Научная статья на тему 'Агрохимическая научная школа Омского государственного аграрного университета'

Агрохимическая научная школа Омского государственного аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCHOOL OF SCIENCES / АГРОХИМИЯ / КАФЕДРА / CHAIR / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ДИАГНОСТИКА ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ / AGRO CHEMISTRY / DIAGNOSTICS OF FOOD OF PLANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобренко Игорь Александрович

Представлен анализ развития научной агрохимической школы Омского аграрного университета со времени создания кафедры агрохимии до сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобренко Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrochemical school of sciences of the Omsk state agrarian university

The analysis of development of scientific agrochemical school of Omsk agrarian university since creation of chair of agro chemistry is submitted so far.

Текст научной работы на тему «Агрохимическая научная школа Омского государственного аграрного университета»

SUMMARY

N.G. Kazydub, S.P. Kuzmin, N.A. Shitikov

Results of the state test of new grades of haricot, OMGAU's selection of P.A. Stolypin

In article to be told about results of the state test of new grades of selection of OMGAU of P.A. Stolypin Ryzhkova's Memories, Gold of Siberia, Lukerya.

Keywords: selection study, leguminous cultures, haricot, grade, selection, hybrid population.

УДК 631.811 И.А. Бобренко

АГРОХИМИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Представлен анализ развития научной агрохимической школы Омского аграрного университета со времени создания кафедры агрохимии до сегодняшнего дня.

Ключевые слова: научная школа, агрохимия, кафедра, методология, диагностика питания растений.

Агрохимическая научно-педагогическая школа Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ) может рассматриваться как дочерняя по отношению к школе Д.Н. Прянишникова - основоположника отечественной агрохимии как в организационном плане, так и в методическом.

Кафедра агрохимии ОмГАУ организована в 1926 г. учеником Д.Н. Прянишникова Е.В. Бобко. В 1932 г. заведующим кафедры агрохимии стал А.З. Ламбин.

А.З. Ламбин начал работать с 1926 г. в лаборатории Д.Н. Прянишникова в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. После окончания аспирантуры А.З. Ламбин занимал должность его помощника по агрохимической опытной станции [1, 6, 14].

Благодаря усилиям Д.Н. Прянишникова и его учеников и единомышленников произошло самоопределение агрохимии как науки по отношению к смежным отраслям знания: биохимии, физиологии растений, почвоведению, земледелию; становление собственной агрохимической программы. Процесс проходил в дискуссиях с представителями конкурирующих программ, отрицавшими специфику предмета и метод агрохимии как самостоятельной научной дисциплины, отвергавшими перспективность ее развития в стране. До сих пор иногда высказываются сомнения в необходимости развития производства минеральных удобрений. Часто их противопоставляют органическим и даже пытаются оспаривать целесообразность существования агрономической химии как науки, изучающей вопросы питания растений и круговорот элементов питания в природе. Дискуссия шла между сторонниками школ Д.Н. Прянишникова и В.Р. Вильямса, считавшего единственным условием повышения плодородия во всех районах страны смесь многолетних бобовых и злаковых трав.

В основе исследовательской программы школы Д.Н. Прянишникова была идея единства плодородия почвы и питания растений с использованием удобрений, вошедшая в науку как знаменитый «треугольник Прянишникова», раскрывающий взаимосвязь почвы (ее физических, химических и других свойств) с питанием растений (биохимическими и физиологическими процессами), количеством и свойствами удобрений.

© Бобренко И.А., 2013

Методологический срез исследовательской программы Д.Н. Прянишникова требовал планомерного систематического изучения эффективности использования удобрений с учетом основных типов почв. Методология поднималась от эмпирического уровня к теоретическому, основываясь на данных химии, биохимии, химии растений, почв и удобрений. Практическая направленность программы Д.Н. Прянишникова была ориентирована на проведение географических опытов по единым схемам и методикам по выявлению эффективности использования минеральных удобрений на основных типах почв. Такие опыты проведены в 1926-1930 гг. В них участвовали 317 опытных учреждений всех сельскохозяйственных районов страны. Поставлено 3808 полевых опытов. «По своим масштабам, единству плана, методов и схем опытов, а также огромному значению полученных результатов для народного хозяйства и познания географических закономерностей действия удобрений работа до сих пор является непревзойденной и единственной мире» [7, 8].

На основе исследований не только перестраивалась система земледелия в стране, но и создавались новые отрасли промышленности. В 1919 г. организован Научный институт по удобрениям при Высшем совете народного хозяйства (в настоящее время НИУИФ - Научный институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. профессора Я.В. Самойлова). В 1928 г. при Совнаркоме создан комитет по химизации народного хозяйства. Только с начала 30-х гг. началось строительство больших туковых заводов. Революционными агрохимическими новациями исследовательской программы научной школы Д.Н. Прянишникова заложены основы новых исследовательских традиций отрасли. Эти традиции были восприняты агрохимической научной школой Омского сельскохозяйственного института (ОмСХИ).

Преемственность происходила по основным параметрам исследовательской программы: концептуальному, методологическому, практическому. Но агрохимическая школа ОмСХИ не остановилась на традициях школы Д.Н. Прянишникова. Новации состояли в том, что идея единства почвы, растения, удобрений конкретизировалась применительно к особенностям почвенно-климатических условий Сибири, расширилась предметная сфера исследований: наряду с макроэлементами началось изучение микроэлементов.

Методологическая составляющая исследовательской программы Омской агрохимической школы также основывалась на традициях школы Прянишникова: использовались лабораторный, вегетационный и полевой методы. Новации в области методологии представлены основами комплексного метода почвенно-растительной диагностики минерального питания растений.

Сотрудники научной агрохимической школы ОмСХИ добивались практических результатов. Была проведена оценка агрохимических свойств пахотных почв черноземов, солонцов, началось изучение режимов минеральных соединений азота и подвижных форм фосфора и калия, определение их доли в повышении урожая зерновых, кормовых и овощных культур. Исследования имеют и в настоящее время большое практическое значение [7, 8].

Анализ логико-методологического аспекта взаимосвязи традиций и новаций в развитии исследовательских программ не будет полным без учета институциональных факторов: организации в 1922 г. при кафедре общего земледелия в составе Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства в г. Омске лаборатории сельскохозяйственного анализа, открытия в 1926 г. кафедры частного земледелия, специальных культур и учения об удобрении, что явилось основой формирования кафедры агрохимии. Но материальные и институциональные факторы сами по себе не решают проблемы развития научного знания. Только благодаря деятельности конкретных ученых становятся возможными новации в науке, ими сохраняется преемственность традиций, формируются новые нормы, правила, установки, задающие основания для будущих новаций и традиций. В период становления научной агрохимической школы в Сибирском сельскохозяйственном институте большую роль сыграли ученики Д.Н. Прянишникова - профессор Е.В. Бобко (первый заведующий кафедрой агро-

химии с 1926 по 1929 г.) и профессор А.З. Ламбин (руководил кафедрой с 1932 по 1964 г.) -очень образованные, эрудированные, талантливые ученые - организаторы науки.

Евгений Васильевич Бобко, ближайший ученик и помощник академика Прянишникова, обладал выдающимися способностями и упорством в познании науки. В 1912 г. он закончил химико-естественное отделение Киевского университета, затем учился в Московском сельскохозяйственном институте (ныне - Тимирязевская академия), работал под руководством Д.Н. Прянишникова. За несколько лет в Омске Е.В. Бобко удалось организовать кафедру агрохимии, расширить созданную в 1922 г. лабораторию сельскохозяйственного анализа, пополнить ее новыми приборами, реактивами, химической посудой. «Площадь лабораторных помещений была доведена до 200 м2, заново организована научно-исследовательская лаборатория, созданы условия для работы ассистента, лаборанта, выделена отдельная комната для весовой. В ведение кафедры передан вегетационный домик, построенный в 1925 г. На участке вегетационного домика построен склад-сарай для хранения вегетационных сосудов и другого оборудования, сторожевой домик, в котором размещены перегонный куб и летняя лаборатория» [7, 8].

Особую роль в создании омской научной агрохимической школы сыграл профессор А.З. Ламбин. Как ученый А.З. Ламбин исключительно талантлив, принципиален, предан науке, отличался огромным трудолюбием, обладал феноменальной памятью, был прекрасным методистом. Отношение к делу смог передать своим ученикам - Э.Д. Орловой, Ю.И. Ермохину, H.H. Арефьевой, Н.К. Болдыреву, H.H. Майбороде, В.В. Нестерову, Н.П. Шерстову и др. [2, 3, 9].

Как видим, научные традиции передаются не только через основные концепции и методы познания. Большую роль играет личность лидера: его исследовательский талант, нравственные качества, организаторские способности.

Таким образом, в период зарождения и формирования научной агрохимической школы ОмСХИ произошло становление исследовательской программы на основе традиций школы Д.Н. Прянишникова. Но преемственность научных школ сочеталась с новационными явлениями в концептуальной, методологической, практической составляющих исследовательской программы. Школа агрохимии на этом этапе носила преимущественно научно-образовательный характер. Ее основная задача состояла в подготовке кадров для науки и сельскохозяйственного производства.

В последующий период (с 70-х гг. ХХ в. и по настоящее время) исследовательская программа вышла за рамки научно-педагогической школы, расширившись до уровня научного направления с сохранением научно-педагогических традиций.

Накоплен большой объем информации, создана солидная материально-техническая база, качественный прорыв произошел по всем основным направлениям развития исследовательской программы: логико-методологическому, практическому, институциональному. Программа приобрела комплексный характер, соединив фундаментальные и прикладные исследования, образовательные технологии, производственную деятельность в единое - в создание УНПК (учебно-научно-производственного комплекса) с целью подготовки высококвалифицированных специалистов и бакалавров. Опираясь на традиции школы Д.Н. Прянишникова, омская научная школа вышла на принципиально новый уровень осмысления вопросов питания растений. Теперь уже исследовались не только параметры урожайности, но и что особенно важно, - показатели качества производимой продукции. Развивалось направление растительной диагностики, у истоков которого в 50-х годах стоял Николай Константинович Болдырев. Особую значимость приобрела методология интеграционной системы почвенно-растительной диагностики, разрабатываемая Юрием Ивановичем Ермохиным и его учениками. Интеграция науки, образования и производства получила институциональное оформление - была открыта проблемная лаборатория «Диагностика минерального питания и качества урожая сельскохозяйственных культур». Происходило это в ситуации, когда закрывались

аналогичные лаборатории при сельскохозяйственных вузах страны. В настоящее время это единственная работающая в данном направлении лаборатория не только в аграрных вузах, но и в академических научных институтах России. Ежегодно лаборатория питания растений принимает на производственную практику до 30 студентов факультета агрохимии, почвоведения и экологии. Именно в лаборатории трудились и сегодня трудятся аспиранты и преподаватели и вместе с ними студенты, начиная со второго и третьего курсов. Здесь рождаются научные открытия, о которых в дальнейшем докладывают на конференциях различных уровней, намечаются поездки студентов с докладами в различные вузы страны.

Без участия лаборатории питания растений не прошло ни одно всесоюзное совещание по почвенно-растительной диагностике. Лаборатория и кафедра - активные члены региональных совещаний по химизации сельского хозяйства, международных совещаний по минеральным удобрениям, разработке метода растительной диагностики стран-участниц СЭВ, международных коллоквиумов по оптимизации минерального питания сельскохозяйственных культур (Ганновер - Германия, Братислава - Чехословакия, Будапешт - Венгрия и др.) [4, 5, 9, 15]. Кафедра - активный член Агрохимэкосодружества стран СНГ [10-12].

При кафедре активно работают аспирантура и докторантура. На сегодня в общей сложности научную школу профессора Ю.И. Ермохина представляют более 60 аспирантов, соискателей, докторантов.

Лаборатория и кафедра за активное участие в НИР, внедрение достижений в учебный процесс и сельскохозяйственное производство приглашались Министерством высшего профессионального образования на ВДНХ для проведения семинаров «Комплексная система почвенно-растительной диагностики ОмСХИ», «Подготовка специалистов и вклад ученых высших учебных заведений Сибири в решение комплексно-целевых программ регионов». Лаборатория тесно связана с учебным процессом через учебно-научно-производственный комплекс. УНПК кафедры был представлен на ВДНХ (г. Москва), Всероссийской выставке (г. Томск), выставке НТТМ (г. Барнаул). Комплексный творческий молодежный коллектив (КТМК - студенты и сотрудники лаборатории) был награжден дипломами, грамотами ЦК, памятным призом ЦК, медалями ВДНХ за активную учебно-научно-исследовательскую работу и внедрение достижений в практику производства и учебный процесс. На семинаре высших сельскохозяйственных учебных заведений страны практическая работа УНПК лаборатории получила высокую оценку, а за разработку перспективного научного направления в агрохимии лаборатория совместно с кафедрой награждена различными наградами всероссийского уровня [15].

Руководителем в течение многих лет и вдохновителем научной школы в данный период является доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель наук России, академик Международной академии аграрного образования, лауреат премии академика Д.Н. Прянишникова Юрий Иванович Ермохин. Целеустремленность, прекрасные организаторские способности, тяга к науке проявились у Юрия Ивановича уже в студенческие годы. Будучи студентом плодоовощного отделения агрономического факультета, он провел научные исследования по теме «Влияние микроэлементов на урожайность репчатого лука, огурцов, столовой свеклы». На основе полученных результатов защитил дипломную работу, один из немногих решившийся на такой поступок.

Созданная Ю.И. Ермохиным научная школа тесно связана с новым перспективным фи-зиолого-биохимическим направлением в агрохимии - почвенно-растительной оперативной диагностикой минерального питания, эффективности удобрений, величины и качества урожая. По данной комплексной теме под руководством Ю.И. Ермохина защищено 36 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Его ученики - доктора и кандидаты наук - работают в Омске, Тюмени, Челябинске, Астане, Пензе, Свердловске, Барнауле, Новосибирске, Петропавловске, Надыме, Германии. Преподают на семи кафедрах ОмГАУ, две из которых возглавляют (И.А. Бобренко, Ю.А. Азаренко, Л.М. Лихоманова, В.П. Кормин, А.В. Синдирева,

Е.Г. Бобренко, Е.А. Скудаева, Н.К. Трубина, Н.В. Гоман, Н.А. Пархоменко, А.Ф. Иванов, Н.М. Невенчанная, О.Д. Шойкин и др.). В настоящее время десять аспирантов, один докторант и два соискателя на степень доктора наук успешно проводят исследования, решая ключевые проблемы в области интеграционной системы диагностики минерального питания растений.

Ю.И. Ермохиным опубликовано более 450 работ, в том числе 20 учебных пособий и 15 монографий, ряд методических указаний и лекций, которые составили основу базовой научной, учебной и методической литературы при подготовке высококвалифицированных кадров агрохимиков-почвоведов, агроэкологов, агрономов [13, 15].

В настоящее время при сохранении положительных традиций научной школы идет развитие концептуального и методологического содержания исследовательской программы, решаются практические задачи. Но определяющим фактором позитивной направленности этих изменений являются усилия исследователей, их самоотверженность, как старшего, так и нового поколений. Однако современная наука не может держаться только на энтузиазме ее представителей. Нужна материальная постоянно обновляющаяся в соответствии с последними достижениями база. Очень хочется, чтобы заложенные несколькими поколениями ученых омской агрохимической научной школы исследовательские традиции были не только приняты новой научной сменой, но и подняты на новый уровень, позволяющий рационально, комплексно решать проблемы урожайности с учетом количества и качества продукции.

Проблема взаимодействия традиций и новаций является актуальной для нашего времени. Без традиций произойдет разрыв связи между поколениями, без новаций грозит ограниченность, консервация в развитии. Взаимосвязь традиций и новаций особенно отчетливо видима в науке, выражая противоречивость ее внутренней природы, механизма саморегуляции научной деятельности. Эта взаимосвязь проявляется специфическим образом в силу своеобразных ценностных ориентаций: с одной стороны - установки на истинность научных результатов, с другой - на их новизну. Характер взаимодействия традиций и новаций в науке зависит также от социальных факторов, сложившихся в данной системе ценностей, норм, установок, под влиянием которых формируется мировоззрение ученого. Традиции и новации как способы саморегуляции научной деятельности проявляются на разных уровнях ее организации: от общеинституционального до индивидуального. Взаимопереход этих уровней осуществляется в научном сообществе, одним вариантов которого является научная школа.

Основной системной единицей анализа деятельности научной школы является исследовательская программа. Можно выделить три важнейших структурных элемента исследовательской программы: теоретическое ядро, представленное основными концепциями, методологию и практическую реализацию результатов.

На первом этапе формирования научной агрохимической школы ОмСХИ становление концептуального ядра исследовательской программы происходило на основе идеи единства плодородия почвы и питания растений с использованием удобрений. Сохранялась преемственность и в области методологии: единство вегетационного, полевого и лабораторного методов и практической направленности программ - повышения урожайности. Но на этапе становления научно-педагогической школы профессора Ю.И. Ермохина в ОмГАУ стали очевидными новации в структуре исследовательской программы и в области методологии: идея единства почвы и растений - «научиться понимать язык растений и оно расскажет вам о своем самочувствии и недугах». На основе теоретических моделей и методических основ управления активным плодородием почв, режимом питания растений для получения планируемых урожаев в Сибири в качественном и количественном отношениях разработана «ИСПРОД» -гибкая система удобрения полей.

Особенности взаимодействия традиций и новаций в развитии исследовательской программы научной агрохимической школы ОмГАУ заключались в том, что инновационные достижения вышли на первый план. При сохранении концептуальной основы приемы нова-

ции обрели иное качество. Это выразилось в комплексности исследований, соединении фундаментальных и прикладных исследований, внедренческой работы. Институциональное оформление комплексных исследований проявилось в организации учебно-научно-производственного комплекса по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Агрохимия и агропочвоведение». Под руководством доктора сельскохозяйственных наук, профессора Ю.И. Ермохина развивается новое для школы комплексное научное направление - экологическая агрохимия.

В сферу изучения этой науки входит исследование сопряженности целого комплекса процессов, определяющих поведение элементов в почве, и их взаимодействия с растением. Приоритетное направление в настоящем и будущем - создание сбалансированного элементного состава сельскохозяйственной продукции - основа нормального развития любого животного и растительного организма. Эти новации широко используются в исследовании, ибо проблема ограничивается точными разработками нормирования содержания ксенобиотиков в природных объектах, а в итоге проблемами сбалансированного элементного состава растений [16].

Значимость результата научного поиска и внедрение, признание в стране и за рубежом позволяют сказать, что программа вышла за рамки научно-педагогической школы и при сохранении данного статуса рассматривается как научное направление. Исследования научно-педагогической школы, руководителем которой является заслуженный деятель науки России, профессор Ю.И. Ермохин, направлены на разработку теории и методов биологического нормирования состояния плодородия почв, изучение динамики и закономерности трансформации, прогноза поведения радионуклидов, тяжелых металлов и других токсикантов в системе почва - удобрение - растение - животное.

Список литературы

1. Амельянчик, О.А. Александр Захарович Ламбин. Развитие агрохимии в Сибири в трудах А.З. Ламбина / О.А. Амельянчик // Проблемы агрохимии и экологии. - 2009. - № 2. - С. 64-65.

2. Бобренко, И.А. Агрохимическая научно-педагогическая школа профессора Ю.И. Ермохина / И.А. Бобренко // Агрохимическое и экологическое состояние почв и растений Западной Сибири : сб. науч. тр. -Омск : Вариант-Омск, 2008. - С. 6-15.

3. Бобренко, И.А. Научно-исследовательская работа студентов факультета агрохимии, почвоведения и экологии / И.А. Бобренко, Н.Ф. Кочегарова // Актуальные проблемы агрохимии, почвоведения и экологии Омской области : сб. студ. работ, посвященный 45-летию факультета агрохимии, почвоведения и экологии Омского государственного аграрного университета. - Омск : Вариант-Омск, 2010. - С. 3-6.

4. Бобренко, И.А. Факультету агрохимии, почвоведения и экологии - 40 лет / И.А. Бобренко // Вестн. Ом. гос. аграр. ун-та. - 2004. - № 3. - С. 3-5.

5. Бобренко, И.А. Факультету агрохимии, почвоведения и экологии - 45 лет // Проблемы агрохимии, почвоведения и экологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 45-летию факультета агрохимии, почвоведения и экологии Омского государственного аграрного университета. - Омск : Вариант-Омск. - 2009. -С. 3-6.

6. Ермохин Юрий Иванович (к 70-летию со дня рождения) : биобиблиографический указатель / И.А. Бобренко [и др.]. - Омск : Вариант-Омск. - 2005. - 52 с.

7. Ермохин, Ю.И. Агрохимия в Омском государственном аграрном университете / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Агрохимия в высших учебных заведениях России. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - С. 48-57.

8. Ермохин, Ю.И. Агрохимия вчера, сегодня, завтра : монография / Ю.И. Ермохин. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2001. - 64 с.

9. Ермохин, Ю.И. Взаимодействие научного потенциала вуза и агрохимической службы / Ю.И. Ермохин, В.М. Красницкий // Плодородие. - 2009. - № 6. - С. 4-6.

10. Ермохин, Ю.И. Информация о Международном симпозиуме Агрохимэкосодружества / Ю.И. Ермохин // Проблемы агрохимии и экологии. - 2009. - № 2. - С. 56-58.

11. Ермохин, Ю.И. Кафедра агрохимии / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Вестн. Ом. гос. аграр. ун-та. -2004. - № 3. - С. 11-15.

12. Ермохин, Ю.И. Краткая история агрохимии : лекция / Ю.И. Ермохин, Л.М. Лихоманова, Н.В. Ми-хальская ; ФГОУ ВПО ОмГАУ. - Омск, 2007. - 45 с.

13. Ермохин, Ю.И. Симпозиум содружества ученых-агрохимиков и агроэкологов стран СНГ (Национальный аграрный университет, Украина, Киев, 18-20 июня 2008 г.) / Ю.И. Ермохин // Агрохимия. - 2009. -№ 2. - С. 96.

14. Ламбин, А.З. Кафедра агрохимии / А.З. Ламбин // Тр. ОмСХИ. - 1958. - Т. 32. - Вып. 1. - С. 60-67.

15. Научно-педагогическая школа «Интеграционная система почвенно-растительной оперативной диагностики питания растений» : руководитель заслуженный деятель науки России, лауреат государственной премии им. Прянишникова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Юрий Иванович Ермохин / И.А. Боб-ренко [и др.]. - Омск : Вариант-Омск, 2010. - 76 с.

16. Научные школы факультета агрохимии, почвоведения и экологии - продолжатели идей В.И. Вернадского / А.В. Синдирева [и др.] // Творческое наследие В.И. Вернадского - в трудах молодых ученых и студентов : сб. материалов науч.-практ. конф., посвященной 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского. - Омск : Вариант-Омск, 2013. - С. 3-10.

SUMMARY

I.A. Bobrenko

Agrochemical school of sciences of the Omsk state agrarian university

The analysis of development of scientific agrochemical school of Omsk agrarian university since creation of chair of agro chemistry is submitted so far.

Keywords: school of sciences, agro chemistry, chair, methodology, diagnostics of food of plants.

УДК 631.51:631.445(571.1) Л.В. Юшкевич, В.Л. Ершов

ПРИМЕНЕНИЕ СОЛОМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ В ЗАСУШЛИВОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Представлены результаты длительных стационарных опытов применения минимальных обработок почвы и соломы на черноземных почвах лесостепи Западной Сибири. В лесостепных агроландшафтах эффективность нулевой обработки при выращивания зерновых культур уступает ресурсосберегающим комбинированным системам.

Ключевые слова: плодородие почвы, солома, обработки: минимальная, нулевая, отвальная; агрофизические свойства почвы, гербициды, урожайность зерновых.

Введение

В Западно-Сибирском регионе, имеющем в земельном фонде 19,4 млн га пашни, зерновые культуры занимают около 52-54%, основная площадь посева (84%) сконцентрирована в лесостепных и степных агроландшафтах. В Омской области агроэкосистемы зерновых культур занимают более 2 млн га, из них 80-85% также в лесостепных и степных агроландшафтах с годовым количеством осадков менее 400 мл.

Исследованиями, проведенными в засушливых регионах, установлено: систематическое внесение на поверхность поля измельченной соломы оказывает положительное влияние на сохранение почвенной влаги, снижение дефляции, агрегатный состав, увеличение органического вещества, биологическую активность, урожайность зерна и сокращает затраты на уборку соломы [1, 2, 3].

Длительное применение безотвальных приемов обработки почвы с внесением измельченной соломы на полях способствует со временем изменению почвенных процессов, соотношению группового состава микроорганизмов и в целом биологической активности верхне-

© Юшкевич Л.В., Ершов В.Л., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.