Научная статья на тему 'Агрессивность, враждебность, восприятие эмоциональной экспрессии и тяжесть депрессивного расстройства'

Агрессивность, враждебность, восприятие эмоциональной экспрессии и тяжесть депрессивного расстройства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абрамова А. А., Кузнецова С. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агрессивность, враждебность, восприятие эмоциональной экспрессии и тяжесть депрессивного расстройства»

После шестинедельной терапии алискиреном в группе СКВ величина дневного среднего САД уменьшилась на 10,68 мм рт ст. (р=0,004), а снижение среднего САД в ночные часы составило 18,63 мм рт ст. (р=0,001). Средние значения ДАД также имели тенденцию к уменьшению: на 6,6% в дневные часы и на 9,4% в ночные часы от исходного (р=0,004 и р=0,0006). В группе ГБ снижение дневных средних значений САД и ДАД было менее выражено: на 3 мм рт ст. (при p=0,001) и 7 мм рт ст. (при p=0,003) соответственно, в ночные часы среднее САД снизилось на 10% (при p=0, 0002), а среднее ДАД на 7,6% (при p=0,0001). Наблюдалось значительное уменьшение показателей нагрузки давлением в ночные часы. У больных СКВ индексы времени САД и ДАД ночью составили 0[0:2,9]% и 5,8[1,7:28]% соответственно, что на 58% и 50% было ниже по сравнению с исходными значениями, при р=0,001 и р=0,0001. У пациентов с ГБ индексы времени САД и ДАД в ночные часы снизился на 51,5% и 35,2% от исходных значений. В результате терапии алискиреном суточный индекс САД пациентов СКВ возрос более чем 2,5 раза, а СИ ДАД увеличился на 35,7% (р=0,0001 и р=0,05).

Таким образом, 40% больных перешли из категории non-dipper в категорию нормального типа суточного профиля «dipper»». В группе ГБ достоверного увеличение суточного индекса САД и ДАД выявлено не было. Уровень ренина в группе СКВ после лечения снизился с 1,2 [0,85:1,55] мгк/л/ч до 0,12[0,08;0,155] мгк/л/ч, у больных ГБ - с 0,75 [0,2;1,68] мгк/л/ч до 0,2[0,1;0,36] мгк/л/ч.

Заключение.

Терапия алискиреном показала более высокий антигипертензивный эффект у больных с СКВ, чем у пациентов с ГБ. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности назначения алискирена в добавление к стандартной терапии артериальной гипер-тензии у больных с системной красной волчанкой.

ПСИХИАТРИЯ НЕВРОЛОГИЯ

АГРЕССИВНОСТЬ, ВРАЖДЕБНОСТЬ, ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ И ТЯЖЕСТЬ ДЕПРЕССИВНОГО РАССТРОЙСТВА

А.А. Абрамова, С. О. Кузнецова НЦ Психического Здоровья РАМН, г. Москва, Россия E-mail авторов: aida-abramova@yandex.ru

В современном, стремительно меняющемся, мире неуклонно растет уровень агрессивности, враждебности и их проявлений в поведении. Эта тенденция тесно связана с эмоциональным состоянием человека, восприятием им эмоционального состояния окружающих, с необходимостью постоянно адаптироваться, подстраиваться, «держать руку на пульсе жизни» и ориентироваться в огромном и разнообразном потоке информации. Депрессия не только меняет восприятие и оценку поступающей информации, но и нарушает адекватность реагирования, влияет на социальную и бытовую адаптацию, на психологическое состояние человека, на его устойчивость к стрессу. При депрессии искажается восприятие и интерпретация эмоциональной экспрессии, являющиеся важной составляющей социальной коммуникации человека, а также нарушен произвольный контроль поведения. Эмоции, выполняя в норме роль одного из механизмов внутренней регуляции психических и физиологических процессов, приспособительного поведения, в условиях нарушений и патологии превращаются в дезорганизующий фактор (Михайлова Е.С., 2002).

У больных с тяжелыми формами депрессивного расстройства (15 человек: 8 женщин и 7 мужчин), по сравнению с больными с более легкими формами (15 человек: 3 женщины и 12 мужчин), на фоне подозрительности, обидчивости и враждебности отмечаются повышенная агрессивность, а также изменения восприятия эмоционального состояния окружающих и себя. Это может свидетельствовать о наличии «благоприятной почвы» для развития агрессивного поведения у больных с тяжелой депрессией. Кроме того, параметры, составляющие «благоприятную почву» для развития агрессивного поведения могут быть взаимосвязаны и составлять симптомокомплекс. При повышенной агрессивности и благоприятной почве для формирования агрессивного поведения у больных с очень тяжелой депрессией при ошибочном опознавании гнева преобладают реакции по типу «пропусков стимула» и отмечается более длительное время опознавания этой эмоции, хотя по характеру ошибок при опознавании эмоций радости, горя и страха группы больных с более легкой и тяжелой депрессией не различаются. Для объяснения особенностей опознавания эмоциональной лицевой экспрессии можно было бы предположить более выраженную общую заторможенность больных с очень тяжелой формой депрессии, однако, в этом случае опознавание всех эмоциональных мимических стимулов было бы одинаково длительным, а этого не наблюдается. Время опознавания эмоций радости, горя и страха при разной тяжести депрессии достоверно не различается.

Полученные данные скорее можно рассматривать как проявления «психологической защиты», а также как склонности к «застреванию» и фиксации на своих внутренних переживаниях, более выраженной

Тюменский медицинский журнал № 2, 220

у больных с тяжелой формой депрессии. Ухудшение качества и скорости опознавания эмоционально-мимических стимулов, а также оценки эмоционального состояния окружающих и своего собственного, может служить одним из индикаторов углубления депрессивного расстройства и повышения риска агрессивных проявлений.

КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТРЫХ

ПРЕХОДЯЩИХ ПСИХОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ БРЕДОВОЙ СТРУКТУРЫ

Г.А. Алешкина, Л.М. Барденштейн Московский ГМСУ, г. Москва, Россия Е-mail авторов: gallka82@yandex.ru

В соответствии с критериями МКБ - 10, типичными признаками острых преходящих психотических расстройств (Б 23) считается наличие различных психотических симптомов, при этом особенности клинической картины психотического приступа требуют конкретизации.

Цель исследования: клинический анализ острых преходящих психотических расстройств бредовой структуры.

Материалы и методы.

Обследованы 27 больных мужского пола в возрасте от 18 до 46 лет (средний возраст 27,8±8 лет), с развившимся впервые в жизни острым психотическим состоянием. В соответствии с диагностическими критериями МКБ-10 эти психотические эпизоды были квалифицированы как острое полиморфное психотическое расстройство без симптомов шизофрении (Б23.0), другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства (Б23.3), другие острые и преходящие психотические расстройства (Б23.8). Использовались клинико-психопатологический и статистический методы.

Результаты и обсуждение.

Клиническая картина определялась аффективно-параноидным синдромом у 18 из 27 пациентов (66,7%). Средняя длительность психотических состояний параноидной структуры составила 11,5±9 суток, а средний возраст пациентов - 28,9±8,8 лет. В связи с большой вариабельностью данных, касающихся продолжительности психотического эпизода, применялся анализ квартильных соотношений. У 50% больных продолжительность психотического эпизода составила от 0,5 до 8 суток, психотические состояния продолжительностью 9-20 и 21-30 суток отмечались в равных соотношениях по 25% соответственно. В 83,3% случаев (15 из 18 больных) отмечался острый чувственный бред отношения и преследования. У 50% больных с острым параноидным синдромом бредовые идеи сочетались с нарушением

ассоциативного процесса в виде непроизвольного наплыва мыслей, но без ощущения постороннего воздействия. При этом в 38,9% случаев явления ментизма предшествовали развитию бредовых идей. Во всех случаях в дебюте психотического приступа отмечалась выраженная аффективная симптоматика, сохранявшаяся на всем протяжении психоза. Тревожно - депрессивный аффект входил в структуру 88,9% исследованных аффективно-параноидных эпизодов. Депрессивно-бредовые состояния, характеризовавшиеся персекуторным бредом конгруэнтным депрессивному аффекту, наблюдались у 14 из 18 пациентов (77,8%). Маниакально-бредовые состояния выявлялись у 2 пациентов (11,1%) и характеризовались бредовыми идеями, не конгруэнтными аффекту и нарушением ассоциативного процесса.

Выводы.

1. Среди острых преходящих психотических расстройств без симптомов шизофрении преобладали психозы аффективно-параноидной структуры.

2. Первыми по частоте встречаемости являлись психотические состояния, характеризовавшиеся острым чувственным персекуторным бредом, конгруэнтным тревожно-депрессивному аффекту, выраженному на всем протяжении психоза.

3. В половине случаев бредовые расстройства сочетались с нарушением ассоциативного процесса с явлениями ментизма.

ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

И.Ю. Бочкарёва, Е.Н. Кривулин, А.С. Бецков Челябинская ГМА, г. Челябинск, Россия E- mail авторов: Krivulin74@ mail.ru

Драматичная ситуация в современной России, занимающей лидирующие позиции по показателям смертности от суицидов на фоне затянувшегося демографического кризиса, заставляет искать возможности превенции этого необратимого решения. Исследования суицидального поведения среди лиц с психическими и поведенческими расстройствами имеют не только теоретическое, но практическое значение

Целью исследования: комплексная оценка суицидального риска, выявление суицидогенных и антисуицидальных факторов у больных алкогольной зависимостью трудоспособного возраста.

Материалы и методы исследования. В основную группу исследования были включены 87 пациентов обоего пола (87,4% мужчин), в возрасте 20-55 лет (в среднем 38,5 лет), имеющих клинически очерченную зависимость от алкоголя (МКБ-10 -Б10.2). Длительность злоупотребления алкоголем в

21, 2012 Тюменский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.