Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ'

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / ADOLESCENCE / DIAGNOSIS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR / CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сигачева Н.П.

В статье рассмотрены ключевые аспекты агрессивного поведения в подростковом возрасте, представлены методы изучения и коррекции подростковой агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сигачева Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: DIAGNOSTICS AND CORRECTION

The article describes the key aspects of aggressive behavior in adolescence, presents methods for studying and correcting adolescent aggression.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ»

системе или сети бреши безопасности и устранить их.

Использованные источники:

1. Abhinav S. Ispolzovanie Metasploit dlya testirovaniy na proniknovenie [Metasploit Penetration Testing Cookbook]. Packt Publishing Ltd., 2012. 219 p.

2. Бирюков А.А. Информационная безопасность: защита и нападение. - М.: ДМК Пресс, 2012. 474 с.

3. Конференция OWASP Russia Meetup. М.: [Электронный ресурс], 2016. Адрес: https://www.youtube.com/watch?v=50Sv1_nsjnE

4. Эриксон Дж. Хакинг - искусство эксплойта, 2-е издание. М.: High tech, 2009. 510 c.

УДК 159.9.07

Сигачева Н.П. студент магистратуры 2 курса факультет психолого-педагогического и социального образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ Аннотация: в статье рассмотрены ключевые аспекты агрессивного поведения в подростковом возрасте, представлены методы изучения и коррекции подростковой агрессии.

Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковый возраст, диагностика агрессивного поведения, коррекция агрессивного поведения.

Sigacheva N.P. graduate student 2 course, faculty of psychological and Pedagogical and social education The Volgograd State social and pedagogical university

Russia, Volgograd AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: DIAGNOSTICS AND CORRECTION Annotation: the article describes the key aspects of aggressive behavior in adolescence, presents methods for studying and correcting adolescent aggression.

Keywords: aggressive behavior, adolescence, diagnosis of aggressive behavior, correction of aggressive behavior.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острых проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк

подростков, носящих ожесточенный характер.

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковиц, А. Бандура, Реан и др.). В последнее время изучение агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности как отечественных, так и зарубежных психологов, социологов и педагогов (А. Бандура, Р. Уолтерс, Л. Берковиц, И.Б. Бойко, С.Н. Ениколопов, О.А. Карабанова, Л.М. Семенюк, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, В.С. Собкин и др.). Проблемы агрессивного поведения агрессивного поведения в подростковом возрасте изучали Г.Э. Бреслав, К. Бютнер, А. Бандура, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Романко, Е.Р. Слободская, И.А. Фурманов.

При всей важности данной проблематики, в отечественной практической психологии все еще существует необходимость поиска и разработки научно-обоснованного спектра методов, которые позволили бы успешно диагностировать и преодолевать проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте. Необходимы программы, направленные на изучение особенностей проявления и причин возникновения агрессивного поведения подростков. Особую значимость приобретает поиск технологий, которые могли бы стать эффективным средством в работе психологов для решения проблемы эффективной коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Цель нашего исследования выявление условий возникновения и пути коррекции агрессивного поведения у подростков.

Объект исследования: поведенческая сфера подростков.

Предмет исследования: особенности диагностики и коррекции агрессивного поведения подростков

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в старшем подростковом возрасте более выражена прямая вербальная агрессия, преодоление которой возможно при условии организации коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях посредством снижения уровня личностной тревожности, развития эмпатии и адекватного уровня самооценки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к проблеме изучения агрессивного поведения подростков, представленные в психологических исследованиях.

2. Рассмотреть причины возникновения и особенности проявления агрессивного поведения у подростков.

3. Осуществить эмпирическое исследование по изучению агрессивного поведения подростков.

4. Определить содержание коррекционной работы психолога с подростками, склонными к агрессивному поведению.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение научной информации по проблеме исследования; эмпирические: психодиагностические (методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич; «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев); обрабатывающие: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования: диагностические и коррекционно-развивающие технологии, представленные в работе, могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, интересующихся проблемой коррекции агрессивного поведения возрасте.

На основе теоретического анализа подходов к проблеме изучения агрессивного поведения подростков, представленных в психологических исследованиях, было установлено, что агрессивность является личностным качеством, которое развивается у человека на основе темпераментального психодинамического свойства агрессивности как склонность к агрессивному поведению. Многие авторы справедливо рассматривают агрессивность как совокупность элементарных индивидуальных свойств, описывающих и некоторые личностные отношения, и склонности к тому или иному способу поведения. Агрессия, в свою очередь это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным».

В причинах возникновениях подростковой агрессии психологи утверждают что, агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Создается впечатление, что, прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за свое психологическое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие. Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами были выбраны следующие методические процедуры:

1.Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

2. Методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)

Количественные данные, полученные в ходе реализации методики

Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Агрессивное поведение» представлены на рисунке 1.

ПВА - Склонность к прямой вербальной агрессии.

КВА - Склонность к косвенной вербальной агрессии.

КФА - Склонность к косвенной физической агрессии.

ПФА - Склонность к прямой физической агрессии.

Рис.1. Уровни склонности подростков к различным видам агрессии

Данные, полученные по результатам методики, свидетельствуют о том, что подросткам более свойственна прямая вербальная агрессия (42%), нежели косвенная вербальная агрессия(28%).Это могут быть оскорбления и вербальные формы унижения другого.

Анализ ответов учащихся показал, что подростки более склонны к косвенной физической агрессии (34%), нежели к прямой физической агрессии (31%). Это говорит о том, что у учащихся агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому человеку через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ученик может порвать чужую тетрадь с работами); уничтожение или порча чужих вещей (намеренно вылить кофе на чужую одежду).

По результатам методики можно сказать, что подростки склонны к несдержанности агрессивных эмоций. Графически данные по этой методике представлены в рисунке 2.

Исходя из рисунка 2 видно, что высокий уровень несдержанности диагностировался у 13,6% испытуемых. С данными испытуемыми, необходимо провести коррекционную программу агрессивного поведения.

Уровень несдерживаемости

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рис. 2. Уровни несдержанности в поведении испытуемых (по методике Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Агрессивное поведение»)

Средний уровень несдержанности диагностировался у 40,9% испытуемых. Данные испытуемые - группа риска, рекомендуется провести профилактические занятия. Низкий уровень несдержанности диагностировался у 45,4% испытуемых. Данным испытуемым, рекомендуется повысить уровень уверенности в себе, возможно, уровень самооценки.

Количественные результаты диагностики агрессивного поведения подростков, полученные с помощью проективной пробы «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич, представлены на рисунке 3.

Исходя из рисунка 3 видно, что по результатам методики «Рисунок несуществующего животного» 4,5% испытуемых в изображениях несуществующего животного обнаружено большое количество признаков агрессивности с присутствием вербальной агрессии. У 22,7% испытуемых в рисунках проявляется незначительное количество признаков агрессивности, но также имеются элементы вербальной агрессии, у остальных -агрессивные признаки полностью отсутствуют.

Рис.3. Особенности выраженностью признаков агрессии в рисунке

несуществующего животного.

Таким образом, на основании результатов анализа двух методик выделена группа испытуемых, у которых обнаружена склонность к агрессивному поведению.

По результатам эмпирического этапа исследования, сделан вывод, что у подростков исследуемой группы более выражена прямая вербальная агрессия, нежели косвенная вербальная агрессия, прямая и косвенная физическая агрессия. Это могут быть оскорбления и вербальные формы унижения другого. Данные эмпирического исследования также показывают, что подростки более склонны к косвенной физической агрессии, нежели к прямой физической агрессии. Это может говорить о том, что у учащихся агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому человеку через непосредственные физические действия.

По результатам исследования у большинства испытуемый средний и низкий уровень несдержанности, однако, присутствуют и испытуемые с высоким уровнем несдержанности входящие в группу риска. С данными испытуемыми рекомендуется реализовать коррекционную работу.

В ходе разработки содержания коррекционной программы мы выяснили, что психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. Критерием эффективности данной программы служит сокращение (или исчезновение) в поведении подростков агрессивных тенденций, преобладание положительных эмоций, способность сдерживать негативные эмоции и

приемлемые способы их проявления.

Итоги исследования позволяют сделать выводы, отвечающие цели, задачам и гипотезе.

1) Изучены и проанализированы различные взгляды исследователей на понятия «агрессии» и «агрессивности». Обобщение различных подходов к пониманию природы и сущности агрессии позволяет утверждать, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Под агрессивностью же понимается готовность к агрессивному поведению как устойчивая черта личности.

2) Изучены предпосылки возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте. Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

3) Разработана программа эмпирического исследования, определены методы и методики для выявления агрессивного поведения у подростков.

4) Разработано содержание коррекционной работы с подростками склонными к агрессивному поведению. Нам не удалось апробировать разработанную коррекционно-развивающую программу, но проанализировав использованные источники, мы можем предположить, что данная программа будет эффективна.

5) Выдвинутая нами гипотеза о том, что в старшем подростковом возрасте более выражена прямая вербальная агрессия, преодоление которой возможно при условии организации коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях посредством снижения уровня личностной тревожности, развития эмпатии и адекватного уровня самооценки частично подтвердилась.

Использованные источники:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

2. Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М., 2002.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000

4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2007.

5. Бреслав Г.М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Спб., 2007.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

7. Волкова Л.А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков // Среднее профессиональное образование. 2011. №8. С. 70-72.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2003.

9. Ерзин А.И. Диагностика и коррекция агрессивного поведения.

Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2012.

10. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей.СПб.,2006.

11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. Спб., 2010.

12. Касимова С.Г., Ивутина Е.П. Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. Киров, 2006.

13. Корягина Н.Г. Социальная психология. Теория и практические методы. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016.

14. Кривцова С.В. Травля в школе: есть ли выход? // Православное образование. 2015. № 4/14. С. 85-91.

15. Лебедева Ю.В. Исследование личностных особенностей подростков, проявляющих разные формы агрессивности // Психологический вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург. 2001. Вып. 9. 2010.

16. Маркова С.В. Выраженность и структура агрессивных проявлений среди подростков // Сибирский учитель. 2012. № 5.

17. Мерзлякова Д. Р. Необходимость учета индивидуально-личностных особенностей при разрешении конфликтов в подростковом и юношеском возрасте // Среднее профессиональное образование. 2009. № 11.

18. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: АСТ, СПб., 2008.

19. Моросанова В.И., Гаралёва М.Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения. 2009. № 3.

20. Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013.

21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2016.

22. Рождественская Н.А., Мамонова А.М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С.110-116.

23. Романко О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте // Психология обучения. 2007. №9. С.53-69

24. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе: психология моббинга. М.: Генезис, 2012.

25. Слободская Е.Р. Взаимодействие агрессивного поведения и тревожности в процессе приспособления подростков: роль фактора пола // Сибирский психологический журнал. 2008. №29.

26. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения. Серия «Психологический практикум. Ростов н/Д., 2004.

27. Толстых Н.Н. Социальная психология развития. М.: Юрайт, 2016.

28. Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.