ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ
УДК 332.133
Бавина К.В.1
агломерационные эффекты как основа возникновения кластера
Аннотация. В статье проведен анализ работ российских и зарубежных ученых, посвященных исследованию синтетического методологического подхода к оценке влияния агломерационных эффектов на формирование и функционирование кластеров в экономике региона. Сделан вывод о том, что формирование кластера напрямую зависит от действия агломерационных эффектов, возникающих на территории агломерации.
Ключевые слова: агломерационный эффект, локализация, урбанизация, кластер.
Bavina K.
agglomerative effects as a basis for the cluster emergence
Abstract. The paper analyses the works of the Russian and foreign scientists devoted to a research of synthetic methodological approach to assessment of influence of agglomerative effects on formation and functioning of clusters in region economy. The author comes to the conclusion that formation of a cluster directly depends on action of the agglomerative effects arising in the territory of agglomeration.
Keywords: agglomerative effect, localization, urbanization, clusters.
Сегодня полноценный анализ социально-экономических процессов, происходящих на урбанизированных территориях, как и планирование развития на основе этого анализа, уже не могут замыкаться в границах конкретных крупных городов. Постепенно агломерация перехватывает у города роль основной «учетной урбанистической единицы». Обеспечение экономического роста в регионе возможно за счет использования агломерационных эффектов (локализации производства и урбанизации). В свою очередь агломерационные эффекты выступают одним из ключевых условий для формирования и развития кластерных инициатив.
В современной научной литературе методология оценки влияния агломерационных эффектов на формирование и функционирование экономических кластеров слабо прорабо-
тана, практически отсутствуют исследования по взаимообусловленности эффектов локализации и урбанизации и их влиянию на развитие проблемных территорий, возможности разрешить комплекс накопленных территориальных проблем за счет усиления агломерационного эффекта и потенциала экономических кластеров.
Агломерационный эффект проявляется как концентрация производителей конечных товаров и услуг. Данный эффект влечет увеличение количества различных услуг, поддерживает большое число обслуживающих фирм, приводит к размещению значительного числа фирм - экспортеров в регионе и обеспечивает более высокую эффективность их деятельности. Взаимодействию и обмену новыми идеями и способами сокращения издержек производства способствует именно соседство промыш-
1 Бавина Кристина Викторовна, преподаватель кафедры экономики и антимонопольного регулирования, СевероКавказский институт-филиал РАНХиГС, Пятигорск
Kristina Bavina, Lecturer, Department of Economics and Antimonopoly Regulation, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk
ленных предприятий. Наличие конкуренции среди предприятий-поставщиков ресурсов для предприятий-производителей приводит к значительному снижению цен на товары и услуги, стимулирует рост их качества, заставляет использовать новые технологии, что, в результате, способствует повышению конкурентоспособности предприятия [1].
В результате действия агломерационного эффекта в регионе, возникает притяжение инвестиции, трудовых ресурсов, современных технологии, формируется благоприятная среда для привлечения факторов производства, вызывающих возникновение регионов-лидеров и конкурентоспособных экономических кластеров, и, как следствие, увеличение дифференциации уровня социально-экономического развития.
Многие исследователи, такие как Кругман, Скотт, Кетельс, Сторпер и др. считают, что именно А. Маршалл в работе «Принципы экономической теории» первым опытным путем доказал, что производительность фирм и результаты их деятельности напрямую зависят от их размещения и географической близости экономических агентов [2].
В дальнейшем данное направление развивалось в рамках теории промышленных районов. Наиболее известными примерами «новых промышленных районов» являются Силиконовая Долина Silicon Valley, кластер вблизи Сиэтла, the Third Italy и японские промышленные районы. Результат их деятельности проявляется в получении экономических выгод и положительных агломерационных эффектов от территориальной близости, а также тесного взаимодействия фирм [3]. То есть, можно говорить о том, что агломерационный эффект возникает в непосредственно сформированном кластере.
Основателем кластерной концепции считают американского экономиста М. Портера, который провел анализ различий в конкурентоспособности отдельных фирм и отраслей в разрезе региона. Он фактически ввел в науку термин «кластер» и провел его многостороннее исследование. Ученый пришел к выводу о том, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах одноотраслевые
предприятия обычно не бессистемно расположены по отдельным государствам, а имеют особенность концентрироваться в одной и той же стране, а иногда в одном и том же регионе. Отсюда можно предположить, что кластер формируется на территории с уже имеющимися агломерационными эффектами. Именно следствием процесса агломерирования, который проявляется в территориальной концентрации экономических объектов и производств, является возникновение агломерационного эффекта.
Так в эмпирических исследованиях Г. Эл-лисона и Э. Глейзера, Ф. Марелля и Б. Се-диллота, говорится о том, что факт наличия агломерации и соответственно присущих ей агломерационных эффектов свидетельствует о формировании кластера.
Таким образом, можно увидеть противоречие данных подходов. На наш взгляд возникновение кластера является ярким примером действия агломерационных эффектов.
В исследованиях Балдвина, Форслида, Мартина и др. говорится о том, что формирование агломерационного эффекта происходит в том случае, когда отдельные территории концентрируют факторы производства: технологии, трудовые ресурсы, инвестиции и т.д. [4]. Можно сказать, что такие регионы выигрывают в конкурентной борьбе за производственные факторы, отсюда следует, что соседние регионы проигрывают из-за недопоступления ресурсов. Такая ситуация увеличивает дифференциацию уровня социально-экономического развития регионов. При этом дифференциация, которая возникла вследствие действия агломерационного эффекта, зачастую имеет тенденцию усиливаться. Регионы-лидеры, в которых концентрируется производство, начинают ускоренно развиваться, растет промышленный центр, развитие деловой активности позволяет совершенствовать инфраструктуру, возникают и налаживаются новые связи, что привлекает больше предприятий и фирм в регион. Агломерационный эффект способствует возникновению в регионе конкурентоспособных кластеров, что также концентрирует экономику в данном регионе.
Внешняя экономия (агломерационные
эффекты), полученная совместно локализованными предприятиями, может расти при увеличении числа таких предприятий. Так, П. Кругман, говорит о том, что фирма, при размещении своего производства на территории с максимальным потенциалом рынка, в свою очередь, может увеличить рынок и для своих поставщиков. Возникает так называемый кумулятивный процесс, когда наличие одних отраслей увеличивает рыночный потенциал для других отраслей. Также очевидно, что скопление фирм в определенной отрасли, связанной с развитием специализированных инфраструктур, привлечением квалифицированной рабочей силы и поставщиков. Эти факторы способствуют внешней экономии и, следовательно, увеличению производительности и
I
Агломерация
Как отмечает Мак Кендрик, именно в кластере конкурирующие компании идут на сотрудничество, что положительно сказывается на конкурентоспособности агломерации.
Российская экономика характеризуется существенной дифференциацией экономического развития своих территорий: с одной стороны крупные города агломерации генерируют значительную экономическую активность, которая способствует их дальнейшему развитию, с другой стороны, существуют территории, которые не формируют значительных положительных эффектов и стагнируют в своём технологическом и информационном развитии. Инновационные преимущества от агломерации красткосрочны и нуждаются в постоянной поддержке. В данном случае
эффективности совместно локализованных фирм, которые в последствие могут образовать кластер.
То есть кластеры зачастую размещаются на территории агломерации и являются ее органическими элементами, и считаются ее полюсами или точками роста. Агломерационный эффект возникает за счет территориальной близости между участниками агломерации и упрощает доступ к рынкам капитала и труда, новым технологиям, информации из-за низких трансакционных и трансформационных издержек, а также способствует появлению доверительных отношений между предприятиями кластера. В подтверждение данного факта жизненный цикл кластера можно изобразить в следующем виде (Рисунок 1).
именно кластер помогает территории в привлечение инновационных технологий, так как конкуренция среди фирм внутри кластера позволяет не только исключить слабых участников, но и стимулирует всех участников к инновациям и кооперации.
Географическая близость предприятий, сочетание кооперации и конкуренции, наличие поставщиков специфических ресурсов, предприятий, поддерживающих и сопутствующих отраслей, а также эффективное взаимодействие участников помогают кластерам вырабатывать положительнее эффекты, которые способствуют росту эффективности предприятий, входящих в кластер и обеспечивают конкурентоспособность агломерации.
Кластеры, размещенные в региональном
Рисунок 1 — Жизненный цикл кластера
экономическом пространстве, становятся полюсами притяжения других кластеров или их предприятий, т. к. способствуют их развитию и эффективному использованию. Таким образом, роль точек или полюсов роста внутреннего рынка агломерации принадлежит кластерам. Полюс роста в регионе может быть определен как кластер (т. е. как комплекс развивающихся и расширяющихся предприятий), размещенный на высокоурбанизированной территории (агломерации) и осуществляющий дальнейшее развитие экономической деятельности в зоне своего влияния. Совокупность кластеров способствует глубокой технологической переработке исходного сырья и создает цепочку добавленной стоимости.
Кластеры оказывают значительное влияние на конкурентоспособность предприятий и территории, на которой они располагаются:
- посредством повышения производительности входящих в них фирм,
- способность к инновациям,
- посредством стимулирования бизне-
сов, поддерживающих инновации в расширяющихся границах кластеров [5].
Агломерация в силу своей природы и назначения не может решать проблемы обеспечения жизнедеятельности общества в целом. Данную проблему может решить создание кластера на территории агломерации, который способен повысить конкурентоспособность региональной экономики, а значит и уровень жизни населения данной территории. Формирование кластера на территории агломерации позволит использовать потенциал квалифицированных кадров в интересах регионального развития, привлечь новые компании по производству гражданской продукции, в том числе на высвобожденных площадях, ускорить инновационное развитие гражданского сектора региона за счет частичного применения технологий, реализованных в агломерации, увеличить налоговые поступления в региональный бюджет. Агломерация в данном случае выступает инновационно-сервисным центром трансляции опыта на периферийные территории.
библиографический список
1. Киселева Н.Н., Бавина К.В., Каратунов А.В. Методологические подходы к исследованию
природы агломерационных процессов // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-2. С.422-426.
2. Бабкин И.А., Бабкина Н.И. Этапы и показатели для оценки инновационного потенциала про-
мышленного кластера // Россия в глобальном мире. 2013. № 3 (26). С. 94-105.
3. Доржиева В.В., Чимитдоржиева Е.Ц. Перспективы развития зернового хозяйства Респуб-
лики Бурятия в условиях модернизации агропромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 11. С. 41-52.
4. Утюшева Л.Д. Оценка пространственной концентрации малых предприятий в экономике крупного города // Вестник ВолГУ Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/otsenka-prostranstvennoy-kontsentratsii-malyh-predpriyatiy-v-ekonomike-krupnogo-goroda
5. Трифонова И.В. Система классификаций кластера с учетом ключевых элементов постро-
ения пространственных агломераций // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf