Научная статья на тему 'Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции'

Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1811
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ДЕВИАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AGGRESSION / DEVIATION / CORPORATE CULTURE / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткачук Оксана Альбертовна, Корнилов Константин Арсеньевич

В статье анализируется проблема распространения среди современных российских подростков агрессии и девиантного поведения. Авторы систематизировали причины и формы агрессии подростков. В статье выдвигаются возможные методы коррекции подростковой агрессии. Авторы полагают, что обращение к традиционным культурным ценностям и развитие корпоративной культуры в учебных заведениях помогут решить данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ткачук Оксана Альбертовна, Корнилов Константин Арсеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: CAUSES AND PROBLEMS OF CORRECTION

The article analyzes the problem of the spread of aggression and deviant behavior among modern Russian teenagers. The authors systematized the causes and forms of adolescent aggression. The article puts forward possible methods for correcting adolescent aggression. The authors believe that an appeal to traditional cultural values and the development of corporate culture in educational institutions will help to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции»

Библиографический список

1. Пугачев, А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — № 10.

2. Самсонова, Е. В. Модели сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования [Текст] / Е. В. Самсонова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.

3. Чернышев, М. А. Основы менеджмента [Текст] / М. А. Чернышев, Э. М. Коротков, И. Ю. Солдатова. — Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006.

4. Новиков, Д. А. Сетевые структуры и организационные системы [Текст] / Д. А. Новиков. — М. : ИПУ РАН, 2003.

For citation: Sidorov, V V. Model of interaction of vocational educational organisations of SVE on professional training and formation of disabled people and persons with disabilities [Text] / V. V. Sidorov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 81-86.

MODEL OF INTERACTION OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF SVE ON PROFESSIONAL TRAINING AND FORMATION OF DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES

V. V. Sidorov

The article discusses one of the approaches to the interaction of vocational educational organisations of SVE on the organization of vocational training for disabled people and persons with disabilities. A variant of construction this interaction in the form of an identical distributed model is proposed. The aims, objectives and activities of the basic professional educational organization are disclosed.

Key words: inclusive education, adapted educational program, basic professional educational organization, interaction models, identical distributed model.

References

1. Pugachev A. S. Inkljuzivnoe obrazovanie Molodoj uchenyj, 2012, no 10.

2. Samsonova E. V. Modeli setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh i inyh organizacij dlja reshenija zadach razvitija inkljuzivnogo obrazovanija. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, № 3. (In Russian)

3. Chernyshev M. A., Korotkov Je. M., Soldatova I. Ju. Osnovy menedzhmenta. Rostov n/D: Nauka-Press, 2006. (In Russian)

4. Novikov D. A. Setevye struktury i organizacionnye sistemy. Moskva: IPU RAN, 2003.

Сидоров Виктор Викторович, директор ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru

Sidorov V. V., director, Zlatoust industrial college, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: zlatik@anosov.ru

Сведения для цитирования: Ткачук, О. А. Агрессивное поведение подростков : Причины возникновения и проблемы коррекции [Текст] / О. А. Ткачук, К А. Корнилов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 86-92.

УДК 376 ББК 74.3

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ

О. А. Ткачук, К. А. Корнилов

В статье анализируется проблема распространения среди современных российских подростков агрессии и девиантного поведения. Авторы систематизировали причины и формы агрессии подростков. В статье выдвигаются возможные методы коррекции подростковой агрессии. Авторы полагают, что обращение к традиционным культурным ценностям и развитие корпоративной культуры в учебных заведениях помогут решить данную проблему.

Ключевые слова: агрессия, девиация, корпоративная культура, военно-патриотическое воспитание.

Современный мир видится человеку «агрессивным, непредсказуемым, хрупким и опасным. Прежние ценностные ориентиры ушли в прошлое, а новые пока не наделяют личностное существование человека приемлемым смысловым содержанием. В такой среде жить дискомфортно. Нужен альтернативный мир как плацдарм психологического отступления... Человек начинает чувствовать, что сходит с ума. Безумие становится комфортным» [1, с. 6]. Одним из вариантов защиты от агрессивного мира становится сознательное или неосознанное использование ресурса безумия. В современной науке это явление получило название «векордизм» (от латинского термина, обозначающего безумие, сумасбродство) [1, с. 6]. По нашему мнению, одной из форм векордизма является агрессивное, асоциальное, девиантное поведение современных подростков.

Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще больше распаляют ребенка.

Большинство психологов ставят у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего любые промахи родных могут стать спусковым крючком для агрессии. В своей статье мы попытаемся выяснить, с чем связаны рецидивы агрессии среди подростков и каковы способы решения данной проблемы, попробуем определить возможные методы профилактики агрессивного поведения подростков.

Агрессивное поведение подростков

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями

человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивности поведения. С самого раннего возраста окружающие люди влияют на психику ребенка, которая только формируется, и одна ошибка в воспитании может повлечь за собой такие последствия, после которых может разрушиться судьба ребенка в целом. В процессе воспитания следует учитывать не только роль родителей в формировании психологии ребенка. Дурное влияние на ребенка могут оказать фильмы, музыка, игры, для которых он еще не достиг определенного возраста [2].

Агрессия в латентном состоянии свойственна любому человеку, поскольку является подсознательной формой поведения, направленной на самозащиту и выживание в мире. С возрастом человек учится контролировать свои естественные инстинкты агрессивного характера и реагировать более социально приемлемым способом. Если же человек не научился этому с детства, то в жизни у него возникают сложности в общении с людьми. Нельзя подавлять агрессию в своем чаде необдуманно, все поспешные решения могут привести к психическому расстройству подростков, а также возможно усиление агрессии, которое будет направлено на индивида, пытающегося подавлять приступы агрессии [3].

Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка контролировать свои вспышки агрессии, направлять их в мирное русло, а не подавлять, защищать себя, свои права и интересы социально приемлемым способом, при этом не причиняя вред другим людям и не ущемляя их интересы. А для этого требуется раскрыть причины агрессии у ребенка. Родители должны проявлять любовь и ласку к своему ребенку и, естественно, само их поведение должно соответствовать общепринятым нормам.

Целями работы педагога-психолога в этом направлении являются: моделирование сфер успешной деятельности; организация диалога и сотрудничества, в котором будут выявлены главные эмоциональные проблемы подростка; помощь в разблокировке позитивных эмоций; создание и оценка ситуаций успеха, которые помогут ребенку избавиться от определенного количества комплексов; изменение представлений личности о своем «я»; поддержка интересов и инициатив.

В начале коррекционной работы проводится комплексное диагностическое обследование, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекцион-но-развивающей работы. Во время проведения коррекционного мероприятия осуществляется контроль динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.

К способам коррекции можно отнести: 1) сдерживание агрессивных порывов подростка непосредственно перед их проявлением; 2) демонстрацию подростку примеров неприемлемости агрессивного поведения, проявлений физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям; 3) указание на альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания; 4) обучение конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции; 5) декларацию категорического запрета на агрессивное поведение [4].

Причины и формы агрессии

Общепринято считать, что воздействие наркотиков на организм человека в разы страшнее того, как влияет алкоголь. Однако некоторые ученые уравнивают это зло. Объяснение состоит, прежде всего, в том, что употребление спиртных напитков для достижения состояния опьянения считается в обществе нормальным. Пугает их влияние обычно только тогда, когда возникает тяжелая зависимость.

Подросткам предстоит жить в этом обществе и быть теми, кто строит и создает его. Забота о детях и подростках равна заботе о будущем. Влияние наркотиков на подростка ставит под угрозу не только жизнь его собственную и его семьи, но также жизни его друзей и их семей, благополучие общества в целом. Наркотики могут влиять как на здоровье подростка, так и на его психику. Главным признаком нарушения психики может являться неадекватная реакция на привычные события и на обычных прохожих.

Восстановлением психики должны заниматься специалисты. Единственное, что могут сделать родные для алкоголика или зависимого от наркотических средств человека, — вовремя обнаружить первые признаки психических отклонений. Признаки следующие: нарушение сна, частое появление кошмаров; появление галлюцинаций, подробное изложение больным вымышленных событий, появление воображаемых друзей; чрезмерная раздражительность, частые перепады настроения; бредовое состояние, потеря ориентации во времени и пространстве [5].

Другой проблемой является распространение норм криминального поведения в обыденной жизни. В прессе широко обсуждается проблема «А.УЕ.». Аббревиатура обозначает название и девиз («Арестантский уклад един») предположительно существующего российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних. По утверждению ряда обозревателей, основа данного объединения чисто идеологическая, в основном информационная. Это молодежное сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды и тюремные понятия, требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем.

В наше время бывшие заключенные вербуют подростков для своих целей, втягивая тем самым их в «блатную романтику», уйти от которой будет потом очень сложно. Эти «кураторы» внушают подросткам, что самое главное — это помощь тем, кто находится за решеткой. Они призывают детей добывать деньги или продовольственные товары для заключенных любыми способами. А если человек отказывается это делать, то они прибегают к насилию. Обычно кураторы выбирают детей из неблагополучных или неполных семей [6].

Сейчас такое влияние оказывают даже через интернет. К примеру, на всем известном УоиТиЬе созданы каналы этих людей, и каждый может посмотреть видео, пропагандирующие криминальное движение среди подростков. Кроме того, существует огромное количество различных групп в социальных сетях, которые также заманивают молодых людей в криминальную жизнь. В пример могу привести несколько пабликов из соцсети «Вконтакте», таких как «Л.С.Л.Б. Злая молодежь», «А.УЕ.» и т. д.

Если сравнить 1990-е и наше время, можно найти сходство. Это связано с тем, что люди, которые жили в то время, сейчас являются роди-

телями тех самых подростков, о которых идет речь. Поэтому большинство семей, в которых могут присутствовать люди со своей уголовной историей, являются источником зарождения движения «А.УЕ.», и именно в них родители могут внушать правила 1990-х своим детям в надежде вернуть те времена, когда можно было просто взять и решить вопрос с помощью пистолета, а не пойти в полицию.

Агрессия бывает двух видов: одна направлена на окружающих, а другая — на себя самого (аутоагрессия). И в том, и в другом случае причина агрессии — обида. Часто обиженный не может агрессивно ответить обидчику, поэтому накопленная агрессия смещается на более доступный объект либо на самого человека, и в этом случае он начинает причинять вред самому себе. Подросток не находит другого пути, как перенаправить свои мысли с ненависти к кому-то, с возникшей проблемы, которая кажется неразрешимой, на объект или предмет-заместитель.

Причины появления суицидального настроения различны. Как правило, самоубийство не совершается при наличии лишь одной причины, чаще всего присутствует их сочетание, что увеличивает вероятность завершенной попытки. Другими словами, подросток уже не может сдерживать в себе все разочарования и негативные эмоции, которые накопились у него за какое-то время. Никому не известно, почему при одних и тех же обстоятельствах один человек закончит жизнь самоубийством, а другой — нет, скорее всего, это связано напрямую с внутренней силой самой личности.

Причины появления садистов также различны. Садист — это человек, получающий удовольствие от того, что причиняет страдание другому человеку. Возможно, с помощью жестокости он избегает страдания и пытается переложить его на другого, того, кто вызвал в нем страх. Садизм как потребность причинить страдания другому человеку и наслаждаться этим долгое время считался сексуальным нарушением, принадлежащим к области психопатологии.

В среде подростков иногда бывают проявления живодерства. Причиной этого может стать то, что подросток не может вылить свою агрессию на людей, возможно, у него не хватает для этого физической силы. И тогда жертвами таких психически расстроенных людей становятся животные, которые в должной степени не могут противостоять обидчику. Можно сказать, что подросток сбрасывает таким образом все накопившиеся эмоции на беззащитное животное [7].

Юридическая ответственность подростков и их родителей

В соответствии с действующим законодательством к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Ответственность за административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Примером административного правонарушения может являться мелкое хулиганство, при котором родители подростка будут вынуждены выплатить штраф. Агрессивные подростки зачастую устраивают массовые драки, в результате которых у кого-то из участников могут появиться серьезные телесные повреждения. За это родителям обидчика может быть назначен административный штраф, а самого виновника поставят на учет в полиции, что сильно повлияет на его дальнейшую жизнь. Из-за такой постановки на учет у многих подростков впоследствии возникают проблемы с устройством на работу и др.

В некоторых случаях к подростку может быть применена форма уголовной ответственности. Под уголовной ответственностью понимается установленная законом обязанность лиц нести наказание в случае совершения ими того или иного преступления. Эта ответственность состоит из целого ряда элементов. Она включает в себя: обязанность лиц отвечать за все совершенные преступления; осуждение, которое выражается в отрицательной оценке содеянного; применение к совершившему преступление разного рода мер, имеющих уголовно-правовой характер; судимость, которая является последствием назначения наказания.

В данном случае подросток или его родители уже не смогут ограничиться выплатой штрафа, наказание будет более серьезным. К деяниям, влекущим за собой уголовное наказание, относятся кража, разбой, хищение, ложное сообщение (например, молодой человек позвонил в полицию и сказал, что в метро заложена бомба, хотя это не соответствует действительности) и др. Виды наказаний: исправительные работы, штраф, лишение возможности заниматься какой-либо деятельностью, лишение свободы (до 10 лет и больше) [8].

Социологический мониторинг

В течение 2017/18 уч. г. среди студентов Челябинского энергетического колледжа

им. С. М. Кирова нами был проведен социологический мониторинг с целью определить отношение подростков к агрессии. Для выявления среднего уровня агрессии у подростков мы разработали следующие вопросы и варианты ответов (в скобках приведены результаты проведенного опроса).

1. Как ты относишься к проявлению агрессии людей?

Варианты ответа:

1) положительно (11);

2) отрицательно (5);

3) нейтрально (19).

2. Если человек случайно нанесет тебе физический или моральный вред, как ты ответишь?

Варианты ответа:

1) отвечу тем же (16);

2) не стану предпринимать противоправных действий (16);

3) сделаю вид, что ничего не было (5).

3. Что ты сделаешь, если у тебя будет плохое настроение, а рядом человек будет проявлять признаки веселья?

Варианты ответа:

1) заставлю его придержать свои эмоции

(3);

2) не стану портить ему настроение (20);

3) не буду обращать внимания (12).

4. Как вы отреагируете на агрессивно настроенную компанию людей, если есть шанс избежать серьезного конфликта?

Варианты ответа:

1) отвечу агрессией (12);

2) не буду привлекать к себе внимания (13);

3) нейтрально (11).

5. Если человек к вам пристает, но не ведет себя агрессивно, то как вы поступите?

Варианты ответа:

1) отвечу встречной агрессией (10);

2) буду всячески пытаться избежать контакта с ним (13);

3) буду игнорировать (8).

6. Как вы относитесь к представителям других национальностей?

Варианты ответа:

1) проявляются признаки неприязни (9);

2) положительно (10);

3) нейтрально (15).

7. Как вы поступите, если на ваших глазах ваши ровесники будут обижать младших?

Варианты ответа:

1) присоединюсь к ним (0);

2) попытаюсь вмешаться и остановить (32);

3) не буду предпринимать никаких действий по отношению к обеим сторонам (5).

Рис. 1. Итоги социологического мониторинга

Результаты опроса показали следующее (рис. 1).

1. 45 % опрошенных предпочли оставаться в стороне от конфликта, но также они способны решить его классическим способом, например, при помощи разговора, что не может не радовать. Однако это число составляет меньше половины опрошенных, что настораживает.

2. 20 % студентов, участвовавших в анкетировании, очень легко поддаются агрессии или даже провоцируют те или иные конфликты.

3. 17 % опрошенных студентов конфликты пугают и настораживают, поэтому они разными способами пытаются уйти от подобных ситуаций.

4. 11 % студентов к конфликтам и агрессии относятся нейтрально, никогда сами не инициируют конфликты и не провоцируют агрессивные действия со стороны других лиц.

5. 7 % отказались проходить анкетирование.

Хотя большая часть подростков не слишком подвержена агрессии, следует отметить, что более 25 % молодых людей не соблюдают нормы корректного поведения, и это негативно влияет не только на формирование их личности, но и на окружающих людей. Для решения данной проблемы следует выполнить ряд действий.

На уровне семьи необходимо создавать условия для воспитания благополучных детей и подростков. Родители своим корректным поведением в семье должны показывать детям пример доброжелательных отношений, образец выхода из конфликтных ситуаций без эскалации агрессии. Родителям рекомендуется ограничивать детям и подросткам доступ к какому бы то ни было содержащему насилие контенту, который может повлиять на их психику (видео, изображения, музыка, текст и т. д.) Кроме того, родителям следует более внимательно относиться

к так называемым проблемным детям и к подросткам в период взросления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На уровне учебных заведений необходимо формировать корпоративную культуру, основанную на идеях патриотизма, корпоративной солидарности, принципах гуманизма и справедливости [9]. Руководству учебных заведений следует выстраивать эффективную систему сотрудничества с правоохранительными органами и религиозными организациями [8]. Показателен пример Челябинской епархии. Совместно с правоохранительными органами было создано в 2003 г. и функционирует по настоящее время военно-патриотическое молодежное объединение «Воин» [10]. Подростки из «трудных» семей выплескивают свою агрессию на тренировочных полигонах, а спецназовцы и православные священники учат ребят патриотизму. В учебных заведениях следует практиковать открытие кадетских и казачьих классов с жесткой дисциплиной и военно-патриотической подготовкой. Так агрессия будет перенаправлена в доброе русло, а подросток получит уроки мужества и патриотизма.

На уровне общества нужно следовать установкам новой культурной политики Российско-

го государства, основанной на традиционных культурных ценностях, прежде всего религиозных. Федеральная и региональная власть должна обеспечить более строгий контроль над частными магазинами (в которых, как правило, продают алкогольную и табачную продукцию подросткам, что, конечно же, оказывает влияние на их поведение и психику) Государство должно выступить модератором выстраивания взаимоотношений по линии: семья — учебное заведение — правоохранительные органы — социальная защита — религиозные организации — дети и подростки. Все, что было сейчас перечислено, — лишь малая часть того, что может существенно снизить подростковую агрессию. Так называемое потерянное поколение молодежи преодолеет ошибки современного общества. Работать над этими самыми ошибками необходимо уже сейчас, и тогда через пару лет можно будет заметить значительный прогресс, так как подростки — это еще не сформировавшаяся до конца личность, которая в большой степени зависит от влияния внешнего мира. Совместными усилиями власти, общества, учебных заведений, семьи можно противостоять агрессии, можно воспитать новое поколение российских патриотов.

Библиографический список

1. Чекмарев, М. В. Векордизм, или мироощущение как способ защиты [Текст] / М. В. Чекма-рев, А. С. Чупров // Социум и власть. — 2011. — № 4 (32). — С. 5-12.

2. Мишучкова, М. Ю. Факторы, обусловливающие проявление агрессии подростками [Текст] / М. Ю. Мишучкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. : Педагогика и психология. — 2011. — № 2. — С. 70-75.

3. Профилактика агрессии и нарушений поведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/3_27902_profilaktika-agressii-i-narusheniy-povedeniya.html.

4. Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия : Причины, профилактика, коррекция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c. xn--p1ai/psychologiya-podrostka/podrostkovaya-agressiya.

5. Хадыкина, Г. А. Влияние средств массовой информации на проявление агрессии подростка [Текст] / Г. А. Хадыкина // Актуальные проблемы безопасности несовершеннолетних : материалы междунар. круглого стола. —Вып. 2. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. — С.99-104.

6. Скойбеда, У Цель АУЕ : Уголовники хотят, чтобы мы жили по их законам [Электронный ресурс] / У. Скойбеда. — Режим доступа: https://www.chel.kp.ru/daily/26731/3758287.

7. Подкопаева, Н. В. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков [Электронный ресурс] / Н. В. Подкопаева. — Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/ psikhologicheskie-nauki/library/2013/06/24/profilaktika-i-korrektsiya-agressivnogo-povedeniya.

8. Нижник, Н. С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних — сфера взаимодействия полиции и религиозных организаций [Текст] / Н. С. Нижник, Н. С. Меньшикова // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2017. — № 2. — С. 23-30.

9. Загребин, С. С. Патриотическое воспитание молодежи в контексте новой культурной политики [Текст] / С. С. Загребин // Непрерывное педагогическое образование : Глобальные и национальные аспекты : материалы III Междунар. конгресса (Челябинск, 21-22 ноября 2016 г.). — Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. — С. 60-62.

10. Военно-патриотическое молодежное объединение «Воин» им. Героя Российской Федерации Перова А. В. [Электронный ресурс] : официальный сайт. — Режим доступа: http://www. alfa-voin.ru.

For citation: Tkachuk, O. A. Aggressive behavior of adolescents : Causes and problems of correction [Text] / O. A. Tkachuk, K. A. Kornilov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 86-92.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: CAUSES AND PROBLEMS

OF CORRECTION

O. A. Tkachuk, K. A. Kornilov

The article analyzes the problem of the spread of aggression and deviant behavior among modern Russian teenagers. The authors systematized the causes and forms of adolescent aggression. The article puts forward possible methods for correcting adolescent aggression. The authors believe that an appeal to traditional cultural values and the development of corporate culture in educational institutions will help to solve this problem.

Key words: aggression, deviation, corporate culture, military-patriotic education.

References

1. Chekmarev M. V., Chuprov A. S. Vekordizm, ili mirooshchushchenie kak sposob zashchity, Sotsium i vlast', 2011, no. 4 (32)., pp. 5-12. (In Russian)

2. Mishuchkova M. Yu. Faktory, obuslovlivayushchie proyavlenie agressii podrostkami, Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya, 2011, no. 2, pp. 70-75. (In Russian)

3. Profilaktika agressii i narusheniy povedeniya, available at: https://studopedia.ru/3_27902_pro-filaktika-agressii-i-narusheniy-povedeniya.html. (In Russian)

4. Agressivnoe povedenie podrostkov — podrostkovaya agressiya : Prichiny, profilaktika, kor-rektsiya, available at: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1 ai/psychologiya-podrostka/ podrostkovaya-agressiya. (In Russian)

5. Khadykina G. A. Vliyanie sredstv massovoy informatsii na proyavlenie agressii podrostka Aktual'nye problemy bezopasnosti nesovershennoletnikh: materialy mezhdunar. kruglogo stola, Vyp. 2, Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2016. pp. 99-104. (In Russian)

6. Skoybeda U. Tsel' AUE : Ugolovniki khotyat, chtoby my zhili po ikh zakonam, available at: https://www.chel.kp.ru/daily/26731/3758287. (In Russian)

7. Podkopaeva N. V. Profilaktika i korrektsiya agressivnogo povedeniya detey i podrostkov, available at: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/06/24/profilaktika-i-korrekt-siya-agressivnogo-povedeniya. (In Russian)

8. Nizhnik N. S., Men'shikova N. S. Profilaktika pravonarusheniy nesovershennoletnikh — sfera vzaimodeystviya politsii i religioznykh organizatsiy, Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom, 2017, no. 2. pp. 23-30. (In Russian)

9. Zagrebin S. S. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v kontekste novoy kul'turnoy politiki, Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie : Global'nye i natsional'nye aspekty : materialy III Mezhdunar. kongressa (Chelyabinsk, 21-22 noyabrya 2016 g.), 2017, pp. 60-62. (In Russian)

10. Voenno-patrioticheskoe molodezhnoe ob"edinenie «Voin» im. Geroya Rossiyskoy Federatsii Perova A. V.: ofitsial'nyy sayt, available at: http://www.alfa-voin.ru. (In Russian)

Ткачук Оксана Альбертовна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова», г. Челябинск, e-mail: 174energo@mail.ru

Корнилов Константин Арсеньевич, студент ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова», г. Челябинск, e-mail: kostya-kornilov@mail.ru

Tkachuk O. A., lecturer, Kirov Chelyabinsk energy college, Chelyabinsk, e-mail: 174energo@ mail.ru

Kornilov K. A., student, Kirov Chelyabinsk energy college, Chelyabinsk, e-mail: kostya-kornilov@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.