозяйств общей площадью около 140 тыс. га. Еще 266 тыс. чел. - жителей Московской области - подали заявки на выделение им садово-огородных участков. Кроме того, в Московской области на соответствующую дату насчитывалось около 350 тыс. граждан, получивших участки площадью 42 тыс. га земли для индивидуально-жилищного строительства (ИЖС) (заявки на выделение земли под ИЖС подали еще 45,6 тыс. граждан) и 25 тыс. дачников (общая площадь их дачных участков составляет 3,6 тыс. га; заявки на землю под дачи подали 21,3 тыс. чел.). Если к ним присовокупить 550 тыс. владель-

цев личных подсобных хозяйств (92 тыс. га земли) и 6,5 тыс. крестьян-фермеров (72,5 тыс. га земли), то оказывается, что в Московской области более 2,7 млн. чел. являются землепользователями 350 тыс. га, изъявивших же желание получить землю - 351 тыс. чел. Помимо Московской области участки для садоводов выделялись на территории семи сопредельных с ней областей, в частности Калужской, Владимирской, Рязанской, Тверской. Для москвичей здесь отведено около 16 тыс. га.

Развитие в последние годы коллективного садоводства и огородничества позволило в 6-7 раз сократить централизованные закупки для Москвы картофеля и овощей.

Новое явление, связанное с коллективным садоводством - хозяйственная деятельность объединений граждан, вызванная к жизни трудными условиями последнего периода; предприятия и организации, при которых создавались садоводческие объединения, сняли с себя заботы о их функционировании, а переход к рыночным условиям заставил искать пути их сохранения и развития. Речь пока идет о единичных примерах такой деятельности, но можно ожидать их умножения в будущем. Так, в садоводческом товариществе «Заозерный» Щелковского района Московской области имеются свои транспортные средства, дорожно-строительная и другая техника - два экскаватора, грейдер, трактор, грузовые автомашины. Кооператив по договорам с сельскохозяйственными предприятиями посылает свои автомашины на уборочные работы за плату зерном. Зерно, комбикорм товарищество продает по сниженным ценам садоводам, которые содержат скот и птицу. Товарищество построило 40 км дорог, имеет 4 промышленные скважины, 14 электроподстанций, складские помещения, три зарыбленных пруда. Когда один из прудов углубляли, то содержащееся в нем ценное удобрение - сапропель - относительно дешево продавали желающим. Имеется пилорама, бригада строителей насчитывает 30 рабочих. Бригада строит садоводам дома, бани, хозблоки примерно вдвое дешевле, чем «шабашники». Она же ремонтирует дома. Часть продукции садоводы отдают социальным учреждениям района. Например, товарищество за счет прибыли поддерживает молодые дарования. Оно располагает автобусом, машиной «Скорой помощи», пожарной службой, магазинами по продаже фуража, потребительских товаров и стройматериалов, клубом. На свои средства товариществом строится часовня. Имеется АТС на 80 абонентов. Постоянно проживающие на садовых участках престарелые участники ВОВ бесплатно обеспечиваются дровами. Товарищество оплачивает половину всех налогов этой категории граждан. Примерно 100 садоводов из 800 с лишним семей постоянно живут в своих дачных домах. Наличие большого числа садоводов, постоянно живущих в товариществе, связано с высоким уровнем благоустройства жилищ и возможностями удовлетворения на месте различных социально-бытовых потребностей.

Новым явлением в развитии хозяйств населения стала также разработка специальных региональных программ по поддержке этой сферы деятельности и организация особых предприятий, призванных помогать горожанам, получившим садовоогородные участки, в их освоении и благоустройстве. Таким предприятием в Москве стало Г осударственное унитарное предприятие (ГУП) развития Московского региона, созданное несколько лет назад правительством Москвы для оказания многочисленным товариществам, главным образом вновь организуемым, всесторонней помощи в местах сосредоточения садоводческих товариществ: строительство подъездных автодорог, осуществление мелиорации, развитие социальной инфраструктуры на территории товариществ (строительство внешних линий электропередач и инженерных сооружений к ним, покупка на средства бюджета Москвы и безвозмездная передача в районы, в том числе и сопредельных областей, для их нужд машин скорой помощи, пожарных и патрульных машин, мусоровозов, автобусов, строительство пожарных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

депо, амбулаторий, медпунктов и пунктов скорой помощи, хлебопекарен, железнодорожных платформ).

В бюджете Москвы на развитие коллективного садоводства были предусмотрены значительные средства. За счет этих средств в Московской области введены в эксплуатацию 22 объекта здравоохранения, 12 - торговли и бытового обслуживания, 16 инженерных сооружений, 5 природоохранных и других объектов.

Предприятием приобретено для садоводческих товариществ 128 машин скорой помощи, 66 пожарных машин, 101 автобус, 18 мусоровозов и полтора десятка машин различного назначения, 67 патрульных машин для милиции. На выделенные средства в 1993-1999 гг. введено в эксплуатацию 456 км подъездных дорог, что обеспечило автомобильный подъезд к 485 садоводческим товариществам, где имеют участки свыше 500 тыс. москвичей (в основных льготных категорий). Произведена мелиорация на площади свыше 1807 га (более 24,5 тыс. участков).

Работники ГУП также занимаются подготовкой документов и приобретением садовых участков для последующей передачи их москвичам, выполнением проектно-изыскательских работ на территориях, отводимых для садоводческих товариществ, формированием садоводческих коллективов, регистрацией их в районных службах и оформлением свидетельств на право земельной собственности.

Забота о благоустройстве садово-огородных товариществ, дачных участков, пригородных поселков Подмосковья, охране окружающей среды, экономическом благополучии становится особенно настоятельной в связи с тем, что каждое лето 3,5 млн. москвичей из 8 млн. жителей столицы становятся жителями области. В некоторых подмосковных поселках в весенне-летний период количество дачников в несколько раз превышает численность местного населения, а часть пригородных деревень полностью потеряла крестьянское население и превратилась в поселки дачников и садоводов.

В октябре 1999 г. состоялась 1-я Московская специализированная выставка-ярмарка «Садовод и фермер-99», открытие которой было приурочено к празднованию Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Выставка была призвана удовлетворить потребности садоводов и огородников, владельцев личных подсобных хозяйств, крестьян-фермеров в семенах, удобрениях, средствах защиты растений, ветеринарных препаратах, инструментах и оборудовании, новых технологиях выращивания и переработки продукции, показать достижения садоводов и фермеров в сельскохозяйственном производстве, способствовать реализации отечественных продуктов питания. На ней побывало большое количество москвичей. Лучшие участники выставки были награждены медалями Всероссийского выставочного центра.

Сложное положение создалось в сфере перерабатывающей промышленности области. На момент массовой приватизации государственных и муниципальных предприятий нормативно-правовыми актами не были предусмотрены ограничения в выборе вариантов льгот трудовым коллективам. Поэтому большинство предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, приватизировались с передачей их трудовым коллективам контрольного пакета акций по второму варианту льгот. Все это негативно отразилось на экономическом состоянии товаропроизводителей.

Администрацией области был предпринят ряд организационных и методических мер по передаче контрольных пакетов акций сельхозпроизводителям. Однако сгладить противоречия за счет приватизации и передачи контрольных пакетов акций сельхозтоваропроизводителям удалось лишь частично, так как из-за крайне сложного финансового положения сельхозтоваропроизводителями не выкупались причитающиеся им по закрытой подписке акции. Контрольный пакет акций при-

надлежит сельхозтоваропроизводителям лишь в 8 из 61 предприятия по первичной переработке сельхозсырья.

В Москве и Московской области на декабрь 1998 г. находились 237 предприятий пищевой промышленности и 20 предприятий мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. Из них соответственно 27 и 12,5% были убыточными (по России в целом и по Центральному району они составили соответственно 44,6 и 36,4% по пищевой и 40 и 30,4% по мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности). Как видим, в этих отраслях, как и в сельском хозяйстве, удельный вес убыточных предприятий в общем их числе был в области значительно ниже показателей по стране и по ЦР.

Производство продукции пищевой промышленности в области за январь-октябрь 1999 г. составило к соответствующему периоду предыдущего года (в фактических отпускных ценах) по крупным и средним предприятиям (без винноводочных изделий) 113,6% ( с учетом винно-водочных изделий - 138,6%).

В агропромышленном комплексе Московского региона существенное место занимают рынки сельскохозяйственной продукции (в том числе бывшие колхозные рынки). В Москве находятся 223 рынка, из которых 21 рынок - в ведении государственных (муниципальных) властей (это бывшие колхозные рынки), остальные -частные (действующие в форме ЗАО, ООО, ОАО). Доля рынков в снабжении населения продовольствием весьма значительна: 25-50% по отдельным товарным группам. Однако на большинстве рынков полновластным хозяином является рыночная мафия, диктующая свои условия и свои цены. Непосредственная продажа продукции самими производителями на рынках Москвы стала весьма редкой, так как перекупщики вынуждают приезжающих селян оптом задешево продавать им свой товар. Поэтому важными условиями нормализации работы продовольственных рынков является наведение порядка на рынках и прежде всего борьба с рыночной мафией, действенный контроль за соблюдением правил торговли.

В области имеются наработки по государственной поддержке аграрного сектора и села и на муниципальном уровне. В частности, предполагается формирование муниципального заказа по поставкам продукции для нужд населения района и его авансирование за счет средств местного бюджета, выделение сельским товаропроизводителям беспроцентного кредита из местного бюджета с последующим зачетом в счет финансирования социальной инфраструктуры, использование средств, поступающих в местные бюджеты от уплаты земельного налога, в полном объеме на коренное улучшение земли и сохранение плодородия почв.

Важными для развития аграрного сектора области являются меры по поддержанию и повышению плодородия земель и обеспечению нормального экологического состояния окружающей среды.

В 1998 г. в Московской области использовано 59,4 млн. руб. на выполнение федеральной комплексной программы повышения плодородия почв, что составило 26,8% всех освоенных ассигнований на эти цели в Центральном районе России и 42% ассигнований ЦР из федерального бюджета. Из местного бюджета на эти цели было использовано по области всего 2,5 млн. В то время как в ряде областей ЦР (Владимирской, Калужской, Смоленской, Тверской) основным источником ассигнований на повышение плодородия почв являются местные бюджеты, по Московской области местные бюджеты составили в общих ассигнованиях на эти цели всего 1%. Существенный недостаток - слабое освоение средств, выделяемых на повышение плодородия почв; они были освоены в области лишь немногим более половины (54%).

В перспективе наряду с общими принципами развития экономики и агропромышленного комплекса следует всемерно использовать следующие направления:

- сочетание саморегулирования рынка с обязательным государственным регулированием;

- равноправное участие на рынке субъектов всех форм собственности;

- поэтапность экономических преобразований как наиболее целесообразный метод адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным отношениям;

- развитие кооперации и ее поддержка государственными и муниципальными образованиями;

- восстановление и создание агрофирм, сочетающих производство с переработкой и реализацией продукции как наиболее рациональной формы хозяйствования;

- поддержка садоводов и огородников (льготный проезд на садово-огородные участки в весенне-летний период, освобождение садоводов и огородников от двойного налогообложения; последнее предполагает внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство);

- обеспечение садоводов и огородников торговыми местами на продовольственных рынках;

- усиление охраны садово-огородных участков;

- всемерное использование опыта сельскохозяйственных предприятий (колхоз «Борец» Раменского района и др.), успешно организовавших сотрудничество общественного хозяйства с личными подсобными хозяйствами;

- усиление экологической защиты территорий и окружающей среды области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.