Научная статья на тему 'Агроботаническая иллюстрация: история и современное состояние'

Агроботаническая иллюстрация: история и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
580
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ДЕТАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ / АГРОБОТАНИЧЕСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ / НАУЧНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / AGROBOTANICAL ILLUSTRATION / IMAGE DETAILS / AGROBOTANICAL ICONOGRAPHY / SCIENTIFIC ILLUSTRATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна, Лиханская Нина Петрована

В статье дано определение агроботанической иллюстрации, показаны ее возможности как ресурса для анализа в биологических исследованиях и ее значение в развитии агрономии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна, Лиханская Нина Петрована

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRO-BOTANICAL ILLUSTRATION: HISTORY AND CURRENT STATUS

The definition of agro-botanical illustration has been considered in this article, showing its capacity as a resource for analysis in biological research and its importance in the development of agronomy

Текст научной работы на тему «Агроботаническая иллюстрация: история и современное состояние»

УДК 001+378(025.2)

АГРОБОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Цаценко Людмила Владимировна

д.б.н., профессор, кафедра генетики, селекции и

семеноводства

Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина 13 1у1-1етпа@уап<1ех. ги

Лиханская Нина Петрована руководитель редакционного отдела Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина 13 /огти1а-аН@таи. ги

В статье дано определение агроботанической иллюстрации, показаны ее возможности как ресурса для анализа в биологических исследованиях и ее значение в развитии агрономии

Ключевые слова: АГРОБОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, ДЕТАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ, АГРОБОТАНИЧЕСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

UDC 001+378(025.2)

AGRO-BOTANICAL ILLUSTRATION: HISTORY AND CURRENT STATUS

Tcatcenko Luidmila Vladimirovna Dr.Sci.Biol., professor of the Chair of genetic, plant breeding and seeds

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia lvt-lemna@yandex. ru

Eichanskaya Nina Petrovna head of editorial Department

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia formula-art@mail. ru

The definition of agro-botanical illustration has been considered in this article, showing its capacity as a resource for analysis in biological research and its importance in the development of agronomy

Keywords: AGROBOTANICAL ILLUSTRATION, IMAGE DETAILS, AGROBOTANICAL ICONOGRAPHY, SCIENTIFIC ILLUSTRATION

Иллюстрации научного содержания являются неотъемлемой частью познания. Передача информации с помощью изображений позволяет наглядно и детально показать объект, сделать доступным понимание различных процессов. Изображения помогают провести анализ наблюдений и отобразить итоги исследований. В переводе с латинского термин «иллюстрация» означает пояснение, освещение, наглядное изображение.

В нашей работе мы хотели рассмотреть различные аспекты агроботанической иллюстрации, совершить краткий экскурс в ее историю, определить значение в развитии агрономической науки.

Целью использования агроботанической иллюстрации является получение объемной информации о сельскохозяйственных культурах, распространении и использовании, технологии их возделывания, получении знаний по истории интродукции растений. Агроботаническая иллюстрация делает возможным

каталогизацию сельскохозяйственных культур, наглядное представление стадий их развития, а также идентификацию по плодам, семенам, листьям и

другим признакам для определения сортовых, видовых и родовых отличий [1, 9]. Продуцируя рождение новых идей, научная иллюстрация в целом и агроботаническая иллюстрация в частности способствует развитию системного мышления, формированию творческого подхода к решению задач, поиску новых путей в исследовательской деятельности, демонстрации актуальности проведенных работ, объективному и эффектному отражению полученных результатов

Ботаническая иллюстрация является искусством изображения растений, их формы, цвета и так далее, она относится к отдельному жанру изобразительного искусства. Как нам представляется, агроботаническая иллюстрация охватывает большую область изображений, включает ботаническую иллюстрацию, пейзажи с видами агроландшафтов, жанровые сцены с сельскими мотивами, натюрморты, выполненные в различных техниках и материалах от живописи и графики до барельефов и гобеленов. На наш взгляд, агроботаническую иллюстрацию также можно рассматривать как отдельное направление в области научной иллюстрации, опосредованно представляющее сведения, полученные из широкого круга дисциплин. [5,7].

Мы находим примеры агроботанической иллюстрации в различных произведениях изобразительного искусства, изображения растений часто встречаются на монетах, книжных концовках и политипажах, в текстиле. Они являются излюбленными мотивами календарей, открыток и всевозможной инфографики.

Главным объектом агроботанической иллюстрации, как и иллюстрации ботанической, является растение. На протяжении всей истории человечества изображению представителей царства флоры уделялось особое внимание. Каждый вид имеет свой уникальный образ (архетип, габитус). Этот образ и узнает ботаник, агроном, исследователь при идентификации растений по изображению, а тонкие

морфологические особенности используются только для проверки первоначального определения [12]. Таким образом, в большинстве случаев определение вида идет не аналитическим, а синтетическим путем. Иллюстрации растений являются ценным источником для исследований в области генетики и таксономии, а также истории распространения культуры и ее практическом применении в прошлом и настоящем. В ботанической таксономии при установлении морфологических изменений, произошедших за период возделывания культуры, изображение растения может сыграть ключевую роль.

К одной из самых ранних агроботанических иллюстраций можно отнести изображение ассирийских жрецов, опьтляютттих цветки финиковой пальмы (рисунок 1). Ценность барельефа, датируемого 883-959 г. до н. э., заключается в том, что он дает представление об эволюции учения о половом размножении у растений. Вавилоняне считали мужскими те финиковые пальмы, которые не дают плодов. Однако, не понимая роли мужских и женских цветков в процессе оплодотворения, они на практике применяли метод искусственного опыления финиковых пальм [2]. В это время изображения, причисляемые нами к агроботаническим иллюстрациям, изобилуют различными элементами сельскохозяйственного труда: сбор урожая, пахота земли, обмолот хлебных злаков. Позднее в книжной миниатюре Месопотамии XIII в. появляются реалистические изображения растений с высокой степенью детализации (рисунок 2).

Рисунок 1 - Искусственное опыление цветков финиковой пальмы ассирийскими жрецами в ритуальных масках.

Барельеф эпохи Ашшурнасирпала II (883-859 г. до н. э.)

а) б)

Рисунок 2 - Миниатюры арабских художников:

а) Абдаллах Ибн Альф-Фадл «Дерево аспарагус и сцена охоты» (1224, Стамбул. Музей Айя-София);

б) - «Иона и кит» (1313-1314, Иран, Тебриз) - растение с плодами тыквы представлено очень детально [8]

В средние века ярким явлением в области агроботанической иллюстрации были альбомы Тасшпшп БапЦайБ (XIV в.). Это европейский аналог арабской книги XI в. Taqwim аЫЫш, написаной Ибн Бутланом. Книга посвящена здоровому образу жизни, в ней говорится о шести составляющих, гарантирующих превосходное здоровье. Популярность этого издания в средневековой Европе подтверждает использование слова 1ассшпо, что в современном итальянском языке означает любой вид карманного справочника, гида, ноутбука. С точки зрения агроботанической иллюстрации это издание интересно тем, что содержит описание 26 видов овощей, 33 - фруктов, 21 кулинарной и лекарственной травы, трех видов цветов и одного вида грибов - трюфелей (рисунок 3). Тасшпиш представляет интерес при изучении средневековой медицины, кулинарии и сельского хозяйства. В нем сделаны попытки таксономической идентификации некоторых растений, например, представлен один из самых ранних узнаваемых образов растения моркови [10, 11]. В рукописях Тасшпиш БапЦайБ присутствует ряд ботанических неточностей: изображение культур часто условны, размеры преувеличены, а пропорции между частями растений нарушены. И хотя для агроботанической иллюстрации важна точность передачи образа, данное издание в целом гораздо содержательнее, чем большинство подобных ему средневековых рукописей (рисунок 4).

Рисунок 3 - Иллюстрации из календарей Тасшпит Бапкайз (1390-1400): «Уборка пшеницы» (слева) и «Сбор огурцов" (справа).

Агроботанические иллюстрации часто печатаются рядом со словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных изданиях, они обладают способностью гармоничного соединения нескольких образов в целях объемной масштабной демонстрации объекта или явления.

Рисунок 4 -

«Уборка пшеницы». Гравюра. А. Майер. XI в. Германия (книжная концовка)

[3].

Художник выступает летописцем своего времени, отражая в творчестве свою эпоху, со свойственными его времени и стране этапами развития промышленности, сельского хозяйства и т. п. Изобразительное искусство позволяет увидеть все многообразие быта, особенности повседневной жизни. Поэтому картины с элементами земледельческого труда дают представление о рельефах местности, способах обработки почвы, использовании орудий и животных. Они воспитывают уважительное отношение к нелегкому и жизненно важному труду земледельца (рисунок 6).

Рисунок 6 - Питер Брейгель Старший. «Сенокос» (1565). Нидерланды

Агроботаническая иллюстрация в календарях, производимых французской селекционной фирмой Вильморен - прекрасный пример популяризации новых овощных культур, их видового разнообразия и интродукции. Французская компания Вильморен-Андриё возникла в XVIII в., ее более чем двухсотлетнее существование ознаменовалось введением в культуру свыше 450 видов и форм полезных растений, в том числе картофеля и сахарной свеклы. Создавая высокоурожайные сорта различных сельскохозяйственных культур, фирма занималась внедрением агрономических знаний. Первый иллюстрированный каталог появился в 1766 г., он включал изображения всех видов семян для огорода (овощных, зеленных, бобовых и тыквенных культур). Фирма Вильморен опубликовала свои великолепные иллюстрации в виде альбома, который включал 46 цветных репродукций [9]. Для создания этой работы были привлечены 15 художников агроботанической иконографии. Большинство из них проходило подготовку в качестве

художников-натуралистов в Ботаническом саду (бывший Royal Botanic Gardens). В их числе была Элиза Чампин, создавшая большинство лучших иллюстраций (рисунок 7 а). Кроме того, фирма Вильморен занималась распространением агрономических знаний посредством выпуска иллюстрированных буклетов с изображениями новых культур. Например, в 1885 г. вышел бюллетень с иллюстрациями и кратким описанием 45 овощных культур и их новых сортов.

В XIX в. наряду с календарями фирмы Вильморен в Европе стали популярными альбомы Бенари. Эрнст Бенари основал свою собственную компанию по семеноводству в 1843 г. в немецком городе Эрфурте. Уже в 1912 г. компания превратилась в одну из лучших семеноводческих фирм. Ее альбомы были опубликованы в Германии в 1876-1886 г. Эрнст Бенари создал причудливые иллюстрации из фруктов и овощей, которые затем были выгравированы Г. Северинсом и отпечатаны способом хромолитографии (рисунок 76). Издания пропагандировали знания о сельскохозяйственных растениях и служили своего рода каталогами видового и сортового разнообразия овощных культур.

а)

Виды перца Виды фасоли

Рисунок 7 - календари и альбомы XIX в. а) - «Овощные» календари Вильморен; б) - виды перца и фасоли, альбомы Бенари. Источник: Capsicums, or Chili Peppers. Illustration from Ernst Benary's «Album Benary»

Tab. XVII, 1876-82. Chromolithograph © The Trustees of the Royal Botanic Gardens

Мы упоминали о том, что агроботанические иллюстрации, дающие визуальное представление о каком-либо процессе могут быть выполнены в различных материалах и с помощью самых разнообразных техник, включая резьбу по дереву. Примером исторического обзора аграрного труда в России XIX в. является деревянная скульптура «Чудо-юдо рыба-кит» (рисунок 8), она дает представление о пахоте плугом, бороновании, обмолоте пшеницы на мельнице. Также мы видим здесь двупольную систему земледелия.

Рисунок 8 -

Чудо-юдо рыба-кит,

1947

А. Д. Зинин (1901-?) Московская область. Богородская резьба по дереву. Русский музей, г. Санкт-Пе тербург.+

Агроботанические иллюстрации, позволяющие получить самое точное представление о растениях и технологии их возделывания с помощью «ручного» рисунка, возможно, являются самым доступным способом передачи визуальной информации в рассматриваемой нами области (рисунок 9). С сожалением следует отметить, что в настоящее время современная агроботаническая иллюстрация не всегда оправданно уступает место фотографии. В последние десятилетия доля рисунков, акварелей, гравюр с тонкой детализацией образов становится все меньше.

а)

Рисунок 9 - иллюстрации в технике «ручного» рисунка: а) Уборка тыквы;

б) - этапы прорастания тыквы [4].

б)

Научная иллюстрация, в том числе и агроботаническая, сегодня, как и прежде, остается одним из действенных методов популяризации науки. Благодаря развитию технического прогресса у нее появились неведомые ранее фантастические возможности [6]. Благодаря внедрению современных технологий в этом типе иллюстраций произошли следующие значительные изменения:

- увеличилась доля изображений, выполненных с использованием средств компьютерной графики;

- уменьшилась доля иллюстраций, выполненных в технике «ручного» рисунка;

- увеличилась тиражирование однотипных изображений (не спасает даже их трансформация с помощью средств мультимедиа);

- лучшие образцы современных иллюстраций стали информативнее благодаря применению комбинированных способов их исполнения (например, создание 3-0 моделей в сочетании с возможностями средств мультимедиа).

Применение средств защиты на сахарной свекле

Рисунок 10 - Проявление действия средовых факторов на урожай кукурузы и гербицидов на посевах сахарной свеклы. Лаборатория Mark M.Miller (США).

гербицид гербицид

гербицид

гербицид

инсектицид

инсектицид

Необходимо отметить, что проводимая нами работа в области изучения изображений, относящихся к агроботаническим иллюстрациям, позволяет сделать вывод об их ценности и самодостаточности в качестве информационного ресурса в биологических исследованиях. Например, с помощью анализа иллюстраций древних книг и манускриптов можно установить видовое и сортовое разнообразие тех или иных культур, географию их распространения [13]. Кроме того, изображения позволяют судить о полиморфизме проявления признаков, они являются поставщиками наблюдательных сведений по археогенетике сельскохозяйственных растений.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в нашей стране отсутствуют издания, в которых агроботаническая иллюстрация рассматривалась бы в затронутых нами аспектах. Как нам представляется -популяризации агрономических знаний с помощью специализированных изданий с

иллюстрациями высокого уровня исполнения может сыграть значительную роль не только в агрономии, но и в других сферах науки, в области экологического и эстетического воспитания. На наш взгляд актуальность и ценность агроботанической иллюстрации, ее необходимость в современном научном и образовательном пространстве представляется самоочевидной.

Литература

1. Богатов В. В. Организация научно-исследовательских работ: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений В. В. Богатов. - Владивосток: Дальнаука, 2008.-259 с.

2. Гайсинович А. Е. Зарождение и развитие генетики А. Е. Гайсинович. - М.:Наука, 1988. -

424 с.

3. Гете И .В. Фауст И. В Гете. М.: «Мартин», 2007. - 416 с.

4. Лукьянец В. И., Тыквы, кабачок, патиссон. В. И. Лукьянец, В. И. Федоренко. Алма-Ата: Кайнар, 1979. - 146 с.

5. Минаков А. Техническая иллюстрация, как она есть А. Минаков [Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.nocom.ru]

6. Стрельникова Л. Детали мира Л. Стрельникова //Химия и жизнь, -2013-№1.-С. 15-17.

7. Тюхтин В. С. Синтез современного научного знания В. С Тюхтин. М.: «Колос», 2005. 382

с.

8. Хагедорн А. Исламское искусство А. Хагедорн, Н. Вольф. М.: Taschen: Арт-Родник, 2010,- 96 с.

9. Цаценко Л. В. Роль научной иллюстрации в истории биологии: статья/Л. В. Цаценко// Науч. журн. КубГАУ [Электронный ресурс. - Краснодар; КубГАУ, - 2012. № 10 (84). - Режим flocTyna:http://ej .kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf.]

10. Gill S. Picturing plants: an analytical history of botanical illustration. S Gill. - London University of California Press, 1995 - 189 p.

11. Janick J. Plant Iconography and art: source of information on horticultural technology //Bulletin UASVM Horticulture. 2010. -N67(1). - P. 11-23.

12. Einnaean Collection of the Herbarium of Moscow State University [Electronic resource]: Digital images. Comments. Historical review/S. A. Balandin, I .A. Gubanov, Ch. E. Jarvis, S. R. Majorov,

S. S. Simonov, D. D. Sokoloff, and S. V. Sukhov. - Russia, Moscow: Moscow State University. 2001. -CD-ROM.

13. Mazzola P. The agro-biodiversity of Sicily in ancient herbaria and illustrated works. P Mazzola, F. M Raimondo, R. Schicchi //Bocconea 16(1). 2003 - P.311 - 321.

References

1. Bogatov V. V. Organizacija nauchno-issledovatel'skih rabot: ucheb. posobie dlja stud, vysshih ucheb. zavedenij V. V. Bogatov. - Vladivostok: Dal'nauka, 2008.-259 s.

2. Gajsinovich A. E. Zarozhdenie i razvitie genetiki A. E. Gajsinovich. - M.:Nauka, 1988. - 424 s.

3. Gete I .V. Faust I. V Gete. M.: «Martin», 2007. - 416 s.

4. Luk'janec V. I., Tykvy, kabachok, patisson. V. I. Luk'janec, V. I. Fedorenko. Alma-Ata: Kajnar, 1979. - 146 s.

5. Minakov A. Tehnicheskaja illjustracija, kak ona est' A. Minakov [Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http:// www.nocom.ru]

6. Strel'nikova L. Detali mira L.Strel'nikova //Himija i zhizn', - 2013 - №1. - S. 15-17.

7. Tjuhtin V. S. Sintez sovremennogo nauchnogo znanija V. S Tjuhtin. M.: «Kolos», 2005. 382 s.

8. Hagedom A. Islamskoe iskusstvo A. Hagedom, N. Vol'f. M.: Taschen: Art-Rodnik, 2010 - 96 s.

9. Cacenko L. V. Rol' nauchnoj illjustracii v istorii biologii: stat'ja/L. V. Cacenko// Nauch. zhum. KubGAU [Jelektronnyj resurs. - Krasnodar; KubGAU, - 2012. № 10 (84). - Rezhim dostupa:http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf.]

10. Gill S. Picturing plants: an analytical history of botanical illustration. S Gill. - London University of California Press, 1995 - 189 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Janick J. Plant Iconography and art: source of information on horticultural technology //Bulletin UASVM Horticulture. 2010. -N67(1). - P. 11-23.

12. Linnaean Collection of the Herbarium of Moscow State University [Electronic resource]: Digital images. Comments. Historical review / S. A. Balandin, I .A. Gubanov, Ch. E. Jarvis, S. R. Majorov, S. S. Simonov, D. D. Sokoloff, and S. V. Sukhov. - Russia, Moscow: Moscow State University. 2001. -CD-ROM.

13. Mazzola P. The agro-biodiversity of Sicily in ancient herbaria and illustrated works. P Mazzola, F. MRaimondo, R. Schicchi//Bocconea 16(1). 2003 -P.311 -321.

Bogatov V. V. Organization of research works: studies, grant for the student, the highest studies, institutions V. V. Bogatov. - Vladivostok: Dalnauka, 2008.-259 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.