Научная статья на тему 'Аграрная политика Российской империи в Закавказье в конце XIX - начале ХХ века'

Аграрная политика Российской империи в Закавказье в конце XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЗАКАВКАЗЬЕ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕРЕВНЯ / РЕФОРМА / ПОМЕЩИКИ / ВЫКУП / НАДЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ / ПОСРЕДНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бахшалиев Фазиль

В статье рассматриваются особенности аграрной политики Российской империи в Закавказье в конце XIX и в начале ХХ века. Указываются причины, определившие необходимость проведения крестьянской реформы в крае, а также введения новых правил в надельно-земельных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрная политика Российской империи в Закавказье в конце XIX - начале ХХ века»

Фазиль БАХШАЛИЕВ

Кандидат исторических наук, доцент Бакинского государственного университета

(Баку, Азербайджан).

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЗАКАВКАЗЬЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Резюме

В статье рассматриваются особенности аграрной политики Российской империи в Закавказье в конце XIX и в начале ХХ века. Указыва-

ются причины, определившие необходимость проведения крестьянской реформы в крае, а также введения новых правил в надельно-земельных отношениях.

КЛЮЧЕВЫЕ Российская империя, Закавказье, аграрная политика, СЛОВА: деревня, реформа, помещики, выкуп, надельные земли,

посредник.

Введение

На Кавказе крестьянская реформа была начата несколько позже, чем в основной части Российской империи. Одно из существенных положений реформы заключалось в том, что крестьяне, чтобы стать хозяевами своих надельных земель, должны были заплатить выкуп. Сумма выкупа была гораздо больше тех денег, которые крестьяне могли бы заработать в течение нескольких десятилетий.

Неспособность крестьян выплатить такую громадную для них сумму заставила правительство переводить их в особый статус — так называемых временнообязанных крестьян. Таким образом, к началу ХХ века в Кавказском крае сохранялись «временнообязанные отношения», что потребовало устранения неопределенности в их статусе в самый кратчайший срок.

Частновладельческая деревня после проведения крестьянской реформы 14 мая 1870 года

Крестьянская реформа в Закавказье была начата в 1864 году. Тогда крепостное право было упразднено в пределах двух губерний — Тифлисской и Кутаисской. В мусульманских провинциях Кавказа зависимые отношения были уничтожены лишь в 1870—1877 годах после издания специального Поселянского положения от 14 мая 1870 года1.

1 См.: Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Т. 45. № 47862—48529. Санкт-Петербург 1874. Закон № 48357. С. 631—646.

Но даже после осуществления реформы для крестьян, по сути говоря, почти ничего не изменилось, поскольку свои надельные земли они получили за исполнение прежних повинностей. Выгодны оказались условия отбывания повинностей лишь для поселян восточной части Закавказского края, полностью освобожденных от платежей за приусадебную землю. В Бакинской и Елизаветпольской губерниях, за исключением Казахского уезда, платили по 30 копеек с десятины, и то только в тех имениях, в которых поселяне отбывали рабочие дни2.

Бесспорным фактом было резкое малоземелье, недостаточность обеспечения сельского населения землей. Во многих уездах очень часто на душу мужского населения приходилась 0,9—0,6 десятин земли3. Поэтому население Закавказского края часто прибегало ко внена-дельной аренде. В конце 1880-х годов доля арендаторов в частновладельческой деревне достигала 33%, а в начале ХХ века почти удвоилась4. Но арендная плата была очень высока и в течение следующего десятилетия только росла, причем это касалось не только пахотных земель, но и сенокосных. В Бакинской и Елизаветпольской губерниях аренда почти всегда была натуральной (то есть взималась в виде определенной доли урожая), а вот денежная аренда была редка.

Колониальные органы власти всячески старались сохранить прежние аграрные отношения. С этой целью в Положении от 14 мая 1870 года для Бакинской и Елизаветпольской губерний основная часть реформы — выкупная операция — сдерживалась некоторыми условиями. Для поселян они оказались настолько тяжелыми, что те не выкупали своих наделов.

Но даже начало проведения крестьянской реформы 14 мая 1870 года в закавказских губерниях не повлекло за собой полной определенности. И это несмотря на то, что в своих заявлениях и обращениях к местному населению официальные органы управления и высокопоставленные чиновники часто повторяли, что зависимые отношения крестьян с их помещиками прекратятся, как только крестьяне выплатят выкуп за полученные земли5. Такая ситуация продолжалась очень долго — вплоть до подписания нового аграрного закона от 20 декабря 1912 года царем Николаем II6.

В пореформенной деревне Северного Азербайджана с развитием товарно-денежных отношений, эволюция частного землевладения, то есть форм и методов использования находившихся в частном владении земель повлекла за собой новые изменения в аграрной политике7.

Со временем, с появлением новых черт в экономике Закавказского края, а потом и изменением политической обстановки перед первой русской революцией и в революционные годы, колониальные органы управления вынуждены были признать нецелесообразным дальнейшее сохранение крестьянской зависимости. Возникло глубокое убеждение в необходимости проведения обязательного выкупа земель крестьянами, что можно считать проявлением серьезного отношения к ситуации в Закавказье. Конкретно это отразилось в принятии нескольких аграрных законов и ускорении перехода к обязательному выкупу крестьянами их наделов8.

Проекты, посвященные этому вопросу, долго обсуждались, однако их не приняли в виде законов даже во время первой русской революции. Этот процесс ускорился только после революции9.

2 См.: Авалиани С.Л. Крестьянский вопрос в Закавказье. Т. IV. Тифлис: Издательство Тбилисского государственного университета, 1920. С. 8.

3 См.: Там же. С. 11.

4 См.: Там же. С. 12.

5 Государственный архив Азербайджанской Республики (ГА АР), ф. 387, оп. 1, д. 300, л. 4 (Azэrbaycan Respublikasl Dбvlэt Агхт, £ 387, siy.1, ц 300, уэг. 4).

6 ГА АР, ф. 278, оп. 1, д. 71, л. 33 (Azэrbaycan Respublikasl Dбvlэt Агхт, £ 278, siy. 1, ц 71, vэr. 33); Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Т. 32. .№ 36391—38603. Петроград, 1915. Закон .№ 48357. С. 1688—1696.

7 См.: Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 14.

8 См.: Там же. С. 15.

9 См.: Там же. С. 33.

Признание необходимости изменения аграрной политики в Закавказье

Принятые царским правительством новые аграрные законы в начале ХХ века (от 1 мая 1900 г. и 21 апреля 1903 г.), касающиеся казенных крестьян Закавказского края, составлявших большинство крестьян региона, затрагивали некоторые вопросы правового положения этой категории населения. Однако в целом серьезного улучшения положения крестьян не последовало10.

Таким образом, к началу ХХ века не только в двух губерниях Северного Азербайджана, но во всем Кавказском крае временнообязанные отношения (термин, появившийся вскоре после реформы 1861 г.) сохранились вплоть до 20 декабря 1912 года11 и 7 июня 1913-го12, когда поселяне восточной части Закавказского края были переведены на обязательный выкуп после оказанной финансовой помощи и поддержки правительства.

В то время как крестьяне внутренних губерний России с 1 января 1906 года были освобождены от выкупных платежей, крестьяне Закавказского края даже после принятия указанных законов еще долго вынуждены были тянуть бремя этих платежей. Надо отметить, что русские колониальные органы на Кавказе слишком запоздали с крестьянской реформой. Власть вела в Закавказье никакими соображениями не оправдываемую двойственную политику, резко отличавшуюся от политики во внутренних губерниях.

С другой стороны, последствия столь затянувшегося сохранения временнообязанных отношений пагубно отражались на хозяйственной жизни села. Именно с этой точки зрения и оценивали эти отношения местные колониальные органы Закавказского края.

В подготовке и принятии нового закона большую роль сыграл наместник Кавказа граф М. Воронцов-Дашков, назначенный на эту должность в 1905 году. Появление законопроекта «Заметки об урегулировании крестьянского вопроса на Кавказе» от 22 ноября 1905 года, подготовленного самим наместником, стало необходимым шагом по облегчению положения кре-стьян13. М. Воронцов-Дашков в письме от 22 ноября 1905 года на имя министра иностранных дел империи П. Дурново указывал, что кавказская администрация, «начиная с 1873 года работала по выработке разных оснований для прекращения временнообязанных отношений крестьян и обязательного выкупа надельных земель, но все они не имели для крестьян никакого реального значения, и за 40 лет не был принят ни один закон, который бы изменил их положение к лучшему»14.

Подготовительные работы для принятия нового аграрного закона в Закавказье

В июне 1904 года Совет главноначальствующего гражданской частью на Кавказе выработал и принял «Проект Положения о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам и владельцам крестьянами и государственными поселянами»15. Проект

10 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 20. № 17968-19504. Санкт-Петербург, 1902. Закон № 18509. С. 389-391; Там же. Т. 23. № 22360—23838. Санкт-Петербург, 1905. Закон № 22822. С. 405—417.

11 См.: Там же. Т. 32. № 36391—38603. Петроград, 1915. Закон № 48357. С. 1688—1696.

12 См.: Там же. Т. 33. № 38604—40846. Петроград, 1916. Закон № 39754. С. 733—736.

13 См.: Семин О. Великая годовщина. Аграрный вопрос и крестьянская (крепостная) реформа на Кавказе: Исторический очерк. Киев: изд-во «Вся Россия», 1911. С. 124.

14 Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 41.

15 ГИА РФ в Санкт-Петербурге, ф. 396, оп. 3, д. 560, л. 4.

был одобрен главноначальствующим гражданской частью на Кавказе кн. Голицыным и представлен им 17 декабря 1904 года в Министерство внутренних дел, которое поддержало данное предложение16 и в свою очередь письмом от 2 марта 1905 года попросило заключение министра юстиции относительно решения Совета главноначальствующего о принятии мер к прекращению существующих еще обязательных отношений крестьян и поселян путем обязательного, с содействием правительства, выкупа их надельных земель. Министр внутренних дел отмечал, что он согласен с решением Совета и со своей стороны стремится поддержать проведение этого мероприятия и приводит соответствующие доказательства с целью предупредить возможное противодействие. В частности, он подробно остановился на обсуждении довода, который мог быть приведен в обоснование отказа правительства в оказании сельскому населению содействия в выкупе в собственность его надельной земли. Таким аргументом могло послужить отсутствие у крестьян денежных средств, необходимых для уплаты выкупных платежей, и необеспеченность своевременного поступления таких платежей17.

Уже в 1904 году Министерством внутренних дел был разработан законопроект о необходимости безотлагательного прекращения обязательных отношений путем одновременного и обязательного перевода крестьян в разряд собственников на началах обязательного выкупа. Однако из-за учреждения в 1905 году наместничества на Кавказе проект остался на бумаге.

Предложения и поправки в новой редакции законопроекта

Сложившаяся новая политическая обстановка в Закавказье была признана графом М. Воронцовым-Дашковым, только что назначенным на восстановленную должность наместника Кавказа, крайне сложной. Он вынужден был всячески поддерживать идею быстрейшей ликвидации временнообязанных отношений. В упомянутом выше письме на имя П. Дурново от 22 ноября 1905 года он указывал на необходимость распространить действие Манифеста от 3 ноября 1905 года о выкупных платежах и на казенных крестьян Кавказа, уменьшив с 1 января 1906 года оброчную подать наполовину, а с 1 января 1907 года — совершенно прекратить ее взимание. Наместник признавал необходимым, чтобы указом императора были приняты и другие меры. В частности, чтобы крестьянам и государственным поселянам, остающимся в обязательных или зависимых отношениях к помещикам, а равно и хизанам Тифлисской и Кутаисской губерний было предоставлено с 1 января 1906 года право собственности на находящиеся в их пользовании земли в границах, указанных в уставных грамотах и хизанских протоколах18.

Появление законопроекта «Заметки об урегулировании крестьянского вопроса на Кавказе» от 22 ноября 1905 года, подготовленного самим наместником, было необходимым шагом для облегчения положения крестьян. В «Заметках» предлагалось в качестве первого необходимого шага в этом направлении освободить крестьян, перешедших еще до этого на обязательный выкуп, от дальнейшей уплаты процентов выкупа в течение 1906—1907 годов19.

В проекте предусматривались необходимые шаги на начальный период предстоящей работы, в том числе получение ссуды из Закавказского отделения Государственного крестьянского банка, открытие которого планировалось на 1 января 1906 года. Для обеспечения мало-

16 ГИА РФ в Санкт-Петербурге, ф. 396, оп. 3, д. 560, л. 230.

17 См.: Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 28.

18 ГИА РФ в Санкт-Петербурге, ф. 1405, оп. 107, д. 20573, л. 4—5.

19 См.: Семин О. Указ. соч.

земельных и безземельных крестьян, предлагался порядок использования и пустых казенных земель, лесных массивов и других сервитутов20.

Кроме того, наместник предлагал с 1 января 1906 года уменьшить наполовину выкупные платежи с состоящих на выкупе крестьян Закавказского края, а с 1 января 1907 года взимание этих платежей вовсе прекратить, но с этого же времени обложить их за земли, означенные в выкупных актах, казенными и земскими сборами на общем основании с частновладельческими имениями21.

Предложенные наместником условия прекращения обязательных и зависимых отношений — предоставление крестьянам земли без выкупных платежей с возложением на казну расходов по выдаче помещикам вознаграждения за прекращение зависимых отношений — были представлены 22 ноября 1905 года и трижды обсуждались в Совете министров.

При рассмотрении их в 1906 году Совет министров обратил внимание наместника на то, что предполагалось перевести крестьян этого края с надельных натуральных повинностей на денежный оброк, причем по пониженной расценке, сообразно ценам на продукты земледелия, существовавшим в пору издания закавказских крестьянских положений о прекращении личной зависимости и установлении временнообязанных отношений. Мера эта, по мнению Совета министров, подготавливала последующее законодательное решение вопроса о полном прекращении обязательных отношений и окончательном выкупе надельных земель в собственность крестьян.

Кроме того, Совет министров предлагал наместнику в возможно короткий срок внести для рассмотрения в законодательных учреждениях подробный проект о ликвидации обязательных и зависимых отношений в Кавказском крае22.

Первые законодательные предложения наместника сводились к совершенно безвозмездному предоставлению кавказским крестьянам помещичьих земель. Совет министров отверг этот проект23.

Впоследствии, то есть при составлении второго проекта, эти условия наместником были изменены. Безвозмездное предоставление крестьянам Закавказского края помещичьих земель как наместник, так и Министерство внутренних дел считали еще до представления проекта безусловно недопустимым: такое мероприятие противоречило бы основным началам права собственности. Поэтому второй проект наместника не грешит «радикализмом», которым отличался первый. Как известно, первый проект был составлен в бурные дни 1905 года, а составление второго происходило в момент, когда буржуазно-демократическая революция уже была подавлена и представителям власти, очевидно, не требовалось, как раньше, маневрировать с целью оторвать крестьян от рабочего класса и разгромить революционные силы. Но в условиях падения, а потом поражения революции этот проект под разными предлогами был отклонен24.

15 декабря 1908 года за подписью 34 членов Государственной думы был внесен очередной законопроект «О ликвидации обязательных отношений крестьян Закавказского края к помещикам»25. Надо отметить, что этот проект по многим пунктам отличался от проекта наместника. Проект предусматривал следующее.

1) Зависимые и временнообязанные отношения в Закавказье прекращались немедленно и навсегда и без всяких новых жертв в пользу землевладельцев.

20 ГИА РФ в Санкт-Петербурге, ф. 821, оп. 139, д. 65, л. 31.

21 Там же, ф. 1291, оп. 73, д. 719, л. 18.

22 Там же, ф. 783, оп. 66, д. 37, л. 1.

23 См.: Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 39.

24 См.: Семин О. Указ. соч. С. 125.

25 Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 39; Гугушвили П.В. Аграрные отношения в Закавказье на рубеже XIX—XX вв. Тбилиси: Наука, 1955. С. 34—35.

2) Всякие повинности временнообязанных и зависимых поселян в пользу землевладельцев отменялись, а находившиеся в пользовании этих разрядов крестьян наделы в границах, указанных в уставных грамотах или по фактическому пользованию, предоставлялись в их собственность.

3) Права на пользование сервитута — пользования пастбищами, лесом, водою и т.п. — впредь до законодательного урегулирования этого вопроса, предоставлялись перечисленным разрядам крестьян на тех же основаниях, как и в северо-западных губерниях России (высоч. утвержд. Правила 26 марта 1869 году п. IV и V).

4) Права на недра оставались на общих основаниях впредь до соответствующего законодательного урегулирования.

Однако при существовавшем тогда соотношении политических сил в Государственной думе этот проект, как и все предыдущие, сразу же был отклонен и не стал законом26.

После того, как его первый проект был отвергнут, наместник в 1908 году снова поднял вопрос о необходимости прекращения временнообязанных отношений крестьян и поселян к помещикам и землевладельцам Закавказского края. Законопроект был внесен в начале 1909 года в Совет наместника27.

В конце апреля и начале мая 1909 года, а также 22 мая 1910 года в Совете наместника обсуждался проект о ликвидации временнообязанных и зависимых отношений. В октябре — декабре 1910 года проект обсуждался на межведомственном совещании под председательством заместителя министра внутренних дел28.

Позднее проект был усовершенствован кавказским наместником, в его содержании были учтены некоторые спорные вопросы, в том числе и об определении выкупных цен. Дело было в том, что помещики-владельцы земли в Северном Азербайджане настаивали, чтобы эти цены были определены с учетом цен на сельскохозяйственные продукты, которые реально существовали в начале ХХ века, а представители противоположной стороны выступали за цены периода перед принятием Поселянского положения. Проект, окончательно усовершенствованный наместником, еще дважды обсуждался на заседаниях Совета в 1909—1910 годах29.

Но вопрос о выкупных ценах и после этого еще некоторое время находился в центре внимания заинтересованных сторон. Например, группа представителей высшего мусульманского сословия (бывших ханских фамилий, фамилий беков и агаларов, владевших землями по специальным законам) продолжала возражать против предложенных принципов установления выкупных цен. Они даже отправили своих представителей в Петербург для участия в собрании Межведомственного совещания30. Возражения закавказских представителей не были приняты при обсуждении всего проекта в целом и данного пункта в частности. Взамен было принято решение о том, что частновладельческие крестьяне на Кавказе свой выкуп должны были платить не банковскими чеками или ценными бумагами, как это делалось в центральных губерниях империи, а наличными деньгами31.

Надо отметить, что представленный 20 декабря 1910 года в Совет министров последний вариант по сравнению с проектом от 22 ноября 1905 года отставал по некоторым моментам. Например, Загатальский округ, а также государственные крестьяне полностью оставались вне

26 ГИА РФ в Санкт-Петербурге, ф. 1291, оп. 73, д. 719, л. 115.

27 Там же, ф. 1291, оп. 73, д. 583А, л. 316.

28 См.: Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 69.

29 ГИА РФ в Санкт-Петербурге, ф. 1291, оп. 66, д. 37, л. 43.

30 См.: Оруджев Г.А. Об аграрной политике царизма в Азербайджане в период столыпинской реакции. Ученые записки АГУ. Серия общественных наук, 1958, № 1. С. 114.

31 Научный архив Института истории Азербайджана Национальной академии наук Азербайджанской Республики. Инвентар № 1270. С. 91.

зоны действия закона, хотя в предыдущем варианте было предусмотрено распространение действия закона и на них.

Принятие нового аграрного закона в Закавказье

После утверждения 17 марта 1911 года в кабинете министров законопроект 24 сентября того же года был представлен в Государственную думу России. Но обсуждения были недолгими. Хотя вокруг некоторых пунктов проекта, в том числе пункта 9, предусматривающего безвозмездную отдачу болотных и других непригодных мест крестьянам, все-таки возникли острые споры, но в целом проект был утвержден большинством голосов32.

19 декабря 1912 года на заседании Государственного совета данный проект закона почти без всяких изменений был утвержден и, наконец, 20 декабря того же года был подписан императором Николаем II. Принятие Закона от 20 декабря 1912 года имело двоякое значение. С одной стороны, Закон предусматривал доведение до конца аграрной политики царизма, начатой еще со времен присоединения, с другой — в положении крестьян края начался новый, но не менее сложный период. Сам закон, а также инструкция для его проведения в жизнь и таблица цен земель на 1-ю десятину были опубликованы 25 декабря 1912 года в специальном 260-м выпуске законов и распоряжений империи33.

Согласно этому закону, были подготовлены наместником и утверждены министерствами внутренних дел и финансов две инструкции, регламентировавшие организацию проведения реформы34, а также правила расчетов выкупных платежей35.

Согласно «Правилам», специально созданным для реализации реформы, с 1 января 1913 года в пяти губерниях Закавказского края частновладельческие крестьяне были освобождены от несения временнообязанных отношений в пользу своих помещиков и должны были уплатить определенный выкуп, чтобы превратить свои надельные земли в собственные36.

По новому закону крестьяне отныне могли бы использовать сервитуты только после согласия помещиков и других собственников. А источники воды и в дальнейшем должны были считаться собственностью помещиков.

Итак, согласно новому закону, все временнообязанные и другие зависимые крестьяне в пяти губерниях Закавказского края переходили к обязательному выкупу с 1 января 1913-го и с этого момента должны были платить в казну годовые выкупные проценты37.

В «Правилах» особо подчеркивалось, что операции выкупа и другие процедуры должны были проводиться только в границах бывших надельных земель зависимых крестьян. Если границы, указанные в уставных грамотах, не соответствовали фактическим, тогда все выкупные операции должны были проводиться в пределах границ надельных земель, которые арендовали крестьяне.

В документе для каждой зоны и деревни были определены конкретные сроки для выплаты выкупных платежей (28, 41 и 56 лет)38. В расписании, добавленном в Закон, были определены все выкупные цены на 1-ю десятину для каждого вида пахотных и других земель. В каждой из пяти губерний эти цены были установлены по уездам, а в уездах по зонам. Этот

32 См.: Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 106.

33 ГА АР, ф. 278, оп. 1, д. 71, л. 63.

34 Там же, л. 79.

35 Там же, л. 88.

36 Там же, л. 84.

37 См.: Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 117.

38 ГА АР, ф. 278, оп. 1, д. 71, л. 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

документ в дальнейшем был взят за основу государственными структурами для оплаты выкупных платежей помещикам и частным собственникам, а также для расчета общего объема платежей.

Начало реализации новой реформы

2 ноября 1913 года после согласования с министерствами внутренних дел и финансов была подготовлена особая инструкция, в которой были четко определены задачи каждого чиновника в ходе проведения реформы и указаны источники всех расходов для этих опера-

ций39.

Несмотря на то что в Законе от 12 декабря 1912 года категория временнообязанных крестьян по правовому статусу была включена в группу собственников, это еще не означало полного освобождения крестьян от тяжелого налогового и другого гнета за использование надельных земель, полученных от своих владельцев. Выплата крестьянами ежегодных и очень тяжелых годовых выкупных платежей, растянутая на очень долгий срок (28, 41 или 56 лет), начиная с 1 января, была продолжением тяжелых условий жизни бывших частновладельческих крестьян, но уже в других формах. Итак, переход всех надельных земель частновладельческих крестьян в их собственность был неполным, а только частичным улучшением их условий труда и жизни.

Аграрный закон являлся началом нового этапа эволюции форм земельной собственности в переделах буржуазных преобразований в регионе. С другой стороны, закон не означал полного прекращения напряженности и противостояния между представителями высшего мусульманского сословия и их бывшими зависимыми крестьянами. После принятия данного закона очень многие представители первых всячески задерживали ход выполнения реформы.

Закон от 20 декабря 1912 года предусматривал незамедлительное и полное прекращение временнообязанных отношений крестьян в пяти губерниях Закавказского края, в том числе и в Северном Азербайджане, но на деле на местах этот процесс очень часто задерживался из-за медленного перевода крестьян на выкуп, задержки с оформлением необходимых документов и множества других причин.

Годовые отчеты комиссий по поселянским делам разных губерний отчетливо демонстрируют медлительность этого процесса. Например, с начала 1913 года по 1 января 1917-го по пяти губерниям было составлено всего 2 795 выкупных актов, или 45% от предусмотренного числа. Такое положение в первую очередь не устраивало самих крестьян40.

В первом пункте «Правил», добавленных к Закону, указывалось, что крестьяне и поселяне в Тифлисской и Кутаисской губерниях и крестьяне, обосновавшиеся в землях представителей высшего мусульманского сословия и других собственников Бакинской и Елизаветпольской губерний, с 1 января 1913 года переводятся с временнообязанных отношений в категорию собственников земли и имеют соответствующие права на своих, уже собственных землях41.

Формы оплаты выкупной стоимости земель в законе тоже подробно излагались. Начиная с 1 января 1913 года помещики и владельцы взамен своих земель, переходивших в собственность крестьян, предварительно могли получить 4,5% всей выкупной суммы. Этот момент был определенным отступлением от 5%-й суммы, согласованной еще в предварительном варианте законопроекта42.

39 ГА АР, л. 88.

40 См.: Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 139.

41 ГА АР, ф. 278, оп. 1, д. 71, л. 83.

42 ГИА РФ в Санкт-Петербурге, ф. 1291, оп. 66, д. 37, л. 91.

Для расчета выкупной суммы считалось необходимым участие специальных мировых посредников. По инструкции, арбитры должны были получить копию уставной грамоты или карту межевания земли от каждого крестьянина. Если это признавалось невозможным, то копию этого документа должны были получить от губернской комиссии по поселянским делам. Посредники в своей работе пользовались помощью налоговых инспекторов. Они вместе с арбитрами должны были собрать всю необходимую информацию и подсчитать все цифры, после этого можно было оценить стоимость крестьянских барщинных работ, а дальше определить общую выкупную сумму.

Посредники в месячный срок должны были завершить свою работу и об итогах сделанного сообщить обеим сторонам, а на общем собрании крестьян объявить объем и сроки уплаты выкупа.

После определения выкупной суммы посредник должен был составить список расчета с добавлением списка крестьянских дворов, которые должны были платить выкуп, и систематически сообщать об итогах своей работы губернской комиссии по поселянским делам.

Для оплаты выкупной суммы были составлены «Наказы» и «Инструкция». В этих документах говорилось, что ни в коем случае не допускается увеличение выкупной суммы и крестьяне по желанию могли бы оплачивать дополнительные выкупные проценты с обязательным вычетом их из общей суммы43.

Для измерения выкупных земель приглашали специальных землемеров из тифлисской Судебной палаты.

При составлении выкупного акта принимали участие двое представителей из среды крестьян — покупателей из местного населения. Если сельские общества не обеспечили все это, то арбитр мог пригласить других людей.

При составлении акта участие помещика считалось обязательным. Если бы по тем или иным причинам сделать это не удалось, то арбитр должен был донести ему копию выкупного акта. Неучастие в составлении выкупного акта одной из сторон не могло задерживать процедуру составления.

Наконец, существенное значение имело то, что при оценке одной десятины земли за основу были взяты цены сельскохозяйственных продуктов периода Поселянского положения. Во всех уездах, где проводилась реформа, при установлении цены одной десятины земли учитывались такие факторы, как вид, плодородность, местонахождение и другие особенности земли. На местах, в основном, все площади земли были оценены по двум категориям или поясам. Но в этом были и свои особенности. Например, в Шарур-Даралагезском уезде Иреван-ской губернии поливные пахотные земли оценивались по пяти, а в Иреванском уезде по четырем категориям44.

Заключение

Прежде всего следует подчеркнуть, что аграрная политика Российской империи в Закавказье в конце XIX и в начале ХХ века отличалась своей нестабильностью. Если после начала крестьянской реформы за три десятилетия эта политика в целом не претерпела каких-нибудь серьезных изменений, то в начале XX века многое стало меняться.

Анализ хода этой политики показал, что, несмотря на некоторые параллели и сходства между этой политикой и той, что проводилась в центральных губерниях России, между ними были существенные различия. Самое главное состояло в том, что в 1881 году временнообязан-

43 ГА АР, ф. 278, оп. 1, д. 71, л. 80.

44 Там же, л. 77.

ные отношения для русских крестьян были ликвидированы, а поселяне Кавказского края были вынуждены ожидать этого еще в течение 42 лет.

Половинчатые методы и способы аграрной политики Российской империи были для власти надежным средством для достижения своей главной задачи — еще больше укрепить свои позиции в Закавказье. Но события в социально-экономической жизни империи в начале ХХ века заставили царизм серьезно изменить внутреннюю политику, в том числе внести серьезные поправки в свою колониальную аграрную политику.

Принятие аграрных законов 1912—1913 годов было очевидным и бесспорным отступлением царизма от прежних принципов колониальной аграрной политики, проводимой в Закавказье. Но царизм сделал все, чтобы от реализации реформы как можно меньше пострадали интересы и позиции помещиков Закавказского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.