Научная статья на тему 'Аграрный сектор и пищевая промышленность: рост, но не бум'

Аграрный сектор и пищевая промышленность: рост, но не бум Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
agricultural production / good indus- try / agricultural market / import substitution.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья ШагайДа

Сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность в начале 2015 г. демонстрировали рост выпуска к соответствующему периоду 2014 г. Впрочем, рост в сельском хозяйстве в целом находился в пределах многолетних колебаний. В определенных товарных группах можно уверенно говорить об эффекте импортозамещения (вино, сыры, мясо птицы, мясная продукция в целом), связанном как с действием контрсанкций, так и с девальвацией рубля. Динамика экспорта сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции была в рассматриваемый период высоковолатильной. Резкий рост общих объемов экспорта в декабре 2014 – январе 2015 гг. был связан с увеличением вывоза пшеницы, однако административные ограничения не позволили полностью реализовать преимущества слабого рубля ее производителям. Снижение платежеспособного спроса со стороны населения стало фактором стабилизации цен на продовольственном рынке. Вместе с тем оно может существенно усложнить жизнь производителям мяса. Наконец, накопленная инфляция и сокращение платежеспособного спроса привели к изменениям в структуре покупок – покупатели переходят на более дешевые продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agro Sector and Food Processing Industry: Growth but not Overheating

Early 2014 agricultural production and food processing industry demonstrated output growth against the corresponding period of 2014. Yet, overall growth in agriculture was within long-term oscillation. In certain commodity groups, we can firmly speak about import substitution (wine, cheese, poultry, and meat products on the whole) both due to sanctions and ruble depreciation. Export development of agricultural raw materials and foodstuffs was very volatile during the period under review. Sharp growth of general export volumes in December 2014–January 2015 was due to wheat export burgeoning. However, administrative restrictions have not permitted the wheat producers to take full advantage of the weak ruble. Fall of the effective demand became a factor of price stabilization on the food market. Herewith, it can significantly complicate life for meat producers. Finally, aggregate inflation and reduction of the effective demand have resulted in changes in buying pattern: buyers prefer cheaper products.

Текст научной работы на тему «Аграрный сектор и пищевая промышленность: рост, но не бум»

Сельское хозяйство

АГРАРНЫЙ СЕКТОР И ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: РОСТ, НО НЕ БУМ*

Наталья ШАГАЙДА, д-р экон. наук

Сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность в начале 2015 г. демонстрировали рост вы/пуска к соответствующему периоду 2014 г. Впрочем, рост в сельском хозяйстве в целом находился в пределах многолетних колебаний. В определенных товарных группах можно уверенно говорить об эффекте им-портозамещения (вино, ыры/, мясо птицыI, мясная продукция в целом), связанном как с действием контрсанкций, так и с девальвацией рубля.

Динамика экспорта сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции была в рас-

Рис. 1. Динамика производства продукции сельского хозяйства в первом квартале 2013-2015 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

105

2013 2014 2015

Годы

□ Январь ■ Февраль ■ Март

Источник: Росстат.

сматриваемый период высоковолатильной. Резкий рост общих объемов экспорта в декабре 2014 — январе 2015 гг. был связан с увеличением вы/воза пшеницыI, однако административные ограничения не позволили полностью реализовать преимущества слабого рубля ее производителям.

Снижение платежеспособного спроса со стороны населения стало фактором стабилизации цен на продовольственном рынке. Вместе с тем оно может существенно усложнить жизнь производителям мяса. Наконец, накопленная инфляция и сокращение платежеспособного спроса привели к изменениям в структуре покупок — покупатели переходят на более дешевые продуктыI.

Динамика производства

На фоне снижения или стагнации темпов роста по большинству видов экономической деятельности сельское хозяйство остается одним из секторов, сохраняющих положительные, и даже увеличивающиеся, темпы роста в годовом выражении. (См. рис. 1.) В целом в первом квартале 2015 г. темпы роста производства составили в данном секторе 103,5% против 102,5%, зафиксированных годом ранее.

Прирост производства в первом квартале текущего года наблюдался по всем основным продуктам животноводства (новый цикл в растениеводстве начинается только в конце марта): по производству мяса он составил 6,4%, молоку - 0,9%, яйцу - 1,7% к соответствую-

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 8 (май 2015 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Рис. 2. Динамика производства мясомолочной продукции в первом квартале 2000-2015 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Годы

-Мясо -Молоко -Яйцо

Источник: Росстат.

щему периоду предыдущего года. Однако такой прирост не является чем-то экстраординарным, а находится в границах обычных многолетних колебаний. (См. рис. 2.)

Производство пищевых продуктов также демонстрировало в начале 2015 г. прирост выпуска в годовом выражении при ощутимом замедлении темпов роста в марте, что, впрочем, может частично объясняться «эффектом базы». (См. рис. 3.)

Рост производства пищевой продукции в рассматриваемый период был крайне неравномерным: в то время как одни продуктовые группы пищевой промышленности демонстрировали серьезный рост, в других наблюдалось снижение выпуска. (См. табл. 1.)

Рост производства сыров позволил довести его за первый квартал 2015 г. до 132 тыс. т. Если бы потребление в этот период осталось на уровне 2014 г., то уровень самообеспечения сырами достиг бы 68%. Однако увеличение производства сыров в таких масштабах дополнительно требует около 300 тыс. т молока.

Вместе с тем производство молока за первый квартал 2015 г. относительно аналогичного периода 2014 г. увеличилось менее чем на 1%, а импорт молочных продуктов в пересчете на молоко сократился примерно на 65%.

Дополнительное молоко могло бы быть получено за счет перераспределения потоков его использования. Так, за первые три месяца 2015 г. на молочных заводах сократилось производство жидкого молока, сухого молока и сливок. Однако первый фактор способствовал высвобождению не более 20 тыс. т, а второй -порядка 54 тыс. т молока, что недостаточно

Рис. 3. Индексы производства пищевых продуктов в первом квартале 2013-2015 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года (сопоставимые цены)

106

104

102

100

н

98 —1-1-™-1-1-

2013 2014

Годы

□ Январь ■ февраль ■ Март

Источник: Росстат.

2015

для увеличения производства сыров на 30 тыс. т. Таким образом, насущным остается не только вопрос увеличения объемов, но и контроля качества выпускаемой при импортозамещении продукции.

Импорт и импортозамещение

На динамику импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия1 в рассматриваемый

период оказывали влияние два события - введение Россией продовольственного эмбарго (контрсанкций) и резкая девальвация рубля. Причем вклад первого фактора был существенно меньшим: в октябре 2014 г. объем импорта сельхозсырья и продовольствия составил 85% к октябрю 2013 г., а в январе-марте 2015 г. - 57% к тому же периоду 2014 г. (См. рис. 4.)

Таблица 1

Группировка наблюдаемых групп продовольствия по темпам роста производства в первом квартале 2015 г.

Интервалы темпов роста, .. Темпы роста производства относительно

„, Наименование групп продовольствия , „,

% первого квартала 2014 г., %

Более +20 Вина столовые Сыры и продукты сырные Овощи и грибы консервированные +34 +31 +27

От+10 до+20 Мясо птицы Прочее мясо +13 +12

От 0 до+10 Крупа овсяная Колбасные изделия Хлеб +5 +4 +1

ОтОдо-Ю Консервы мясные Молоко +1 +1

От-10 до-20 Рыба Масло подсолнечное -2 -14

От-20 Молоко и сливки сухие Соки -26 -19

Источник: Росстат.

Рис. 4. Динамика импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2013-2015 гг.

4500

Ь £г

ю

о: Ё О

I (2014-2015 гг.)/(2013-2014 гг.) (в %)

. 2013-2014 гг. (млн. долл.)

100 90 80 70 60 50 40 30

■ 2014-2015 гг. (млн. долл.)

Источник: ФТС.

1 Здесь и далее в группу сельхозтоваров и продовольствия включены товары без учета алкоголя и табачных изделий. Она включает только группы 1-21 кодов ТН ВЭД.

Импорт мясных продуктов отчасти демонстрирует аналогичную динамику: после введения продуктового эмбарго их ввоз в РФ снизился в сентябре 2014 г. на 18% к уровню сентября 2013 г., а в январе наблюдался обвал объема импорта данной продукции, составившего всего 31% к уровню января 2014 г. Однако затем здесь наметилась тенденция устойчивого роста, и в марте объем импорта мясных продуктов составлял уже 55% к марту 2014 г. В целом же по итогам первого квартала 2015 г. ввоз мяса и мясных изделий снизился до 195 млн. долл., или на 54% к первому кварталу 2014 г.

Сравнение «недобора» импорта с объемами выросшего за этот период производства внутри страны требует скрупулезного анализа, так как ввозится мясная продукция и на кости, и без костей, а производство мяса в российском сельском хозяйстве учитывается в живом весе, т.е. необходим его перевод в

тот же вид, что и импортируемые мясные продукты, с учетом товарности такого производства в разных категориях хозяйств, вида животных и выхода мяса из них.

Данные о приросте производства мясных продуктов на предприятиях мясной промышленности также нельзя принимать за показатели объемов национального производства, так как на них перерабатываются как импортное, так и местное мясо или скот. Однако проведенные предварительные оценки позволяют сделать вывод, что по мясу в целом (если не учитывать ситуацию с отдельными его видами) происходит замещение импорта продукцией собственного производства. (См. табл. 2.)

Импорт молочных продуктов в первом квартале 2015 г. составил 767 тыс. долл., или 65% от уровня, зафиксированного годом ранее. Однако в отличие от импорта мяса и мясных продуктов снижение ввоза молочной продукции продолжалось и в феврале—марте 2015

Таблица 2

Оценка уровня возмещения выпадающего импорта мяса продукцией собственного производства (в пересчете на убойный вес) в первом квартале 2015 г., тыс. т

Производство товарного мяса в российском сельском хозяйстве (убойный вес) Импорт мяса в переводе на убойный вес Итого внутреннее производство и импорт

I кв. 2014 г. 1997,8(83%) 406,9(17%) 2404,7(100%)

I кв. 2015 г. 2160,8(91%) 211,3 (9%) 2372,2(100%)

Изменение: I кв. 2015 г. к I кв. 2014 г. 163,0 -195,5 -32,5

Источник: расчеты на основе данных ФТС, Росстат.

Таблица 3

Оценка уровня возмещения выпадающего импорта молока приростом продукции собственного производства в первом квартале 2015 г., тыс. т

Производство молока во всех категориях хозяйств Товарное молоко Импорт в пересчете на молоко Итого товарное производство и импорт

I кв. 2014 г. 6147,0 3811,1 (62%) 2047 (33%) 5858,1

I кв. 2015 г. 6202,3 3845,4 (62%) 804(13%) 4649,4

Изменение: I кв. 2015 г. к! кв. 2014г.:

тыс. т 55,3 34,3 -1243,0 -1208,7

в% 100,9 100,9 39,3 79,4

Источник: Росстат, ФТС.

г. Оценка уровня возмещения потерь импорта молока продукцией собственного производства приведена в табл. 3.

Прирост объема товарного молока собственного производства составляет в рассматриваемый период всего около 34 тыс. т, или менее 3% объема сокращения импорта. В результате общие ресурсы товарного молока, сформированные из продукции собственного производства и импорта, сократились почти на 20%. В то же время производство молока во всех категориях хозяйств увеличилось лишь на 1%, что - при низкой товарности молока - мало влияет на импортозамещение этого вида продукции. Падение закупочных цен на молоко внутри страны в этих условиях можно объяснить как сокращением его потребления, так и политикой молочных заводов, традиционно снижающих цены после зимы, когда производство молока начинает расти.

Экспорт

Тенденция роста объемов экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, характерная для большей части 2014 г., осенью сменилась нисходящим трендом. В январе 2015 г. объемы экспорта резко выросли, а в феврале-марте сократились до уровня 80-

75% к соответствующим месяцам 2014 г. (См. рис. 5.)

При этом экспорт злаков составляет около трети всего российского экспорта (вывоз пшеницы и меслина - около 90% экспорта злаков). Осенью 2014 г. объемы вывозимого зерна стали активно нарастать, чему способствовал, помимо девальвации рубля, еще и хороший урожай зерновых. Так, экспорт пшеницы и меслина в июле-декабре 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. составил 130%. В январе 2015 г. экспорт пшеницы и мес-лина превысил показатели того же месяца предыдущего года почти в 3 раза. Правительство РФ, озадаченное ростом экспорта зерна и возможностью повышения внутренних цен на него, предприняло меры по ограничению экспорта данной продукции с помощью широкого арсенала административных мер. С 1 февраля 2015 г. были введены экспортные пошлины на пшеницу, что привело к резкому сокращению объемов ее поставок за рубеж.

Ограничение вывоза зерна способствовало накоплению его запасов внутри страны: на 1 апреля 2015 г. запасы пшеницы выросли в сель-хозорганизациях на 18% (к апрелю 2014 г.), а в заготовительных организациях - на 20%. Кроме того, в настоящее время наблюдается сни-

Рис. 5. Экспорт продовольствия и сельхозпродуктов из России в 2013-2015 гг.

1800

1600

1400

1200

1000

800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

150

130

110

90

70

50

В % к аналогичному периоду предыдущего года

Источник: ФТС.

. 2013-2014 гг. (млн. долл.)

■ 2014-2015 гг. (млн. долл.)

жение мировых цен на пшеницу, а также происходит существенное укрепление рубля. В таких условиях наличие запасов способствует еще большему снижению внутренних цен на пшеницу (падение их за март составило 2%), которое, с большой долей вероятности, продолжится. Таким образом, возможность, на фоне хорошей конъюнктуры внешних цен и при слабом рубле, расширить экспорт, а при падении мировых цен и укреплении рубля при необходимости ввезти зерно из-за рубежа -была упущена.

Продовольственная инфляция и потребительский рынок

Многонедельная тенденция к росту цен с момента введения продовольственного эмбарго привела к их существенному повышению. Так, за период с 4 августа 2014 г. по 5 мая 2015 г. цены на сахар выросли почти на 36%, на яйцо, сыры и растительное масло - на 24-30%. Однако в апреле текущего года индекс цен на продовольственные товары составил всего 100,3% к предыдущему месяцу. В мае наблюдались колебания цен, исключая цены на овощи и фрукты, в интервале от +0,2 до -3% (яйцо). (См. рис. 6.)

В первые месяцы 2015 г. статистика фиксировала серьезное сокращение розничного товарооборота. В результате оборот продовольственных товаров в первом квартале 2015 г. составил 93,4% от аналогичного периода 2014 г.

Рост продаж в марте относительно февраля на 7% был связан с календарным фактором (в месяце на 3 дня больше). Однако структура этого прироста весьма показательна. За исключением свежих овощей, картофеля и кондитерских изделий, лидерами роста продаж в марте 2015 г. стали хлеб и хлебобулочные изделия (+17%, в марте 2014 г. - +9,6%), сахар (соответственно +16 и +7,5%), крупы (+12 и +16%), макаронные изделия (+10 и +6,7%). Между тем прирост продаж молочных продуктов составил 7,9% (в марте 2014 г. -+ 8,4%), а мяса и мясных изделий - 4,1% (+8%).

Сопоставление данных за март 2015 и 2014 гг. демонстрирует смещение потребления к более простым и калорийным продуктам. Однако это статистическое наблюдение охватывает только продажи субъектов среднего и крупного предпринимательства в торговле, за пределами наблюдения остается ситуация в средних и малых городах, а также в сельской

Рис. 6. Индекс цен на основные продукты питания (4 августа 2014 - 5 мая 2015 гг.), в %

150 120 90 60 30 0

е р

¿> ш о о э и

>■ С rvJ

Я *

о 2

I -

•-— О

ч

* с

s о

QQ U

и а

из

Источник: Росстат.

местности, где преобладает малый торговый бизнес. В итоге изменения в структуре покупок могут быть еще сильнее.

Некоторые выводы

И в сельскохозяйственном производстве, и в производстве пищевой продукции в начале 2015 г. наблюдался рост выпуска к уровням тех же периодов предыдущего года. Однако точные оценки масштабов роста несколько затруднены, поскольку Росстат нередко пересматривает данные, что приводит к изменению базы и, соответственно, оценок темпов роста (так, в частности произошло с данными за 2013 г., пересмотр которых в сторону понижения позволил оценить ситуацию в 2014 г. как рост).

В определенных товарных группах можно уверенно говорить об эффекте импортозаме-щения (вино, сыры, мясо птицы, мясная продукция в целом), связанном как с контрсанкциями, так и с сокращением импорта вследствие девальвации рубля. Замещения выпадающего импорта товарным молоком собственного производства, наоборот, не происходит.

Динамика экспорта сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции демонстрировала высокую волатильность. Резкий рост общих объемов экспорта в декабре 2014 - январе 2015 гг. был связан с увеличением экспорта пшеницы. Однако административные ограничения не позволили вполне реализовать преимущества слабого рубля ее производителям. Изменение конъюнктуры на мировом рынке зерна, значительные накопленные запасы его внутри страны привели к снижению цен на зерно и падению доходов сельхозпроизводителей, осуществляющих производство основной российской экспортной культуры.

Снижение платежеспособного спроса со стороны населения, повлекшее за собой сокращение объемов розничной торговли, стало фактором стабилизации цен на продовольственном рынке. Вместе с тем оно может существенно усложнить жизнь производителям мяса. Наконец, накопленная инфляция и падение платежеспособного спроса привели к изменениям в структуре покупок - покупатели переходят на более дешевые продукты. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.