современных концептуальных исследованиях, определяющим важность и качество информационного посыла.
Анализ концептов Man и Woman на материале современного женского романа позволяет выявить культурные стереотипы и проследить, как происходит формирование гендерных концептов в английском языковом сознании на современном этапе; выявить динамику их развития в лингвокультурном и социологическом пространстве с позиции женщины.
Библиографический список
1. Бабичева, А.С. Фрейм «свадьба» в английской и русской лингвокультурах [Текст] : дис... канд. филол. наук / А.С. Бабичева. - Волгоград: 2007. - 191 с.
2. Карасик, В.И. Языковой круг: личность,
концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 476 с.
3. Малинович, Ю.М.Язык и культура: семиосфера внутреннего мира человека (введение в лингвокультурологию) [Текст.] / Ю.М. Малинович // Вестник ИГЛУ. - 2008. - № 2. - С. 82-93.
4. Михайлова, М.В. Социальная роль женщины-руководителя в современной российской гендерной культуре [Текст] : дис. .канд. социол. наук / М.В. Михайлова. - М., 2009. - 176 с.
5. Ремаева, Ю.Г. Постфеминисткая проза Британии на рубеже XX-XXI вв. (феномен «чиклит») [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю.Г. Ремаева -
Н. Новгород, 2007. - С. 7-8.
6. Kinsella, S. Can you Keep a Secret? [Text] / S. Kin-sella. - NY. : Dell Mass Market International Edition, 2005.
- 400 p.
7. Kinsella, S. I’ve Got Your Number [Text] / S. Kinsella. - NY. : Dell Mass Market International Edition, 2012.
- 447 p.
8. Kinsella, S. Remember me? [Text] / S. Kinsella.
- NY. : Dell Mass Market International Edition, 2009. -430 p.
9. Kinsella, S. Shopaholic Ties the Knot [Text] / S. Kinsella. - London : Black Swan, 2002. - 394 p.
10. Kinsella, S. The Undomestic Goddess [Text] /
S. Kinsella. - London : Dial Press, 2005. - 400 p.
11. Kinsella, S. Thwenties Girl [Text] / S. Kinsella. -London : Dial Press, 2009. - 435 p.
12. Langacker, R.W. Grammar and Conceptualization [Text] / R.W. Langacker. - Berlin & New York: Mouton de Gruyter, 1999. - 427 p.
13. Mabry, R.A. About a Girl: Female Subjectivity and Sexuality in Contemporary «Chick» Culture. Chick Lit: The New Woman’s Fiction [Text] / Rochelle A Mabry / Ed. Suzanne Ferriss and Mallory Young. - NY. : Routledge, 2006. - Р. 204-206.
14. Oxford On line Dictionary [Электронный ресурс]
/ Режим доступа : http://www.oxforddictionaries.com/ us/definition/american_english/wedding-planner (дата
обращения : 30.11.2013).
УДК 811.112.2 ББК 81.2
К.А. Вагнер
АГРЕССИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)
В статье описываются средства и способы выражения агрессии немецкими детьми в речи. В связи с этим рассматривается понятие агрессии в целом, место феномена агрессии в человеческом сообществе, дается определение речевой агрессии, затрагиваются вопросы социализации детей и усвоения ими норм поведения, в том числе и коммуникативного, анализируются ситуации проявления речевой агрессии у детей.
Ключевые слова: поведение; коммуникативное поведение; норма коммуникативного поведения; агрессия; речевая агрессия; этикет
K.A. Vagner
ON AGGRESSIVE VERBAL BEHAVIOUR OF THE GERMAN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
The article focuses on the ways German children employ to express aggression in conversation. I consider the general concepts of aggression and eventually suggest a definition of verbal aggression. The problem of juvenile socialization and compliance with behavioural standards including acquisition of norms of communicative behaviour have also been discussed. Situations indicative of verbal aggression by children have been scrutinized to this end.
Key words: behaviour; communicative behaviour; norm of communicative behaviour; aggression; verbal aggression; etiquette
В жизни общества агрессия является важным феноменом, определяющим отношения между людьми, группами людей, государствами. Феномен агрессии издавна интересовал исследователей различных областей знаний. В первую очередь - психологи, этологи, социологи. В последние годы исследованием данного явления активно занимаются лингвисты: рассматривается агрессия в средствах массовой информации, в политическом дискурсе, в детской и подростковой среде, в профессиональной коммуникации.
Существует множество различных точек зрения на природу агрессии, ее механизмы и функции. Теории и подходы к изучению агрессии представлены с точки зрения этологии в работах таких ученых, как К. Лоренц, Н. Тинберген, В.Р. Дольник, с точки зрения психологии - З. Фрейд, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Бандура, Дж. Дол-лард, с точки зрения социологии и философии - Э. Фромм, Г. Фоллмер. С точки зрения лингвистики агрессия рассматривается в работах Ю.В. Щербининой, Т.А. Воронцовой, Е.В. Власовой, Л.В. Ениной и др.
Понятие агрессии трактуют по-разному: одни ученые отмечают ее деструктивный характер (А. Басс, Д. Зильманн), другие непременным условием называют намеренность/ целенаправленность агрессивного действия (Р Бэрон, Д. Ричардсон, С.В. Дуглас, С. Феш-бах, Л. Берковиц), третьи включают в определение чувства, эмоции, состояния, сопровождающие агрессию (Ю.В. Щербинина, Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников).
Слово «агрессия» происходит от латинского aggressio и означает «нападение». С точки зрения международного права, согласно словарным дефинициям, под агрессией понимаются незаконные действия с использованием вооруженных сил одного государства, направленные на захват другого государства [Ожегов, 1997, с. 18; Иллюстрированный словарь иностранных слов, 2008, с. 11]. В широком смысле агрессия - любое действие, имеющее целью нарушение физической и/или психической целостности кого/чего-либо. Но исследователи отмечают, что не всякое нарушение целостности необходимо рассматривать как акт агрессии. Например, манипуляции врача, причиняющие боль пациенту, но призванные помочь больному, не являются агрессией. От-
несение того или иного случая к агрессии будет зависеть от определения агрессии, которого придерживается исследователь. Многочисленные дефиниции можно условно разделить на две категории: первая - это определения, рассматривающие агрессию как поведение, которое можно непосредственно наблюдать [Осницкий, 1994, с. 61]. Согласно этой точки зрения, любое действие, наносящее вред другому, будет являться агрессией, независимо от того, было ли оно совершено намеренно или нет. Ко второй группе отнесем дефиниции, где ключевым моментом являются мотивы совершения действия: «действия, имеющие целью причинения вреда другому» (Р. Кратчфилд, Н. Ливсон). (цит. по: [Осницкий, 1994, с. 61]). В последнем случае возникает необходимость анализировать побуждения человека.
В данной статье мы будем придерживаться второй точки зрения, согласно которой как агрессию будем квалифицировать любое действие, намеренно совершаемое с целью причинения вреда. Цель статьи - представить результаты анализа агрессивного речевого поведения ребенка младшего школьного возраста, проведенного на материале немецкого языка.
Агрессия проявляется на разных уровнях поведения человека: физическое действие и речевое действие. Таким образом, речевая агрессия рассматривается как форма речевого поведения. Речевое поведение - одна из составляющих коммуникации, взаимодействия людей посредством речи. О.С. Иссерс определяет речевое поведение как «коммуникативные ходы». Исследователь обращает внимание на вариативность речевого поведения: участник коммуникации будет отдавать предпочтение тем или иным «коммуникативным ходам» для решения коммуникативной задачи, в зависимости от ситуации. Достижение коммуникативной цели представляется возможным только во взаимодействии двух сторон речевого общения - речевого действия и речевого поведения [Иссерс, 2008, с. 52].
Э. Торндайк в своей работе «Процесс учения у человека» вводит понятие «целеу-становленное поведение». Для исследователя поведение не есть простое механическое сложение последовательных связей (между ситуациями и ответными реакциями). Определяющим является чувство сопринадлежности, которое относится к психической связи.
Связи, которые не соответствуют определенным целевым установкам данного человека в данный момент, отвергаются им и заменяются другими [Торндайк, 1935, с. 115]. По мнению О.М. Казарцевой, в результате речевого поведения возникают определенные отношения между людьми: доброжелательные, недоброжелательные и др. [Казарцева, 1999, с. 8-9].
Речевое поведение ребенка формируется в процессе овладения речью, которое происходит в непосредственном общении с социумом: с матерью, в кругу семьи, в общении со сверстниками. В общении ребенок усваивает образцы поведения.
Ребенок по своей природе эгоцентричен, он часто не способен встать на место собеседника и не всегда понимает, что партнер по коммуникации может не желать того или иного обращения. В период развития и становления личности ребенка им усваиваются правила поведения. В то же время у него формируются представления о нормах коммуникативного поведения. Как отмечают психологи, дошкольник «с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и «всеяден». С одинаковым упоением он воспроизводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образцы». Также и в младшем школьном возрасте усвоение «типического опыта» часто может быть некритическим [Би-тянова, 2010, с. 332-333].
Ребенок как существо, не сформированное социально, наиболее близок к миру природы, следовательно, и к миру животных. В животном мире агрессия - одна из форм реализации инстинкта борьбы за выживание. Изучением феномена агрессии в животном мире занимаются этологи. Австрийский ученый К. Лоренц, основатель этологии, наблюдал за поведением животных в их естественной среде обитания. Исследователь определяет агрессию как инстинкт, служащий сохранению жизни и вида [Лоренц, 1994, с. 5]. Агрессия, с одной стороны, служит инструментом борьбы за территорию, ресурсы и проч., с другой стороны, является средством защиты при нападении. В животной среде одним из механизмов снятия агрессии является этикетное поведение. У разных видов и в различных ситуациях применяется свой набор средств и способов выражения данного поведения, на-
пример, одной из возможностей устранения агрессии является демонстрация покорности. Человек живет в социуме и также имеет определенные правила и формы поведения, нарушение которых может становиться причиной конфликтов и свидетельствовать о возникновении агрессии.
В.Р. Дольник, рассматривая поведение человека «в компании птиц, зверей и детей», также связывает его с врожденными инстинктами. Инстинкт играет большую роль в детском возрасте, чем у взрослых, когда культура накладывает определенные запреты. «Природа наделила нас самым долгим среди живых существ детством, чтобы мы могли, овладевая своими инстинктами и учась, пройти за полтора десятка лет огромный путь от прачело-века до современного человека» [Дольник,
2007, с. 114].
Разрешение конфликтов у детей происходит по-разному. В зависимости от типа личности ребенка в ход идут те или иные стратегии и тактики поведения. Психологи видят главное отличие агрессивных детей от неагрессивных в недостаточном знании конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций [Психология детства, 2008, с. 338]. Этикет призван урегулировать эти отношения.
Этикетное поведение воспитывается с детства и в процессе социализации ребенок им овладевает. Уже к 4 классу, как подчеркивает Н.А. Лемяскина, в коммуникативном поведении ребенка появляется такая черта, как стремление к выполнению этикетных норм и правил поддержания контакта. Другой особенностью коммуникативного поведения младших школьников исследователь называет их тягу к доминированию в общении, особенно это касается среды сверстников [Лемяскина, 2004, с. 160-161]. Нередко такое доминирование принимает агрессивную форму. Причины проявления агрессии в поведении младшего школьника - в недостаточной развитости социального поведения, неумении терпеть.
Необходимо подчеркнуть, что поведенческая агрессия младшего школьника может быть также связана с физиологическими причинами, в частности с повышенной моторикой. П.П. Блонский отмечает, что чрезмерная подвижность ребенка может быть вредной как для самого ребенка, так и для окружающих: «Бросаясь камнями и снежками, он подчас
разбивает окна, а то и голову другому ребенку. Палками он не только играет, но и дерется» [Блонский, 1999, с. 229].
Такой тип поведения, исходящий из чрезмерной подвижности, может стать причиной дисгармонии в общении сверстников.
П.П. Блонский говорит о жажде и ценности общения со сверстниками как характерной черте младших школьников. Поэтому осуждение со стороны группы для ребенка очень болезненно. Агрессивные выпады в речевом поведении ребенка могут проявляться как индивидуально (ребенок ^ ребенок), так и иметь коллективную форму (группа детей ^ ребенок, группа детей ^ группа детей). Иногда агрессия может принимать групповую форму против того, кто отличается (проблема «своего» и «чужого»). Применяемые санкции со стороны группы бывают достаточно сильные, иногда жестокие [Психология детства,
2008, с. 330]. Такой формой групповой агрессии выступает моббинг. Моббинг, от англ. mob - толпа, означает травлю одного человека или группы людей членами отдельного сообщества (рабочий коллектив, школьный класс, студенческая группа и т. д.). К проявлениям моббинга относятся бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, донос, издевательства. Все эти средства могут служить проявлением агрессии и по отдельности, хотя в случае моббинга, они используются в совокупности. Ситуация моб-бинга отражена в рассказе 11-летней девочки, в котором она описывает неприятие коллективом класса новой ученицы: In diesen drei Tagen auf der Schule hätten die anderen Kinder ihr sehr genau gezeigt, dass die nichts von ihr halten und sie total blöd, dumm und hässlich finden [Prinz Poldi, 2006, S. 105]. Моббинг очень часто сопровождается молчанием. Демонстративное молчание болезненно воспринимается ребенком. Молчание может выражать агрессию не только коллектива в целом, но и отдельной личности. В качестве примера можно привести агрессивное поведение девочки Элизабет из романа Мирьям Пресслер. Демонстрируя свое превосходство и несогласие с отношением к ней других девочек, она дерзко молчит. Другие девочки пытаются понять причину ее молчаливой агрессии: Aber jetzt scheint sie auch mit den anderen nicht zu sprechen. Warum eigentlich? Ist sie böse oder geniert sie sich? [Pressler, 1998, S. 180].
Ученые выделяют разные виды агрессии: открытую и скрытую, активную и пассивную, прямую и косвенную. Ребенок младшего школьного возраста, как правило, не владеет приемами скрытой агрессии. Речевая агрессия в поведении дошкольника и ребенка младшего школьного возраста обычно имеет открытую форму. В то же время бойкот как форма агрессии встречается в коллективе сверстников, в частности в ситуации моббинга. Взрослые же иногда используют бойкот как «метод воспитания» в отношении ребенка.
Анализ материала показал, что средства речевой агрессии, используемые в поведении ребенка, могут относиться к разным уровням языка: лексическому, синтаксическому, текстовому.
К лексическим средствам мы относим оценочную лексику, в том числе бранные слова, прозвища (Giftzwerg, Zickzack, Milchgesicht). Оценочная лексика (номинативная) представлена существительными (Idiot, Dämel, Angeberin, композиты с компонентами blöd - Blödkopf, Blödsinn, Blödmann; dumm - Dummkopf, Dummschädel), прилагательными (blöd, superblöd, doof, eingebildet), глаголами (fressen, spinnen, quatschen, kotzen). Как правило, это полнозначные части речи. Из функциональных слов можно назвать междометия, например, Pfui! Ätsch! Igitt-igitt! Püüh!
Синтаксическими средствами выражения агрессии выступают конструкции, имеющие прагматику угрозы: Nimm dich in Acht, ich kann ohne weiteres Kompott aus dir machen, wenn ich das will; грубого требования, грубого отказа: «Nein», sagte Cornelia laut, «Mit der male ich nicht!» [Die Leseinsel, 2000. S. 11], а также экспрессивные словосочетания (doofe Zicke, blöde Kuh, arme Sau) и конструкции, ругательства, типа «Du, Esel!», «Blödian, du!», сравнения «giftig/mager wie eine Spinne», устойчивые сочетания, типа «Ich werd’ dir geben!», повелительные высказывания «Hau ab!».
Следует отметить, что агрессия ребенка не всегда выражается внешне, а может иметь характер агрессивного пожелания. Причиной таких пожеланий являются поступки взрослых, которым ребенок не может противостоять открыто. Так, девочка из повести И. Койн готова отдать все свои богатства тому, кто распилил бы неприятную ей соседку пополам: ... ich würde ihm [dem Mann] meinen
neuen Atlas geben und meinen echten silbernen Ring vom Onkel Halmdach, wenn er abends in unserer Straße käme und das Fräulein Löwenich entzweisägte [Койн, 1982. S. 67]. А героиня повести П. Хертлинга готова отправить даму из службы по делам молодежи на луну: Sie könnte die blöde Weissner auf den Mond schießen! [Härtling, 1998. S. 125]
К текстовым средствам мы относим детский фольклор (дразнилки, обзывалки, рифмовки):
Ich heiß‘ Peter, du heißt Achim, der Verrückte,
Paul, Saß auf dem Topf und
Ich bin fleißig, du bist drückte, faul. Drückte, bis der Topf zer-
brach
Und die Wurst daneben lag.
Систематизация средств выражения агрессии по уровням языка, разумеется, имеет условный характер, поскольку лексика как таковая всегда встроена в синтаксическую структуру, имеет определенную интенцию и окрашивает целый текст, выполняя, таким образом, текстообразующую функцию. Так, непосредственное выражение агрессии в речи через инвективы может быть оформлено, как правило, односоставными или двусоставными безглагольными предложениями типа «Du Blödjan!», «giftige Kröte!», «Esel!» и пр.
Для отражения паралингвистических параметров проявления агрессии в языке существует специальный инвентарь лексики, большую долю в которой занимают прилагательные (wütend, zornig, reizbar и др.) и глаголы (schreien, schimpfen, brüllen и др.) Данные средства указывают на тон, мелодику, силу голоса, внешний вид говорящего. Просодические параметры речи очень важны для идентификации агрессивного намерения. Высказывание, агрессивное по содержанию, но сказанное шутливым тоном, агрессией не является. Взрослые часто используют такой прием для развития умения ребенка воспринимать юмор. Фраза Wir werfen Marisa in die Mülltonne! (Мы бросим Маризу в мусорку!), сказанная с улыбкой и поющей интонацией, переводит агрессивную семантику в юмористическое русло. На это указывает Х. Кот-тхофф в своей работе о детском юморе: «. Erwachsene [äußern] in spielerischem Ton etwas für das Kind Bedrohliches, wie z.B.: “Wir werfen
Marisa in die Mülltonne“. Dabei wird gelacht, das Kind wird hochgehoben, es wird in einer übertriebenen Sing-Sang-Intonation gesprochen und auch non-verbal durch Lächeln signalisiert, dass nur eine spielerische Drohkulisse aufgebaut wird» [Kotthoff, 2003. S. 8]
Ситуации, в которых проявляется агрессия, могут быть связаны с различными причинами. Одной из таких причин порой выступает отсутствие у ребенка толерантности к «не таким, как все/как он сам». Неприятие могут вызывать, например, внешность, происхождение, физические недостатки, умственные способности и пр. Например, толстяк часто является мишенью для агрессии со стороны сверстников: «Wieso kommst du jetzt erst?» « Weil er so fett ist!», ruft Zacharias. «Das nächste Mal holen wir dich ab und rollen dich zur Schule», spottet Hanna. «Dann geht ’s schneller» [Färber, 2002. S. 6-7]; другая национальность: Die machten sich über seine Sprache lustig. Er redet wie ein Ausländer, fast wie ein Türke, sagten sie [Härtling, 1991. S. 15].
Недостаток владения речевыми средствами убеждения часто восполняется в поведении ребенка физической агрессией (например, ударить, пнуть, толкнуть и проч.).
Речевую агрессию у ребенка может вызывать несогласие с партнером по коммуникации. Не обладая еще способностью аргументировано доказывать свою правоту, он реагирует агрессивно. Например, в произведении Кристины Нёстлингер дети спорят о половой принадлежности морской свинки: Die Gabi glaubte das nicht. Richtig wütend wurde sie. Sie schrie: «Blödian, du! Wirst schon sehen! Zu Mittag fragen wir den Tierhändler!» [Nöstlinger, 1996. S. 48].
Помимо проявления в детях агрессии как естественного инстинкта самосохранения, агрессивное поведение может являться следствием социального научения, усвоения готового образца поведения. И здесь немаловажную роль играет среда, окружение ребенка. Дети разыгрывают сцену ссоры родителей: «Wollen wir miteinander böse sein?» schlägt Nina vor. «Au fein! Wie Papa und Mama?» «Natürlich wie Papa und Mama! Du fängst an. Huste erst mal richtig ab, damit du besser schreien kannst!» [Девкин, 1981, с. 19].
Таким образом, речевая агрессия в поведении ребенка младшего школьного возраста
вызывается психологическими, социальными и физиологическими причинами. Последний фактор в агрессии взрослого человека такой большой роли не играет.
Как правило, скрытая агрессия не является типичной для ребенка. Ребенок отдает предпочтение прямой, вербально выраженной агрессии. Речевая агрессия выражается с использованием всех уровней языка: фонетического, лексического, синтаксического, текстового. Особое место в детской речевой агрессии занимают бранные слова, которые интегрируются в речевой акт оскорбления, угрозы, такие формы детского фольклора как дразнилки, обзывалки, и просодические средства: высота и сила голоса.
Библиографический список
1. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / М.Р. Битянова. - 2-е изд., перераб. -СПб. : Питер, 2010. - 368 с.
2. Блонский, П.П. Педология [Текст] : Кн. для пре-подават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский; под ред. В.А. Сластенина. - М. : ВЛАДОС, 1999.
- 288 с.
3. Девкин, В.Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской [Текст] : учеб. пособие / В.Д. Девкин. - М. : Высш. шк., 1981. - 160 с.
4. Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы [Текст] : Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник. - 5-е изд. - СПб. : Петроглиф, М. : Изд-во КДУ, 2007. - 352 с.
5. Иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. / авт.-сост. Е.А. Гришина. - М. : АСТ: Астрель, 2008.
- 319 с.
6. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - 5-е изд. -М. : Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.
7. Казарцева, О.М.Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] : учеб. пособие / О.М. Казарцева. - 2-е изд. - М. : Флинта, Наука, 1999.
- 496 с.
8. Койн, И. Девочка, с которой детям не разрешали водиться / И. Койн // Das Mädchen, mit dem die Kinder
nicht verkehren durften. - М. : Прогресс, 1982. - 216 с.
9. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) [Текст] / К. Лоренц; пер. с нем. - СПб. : Прогресс, Универс, 1994. - 272 с.
10. Лемяскина, Н.А. Развитие языковой личности и ее коммуникативного сознания: на материале речевого поведения младшего школьника [Текст] : дис... д-ра филол. наук : 10.02.19 / Н.А. Лемяскина. - Воронеж, 2004. - 469 c.
11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997. - 944 с.
12. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся [Текст] А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 61-68.
13. Психология детства [Текст] / под ред. член-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 350 с.
14. Торндайк, Э. Процесс учения у человека [Текст] / Э. Торндайк; пер. с англ. под ред. проф. С.Е. Гайсино-вича и со вступительными статьями проф. П.П. Блонского и проф. С.Е. Гайсиновича. - М. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. - 160 с.
15. Die Leseinsel: 14 starke Freundschaftsgeschichten [Text]. - München : Ars-Ed., 2000. - 119 S.
16. Färber, W. Total klasse! Klassenfahrt mit Stolpersteinen / W. Färber // Mit Bildern von Elisabeth Holzhausen.- München : Ars-Ed (Känguru : Lesenabenteuer in Farbe), 2002. - 89 S.
17. Härtling, P Oma [Text] / P. Härtling. - Weinheim und Basel : Beltz Verlag, 1991. - 68 S.
18. Härtling, P Jette [Text] / P. Härtling - Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 1998. - 137 S.
19. Kotthoff, H. Witz komm raus! Komik und Humor bei Kindern : ein Überblick [Text] / H. Kotthoff // TELE-VIZION. - 16/2003/1. - S. 4-11.
20. Nöstlinger, Ch. Neue Schulgeschichten vom Franz [Text] / Ch. Nöstlinger. - Hamburg : Verlag Friedrich Oe-tinger, 1996. - 64 S.
21. Pressler, M. Wenn das Glück kommt, muss man ihm einen Stuhl hinstellen [Text] / M. Pressler. - Weinheim : Beltz&Gelberg, 1998. - 210 S.
22. Prinz Poldi und die Kölner Schweinemafia: Kinder erzählen über Köln [Text] / hrsg. von der Buchhandlung Thalia. - Köln : Kiepenheuer&Witsch, 2006. - 159 S.
УДК 81’27 ББК 81’27
А.В. Зайцева
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ФРГ
В статье рассматриваются коммуникативные стратегии и тактики экологического дискурса ФРГ. Несмотря на возросший в последнее время интерес ученых к экологическому дискурсу как к культурно-социальному феномену, с лингвистической точки зрения он исследован пока недостаточно. Результаты исследования могут внести определенный вклад в развитие теории дискурса и эколингвистики, а также могут быть использованы при рассмотрении
Вестник ИГЛУ, 2013
© Зайцева А.В., 2013