Научная статья на тему 'Агенты транснационализма'

Агенты транснационализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
658
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗМ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ АГЕНТОВ / СОВРЕМЕННАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИНАМИКА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ИДЕНТИЧНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / TRANSNATIONALISM / TRANSNATIONAL PRACTICES OF AGENTS / CONTEMPORARY SPACE DYNAMICS / TRANSNATIONAL INTERACTIONS / TRANSNATIONAL SPACES / IDENTITIES / INTERESTS / TRANSNATIONAL ELITES / TRANSNATIONAL PROJECTS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шебанова Мария Андреевна

Множество исследований транснационализма посвящено его структурам и функциям, заметно менее интенсивно данная проблематика разрабатывается на уровне агентов. Но одушевление институтов в анализе транснациональных практик, как и безликое представление вездесущего транснационализма, недостаточно для объяснения тенденций общественного развития, проводниками которых являются агенты. Поиск аналитических схем в области их изучения требует разностороннего внимания ученых. В данной статье мы коротко рассмотрим опыт разработки проблемы агентов транснационализма в современной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agents of transnationalism

Multiple studies on transnationalism are devoted to its structures and functions, but there is a notable lack of research of its agents. Still, either the animation of institutions in the analysis of transnational practices, or the impersonal presentation of ubiquitous transnationalism is insufficient for explaining the tendencies of social development, which are guided by the agents. Finding analytical schemes of their study requires a versatile attention of scientists. In this article we will briefly examine how this range of problems is developed in contemporary social science.

Текст научной работы на тему «Агенты транснационализма»

УДК 009 Ш36

Шебанова Мария Андреевна

аспирантка кафедры политического анализа Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

mia@goanorth.com

АГЕНТЫ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗМА

Аннотация:

Множество исследований транснационализма посвящено его структурам и функциям, заметно менее интенсивно данная проблематика разрабатывается на уровне агентов. Но одушевление институтов в анализе транснациональных практик, как и безликое представление вездесущего транснационализма, недостаточно для объяснения тенденций общественного развития, проводниками которых являются агенты. Поиск аналитических схем в области их изучения требует разностороннего внимания ученых. В данной статье мы коротко рассмотрим опыт разработки проблемы агентов транснационализма в современной науке.

Ключевые слова: транснационализм, транснациональные практики агентов, современная пространственная динамика, транснациональные взаимодействия, транснациональные пространства, идентичности, интересы, транснациональные элиты, транснациональные проекты, глобализация.

Впервые термин «транснациональность» предложил Р. Боум в его эссе «Транснациональная Америка» в 1916 г. для описания нового типа мышления в отношениях между культурами. Автора причисляют к «прото-мультикультуралистам», [1] он отрицает принцип ассимиляции мигрантов в США и идеи, которые считались «патриотическими» в рамках национальных американских доктрин, он критикует консерваторов и видит Америку как «космополитическую федерацию национальных колоний» [2]. В своем эссе автор рассматривает историю формирования американской нации, говорит о духе нового общества, о возможности для человека стать гражданином мира. Его вывод: «американец» - это уже «не национальность, а транснациональность» [2]. Транснациональность у автора сводится к преимущественно идентичности, а также косвенно предлагается неклассическое измерение социального пространства. До Р. Боума, еще в 1907 г., подобные идеи были высказаны сторонницей американского космополитизма Д. Аддамс в работе «Новейшие идеалы мира» [3] .

В 90-е гг. ХХ в. социологи стали достаточно широко использовать предложенный Боумом термин и его производные в исследованиях миграционных процессов. В этой сфере категория транснационализма обобщает активность мигрантов, которая не структурируется в соответствии с моделью межгосударственной системы, а реализуется по иным законам, принципам. Осознание этих принципов привело к формированию «новой парадигмы», доминирующей сегодня в миграционных исследованиях - «транснациональной взамен международной» миграции [4]. На примерах деятельности мигрантов учеными рассмотрены различные проявления агентов транснационализма - в пространственном, психологическом, экономическом, культурном, политическом измерениях, и сделаны выводы, которые являются основой для дальнейшего развития теории и более комплексного понимания самого явления и его предпосылок. На уровне агентов транснационализм определяется учеными как особая форма организации социального пространства [5]. Рассматривая социальную активность мигрантов, исследователи заключат, что место происхождения и место (места) нового поселения человека сливаются в «единое поле социального действия» [6], что стало возможным благодаря развитию транспорта и коммуникаций, обеспечивающих концентрированные и частые связи между людьми. Вооруженные «номадическими предметами», люди могут «покончить с национальной привязкой» [7]. Современный человек может одновременно жить в двух и более мирах, формируя своей деятельностью «транснациональные пространства» [6]. В изложении подобных идей было предложено понятие «трансмигранты» [8], обозначающее мигрантов, которые «живут одновременно в нескольких местах и включены более чем в одно (со)общество» [9]. Они создают «социальные поля, пересекающие географическую, культурную и политическую границы» государств [8].

Со временем значительно расширяется эмпирическая база в исследованиях новых миграционных процессов [24]. И одновременно в тех же категориях ученые начинают описывать транснациональные общественные движения, профессиональные группы, образовательные сети, научные сообщества, трансграничные классовые образования, анализируют транснациональную мобильность групп, сформированных на основе сексуальных, культурных, религиозных и других идентичностей, которые не могут быть определены через традиционную отсылку к системе национальных государств [11].

Определяющими параметрами в анализе агентов транснационализма являются их экономические, политические и личные интересы, которые не форматируются национальными рамками.

Структура взаимодействий членов транснациональных сообществ, как показывают исследователи, формируется по модели сетей. Например, Л.Е. Гарнизо, рассматривая транснационализм на уровне межиндивидуальных взаимодействий, определяет его как «динамический процесс конструирования и реконструкции социальных сетей, которые структурируют особую мобильность, а также трудовую, социальную, культурную и политическую жизнь людей» [12]. Ученые делают акцент на устойчивости структур транснационального взаимодействия и развитости коммуникативных сетей. Предлагаются различные классификации форм транснационального взаимодействия: прямое, виртуальное и цифровое; реальное и информационное (опосредованное ИКТ и СМИ) [13]; постоянные и временные [14].

Транснационализм меняет саму концепцию гражданства. Например, И.Л. Эспириту отмечает резкое сокращение разрыва в статусах граждан и не граждан [15]. Одновременно формируются новые социальные образования, которые накладываются поверх тех, что структурируются по модели межгосударственных отношений.

В целом можно обозначить тенденцию развития теории к снятию оппозиции дихотомических категорий, таких как внешнее - внутреннее, национальное - интернациональное, страны, поставляющие мигрантов - принимающие страны, временное пребывание - постоянное место жительства, гражданин - не гражданин [14].

Распространенным объектом исследования транснациональных взаимодействий являются элитные группы, находящиеся в авангарде современных общественных преобразований, объединяющие наиболее активных агентов транснационализма. Х.-Д. Эверс использует термин «транснациональная стратификация» [16], показывая множественность страт и групп, формирующихся на основе современных процессов транснализации. Его исследование сфокусировано на том, как глобализация способствовала созданию транснациональной страты экспертов и специалистов по всему миру, характеризуемых схожими интересами и высокими доходами. Дж.В. Биверсток говорит о высоко квалифицированных мигрантах - менеджерах транснациональных корпораций, называя их транснациональными элитами в мировой системе. Он полагает, что именно эти миграционные потоки являются артериями, которые обеспечивают жизнь «сетевого общества» М. Кастельса, так как в основном через их деятельность перемещаются и аккумулируются знания и капиталы [17]. О новых закономерностях миграции высоко квалифицированных специалистов и об их роли в трансграничных трансфертах капитала пишут многие другие авторы [18]. Сам Кастельс утверждает, что новые «господствующие элиты» космополитичны, не прикованы к территории, а существуют в «пространстве потоков» [19]. Элитные группы характеризуются наиболее высокой степенью транснациональной мобильности, трансмиграция становится их образом жизни. Переезды на долгий срок и ассимиляция сменяются краткосрочными, но частыми переездами, практическими непрерывными циркуляциями управленческого персонала [20]. Распространенным становится такое явление, как номадизм, или транснационализация биографий, когда человек буквально проводит «жизнь в пути», формируются полилокальные формы жизни. Показателен пример Н. Берггруена, которого СМИ называют «бездомным миллиардером», потому что он уже давно оставил свои владения и живет исключительно в отелях [21].

В последнее время ученые все чаще высказывают идеи о формировании «транснациональных классовых образований». В теориях глобального капитализма агентом политических практик выступает транснациональный капиталистический класс (ТКК), которому исследователи отводят роль правящего в мировой политике. Его составляют траснационально-ориентированные социальные группы, включая менеджмент ТНК, брокеров, государственную бюрократию, интеллигенцию, а также элиты в структуре потребления, в медийном секторе, «которые начинают мыслить глобально» и считают себя «гражданами мира» [22]. Ряд ученых полагает, что ТКК играет ключевую роль в процессе глобализации [23].

Анализ агентов транснационализма противопоставляется абстрактным теориям транснационализма и глобализации. В подобных теориях современные общественные трансформации

не обезличиваются, а непосредственно связываются с возможностями, психологическими параметрами, интересами практиками агентов. Такой ракурс позволяет увидеть человека как источник развития социума. Так, на основе учащающихся транснациональных практик агентов по всему миру формируются транснациональные социальные пространства. Образуемые ими трансграничные связи сжимают мир, определяя современную пространственную динамику. Масштабные транснациональные проекты, управляемые элитами нового типа, в которые включаются на разных уровнях массы людей, задают направление экономического, политического и культурного развития.

Ссылки и примечания:

1. Fonte J. To "Possess the National Consciousness of an American" / US Center of Immigration Studies. Cantigny Conference Series. Immigration and Citizenship in America. July, 2000. Wheaton, Il. URL: http://www.cis.org/articles/cantigny/fonte.html.

2. Bourne R. "Trans-National America" The Atlantic Monthly, #118 (July 1916), pp. 86-97, Boston, The Atlantic Monthly Group, 1916. URL: http://www.swarthmore.edu/SocSci/rbannis1/AIH19th/Bourne.html

3. Addams J. Newer Ideals of Peace. N.Y., 1992.

4. Sole С., Parella S., Cavalcanti L. Las dinamicas de vinculacion transnacional de los estados latinoamericanos y sus diasporas. / Simposio Internacional: Nuevos Retos del Transnacionalismo en el Estudio de las Migraciones. Barcelona, 2008.

5. Pries L. The Disruption of Social and Geographic Space Mexican-US Migration and the Emergence of Transnational Social Spaces. / International Sociology. March 2001. Vol 16(1): 55-74. URL: http://club.fom.ru/books/Pries01_1 .pdf.

6. Basch, L., Schiller, N.G. and Blanc, C.S. 1994. Nations Unbound: Transnational Projects, Postcolonial Predicaments, and Deterritorialized Nation-States. New York: Gordon and Breach. URL: http://www.questia.com/PM.qst;jsessionid=.

LGpSlfDqc7r24LSQQzKrmYvmMYNjvNJLGyzyrqHzvBTB2gxPvQG2!713837037?a=o&d=107421478

7. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993.

8. Glick S.N., Bas^ L., Blanc-Szanton C. (eds.). Towards a Transnational Perspective on Migration. Race, Class, Ethnicity, and Nationalism Reconsidered. N.Y.: Annals of the New York Academy of Sciences, 1992. Vol. 645.

9. Бредникова О., Кайзер М. Транснационализм и транслокальность (комментарии к терминологии) / Миграция и национальное государство / под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. СПб., 2004. С. 133-146.

10. Боммес М. Международная миграция и дерегуляция коллективных форм социальной идентичности в национальных государствах. URL: http://www.cisr.ru/files/publ/Migr_Bommes.pdf

11. Kennedy, P. and Roudometof, V. (2002) “Transnationalism in a Global Age” en Kennedy, P. y Roudometof, V. (eds) Communities Across Borders. New Immigrants and Transnational Cultures. London and New York: Routledge.

12. Guarnizo, L.E. (2006) "Migración, Globalización y Sociedad: Teorías y Tendencias en el siglo XX" en Ardila, G. (ed) Colombia: Migraciones, Transnacionalismo y Desplazamiento. Bogotá: CES. Р.81

13. Крутий И.А., Зангиева И.К. Транснациональное взаимодействие и качество человеческого капитала // Вестник общественного мнения. 2008. № 1.

14. Robinson W. Theories of Globalization In (ed.) George Ritzer Blackwell Companion to Globalization. Oxford: Blackwell, 2007.

15. Espiritu, Y.L. 2003. Home Bound: Filipino American Lives across Cultures, Communities, and Countries. Berkeley, CA: University of California Press.

16. Evers H.-D. Globalised Market Culture and Market Fundamentalism. EIDOS Conference on “Globalization, Development and the Making of Consumers: What are Collective Identities for?” The Hague 13-16 March, 1997.

17. Beaverstock J.V. Transnational Elites in the City: British Highly-Skilled Migrants in New York City's Financial District. URL: http://www.lboro.ac.uk/gawc/rb/rb109.html.

18. Findlay, A. M. (1996) 'Skilled transients: the invisible phenomenon' in Cohen, R. (ed.) Cambridge Survey of World Migration. Cambridge: Cambridge University Press, 515-522.

19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

20. Iredale R. (2001) 'The migration of professionals: Theories and typologies', International Migration, 39 (1): 7-24.

21. Edgecliffe-Johnson A., Mulligan M. Prisa seals $900m Liberty deal. / The Financial Times Limited. March 6, 2010. URL: http://www.ft.com/cms/s/0/18d9b29c-28bf-11df-b86f-00144feabdc0.html?nclick_check=1.

22. Sklair L. The Transnational Capitalist Class, Boston and Oxford: Blackwell, 2001.

23. Robinson W.I., Harris J. Towards a Global Ruling Class? Globalization and the Transnational Capitalist Class. Science & Society, 64:1, 11-5411. 2000.

24. Появляется все больше специальных исследований отдельных регионов, стран и сообществ. Рассматриваются, например, бразильские диаспоры в Ирландии, российские диаспоры в Японии и т.п. Особо отмечают «блестящее кейс-стади, проведенное Мюллер-Ман, которое демонстрирует возникновение карьерных структур для людей, мигрирующих между египетской деревней и Парижем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.