социологические науки
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна АГРЕССИЯ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ ...
УДК 316.7
DOI: 10.26140/knz4-2019-0801-0012
АГРЕССИЯ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
© 2019
Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье отмечается, что проблема агрессии изучается в рамках социологии, политологии и психологии достаточно давно. Однако, по мнению авторов, рассмотрение данного феномена в языке и речи связано в первую очередь со сменой приоритетов в языкознании конца ХХ века. Особенно значимой становится проблема оптимизации общения, в котором речевая агрессия является одним из актуальных аспектов. Это связано с тем, что данное явление касается многих сфер жизнедеятельности современного общества. Авторы статьи разделяют мнение многих исследователей об общем снижении уровня речевой культуры. Происходит инвективизация и вульгаризация речи, являющаяся результатом агрессивности общественного сознания. В данном исследовании речевая агрессия рассматривается как языковой феномен, проявляющийся в поле любого дискурса, независимо от его временных и национальных параметров. Авторы подчеркивают, что данное конфликтогенное речевое поведение способно спровоцировать конфликт не только на уровне межличностного общения, но и может привести к масштабным социальным конфликтам. В статье делается вывод о необходимости междисциплинарного изучения агрессии в языке и речи, что будет способствовать обеспечению коммуникативной безопасности как отдельной личности, так и общества в целом.
Ключевые слова: речевая агрессия, социальное явление, общественное сознание, речевое поведение, оптимизация общения, социальный конфликт, межличностная коммуникация, агрессивное коммуникативное поведение, языковое манипулирование.
AGGRESSION IN LANGUAGE AND SPEECH AS A SOCIAL PROBLEM
© 2019
Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])
Abstract. The article notes that the problem of aggression has been studied within the framework of sociology, political science and psychology for a long time. However, according to the authors, the consideration of this phenomenon in language and speech is primarily due to the change of priorities in linguistics of the late twentieth century. Especially significant is the problem of optimizing communication, in which speech aggression is one of the relevant aspects. This is due to the fact that this phenomenon affects many areas of modern society. The authors share the opinion of many researchers about the General decrease in the level of speech culture. There is vulgarization of speech, resulting from the aggressiveness of the public consciousness. In this study, speech aggression is considered as a linguistic phenomenon that manifests itself in the field of any discourse, regardless of its time and national parameters. The authors emphasize that this conflictogenic speech behavior can provoke conflict not only at the level of interpersonal communication, but also can lead to large-scale social conflicts. The article concludes that there is a need for interdisciplinary study of aggression in language and speech, which will contribute to the communicative security of both the individual and society as a whole.
Keywords: speech aggression, social phenomenon, public consciousness, speech behavior, communication optimization, social conflict, interpersonal communication, aggressive communicative behavior, language manipulation.
В последние десятилетия психологи, лингвисты, социологи и педагоги все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества. В настоящее время речевая агрессия рассматривается как явление, характерное для социума. Рассмотрим определения понятий «агрессия» и «речевая агрессия» существующие в социуме на сегодняшнем этапе развития науки социологии. Большинство исследователей сходится во мнении, что под агрессией следует понимать любое действие, которое имеет своей целью причинить вред другому [1-4]. Речевую агрессию энциклопедический словарь русского языка понимает как использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; манеру речи, оскорбляющую чье-либо самолюбие, достоинство [5]. Подобное суждение является, на наш взгляд, объективным и находит подтверждение у многих социологов и лингвистов: агрессия речевая - речевая грубость по отношению к собеседнику, проявляющаяся в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, в резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии и др.; некультурное речевое поведение. Отметим, что в этом определении автор включает в толкование понятия еще
и невербальное, несловесное общение. Таким образом, речевая агрессия - это, во-первых, применение средств языка для проявления негативных чувств по отношению к человеку, во-вторых, это грубость, выражающаяся в употреблении слов с оценкой оскорбления. Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение [6-11].
Речевую агрессию мы можем наблюдать в разных возрастных и социальных категориях: у детей и взрослых, у мужчин и женщин, у педагогов и родителей, у политиков и бизнесменов. Это явлению в буквальном смысле захватывает все социальные группы, проявляясь в общественных местах, в школьной среде, на работе и дома. Ю.В. Щербинина отмечает, что речевая агрессия «затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание ... друг друга, делает невозможной выработку обшей стратегии взаимодействия». [12,13,14] Действительно, в процессе общения людей очень часто возникает недопонимание, обида, раздражительность, нежелание продолжать беседу и дальнейшая неприязнь именно вследствие неудачно подобранного, необдуманного слова или выражения, жеста, вызвавшего негативную реакцию собеседника или интонации. Известно, что даже самое незначительное изменение в голосе, например, когда тон от внимательного перехо-
Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna sociological
AGGRESSION IN LANGUAGE AND SPEECH ... sciences
дит к раздражительному или недовольному, может изменить либо нарушить ход разговора. Жесткость в голосе вынуждает собеседника защищаться. Иногда, даже не дав говорящему закончить сообщение, собеседник начинает высказывать свои мысли резким тоном, к которому примешиваются злость и неодобрение [15,16].
Одной из причин речевой агрессии является коммуникативная некомпетентность, характерная для одного или обоих коммуникаторов, при этом нарушение норм коммуникации не всегда является очевидной для участников общения. В связи с этим необходимо различать два вида речевой агрессии - осознанную и неосознанную.
Осознанная речевая агрессия возникает в ситуации инвективы, предъявления претензии, обиды, демонстрации негативного отношения к собеседнику, к третьему лицу, к произошедшему. В этом случае отправитель речи использует инвективную и нецензурную лексику, дисфемизмы, его речь носит императивный характер. В устной речи агрессия может находить выражение еще и в особом невербальном поведении: в нарочитом интонировании, неоправданно высокой громкости речи, в оскорбительных жестах, позах, мимике, призванных выразить презрение, пренебрежение, непочтительность, игнорирование.
Отличительной чертой неосознанной речевой агрессии является отсутствие у адресанта намеренного негативного акта по отношению ко второй стороне коммуникации, но при этом собеседник воспринимает речевое высказывание как агрессивное, наносящее ему моральный вред. При этом мы можем наблюдать векторное изменение коммуникативного акта: то, что для адресанта является нормой в общении, оказывается абсолютно неприемлемым для адресата.
Неосознанная речевая агрессия находит выражение и в нарушении требований, предъявляемых к тону, громкости речи, дикции и другим вербальным и невербальным характеристикам: неоправданно громкая речь, чересчур активная жестикуляция, вальяжная поза, упоминание о присутствующем в третьем лице, «ситуативная неуместность речи (например, беседа на тему, в которой по каким-либо причинам не могут принять участие присутствующие третьи лица, поскольку у них нет соответствующих фоновых знаний)»[17].
С обоими видами речевой агрессии человек сталкивается с раннего возраста: родители могут использовать ее осознанно как меру воздействия на провинившегося ребенка («если такое еще раз повторится, ты у меня получишь»), или без умысла «срываться» на нем на фоне проблем («уйди и не мешайся мне»), непосредственно к нему не относящихся. На психологическом уровне ребенок, подражая родителям, воспринимает эти явления как допустимую норму общения и воспроизводит их. Это, наряду с возможной речевой агрессией персонала детских дошкольных учреждений и агрессией внутри самого детского коллектива, формирует почву для дальнейшего развития вербальной агрессии.
В школьной среде немотивированная речевая агрессия, возможно, достигает своего максимума, что объясняется как уже сложившейся ранее моделью общения, так и тем, что на этот период приходится активное формирование детского коллектива с выделением в нем различных групп, зачастую конфликтующих между собой. Часто в школьной среде можно услышать фразы: «Заткнись...!», «Сам ты такой!», «Во придурок!», «Жирдяй» и т.п.) [18]. Отметим, что свое влияние оказывают и педагоги средних образовательных учреждений. Ю.В. Щербинина констатирует печальный факт, говоря о том, что речевая агрессия - «достаточно распространенное, если не типичное явление в современной педагогической речевой среде» («Закрой рот, а то «два» поставлю!», распространенное «Выйди вон из класса!», «идиоты, дебилы» и т.д.) [13]. Вербальная агрессия учителя создает препятствия психологического и комму-46
никативного характера, которые формируют преграду для осуществления эффективного учебного процесса. Психологи утверждают, что к старшим классам у обучающихся отмечается снижение числа проявлений речевой агрессии, что, однако, не связано с тем, что у личности пропадает желание использовать этот инструмент воздействия на собеседника. Как правило, к этому периоду возрастает влияние социума, молодые люди пытаются находить компромиссные варианты общения варианты со сверстниками. Здесь стоит обратить внимание на то, что чем более высокие цели в плане образования ставит перед собой человек, тем ниже становится уровень речевой агрессии.
В вузах степень речевой агрессии ниже не только из-за уровня образования, но еще и из-за большей независимости каждого студента в коллективе, что в итоге приводит к меньшему числу конфликтов.
Погружаясь в среду разноуровневого трудового коллектива после окончания вуза, человек оказывается втянутым в череду различных мелких рабочих конфликтов, и, следовательно, степень речевой агрессии снова возрастает. В такой ситуации он уже не так индивидуален. Но на человека продолжают действовать ограничивающие социальные нормы: он не может проявить вербальную агрессию при начальстве или при всех сотрудниках. Тогда проявление речевой агрессии, не выраженной в рабочем коллективе, переносится в семью или в общественные места, где человека не знают (магазин, транспорт, организации и т.п.). Соответственно, такая агрессия отражается и на членах семьи, в особенности на детях, которые, в свою очередь, неосознанно переносят ее в свою сферу деятельности. Здесь обнаруживается замкнутый круг: семья - дошкольное учреждение - школа - вуз - работа - семья. Как видим, рациональней всего бороться с явлением речевой агрессии на первых двух стадиях: в семье и школе, поскольку именно в этих социальных институтах формируется и развивается личность человека.
Зачастую человек, применяя в процессе коммуникации речевую агрессию (в особенности осознанную), не видит опасности в ее использовании и, как правило, не задумывается о ее далеко идущих последствиях. По мнению Ю.В. Щербининой, это явление формирует «негативную модель поведения человека в целом» и таким образом становится базой «более сильного ... социально неприемлемого поведения - агрессии физической»[13]. Иными словами, если индивид осознанно использует агрессию вербальную, то, не ограничивая себя ни социальными нормами, ни общепринятыми правилами, он может проявить свое недовольство, применив физическую силу. По этому поводу в свое время Аристотель говорил: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков» [19]. Кроме того, опасность вербальной агрессии состоит в том, что это явление не осознается современным обществом как абсолютно неприемлемое и действительно опасное. В Кодексе об административных правонарушениях РФ (ст. 20.1) «нарушение общественного порядка, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток». Но, по мнению специалистов, привлечь к ответственности по статье сложно по той причине, что большинство людей не замечают проявление вербальной агрессии в свой адрес, поскольку не осознают ее как неприемлемое речевое воздействие, а если и обнаруживают в словах собеседника неприязнь, недовольство и оскорбление, то отвечают ему взаимно. Таким образом, опасность речевой агрессии заключается в недооценке ее опасности общественным сознанием.
Совершая любые отрицательные поступки, человек, как правило, при этом не задумывается о далеко идущих Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
социологические науки
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна АГРЕССИЯ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ ...
последствиях, потому что такова его природа. То же относится и к явлению речевой агрессии. Намеренно или неосознанно употребляя речевую грубость, человек тем самым причиняет моральный и психологический вред другому, оскорбляет его самолюбие и достоинство, выражает свою неприязнь и враждебность по отношению к собеседнику. Это проявляется в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, в резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии и т.д. Всем известна строка из стихотворения В. Шефнера «Слова»: «Словом можно убить, словом можно спасти.». Эта фраза еще раз подтверждает мысль о том, что с помощью слова (в нашем случае грубого слова) своему собеседнику можно причинить плохое настроение, боль, огорчение, слезы, занизить самооценку, у ребенка - развить комплекс неполноценности, отвернуть от себя, привести к взаимной вражде и ненависти и, что страшнее всего, морально уничтожить человека. Но это этическая сторона рассматриваемого явления.
Кроме этого, речевая агрессия таит в себе духовно-нравственный аспект, поэтому интересно ознакомиться с мнением Православной Церкви по этому вопросу. Словесная агрессия рассматривается как проявление греховного начала в природе человека, препятствующее получению милости от Бога. В процессе речевой агрессии человек совершает сразу два греха: как по отношению к себе, так и по отношению к собеседнику. При произнесении резких, грубых, оскорбительных слов, а тем более нецензурных ругательств, человек вступает в гнев и злословие, оскверняя свой язык. В то же время, адресуя свою агрессивную речь собеседнику, человек относит ее и к Богу, поскольку человек является образом Божиим. Если мы обратимся к Библии и Евангелию, к святоотеческой литературе, то найдем множество цитат, свидетельствующих о том, что проявление речевой агрессии Церковью недопустимо. Так, преподобный Никон Оптинский наставлял: «Человек, объятый злобою, весь делается зверообразным, глаза мечут искры, искажается лицо - он, кажется, ближнего своего готов пожрать». Святые отцы советовали: «Если, начав беседу, спохватишься, что она грешна, - пресеки ее. Сказав: нет, об этом не будем говорить, или, помолчав немного, скажи: забыл, о чем я начал речь, - и переведи ее на другое...» [20].
В книге «Священнические потребы» приводится подробный перечень грехов и указываются пути их искоренения. Одно из центральных мест занимают такие строки: «не проклинай, не злословь и не уничижай, не осуждай, не клевещи, не сквернословь, не завидуй, не лги, сам не гневайся и никого не вводи в гнев, не помни зла, не оскорбляй брата, не презирай и не огорчай его...». Нельзя не отметить возрастающую актуальность указанных цитат. Главный совет, который дает нам Церковь, заключается в смирении себя и воздержании языка от злых слов, осуждения, гнева, ярости и ненависти. Об этом сказано Богом в Евангелии: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Отметим также, что сквернословие, непристойная лексика является «скверной, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский человек должен стремиться к тому, чтобы очистить от этого как собственную речь, так и язык в целом» [20].
Таким образом, обращение к библейским и евангельским текстам, святоотеческой литературе и другим памятникам православной мысли раскрывает глубинную, общечеловеческую сущность речевой агрессии и позволяет осознать возможности ее преодоления, которые основаны на ценностях христианской этики. Очень ценная мысль была произнесена древнегреческим философом Эпиктетом в то время, когда речевая агрессия не обнаруживала себя в такой степени, как сейчас: «Когда ты хочешь показать своему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом - не раздра-
жаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова». Считаем, что любой социальной и возрастной группе граждан, в том числе родителям и педагогам, воспитывающим и обучающим детей, молодому поколению, людям, работающим в трудовом коллективе необходимо помнить об отрицательном влиянии речевой агрессии, что необходимо воспитывать в себе культуру речевого поведения, постоянно совершенствовать навыки этикетного общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закоян Л.М. Речевая агрессия как предмет лингвистических научных исследований //Полилингвальность и транскультурные рпак-тики. — 2008. - №2. — С. 46-52
2. Глухова И.В. Лексико-семантические способы выражения речевой агрессии (на материале англоязычных печатных СМИ) Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 12 (408). Филологические науки. Вып. 110. - С. 62-70.
3. Булыгина Е. Ю., Стексова Т. И. Проявление языковой агрессии в СМИ//Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии : межвуз. сб. науч. тр. - Барнаул, 2000. С. 169-178.
4. Енина Л.В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. — М., 2002. — С. 104-110.
5. Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Красноярск: Изд-во КрасГУ, 1999. - Вып. 1(8). - С. 91-103.
6. Жельвис В.И. «Поле Брани». Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. - М. : Ладомир, 1997. — 330 с.
7. Седов К. Ф. Речевая агрессия в повседневной коммуникации // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. С. 32 - 37.
8. Попова А.А. Неоднозначность осмысления речевой агрессии в социальной коммуникации. Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. №7 (36): сборник статей по материалам XL международной заочной научно-практической конференции. —М., Изд. «Интернаука», 2015. — С. 41-47
9. Федосюк М.Ю. «Стиль» ссоры //Русская речь. - 1993. - № 5. - С. 14-19.
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1998. - 336 с.
12. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия в оценке православия// Философские науки: Научный образовательный просветительский журнал. - 2011. - № 6. - С. 126—133.
13. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления: учебное пособие. М.: Флинта, 2004.
14. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: УРСС, 2006. - 360 с.
15. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 552 с.
16. Верещагин Е.М. Об относительности мирской этической нормы //Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. — 201 с.
17. Соколова О.И. В портфель специалиста-международника: осознанная и неосознанная речевая агрессия [Электронный ресурс]. URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/75/ (дата обращения: 22. 11. 2018).
18. Попова Е.А. О сквернословии //Русская речь. - 2009. - № 1. - С. 48—52.
19. Афоризмы и цитаты. [Электронный ресурс]. URL: http:// citaty.su (дата обращения 24.11.2018).
20. Свв. Варсонуфий и Иоанн. Подвижнические наставления [Электронный ресурс]. URL: http://hesychia.in.ua/barsJohn.htm (дата обращения 24.11.2018).
Статья поступила в редакцию 28.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019