Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/110EVN615.pdf DOI: 10.15862/110EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/110EVN615)
УДК 338.432.5
Балаева Светлана Иссаевна
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский ГАУ им. В.М. Кокова»
Нальчик, Россия Кандидат экономических наук Доцент кафедры «Товароведение и туризм» E-mail: balaeva.s@list.ru
Агропродовольственный рынок Северо-Кавказского федерального округа в условиях импортозамещения
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния эмбарго на агропродовольственный рынок Северо-Кавказского федерального округа и России в целом. Дается характеристика состояния основных социально-экономических показателей агропромышленного комплекса, оценка процессам, наблюдаемым в аграрной сфере экономики. Рассматриваются проблемы агропродовольственного рынка и причины их возникновения, их решение подвластно только государству, основной задачей которого является разработка и целенаправленная реализация факторов роста эффективности в региональных аграрных секторах экономики. Основной целью аграриев всей страны должно стать заполнение освободившейся ниши на рынке агропродовольственных товаров. Новая аграрная политика должна быть четкой, обоснованной, разработана с учетом места и роли каждого региона в составе аграрно-промышленного комплекса. Предлагается разработать территориальную общегосударственную схему, с четким указанием направлений развития и размещения специализированных зон по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Производственный потенциал каждого региона страны выступает основным фактором определяющим уровень развития межрегиональных продовольственных связей. Связующим звеном для создания таких региональных, межрегиональных и межгосударственных кластеров продовольственных товаров может выступать Евразийский экономический союз. В статье приводится резервный потенциал для преодоления создавшихся проблем продовольственного обеспечения страны.
Ключевые слова: агропродовольственный рынок; аграрная политика; ниша рынка; импортозамещение; потребительские цены; сельскохозяйственная продукция; эмбарго; рентабельность; эксперт.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Бадаева С.И. Агропродовольственный рынок Северо-Кавказского федерального округа в условиях импортозамещения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/110EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/110EVN615
Статья опубликована 25.11.2015.
Изменение политической и внешнеэкономической ситуации России оказало существенное влияние на формирование и развитие агропромышленного комплекса регионов Северо-Кавказского федерального округа. Новые макроэкономические параметры серьезно изменили условия воспроизводства и без того сложной, многофункциональной структуры, включающей четыре сферы агропромышленного комплекса - отрасли, занимающиеся производством средств производства для сельского хозяйства; сельское хозяйство; отрасли, деятельность которых сосредоточена на переработке продукции сельского хозяйства; отрасли, обеспечивающие инфраструктуру вышеназванных отраслей. Только тесная взаимосвязь этих отраслей позволит обеспечить эффективное функционирование каждого из них в отдельности и всего АПК СКФО в целом. Для перехода к качественно новому уровню роста эффективности в условиях ограничения ввоза продуктов питания в Россию из стран, присоединившихся к санкциям против нашей страны необходимо выявить проблемы и предложить задачи, решение которых в ближайшие годы позволит обеспечить расширенное производство и возрождение региональных отраслей сельского хозяйства. Для этого требуется глубокая, системная проработка региональных стратегических программ по модернизации агропромышленного комплекса, применение отдельных специальных экономических мер для обеспечения продовольственной безопасности, как на уровне регионов, так и на уровне страны.
При этом необходимо отметить, что сельское хозяйство регионов СКФО в последние годы характеризовалось постепенным выходом из кризиса благодаря реализации нацпроектов и государственных программ по развитию АПК [1]. Значительные бюджетные ресурсы, выделяемые государством на поддержку сельского хозяйства, реализация крупнейших инвестиционных проектов в АПК обусловили положительную его динамику (табл. 1). За период с 2005-2013 гг. производство продукции сельского хозяйства в России увеличилось на 4,2%, в регионах Северо-Кавказского федерального округа на 5,3%.
Таблица 1
Индексы производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий; в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
2005 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 101,6 88,7 123,0 95,2 105,8
Южный федеральный округ 102,7 99,2 113,2 90,6 104,6
Северо-Кавказский федеральный округ 104,8 103,6 111,0 92,5 110,1
Выручка сельскохозяйственных организаций от продажи товаров и услуг увеличилась более чем на 27% и составила в 2014 г. 1890 млрд. руб. Себестоимость реализованных товаров возросла на 13%. Прибыль до налогообложения увеличилась по сравнению в предыдущим годом на 150%. Уровень рентабельности с учетом субсидий возросла за период с 2013-2014 гг. с 7,3 млрд. руб. до 16,1 млрд. руб. или в 2,2 раза. Чистая прибыль предприятий составила 254,4%. До 20% снизилось количество убыточных предприятий [1, 3]. Рост реально-располагаемых доходов населения России в 2014 г. обеспечил повышение уровня потребления продовольствия на 15,7%. Стабильность обстановки на внутреннем агропродовольственном рынке обеспечила достаточность переходящих запасов продовольствия, продовольственную безопасность страны по производству зерна на 142 процента (если в 2010 г. его производство составляло 61 млн. т, 2011 г. - 94, 2012 г. - 71, 2013 г. - 92,4, 2014 г. - 103,8, то к 2015 г. - 101 млн. т), растительному маслу - 146, картофелю - 99, сахару - 95, овощам открытого типа - 88, повысило возможность экспортировать сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие на сумму 18,9 млрд. долл. США [3].
Общая ситуация и условия функционирования региональных агропродовольственных рынков усложнились в конце 2014 г. начале 2015 г., когда был введен запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территорию России из многих стран дальнего зарубежья. По данным Росстата только за восемь месяцев 2015 г. индекс производства продукции сельского хозяйства России сократился на 1,4%, оборот розничной торговли - 8,1%, импорт продовольствия - 39% (рынок потерял 47,2% (848,5 тыс. т) мяса, в том числе 72,7% (450,8 тыс. т) свинины и 64,8% (338,7 тыс. т) мяса птицы, 38,5% (3,64 млн. т) молока и молочных продуктов, в том числе 60% (249,9 тыс. т) сыра, 25,2% (1,6 млн. т) овощей и фруктов), экспорт на 16%, цены на продукты питания увеличились на 9,6% [1].
На шоковое состояние агропродовольственного рынка страны оказали влияние и такие факторы как: снижение курса рубля по отношению к евро и доллару США составило 49-77%, реально-располагаемых денежных доходов населения - 4,3%, инвестиций в основной капитал до 5,9%, рост инфляции в сентябре 2015 г. - 11,4%, противоречивость условий ВТО, нарушающие экономическую и национальную безопасность России, дальнейшая либерализация таможенно-тарифной системы.
Россия, регионы СКФО имеют хороший потенциал для поддержания устойчивого экономического развития (имеется 189 племенных хозяйств, включающих 62 племенных завода, 117 племенных репродукторов и 10 генофондных хозяйств) и силы для противостояния экономическим санкциям. Для этого необходимо разработать и целенаправленно реализовать в региональных аграрных секторах экономики новые программы развития АПК регионов страны. Основной целью отраслей АПК СКФО должно стать заполнение освободившейся ниши на рынке агропродовольственных товаров. Новая аграрная политика должна быть четкой, обоснованной, разработана с учетом места и роли каждого региона в составе АПК РФ. Кроме того, представляется необходимой разработка территориальной общегосударственной схемы, с указанием четкого направления развития и размещения специализированных зон по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Именно производственный потенциал каждого региона страны выступает основным фактором, определяющим уровень развития межрегиональных продовольственных связей. В данном случае связующим звеном для создания таких региональных, межрегиональных и межгосударственных кластеров продовольственных товаров может выступать Евразийский экономический союз. Особое внимание необходимо обращать на пищевые продукты, которые попали в перечень эмбарго - мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, фрукты, овощи, рыбная продукция и др. Для импортозамещения приведенных выше продуктов питания необходимо повысить эффективность АПК СКФО, ввести в строй новые производственные мощности и тем самым выйти на качественно новый уровень. При этом основными производителями и поставщиками этих продуктов питания должны стать регионы, в которых сосредоточено производство зерновых культур и функционируют крупнейшие продовольственные комплексы.
Импортозамещению основных видов продовольственных товаров должно способствовать увеличение производства в специализированных зонах, а для того чтобы это заработало необходимы меры государственной поддержки и привлечения инвестиций на развитие аграрного сектора. Достижению целей интенсивного роста и ускоренного импортозамешения продовольствия в 2016 г. будут способствовать 237 млрд. руб., направленные для реализации госпрограммы и 1,8 трлн. руб. до 2020 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов А.И. России нужна новая аграрная политика // Экономист.2014. №8.
2. Алтухов А.И. национальная аграрная политика - основа развития территориально-отраслевого разделения труда в АПК// АПК: экономика, управление. 2014. №3. С. 63-67.
3. Балаева С.И. Формирование и развитие продовольственного рынка плодовой продукции Кабардино-Балкарской Республики // Аудит и финансовый анализ. 2015. №1.
4. Липницкий Т. Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства // АПК: экономика, управление. 2014. №3. С. 63-67.
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2010 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1421).
6. Регионы России. Статистический сборник. 2014.
7. Ткачев А.Н. Совещание по вопросам сельского хозяйства Ростовская область // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.2015. №10. С. 3-7.
8. Чекалин В. Импортозамещение без стратегии: влияние на развитие АПК России // Экономика сельского хозяйства. 2015. №10. С. 11-14.
9. Сетевое издание «РИА Новости» Офиц. Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/.
10. Информационно-аналитическое агентство «АПК-Информ» Офиц. Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.apk-inform.com/ru/.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Balaeva Isaevna Svetlana
FGBOU IN «Kabardino-Balkaria GAU them. V.M. Kokova»
Russia, Nalchik E-mail: balaeva.s@list.ru
Agri-food market of the North Caucasus Federal District in terms of import substitution
Abstract. In the article the questions of influence of embargo are examined to the agri-food market of CKOO and Russia on the whole. Description of the state of basic socio-economic indexes of agroindustrial complex is given, estimation to the processes looked after in the agrarian sphere of economy. The problems of agri-food market and reason of their origin are examined, their decision subject only to the state the basic task of that are development and purposeful realization of factors of height of efficiency in the regional agrarian sectors of economy. Filling of becoming free niche must become the primary purpose of agrarians of entire country at the market of agri-food commodities. New agrarian politics must be clear, reasonable, worked out taking into account a place and role of every region in composition Agroindustrial complex of Russian FEDERATION. It is suggested to work out a territorial national chart, with the clear pointing of directions of development and placing of the specialized zones on the separate types of agricultural produce, raw material and food. Productive potential of every region of country comes forward a basic factor qualificatory the level of development of interregional food connections. The Eurasian economic union can an interlink come forward for creation of such regional, interregional and intergovernmental clusters of food stuffs. The article provides backup potential to overcome the current problems of food security of the country.
Keywords: agroprodovol'stvennyy market; agrarian policy; market niche; importozameschenie; consumer prices; agricultural produce; embargo; profitability; expert.
REFERENCES
1. Аltuhоv A.I. Russia needs new agrarian politics // Economist. 2014. №8.
2. Altuhоv A.I. national agrarian politics is basis of development of territorial-branch division of labor in agroindustrial complex // of Agroindustrial complex: economy, management. 2014. № 3. С.63-67.
3. Bаlаеvа S.I. Forming and food market of fruit products of Каbаrdinо-Bаlkаrskоi Republic // development is Audit and financial analysis. 2015. №1.
4. Lipnichki Т. Imported substitution as factor of providing of economic development of агроhyjuj productions // of Aroindustrial complex: economy, management. 2014. №3. С. 63-67.
5. Government program of development of agriculture and adjusting of markets of agricultural produce, raw material and food on 2013-2010 year (in the release of decision of Government of Russian Federation from 19.12.2014. № 1421).
6. Regions of Russia. Statistical collection. 2014.
7. Тkаchеv A.N. Conference on questions of agriculture the Rostov area//Agrarian economics and reprocessors.2015. №10. С.3-7.
8. ^ека1т V. Imported substitution without strategy: influence on development of AnK of Russia // Agrarian economics. 2015. №10. С. 11-14.
9. Network edition of "RIA News" Офиц. Web-site [Electronic resource] it is access Mode: http://ria.ru//.
10. Research and information agency of "AHK-Inform" Ofich. Web-site [Electronic resource] it is access Mode: http://www.apk-inform.com/ru/.