Научная статья на тему 'АГРАРНОЕ (СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ПРАВО В ПОЛЬШЕ'

АГРАРНОЕ (СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ПРАВО В ПОЛЬШЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ПРЕДМЕТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА / НАУКА О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРАВЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА / АГРАРНОЕ ПРАВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ЧАСТНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будзиновский Роман

В статье рассматривается польское сельскохозяйственное право как отрасль законодательства и ветвь в правовой системе, отдельная научная дисциплина и предмет обучения. Развитие сельскохозяйственного законодательства всегда сопровождалось изучением сельскохозяйственного права и, как правило, его преподаванием. Сельскохозяйственное право в Польше генетически связано с положениями публичного права. В конце XIX - начале XX в. были разработаны специальные правовые инструменты воздействия на сельское хозяйство, принимались нормативные акты, касающиеся технических аспектов сельскохозяйственного производства и т. д. В межвоенный период развивалось законодательство, регулирующее различные аспекты сельского хозяйства, но в основном в рамках публичного права. Только в 1950-е годы, в период Польской Народной Республики, помимо публично-правового регулирования, было разработано гражданско-правовое регулирование, касающееся сельского хозяйства. Изменение политической системы после 1989 г. привело к сильному ограничению сельскохозяйственного законодательства из-за экономического либерализма. Значительное развитие началось только после вступления Польши в Европейский союз, т. е. с 01.04.2004, когда произошло возвращение к особому регулированию торговли сельскохозяйственной недвижимостью. Этапы развития науки сельскохозяйственного права с межвоенного периода прошлого века совпадали с системными изменениями. Предмет исследования также постепенно менялся. Включение польского сельского хозяйства в механизмы Единой сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy) Европейского союза стало импульсом для интенсификации исследований, повлияло на объем и детальность исследований польских аграрников. Работы вышли за рамки традиционных земельных вопросов и организации сельскохозяйственного производства, охватили агропродовольственные и агроэкологические аспекты и их связь с территорией (сельской местностью). Интеграция в ЕС также значительно повлияла на интернационализацию исследовательской деятельности. За последние десять лет позиции сельскохозяйственного права как учебной дисциплины укрепились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL LAW IN POLAND

This article explores characteristics of Polish agricultural law as a branch of legislation, a branch in the legal system, a detailed scientific discipline, and as a subject of teaching. The development of agricultural legislation has always been accompanied by the study of agricultural law and, as a rule, its teaching. Concerning its origins, agricultural law in Poland is more related to public law regulations. At the end of the 19th century and at the beginning of the 20th century, the instruments for influencing agriculture proper to this law were developed. In the interwar period, legislation on various aspects of agriculture developed, but fell primarily within the scope of public law. It was only in the 1950s, during the period of the People’s Republic of Poland, that civil law regulation on agriculture, in addition to public law regulation, developed. The change of regime after 1989 brought about a significant reduction in agricultural legislation due to economic liberalism. A significant development occurred only after Poland’s accession to the European Union. Many issues were regulated for the first time, and national law, in connection with EU membership, returned to a special regulation of agricultural property trade. The inclusion of Polish agriculture in the mechanisms of the CAP provided an impulse to intensify research and opened up a new stage in the development of the science of agricultural law, it has moved from the study of national law, to taking up topics of a regional and global nature under the conditions of EU membership. The research went beyond traditional land issues and the organization of agricultural production. The development of agricultural legislation and agricultural law science is linked to teaching. In the last few years or so, the position of agricultural law as a subject of teaching has been strengthened.

Текст научной работы на тему «АГРАРНОЕ (СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ПРАВО В ПОЛЬШЕ»

УДК 349.42

Правоведение. 2021. Т. 65, № 3

Аграрное (сельскохозяйственное) право в Польше

Р. Будзиновский

Для цитирования: Будзиновский Р. Аграрное (сельскохозяйственное) право в Польше

// Правоведение. 2021. Т. 65, № 3. С. 314-326. https://doi.org/10.21638/spbu25.2021.305

В статье рассматривается польское сельскохозяйственное право как отрасль законодательства и ветвь в правовой системе, отдельная научная дисциплина и предмет обучения. Развитие сельскохозяйственного законодательства всегда сопровождалось изучением сельскохозяйственного права и, как правило, его преподаванием. Сельскохозяйственное право в Польше генетически связано с положениями публичного права. В конце XIX — начале XX в. были разработаны специальные правовые инструменты воздействия на сельское хозяйство, принимались нормативные акты, касающиеся технических аспектов сельскохозяйственного производства и т. д. В межвоенный период развивалось законодательство, регулирующее различные аспекты сельского хозяйства, но в основном в рамках публичного права. Только в 1950-е годы, в период Польской Народной Республики, помимо публично-правового регулирования, было разработано гражданско-правовое регулирование, касающееся сельского хозяйства. Изменение политической системы после 1989 г привело к сильному ограничению сельскохозяйственного законодательства из-за экономического либерализма. Значительное развитие началось только после вступления Польши в Европейский союз, т. е. с 01.04.2004, когда произошло возвращение к особому регулированию торговли сельскохозяйственной недвижимостью. Этапы развития науки сельскохозяйственного права с межвоенного периода прошлого века совпадали с системными изменениями. Предмет исследования также постепенно менялся. Включение польского сельского хозяйства в механизмы Единой сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy) Европейского союза стало импульсом для интенсификации исследований, повлияло на объем и детальность исследований польских аграрников. Работы вышли за рамки традиционных земельных вопросов и организации сельскохозяйственного производства, охватили агропродовольственные и агроэкологические аспекты и их связь с территорией (сельской местностью). Интеграция в ЕС также значительно повлияла на интернационализацию исследовательской деятельности. За последние десять лет позиции сельскохозяйственного права как учебной дисциплины укрепились.

Ключевые слова: сельскохозяйственное право, сельскохозяйственное право Европейского союза, предмет сельскохозяйственного права, наука о сельскохозяйственном праве, преподавание сельскохозяйственного права, аграрное право, публичное право, частное право.

1. Развитие аграрного (сельскохозяйственного) права как отрасли законодательства

1.1. Генезис сельскохозяйственного права

Сельскохозяйственное право не имеет такой давней традиции, как гражданское или административное право. Оно возникло только на определенном этапе развития общества, экономики и законодательства, когда — с развитием капита-

Будзиновский Роман — д-р юрид. наук, проф., Университет им. Адама Мицкевича в Познани, Польша, 61-712, Познань, ул. Венявского, 1; romanob_@poczta.onet.pl

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

лизма — общество перестало быть исключительно аграрным. В Европе это произошло в конце XIX — начале XX в., так как различия между сельским хозяйством, промышленностью и торговлей стали очевидными, а сельское хозяйство в силу своих особенностей требовало специального (иногда особого) регулирования1. С точки зрения генезиса существуют две модели развития сельскохозяйственного права2: в романской модели это право больше основано на гражданском праве, в германской оно связано с формированием специального законодательства о сельском хозяйстве, прежде всего в области административного права (например, в сфере сельскохозяйственной реформы, предоставления избирательных прав или заселений, а также различных технических вопросов сельскохозяйственного производства).

Сельскохозяйственное право в Польше генетически в значительной степени связано с положениями в области публичного права. Предоставление крестьянам избирательных прав в середине XIX в. способствовало развитию частной (крестьянской) собственности на землю. В конце XIX — начале XX в. были разработаны инструменты воздействия на сельское хозяйство, соответствующие публичному праву (сельскохозяйственная реформа, заселение, консолидация земель, так называемая полевая полиция), принимались различные правила, касающиеся технических аспектов сельскохозяйственного производства и т. д.

После Первой мировой войны возрожденное польское государство столкнулось с необходимостью отменить действовавшие постановления и издать множество новых правовых актов, формирующих сельскохозяйственную систему. Это законодательство было чрезвычайно богатым и регулировало различные аспекты сельского хозяйства. В дополнение к решениям в области традиционных земельных вопросов (реформа сельского хозяйства, предоставление избирательных прав, заселение, консолидация земель, торговля землей, земельные сообщества, снятие сервитутов и т.д.) были приняты законы, касающиеся, например, технических вопросов сельскохозяйственного производства, облегчения долгового бремени сельского хозяйства, защиты растений и животных, интервенции на сельскохозяйственном рынке и даже сельскохозяйственного самоуправления (сельскохозяйственные палаты). На фоне столь обширного регулирования сельского хозяйства в публичном праве сельскохозяйственное законодательство в сфере частного права оставалось довольно скромным. Подготовленные проекты правовых актов относительно торговли и наследования хозяйств не были приняты, а сельское хозяйство оставалось нормативно не отделенным от промышленности и торговли (так, крупные фермы могли подпадать под регулирование Торгового кодекса 1934 г.). Сельскохозяйственное право в межвоенный период называлось аграрным правом и являлось частью публичного права.

1.2. Сельскохозяйственное право в период Польской Народной Республики

(1944-1989)

Построение новой сельскохозяйственной системы в первые годы Польской Народной Республики привело к принятию фундаментальных правовых норм публичного права, касающихся земельных вопросов, прошла земельная реформа, были предоставлены избирательные права. Указ от 06.09.1944 о зе-

1 Подробнее см.: Budzinowski R. Problemy ogolne prawa rolnego. Przemiany podstaw legislacyj-nych i koncepcji doktrynalnych. Poznan: Wydawnictwo Naukowe UAM, 2008. P. 106 et al.

2 О романской и германской моделях развития аграрного права см.: Lichorowicz A. Poj^cie i przedmiot prawa rolnego // Prawo rolne. Wyd. 5 / ed. A. Stelmachowski. Warszawa: LexisNexis, 2009. P. 23.

мельной реформе3 отменил так называемую крупную земельную собственность и популяризировал крестьянскую собственность, обозначив, что сельскохозяйственная система в Польше будет основана на сильных, здоровых и эффективных фермерских хозяйствах. Вышеупомянутый правовой акт вместе с Декретом от 06.09.1946 о системе земледелия и заселениях4 и исполнительными актами сформировал аграрную структуру, обеспечив господство крестьянских (фермерских) хозяйств. Эту структуру не изменила политика принудительной коллективизации (кооперации) крестьянских хозяйств, проводившаяся в 1948-1956 гг. Хотя от данной политики отказались в 1956 г., идея социализации сопровождала развитие сельского хозяйства до начала 1980-х годов.

С 1950-х годов в связи с усилением гражданского правового регулирования в сельском хозяйстве было принято более современное название обсуждаемой области — «сельскохозяйственное право»; оно включало административные и гражданские правовые нормы, рассматриваемые как отдельная от административного и гражданского права отрасль. Она включала в себя различные особые положения, касающиеся сельского хозяйства, в области гражданского и административного права.

Постепенно предмет сельскохозяйственного права был расширен, учитывал другие факторы сельскохозяйственного производства, помимо земли, а также социальную сферу сельского хозяйства5. Однако в рамках правовой организации сельскохозяйственного производства вопрос землепользования продолжал занимать доминирующее положение. Политические и системные условия оставили значительный след в развитии сельскохозяйственного права в Польской Народной Республике. В нем выражалась философия плановой экономики, отразившаяся в научном подходе к этой отрасли права6.

1.3. Сельскохозяйственное право в 1989-2003 годах

Введение системы рыночной экономики после 1989 г. привело к значительным изменениям в сельскохозяйственном законодательстве. В основном они заключались в отмене или реформировании тех правовых актов, которые не соответствовали новой политической и экономической реальности. Среди прочего были отменены специальные положения Гражданского кодекса, касающиеся ограничений (субъективных и объективных) в отношении передачи права собственности на сельскохозяйственную недвижимость, а также отменены особые требования относительно наследования фермерских хозяйств по завещанию. Законом от 19.10.1991 об управлении сельскохозяйственной недвижимостью Государственного казначейства были ликвидированы государственные сельскохозяйственные предприятия7. Их недвижимость стала частью Фонда сельскохозяйственной собственности Государственной казны и находилась в распоряжении сначала Агентства сельскохозяйственной собственности Государственного казначейства, затем Агентства сельскохозяйственной недвижимости, а с 2017 г — Националь-

3 Dziennik Ustaw. 1945. No. 3. Poz. 13.

4 Ibid. 1946. No. 49. Poz. 279.

5 Индивидуальные фермеры получали пенсионные пособия только на основании Закона от 27.10.1977 о пенсионных пособиях для индивидуальных фермеров и членов их семей (Dziennik Ustaw. 1977. No. 32. Poz. 140).

6 См. об этом: StelmachowskiA., ZdziennickiB. Prawo rolne. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1980. P.9.

7 Dziennik Ustaw. 2019. Poz. 817 (с изм.).

ного центра поддержки сельского хозяйства. Характерно, что из-за либерализма в экономической политике внедрение новых решений было ограниченно.

Возрождение законодательной деятельности, связанной с сельским хозяйством, произошло в середине 1990-х годов. Также заметным стало расширение предмета сельскохозяйственного права, о чем свидетельствует введение нормативных актов, касающихся формирования сельскохозяйственного рынка, включая выпуск первого Закона об организации рынка сахара в 1994 г.

Поворотный момент в развитии сельскохозяйственного законодательства относится только к самому концу 1990-х годов. Развитие было стимулировано необходимостью адаптации польского права к праву Европейского сообщества. Общая правовая база для процесса корректировки была определена Соглашением об ассоциации между Польшей, ЕС и государствами-членами, вступившим в силу 01.02.1994, в частности необходимостью принятия Польшей acquis communautaire (фр. достояние сообщества) для получения прав полноправного членства. В результате в середине 2000-х годов начался период очень активной законодательной деятельности. До подписания Договора о присоединении (т. е. до 16.04.2003) Сейм принял множество законов, которые часто регулировали совершенно новые вопросы в польском законодательстве8.

1.4. Сельскохозяйственное право после вступления Польши

в Европейский союз

Подписание Договора о присоединении 16.04.2003 в Афинах привело к значительным изменениям в текущем процессе корректировки правовой системы. Законодатель внес поправки и даже отменил многие ранее изданные акты, которые либо дублировали правовые нормы Европейского союза, либо показывали исключения из этих правил в сфере материального права. Новые правовые акты вступили в силу в тот день, когда Польша стала членом ЕС, т. е. 01.05.2004; был заключен Договор о присоединении, определяющий применение некоторых инструментов Общей сельскохозяйственной политики в Польше, также предначертал содержание многих законов. С момента присоединения к Европейскому союзу действующее законодательство ЕС внедряется в польский правовой режим в соответствии с принципами и правилами имплементации.

Введение рыночной экономики, особенно включение польского сельского хозяйства в механизмы Общей сельскохозяйственной политики, открыло период коммерциализации сельскохозяйственного права. Хотя вопрос организации сельскохозяйственного производства, в том числе землеустройства, все еще оставался (и остается) предметом интересов законодателя, бремя регулирования переместилось на дела сельскохозяйственного рынка. Эффект влияния Единой сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy, далее — CAP) Европейского союза на национальное сельскохозяйственное право также заключается в расширении правил, касающихся защиты окружающей среды в сельском хозяйстве, обеспечения безопасности пищевых продуктов и их надлежащего качества, а также развития сельских районов. Право ЕС доминировало в правовом регулировании этого сектора экономики. Увеличилось количество нормативных актов, касающихся различных аспектов сельского хозяйства, и предмет сельскохозяйственного права существенно расширился.

8 Подробнее см.: CzechowskiP. Proces dostosowywania polskiego prawa rolnego i zywnosciowego do prawa Unii Europejskiej. Warszawa: Twigger, 2001.

Членство в Европейском союзе привело к наибольшему скачку в развитии сельскохозяйственного законодательства по сравнению с прошлым. Многие вопросы впервые были упорядочены правовым регулированием, а в национальном законодательстве в связи с членством в ЕС произошло возвращение к особому регулированию торговли сельскохозяйственной недвижимостью.

1.5. Основные направления современного аграрного законодательства

Современное сельскохозяйственное право обширно по предмету правового регулирования и регулирует не только традиционные вопросы сельского хозяйства (управление земельными ресурсами, статус сельскохозяйственных производителей, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственные рынки, развитие сельских районов), но и агропродовольственные и агроэкологические вопросы.

Правовые нормы, касающиеся управления землей, различаются в зависимости от того, являются ли их предметом земли, принадлежащие Государственному казначейству или другим организациям. Подавляющее большинство сельскохозяйственных земель принадлежит частным предприятиям, в первую очередь индивидуальным фермерам. Роль аренды не так уж велика. Только когда речь идет об управлении землями сельскохозяйственного назначения Государственной казны, аренда является доминирующей формой. Торговля сельскохозяйственными землями подвергается серьезному вмешательству со стороны государства9 как в положениях Гражданского кодекса, так и в других правовых актах, в частности в Законе от 11.04.2003 о формировании сельскохозяйственной системы10 и в вышеупомянутом Законе об управлении сельскохозяйственной недвижимостью Государственного казначейства.

Ведение сельскохозяйственной деятельности в большей мере принадлежит фермерам, которые являются совершеннолетними физическими лицами. Понятие «фермер» применяется к профессиональной категории со сложным правовым статусом. Статус фермеров определяется не титулом собственности на сельскохозяйственную недвижимость, а в основном ведением личной и индивидуальной сельскохозяйственной деятельности на ферме, принадлежащей им, а также в группе сельскохозяйственных производителей. Фермеры имеют право объединяться для представления и защиты своих профессиональных интересов, которые они могут отстаивать в рамках социально-профессиональных организаций и в рамках профсоюзов. Социальное страхование фермеров регулируется специальным законом, учредившим Фонд социального страхования сельского хозяйства (Кава Rolniczego Ubezpieczenia Spo+ecznego), который занимается этим страхованием11.

Юридические лица также ведут сельскохозяйственную деятельность. В польском законодательстве нет отдельной категории «сельскохозяйственных» юридических лиц, характерной только для сельскохозяйственного права. Сельскохозяйственная деятельность может осуществляться и осуществляется юридическими

9 О характеристиках этого вмешательства см.: BudzinowskiR., SuchonA. Purchasing and renting agricultural land in Poland: Legal framework and practical issues // CEDR Journal of Rural Law. 2017. No. 3. P. 94 et al. — Детальный анализ: Marciniuk K. Prawne instrumenty ingerencji wtadzy publicznej w obrot nieruchomosciami rolnymi jako srodki ksztattowania ustroju rolnego. Biatystok: Wydawnictwo Temida, 2019.

10 Dziennik Ustaw. 2019. Poz. 706 (с изм).

11 Закон от 20.12.1990 о социальном страховании фермеров (Dziennik Ustaw. 2019. Poz. 299 (с изм.)).

лицами универсального характера, в частности кооперативами и обществами с ограниченной ответственностью или группами сельскохозяйственных производителей. Созданные в 2018 г фермерские организации имеют статус кооператива12.

Многие законодательные акты касаются сельскохозяйственного производства, т. е. растениеводства и животноводства. Что касается растениеводства, наиболее важные нормативные акты регулируют селекцию растений и семеноводства, защиту растений и организацию государственной Службы охраны растений и семеноводства. Вместе с тем в области животноводства основные правила применяются к разведению скота, защите животных и борьбе с болезнями животных. Важные вопросы в сфере сельскохозяйственного производства регулируются двумя законами.

В Законе от 25.06.2009 об органическом сельском хозяйстве13 законодатель определил задачи и компетенцию органов государственного управления и организационных единиц в области органического сельского хозяйства в рамках реализации положений Регламента Совета (ЕС) № 834/2007. Предметом Закона от 22.06.2001 о генетически модифицированных микроорганизмах и организмах14 является определение правил ограниченного использования генетически модифицированных организмов, преднамеренного выпуска генетически модифицированных организмов в окружающую среду, размещения на рынке генетически модифицированных продуктов и выращивания генетически модифицированных растений. Различные вопросы, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, регулируются многочисленными законодательными актами, направленными на охрану окружающей среды в сельском хозяйстве15.

Правовое регулирование аграрных рынков очень обширно. Оно охватывает организацию отраслевых сельскохозяйственных рынков, организацию и деятельность Национального центра поддержки сельского хозяйства, а также вопросы договоров на производство или поставку сельскохозяйственной продукции. В Польше сельскохозяйственные рынки регулируются несколькими законами и постановлениями; нет единого последовательного регулирования в виде закона. Национальный центр поддержки сельского хозяйства, созданный в 2017 г, среди прочего занимается реализацией рыночной политики в сельском хозяйстве. Связь между производителем сельскохозяйственной продукции и рынком (агропродо-вольственной промышленностью) обеспечивают договоры на производство или поставку сельскохозяйственной продукции, т. е. договор купли-продажи, договор поставки и, в частности, договор на выращивание. Последний играет важную роль как инструмент организации рынка. Также существует так называемая прямая продажа сельскохозяйственной продукции или продажа на рынках.

Регулирование развития сельских территорий Польши (примерно 93 % площади страны) также обширно. Оно адресовано многим организациям, а не только фермерам, хотя последние остаются главными действующими лицами в этой области. Основные вопросы в этой сфере в польском законодательстве регулируются Законом от 20.02.2015 о поддержке развития сельских территорий с участием Европейского сельскохозяйственного фонда с целью развития сельских территорий с 2014 по 2020 г.16 Закон определяет задачи и свойства органов

12 Закон от 04.10.2018 о фермерских кооперативах (йЕюпгнк 2018. Рог. 2073).

13 йгюптк2017. Рог. 1054 (с изм.).

14 йгюптк2017. Рог. 2134 (с изм.).

15 См. подробнее: Кю! А. М. Осепа тос1е1и ргашпе] осИгопу ёгос1о\«18ка ше Wsp6lnej Ро1И:усе Яо!пе] // ЭШсЛа ЮпсИса Lubliniensa. 2017. Ыо. 1. Р. 227 е: а1.

16 Dziennik 2020. Рог. 217 (с изм.).

в сфере предоставления поддержки развития сельских территорий, условий и процедур предоставления, выплаты и возврата финансовой помощи в рамках мероприятий, предусмотренных Программой развития сельских территорий. Распорядителем бюджетных средств является Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства.

Что касается агропродовольственного права, то польское законодательство о пищевых продуктах имеет давние традиции. Первый санитарный закон был издан в начале XX в. После 1989 г. толчком к развитию стала необходимость адаптации польского законодательства к законодательству ЕС (что отражено в рекомендациях от 11.05.2001 о санитарных условиях пищевых продуктов и питания), а затем — с момента присоединения — законодательство ЕС.

Правовое регулирование продовольствия сегодня также очень обширно. Национальные правовые акты имплементируют право ЕС, определяют свойства и компетенцию органов государственного управления в пределах, ограниченных положениями материального права. Наиболее важен Закон от 24.08.2006 о безопасности пищевых продуктов и питания17. Регулирование продовольствия рассматривается в литературе как отрасль аграрного права (отсюда и название «агропродовольственное право») или как все более отдельная область права (продовольственное право)18. Первое понятие учитывает тесную связь между аграрным правом и продовольственным правом, хотя агропродовольственный аспект не полностью отражает цель сельскохозяйственного производства.

2. Сельскохозяйственное право в правовой системе

2.1. Понятие и предмет сельскохозяйственного права

Вопрос о том, что такое сельскохозяйственное право, сопровождает развитие сельскохозяйственного законодательства долгое время, почти с того момента, как оно начало четко отличаться от так называемого общего права в рамках отдельных национальных правовых систем. Это привело к возникновению множества более или менее сложных понятий в правовой системе, включая понятие «сельскохозяйственное право».

Концепция сельскохозяйственного права изменилась вместе с развитием законодательства, касающегося сельского хозяйства19. Здесь следует обсудить два современных определения.

Согласно первому из них, сельскохозяйственное право следует понимать как «совокупность правовых институтов и решений особого характера, продиктованных спецификой сельского хозяйства как отдельной отрасли экономики, которые создают правовую основу (структурную и техническую) для производственной деятельности в сельском хозяйстве, а также для переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции»20. Из данного определения следует, что не все правовые институты или решения, касающиеся сельского хозяйства, должны быть включены в сельскохозяйственное право. Это право распространяется только на

17 Dziennik Ustaw. 2019. Poz. 1252 (с изм.). — См. об этом акте: Bezpieczenstwo Zywnosci i zywienia. Komentarz / ed. A. Szymecka-Wesotowska. Warszawa: Wolters Kluwer Polska, 2013.

18 См. подробнее: Korzycka M., Wojciechowski P. System prawa zywnosciowego. Warszawa: Wolters Kluwer Polska, 2017. P. 29 et al.; LeskiewiczK. Prawo zywnosciowe. Warszawa: C. H. Beck, 2020.

19 О формировании концепции аграрного права см. подробнее: BudzinowskiR. Problemy ogolne prawa rolnego. P. 175 et al.

20 LichorowiczA. Pojçcie i przedmiot prawa rolnego. P. 27.

определенные правовые институты и решения, касающиеся производственной деятельности в сельском хозяйстве, а также переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. Как следствие, сельскохозяйственное право, понимаемое таким образом, состоит из трех разделов: 1) технические аспекты сельскохозяйственного производства, аграрная структура и правовое положение сельскохозяйственных производителей; 2) продовольственное право; 3) организация сельскохозяйственных рынков.

Согласно второму определению, сельскохозяйственное право «представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих сельскохозяйственную деятельность и общественные отношения, тесно связанные с этой деятельностью»21. Понятие сельскохозяйственной деятельности выступает общим критерием для выделения сельскохозяйственного права. Преимуществом этого определения является ссылка на концептуальную категорию, которая характерна для современного сельскохозяйственного права и определяет один из основных (соответствующих этому праву) правовых институтов, а также дополнительные понятийные категории (и правовые институты), имеющие большое значение. Чтобы говорить о сельскохозяйственной деятельности, необходимо иметь правильно организованный набор инструментов (фермерское хозяйство) и субъект, который ведет эту деятельность (сельскохозяйственный производитель) на определенной территории (сельской местности), а результатом этой деятельности является сельскохозяйственная продукция.

Вышеупомянутые концептуальные категории могут использоваться для организации детальных понятий (определения правовых институтов меньшего объема), а следовательно, для создания четкой научной структуры сельскохозяйственного права. Вместе с тем совместное рассмотрение производственного, экологического, продовольственного и территориального аспектов в концепции сельскохозяйственной деятельности подчеркивает специфические особенности современного сельского хозяйства и, следовательно, сельскохозяйственного права. Сельскохозяйственная деятельность как предмет правового регулирования является результатом эволюции нормативных актов, касающихся ведения сельского хозяйства, перехода от обычного землепользования на заре сельскохозяйственного права к производству и ко многим другим видам деятельности, охватывающим постпроизводственный этап. Такой широкий подход к сельскохозяйственной деятельности, а значит, к предмету сельскохозяйственного права выступает следствием возложения на сельское хозяйство множества различных функций. Это уже не только производственные функции, потому что, очевидно, невозможно свести сельскохозяйственную деятельность (и предмет сельскохозяйственного права) только к этому этапу. Расширение понятия сельскохозяйственной деятельности означает смещение ее существующих (традиционных) границ в новые области общественных отношений, которые, как правило, регулируются другими отраслями права.

2.2. Место сельскохозяйственного права в правовой системе

Сельскохозяйственное право, выделенное по критерию правового регулирования, относится и к частному, и к публичному праву, а в связи с публикацией положений, касающихся сельского хозяйства, последнее постоянно расширяется. Таким образом, сельскохозяйственное право не регулирует исключительно ни правоотношения между автономными организациями, ни отношения, основанные

21 BudzinowskiR. Problemy ogolne prawa rolnego. P. 245 et al.

на критериях господства и подчинения. Это не противоречит тому, что центр (ядро) регулирования сельскохозяйственного права, относящийся к сельскохозяйственной деятельности, находится в частном праве, в то время как публичное право, очень обширное в сфере регулирования сельского хозяйства, разъясняет цели и условия осуществления данной деятельности.

Отношения между сельскохозяйственным правом и другими отраслями права динамичны. Здесь существуют две тенденции, уже отмеченные в западноевропейской литературе: 1) приближение регулирования сельского хозяйства к регулированию других областей экономики; 2) сохранение определенной обособленности или даже независимости. Первая тенденция отражается в трактовке сельскохозяйственной деятельности как экономической деятельности или в сходстве статуса сельского хозяйства со статусом предприятия, вторая заключается в поддержании разнообразия сельскохозяйственного права с помощью специальных или даже особенных правил. Для современного сельскохозяйственного права более характерны связи, приближенные к другим областям в результате отказа от изоляции сельского хозяйства, и связи этого сектора с развитием других секторов экономики.

Среди аграрников, в отличие от специалистов в гражданском праве, преобладает мнение, что это право является отдельной отраслью права, хотя и имеет иной акцент. По мнению большинства исследователей, сельскохозяйственное право не только может соответствовать традиционным критериям разветвления в правовой системе (таким как метод регулирования или наличие особенных правовых принципов), но и отвечает другим рассматриваемым критериям разделения. Аграрное право охватывает отдельную, явно специфическую и экономически значимую область общественных отношений и включает новые, специфические типичные правовые институты, неизвестные ранее существовавшим отраслям права. Поэтому его можно считать отдельной ветвью правовой системы22.

Однако согласно другой точке зрения, которая не отрицает отличие сельскохозяйственного права, следует подчеркивать его специфику, а не автономию. По этой причине и принимая во внимание взаимосвязь между сельскохозяйственным правом и другими областями права, следует предположить, что сельскохозяйственное право является относительно независимой отраслью (ветвью) в правовой системе. Таким образом, когда оно рассматривается как отдельная ветвь правовой системы, это делается с той оговоркой, что речь идет о его отличии в относительном смысле23. Такое решение проблемы автономии аграрного права не имеет большого значения на законодательном и научном (исследовательском) уровне. Аграрное право не определяет окончательно ни развитие сельскохозяйственного законодательства (законодатель должен комплексно регулировать проблемы сельского хозяйства даже в одном правовом акте), ни развитие науки об этом праве. Это также не отрицает необходимости преподавать его как отдельный дидактический предмет.

3. Сельскохозяйственное право как наука

3.1. Развитие науки о сельскохозяйственном праве

Наука сельскохозяйственного права в Польше прошла несколько этапов, сопровождавших системные изменения межвоенного периода прошлого века,

22 См. об этом: LichorowiczA. Ewolucja polskiej definicji prawa rolnego na tle doktryny zachodnio-europejskiej // Kwartalnik Prawa Prywatnego. 1997. No. 4. P. 27.

23 См. подробнее: BudzinowskiR. Problemy ogolne prawa rolnego. P. 238.

и всегда была близка к политике. Предмет исследования также менялся со временем. Наука отражала формирование отдельного сельскохозяйственного законодательства в межвоенный период (1918-1939). Несомненным достижением стала разработка проекта Аграрного кодекса 1928 г.24, актуальной и сегодня остается идея создателя проекта, заключающаяся в том, что институты аграрного права должны быть осью (идеей) этой сферы.

Вопрос реконструкции сельскохозяйственной системы также стал основным предметом исследований в течение первых двадцати лет существования Польской Народной Республики. В 1960-е годы исследовательская работа значительно ускорилась. Началась дискуссия по теоретическим проблемам сельскохозяйственного права. Развитие сельскохозяйственного законодательства, связанное с последующими изменениями в аграрной политике, привело к расширению исследовательских вопросов. Однако только в 1980-х годах польское аграрное дело вышло за рамки анализа национального права, появились первые сравнительно-правовые труды. После 1989 г смена социально-экономического строя повлекла за собой некоторое ослабление ранга сельскохозяйственного права как научной дисциплины. Исследовательская деятельность была временно ограничена, в том числе из-за смены поколений, вовлечения некоторых старших исследователей в общественные дела, ослабления кадров кафедр (учреждений) и даже их ликвидации в некоторых университетских учреждениях и т. д. Несмотря на эти трудности, последующие годы характеризуются развитием науки сельскохозяйственного права, которая все больше выходит за рамки изучения национального права. Важной исследовательской темой стал вопрос сначала оценки, а затем адаптации польского законодательства к праву Европейского союза с точки зрения членства Польши в нем.

3.2. Наука сельскохозяйственного права после включения польского

сельского хозяйства в механизмы общей сельскохозяйственной политики

Включение польского сельского хозяйства в механизмы CAP стало импульсом к интенсификации исследований и открыло новый этап в развитии науки о сельскохозяйственном праве. Это повлияло на объем и детальность исследований польских аграрников. Наука сельскохозяйственного права прошла путь от исследования национального права, подчеркивая необходимость сравнительно-правовых исследований, через кризис конца 1980-х — начала 1990-х годов к рассмотрению — уже в условиях членства в ЕС — региональных и глобальных тем. Предметом научных исследований стали различные проблемы современного сельскохозяйственного права; исследования выходили за рамки традиционных земельных вопросов и организации сельскохозяйственного производства, а также охватывали агропродовольственные и агроэкологические аспекты и их связь с территорией (сельской местностью). Такой широкий подход к вопросам исследования адекватен расширению современного сельскохозяйственного права, которое принимает во внимание триаду «сельское хозяйство — продовольствие — окружающая среда», выражая взаимозависимости и направления воздействия и отвечая на вызовы сегодняшнего дня25. Проблемы, затронутые польскими аграрниками, входят в сферу интересов западноевропейских аграрников.

24 Jaworski W. L. Projekt kodeksu agrarnego. Warszawa: Wydawnictwo Ministerstwa Reform Rol-nych, 1928.

25 Подробнее о развитии науки аграрного права в условиях членства Польши в Европейском союзе см.: BudzinowskiR. The science of agricultural law in Poland. Reflections against the background of Western European science // Przegl^d Prawa Rolnego. 2019. No. 2. P. 11 et al.

Включение польского сельского хозяйства в механизмы CAP также способствовало значительной интернационализации исследовательской деятельности. Интеграция в ЕС создала общую для всех стран-членов платформу для проведения исследований по правовому регулированию сельского хозяйства. Статьи польских исследователей, представляющих почти все исследовательские центры, публикуются в «Журнале CEDR по аграрному праву» (CEDR Journal of Rural Law), издаваемом Европейским комитетом сельскохозяйственного права (Comité Européen de Droit Rural, CEDR), а также во многих других зарубежных научных журналах. В свою очередь, зарубежные авторы все чаще присутствуют в отечественных публикациях, как монографических, так и в журнальных. Научное сотрудничество с бывшим Istituto di Diritto Agrario Internazionale e Comparato во Флоренции и с Institut für Landwirtschaftsrecht Геттингенского университета имеет особенно давние традиции. В настоящее время поддерживаются научные контакты и со многими другими зарубежными исследовательскими центрами.

Польские аграрники принимают участие в многочисленных зарубежных научных конференциях, а также в конгрессах, организованных Unione Mondiale degli Agraristi Universitari и Comité Européen de Droit Rural. Они также являются организаторами или соорганизаторами таких мероприятий. В 2018 г впервые в Польше, в Познани, прошел XV Всемирный конгресс сельскохозяйственного права, результатом которого стала книга «XV Всемирный конгресс сельскохозяйственного права. Современные вызовы сельскохозяйственного права: среди глобализации, регионализации и локальности»26. В 2019 г. XXX юбилейный конгресс Европейского комитета сельскохозяйственного права был организован также в Познани, впервые в Польше.

4. Преподавание сельскохозяйственного права

Преподавание сельскохозяйственного права имеет такую же давнюю традицию, как и само сельскохозяйственное право. Быстрое развитие сельскохозяйственного законодательства в XIX в. заставило разработать учебные пособия, которые отражают определенный этап в развитии законодательства и доктри-нальных концепций. Поэтому в учебнике 1939 г. сельскохозяйственное право трактовалось как раздел административного права27.

Во времена Польской Народной Республики (1944-1989) сельскохозяйственное право было не только отдельной, но и обязательной дисциплиной. Многочисленные учебники и программы по этому предмету, написанные выдающимися аграрниками, выражали самобытность польской правовой системы. К сожалению, удобная для аграрников позиция этой дисциплины не стала постоянной. После 1989 г. изменение социально-экономической системы ослабило важность сельскохозяйственного права как учебного предмета. Реформа учебной программы по правовым наукам, проводившаяся в то время на многих юридических факультетах, изменила дидактическую позицию сельскохозяйственного права. Оно не утратило автономии, однако на некоторых факультетах было сохранено в учебной программе лишь как факультативный предмет.

26 XV World Congress of Agricultural Law: contemporary challenges of Agricultural Law among globalization, regionalization and locality / ed. by R. Budzinowski. Poznan: Wydawnictwo Naukowe Uniwer-sytetu im. Adama Mickiewicza, 2018.

27 Langrod J. S. Zarys administracji agrarnej w Polsce. Krakow; Warszawa: Ksi^garnia Powszechna,

1939.

В настоящее время ситуация в различных академических учреждениях разнообразна28. Во многих университетах сельскохозяйственное право снова является обязательным предметом юридической программы (или других учебных программ). Можно сказать, что преподавательская позиция по сельскохозяйственному праву в последние годы даже усилилась в нескольких университетских учреждениях. Аграрники также проводят занятия по таким предметам, как продовольственное право, право и сельскохозяйственная политика Европейского союза или защита окружающей среды в сельском хозяйстве. Для их преподавания используются учебники и другие дидактические материалы29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 1 ноября 2020 г Рекомендована к печати 6 ноября 2021 г

Agricultural law in Poland

Roman Budzinowski

For citation: Budzinowski, Roman. 2021. Agricultural law in Poland. Pravovedenie 65 (3): 314-326.

https://doi.org/10.21638/spbu25.2021.305 (In Russian)

This article explores characteristics of Polish agricultural law as a branch of legislation, a branch in the legal system, a detailed scientific discipline, and as a subject of teaching. The development of agricultural legislation has always been accompanied by the study of agricultural law and, as a rule, its teaching. Concerning its origins, agricultural law in Poland is more related to public law regulations. At the end of the 19th century and at the beginning of the 20th century, the instruments for influencing agriculture proper to this law were developed. In the interwar period, legislation on various aspects of agriculture developed, but fell primarily within the scope of public law. It was only in the 1950s, during the period of the People's Republic of Poland, that civil law regulation on agriculture, in addition to public law regulation, developed. The change of regime after 1989 brought about a significant reduction in agricultural legislation due to economic liberalism. A significant development occurred only after Poland's accession to the European Union. Many issues were regulated for the first time, and national law, in connection with EU membership, returned to a special regulation of agricultural property trade. The inclusion of Polish agriculture in the mechanisms of the CAP provided an impulse to intensify research and opened up a new stage in the development of the science of agricultural law, it has moved from the study of national law, to taking up topics of a regional and global nature under the conditions of EU membership. The research went beyond traditional land issues and the organization of agricultural production. The development of agricultural legislation and agricultural law science is linked to teaching. In the last few years or so, the position of agricultural law as a subject of teaching has been strengthened.

Keywords: agricultural law, agricultural law of the European Union, the subject of agricultural law, the teaching of agricultural law, agricultural law, public law, private law.

References

Budzinowski, Roman (ed.). 2018. XV World Congress of agricultural law: Contemporary challenges of agricultural law among globalization, regionalization and locality. Poznan, Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza.

28 См. об этом: Budzinowski R. O potrzebie nauczania prawa rolnego // Przegl^d Prawa Rolnego. 2010. No. 1. P. 147 et al.

29 Один из учебников издается уже много лет. Авторы 5-го издания — аграрники из различных академических центров: Proces dostosowywania polskiego prawa rolnego i zywnosciowego do prawa Unii Europejskiej / ed. P. Czechowski. Wyd. 5. Warszawa: Wolters Kluwer, 2019.

Budzinowski, Roman, Suchon, Aneta. 2017. Purchasing and renting agricultural land in Poland: Legal framework and practical issues. CEDR Journal of Rural Law 3: 94-97.

Budzinowski, Roman. 2008. Problemy ogolne prawa rolnego. Przemiany podstaw legislacyjnych i koncepcjidoktrynalnych. Poznan, Wydawnictwo Naukowe UAM.

Budzinowski, Roman. 2010. O potrzebie nauczania prawa rolnego. Przeglqd Prawa Rolnego 1: 147162.

Budzinowski, Roman. 2019. The science of agricultural law in Poland. Reflections against the background of Western European science. Przeglqd Prawa Rolnego 2: 11-30.

Czechowski, Pawet (ed.). 2019. Prawo rolne. Wyd. 5. Warszawa, Wolters Kluwer.

Czechowski, Pawet. 2001. Proces dostosowywania polskiego prawa rolnego i zywnosciowego do prawa Unii Europejskiej. Warszawa, Twigger.

Jaworski, Wtadystaw L. 1928. Projekt kodeksu agrarnego. Warszawa, Wydawnictwo Ministerstwa Reform Rolnych.

Korzycka, Matgorzata, Wojciechowski, Pawet. 2017. System prawa zywnosciowego. Warszawa, Wolters Kluwer Polska.

Krol, Anna M. 2017. Ocena modelu prawnej ochrony srodowiska we Wspolnej Polityce Rolnej. Studia luridica Lubliniensa 1: 227-254.

Langrod, Jerzy S. 1939. Zarys administracji agrarnej w Polsce. Krakow, Warszawa, Ksiçgarnia Powszechna.

Leskiewicz, Katarzyna. 2020. Prawo zywnosciowe. Warszawa, C. H. Beck.

Lichorowicz, Aleksander. 1997. Ewolucja polskiej definicji prawa rolnego na tle doktryny zachodnioeuropejskiej. KwartalnikPrawa Prywatnego 4: 595-626.

Lichorowicz, Aleksander. 2009. Pojçcie i przedmiot prawa rolnego. Prawo rolne, ed. Andrzej Stelmachowski. Warszawa, LexisNexis.

Marciniuk, Konrad. 2019. Prawne instrumenty ingerencji wtadzy publicznej w obrot nieruchomosciami rolnymi jako srodki ksztaitowania ustroju rolnego. Biatystok, Wydawnictwo Temida.

Stelmachowski, Andrzej, Zdziennicki, Bohdan. 1980. Prawo rolne. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe.

Szymecka-Wesotowska, Agnieszka (ed.). 2013. Bezpieczenstwo zywnosci i zywienia. Komentarz. Warszawa, Wolters Kluwer Polska.

Received: November 1, 2020 Accepted: November 6, 2021

Roman Budzinowski — Dr. hab., prof., Adam Mickiewicz University, 1, ul. Wieniawskiego, Poznan, 61-712, Poland; romanob_@poczta.onet.pl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.