Научная статья на тему 'Агональные аспекты эстрадно-джазовых вокальных конкурсов'

Агональные аспекты эстрадно-джазовых вокальных конкурсов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГОНАЛЬНОСТЬ / КОНКУРС / ВОКАЛ / ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Е.Б.

В статье рассматриваются агональные аспекты эстрадно-джазовых вокальных конкурсов с точки зрения их проявления в контексте континуума специфической конкурсной среды. Показываются качества участника, необходимые для высокого результата. В частности, рассматриваются природные данные (тембр, сила голоса, диапазон), степень образованности конкурсанта, его умение пользоваться своим голосом, способность к конкуренции, воля к победе. Затрагиваются проблемы агональности, связанные с работой жюри. Выявляется игровая природа конкурсов, фило-софско-антропологический смысл агональности, который состоит в совершенствовании мастерства, в развитии личностных качеств конкурсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGONAL ASPECTS OF POP-JAZZ VOCAL COMPETITIONS

The article discusses the agonal aspects of pop-jazz vocal competitions from the point of view of their manifestation in the context of the continuum of specific competitive environment. The qualities of a participant needed for achieving high results are revealed. In particular, such physical characteristics as timbre, voice power and range, the level of education of participants, their ability to use their voices, the ability to compete and the will to win are analyzed. The author addresses agonal issues relating to the work of the jury. The playful nature of the contests as well as philosophical and anthropological meaning of agonality, which includes improving skills and developing personal traits of the participant, is revealed.

Текст научной работы на тему «Агональные аспекты эстрадно-джазовых вокальных конкурсов»

4. Санникова А. Г. Интернет и письменная речь: искажение графики // Филологические проекции Большого Урала: материалы студенческой конф. Пермь: ПермГУ, 2009. С. 128-134.

5. Няша - это что за неологизм? URL: http://www.fb.ru/ article/193901/nyasha—eto-chto-za-neologizm (дата обращения: 25.12.2015).

6. Интернет-мем. URL: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/940981 (дата обращения: 25.12.2015).

7. Кот Шредингера в массовой культуре // Википедия. URL: http:// www.cyclowiki.org/wiki/ (дата обращения: 25.12.2015).

8. Аналог сетевого фольклора. URL: http://www.netlore. ru/kotya_unart (дата обращения: 25.12.2015).

9. Интервью Марлена Мкртычевича Асланяна, ученого-генетика, профессора биофака Московского государственного университета имени Ломоносова. URL: http://www. mn.ru/friday/86017 (дата обращения: 25.12.2015).

© Гордеева З. А., 2016

УДК 130.2

агональные аспекты эстрадно-джазовых вокальных конкурсов

В статье рассматриваются агональные аспекты эстрадно-джазовых вокальных конкурсов с точки зрения их проявления в контексте континуума специфической конкурсной среды. Показываются качества участника, необходимые для высокого результата. В частности, рассматриваются природные данные (тембр, сила голоса, диапазон), степень образованности конкурсанта, его умение пользоваться своим голосом, способность к конкуренции, воля к победе. Затрагиваются проблемы агональности, связанные с работой жюри. Выявляется игровая природа конкурсов, фило-софско-антропологический смысл агональности, который состоит в совершенствовании мастерства, в развитии личностных качеств конкурсанта.

Ключевые слова: агональность, конкурс, вокал, эстрадно-джазовый исполнитель.

Е. Б. Новикова E. B. Novikova

agonal aspects of pop-jazz vocal competitions

The article discusses the agonal aspects of pop-jazz vocal competitions from the point of view of their manifestation in the context of the continuum of specific competitive environment. The qualities of a participant needed for achieving high results are revealed. In particular, such physical characteristics as timbre, voice power and range, the level of education of participants, their ability to use their voices, the ability to compete and the will to win are analyzed. The author addresses agonal issues relating to the work of the jury. The playful nature of the contests as well as philosophical and anthropological meaning of agonality, which includes improving skills and developing personal traits of the participant, is revealed.

Keywords: agonality, competition, vocal, pop-jazz performer.

Под агоном (aY^u - agon, греч. состязание, борьба) понимается основной вид выступления в античном обществе, вся жизнь которого была пронизана принципом состязательности. Агоны были спортивные, музыкальные, поэтические, драматические [1, с. 19]. Агон постоянно осмыслялся исследователями античной философии, их внимание было обращено к агональности «греческого чуда», и постепенно термин вошел в научный оборот. Категорией агональности пользовались Я. Буркхардт, Ф. Ницше, Ж. Лиотар, А. Ф. Лосев, анализируя специфику культуры древних греков, их социального строя.

А. И. Зайцев отмечал, что «древнегреческое общество принадлежало, во всяком случае от гомеровской до классической эпохи, к категории обществ, в которых важное значение имела установка индивида на то, чтобы превзойти окружающих в достижении своих жизненных целей» [2, с. 81]. Будем иметь в виду, что термином «агон» обозначается как борьба, так и состязание. Поскольку борьба актуализировалась в момент возникновения военной ситуации в обществе, в мирное время актуальным становилось состязание. Конечно, говоря о вокальном конкурсе, мы обращаемся

к агональности-состязательности. По словам Н. Калашниковой: «Агон представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности, вытекающей из потребности присваивать, сделать своим иное пространство» [3, с. 16].

Вокалист на вокальном конкурсе состязается в своем мастерстве с другими, стараясь завоевать, т. е. присвоить себе, главный приз (премию, диплом), тем самым доказав, что он самый достойный кандидат из всех, кто стоял во время конкурса на сцене, и пространство сцены принадлежит по праву лучшего ему. Для победы он использует весь свой арсенал. В первую очередь важны качества голоса. Учитывается тембр, диапазон, сила звучания, подвижность, полетность голоса. То есть сам голос важен как инструмент, с помощью которого вокалист способен исполнить художественное музыкальное произведение.

С одной стороны, прекрасный голос может быть дан человеку от природы. Известны случаи, когда от природы у человека практически профессиональное дыхание, резонирование, звукоизвлечение. С другой - голос чаще является результатом развития певческих качеств с помощью

упражнений, обучения и работы певца с преподавателем. Опять-таки, сочетание прекрасной природы и правильной вокальной работы приводит к незаурядным результатам.

Не менее значима способность вокалиста пользоваться своим инструментом. Можно иметь в собственности прекрасный рояль или скрипку, но при этом совершенно беспомощно исполнять на этих инструментах музыку. Воспитанные, «музыкальные» уши у вокалиста, являются неотъемлемой частью комплекса, необходимого для полноценного выступления артиста. От того, какого уровня музыкальное развитие у исполнителя, будут зависеть нюансы, фразировка, характер звучания, а это важнейшие факторы в исполнительском творчестве, позволяющие создавать музыкальный художественный образ. Основной принцип искусства у Ф. Ницше - подражание импровизации. «Художник знает, что его произведение оказывает полное воздействие, лишь когда оно возбуждает веру в импровизацию, в чудесную внезапность возникновения; поэтому он при случае сознательно содействует этой иллюзии и вводит в искусство элементы вдохновенного беспокойства, слепого беспорядка, чуткой грезы при начале творения - в качестве средств обмана, которые должны настроить душу зрителя или слушателя так, чтобы она верила во внезапное появление совершенного» [4, с. 115]. Конечно, такая иллюзия может создаваться вокалистом не только технически развитым, обладающим прекрасным голосом, но также способным к актерской игре в момент исполнения. Вокалист, способный произвести впечатление своей актерской и музыкальной интерпретацией вокального произведения, создать живое, непосредственное впечатление у публики, а также у членов жюри, имеет большие шансы занять более высокое место на конкурсе.

Поскольку в данной статье мы рассматриваем эстрадно-джазовых певцов в условиях вокального конкурса, еще одним немаловажным фактором является способность вокалиста контактировать со звукооператором. Жюри конкурса оценивает то, что слышит, а не то, что могло бы быть услышано в случае оптимальной настройки аппаратуры под конкретного певца. Поэтому умение вокалиста быстро наладить профессиональный контакт, донести до звукооператора свои пожелания (чуть убрать громкость микрофона, добавить или, наоборот, прибрать реверберацию, вывести звук в мониторы и т. п.) может сыграть на вокальном конкурсе решающую роль. Но даже обладающий всеми вышеперечисленными качествами певец не покажет высоких результатов, если у него отсутствует воля, интенция к саморазвитию, самодисциплина, желание постоянно расширять свою зону комфорта, совершенствовать вокальное мастерство, осваивать новые формы существования на сцене. Пожалуй, волевые качества являются первейшим условием рождения качественного исполнителя. Зачастую изначально не обладающий богатой природой вокалист благодаря желанию и целеустремленности достигает поразительных результатов и становится в один ряд с солистами мирового уровня. Также история музыкальной педагогики знает немало примеров, когда прекрасная природа не реализуется из-за пассивности и лени ее обладателя.

Если говорить о вокальном конкурсе, то конкурентоспособность, состязательность исполнителя невозможна без

воли к труду и к победе. Во внутреннем профессиональном кругу даже существует негласное разделение музыкантов на «конкурсных» и «неконкурсных» исполнителей. Очень часто талантливый солист филармонии в условиях конкурсной борьбы не умеет показать весь спектр своих возможностей и не занимает самых высоких мест. Тогда как на его концерты публика ходит с большой охотой и удовольствием. В свою очередь, получающий удовольствие от состязания, стрессоустойчивый, способный рисковать, стремящийся к победе, но умеющий принять неудачу, а также адекватно воспринимающий победу артист, особенно ценен как в континууме конкурса, так и в условиях концертной повседневности. Ф. В. Шеллинг, рассуждая о красоте, которая «есть неразличимость свободы и необходимости, созерцаемая в реальном», имплицитно затрагивает проблему свободы творчества в жесткой системе канонов музыкального исполнения. «Так, мы называем прекрасным такой облик, при создании которого природа как бы играла с величайшей свободой и самой возвышенной обдуманностью, не выходя из форм и границ строжайшей необходимости и закономерности» [5, с. 84]. Сочетание творческой свободы и владение строгими основами вокального мастерства приводит к красоте, к тому, что художественный продукт становится прекрасным. Певец, способный ощутить и протранслировать внутреннюю свободу в условиях конкурсной борьбы, не нарушающий при этом эстетических музыкальных законов и норм, производит свежее, запоминающееся впечатление, что увеличивает его шансы на победу.

Жюри вокальных конкурсов, это, как правило, состоявшиеся известные эстрадные или джазовые певцы и (или) авторитетные преподаватели, обладающие набором регалий, так или иначе проявившие себя в данной области музыкального исполнительства. Конкурсанты демонстрируют свое мастерство на сцене, жюри в зале оценивает их выступление по определенной в положениях конкурса (либо в процессе договоренности между собой) оценочной шкале, как правило, от одного до десяти баллов, реже от одного до ста баллов. Но соревнуются не только участники конкурсных выступлений. В определенной мере агональность присутствует и в работе жюри. Члены жюри соревнуются между собой в способности профессионально, корректно формулировать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Сложные ситуации возникают в том случае, если в конкурсе принимают участие ученики самих членов жюри. Здесь возникает состязательный момент, чей ученик лучше. В таких случаях вердикт жюри не всегда бывает объективным. Хотя, при правильно сформированной политике обсуждения, преподаватели не включаются в обсуждение своих учеников, а вердикт выносят остальные члены жюри. Здесь может включиться скрытый момент состязательности и желание принизить потенциального соперника остальными членами жюри либо, напротив, из уважения к авторитету педагога, члены жюри могут прийти к необъективно высокой оценке для данного участника.

И все же, какой бы серьезной не была подготовка к конкурсу, с каким бы рвением не состязались участники, какими значимыми бы не были последствия его результатов, все-таки конкурс это всего лишь игра, это не вся жизнь, а всего

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

115

лишь ее отдельный эпизод. Й. Хейзинга [6] в концепции игры определяет ряд ее сущностных характеристик: свободу, специфику пространственно-временного континуума, порядок, отсутствие целеполагания, повторяемость, состязательность, напряженность, стремление к красоте. Состязательность - это часть игры, одна из ее составляющих, без которой игра невозможна. Поэтому к состязательности следует относиться как к необходимому условию игры, к необходимости, через которую возможно получить удовольствие, заряд от игры при любом ее исходе. Ведь цель игры не в получении главного приза, а в самом процессе игры. Исполнитель-вокалист должен стремиться к созданию полноценного художественного образа, используя полный арсенал своих технических, артистических, антропологических, эстетических, музыкальных возможностей. В конкурсном исполнении важен кураж, характер, эмоция, созданная солистом. Любое «художественное произведение имеет целью обнаружить какой-нибудь существенный характер и для этого употребляет совокупность собранных воедино частей, отношения которых художник комбинирует или видоизменяет по своему произволу» [7, с. 29].

Таким образом, континуум эстрадно-джазового вокального конкурса заполнен сложными, полифоническими агональ-ными психологическими переплетениями. Существовать в нем способны индивидуумы, обладающие определенными профессиональными и бойцовскими качествами, получающими удовлетворение от подобной системы существования. Агональность является важнейшим фактором формирования культурного поля, в частности эстрадно-джазового направления. Как отмечал Й. Хейзинга: «В процессе развития каждой цивилизации агональные функции и структуры уже в архаический период достигают своей

самой явной и по большей части самой прекрасной формы» [6, с. 87]. Соревновательность дает возможность субъекту искусства, исполнителю, расширять свои творческие возможности, расти, выходить за пределы зоны комфорта и таким образом стремиться к совершенству и достигать его в искусстве исполнения, приближаться к своей лучшей ипостаси артиста-вокалиста. Философско-антропологичес-кий смысл агональности состоит в совершенствовании мастерства, в развитии лучших качеств личности, в формировании ценностно-нормативного комплекса профессиональной деятельности.

1. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник. М., 1995. 383 с.

2. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э. Л., 1985. 320 с.

3. Калашникова Н. К. Агональные основы культуры донского казачества: дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д., 2005. 117 с.

4. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЭКСМО-пресс; Харьков: Фолио, 2002. С. 11-294.

5. Шеллинг В. Ф. Философия искусства / под общ. ред. М. Ф. Овсянникова; пер с нем. П. С. Попова. М.: Мысль, 1999. 608 с.

6. Хейзинга Й. Homo Ludens / пер. с нидерланд. В. Оши-са. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. 539 с.

7. Тэн И. Философия искусства / подгот. к изд., общ. ред. и послесл. А. М. Микиши. М.: Республика, 1996. 351 с.

© Новикова Е. Б., 2016

УДК 316.774

pr-дискурс в корпоративном ньюсмейкинге

В статье изучается ньюсмейкинг как инструмент Public Relations в информировании СМИ и групп общественности. Основным средством корпоративного ньюсмейкинга рассматривается PR-дискурс, который отражает корпоративную культуру и формирует благоприятный имидж организации.

Ключевые слова: PR-коммуникация, ньюсмейкинг, корпоративная культура, PR-дискурс, пресс-релиз, имидж.

O. B. WeQep O. V. Shefer

pr discourse in corporate newsmaking

The article studies newsmaking as the public relations tool for informing mass media and public groups. PR discourse is viewed as the major means of corporate newsmaking, it reflects corporate culture and promotes a positive image of an organization.

Keywords: PR communication, newsmaking, corporate culture, PR discourse, news release, image.

В условиях растущей конкуренции корпорации стараются различными средствами удержать своих клиентов. Одним из инструментов информирования, формирующего и поддерживающий положительный имидж организации, является коммуникативная технология Public Relations.

PR-коммуникация представляет собой единую систему управления информацией, способствующую развитию и поддержанию взаимоотношений между организацией и ок-

ружающей ее средой, а более конкретно - между организацией и различными группами общественности, распространяя информационные материалы для целенаправленного создания желаемого общественного мнения. Результативность PR-коммуникации определяется реакцией массового адресата, у которого формируется или корректируется отношение к источнику сообщения, в данном случае к корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.