2. Льовочкш С. Фшансова iнфраструктура ринково! економiки: концептуальнi пiдходи // С. Льовочкш, В. Опарiн, В. Федосов // Економша Украши. - 2008. - № 11.
3. Реалiзацiя прюритетних напрямiв розвитку науки i технiки та отриманi результати у 2012 р. Аналггична довiдка / Державне агентство з питань науки, шновацш та шформатизацп Украши. - К, 2013. - 54 с.
4. Сорочан О. Требуются финансы / О. Сорочан // Т0П-100. Рейтинг лучших компаний Украины. - 2012. - №4. - С. 90-92.
5. [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://ufpp.kiev.ua/venchurni-fondi/
6. Шаповал Е. Инвестиции в сельскохозяйственный бизнес // Е. Шаповал // Бизнес. - 2013. -№4. - С. 66-68.
АГРАРНАЯ НАУКА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА: ВСЕМИРНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ РАУНДА 2010 ГОДА
КорбутЛ.С., к.э.н., вед.н.с.
Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
Сельскохозяйственная статистика является основой научного анализа о состоянии сельского хозяйства. Огромный вклад в сельскохозяйственную статистику внесли российские ученые. Среди них особое значение имели исследования ученых-аграрников В.М. Обухова, В.И. Покровского, В.В. Докучаева, В.С. Немчинова, А.Ф. Фортунатова,
A.Н.Челинцева, А.В. Чаянова, организаторов государственной статистики П.И. Попова,
B.Н.Старовского и многих других.
Научная и практическая деятельность российских ученых-статистиков и экономистов-аграрников позволили сформировать целостную систему статистического наблюдения в сельском хозяйстве, результатом чего стало формирование федеральных информационных ресурсов об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства, наличии и использовании его ресурсного потенциала, создание генеральных совокупностей хозяйствующих субъектов, а также организация регулярных выборочных обследований по отдельным аспектам сельского хозяйства и т.д.
Развиваются и современные исследования в сфере статистики сельского хозяйства, касающиеся сельскохозяйственной деятельности хозяйств населения, оценок уровня и качества жизни сельского населения, развития сельских территорий. Важным направлением является приближение национальной системы государственной статистики к стандартам ФАО ООН и расширение базы для сопоставления с международными статистическими данными в этой области.
Российскими учеными были сформированы основы и принципы масштабных обследований в сельском хозяйстве - похозяйственных (подворных) переписей, а также комплексного статистического наблюдения за сельскохозяйственными производителям в России, сочетающего в себе сплошной и выборочный методы обследования.
Следует отметить, что российская статистическая практика имеет значительный опыт проведения поземельных и похозяйственных переписей по отдельным территориальным единицам. До конца XIX века в России было проведено множество специализированных локальных переписей для получения характеристик различных сторон деятельности сельского хозяйства. Однако первая всеобщая сельскохозяйственная перепись была проведена лишь в 1916 году.
В дальнейшем в стране проводились специализированные переписи по отдельным аспектам сельского хозяйства (переписи скота, многолетних насаждений, сельскохозяйственных машин и оборудования) в сельских и городских местностях по всей территории страныместностях по всей террритории сажденийхозяйства.озяйственной переписи. исей для получения характеристик различных сторон деят.
Первая сельскохозяйственная перепись в России в новых экономических условиях была проведена в 2006 году. Программа ее была разработана в соответствии с рекомендациями Всемирной сельскохозяйственной переписи раунда 2000 года.
Период проведения национальных сельскохозяйственных переписей в соответствии с новой программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года определен с 2006 по 2015 годы. Цели сельхозпереписи - получение данных о структуре сельского хозяйства, в том числе в разрезе малых административных единиц, получение базисных данных для целей текущей сельскохозяйственной статистики, создание выборочных совокупностей для сельскохозяйственных обследований, проводимых в межпереписной период, и др. Программа ФАО ООН раунда 2010 года в основной своей части предусматривает включение расширенных характеристик по основным тематическим блокам (или признакам) сельскохозяйственной переписи: земельные и водные ресурсы, сельскохозяйственные культуры и животные, методы ведения сельского хозяйства, услуги, демографические и социальные характеристики, рабочая сила и занятость, оценка уровня продовольственного обеспечения сельского домохозяйства, производство продукции аквакультуры, лесоводство, управление хозяйством семейного типа (новый аспект сельскохозяйственной переписи).
Важно учитывать, что, как и предыдущие, так и новая программа ФАО ООН предусматривает охват переписью всех сельских домохозяйств, независимо от цели производства ими сельскохозяйственной продукции и даже отсутствия ведения сельскохозяйственной деятельности.
Для стран, проводящих периодические сельскохозяйственные переписи, соблюдение тематических блоков (признаков), определенных программами ФАО ООН для всемирных раундов сельхозпереписей, является необходимым условием. Данные признаки служат основой для обеспечения сопоставимости результатов очередной сельскохозяйственной переписи с предыдущими переписями, другими статистическими обследованиями в сельском хозяйстве.
Программа ФАО ООН раунда 2010 года предусматривает сбор базовых сведений на основе сплошного обследования всех категорий сельскохозяйственных производителей и более подробных - посредством дополнительных модулей на основе случайной выборки, что позволяет получить не только более широкий спектр сведений о хозяйствующих субъектах аграрного сектора, но и сократить затраты на проведение переписи.
Учитывая многоплановость проблем сельского хозяйства и развития сельских территорий, включение в программу Всемирной сельскохозяйственной переписи обследования сельских поселений/сельских населенных пунктов предоставляет широкие возможности для получения сведений, качественно характеризующих социально-экономические явления и процессы в сельских сообществах. Прежде всего, это касается получения исчерпывающей информации об инфраструктурном обустройстве сельских населенных пунктов, доступе сельского населения к базовым объектам социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование), услугам и пр.
Сведения об инженерной и транспортной инфраструктуре сельских поселений позволят дополнить характеристики личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан данными по следующим аспектам: степень информационной изолированности, доступ к рынкам для сбыта продукции, получение информационных, консультационных и прочих услуг, то есть, по сути, - организация жизнеобеспечения и экономической деятельности сельских домохозяйств на уровне низовых административно-территориальных образований. Эти сведения в агрегированном виде позволят обеспечить статистическую базу для оценки реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на федеральном и региональном уровнях.
Основные требования к обследованию сельских поселений состоят в следующем. Во-первых, обследование не должно касаться сферы деятельности сельского домохозяйства и его характеристик, во-вторых, запрашиваемые сведения должны быть иными, чем собираемые непосредственно от домохозяйств. И, наконец, сведения должны носить ограниченный характер и касаться, прежде всего, внешней среды по отношению к сельскому домохозяйству.
Перечень характеристик, рекомендованный Программой ФАО ООН раунда 2010 года для включения в обследование сельских населенных пунктов состоит из двух основных блоков.
общие характеристики - местоположение, общая площадь земли, численность населения, его половозрастная структура, число и виды экономической деятельности сельских домохозяйств;
инфраструктурные характеристики - наличие сельскохозяйственного рынка, структур, предоставляющих услуги различного рода, включая кредитно-финансовые, наличие общеобразовательного, медицинского учреждения, общественного транспорта, средств связи и коммуникаций, реализуемых государственных программ и пр.
В материалах ФАО ООН подчеркивается растущий спрос со стороны мирового сообщества, международных экономических и гуманитарных организаций, потенциальных инвесторов в подобной информации. Причем это касается не только развивающихся, но и развитых стран. Помимо этого, данные сведения важны для организации статистического наблюдения за развитием сельских территорий, являющихся новой областью статистических наблюдений в мировой практике.
Новая Программа ФАО ООН содержит широкий спектр вопросов, рекомендуемых для отражения в национальных программах сельскохозяйственных переписей. Тем не менее, принципиально важным является соблюдение требований ФАО ООН, согласно которым программа сельхозпереписи в обязательном порядке должна содержать основные тематические блоки (признаки), необходимые для сопоставимости полученных сведений на международном уровне и достаточных для признания переписи состоявшейся.
Следует подчеркнуть, что проведение сельскохозяйственных переписей в мировой практике не является самоцелью статистических ведомств, а представляет собой важный элемент национальной экономической политики. При этом, каждая страна, в которой сельхозперепись в соответствии с требованиями Программы ФАО ООН раунда 2010 года уже состоялась (на данный момент - порядка 100), выбирала для обследования наиболее значимые аспекты, которые были соответствующим образом отражены в программах сельскохозяйственных переписей и отчетах для ФАО ООН. Особое внимание на национальном уровне было уделено сбору административных данных на уровне сельских поселений, применению инновационных технологий опроса респондентов-объектов переписи с занесением данных в электронные формы переписных листов.
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ
Косарева О.В., ведущий экономист Институт экономики УрО РАН
Интеграция российской экономики в мировую, вступления России в ВТО усиливают зависимость национальной экономики от ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Для аграрного сектора России и её регионов эта зависимость является еще более существенной из-за высокой доля импорта в продовольственном обеспечении страны. Конкуренция между производителями на продовольственных рынках будет только возрастать. В условиях острой конкуренции за рынки сбыта может произойти вытеснение отечественных сельхозпроизводителей из некоторых сегментов рынка по причине их низкой конкурентоспособности. Поэтому повышение конкурентоспособности, поиск конкурентных преимуществ становится главным стратегическим направлением развития сельского хозяйства на всех уровнях.
В рыночных условиях эффективность деятельности сельскохозяйственного предприятия во многом определяется его способностью выхода на рынок с продукцией, пользующейся устойчивым спросом у потребителя. Одним из ключевых показателей эффективности сельскохозяйственного производства, его конкурентоспособности является уровень товарности произведенной продукции. Стратегией развития сельскохозяйственного