Научная статья на тему 'Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция'

Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
578
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / АГРЕССИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / НЕПРИНЯТИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ / ФРУСТРАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / MULTINATIONAL CLASSES / AGGRESSION / AUTO AGGRESSION / REJECTION OF FOREIGN CULTURE / FRUSTRATION / CORRECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Даниленко Татьяна Васильевна

Показано, что агрессивные и аутоагрессивные проявления в полиэтнических классах встречаются в два раза чаще, чем в этнически однородных. Такие проявления коррелируют с непринятием чужой культуры. Для эффективного межэтнического взаимодействия необходима специальная работа школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressivity of Junior Schoolboys in Multinational Classes and its Correction

It was shown that aggressive and auto aggressive demonstration are revealed twice frequently in multinational classes then in ordinary. Such demonstration is correlated with rejection of foreign culture. Special school efforts are needed for effective international interactions of children

Текст научной работы на тему «Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция»

Педагогика

УДК 159.9

Даниленко Татьяна Васильевна

Danilenko Tatiana

АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССАХ

И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ

AGGRESSIVITY OF JUNIOR SCHOOLBOYS IN MULTINATIONAL CLASSES AND ITS CORRECTION

Показано, что агрессивные и аутоагрессивные It was shown that aggressive and auto aggressive

проявления в полиэтнических классах встреча- demonstration are revealed twice frequently in multina-

ются в два раза чаще, чем в этнически однород- tional classes then in ordinary. Such demonstration is

ных. Такие проявления коррелируют с неприняти- correlated with rejection of foreign culture. Special

ем чужой культуры. Для эффективного межэтни- school efforts are needed for effective international

ческого взаимодействия необходима специальная interactions of children

работа школы

Ключевые слова: многонациональные классы, агрес- Key words: multinational classes, aggression, auto aggres-сия, аутоагрессия, непринятие чужой культуры, фру- sion, rejection of foreign culture, frustration, correction страция, коррекция

Изменения в экономической, политической и духовной жизни страны в постсоветском пространстве сопровождаются значительными миграционными процессами, усилением интернационализации жизни. Идет сложный процесс взаимной адаптации людей, этносы которых исторически не жили вместе. В соответствии с традициями и привычками инонационального окружения изменяется поведение больших групп людей. Характерной чертой социальной среды становится полиэтничность [4].

Далеко не всегда этот процесс идет без проблем. Усиление миграционных потоков зачастую сопровождается обострением социальных проблем, состоянием неуверенности людей в завтрашнем дне, межэтнической нетер-

пимостью, ксено- и мигрантофобией. Непринятие и, как ее следствие, нетерпимость к людям других национальностей, часто возникает на почве невежества и страха перед неизвестным, отличным от привычного - чужой культурой, непривычным жизненным укладом и традициями, а иногда и под влиянием зависти к инородцам, которые больше зарабатывают, лучше живут.

Как в призме, это явление фокусируется в современной общеобразовательной школе, становящейся многонациональной. Увеличивается количество классов, которые можно отнести к полиэтническим (в них число детей, приехавших с других территорий, превышает 15...20 %).

Среди подростков непринятие представи-

телей других национальностей иногда принимает характер прямого противостояния. Чтобы понять его корни, необходимо знать, как формируется характер межэтнических отношений в более раннем возрасте, когда дети только начинают отождествлять себя с представителями того или иного народа. В этой связи особого внимания заслуживает младший школьный возраст, когда межэтнические отношения еще только формируются, не носят манифестирующего характера, проявляются лишь в психологическом комфорте - дискомфорте и могут быть своевременно скорректированы педагогическими средствами.

Младший школьный возраст является важным этапом этнической социализации ребенка: формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, обычаев, традиций. В полиэтнической среде этот процесс может приобретать противоречивый характер среди детей как пришлого населения, так и местных жителей, этнокультурная среда которых изменяется.

Целью нашего исследования было определение у младших школьников, обучающихся в полиэтнических коллективах, выраженности агрессии и выявление ее связи с принятием/непринятием детьми сложившейся окружающей их этнокультурной среды.

Базой исследования стали младшие классы Марковской и Пивоварской средних школ Иркутского района (всего 150 детей 8.9 летнего возраста). Школы характеризуются достаточно разнообразным составом учащихся по национальному признаку уже на первой ступени обучения. Наряду с местными жителями - бурятами, славянами (русскими, белорусами и украинцами) в классах учатся дети мигрантов - выходцев с Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Кореи и Китая. Количество мигрантов в классах, являющихся базой исследования, составляет более трети от общего количества учащихся. Давность миграции -2.5 лет.

Для определения степени принятия-непринятия ребенком признаков чужой этно-

культуры использовали методику А. Сухарева и разработанные нами к ней субтесты. А. Сухаревым показано, что несовпадение желаемого человеком этнокультурного окружения (климата, ландшафта, рациона питания, национального облика людей) с реальностью приводит к росту плавающей и предметной тревожности, развитию депрессивных состояний, аффективным выплескам, агрессивному поведению.

Степень выраженности агрессивных проявлений определяли при помощи «Теста руки» (Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнер), направленность и форму агрессивных проявлений - при помощи шкалы фрустрируемых ценностей (модифицированный вариант методики Л. Собчик).

Исследования показали, что высокий уровень непринятия чужой культуры, чуждого природного и климатического окружения, внешнего облика людей другой национальности проявляет 61 % от общего числа учащихся. Это значит, что двое из троих детей, обучающихся в полиэтнических классах, не желают дружить с детьми, имеющими внешний облик другой национальности; не хотели бы проживать в условиях чужого климата и ландшафтов (для мигрантов это их реальное окружение, в котором они живут); употреблять в пищу блюда чужой национальной кухни. Все выборы, которые делают эти дети, имеют выраженные черты своей этнокультуры.

Средний уровень непринятия чужого имеют 20 % всех школьников. Они не столь категоричны в своих национальных предпочтениях. Потенциально они не против дружить с детьми других национальностей, которые есть в классе. Наряду с предпочтением родной природы они не отрицают красоту далеких краев, где жили раньше их одноклассники; их национальные обычаи, национальные блюда.

Низкий уровень непринятия чужого отмечен у 13 % учащихся. В их выборе преобладают объекты, имеющие явные признаки чужой этнокультуры. Для местных детей такой выбор означает рассогласование предпочитаемого

образа этнокультурной самоидентификации с их реальным окружением. А для детей мигрантов - высокое принятие той этнокультурной ситуации, в которой они оказались.

Выявлена ли разница в принятии-непринятии чужой этнической среды между местными детьми и мигрантами? Да. Установлено, что среди детей местного населения отрицание чужой этнокультурной среды наблюдается в два раза чаще, чем среди детей мигрантов (67,3 % против 37 %). У мигрантов же, наоборот, в три раза чаще, чем у местных детей, встречается низкий уровень отторжения чужого этнокультурного окружения (у 34 % детей против 10 %). Почти все дети, которые не могли определиться в своих этнических предпочтениях (6 %), были детьми переселенцев.

Следовательно, у детей, приехавших с других территорий, преобладает низкий уровень непринятия чужого и низкий уровень предпочтения своих этнокультурных ценностей. Они более терпимы к проявлениям чужой культуры, к необходимости находиться среди людей с отличными от них внешними признаками. Полученные нами данные согласуются с фактами, описанными Е.Н. Корнеевой [3] при изучении межэтнической толерантности пришлого взрослого населения. Она отмечает, что социальные адаптивные возможности переселенцев невысоки. Причины этого - стереотип настороженного отношения к ним местного населения, недостаточное владение языком, отличия от культурных и религиозных предпочтений местных жителей. Поэтому взрослые переселенцы стремятся к общению с местным населением, пытаются приспособиться к новой среде, самоутвердиться в новом окружении и своим поведением формируют взгляды и поведение своих детей.

Результаты обследования детей по принятию-непринятию ими чужой культуры мы сопоставили с проявлениями у них агрессии.

Установлено, что в полиэтнических классах у 43 % всех учащихся проявляются агрессивные тенденции, у 37 % - тенденция к аутоагрессии, лишь 20 % имеют показатели агрес-

сивных проявлений, соответствующие норме (по шкале Собчик). Для сравнения: в классах, не являющихся полиэтническими, агрессивные тенденции наблюдаются, как правило, менее чем у 20 % детей (в два раза реже!), аутоагрессия - немногим более 20 % (почти в два раза реже!), нормальный уровень агрессии -отмечается более, чем у половины учащихся. Следовательно, полиэтническая школьная среда потенциально более «взрывоопасна», чем среда более однородная по этнокультурным признакам.

Однако подчеркнем, что в младшем школьном возрасте речь идет именно об агрессивных тенденциях, а не о выраженном агрессивном поведении. Согласно мнению разработчиков используемых нами психологических тестов, выявленным показателям агрессивности соответствует поведение, которое характеризуется сдержанностью, осознанным самоконтролем над агрессивными проявлениями. Отмечаются лишь ситуативные реакции ответной агрессии. Наблюдаемые в младшем школьном возрасте агрессивные тенденции могут в дальнейшем выразиться в личностных качествах самореализующей личности - настойчивости, упорстве, наступатель-ности, противодействии давлению среды. Однако при определенных условиях возможен и другой вариант развития событий, когда поведение учащихся становится выражено агрессивным.

На наш взгляд, особого внимания требует факт высокой встречаемости у учащихся полиэтнических классов аутоагрессивных тенденций. Аутоагрессия - агрессия, направленная на себя. Она может быть связана как с личностными качествами (повышенными требованиями к себе), так и с состояниями психологического дискомфорта, тревоги, угнетенности, подавленности, депрессии.

Встречаемость агрессивных и аутоагрессивных проявлений у местных детей и мигрантов различная.

Среди местных детей агрессивные проявления наблюдаются чаще, чем у мигрантов

(45 % против 32 %), а вот аутоагрессия - в полтора раза реже. Следовательно, подавляющее большинство детей мигрантов испытывают психологический дискомфорт, чувство угнетенности, самоотвержения. Понятно, что в подростковом возрасте это может значительно исказить процесс становления личности, привести к стремлению самоутверждения разными способами.

Связаны ли проявления агрессивности с принятием-непринятием учащимися сложившейся вокруг них полиэтнической среды?

В целом, закономерность выявлена такая. Наиболее высокий показатель проявления агрессивных тенденций - у детей с высоким уровнем непринятия чужого. У детей со средним уровнем непринятия чужого встречаются все уровни агрессии: агрессия как тенденция, норма агрессии и аутоагрессия как тенденция. У детей с низким уровнем непринятия чужого доминирует аутоагрессия.

Однако для местных детей и мигрантов картины зависимости агрессивности от этнокультурных предпочтений имели отличия.

Если для местных детей выявленная закономерность в целом сохранялось, то для детей мигрантов агрессивные тенденции были связаны как с высоким, так и с низким уровнем непринятия чужого, а также с трудностью определения своих этнических предпочтений. Нормальный уровень агрессии отмечался всего у 13,7 % мигрантов - при среднем уровне непринятия чужого. Аутоагрессия была сильно выражена при всех видах этнокультурных предпочтений.

Таким образом, в группе приезжих много детей с низким уровнем предпочтения своих этнокультурных ценностей. Мигранты более терпимы к проявлениям чужой культуры, мирятся с необходимостью находиться среди людей других национальностей. Однако это достигается за счет их большого внутреннего дискомфорта: агрессивные и аутоагрессивные тенденции проявляются у 86,3 % приезжих детей. Это указывает на значительный этнокультурный стресс, который испытывают практиче-

ски все мигранты.

В группе местных детей тревогу вызывает внутреннее состояние тех, кто отвергает образ исторически сложившейся в месте жительства этнокультуры. У них преобладают аутоагрессивные тенденции. Неменьшее беспокойство вызывают дети с агрессивными тенденциями среди тех, кто непримиримо относится к проявлениям чужой культуры.

Для определения направлений оказания детям группы риска психолого-педагогической помощи мы изучали их реакции на ситуации фрустрации.

Известно, что как агрессивность, так и аутоагрессия ярче проявляются в состоянии эмоционального напряжения, неудовлетворения, фрустрации. Под фрустрацией понимаются ситуации, в которых окружающие лица специально или нечаянно ущемляют интересы индивида, задевают его самолюбие, негативно воздействуют на его самооценку. В ситуации фрустрированности человек испытывает страх, тревогу, чувство вины и т.д. Проявлениями фрустрации могут быть также враждебные высказывания, обвинения, открыто агрессивные действия, стремление подавлять. Возможно сочетание тех и других реакций. Выбор типа реагирования во многом зависит от свойствличности.

Мы моделировали ситуацию фрустрации, используя вербальный тест, в ходе выполнения которого каждый ребенок отвечал на обращенные к нему лично вопросы. Процедура обследования не включала вариантов ответов, действий и чувств. Ребенок должен был самостоятельно выразить свое отношение в вербальной форме, предположить свои действия, описать свои чувства.

Сила и направленность агрессии определялась опосредовано, с учетом личностнозначимой фрустрируемой ценности и фрустри-рующего лица (учителя, родителя, семьи, друга, одноклассника, случайного человека). В качестве фрустрируемых ценностей мы рассмотрели воздействие культуры, природы, внешнего вида, состояния здоровья, физиче-

ского развития, удовлетворенность желаний, положение среди сверстников, социальный статус, национальную принадлежность, кругозор, знания, навыки, нравственность, воздействие средств массовой информации.

Исследования показали, что существует зависимость степени выраженности проявлений агрессивности и аутоагрессии от фрустри-руемых ценностей. Наиболее высокий показатель агрессивности проявляется у школьников в связи с неудовлетворенностью своим социальным статусом, положением среди сверстников. Для детей с высоким уровнем непринятия чужого как местных, так и мигрантов, агрессивные тенденции были связаны с фрустрацией эстетико-природных ценностей. Такие дети недовольны окружающей их (родную/неродную) природой, не воспринимают ее как ценность, не чувствуют ее красоту, не сопереживают ей. Отметим в этой связи, что многие исследователи агрессивного поведения подростков отмечали их жестокое отношение к животным, низкий уровень развития эстетических чувств, художественной и экологической культуры. У детей с аутоагрессией выявлена фрустрация, связанная с вопросами национальной принадлежности, нереализаци-ей своих нравственных ценностей и представлений, неудовлетворенностью своим внешним видом и физическим развитием, а также результатами учебы, своими школьными знаниями и умениями.

Полученные данные послужили фактическим основанием для организации направленной психолого-педагогической работы с учащимися полиэтнических классов по ранней профилактике межэтнических конфликтов.

По мнению ученых, функция полиэтнической образовательной среды заключается в обеспечении взаимопонимания, а значит, и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (прежде всего, в ведущей деятельности учащихся) [2]. Однако сама по себе полиэтничность образовательной среды автоматически не приводит к эффективному взаимодействию и взаимопо-

ниманию ее субъектов. Это не более чем предпосылка для данных процессов. Станет ли по-лиэтничность консолидирующим, конструктивным фактором развития школьников, зависит от целенаправленной работы педагогов. Чтобы полиэтнический фактор не стал деструктивным, необходимо создать условия, позволяющие детям постичь культурные ценности, нормы, образцы поведения своего и других народов, сформировать опыт позитивного межэтнического взаимодействия и, как следствие, успешно адаптироваться в среде со смешанным этническим составом населения.

В течение года мы проводили комплексную целенаправленную работу с детьми, направленную на три сферы, в которых происходит процесс становления личности: учебную деятельность, общение, самопознание /1/. Учитывали индивидуально значимые фрустрации и фрустрирующих лиц. Проводили психологические тренинги, направленные на понимание себя и другого, установление с ним контакта, конструктивного общения, а также тренинги по профилактике агрессивного поведения.

Хотя работа велась всего год, можно говорить о ее позитивных результатах. Главным положительным результатом, на наш взгляд, было увеличение числа детей с нормальным уровнем агрессии с 20 до 54 %. Этот показатель стал таким же, как в классах, не являющихся полиэтническими. Другим важным результатом было значительное уменьшение числа детей с аутоагрессий. Кроме того, практически не осталось детей с высоким уровнем непринятия чужого. А среди детей со средним уровнем непринятия чужого показатели аутоагрессии снизились более чем в три раза.

К сожалению, незначительные изменения произошли в группе с низким уровнем непринятия чужого. В ней остались дети с показателями и аутоагрессии, и агрессивности. Вероятно, будучи обеспокоенными проблемой межэтнической агрессии и развивая у учащихся этнокультурную толерантность, мы в какой-то мере выпустили из внимания проблему этно-

культурной самоидентификации ребенка. Мы думаем, что, планируя работу на перспективу, нам необходимо усилить практику этнокуль-

1. Асипова, Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников {Текст] / Н.А. Асипова. -Бишкек, 1994.

2. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка [Текст] / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефа-

Коротко об авторе___________________________________

Даниленко Т.В., ст. преподаватель кафедры управления, Иркутский институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) служ. тел: 8(3952)24-26-83

Научные интересы: психология поведения детей

турных погружений учащихся, разработать учебно-методическое пособие, построенное на диалоге культур.

__________________________________Литература

ненко. - М. - Воронеж: Элиас, 2000.

3. Корнеева, Е.Н. Нестандартные дети {Текст]/ Е.Н. Корнеева. - М.: Эксмо, 2001.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]/А.В. Мудрик. - М.: РАО, 2001.

___________________________Briefly about author

Danilenko T., Lecturer of Management Department, Irkutsk Educational Workers' Training Institute

Scientific interests: psychology of children's behavior

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.