Научная статья на тему 'Агломерации в экономике, их назначение и развити'

Агломерации в экономике, их назначение и развити Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1890
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / AGGLOMERATION EFFECT / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / УРОВЕНЬ ВЛОЖЕННОСТИ / LEVEL OF NESTING / МОНОГОРОДА / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ АГЛОМЕРАЦИИ / TERRITORIAL AND LABOUR AGGLOMERATION / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РОСТА / THE TERRITORY AHEAD GROWTH / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / TOWNS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожников Г.Н.

Социально-экономическое развитие территорий реализуется, как правило, в форме агломераций, в которых наиболее эффективно используются ресурсы, в том числе человеческий потенциал. Эту закономерность называют синергетическим или агломерационным эффектом. В статье предлагается классификация агломераций с применением в качестве основного критерия размера агломераций, а вспомогательного их назначения. Вместе с предложенным понятием уровня вложенности это позволит более полно использовать агломерационный эффект. В периоды бурного промышленного роста агломерации создавались на базе одного промышленного предприятия и населенного пункта для обеспечения предприятия рабочей силой. Такие агломерации, при расширении их до определенных размеров, получили наименование моногородов; их в России насчитывается 319 с населением около 14 млн. человек, и только в 71 из них ситуацию следует признать стабильной, в остальных она неустойчива. Неустойчивой ситуация становится из-за полного или частичного закрытия градообразующих предприятий. В статье предлагается ряд мер по стабилизации социально-экономической ситуации там, где она неустойчива, с целью повернуть процесс на траекторию роста. Для этого может потребоваться создание новых инновационных предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе для решения проблем импортозамещения. Населенные пункты, в которых новые предприятия строить нецелесообразно, необходимо связать с перспективными агломерациями скоростным транспортным сообщением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agglomerations in economics, their roles and development

Social and economic development of territories is usually realized in forms of agglomerations. In agglomerations resources are used more efficiently, including human potential. This regularity is called synergetic or agglomeration effect. The article offers a classification of agglomerations with an application as a main criterion of agglomeration’s size, and a secondary one its significance. Together with the offered notion of contribution level it will help to use agglomeration effect more efficiently. In the periods of rapid growth of industry agglomerations were created on the bases of one industrial enterprise and population aggregate for supplying with labor powers. These agglomerations with corresponding growth got the names of monotowns; there are 319 of them in Russia, with the population more than 14 million people; only 71 of them have stable situation. The unstable status comes because of full or partial closure of town-forming enterprises. The article offers a set of measures for socio-economic stabilization, in order to make the development process to growth. It requires a creation of new innovative enterprises of small and medium-sized businesses, including the enterprises for solution of import phase-out problems. The people aggregates with no perspectives should be connected with the perspective ones with high-speed transport.

Текст научной работы на тему «Агломерации в экономике, их назначение и развити»

Г.Н. Сапожников, канд. техн. наук, доцент, кафедра экономики, Уральский технический институт связи и информатики (филиал), Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Екатеринбург, Россия. sgn1941@rambler.ru

АГЛОМЕРАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Социально-экономическое развитие территорий реализуется, как правило, в форме агломераций, в которых наиболее эффективно используются ресурсы, в том числе человеческий потенциал. Эту закономерность называют синергетическим или агломерационным эффектом. В статье предлагается классификация агломераций с применением в качестве основного критерия размера агломераций, а вспомогательного — их назначения. Вместе с предложенным понятием уровня вложенности это позволит более полно использовать агломерационный эффект. В периоды бурного промышленного роста агломерации создавались на базе одного промышленного предприятия и населенного пункта для обеспечения предприятия рабочей силой. Такие агломерации, при расширении их до определенных размеров, получили наименование моногородов; их в России насчитывается 319 с населением около 14 млн. человек, и только в 71 из них ситуацию следует признать стабильной, в остальных она неустойчива. Неустойчивой ситуация становится из-за полного или частичного закрытия градообразующих предприятий. В статье предлагается ряд мер по стабилизации социально-экономической ситуации там, где она неустойчива, с целью повернуть процесс на траекторию роста. Для этого может потребоваться создание новых инновационных предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе для решения проблем импортозамещения. Населенные пункты, в которых новые предприятия строить нецелесообразно, необходимо связать с перспективными агломерациями скоростным транспортным сообщением.

Ключевые слова: агломерация, социально-экономическое развитие, агломерационный эффект, классификация, уровень вложенности, моногорода, инфраструктура, территориально-трудовые агломерации, территории опережающего роста, трудовая миграция, инвестиции.

Исторически сложилось так, что социально-экономическое развитие территорий локализуется в форме агломераций, когда поселение или группы поселений концентрируются вокруг некоего центра притяжения, который обеспечивает население средствами существования. При этом поселения связаны между собой не только по территориальному признаку, но и различными экономическими, социальными и культурными связями. В агломерациях повышается эффективность использования трудовых и материальных ресурсов. Этот эффект называют агломерационным. Его можно считать синергетическим, так как при инициировании одного процесса, активизируются и со-

путствующие. Он тем сильнее, чем больше размер агломерации. Кроме того, размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства на компактной территории экономит до 20% затрат на создание общих объектов производственной и социальной инфраструктуры, в среднем на 30% сокращает необходимую территорию для промышленного строительства1. В результате в агломерациях происходит повышение социально-экономического уровня жизни населения, что, в свою очередь, способствует дополнительному притоку туда людей и вовлечению в ее сферу близлежащих населенных пунктов. То есть сама агломерация уже становится центром притяжения.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Примером являются столицы многих государств. Самой большой агломерацией в мире в настоящее время считается агломерация «Большое Токио», которая насчитывает более 37 млн. человек2. : Однако, привлечение населения в большие города приводит к неравномерному развитию территорий — провинция из-за оттока наиболее активной части населения теряет свой потенциал. Поэтому необходимо стимулировать развитие агломераций «в глубинке».

Несмотря на установленный факт, что агломерационные процессы ускоряют социально-экономическое развитие территорий, в том числе повышают благосостояние населения, в настоящее время нет законодательно принятого или хотя бы общепризнанного понятия — агломерация3. Неопределенность в этом препятствует использованию агломерационного эффекта в полной мере. Чтобы конкретизировать это понятие, необходимо разработать классификацию агломераций.

Принципиальным является выбор классификационного признака. Наиболее обоснованным представляется классифицировать агломерации по размеру, так как агломерационный эффект в большой степени зависит именно от этого показателя. Агломерация может быть ограничена небольшим предприятием и соответствующим по численности жителей поселком, а может представлять группу предприятий с многотысячным штатом трудящихся (например, угольный бассейн), с крупными населенными пунктами и иметь влияние на социально-экономическое состояние крупного региона и даже всей страны, как, например Кузбасс. При 1

больших размерах агломерации могут иметь иерархическую структуру. Так, в «Большое Токио» входит 160 городов, то есть агломераций второго порядка. Очевидно, есть

В агломерациях повышается эффективность использования трудовых и материальных ресурсов. Самой большой агломерацией в мире в настоящее время считается агломерация «Большое Токио», которая насчитывает более 37 млн. человек.

Геометрическая форма агломераций сложилась исторически и зависит от ядра притяжения -для минерально-сырьевых она может соответствовать форме залегания месторождения, а если основой служит река или железнодорожная магистраль - она может быть вытянута вдоль нее.

агломерации и следующих уровней вложенности в нисходящем порядке. Таким образом, агломерации, кроме размеров, различаются уровнем, на котором они находятся в иерархической структуре. Дальнейший рост размеров приводит, в соответствии с законом диалектики о переходе количества в качество, к следующему качественному состоянию — к межагломерационной кооперации.

Другим признаком различия агломераций является их целевое предназначение.

Для производственных агломераций главная задача — производство определенной продукции. Но производство не единственно возможная цель.

Есть агломерации торговые, в том числе международной торговли, есть — для организации санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма и другие.

С целью образования «полюсов роста» или активизации международных экономических связей могут создаваться специальные опорные зоны развития, к ним следует отнести территории опережающего развития (ТОР), особые экономические зоны (ОЭЗ).

Агломерации могут быть многоядерными, то есть центр притяжения может быть не единственным. Агломерации, которые включают одно или группу взаимосвязанных предприятий и населенный пункт или = группу поселений, в которых проживают работники этих предприятий, называют промышленными. Если эти агломерации служат для разработки месторождений полезных ископаемых, их конкретизируют как минерально-сырьевые, а если в процесс входит и переработка добытого сырья, то их могут называть промышлен-но-сырьевыми. Если расположенные на небольшом расстоянии друг от друга агломерации оказываются тесно связанными

взаимными договорами и обязательствами, имеют общую транспортную сеть и другие общие элементы инфраструктуры, то формируется единая многоядерная агломерация. Многие крупные -города являются именно такими агломерациями.

Некоторые исследователи обращают внимание на форму агломераций. Геометрическая форма агломераций сложилась исторически и зависит от ядра притяжения — для минераль- = но-сырьевых она может соответствовать форме залегания месторождения, а если основой служит река или железнодорожная магистраль — она может быть вытянута вдоль нее и т. д. То есть форма не входит в число основных классифицирующих признаков. Результаты этих обобщений сведены в следующую таблицу.

Предлагаемая классификация фиксирует существующую ситуацию. Но агломерацию можно рассматривать не только в статике как объект, но и в динамике — как процесс. Развитие природы и общества носит объективный характер. Что касается

Если агломерация создана на невозобновляемых ресурсах, то при исчерпании их исчезает

ядро агломерации. В этом случае необходимо найти варианты дальнейшего существования и развития агломерации, а не ликвидировать ее.

социально-экономических систем, то вмешательства человека здесь не избежать, но необходимо направить его так, чтобы обеспечить развитие процесса в интере-- сах агломерации или структуры, в которую она входит, но не в собственных интересах юридических и физических лиц — участников процесса. Это особенно важно учитывать в условиях рыночной экономики, где, в отличие от плановой, велика роль субъективного фактора.

Принципиальное значение в данном случае имеет центр притяжения. Если агломерация создана на невозобновляемых ресурсах, то при исчерпании их исчезает ядро агломерации. В этом случае необходимо найти варианты дальнейшего существования и развития агломерации, а не ликвидировать ее. Выбор вариантов зависит от многих обстоятельств. Учитываются размер и значение агломерации для социально-экономического благополучия ее населения, муниципалитета, региона, а может быть, и всей страны. Если вес агломерации

Классификация агломераций

Назначение (цель создания) Категория (основная деятель ность) Число жителей населенного пункта (группы поселений, объединенных средствами инфраструктуры), тыс.чел. Мегаполисы Кооперация агломераций

До 10 10-100 100-500

Производство Промышленные + + +

Минерально-сырьевые + +

Сельскохозяйственные + +

Промысловые + +

Торговля Торговые + + +

Международной торговли + +

Лечение, отдых и туризм Санаторно-оздоровительные + +

Туризм + +

Социально-экономическое развитие территорий Широкий диапазон +

По индивидуальному плану +

Примечание. В «мегаполисы» могут входить все предшествующие категории как агломерации нижестоящего уровня, а в «кооперацию агломераций» — и «мегаполисы».

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

значителен, то участие в выработке предложений должны принимать не только руководители предприятий, но и власти муниципалитета, а также вышестоящие управленческие структуры4. Самоустранение местных властей от решения этих задач может вызвать социальные проблемы, которые порой приходится лично решать первым лицам государства.

Агломерации всегда возникали вокруг производственного ядра, который обеспечивал их жителям средства существования. Населенные пункты, сформировавшиеся на базе одного предприятия, как правило крупного, при достижении необходимой численности населения получают статус города, а агломерацию называют городской. Именно в этом случае говорят о моногороде, где благополучие населения всего города зависит от успешности работы одного предприятия. Такие предприятия должны быть на особом учете у руководства региона, а при больших размерах — и страны.

Такие моногорода в большом количестве сформировались в промышленных районах с длительным сроком развития. Становление их как центров локализации социально-экономического развития территорий протекает относительно благополучно, пока сохраняется ядро притяжения. Но если центром притяжения является месторождение полезных ископаемых, то есть невозоб-новляемый ресурс, то с отработкой запасов месторождения исчезает и центр притяже-

ния. Полезные ископаемые — не единственный тип ядра, притяжение которого может ослабеть или совсем прекратиться.

Эффективность центров притяжения снижается, когда предприятие, являющееся таким центром, по каким-либо причинам сокращает выпуск продукции (например, из-за падения спроса на рынке). Крайний случай в такой ситуации — банкротство и закрытие предприятия. Если предприятие крупное и его закрытие ухудшает материальное благополучие большого числа жителей, появляются очаги социальной напряженности и возникают так называемые депрессивные территории.

В этой связи стоит рассмотреть обоснованность применения статьи 65 п. 1 Гражданского кодекса РФ о том, что «признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию», так как здесь признаются более важными интересы кредиторов, а не работников предприятия должника. Изменение этой статьи сняло бы в ряде случаев негативные социальные последствия закрытия предприятий5. По словам председателя правительства России Д.А. Медведева на совещании в Иркутске в июле 2015 года, из имеющихся в стране 319 моногородов, в которых проживает около 14 миллионов человек, только в 71 из них ситуация стабильная, в остальных она неустойчива — то есть обширные территории попадают в категорию «неустойчивых».

В такой ситуации необходимы специальные меры. Решения нашего правительства выделить на ближайшие три года для стабилизации ситуации 25 миллиардов рублей инвестиций, явно недостаточно. О требуемых суммах таких затрат свидетельствует опыт Европейского союза, где проблема кризисных территорий тоже давно существует. Так, с 1975 года ЕС создает специальные фонды в размере более 20 млрд. евро в год, для снижения социально-экономических диспропорций в ЕС в целом, чтобы поддерживать кризисные территории (депрессивные и слаборазвитые)6.

Одной из мер решения социальных проблем моногородов и в целом кризисных территорий является развитие так называемых территориально--трудовых агломераций. Для этого сохраняют одно из более перспективных ядер агломерации или создают новый центр притяжения (достаточно крупное предприятие) и обеспечивают транспортными коммуникациями населенные пункты прилегающей территории.

В нынешнее время расширяются возможности создания новых предприятий для решения разнообразных задач импор-тозамещения, разработаны методы, позволяющие рассчитать рентабельность продукции будущей агломерации7. Однако такие задачи, как создание новой агломерации в старопромышленном районе, возникают редко. Например, за последние годы в Свердловской области принята в эксплуатацию шахта Черемуховская Глубокая, которая вступила в строй в 2015 году. Однако методика для обоснования создания новых агломераций вполне может использоваться в оценке рентабельности при доработке месторождений.

По результатам исследований института экономики УрО РАН перспективы развития каждой территориально-трудовой агломерации во многом определяются ее местоположением и потенциалом составляющих ее муниципальных образований8. Степень локализации муниципальных рынков тру-

да основывается в первую очередь на учете существующих реальных ограничений, связанных с состоянием транспортной инфраструктуры в исследуемом регионе, а также транспортными пассажирскими тарифами и численностью населения в рассматриваемых населенных пунктах. Эти критерии используются при формировании территориально-трудовых кластеров.

Приведенные результаты исследования, ограничивающие размеры агломераций, исходят из существующих на сегодня в регионе транспортных возможностей. Технический прогресс вносит свои коррективы в установление размеров агломераций, поскольку их границы определяются не расстоянием в километрах, а временем проезда трудовых мигрантов - жителей этих поселений - до места работы. Территория агломерации расширяется с совершенствованием скоростных возможностей транспорта. Как свидетельствует опыт развитых стран мира, скорость поездов в 200-300 км/час становится обыденной.

Например, в Италии, которая освоила скоростные поезда одной из первых, считается нормальным ездить на работу из Неаполя за 210 км в Рим, так как эта поездка занимает 70 минут. Существуют планы по развитию этого вида транспорта: в скором времени продолжительность поездки на этом участке предполагается сократить до 40 минут. Использование таких поездов решило бы многие проблемы «моногородов».

По информации СМИ, в Свердловской области уже приобретаются электропоезда со скоростью до 160 км в час, что расширит границы территориально-трудовых агломераций и избавит жителей, попавших в зону действия скоростных поездов, от вахтового метода работы.

Таким образом, выбор в качестве классификационных критериев размеров и назначения позволил разработать классификацию агломераций. Состояние и перспективы их развития ока-

Технический прогресс вносит свои коррективы в установление размеров агломераций, поскольку их границы определяются не расстоянием в километрах, а временем проезда жителей этих поселений до места работы. Территория агломерации расширяется с совершенствованием скоростных возможностей транспорта.

зывают существенное влияние на социально-экономическое положение территорий. Особого внимания и поддержки существования требуют моногорода — при сокращении или полном прекращении производства на их градообразующих предприятиях. Задача заключается в том, чтобы активно задействовать весь доступный арсенал средств для поддержания существующих или создания новых градообразующих предприятий, для создания необходимой транспортной инфраструктуры, чтобы охватить население территориально-трудовыми агломерациями. В предложенной классификации территориально-трудовые агломерации не выделены — они соответствуют имеющимся категориям по основной деятельности (промышленные, сельскохозяйственные и прочие).

В качестве мер поддержки предлагается расширять применение скоростного транспорта для включения отдаленных населенных пунктов в зону действия перспективных агломераций, чтобы повысить в них уровень занятости населения; использовать для развития собственного производства нынешнюю ситуацию, требующую импор-тозамещения из-за «западных» санкций. Необходимо также соответственно изменить существующее законодательство, чтобы банкротство предприятий не усугубляло социальные проблемы, -'jjjj

Литература

1. Агломерации России / ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://

ru.wikipedia.org/wiki/Агромерация России (дата обращения 18.08.2014).

2. Агломерация Большое Токио [Электронный ресурс]. URL: http://vevivi.ru>best/Tokio-samyi-bolshoi-gorod-mira... (дата обращение 19.07.2015).

3. Оленина Е. Агломерации на птичьих правах // Вестник: Строительство, архитектура, инфраструктура. 2015. № 3(июнь). С. 48-49.

4. Минеральные ресурсы — как фактор акселерации регионального развития: методический инструментарий. Коллективная монография / под ред. д-ра экон. наук Шеломенцева А.Г. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. 2013. 165 с.

5. Сапожников Г.Н., Кезик В.Н., Данченко О.Л. Совершенствование законодательства — условие предотвращения разорения предприятий через банкротство / В сб. «Инновационность и технологиза-ция в современной России: опыт, проблемы, перспективы». М.: Центр прикладных научных исследований. 2010. С. 218—223.

6. Регулирование городских агломераций в странах Европы (аналитический материал) [Электронный ресурс]. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povest-ka/evolution/irkutsk/b2_reg_aglomer/ (дата обращения 19.07.2015).

7. Ван Ван Е. Основные принципы формирования минерально-сырьевых агломераций Дальнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.giab-online.ru/files/Data/2011/1 /VanVanE_1_2011 .pdf (дата обращения 19.07.2015).

8. Пространственная организация социально-трудовых систем: генезис и проблемы развития. Коллективная монография / под ред. д-ра экон. наук О.А. Козловой. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. 2010. 206 с.

AGGLOMERATIONS IN ECONOMICS, THEIR ROLES AND DEVELOPMENT

G.N. Sapojnikov, Candidate of Technical Sciences, Docent, The department of Economics, Ural Technical Institute of Communications and Informatics (branch), Siberian State University of Telecommunications and Information Sciences Yekaterinburg, Russia, sgn1941@rambler.ru

Social and economic development of territories is usually realized in forms of agglomerations. In agglomerations resources are used more efficiently, including human potential. This regularity is called synergetic or agglomeration effect. The article offers a classification of agglomerations with an application as a main criterion of agglomeration's size, and a secondary one — its significance. Together with the offered notion of contribution level it will help to use agglomeration effect more efficiently. In the periods of rapid growth of industry agglomerations were created on the bases of one industrial enterprise and population aggregate for supplying with labor powers. These agglomerations with corresponding growth got the names of monotowns; there are 319 of them in Russia, with the population more than 14 million people; only 71 of them have stable situation. The unstable status comes because of full or partial closure of town-forming enterprises. The article offers a set

\ ÄÜSSSSiä ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

of measures for socio-economic stabilization, in order to make the development process to growth. It requires a creation of new innovative enterprises of small and medium-sized businesses, including the enterprises for solution of import phase-out problems. The people aggregates with no perspectives should be connected with the perspective ones with high-speed transport.

Key words: agglomeration, socio-economic development, agglomeration effect, classification, level of nesting, towns, infrastructure, territorial and labour agglomeration, the territory ahead growth, labour migration, investments.

References

1. Aglomeratsii Rossii. Vikipedila. Svobodnaia entsiklopediia. [Agglomeration of Russia. Wikipedia. The free encyclopedia]. Available at: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Agromeratsiia Rossii (accessed 18.08.2014)

2. Aglomeratsiia Bol'shoe Tokio [The Great Agglomeration Of Tokyo]. Available at: http:// vevivi.ru>best/Tokio-samyi-bolshoi-gorod-mira.. .(accessed 19.07.2015).

3. Olenina E. Aglomeratsii na ptich'ikh pravakh [Agglomeration escrow]. Vestnik: Stroitel'stvo, arkhitektura, infrastruktura — Bulletin: Construction, architecture, infrastructure, 2015, no. 3, pp. 48—49.

4. Mineral'nye resursy — kak faktor akseleratsii regional'nogo razvitiia: metodicheskii instrumentarii: kolekt. monografiia / pod red. d.e.n. Shelomentseva A.G. [Mineral resources as a factor of acceleration of regional development: methodological tools. Collect. monograph. Ed. by A.G. Shelomentseva]. Ekaterinburg, IE UrO RAN Publ., 2013. 165 p.

5. Sapozhnikov G.N., Kezik V.N., Danchenko O.L. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva — uslovie predotvrashcheniia razoreniia predpriiatii cherez bankrotstvo [Improving legislation — the prevention of bankruptcy of enterprises through bankruptcy].

Innovatsionnost' i tekhnologizatsiia v sovremennoi Rossii: opyt, problemy, perspektivy: sb. nauch. Statei [Innovation and technology in modern Russia: experience, problems, prospects: collection of scientific papers. articles]. Moscow, Tsentr prikladnykh nauchnykh issledovanii Publ., 2010, pp. 218-223.

6. Regulirovanie gorodskikh aglomeratsii v stranakh Evropy (analiticheskii material) [Regulation of urban agglomerations in Europe (commentary)]. Available at: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/ irkutsk/b2_reg_aglomer/ (accessed 19.07.2015).

7. Van Van E. Osnovnye printsipy formirovaniia mineral'no-syr'evykh aglomeratsii Dal'nego Vostoka [Main principles of formation of mineral agglomerations of the Far East]. Available at: http://www.giab-online. ru/files/Data/2011 /1 /VanVanE_1_2011 .pdf (accessed 19.07.2015).

8. Prostranstvennaia organizatsiia sotsial'no-trudovykh sistem: genezis i problemy razvitiia. Kollektivnaia monografiia / Pod red. d.e.n. O.A. Kozlovoi [The spatial organization of social and labor systems: Genesis and development issues. Collective monograph. Ed. by O.A. Kozlova]. Ekaterinburg, IE UrO RAN Publ., 2010. 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.