Научная статья на тему 'Аграрный бюджет сельского хозяйства Украины в условиях реформ'

Аграрный бюджет сельского хозяйства Украины в условиях реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрный бюджет сельского хозяйства Украины в условиях реформ»

поддержки.

Таким образом, дальнейшее применение спецрежимов налогообложения в качестве специфических инструментов госфинпод-держки аграрного сектора требует усовершенствования порядков их администрирования, в частности в части внедрения рациональных критериев определения возможности сельхозпредприятий пользоваться имеющимися налоговыми преференциями.

Источники

1. Братцев В. Госрегулирование сельского хозяйства России / В. Братцев // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 6. - С. 4552.

2. Гончаренко Г. Роль налоговых режимов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в

достижении целей аграрной политики России / Г.А. Гончаренко // Вестник МГУ. - Серия 6: Экономика. - 2010. - № 3. - C. 78 - 89.

3. Кузнецова Н. Пути совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства / Н. Кузнецова // АПК: экономика, управление. — 2013. - № 1. - С. 90-93.

4. Полушкина Т.М. Формирование рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики / Т.М. Полушкина // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9. - С. 976-980.

5. Пошкус Б. Поддержка сельского хозяйства в странах ЕС / Б. Пошкус // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 9. - С. 46-55.

6. Matthews A. The European Union's Common Agricultural Policy and developing countries: the struggle for coherence. // European Integration. -2008. - №30. - Рр. 381-399.

АГРАРНЫЙ БЮДЖЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ Радченко О.Д., к.э.н., вед. науч. сотр. Национального научного центра «Институт аграрной экономики

Объем и структура расходов, заложенных в государственном бюджете, формируют направление аграрной политики государства. За последние годы в Украине сложился относительно стабильный механизм, с преемственными программами и положительной динамикой финансирования, что отмечают как отечественные, так и зарубежные ученые.

Бюджетная поддержка сыграла весомую роль в стабилизации финансового состояния отрасли, роста показателей производства, переработки, экспорта сельхозпродукции. По данным Госстата [1], в 2014 году в сравнении с предыдущим, финансовый результат от основной деятельности сельскохозяйственных предприятий (кроме малых) составил 34,5 млрд грн, демонстрируя увеличение в 2,8 раза, уровень рентабельности (без дотаций) достиг 26,3% увеличившись на 14,9 п.п., доходы получили свыше 80% предприятий, что почти на 15% выше уровня 2013 года.

Для поддержки сельскохозяйственного производства в 2014 г. сельскохозяйственными предприятиями (кроме малых) получено 11,4 млрд грн бюджетных средств, или 1347,7 тыс. грн в расчете на одно предприятие (в 2013 г. -соответственно 6,7 млрд грн и 730,5 тыс. грн), в том числе 0,21 млрд грн прямых бюджетных дотаций и 11,2 млрд грн за счет НДС.

По оценкам экспертов ОЭСР [2], в 2010-13 гг. государственная поддержка сельского хозяйства Украины достигала 1,62% ВВП, в то время как сельхозпроизводители стран Европы, получали в среднем лишь

0,34%. Однако ситуация резко изменилась, начиная с 2013 года и достигла критического положения в 2015 году.

Анализ аграрного бюджета на 2015 год [3], проведенный учеными Института аграрной экономики, показал, что на финансирование по Министерству аграрной политики и продовольствия (МАПиП) в 2015 году заложено 2,27 млн грн, что почти в 4 раза меньше бюджета 2014 года (6,62 млрд грн). Если принимать во внимание, что в общих расходах Государственного бюджета в 2015 году финансирование МАПиП заложено на уровне 0,4%, тогда как в 2008 году было 4,0% - такой уровень свидетельствует о потере позиций аграрной отрасли в структуре финансирования.

Соотношение общего и специального фондов по МАПиП составляет 75:25 (в 2014 году - 48:52), что гарантирует в плановом периоде более высокую вероятность выполнения финансирования программ, но в то же время свидетельствует о приостановлении действия главных производственных программ, финансируемых за счет средств специального сбора, источника наполнения специального фонда.

Непосредственно на аппарат министерства запланировано 0,87 млн грн, что составляет 33% расходов, предусмотренных бюджетом 2014 года. Несколько изменилась и структура расходов аппарата в 2015 году в сравнении с 2014 годом, поскольку расходы на аграрное образование, которые ранее занимали 25%, перенесены на издержки бюджета Минобразования. Если в течение 2014 г. фактиче-

ское финансирование аграрной отрасли характеризовалось существенным недофинансированием, то на 2015 год даже не предусмотрено финансирование многих программ развития производства.

Эти сдвиги отражаются в структуре поддержки аграрной сферы. Доминирующую позицию в 2015 году занимают расходы на компенсацию кредитов - 34%, поддержку животноводства - 29%, меры поддержки деятельности и расходов Аграрного фонда -13,2%. В 2014 году наибольший удельный вес в структуре аппарата МАПиП занимали расходы на поддержку производства, в частности животноводства - 68%, садоводства и хмелеводства - 8%. В текущем году из прямой поддержки производства сохраняется программа "Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе" на 5,0 млн грн, или 0,6% издержек по аппарату МАПиП, на обеспечение закупки семян сельскохозяйственных культур в государственный резервный семенной фонд.

Но в 2015 году впервые после длительного перерыва предусмотрена государственная поддержка лизинга, по бюджетной программе 2801370 "Увеличение уставного капитала НАК" Украгролизинг "для закупки технических средств для агропромышленного комплекса с последующей передачей их на условиях финансового лизинга" за счет спецфонда на 54,0 млн грн, или 6,2 % расходов аппарата.

На социальные и экологические программы выделено мизерное финансирование, которое в структуре аппарата министерства занимает не более 6,7%.

Кроме прямых расходов, в 2015 году предусматривается предоставление кредитов по бюджетной программе "Формирование государственного интервенционного фонда Аграрным фондом, а также закупки материально-технических ресурсов для нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей" по специальному фонду в сумме 1,4 млрд грн, как и в

2014 году, хотя выполнение этой программы составило 0,28%.

Также предусмотрена традиционная программа кредитования фермеров на сумму 25,6 млн грн, которая в 2014 году выполнена на 55%, сохранено программу "Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе на условиях финансового лизинга" в объеме 3,8 млн грн, которая в 2014 году планировалась, но так и не профинансирована на конец года.

В общем итоге, изменения бюджета

2015 года касаются значительного сокращения объемов финансирования и пересмотра приоритета производственных программ. По сравнению с 2014 годом, исключены расходы по программам: финансирование аграрного образования, поддержки развития садоводства и виноградарства, выставочные мероприятия и др., на 54% сокращены социальные программы; на 30% уменьшены расходы на науку. Таким образом, хотя Госбюджет-2015 учитывает продолжение значительной части реализации программ, которые действовали в 2012-2014 годах, однако в целом, на фоне экономической нестабильности, роста инфляции, неопределенности вектора развития и др. факторов, задекларированная в законе поддержка аграрного сектора является чисто формальной и не может должным образом влиять на его развитие.

Источники

1. Сайт Государственной службы статистики Украины [Электронный ресурс] / - Режим досту-па:http://www.ukrstatgov.ш/, свободный.

2. Сельскохозяйственная политика в странах ОЭСР и странах с формирующейся рыночной экономикой: Мониторинг и оценка 2013 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: www.oecd.org/countries /икшпе/, свободный.

3. Закон Про Державний бюджет УкраГни на 2015 рж [Электронный ресурс] / 28 дек. 2014 г. - Верховна Рада УкраГни; Закон, Бюджет вщ 28.12.2014 № 80-VIII (Редакця станом на 16.04.2015). / - Режим доступа: zakon.rada.gov.ua/go/80-19, свободный.

РОЛЬ АГРАНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ Мельник Л.Ю. , к.э.н., докторант Уманский национальный университет садоводства

В современном обществе, что фактически является переходным состоянием от индустриального к постиндустриальному, эффективное функционирование экономики требует высококвалифицированных специалистов. Характерной чертой общества, основанного на знаниях, является превращение науки в непосредственную технологию человеческой дея-

тельности. Для обеспечения нового качества общественного развития образование и наука должны стать движущей силой. Превращение информации, знаний, инноваций в главный ресурс экономики обусловило необходимость и создало неслыханные возможности для освобождения человека, возвышения его как свободной личности, развития его умственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.