Научная статья на тему 'AGILE-МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДАМИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТЧИКОВ В ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ)'

AGILE-МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДАМИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТЧИКОВ В ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Agile-методология / гибкие методологии / управление проектами / игровая индустрия / разработка игр / разработка программного обеспечения / Agile-methodology / flexible methodologies / project management / gaming industry / game development / software development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.А. Жигулев

В статье проводится анализ особенностей применения Agile-методологии управления командами разработчиков в игровой индустрии. Раскрываются принципы и основные положения гибкой методологии управления проектами и её ключевое отличие от традиционных подходов. Выделяются ограничения гибкой методологии управления проектами. Устанавливаются и конкретизируются ценности Agile-управления командой разработчиков в игровой индустрии. По итогам исследования делаются выводы об особенностях управления командами разработчиков в игровой индустрии на основе гибких методологий проектного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGILE METHODOLOGY FOR TEAM MANAGEMENT (BASED ON THE EXAMPLE OF DEVELOPERS IN THE GAMING INDUSTRY)

The article analyzes the features of using Agile methodology for managing development teams in the gaming industry. The principles and basic provisions of flexible project management methodology and its key difference from traditional approaches are revealed. The limitations of flexible project management methodology are highlighted. The values of Agile development team management in the gaming industry are established and specified. Based on the results of the study, conclusions are drawn about the features of managing development teams in the gaming industry based on flexible project management methodologies.

Текст научной работы на тему «AGILE-МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДАМИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТЧИКОВ В ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ)»

ЛОХЬЕ-МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДАМИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТЧИКОВ В ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ)

П.А. Жигулев, менеджер по продукту ООО «Иви» (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-68-72

Аннотация. В статье проводится анализ особенностей применения Agile-методологии управления командами разработчиков в игровой индустрии. Раскрываются принципы и основные положения гибкой методологии управления проектами и её ключевое отличие от традиционных подходов. Выделяются ограничения гибкой методологии управления проектами. Устанавливаются и конкретизируются ценности Agile-управления командой разработчиков в игровой индустрии. По итогам исследования делаются выводы об особенностях управления командами разработчиков в игровой индустрии на основе гибких методологий проектного управления.

Ключевые слова: Agile-методология, гибкие методологии, управление проектами, игровая индустрия, разработка игр, разработка программного обеспечения.

Проектное управление на протяжении последних лет приобретает все большую прикладную ценность в российских компаниях, чья деятельность связана с разработкой программных приложений, веб-платформ и игр, поскольку предоставляет значимые и эффективные инструменты управления ресурсами компании. В вопросах организации проектного управления наибольшее внимание отводится методологиям проектного управления, которые принято разделять на гибкие и традиционные методологии. Ключевое отличие в этих подходах сопряжено с характером организации управленческих процессов -традиционные подходы предполагают четкую регламентацию и фокус на процессе, документации, тогда как гибкие, напротив, становятся инструментом достижения результата, без четкой регламентации и внимания к документационному обеспечению. Концептуальное различие гибких и традиционных методологий управления связано и с их применимостью в различных сферах деятельности. Как показывает практика автора настоящего исследования, в вопросах организации работы проектной команды разработчиков в игровой индустрии, особую ценность приобретают именно гибкие (Agile) методологии управления.

Актуальность исследования Agile-методологий управления командами в иг-

ровой индустрии обусловлена тем, что на практике возникают острые противоречия между необходимостью применения А§Пе-методологий управления и заданной эффективностью этих процессов. От понимания того, каким образом осуществляется реализация гибкого управления командой разработчиков игр напрямую зависит то, каких результатов достигнет компания и сможет ли успешно реализовать конкретный проект. В результате, возникает необходимость раскрытия особенностей и подходов к регулированию деятельности команды разработчиков таким образом, чтобы в примерно установленные сроки и с учетом имеющихся ресурсов достичь максимального по качеству (удовлетворяющего заказчика) результатов.

Цель исследования - охарактеризовать особенности гибких методологий управления командами разработчиков в игровой индустрии.

Задача применения гибких методологий проектного управления возникает тогда, когда команда демонстрирует снижение общей эффективности достижения поставленных целей проектной деятельности, а также в тех случаях, когда отсутствует четкое понимание результата, который формируется непосредственно в процессе организованной проектной работы. Традиционные методологии эффективны в типо-

вых задачах, жестких по срокам, условиям и этапам проектах; гибкие методологии, напротив, более значимы в творчески-ориентированных задачах, к числу кото-

рых в том числе можно отнести и процесс разработки игровых приложений. Ключевые ценности гибких методологий представлены на рисунке 1

Рис. 1. Ценности гибких методологий управления проектами

Как замечают В.П. Масловский и А.А. Озерова, применение гибких методологий управления проектами связано с созданием полноценно функционирующего продукта, который в полной мере будет соответствовать запросам и требованиям конкретного потребителя, отражать весь спектр существующих потребностей. Авторы считают, что Л§Пе-методологии имеют инновационную направленность, вместе с тем, требуют от команды высокого уровня коллективной ответственности, вовлеченности, соблюдения бизнес-культуры [1]. Соглашаясь с позицией авторов, отметим, что ряд требований выдвигается и к заказчикам - будущим потребителям продукта, поскольку Л§Пе-проекты связаны с рядом ограничений:

Во-первых, отсутствием четкого видения результата и его формированием в «процессе», с отслеживанием динамики и тенденций рынка, актуальных трендов, таким образом, чтобы продукт был востребованным в моменты его выхода. Подобное противопоставляется традиционному прогнозированию и планированию.

Во-вторых, отсутствие точного понимания необходимых бюджетов на подготовку продукта - бюджеты устанавливаются, как правило, в рамочной форме «от» и «до», с четким ограничением. Вместе с тем, все решения принимаются с пониманием их

влияния на стоимость разработки продукта.

В-третьих, у проектов, которые реализуются по гибкой методологии, отсутствуют четкие сроки, т.к. новые тенденции способны определить необходимость переориентации на новое состояние рынков и качество подготавливаемого продукта, функционал. В следствие данного фактора, сроки проекта способны расширяться, с учетом объективной потребности в этом.

Любой заказчик, ориентирующийся на проекты, подготовленные по гибкой методологии, принимает вышеизложенные ограничения, которые, по своей сути, становятся метрикой-критерием отсеивания заказчиков. Вместе с тем, за счет вышеизложенного, у заказчика появляется возможность предлагать новые идеи, включаться в процесс разработки, отслеживать текущее состояние исполнения процессов и т. п.

О названных ограничениях и требованиях к заказчику пишут и Л.Н. Борисоглебская и Е.И. Шикова, отмечая, что масштабные преобразования и высокий динамизм средовых условий делают Agile-методологии самыми востребованными в проектном управлении [2].

В исследовании А.М. Колесникова, А.С. Будагова и К.Ю. Мухина выделяется, что гибкие методологии управления высоко адаптированы именно к сфере про-

граммной разработки (разработка программных продуктов и программного обеспечения). Авторы выделяют, что в 2018 году гибкие методологии применялись в 23% команд. Вместе с тем, в исследовании уточняется, что ключевые ценности, на которые ориентируются такие команды, связываются с повышенным уровнем гибкости, высокой производительностью труда, предельно высоким уровнем прозрачности исполнения бизнес-процессов и операций, высоким качеством результата и его соответствия ожиданиям заказчика, и др. [3]. О.Л. Чуланова верно замечает, что в зависимости от конкретизированной конфигурации рассматриваемой Agile-методологии и ценностей в её структуре напрямую зависит характер взаимодействия внутри коллектива разработчиков. Приводя в пример Agile Manifesto, как одну из разновидностей гибких методологий управления, автор подчеркивает, что она позволяет сформировать особые ориентиры в управлении человеческими ресурсами, с фокусом на либерально-демократические ценности и эффективность труда [4].

Так, отметим, что Agile-методологии становятся значимыми как в контексте управления проектами и их результатами, так и управления командой, причем последней уделяется наибольшая роль в структуре гибких подходов к управлению. В частности, гибкое управление способствует созданию условий прозрачного взаимодействия между сотрудниками, честности, сокращает административно-управленческие и коммуникационные барьеры, стимулирует открытую работу не только внутри коллектива, но и с внешними участниками процессов, вовлечение в разработку представителей со стороны заказчика. С точки зрения игровой индустрии, подобные условия создают эффективный сотворческий процесс, в котором конечным продуктом становится компьютерная игра, соответствующая потребностям аудитории (заказчика), отражающая актуальные тенденции и запросы со стороны пользователей.

Как правило, эффективность гибких методологий управления в организации деятельности команд разработчиков определяются также размерностью команд. Данный факт подчеркивается и в работе В.С. Теслюка и А.Ю. Шаманина, которые выделяют, что очень малые рабочие команды в проекте демонстрируют большую приверженность единым ценностям и целям, как итог, обладая большей готовностью эффективно работать при гибком и либеральном управлении [5].

Соглашаясь с позицией вышеприведенных авторов, выделим наибольшие ценности Agile-управления командой разработчиков в игровой индустрии:

- динамичное состояние прорабатываемого продукта с ориентиром на создание соответствующего рынку проекта при согласовании сторон, открытой коммуникации между сотрудниками;

- ценность прозрачности действий и открытость процессов разработки, без нанесения ущерба самому проекту и его результатам (коммерческая тайна проекта сохраняется, формируется баланс между открытостью и интригой проекта);

- включение заказчиков (потребителей) в отдельные процессы проектного управления, например, проведение исследований потребностей в продукте, спрос на конкретные технологии, предоставление инсайтов касаемо проекта и т.п. (что используется для сбора обратной связи и отслеживания реакций);

- разноплановость моделей организации деятельности, что подходит для различных задач в игровом проекте (непосредственно подготовка и актуализация идей, программирование, веб-моделирование, создание игровых ландшафтов (и т.д.), маркетинг, непосредственно вывод продукта на рынок, управление в раннем доступе к проекту и т.п.).

По мнению Д.В. Лобасева именно последний фактор, применимость различных моделей в гибком управлении, обеспечивает ценность методологии для современных мобильных разработчиков. Автор выделяет следующие концептуальные модели в Agile-проектах (рис. 2) [6].

Рис. 2. Модели разработки программных продуктов с использованием гибких методологий [6]

Как можно заметить, в зависимости от конкретной модели и конфигурации процесса разработки продукта в ходе проектной деятельности команды игровых разработчиков, напрямую видоизменяются условия и ценности, конкретные способы организации работы. В зависимости от конкретной задачи разработки программного продукта изменяется рассматриваемая модуль организации труда сотрудников.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное и подводя итоги проведенному исследованию, уточним особенности гибких методологий управления командами разработчиков в игровой индустрии:

Во-первых, заказчиками разрабатываемой игры становятся непосредственно будущие игроки, взаимодействие которых, несмотря на приверженность принципам открытости, сохраняет частичный фокус на интригу и соблюдение коммерческой тайны. Процесс разработки проектов раскрывается не в полностью прозрачном формате, а в виде демонстрации (осведомления) о текущем этапе проекта и достигнутых результатах, без привязки к конкретному исполнению. Подобное позволяет не только обеспечить осведомленность, но и определяет привлечение аудитории, сбор реакций, ожиданий потребителей.

Во-вторых, гибкое управление ресурсами, с фокусом на максимальное ограниче-

ние доступных финансовых и временных ресурсов (общие рамки проекта) при отсутствии четкого понимания конечного результата, что позволяет организовывать процессы разработки в творческом ключе и с фокусом на соответствие программного продукта тенденциям и трендам на рынке, пользовательским ожиданиям.

В-третьих, эффективность гибкого управления коллективом мобильных разработчиков определяется общей гибкостью выбираемых моделей работы конкретных команд. Общий коллектив разработчиков разделяется на малые группы по конкретным задачам и составляющим разработки - для управления каждой группой выделяются собственные модели, которые соответствуют специфическим особенностям рассматриваемой задачи.

Учет и реализация описанных особенностей во многом становятся факторами, обуславливающими эффективность и результативность процесса разработки проектов по гибкой методологии в условиях игровой индустрии. Полученные результаты исследования позволяют эффективнее определять процессы, в соответствии с которыми выстраивается работа коллектива разработчиков в игровой индустрии. Дальнейшие перспективы исследований связаны с уточнением задач разработчика, в которых применяются конкретные модели Л§Пе-методологии управления.

Библиографический список

1. Масловский В.П., Озерова А.А. Теоретические предпосылки и принципы гибких методов управления проектами // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2020. - №1 (15). - С. 68-83.

2. Борисоглебская Л.Н., Шикова Е.И. Инновационные методы управления персоналом: система Agile-трансформация организации масштаба Сбербанка // Вестник ГУУ. - 2016. -№12. - С. 139-142.

3. Колесников А.М., Будагов А.С., Мухин К.Ю. Гибкое управление проектами agile: анализ ключевых положительных сторон, недостатков, требований, статистики реализации // ЭВ. - 2018. - №3 (14). - С. 53-57.

4. Чуланова О.Л. Инновационные технологии управления проектами: гибкая методология agile manifesto // Вестник СурГУ. - 2018. - №1 (19). - С. 98-105.

5. Теслюк В.С., Шаманин А.Ю. Влияние системной инженерии на развитие проекта на примере очень малых рабочих команд // International Journal of Open Information Technologies. - 2023. - №8. - С. 64-72.

6. Лобасев Д.В. Agile-подход к разработке программных продуктов: истоки и перспективы // Инновации и инвестиции. - 2022. - №11. - С. 210-214.

AGILE METHODOLOGY FOR TEAM MANAGEMENT (BASED ON THE EXAMPLE OF DEVELOPERS IN THE GAMING INDUSTRY)

P.A. Zhigulev, product manager Ivi LLC

(Russia, Moscow)

Abstract. The article analyzes the features of using Agile methodology for managing development teams in the gaming industry. The principles and basic provisions of flexible project management methodology and its key difference from traditional approaches are revealed. The limitations offlexible project management methodology are highlighted. The values of Agile development team management in the gaming industry are established and specified. Based on the results of the study, conclusions are drawn about the features of managing development teams in the gaming industry based on flexible project management methodologies.

Keywords: Agile-methodology, flexible methodologies, project management, gaming industry, game development, software development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.