Научная статья на тему 'АГРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КОМИ РЕСПУБЛИКИ)'

АГРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КОМИ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОМИ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР УРО РАН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов В.А.

Рассмотрено становление и развитие академических экономических исследований северного сельского хозяйства и села. Представлены этапы, направления и основные результаты исследований более чем за 70- летний период. Выявлена проблематика исследований в период становления агроэкономической науки, представленная вопросами укрепления кормовой базы животноводства, экономики производства малотранспортабельных продуктов сельского хозяйства, путей снижения себестоимости продукции. Дана оценка влияния электрификации сельских территорий на развитие аграрной отрасли. Обоснованы возможности и практические рекомендации введения денежной оплаты труда в колхозах. Показаны направления исследований в плановой экономике и в ходе рыночных реформ. В 1960-1980-е гг. экономистыаграрники в своих исследованиях акцентировали внимание на совершенствование размещения, зональной, внутрирайонной и внутрихозяйственной специализации сельскохозяйственного производства. В связи с осуществлением экономической реформы в сельском хозяйстве во второй половине 1960-х гг. изучался опыт, возможности работы совхозов на принципах полного хозрасчета. Обоснованы направления и пути роста эффективности интенсификации и индустриализации аграрного производства. С целью распространения новшеств в сельском хозяйстве Европейского Севера обобщен опыт передовых сельхозорганизаций. Выявлены предпосылки формирования регионального АПК и продуктовых подкомплексов. Показаны связи Коми, Кольского и Карельского филиалов АН СССР по совместному исследованию развития агропродовольственного хозяйства народностей Севера, Комплексной программы НТП в АПК Европейского Севера на перспективу. В условиях рыночной трансформации исследования были сосредоточены на продовольственном обеспечении населения, особенностях земельной реформы на Севере. Разработаны предложения по формированию многоукладной аграрной экономики, определена роль различных социальных типов хозяйств в самообеспечении населения продуктами питания. Развиты методологические положения трансформации аграрной отрасли в инновационную систему, предложена модель агроинновационной системы Республики Коми. Изучены региональные особенности формирования и развития института сельскохозяйственного консультирования. Выявлены необходимость, особенности, условия и факторы устойчивого развития аграрного сектора. Обоснована необходимость сохранения и развития аграрного сектора сельской периферии. Дана оценка последствий рыночных реформ на развитие аграрного сектора и сельских территорий. Выявлена специфика управления продовольственной безопасностью, предложена концепция продовольственного обеспечения населения арктических территорий. Для Арктического субрегиона Евро-Северо-Востока разработана Стратегия развития оленеводства. Обоснованы теоретико-методологические подходы к выработке системы государственного регулирования устойчивого сельского развития. Предложено сочетание территориального и отраслевого подхода к сельскому развитию. Раскрыто содержание, обоснованы методологические и практические подходы к стратегическому управлению сельским хозяйством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRO-ECONOMIC RESEARCH IN THE SUBJECTS OF THE NORTH AND THE ARCTIC (EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC)

Formation and development of academic economic research of Northern agriculture and rural areas are considered. The stages, directions and main results of research for more than 70 years are presented. Identified research questions in the formative period agro-economic science, presented on strengthening the fodder base of animal husbandry, economy of production allotransplantation agricultural products, ways to reduce the cost of production. The impact of rural electrification on the development of the agricultural sector is assessed. The article substantiates the possibilities and practical recommendations for introducing monetary remuneration in collective farms. Research directions in the planned economy and in the course of market reforms are shown. In the 1960s and 1980s, agricultural economists in their research focused on the impact on improving the location, zonal, intra-district and on-farm specialization of agricultural production. In connection with the implementation of economic reform in agriculture in the second half of the 1960s, the experience and possibilities of state farms operating on the principles of full self-financing were studied. The directions and ways of increasing the efficiency of interpretation and industrialization of agricultural production are substantiated. In order to spread innovations in agriculture in the European North, the experience of advanced agricultural organizations is summarized. Prerequisites for the formation of regional agribusiness and products of subcomplexes are revealed. The article shows the relations of the Komi, Kola and Karelian branches of the USSR Academy of Sciences on joint research of the development of agri-food economy of the peoples of the North, a Comprehensive program of NTP in the agro-industrial complex of the European North for the future. In the context of market transformation, research focused on the food supply of the population. Features of land reform in the North. Proposals for the formation of a multi-structured agricultural economy are developed, and the role of various social types of farms in self-sufficiency of the population with food is determined. The methodological provisions of the transformation of the agricultural sector into an innovative system are developed, and a model of the agro-innovation system of the Komi Republic is proposed. Regional features of formation and development of the Institute of agricultural consulting are studied. The necessity, features, conditions and factors of sustainable development of the agricultural sector are identified. The necessity of preserving and developing the agricultural sector of the rural periphery is justified. The impact of market reforms on the development of the agricultural sector and rural areas is assessed. The specifics of food security management are revealed, and the concept of food security for the population of the Arctic territories is proposed. A strategy for the development of reindeer husbandry has been developed for the Arctic sub-region of the Euro-northeast. Theoretical and methodological approaches to the development of a system of state regulation of sustainable rural development are substantiated. A combination of territorial and sectoral approaches to rural development is proposed. The content is revealed, methodological and practical approaches to strategic management of agriculture are justified.

Текст научной работы на тему «АГРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КОМИ РЕСПУБЛИКИ)»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА INFORMATION PLATFORM

Агроэкономические исследования в субъектах Севера и Арктики (на примере Коми Республики)

Agro-Economic Research in the Subjects of the North and the Arctic (Example of the Komi Republic)

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-108

УДК 33:43:001(470.13)

В. А. Иванов, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми научного центра Уральского отделения РАН (Сыктывкар, Россия)

V. A. Ivanov, Institute of socio-economic and energy problems of the North of the Komi Research center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Syktyvkar, Russia)

Рассмотрено становление и развитие академических экономических исследований северного сельского хозяйства и села. Представлены этапы, направления и основные результаты исследований более чем за 70-летний период. Выявлена проблематика исследований в период становления агроэкономической науки, представленная вопросами укрепления кормовой базы животноводства, экономики производства малотранспортабельных продуктов сельского хозяйства, путей снижения себестоимости продукции. Дана оценка влияния электрификации сельских территорий на развитие аграрной отрасли. Обоснованы возможности и практические рекомендации введения денежной оплаты труда в колхозах. Показаны направления исследований в плановой экономике и в ходе рыночных реформ. В 1960-1980-е гг. экономисты-аграрники в своих исследованиях акцентировали внимание на совершенствование размещения, зональной, внутрирайонной и внутрихозяйственной специализации сельскохозяйственного производства. В связи с осуществлением экономической реформы в сельском хозяйстве во второй половине 1960-х гг. изучался опыт, возможности работы совхозов на принципах полного хозрасчета. Обоснованы направления и пути роста эффективности интенсификации и индустриализации аграрного производства. С целью распространения новшеств в сельском хозяйстве Европейского Севера обобщен опыт передовых сельхозорганизаций. Выявлены предпосылки формирования регионального АПК и продуктовых подкомплексов. Показаны связи Коми, Кольского и Карельского филиалов АН СССР по совместному исследованию развития агропродовольственного хозяйства народностей Севера, Комплексной программы НТП в АПК Европейского Севера на перспективу. В условиях рыночной трансформации исследования были сосредоточены на продовольственном обеспечении населения, особенностях земельной реформы на Севере. Разработаны предложения по формированию многоукладной аграрной экономики, определена роль различных социальных типов хозяйств в самообеспечении населения продуктами питания. Развиты методологические положения трансформации аграрной отрасли в инновационную систему, предложена модель агроинновационной системы Республики Коми. Изучены региональные особенности формирования и развития института сельскохозяйственного консультирования. Выявлены необходимость, особенности, условия и факторы устойчивого развития аграрного сектора. Обоснована необходимость сохранения и развития аграрного сектора сельской периферии. Дана оценка

последствий рыночных реформ на развитие аграрного сектора и сельских территорий. Выявлена специфика управления продовольственной безопасностью, предложена концепция продовольственного обеспечения населения арктических территорий. Для Арктического субрегиона Евро-Северо-Востока разработана Стратегия развития оленеводства. Обоснованы теоретико-методологические подходы к выработке системы государственного регулирования устойчивого сельского развития. Предложено сочетание территориального и отраслевого подхода к сельскому развитию. Раскрыто содержание, обоснованы методологические и практические подходы к стратегическому управлению сельским хозяйством.

Ключевые слова: агроэкономические исследования, Коми научный центр УрО РАН, сельское хозяйство, сельское развитие, этапы исследований, направления и результаты исследований, Республика Коми, Арктическая зона.

Formation and development of academic economic research of Northern agriculture and rural areas are considered. The stages, directions and main results of research for more than 70 years are presented. Identified research questions in the formative period agro-economic science, presented on strengthening the fodder base of animal husbandry, economy of production allotransplantation agricultural products, ways to reduce the cost of production. The impact of rural electrification on the development of the agricultural sector is assessed. The article substantiates the possibilities and practical recommendations for introducing monetary remuneration in collective farms. Research directions in the planned economy and in the course of market reforms are shown. In the 1960s and 1980s, agricultural economists in their research focused on the impact on improving the location, zonal, intra-district and on-farm specialization of agricultural production. In connection with the implementation of economic reform in agriculture in the second half of the 1960s, the experience and possibilities of state farms operating on the principles of full self-financing were studied. The directions and ways of increasing the efficiency of interpretation and industrialization of agricultural production are substantiated. In order to spread innovations in agriculture in the European North, the experience of advanced agricultural organizations is summarized. Prerequisites for the formation of regional agribusiness and products of subcomplexes are revealed. The article shows the relations of the Komi, Kola and Karelian branches of the USSR Academy of Sciences on joint research of the development of agri-food economy of the peoples of the North, a Comprehensive program of NTP in the agro-industrial complex of the European North for the future. In the context of market transformation, research focused on the food supply of the population. Features of land reform in the North. Proposals for the formation of a multi-structured agricultural economy are developed, and the role of various social types of farms in self-sufficiency of the population with food is determined. The methodological provisions of the transformation of the agricultural sector into an innovative system are developed, and a model of the agro-innovation system of the Komi Republic is proposed. Regional features of formation and development of the Institute of agricultural consulting are studied. The necessity, features, conditions and factors of sustainable development of the agricultural sector are identified. The necessity of preserving and developing the agricultural sector of the rural periphery is justified. The impact of market reforms on the development of the agricultural sector and rural areas is assessed. The specifics of food security management are revealed, and the concept of food security for the population of the Arctic territories is proposed. A strategy for the development of reindeer husbandry has been developed for the Arctic sub-region of the Euro-northeast. Theoretical and methodological approaches to the development of a system of state regulation of sustainable rural development are substantiated. A combination of territorial and sectoral approaches to rural development is proposed. The content is revealed, methodological and practical approaches to strategic management of agriculture are justified.

Keywords: Agro-economic research, Komi scientific center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Agriculture, rural development, research stages, directions and results, Komi Republic, Arctic territories.

Введение

История научных исследований сельского хозяйства в Коми охватывает более чем 100-летний период. В 1911 г. распоряжением департамента земледелия России в с. Усть-Цильма была открыта Печорская сельскохозяйственная опытная станция, основателем и первым директором которой стал А.В. Жу -равский. Он доказал (с учетом исторического опыта местного населения) возможность ведения сельского хозяйства в высоких широтах [1].

В годы Великой Отечественной войны в г. Сыктывкар были эвакуированы Северная база АН СССР из Арктической обл. и Кольская база АН СССР из г. Кировска Мурманской обл. В 1944 г. при реэвакуации академических учреждений при ходатайстве республиканских органов власти в Сыктывкаре создана база Академии наук СССР (с 1949 г. — Коми филиал АН СССР, с 1988 г. — Коми научный центр УрО РАН СССР). Благодаря появлению академического учреждения в республике развернулись широкомасштабные научные исследования, в том числе по сельскому хозяйству.

В декабре 2019 г. Федеральный исследовательский центр «Коми НЦ УрО РАН» отметил 75-летний юбилей академической науки на Европейском Северо-Востоке России. История науки показана в работах [2; 3].

В настоящее время изучением вопросов сельского хозяйства занимаются Институт агробиотехноло-гий, Институт биологии, Институт физиологии, Институт химии и Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. Научные исследования по сельскому хозяйству в республике проводят более 50 сотрудников, в том числе 12 докторов и 20 кандидатов наук.

Экономическую науку всегда отличало повышенное внимание к развитию северного сельского хозяйства и села. Ученые экономисты-аграрники исходили из следующих базовых положений:

• село и аграрный сектор выполняют важнейшие народнохозяйственные функции — производственную (обеспечение продовольственной безопасности), социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную, пространственно-коммуникационную, социального контроля, политическую;

• социально-экономическое развитие села рассматривается в тесной взаимосвязи с городом, обеспечивающим село промышленными товарами и услугами, подготовку квалифицированных кадров, научным и информационным обслуживанием;

• сельские территории и аграрный сектор в зоне Севера могут устойчиво развиваться при всемерной государственной поддержке;

• государственная политика сельского развития и государственная аграрная политика должны быть взаимосвязаны и учитывать местные условия.

Цель работы — показать направления и обобщить результаты экономических исследований по сельскому хозяйству в Коми республике более чем за 70-летний период.

Становление экономических исследований по сельскому хозяйству

История академических агроэкономических исследований уходит в первые послевоенные годы. В 1948 г. в составе Коми Базы Академии наук СССР было организовано 12 секторов, в том числе сектор растительных ресурсов. Первым заведующим сектора стал к.г.н. А.С. Быстрозеров, позднее возглавивший исследования по экономике сельского хозяйства. Под его руководством и при его непосредствен -ном участии проведены исследования состояния земельных фондов и кормовой базы животноводства южных районов Коми, по обоснованию перспектив развития сельского хозяйства в связи с электрификацией сельских территорий.

Со второй половины 1950-х гг. в связи с интенсивным освоением природных ресурсов региона и быстрым ростом населения остро встала проблема ускоренного наращивания производства молока, мяса, картофеля и овощей. Широкое развитие получили подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий. Накануне рыночной реформы в Воркуте и Инте производилось 100 % овощей и молока, мяса — 76 и 70 % соответственно. Доля подсобных сельских хозяйств в целом по республике составила: по мясу — 23 %, молоку — 27 %, картофелю — 10 % и овощам — 15 %.

Проблематика агроэкономических исследований в эти годы была представлена такими вопросами, как экономика производства малотранспортабельных продуктов сельского хозяйства, пути снижения себестоимости продукции. Группой экономистов-аграрников в составе В. П. Василенко, Д. А. Коновалова, Г. В. Канева под руководством к.э.н. Р. Н. Ченцова проводились исследования по внедрению денежной, гарантированной оплаты труда в колхозах. Были обоснованы объективная необходимость и практическая возможность введения денежной оплаты труда колхозников, определены основные условия и принципы ее введения, рассмотрены источники формирования фонда денежной оплаты труда, предложены денежные расценки и рациональная тарификация работ, рекомендации по внедрению хозрасчета. По результатам исследования были разработаны практические рекомендации об основных принципах внедрения денежной оплата труда в колхозах [4]. Сотрудники выезжали непосредственно в колхозы и совхозы и оказывали практическую помощь в совершенствовании оплаты труда, налаживании экономической работы.

Развитие агроэкономических исследований в 1960-1980 гг.

Дальнейшее развитие исследования по аграрной экономике получили в 60-е годы прошлого столетия. В 1962 г. в Отделе экономики Коми филиала АН СССР был организован сектор экономики сельского и северного хозяйства, который возглавил к.э.н. (впоследствии д.э.н.) В. П. Василенко. В первой половине

деятельности исследования акцентировали внимание на совершенствовании внутрихозяйственных отношений, системы оплаты труда в сельхозпредприятиях, рациональном использовании техники, резервах сокращения затрат труда в сельском хозяйстве [5].

Со второй половины 1960-х гг. основное внимание в исследованиях уделялось размещению, зональной, внутрирайонной и внутрихозяйственной специализации сельскохозяйственного производства, рациональному использованию трудовых ресурсов и материальному стимулированию труда [6; 7]. Обоб-щающие результаты по вопросам размещения и специализации сельского хозяйства освещены в монографии В. П. Василенко [8]. Им выделены зоны специализации сельского хозяйства в областях и автономных республиках Европейского Севера, даны рекомендации по совершенствованию внутрихозяйственной специализации сельхозпредприятий.

С середины 1960-х гг. в сельском хозяйстве и промышленности началась осуществляться хозяйственная реформа. Основным звеном реформы в аграрном секторе выступал полный хозяйственный расчет. Первоочередное внимание экономисты-аграрники уделяли исследованиям экономической реформы в сельском хозяйстве Европейского Севера, освещению опыта перехода первых аграрных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования, разработке рекомендаций по созданию условий для эффективной работы предприятий по новой системе хозяйствования [9].

Масштабные преобразования с середины 1970-х гг. по развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР акцентировали внимание сотрудников сектора экономики сельского хозяйства под руководством к.э.н. (впоследствии д.э.н.) Г. В. Канева на проблемах ускорения темпов интенсификации и индустриализации, расширенного воспроизводства сельского хозяйства, эффективности сельскохозяйственного производства на Европейском Севере [10-13].

К наиболее важным работам по изучению региональных условий и особенностей сельскохозяйственного производства, повышению эффективности местной сельскохозяйственной базы на Европейском Севере, обоснованию приоритетных направлений развития интенсификации в областях и автономных республиках Северо-Запада РСФСР относятся монографические исследования Г. В. Канева и В. А. Иванова [14-15].

Сотрудники сектора принимали активное участие в разработке научно обоснованной системы ведения сельского хозяйства и развития продуктовых подкомплексов. В региональной системе ведения агропромышленного производства применительно к конкретным природно-экономическим условиям предлагались пути реализации достижений научно-технического прогресса в растениеводстве и животноводстве, безотходные и малоотходные технологии в перерабатывающей промышленности, а также совершенствование экономических отношений в АПК.

Решающим условием успешной реализации региональной продовольственной программы является углубление и совершенствование связей сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства, пропорциональное и сбалансированное развитие регионального АПК, всемерное повышение его производственно-технического потенциала. Это обусловливало необходимость со второй половины 1980-х гг. всестороннего изучения аграрно-промышленных связей, разработки научных основ и практических путей их совершенствования и развития. Основные результаты исследований сотрудников сектора по формированию и развитию АПК Северного региона были обобщены в публикациях [16-17], рассматривающих состав и границы регионального АПК, концепцию его развития, основные направления укрепления материально-технической базы, совершенствования экономических отношений и социального развития села.

На Европейском Севере имелось немало хозяйств, которые использовали передовые технологии и другие нововведения. Сотрудники сектора в 70-е и 80-е гг. прошлого столетия уделяли большое внимание обобщению и распространению опыта передовых сельскохозяйственных предприятий региона [1820].

В 1980-е гг. сложились тесные связи Коми, Кольского и Карельского филиалов АН СССР. Результатами совместных научно-исследовательских работ стали Схема развития сельского и охотничье-про-мыслового хозяйства районов проживания народностей Севера, Комплексная программа НТП АПК Европейского Севера на 1986-2005 гг. Сектор экономики сельского хозяйства Коми филиала АН СССР являлся головным разработчиком и координатором этих исследований.

С образованием в начале 1988 г. Института экономических и социальных проблем Севера начались исследования, связанные с созданием условий для социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За короткое время был организован научный коллектив и начались интенсивные исследования по данному направлению, нашедшие обобщения в публикациях [21-22].

Исследования в период рыночной трансформации

Новый импульс увеличению исследований по аграрной экономике и развитию северного села придала трансформация экономической и политической системы России в начале 1990-х гг. В условиях рыночной экономики перестала действовать существующая десятилетия система обеспечения населения Севера продуктами питания. В эти годы исследования лаборатории аграрной экономики были акцентированы на разработку и обоснование методологического и методического подхода к решению продовольственной проблемы и механизмов их реализации, определение роли различных социальных типов хозяйств в продовольственном обеспечении населения, изучение особенностей и основных направлений реформирования земельных отношений на Севере, организационно-экономическим формам аграрных предприятий [23-24].

Одним из основных в тематике исследований лаборатории является социальное направление, обеспечение высокого уровня и качества жизни для всех социальных групп и слоев деревни, создание полноценной среды обитания сельских жителей [25]. Северная деревня рассматривается в качестве объекта системного изучения, как поселенческая, производственно-экономическая и культурно-бытовая среда жизни сельского населения. Научная и практическая актуальность системного изучения северной деревни обусловлена как недостаточной исследованностью ее социально-экономических проблем в условиях перехода общества на рыночные отношения, так и тем, что процессы экономического и социального развития общества тесно взаимосвязаны и во многом предопределяют друг друга.

Результаты исследования показали, что северная деревня находится в глубоком социально-экономическом кризисе. Аграрные преобразования не дали позитивных результатов и привели не к росту эффективности агропромышленного производства и повышению уровня жизни сельского населения, а к стратегии выживания, к обострению социальных проблем. Переход к рынку с использованием монетаристских подходов привел более чем к двукратному сокращению местной продовольственной базы. Разрушена материально-техническая база села, произошла деиндустриализация сельского хозяйства, усилился разрыв в уровне жизни сельского и городского населения. Состояние социально-трудовой сферы на селе в 1,4 раза, а уровень доходов в 2 раза ниже, чем в городе.

Выполненные сотрудниками лаборатории аграрной экономики в 2001-2005 гг. исследования по совершенствованию системы государственного регулирования АПК северного региона позволили обосновать необходимость усиления государственного регулирования отраслей комплекса, форм, методов и инструментов его регулирования, разработать модель и концептуальные направления совершенствования государственного регулирования агропромышленного производства и сельского предпринимательства, принципы формирования инвестиционной деятельности в АПК. Эти исследования обобщены в монографии [26].

В настоящее время в экономике формируется новый инновационный тип воспроизводства. Особенно велико значение инновационного развития для выхода аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивого функционирования и развития сельскохозяйственного производства, а также других сфер АПК, обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, решения проблем продовольственной безопасности страны. Используя новые технологии в производстве, решается проблема занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. В связи с этим исследования лаборатории в последние годы акцентированы на разработке методологических положений по совершенствованию управления инновационным развитием регионального АПК. На основе результатов исследований определена сущность, обоснованы специфика и классификация инноваций применительно к агропромышленному производству, выявлены возможности и ограничения инновационного развития, разработана модель управления инновационной деятельностью. Разработаны методологические положения трансформации аграрной отрасли в инновационную систему, создана концептуальная модель агроинновационной системы региона [27-28]. В период 2010-2015 гг. исследована необходимость создания в Республике Коми системы сельскохозяйственного консультирования, рассмотрены региональные особенности формирования информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве, обусловленные сложившимися типами аграрных структур, обеспеченностью кадровым и научно-образовательным потенциалом, инновационной активностью сельхозоргани-заций и крестьянско-фермерских хозяйств. Проанализировано современное состояние деятельности консультационной службы. Установлено, что сельско-хозяйственное консультирование в республике находится на начальном этапе развития. Основные направления деятельности службы связаны с консультированием, проведением обучающих мероприятий и изданием информационных материалов. Кон-

сультационная служба не занимается пропагандой и внедрением инновационных технологий, не участвует в формировании планов прикладных научных разработок.

Обоснованы направления развития института сельскохозяйственного консультирования, связанные с формированием межмуниципальных консультационных центров, кадровым и финансовым обеспечением служб, с совершенствованием форм взаимодействия службы аграрного консультирования с субъектами инновационной системы. С учетом особенностей аграрного производства предложена модель формирования региональной системы сельскохозяйственного консультирования, позволяющая увеличить охват сельхозтоваропроизводителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, распространить инновации для средних и малых форм аграрных структур, повысить уровень интеграции службы с аграрной наукой и образованием. Создание такой структуры консультирования обеспечит также экономию расходов на обслуживание сельхозтоваропроизводителей и населения. Обоснованы приоритетные направления участи службы сельскохозяйственного консультирования в освоении и трансферте инноваций в аграрное производство [29].

Нарастание глобальных экологических проблем, возникновение локальных кризисов и катастроф антропогенного происхождения, угрозы для выживания человечества привели к необходимости устойчивого развития. Проблема устойчивого развития особенно актуальна для аграрного сектора и сельских территорий.

В процессе исследования установлено, что устойчивое развитие аграрного сектора определяется тесно взаимосвязанными составляющими — экономической, социальной и экологической. Основными критериями устойчивого экономического развития являются рост производства безопасных продуктов питания в целях удовлетворения потребностей в них населения, обеспечение экономической эффективности производства, позволяющей вести расширенное воспроизводство. Социальная составляющая устойчивого развития включает повышение уровня и качества жизни крестьян, стабилизацию демографических и миграционных процессов на селе. Стабильное, равновесное природопользование связано с обеспечением в настоящее время и в долгосрочной перспективе устойчивости агросистем, улучшением качества окружающей среды и сохранением природных ресурсов. Устойчивое экологическое развитие сельского хозяйства позволит избежать ухудшения состояния и потери обрабатываемых земель, увеличить плодородие почвы. Установлено, что только при сбалансированности экономической, социальной и экологической составляющих обеспечивается устойчивое развитие отрасли в течение длительного времени.

Оценка устойчивости сельского хозяйства в дореформенный период показала, что аграрная политика в 1960-1980-е гг. способствовала экономической и социальной устойчивости отрасли. Сложившаяся в условиях трансформации экономических отношений негативная внешняя среда привела к нарушению равновесия и потере большинством аграрных организаций устойчивости.

Исследованы влияние аграрной реформы на устойчивость отдельных отраслей и социальных типов хозяйств, их адаптация к изменяющимся условиям внешней среды. Установлено, что с середины 1990-х гг. в республике устойчиво функционирует на основе саморегулирования мясное птицеводство. Наличие в продовольственном подкомплексе высококвалифицированной управленческой команды обеспечило рациональное использование имеющегося экономического потенциала и адаптацию к изменяющимся условиям рыночной среды. Сельхозорганизации, специализирующиеся на производстве яиц, свинины, оленины и рыбы, при сохранении господдержки способны динамично развиваться.

Устойчивое функционирование в 1990-е гг. показали хозяйства населения, которые оказались более приспособленными к рынку и практически без всякой поддержки государства в условиях кризиса наращивали производство продукции. В последнее десятилетие наблюдается абсолютное и относительное сокращение производства продукции в хозяйствах населения. Абсолютное их большинство относится к потребительскому типу.

Более 90 % аграрных предприятий отрасли скотоводства в период рыночных преобразований утратили экономическую и социальную устойчивость. Они без внешней помощи не в состоянии получать достаточную прибыль для наращивания производственного потенциала и осуществлять расширенное производство. Использование только внутренних факторов недостаточно для устойчивости ведущей отрасли региона.

Содержание, состояние, направления и механизмы устойчивого развития агарного сектора и сельских территорий обобщены в монографии [30].

В период рыночных реформ в периферийных сельских районах Республики Коми произошло разрушение материально-технической базы сельского хозяйства, резкое сокращение обрабатываемых сель-

хозземель, поголовья животных, численности работников, ухудшение их профессионального уровня и качества жизни, падение производства всех видов аграрной продукции. Сохранение и развитие аграрного сектора сельской периферии обусловили необходимость исследования возможностей, ограничений и научного обоснования приоритетов и механизмов технико-технологического и социально-экономического развития отрасли [31].

Оценка последствий рыночной реформы на ситуацию в аграрной сфере и на сельских территориях

Большое внимание в исследованиях экономистов-аграрников уделялось оценке последствий рыночных реформ на развитие аграрного сектора и сельских территорий. Выявлены ключевые проблемы развития сельского хозяйства Республики Коми: разрушение материально-технической базы отрасли из-за недостатка инвестиций; увеличение износа основных фондов; резкое сокращение обрабатываемых сельскохозяйственных земель, поголовья скота и птицы, численности работников; ухудшение состояния сельхозземель; узость сферы приложения труда из-за сокращения аграрного производства и неразвитости несельскохозяйственных видов деятельности; дефицит и низкий качественный состав руководителей, специалистов и кадров массовых профессий; низкая оплата труда.

Рыночная трансформация обострила исторически существовавшие проблемы села. На сельских территориях северного региона наблюдаются: неполная реализация природного и трудового потенциала сельских территорий; низкий уровень инвестиций в инфраструктуру и в отрасли сельской экономики; обезлюдение сельских территорий; значительная дифференциация в доходах и качестве жизни сельского населения; неразвитость и деградация объектов сельской инфраструктуры; прекращение за годы рыночных реформ строительства сельских дорог; ограниченный доступ сельских жителей к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов; недостаточный уровень и нестабильность финансирования программ развития сельских территорий, ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями; слабость местного самоуправления [32-33].

Экономические исследования арктического сельского хозяйства

Вовлечение в хозяйственный оборот арктических территорий, которые являются ресурсной кладовой экономики России, обострили проблему продовольственного обеспечения населения в экстремальных природных условиях. В исследованиях сотрудники ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН развили взгляды на содержание и выявили специфику управления продовольственной безопасностью Арктики. Продовольственная безопасность населения зоны Арктики понимается как физическая и экономическая доступность продовольствия, качество и безопасность пищевых продуктов для потребителей. Физическая доступность продовольствия определяется наличием как собственных, так и завозных продуктов питания для стабильного обеспечения всех социальных групп в соответствии с научно обоснованными нормами потребления.

Выявлены специфические особенности продовольственной безопасности населения арктических территорий:

• низкая продовольственная самообеспеченность в силу ограниченных возможностей производства продукции и зависимость обеспечения населения продовольствием от ввоза. Уровень самообеспечения населения Арктической зоны Российской Федерации (АЗРИФ) картофелем составляет 1,2 %, овощами — 0,4 %, мясом — 13,2 %, молоком — 4,3 %, яйцом — 0,6 %. Основу продовольственного обеспечения населения формирует ввоз продуктов питания из других районов страны и из-за рубежа;

• низкая численность сельского населения и обеспеченность сельскохозяйственными ресурсами. Доля сельского населения в Арктической зоне составляет 12 % против 26 % в целом по России. Здесь по сравнению зоной Севера значительно ниже обеспеченность биологическими ресурсами за исключением поголовья оленей на душу населения;

• неразвитость агропродовольственной сферы и сельской инфраструктуры;

• отсутствие устойчивых связей с ареалами производства продуктов питания, завозимых в арктические и субарктические регионы;

• очаговый характер расселения и сезонная доставка продовольствия в глубинные районы.

Разработана концепция продовольственного обеспечения населения арктических территорий, основанная на увеличении производства местной аграрной продукции, создании предприятий по ее пере-

работке, хранению и реализации продуктов питания, формировании тыловых продовольственных баз в прилегающих благоприятных сельскохозяйственных зонах, а также на завозе продовольствия из сельскохозяйственных регионов России. Такой подход позволит ликвидировать зависимость АЗРФ от импортного продовольствия.

С целью развития сельского хозяйства с помощью SWOT-анализа для Арктического субрегиона Европейского Северо-Востока России исследованы его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В качестве благоприятных условий и возможностей развития аграрного сектора отмечены следующие. Почти круглосуточное естественное освещение, достаточная увлажненность в период вегетации обеспечивают быстрый рост и способность растений в короткое время накапливать большой запас органических веществ. В составе сельхозугодий преобладают естественные сенокосы и пастбища, что позволяет успешно развивать скотоводство. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы пойменных лугов. Для улучшения продовольственного обеспечения населения имеются значительные рыбные ресурсы и потенциальные возможности для увеличения сбора и переработки дикоросов.

Арктические и приарктические территории имеют перспективные возможности для производства органической продукции. Помимо органической сельхозпродукции, на обширных экологических территориях можно собирать дикоросы (грибы, ягоды, березовый сок, дикий мед, лекарственные травы).

Продукция традиционных отраслей (оленеводства, рыболовства, охотничьих промыслов, сбор дикорастущих грибов и ягод) конкурентоспособна не только на региональном, но и национальном и международном рынках. Помимо мяса оленей и продуктов его переработки огромным спросом за рубежом, прежде всего в странах Азии, пользуются панты, эндокрино-ферментное сырье и кровь оленей.

Рассмотрены тенденции развития аграрного сектора в 197Q-1980-е гг. и в условиях рыночных преобразований. Установлено, что наиболее благоприятными для развития аграрного сектора и обеспечения местными продуктами питания был 20-летний период, предшествовавший современным ры -ночным реформам. Аграрная политика в дореформенный период, направленная на ускорение темпов интенсификации и индустриализации сельского хозяйства, обеспечила устойчивый рост производства продукции, производительности труда, улучшение качества жизни крестьян, повышение коэффици -ента продовольственного самообеспечения.

Установлено, что рыночные реформы, осуществляемые без учета специфических условий функци -онирования агропромыслового хозяйства, сопровождались падением производства аграрной продукции и снижением обеспечения населения местными продуктами питания.

Полученные результаты по продовольственному обеспечению населения арктических террито-рий, развитию сельского хозяйства обобщены в публикациях [3 4-35].

Для Арктического субрегиона Европейского Северо-Востока России разработана Стратегия разви -тия оленеводства [36].

Определены стратегические приоритеты развития оленеводства:

• модернизация отрасли, связанная со строительством убойных пунктов и холодильников с учетом стандартов Евросоюза, с глубокой переработкой пантов, ферментно-эндокринного сырья и крови оленей, оснащением оленеводческих хозяйств средствами связи, транспортом, созданием вдоль маршрутов выпаса оленей сети факторий, в которых разместятся электростанции, склады для хранения и подготовки к транспортировке продукции, магазины, фельдшерско-акушерские и ветеринарные пункты;

• интенсивное развитие отрасли (оптимизация структуры стада, установление оптимальных раз -меров оленьих стад, улучшение племенной работы, организация своевременного убоя оленей и раци -ональное использование субпродуктов, совершенствование стимулирования труда и быта оленево -дов);

• развитие лесного оленеводства на территории Усть-Цилемского, Ижемского, Печорского, Вук-тыльского, Сосногорского, Ухтинского, Троицко-Печорского и севера Усть-Куломского, Княжпогост-ского и Удорского районов Республики Коми. Преимуществами лесного оленеводства являются: до -стижение высокой упитанности и большого веса оленей; решение социально-экономических проблем оленеводов; расположение производства и глубокой переработки продуктов оленеводства вблизи рынков сбыта продукции;

• формирование эффективного механизма стратегического управления, включающего правовые, организационные и финансовые меры.

Исследование механизмов сельского развития

На протяжении длительного периода времени основное внимание исследователи как в стране, так и на территориях с неблагоприятными условиями аграрного производства уделяли вопросами функционирования агропродовольственных рынков, продовольственной безопасности, трансформации аграрного сектора в ходе рыночных реформ, развитию отдельных отраслей сельской экономики на инновационной основе, государственному регулированию АПК.

Отраслевой подход привел к нерациональному размещению производительных сил, низкому использованию высокого потенциала сельских территорий, неразвитости инженерной, социальной и рыночной инфраструктуры. Отраслевая политика оказалась малоэффективной, не способной решать многогранные проблемы сельских жителей и привела к глубокому кризису села. Сегодня сельская местность северных территорий характеризуется неразвитой инфраструктурой, низким уровнем и качеством жизни. Она отстала в технологическом, социально-экономическом и культурном плане от урбанизированной местности, отличается высокой внутрирегиональной дифференциацией по уровню социально-экономического развития. Северное село неспособно выполнять ряд важных народнохо-зяйственных функций (производственная, социально-демографическая, экологическая).

Преодоление указанных недостатков во многом связано с заменой отраслевого подхода новой по -литикой устойчивого сельского развития. Сейчас в развитых странах устойчивое развитие сельской местности является одной из главных целей региональной политики, тесно связана и согласуется с пространственным развитием. В нашей стране с учетом западного опыта регулирования сельского развития приняты программы развития агропродовольственного сектора и сельских территорий. Од -нако эти документы не решают комплексно проблемы развития сельских территорий. В них не разработаны механизмы, объемы финансовых средств недостаточны для реализации намеченных целей, отсутствует экспертный и общественный мониторинг программ. Для устойчивого сельского развития потребуются значительные финансовые ресурсы на формирование транспортной, инженерной и со -циально-культурной инфраструктуры.

Комплексное развитие сельских территорий связано с возрастанием роли государства в управле -нии политикой сельского развития и разработкой эффективных механизмов ее реализации. В процессе исследования выявлена необходимость усиления роли государства в развитии села и сельской экономики [37].

Предложены методы, механизмы и инструменты воздействия государства на сельское развитие, включающие административно-правовые меры; формирование рыночной, инженерной, информационной и социальной инфраструктуры; финансово-кредитные инструменты (субсидии, гранты, государственные инвестиции, льготное кредитование и налогообложение); стратегирование, программирова -ние и планирование; меры регулирования рынка продукции (госзаказ, залоговые операции, закупочные и товарные инвестиции, квотирование); ценовое регулирование.

В качестве инструмента регулирования обосновано применение системы планирования, базирующейся на стратегиях, прогнозах и программах сельского развития. Используя индикативное планирование, государственные органы доводят до сельхозтоваропроизводителей желательные объемы производства и закупок продукции, информируют их о ценах на рынках. Производители с учетом доведенных индикаторов формируют свои производственные программы.

Организация планирования потребует решить проблему кадров. Сейчас в стране экономическое образование не готовит экономистов для государственного управления, по отраслям народного хозяйства. Особенно актуальна подготовка экономистов для отраслей сельской экономики.

На сельских территориях северного региона преобладают малые формы хозяйствования. Для их стимулирования предлагается переориентировать бюджетные субсидии, предоставить льготные инновационные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные кредиты. Эффективной формой стимулирования развития фермерских хозяйств, семейных животноводческих ферм, потребительских кооперативов оказалась грантовая поддержка. Грантовую поддержку целесообразно распространить для начинающих предпринимателей других сфер сельской экономики. В качестве актуальных направлений совер -шенствования механизма госрегулирования субъектов сельской экономики также предлагаются:

• создание регионального фонда поддержки;

• компенсация из бюджета части затрат на новое оборудование, техническое перевооружение;

• возмещение части процентной ставки по кредитам;

• снижение административного давления, налоговой нагрузки и на субъекты малого и среднего предпринимательства;

• расширение доступа к рынкам сбыта продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов;

• значительное увеличение доли инвестиций в транспортную инфраструктуру.

Особое значение в устойчивом сельском развитии принадлежит стратегическому управлению. Стратегическое управление позволит выбрать приоритетные направления развития сельской экономики и сельской инфраструктуры, способствующие устойчивому и сбалансированному территориальному развитию, максимальному использованию природного и трудового потенциала, сокращению существенных различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований, повышению уровня и качества жизни сельского населения, выполнению селом многочисленных народнохозяй-ственных функций, обеспечению продовольственной независимости страны.

В основе подхода к формированию стратегического управления предложены следующие положения:

• правовое и организационное обеспечение Стратегий;

• определение финансовых источников и порядка их эффективного использования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация сотрудничества между государственными структурами и местным самоуправлением в разработке и реализации муниципальных стратегий и программ;

• участие хозяйствующих субъектов сельской экономики, граждан, общественных организаций, экспертов и научного сообщества в разработке и мониторинге Стратегий.

При разработке стратегий и программ важно учитывать природные, экономические, демографические и социальные особенности сельских муниципалитетов. Эти документы должны быть адаптированы к сельским и природным районам.

Методологические подходы и практические рекомендации по стратегическому управлению устойчивым социально-экономическим развитием аграрного сектора Республики Коми обобщены в публикациях [38].

Заключение

Эволюция экономических исследований сельского хозяйства прошла путь от изучения отдельных вопросов аграрной экономики до сочетания отраслевого и территориального подходов к сельскому развитию. В современных условиях устойчивое развитие сельских территорий и отраслей ее экономики рассматривается в тесной взаимосвязи. Это потребует усиления междисциплинарных исследований. Для их проведения, как показывает опыт европейских стран, целесообразно создание головного научного (образовательного) учреждения, тесно взаимодействующего с НИИ и вузами республики, экспертным сообществом, информационно-консультационной службой, региональными и муниципальными органами управления.

Полученные результаты агроэкономических исследований в период плановой экономики и на этапе рыночных преобразований использовались государственными местными органами управления, руководителями организаций аграрного сектора. Экономисты-аграрники принимали активное участие при подготовке региональных законов, программ по агропромышленному и сельскому развитию, Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г.

Коми филиал АН СССР (впоследствии — Коми научный центр УрО РАН) являлся базой для подготовки исследователей экономистов-аграрников. За прошедшие 60 лет закончили аспирантуру и успешно защитили кандидатскую диссертацию 16 человек, половина из них в первые два десятилетия.

Аспиранты 1960-х — начала 1971 гг. (впоследствии — д.э.н.) руководители агроэкономическими исследованиями: В. П. Василенко возглавлял сектор сельского и северного хозяйства в 1962-1969 гг., Г. В. Канев — сектор аграрных проблем (1969-1992 гг.), также был заместителем председателя президиума Коми филиала АН СССР и директором Института экономических и социальных проблем Севера; В. А. Иванов руководил лабораторией аграрной экономики (1992-2012 гг.).

Оценивая перспективы экономических аграрных исследований, отметим, что в среднесрочный период развитие будет идти по пессимистическому сценарию. Главная причина — разрушена «корневая система» воспроизводства научных кадров. В связи с осуществленной реформой высшего образования на периферии нет притока выпускников вузов в аспирантуру. В ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН уже более 10 лет нет притока молодых специалистов.

Список литературы

1. Журавский А. В. Избранные работы по вопросам сельскохозяйственного освоения Печорского Севера. Сыктывкар, 2007. 107 с.

2. Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук (1944-2019 гг.). Сыктывкар, 2019. 168 с.

3. Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук. Сыктывкар, 2019. 79 с.

4. Ченцов Р. Е. Денежная оплата труда в колхозах Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1960. 84 с.

5. Василенко В. П., Коновалов Д. А., Канев Г. В. и др. Резервы сокращения затрат в сельском хозяйстве Коми АССР. М.: Наука, 1965. 182 с.

6. Василенко В. П., Подоплелов В. П., Канев Г. В. и др. Хозрасчет и материальные стимулы в сельском хозяйстве Севера. М., 1969. 258 с.

7. Беляев В. В., Василенко В. П., Подоплелов В. П. Трудовые ресурсы и специализация сельского хозяйства. М., 1970. 164 с.

8. Василенко В. П. Внутрирайонная и внутрихозяйственная специализация в колхозах и совхозах. М.: Колос, 1967. 288 с.

9. Канев Г. В., Иванов В. А. Экономическая реформа в совхозах Европейского Севера. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1975. 52 с.

10. Иванов В. А. Эффективность интенсификации производства в совхозах Европейского Севера. М.: Наука, 1974. 165 с.

11. Василенко В. П., Иванов В. А., Беляев В. В. и др. Повышение эффективности растениеводства. Архангельск: Северо-Западное кн. изд-во, 1978. 86 с.

12. Мальцев В. И. Экономические основы индустриализации сельского хозяйства Севера. М.: Наука, 1985. 144 с.

13. Иванов В. А. Индустриализация птицеводства. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1988. 96 с.

14. Канев Г. В. Экономические проблемы сельского хозяйства Европейского Севера. М.: Наука, 1985. 141 с.

15. Иванов В. А. Интенсификация сельскохозяйственного производства: проблемы развития и эффективности. М.: Наука, 1990. 200 с.

16. Канев Г. В., Иванов В. А., Терентьев В. В. и др. Формирование агропромышленного комплекса Коми АССР. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН СССР, 1988. 144 с.

17. Канев Г. В., Иванов В. А., Терентьев В. В. и др. Развитие продуктовых подкомплексов в агропромышленном комплексе Коми АССР. Сыктывкар: Коми НЦ УрО АН СССР, 1990. 128 с.

18. Василенко В. П., Беляев В. В., Иванов В. А. и др. Укрепление экономики совхоза «Вельский». Архангельск: Северо-Западное кн. изд-во, 1975. 68 с.

19. Иванов В. А., Попов А. Е. По пути интенсификации. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983. 76 с.

20. Канев Г. В., Терентьев В. В. Совхоз «Ухта» на пути интенсификации. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1987. 96 с.

21. Егоров Е. Г., Сыроватский Д. И., Иванов В. А. и др. Концепция экономического и социального развития народностей Севера на период 1991-2005 гг. Якутск: ЯФСО АН СССР, 1988. 36 с.

22. Евдокимова Т. В., Иванов В. А., Микушева Т. Ю. Социально-экономические проблемы малочисленных народов Севера // Северный экономический район: проблемы, тенденции, перспективы развития. СПб: Наука, 1992. С. 105-113.

23. Иванов В. А., Кузиванова Л. А., Терентьев В. В. Продовольственное обеспечение населения Республики Коми в условиях рыночных преобразований. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1996. 92 с.

24. Иванов В. А., Мальцева И. С., Терентьев В. В. Земельные отношения и формирование многоукладной аграрной экономики в условиях Севера. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 131 с.

25. Иванов В. А., Терентьев В. В., Кузиванова Л. А. и др. Социально-экономические проблемы развития северной деревни. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2002. 336 с.

26. Иванов В. А., Терентьев В. В., Мустафаев А. А. и др. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2006. 322 с.

27. Иванов В. А. Развитие АПК северного региона на инновационной основе // Экономика региона. 2008. № 1 (13). С. 84-98.

28. Иванов В. А. АПК Республики Коми: возможности инновационного развития // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 6. С. 27-33.

29. Иванова Е. В. Сельскохозяйственное консультирование в системе инновационного развитая аграрного сектора северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 2. С. 284-300.

30. Иванов В. А., Пономарева А. С., Терентьев В. В. и др. Факторы и условия устойчивого развития агропродовольственного комплекса и сельских территорий Севера. Сыктывкар, 2011. 256 с.

31. Иванов В. А., Мальцева И. С., Пономарева А. С. и др. Особенности и механизмы модернизации аграрного сектора периферийных сельских районов северного региона: монография / науч. ред. В.Н. Лаженцев. Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2014. 204 с.

32. Иванов В. А., Иванова Е. В., Мальцева И. С. Аграрный сектор северного региона в условиях рыночной трансформации. Сыктывкар: ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2019. 250 с.

33. Иванов В. А. Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона // Проблемы развития территории. 2019. Вып. 4(102). С. 55-70.

34. Иванов В. А. Специфика, приоритеты и механизмы обеспечения продовольственной безопасности арктических и приарктических территорий Европейского Северо-Востока // Проблемы развития территорий. 2016. Вып. 2 (82). С. 50-64.

35. Иванов В. А., Иванова Е. В. Арктическая специфика продовольственного обеспечения и развития сельского хозяйства Европейского Северо-Востока России // Арктика: экология и экономика. 2017. № 2(26). С. 117-130.

36. Иванов В. А. Формирование стратегии развития оленеводства в Арктическом субрегионе европейского северо-востока России // Арктика: экология и экономика. 2019. № 3(35). С. 135-145.

37. Иванов В. А. Роль государства в развитии сельских территорий и экономики села Севера // Проблемы развития территории. 2019. Вып. 6. С. 21-39.

38. Иванов В. А. Методические и практические аспекты стратегического управления устойчивым развитием аграрного сектора северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 1. С. 16-33.

References

1. Zhuravsky A. V. lzbrannye raboty po voprosam sel'skohozyajstvennogo osvoeniya Pechorskogo Severa [Selected works on agricultural development of the Pechora North]. Syktyvkar, 2007. pp. 107. (In Russian).

2. Komi nauchnyj centr Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk (1944-2019 gg.) [Komi scientific center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences (1944-2019)]. Syktyvkar, 2019. pp. 168. (In Russian).

3. Komi nauchnyj centr Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk [Komi scientific center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences]. Syktyvkar, 2019. pp. 79. (In Russian).

4. Chentsov R. E. Denezhnaya oplata truda v kolhozah Komi ASSR [Monetary payment of labor in the collective farms of the Komi ASSR]. Syktyvkar: Komi publishing house, 1960. pp. 84. (In Russian).

5. Vasilenko V. P., Konovalov D. A., Kanev G. V. et al. Rezervy sokrashcheniya zatrat v sel'skom hozyajstve Komi ASSR [Reserves of cost reduction in agriculture of the Komi ASSR]. Moscow: Nauka, 1965. pp. 182. (In Russian).

6. Vasilenko V. P., Podoplelov V. P., Kanev G. V. et al. Hozraschet i material'nye stimuly v sel'skom hozyajstve Severa [Self-financing and material incentives in agriculture of the North]. Moscow, 1969. pp. 258. (In Russian).

7. Belyaev V. V., Vasilenko V. P., Podoplelov V. P. Trudovye resursy i specializa-ciya sel'skogo hozyajstva [Labor resources and specialization of agriculture]. Moscow, 1970. pp. 164. (In Russian).

8. Vasilenko V. P. Vnutrirajonnaya i vnutrihozyajstvennaya specializaciya v kolhozah i sovhozah [Intra-district and intrafarm specialization in collective farms and state farms]. Moscow: Ear, 1967. pp. 288. (In Russian).

9. Kanev G. V., Ivanov V. A. Ekonomicheskaya reforma v sovhozah Evropejskogo Seve-ra [Economic reform in state farms of the European North]. Syktyvkar: Komi branch of the USSR Academy of Sciences, 1975. pp. 52. (In Russian).

10. Ivanov V. A. Effektivnost' intensifikacii proizvodstva v sovhozah Evropej-skogo Severa [Efficiency of production intensification in state farms of the European North]. Moscow: Nauka, 1974. pp. 165. (In Russian).

11. Vasilenko V. P., Ivanov V. A., Belyaev V. V. et al. Povyshenie effektivnosti rastenievodstva [Improving the efficiency of crop production]. Arkhangelsk: North-Western publishing house, 1978, pp. 86. (In Russian).

12. Maltsev V. I. Ekonomicheskie osnovy industrializacii sel'skogo hozyajstva Severa [Economic bases of industrialization of agriculture of the North]. Moscow: Nauka, 1985. pp. 144. (In Russian).

13. Ivanov V. A. Industrializaciya pticevodstva [Industrialization of the poultry industry]. Syktyvkar: Komi publishing house, 1988. pp. 96. (In Russian).

14. Kanev G. V. Ekonomicheskie problemy sel'skogo hozyajstva Evropejskogo Severa [Economic problems of agriculture in the European North]. Moscow: Nauka, 1985. pp. 141. (In Russian).

15. Ivanov V. A. Intensifikaciya sel'skohozyajstvennogo proizvodstva: problemy razvitiya i effektivnosti [Intensification of agricultural production: problems of development and efficiency]. Moscow: Nauka, 1990. pp. 200. (In Russian).

16. Kanev G. V., Ivanov V. A., Terentyev V. V. et al. Formirovanie agropromyshlennogo kompleksa Komi ASSR [Formation of the agro-industrial complex of the Komi ASSR]. Syktyvkar: Komi scientific center of the USSR Academy of Sciences, 1988. pp. 144. (In Russian).

17. Kanev G. V., Ivanov V. A., Terentyev V. V. et al. Razvitie produktovyh podkompleksov v agropromyshlennom komplekse Komi ASSR [Development of product subcomplexes in the agro-industrial complex of the Komi ASSR]. Syktyvkar: Komi national research center of the USSR Academy of Sciences, 1990. pp. 128. (In Russian).

18. Vasilenko V. P., Belyaev V. V., Ivanov V. A. et al. Ukreplenie ekonomiki sovhoza «Vel'skij» [Strengthening the economy of the Velsky state farm]. Arkhangelsk: North-Western publishing house, 1975. pp. 68. (In Russian).

19. Ivanov V. A., Popov A. E. Po puti intensifikacii [On the way of intensification]. Syktyvkar: Komi publishing house, 1983. pp. 76. (In Russian).

20. Kanev G. V., Terentyev V. V. Sovhoz «Uhta» na puti intensifikacii [State farm "Ukhta" on the way of intensification]. Syktyvkar: Komi publishing house, 1987. pp. 96. (In Russian).

21. Egorov E. G., Syrovatsky D. I., Ivanov V. A. et al. Koncepciya ekonomicheskogo i social'nogo razvitiya narodnostej Severa na period 1991-2005gg. [Concept of economic and social development of the peoples of the North for the period 19912005]. Yakutsk: YAFSO of the USSR Academy of Sciences, 1988. pp. 36. (In Russian).

22. Evdokimova T. V., Ivanov V. A., Mikusheva T. Yu. Socio-economic problems of small peoples of the North. Severny^j ekonomicheskij rajon: problemy', tendencii, perspektivy' razvitiya [Northern economic region: problems, trends, development prospects]. Saint Petersburg: Nauka, 1992. pp. 105-113. (In Russian).

23. Ivanov V. A., Kuzivanova L. A., Terentyev V. V. Prodovol'stvennoe obespechenie naseleniya Respubliki Komi v usloviyah rynochnyh preobrazovanij [Food supply of the population of the Komi Republic in the conditions of market transformations]. Syktyvkar: Komi scientific center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, 1996. pp. 92. (In Russian).

24. Ivanov V. A., Maltseva I. S., Terentyev V. V. Zemel'nye otnosheniya iformiro-vanie mnogoukladnoj agrarnoj ekonomiki v usloviyah Severa [Land relations and the formation of a multi-layered agricultural economy in the North]. Yekaterinburg: Ural branch of the Russian Academy of Sciences, 1998. pp. 131. (In Russian).

25. Ivanov V. A., Terentyev V. V., Kuzivanova L. A. et al. Social'no-ekonomicheskie problemy razvitiya severnoj derevni [Socio-economic problems of the Northern village development]. Syktyvkar: Komi scientific center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, 2002. pp. 336. (In Russian).

26. Ivanov V. A., Terentyev V. V., Mustafaev A. A. et al. Formirovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya APK severnogo regio-na [Formation of the system of state regulation of agriculture in the Northern region]. Syktyvkar: Komi scientific center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, 2006. pp. 322. (In Russian).

27. Ivanov V. A. Development of the agro-industrial complex of the Northern region on an innovative basis. Ekonomika regiona [Regional economy], 2008, no. 1 (13). pp. 84-98. (In Russian).

28. Ivanov V. A. Agro-industrial complex of the Komi Republic: opportunities for innovative development. Problemy' teorii ipraktiki upravleniya [Problems of management theory and practice], 2008, no. 6. pp. 27-33. (In Russian).

29. Ivanova E. V. Agricultural consulting in the system of innovative development of the agricultural sector of the Northern region. Ekonomicheskie i sociaPny'e peremenyfakty) tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2017, Vol. 10, No. 2, pp. 284-300. (In Russian).

30. Ivanov V. A., Ponomareva A. S., Terentyev V. V. et al. Faktory i usloviya ustojchivogo razvitiya agroprodovol'stvennogo kompleksa i sel'skih territorij Severa [Factors and conditions of sustainable development of the agro-food complex and rural areas of the North]. Syktyvkar, 2011. pp. 256. (In Russian).

31. Ivanov V. A., Maltseva I. S., Ponomareva A. S. et al. Osobennosti i mekhanizmy modernizacii agrarnogo sektora periferijnyh sel'skih rajonov severnogo regiona: monografiya [Features and mechanisms of modernization of the agricultural sector of peripheral rural areas of the Northern region: monograph]. Scientific ed. by V. N. Lazhentsev. Syktyvkar: State educational institution of higher professional education Komi Republican Academy of State Service and Management, 2014. pp. 204. (In Russian).

32. Ivanov V. A., Ivanova E. V., Maltseva I. S. Agrarnyj sektor severnogo regiona v usloviyah rynochnoj transformacii [The Agricultural sector of the Northern region in the conditions of market transformation]. Syktyvkar: FITZ Komi NC Uro RAS, 2019. pp. 250. (In Russian).

33. Ivanov V. A. Features and directions of development of the village and economy of the rural territory of the Northern region. Problemy' razvitiya territorii [Problems of development of the territory], 2019, Issue 4 (102), pp. 55-70. (In Russian).

34. Ivanov V. A. Specifics, priorities and mechanisms for ensuring food security in the Arctic and near-Arctic territories of the European North-East. Problemy' razvitiya territorij [Problems of territory development], 2016, Issue 2 (82), pp. 50-64. (In Russian).

35. Ivanov V. A., Ivanova E. V. Arctic specifics of food supply and agricultural development in the European North-East of Russia. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: ecology and economy], 2017, No. 2 (26), pp. 117-130. (In Russian).

36. Ivanov V. A. Formation of a strategy for the development of reindeer husbandry in the Arctic sub-region of the European North-East of Russia. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: ecology and economics], 2019, No. 3 (35), pp. 135-145. (In Russian).

37. Ivanov V. A. the Role of the state in the development of rural territories and the economy of the village of the North. Problemy razvitiya territorii [Territory development problems], 2019, Vol. 6, pp. 21-39. (In Russian).

38. Ivanov V. A. Methodological and practical aspects of strategic management of sustainable development of the agricultural sector of the Northern region. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa. Vestnik Nauchno-issledovatePskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North. Bulletin of Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], 2019, No.1, pp. 1633. (In Russian).

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 4

Для цитирования: Иванов В. А. Агроэкономические исследования в субъектах севера и Арктики (пример Коми Республики) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4. С. 154-167. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-108

For citation: Ivanov V. A. Agro-economic research in the subjects of the North and the Arctic (example of the Komi Republic) / / Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 4. Р. 154-167. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.