Научная статья на тему '«АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВОЕНКОМАТОВ: СИНТЕЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ АРМИИ»'

«АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВОЕНКОМАТОВ: СИНТЕЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ АРМИИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ АРМИИ / ИМИДЖ АРМИИ / ИМИДЖ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ / АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ ВОЕНКОМАТА / ВОЕННЫЙ ЛОЗУНГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юрченко Роман Александрович, Фесенко Ольга Петровна

Актуальность работы обусловлена вниманием общественности и командования Вооруженных сил Российской Федерации к формированию положительного образа армии России в языковом сознании граждан. Цель исследования - выявить особенности структуры и содержания плакатов военкоматов с позиции продуктивности влияния на положительный имидж армии. В процессе исследования было проанализировано 60 рекламных плакатов. Все они направлены на поиск новых военнослужащих (контрактников и срочников). В тексте плакатов гармонично сочетаются материальные блага, предлагаемые в открытой форме, и комплекс личностных качеств, которыми будет обладать тот, кто выберет воинскую службу. Последние предлагаются как в открытых формулировках, так и в форме провокаций. В целом плакаты отвечают требованиям рекламного жанра и направлены на формирование положительного образа армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGANDA POSTERS OF MILITARY ENLISTMENT OFFICES: SYNTHESIS OF SPIRITUAL, MORAL AND MATERIAL ASPECTS IN THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE RUSSIAN ARMY

The relevance of the work is driven by the attention of the public and the command of the Armed Forces of the Russian Federation to the formation of a positive image of the Russian army in the linguistic consciousness of citizens. The purpose of the study is to identify the features of the structure and content of posters of military enlistment offices from the position of productivity of influence on the positive image of the army. In the course of the study, 60 advertising posters were analyzed. All of them are aimed at finding new military personnel (contractors and conscripts). The text of the posters harmoniously combines the material benefits offered in an open form and a set of personal qualities that will be possessed by the one who chooses military service. The latter are offered both in open formulations and in the form of provocations. In general, the posters meet the requirements of the advertising genre and are aimed at forming a positive image of the army.

Текст научной работы на тему ««АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВОЕНКОМАТОВ: СИНТЕЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ АРМИИ»»

АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ВОЕНКОМАТОВ: СИНТЕЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ АРМИИ

Юрченко Роман Александрович,

студент Омского автобронетанкового инженерного института

Фесенко Ольга Петровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Омского автобронетанкового инженерного института,

г. Омск, Россия

Аннотация. Актуальность работы обусловлена вниманием общественности и командования Вооруженных сил Российской Федерации к формированию положительного образа армии России в языковом сознании граждан. Цель исследования - выявить особенности структуры и содержания плакатов военкоматов с позиции продуктивности влияния на положительный имидж армии. В процессе исследования было проанализировано 60 рекламных плакатов. Все они направлены на поиск новых военнослужащих (контрактников и срочников). В тексте плакатов гармонично сочетаются материальные блага, предлагаемые в открытой форме, и комплекс личностных качеств, которыми будет обладать тот, кто выберет воинскую службу. Последние предлагаются как в открытых формулировках, так и в форме провокаций. В целом плакаты отвечают требованиям рекламного жанра и направлены на формирование положительного образа армии. Ключевые слова: образ армии, имидж армии, имидж Вооруженных сил, агитационный плакат военкомата, военный лозунг.

PROPAGANDA POSTERS OF MILITARY ENLISTMENT OFFICES: SYNTHESIS OF SPIRITUAL, MORAL AND MATERIAL ASPECTS IN THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE RUSSIAN ARMY

Yurchenko Roman Alexandrovich,

student of the Omsk Auto-Armored Engineering Institute

Fesenko Olga Petrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of the Russian Language Omsk Auto-Armored Engineering Institute,

Omsk, Russia

Abstract.The relevance of the work is driven by the attention of the public and the command of the Armed Forces of the Russian Federation to the formation of a positive image of the Russian army in the linguistic consciousness of citizens. The purpose of the study is to identify the features of the structure and content of posters of military enlistment offices from the position of productivity of influence on the positive image of the army. In the course of the study, 60 advertising posters were analyzed. All of them are aimed at finding new military personnel (contractors and conscripts). The text of the posters harmoniously combines the material benefits offered in an open form and a set of personal qualities that will be possessed by the one who chooses military service. The latter are offered both in open formulations and in the form of provocations. In general, the posters meet the requirements of the advertising genre and are aimed at forming a positive image of the army. Keywords: image of the army, image of the army, image of the armed forces, propaganda poster of the military enlistment office, military slogan.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Юрченко Роман Александрович, Фесенко Ольга Петровна «Агитационные плакаты военкоматов: синтез духовно-нравственного и материального в формировании образа Российской армии»

настоящее время очень тяжело представить человека без Интернета. Интернет кардинально изменил нашу жизнь. В каком-то смысле облегчил ее, в каком-то усложнил. К примеру, еще какие-то лет 10 назад сложно было представить студента, который бы не посещал регулярно библиотеку для подготовки к занятиям. Вся информация находилась на книжных носителях, и, соответственно, чтобы до нее добраться, необходимо было все-таки посетить библиотеку. Сейчас же, напротив, вся необходимая информация имеется в Интернете. С одной стороны, нет ничего легче, чем «загуглить», сидя дома на диване. Разве неудобно? Этими плюсами Интернета (доступностью, простотой размещения и поиска информации) пользуются и те, кто стремится оказать свое воздействие на читателей Сети. И военкоматы в этом случае не являются исключением, выкладывая в Интернете рекламные плакаты, посвященные возможностям военной службы. Все это определяет актуальность нашего исследования, цель которого - проанализировать особенности плаката военкоматов как жанра рекламного текста (на примере плакатов, размещенных в Интернете). Объект исследования - рекламный плакат военкоматов. Предмет исследования - структурные и содержательные особенности военного рекламного плаката. Материалом исследования стали 60 плакатов, извлеченных методом сплошной выборки из различных интернет-источников.

Под рекламным плакатом в нашей работе понимается электронная разновидность цветной печатной рекламы, одностороннее издание большого формата, посвященное каким-либо товарам, продуктам, услугам [2]. Плакат - это мощное средство воспитательного воздействия. Поскольку в современной России активно идет работа по формированию положительного образа Вооруженных сил [1], то плакат военкомата в этом аспекте может оказаться весьма продуктивным. Он воздействует на читателя с помощью текста и визуального ряда (картинки или фотографии) [3, с. 791], а значит, его влияние на читателя усиливается. Качество отбора информации и изображения будут определять специфику формирования образа армии России в глазах граждан нашей страны. В этом отношении проведенный нами анализ может оказаться весьма показательным.

В журналистике и маркетинге выделяют несколько видов рекламных плакатов: информационно-рекламные, социальные, агитационные, спортивные, музыкальные, театральные и киноафиши. В нашем материале обнаруживаются только два типа плакатов: информационно-рекламные и агитационные. Рассмотрим более подробно эти два вида плакатов.

Информационно-рекламные и агитационные плакаты военкоматов обладают следующими общими чертами:

1. Плакаты направлены на формирование желания у молодых людей поступить в ряды Вооруженных сил Российской Федерации.

2. Большая часть плакатов сопровождается логотипом «звезда» и надписью «армия России», а также гербами России и субъектов Федерации, где создан плакат, изображением флагов сухопутных войск, воздушно-десантных войск и флага военно-воздушных сил.

3. На плакатах используются фотографии военнослужащих (чаще мужчин), боевой техники (танков, самолетов, военных кораблей, вертолетов), изображения воинских частей (зданий казармы, учебных классов).

Остальные особенности, обнаруживающиеся на плакатах, как раз и делят их на

В

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

две разновидности. Главные отличия связаны с характером и объемом размещаемой на плакате текстовой информации.

Информационно-рекламные плакаты имеют развернутую текстовую часть различного содержания:

- приглашение поступить на военную службу (по контракту или срочную);

- требования к будущему военнослужащему (личное желание, ответственность и дисциплинированность, возраст от 18 до 40 лет, образование от 9 классов, отсутствие проблем с законом, физическое здоровье и т.д.);

- информация, позволяющая связаться с военкоматом в случае принятия решения служить (сайт Министерства обороны РФ, адреса и телефоны военкоматов); часть плакатов содержит ОК-коды сайтов МО РФ и военкоматов;

- перечень бонусов, которые получит гражданин, поступив на военную службу: это социальные блага и гарантии, к которым относятся новая профессия, размер денежного довольствия, дополнительные компенсационные выплаты, полное социальное обеспечение, отпуск от 30 суток, выбор места службы, ранний выход на пенсию, льготная пенсия, стабильное и надежное будущее, жилищное обеспечение, бесплатная медицина и страховка, карьерный рост, возможность получить образование, достойный уровень жизни, бесплатный проезд к месту проведения отпуска и пр. (см. рис. 1). _

ПОЛУЧИЛ ВЫСШЕЕ ИЛИ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?!

ЗАСЛУЖИВАЕШЬ ПРАВО ПОСТУПИТЬ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГО КОНТРАКТУ!

ВЫСОКОЕ ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПОЛУЧИ ОТВЕТЫ НА ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВОПРОСЫ г. Казань, ул. Аэропортоаская, 1 СОТ, 8(999) 169-66-94 тел. 8 (643) 221-44-52 М!р»:/7vk.com/mlllta гу_$егу|с е_кгп

Рис. 1. Пример информационно-рекламного плаката Агитационный плакат менее содержателен. На нем периодически встречается информация о различных социальных льготах, но она ограничена по объему. Главный компонент агитационного плаката - это военный лозунг. Военный лозунг -особый речевой жанр военной риторики, краткий, декларативный, имеющий назначение призывать к чему-либо [2, с. 100]. В военном лозунге отражаются базовые культурные ценности, свойственные военным, поэтому можно говорить о том, что в агитационном плакате социальные бонусы заменяются на пропаганду личностных качеств, которыми будет обладать будущий (потенциальный) военнослужащий: высокий уровень профессионализма («Стань профессионалом!»), «крутизна» («Крут, как рекрут!»), настоящий мужчина («Военная служба по контракту - выбор настоящих мужчин!»), способность сделать самостоятельный вы-

№ 1 (12), 2022

Юрченко Роман Александрович, Фесенко Ольга Петровна «Агитационные плакаты военкоматов: синтез духовно-нравственного и материального в формировании образа Российской армии»

бор («Военная служба по контракту - твой выбор!»), самореализация, высокий социальный статус.

Качества эти предлагаются в виде прямых утверждений, но чаще - как форма провокации: «Ты молод? Силен? Отважен? Считаешь, что рожден для великих свершений? Тогда это работа для тебя!», «Хочешь стать профессионалом? Приходи к нам! Превосходство во всем!» (см. рис. 2).

Рис. 2. Пример агитационного плаката В целом, плакаты военкоматов, размещенные в Интернете, с одной стороны -соответствуют всем требованиям рекламного жанра плаката, с другой - оказывают влияние на формирование положительного образа армии в глазах граждан России. Влияние это обусловлено зрительным рядом, бонусами социальными и личностными, представленными в текстах плакатов, а также частотностью воспроизведения и широтой распространения, которые обусловлены возможностью Всемирной сети.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мурашова О.В., Соловьева С.А. Военный лозунг как жанр военной риторики // Череповецкие научные чтения-2013. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2014. -С. 100-103.

2. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. - М.: Гелла-принт. Стефанов С.И., 2004. URL: https://advertising_polygraphy/academic.ru /2420/%D0%A0%D0%B 5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BB% D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82.

3. Fesenko O.P., Lauhina S.S., Konovalenko I.I., Nekrasova T.V., Dombrovskaya I.I. Professional concept sphere among cadets of military higher education institution // The European Proceedings of Socialand Behavioural Sciences: International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» dedicated to the 80th anniversary of Turkayev H.V. Dates: 27 - 29 February, 2020. Published by European Publisher ISSN: 2357-1330 (electronic) Volume 92 - SCTMG 2020, Pages 791-799.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.