Рожнев Станислав Сергеевич
АГЕНТЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ
В статье рассматривается роль агентов социализации в процессе социализации людей, в частности, спортсменов. Раскрывается понятие "агент социализации", выявляются особенности его деятельности. Дается подробная характеристика взаимодействия агентов социализации с индивидами, проходящими процесс социализации. Выделены основные агенты социализации в спорте, описана их деятельность, обозначены их задачи и роль в успешной социализации спортсменов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/5/40.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 145-148. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
7. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (66): в 2-х ч. Ч. 1. С. 151-153.
8. Рокмор Т. Кант о репрезентационизме и конструктивизме // Эпистемология & философия науки. 2005. № 1. С. 35-46.
9. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
10. Юм Д. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1996. Т. 1. 733 с.
NON-CLASSICAL RATIONALISM AS A PHENOMENON OF EUROPEAN PHILOSOPHY
Rakhmatullin Rafael' Yusupovich, Doctor in Philosophy, Professor Bashkir State Agrarian University in Ufa rafat54@mail. ru
The article deals with the genesis, evolution and essence of non-classical rationalism. It is characterized as a rationalistic version of non-classical philosophy. The essence of non-classical rationalism is seen in the constructive activity of the human mind in the formation of the picture of the world. This leads to emergence of new - "from-the-subject" - ontology. In the modern history the most vivid manifestation of non-classical rationalism is analytical philosophy.
Key words and phrases: non-classical philosophy; the irrational; non-classical rationalism; non-classical science; ontology; apriorism; analytical philosophy.
УДК 1; 740 Философские науки
В статье рассматривается роль агентов социализации в процессе социализации людей, в частности, спортсменов. Раскрывается понятие «агент социализации», выявляются особенности его деятельности. Дается подробная характеристика взаимодействия агентов социализации с индивидами, проходящими процесс социализации. Выделены основные агенты социализации в спорте, описана их деятельность, обозначены их задачи и роль в успешной социализации спортсменов.
Ключевые слова и фразы: социализация; агент социализации; интеграция; конфликт личности; межличностные отношения.
Рожнев Станислав Сергеевич
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова rozhnev. stas@yandex. гы
АГЕНТЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ
Социализацию можно определить как освоение людьми социальных норм, подчинение этим нормам своего «я». Эти социальные нормы становятся для индивида обязательными, поскольку в большей степени они принимаются им для самого себя [1, с. 168]. То есть социализация представляет собой процесс интеграции человека, его вхождение в какое-либо сообщество, будь то сообщество людей в целом или, например, сообщество сварщиков жилтоварищества. Процесс социализации в этом аспекте связан с моментом инициации и принятия индивидом правил данного сообщества. Этот подход наиболее типичен, он чаще других встречается в литературе, его чаще всего используют в ненаучных кругах с тем, чтобы объяснить значение понятия «социализация».
Представить социализацию можно также иначе, а именно в качестве сущностного элемента социального взаимодействия, основываясь на предположении, что люди желают повысить цену собственного имиджа. Для этого им необходимо повышать свой статус в глазах других людей, добиваться их одобрения. Социализация индивидов в этом случае удается в той степени, в которой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других [8, р. 231]. То есть этот аспект социализации связан с процессом самореализации индивида внутри сообщества. В зависимости от того, насколько успешно он реализует себя внутри этого сообщества, и можно говорить о том, насколько успешно индивид прошел процесс социализации.
Еще одна сторона социализации, на которой следует сделать акцент, - рассмотрение социализации как процесса преодоления конфликтов, которые могут быть разрешены путем как материальных средств, так и духовных, а также посредством появления определенных социально-культурных норм [4, с. 10]. Этот момент, связанный с процессом социализации индивида, заключается в том, насколько успешно он может преодолевать конфликты. Здесь, прежде всего, имеются в виду внутренние конфликты индивида с самим собой. Конфликт между своим Я, живущим по старым правилам, и его новым Я, принявшим установки и принципы нового сообщества.
Процесс социализации неизбежен для любого индивида. С момента рождения и до глубокой старости он входит в различные сообщества, где приобретает необходимые человеку навыки и усваивает правила сообщества, в котором он находится.
Внимание к процессу социализации в современном обществе не случайно. От того, какие именно члены будут составлять общество, зависит его устойчивость и благополучие. Поэтому процесс интеграции индивида в человеческое сообщество первостепенен.
Все перечисленные нами аспекты процесса социализации людей актуальны и для процесса спортивной социализации. Характерными особенностями спортивных коллективов, как правило, являются дисциплина, иерархия, строгое соблюдение правил. Соответственно, для индивида, попавшего в спортивный коллектив, необходимо как можно быстрее усвоить эти правила, принять их с тем, чтобы избегать ситуаций непонимания и конфликтов.
Самореализация - также весьма важный момент социализации. Важной целью спортивных состязаний является результат. Соответственно, успешен тот спортсмен, который достигает поставленных целей. Среди же неуспешных, то есть не достигающих цели спортсменов, происходит отсев, и многим неуспешным спортсменам приходится менять род деятельности.
Что же касается преодоления внутреннего конфликта, то многим индивидам, пришедшим в спорт, зачастую бывает непросто осознать, что они уже не просто люди со своими слабостями, недостатками и другими особенностями их личности, а спортсмены, подчиненные спортивному режиму, обязанные правильно и своевременно питаться, и подвергать себя ежедневным многочасовым физическим нагрузкам. Преодоление внутреннего конфликта между прежним повседневным Я и новым, спортивным, далеко не всегда приводит к решениям в пользу второго Я и, соответственно, не всегда завершается успешной социализацией.
Важным звеном в процессе успешной социализации индивида являются так называемые агенты социализации. Без них процесс социализации становится практически невозможным, поскольку это именно те люди, которые отвечают за его успешное осуществление.
Агент - человек, который действует в чьих-нибудь интересах, служит чьим-либо интересам [6, с. 4].
Агенты социализации - люди или учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социального опыта. Процесс социализации невозможен без участия агентов, так как они передают образы, модели поведения и свой опыт индивиду [5, с. 138].
Существует прямая зависимость между качеством деятельности агента социализации и успешностью процесса социализации индивида как в группе, так и в обществе в целом. Агент социализации - ключевая фигура в рамках этого процесса. В роли агента может выступать как человек, целенаправленно занимающийся этой деятельностью, так и человек, выступающий в роли агента опосредованно. В первом случае это, как правило, учителя, воспитатели, тренеры - иными словами, руководство группы, заинтересованное в приходе в группу новых членов и их успешной интеграции. Во втором случае это другие члены группы, где социализируется индивид, которые прошли процесс социализации ранее. Эти агенты дополняют друг друга, например, первые могут знакомить индивида с формальной стороной существования в группе, вторые, напротив, - с неформальной. Таких сочетаний может быть множество, и зависят они непосредственно от характера группы.
Подобные же моменты мы наблюдаем и в спортивных сообществах. Глобально за процесс социализации индивида в спортивном сообществе отвечает тренер. С уверенностью можно говорить, что при его пассивной роли в качестве агента социализация индивида в именно спортивном сообществе не состоится или будет в крайнем случае сильно затруднена.
Также важную роль в социализации играют и иные члены спортивного коллектива, но все же роль тренера нам видится ключевой, поскольку именно в его руках внутри коллектива бывают сосредоточены все нити административного управления командой, а также за счет авторитета, определенного его статусом, тренер держит в руках все педагогические нити управления спортивным сообществом.
Из всего многообразия различных направлений тренерской деятельности для исследования мы выбрали футбол. Связано это в первую очередь с его небывалой популярностью в мире с одной стороны и, как следствие этой популярности, уже важным социальным и даже экономическим значением.
Основная функция агента социализации - курирование социализации индивида. Решение этой функции, как правило, бывает весьма индивидуальным, но мы можем выделить три основных направления в рамках этой проблемы. Первое направление - прямое воздействие на индивида. Как правило, оно заключается в личном общении, в ходе которого агент излагает индивиду основные моменты, связанные с его успешной интеграцией в сообщество. Второе направление - опосредованное. Заключается в личном примере агента как определенного образца поведения и действия для индивида. Третье направление заключается в создании непосредственных условий для более комфортного существования и адаптации индивида в коллективе. Может выражаться, например, в беседах с уже социализированными членами сообщества о новом индивиде или в банальном создании для него необходимых материальных предпосылок.
Первые два направления весьма актуальны не только для конкретной социализации индивида в конкретном сообществе, но и для его общей социализации. Известно, что процесс социализации применим к любому индивиду на протяжении всей его жизни. Он проходит через значительное число сообществ, в каждом из которых бывает вынужденным социализироваться. Также принципы и навыки, приобретенные им в одном конкретном сообществе, могут быть перенесены и на другие сообщества, что, с одной стороны, упрощает его социализацию, а с другой - повышает значение агента как фактора социализации.
Эти же самые моменты характерны и для спортивных коллективов. Наиболее важным агентом социализации внутри спортивного коллектива, как уже отмечалось, является тренер. Во-первых, тренер - человек, который принимает все ключевые решения внутри коллектива. Следовательно, он и устанавливает те правила,
по которым живет коллектив. Соответственно, кому как не ему объяснять правила и принципы новичкам, а также подавать им личный пример. Во-вторых, тренер - человек, непосредственно отвечающий за профессиональный рост спортсмена. Следовательно, весьма велика его роль в успешной самореализации спортсмена. И в-третьих, тренер - наиболее опытный член коллектива. Тренер имел опыт прохождения собственной социализации, много раз участвовал в социализации своих подопечных как агент. Соответственно, именно его грамотные советы, подсказки и поведение могут послужить скорейшему разрешению внутреннего конфликта индивида и его успешной социализации.
Футбольные тренеры, помимо всего, имеют свою спецификацию. Как правило, это касается профессиональных команд. Так, один из членов тренерского штаба может отвечать за работу с вратарями, другой -за тактику, третий - за просмотр соперников, четвертый - осуществлять общее руководство, то есть быть главным тренером, и так далее. Характер этой спецификации во многом и определяет степень воздействия тренера на индивидов. Так, например, тренеры, отвечающие за тактику и просмотр соперников, имеют мало профессионального контакта с игроками, однако, находясь внутри коллектива, могут иметь тесные взаимоотношения с отдельными членами этого коллектива и давать существенные советы. Тренеры вратарей, напротив, имеют значительный личный контакт с подопечными, профессиональный как минимум, но зачастую он перерастает и в личный. Главный тренер в первую очередь имеет контакт с коллективом целиком, что влияет на характер его деятельности. Чем больше личный контакт тренера с подопечным, тем больше возможностей для него оказывать влияние на них. Также за счет лучшей тактической и зачастую технической готовности тренер способен быть примером для своих подопечных. Причем очень часто его авторитет в футбольных вопросах может быть экстраполирован и на бытовые, жизненные ситуации.
В любительских и детских командах тренер, как правило, бывает один. И он отвечает сразу за все сферы жизнедеятельности команды. Подобная роль, когда все нити управления сконцентрированы в его руках, повышает его значимость как агента вторичной социализации.
Помимо главной функции, которая заключается в обучении, развитии спортсмена, на тренера возлагаются и иные функции (исключая профессиональный спорт, в котором многие функции, как мы отмечали выше, особенно хозяйственно-организаторские, производятся другими лицами). Функции тренера можно разделить на следующие группы:
1. Экспертно-консультативные: тренер выступает в роли учителя, специалиста, который имеет значительные знания, которые касаются специальных вопросов (тактике ведения соревновательной борьбы, методике учебно-тренировочного процесса и т.д.), а в ходе работы с детскими коллективами ему необходимо быть достаточно эрудированным и по вопросам, не относящимся к его профессии.
2. Проектировочные: тренеру необходимо осуществлять перспективное и текущее планирование. Особенно нужно уметь создавать у учеников перспективу, поскольку это значительно повышает их самоотдачу [3, с. 17].
3. Хозяйственно-организаторские, или административные: заключаются в снабжении спортсменов спортивной формой, инвентарем, размещении спортсменов на сборах и соревнованиях, аренде спортивных баз для занятий, а также организации психофизиологического и врачебного контроля над состоянием спортсменов.
4. Представительство: с одной стороны, тренер является для команды представителем руководства, а с другой - он сам представляет команду перед более высокими инстанциями (спорткомитетом и т.п.).
5. Воспитательная: прежде всего, это целенаправленное влияние на игроков. Однако эта функция осуществляется зачастую стихийно, благодаря подражанию учеников своему учителю. Ученики, особенно в детско-юношеском возрасте, стремятся идентифицироваться с тренером, очень легко и с большой готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения. В связи с этим для тренера важно обладать социально положительными чертами личности. Ведь, по словам К. Д. Ушинского, «главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [7, с. 29]. Как видим из сказанного, тренер принимает значительное участие в интеграции индивида в футбольный коллектив.
У тренеров есть разные методы для выполнения данной задачи. Первый метод - подача нового игрока коллективу. Тренер представляет игрока коллективу, он определяет его роль в команде, тренер может давать ему личную и публичную оценку. От того, насколько грамотно все эти вещи будет делать тренер, зависит то, насколько комфортно будет чувствовать себя в коллективе игрок. Второй метод - личное общение с игроком. От того, насколько доверительным оно будет, и насколько искренним в нем будет тренер, зависит дальнейший успех игрока. Очень важно, чтобы слова тренера в дальнейшем совпадали с делом. Часты ситуации, когда тренер что-то обещает игроку, но не выполняет. Такие моменты ставят игрока в оппозицию по отношению к тренеру, что, в свою очередь, ведет к отдалению игрока от коллектива. Третий метод - опосредованное общение. Важно, как тренер отзывается об игроке при других членах команды, то, насколько грамотно он обозначает его роль в коллективе для других. Тренер должен суметь, с одной стороны, донести важность нового игрока для коллектива, с другой стороны, не поставить этого игрока выше старожилов команды. Тогда игрок будет адекватно восприниматься остальными партнерами. Четвертый метод - непосредственно футбольный процесс. От того, насколько правильно будет индивид использован тренером в рамках футбольного процесса, и зависит, сможет ли он дальше существовать в команде. Если речь идет о вновь пришедшем ребенке, то важно дать такие нагрузки, которые он сможет выдержать, и такие упражнения, которые он сможет выполнить. Если же речь идет о взрослом игроке, то к вышесказанному добавится необходимость правильного
использования уже имеющихся футбольных качеств. Так, например, бесполезно ставить медленного и хорошо играющего головой игрока на фланг, либо игрока со слабой игрой в отборе - в опорную зону.
Самореализация индивида - то, что тоже очень важно в рамках успешного процесса социализации. От того, насколько успешно будет развиваться и реализовывать свои футбольные амбиции игрок, зависит успех его социализации [2, с. 87]. Роль тренера в этом значительна. Первый момент, связанный с этим, опять же футбольный. Только грамотная техническая, физическая и тактическая подготовки могут сделать из индивида сильного игрока. Второй момент связан с грамотным продвижением игрока. Не секрет, что в мире есть не так много команд, которые можно назвать самыми сильными, элитой, в которую мечтает попасть каждый игрок. Также не секрет, что тренеры обычно обладают значительными связями внутри футбольного мира, а соответственно, возможностью устраивать игроков в более сильные команды, если речь идет о профессиональном спорте (хотя в современном футболе эта ниша практически полностью занимается футбольными агентами), или переводить игроков во взрослые команды, если речь идет о детско-юношеском футболе.
Еще один важный момент для тренера как агента социализации связан с разрешением конфликтов. Роль тренера здесь сводится к правильным советам и побуждению. Относится это в первую очередь к приходу индивида в детско-юношеский футбол и к тому моменту, когда юный игрок еще не ощущает себя полноценным футболистом. Он находится в стадии выбора, внутреннего конфликта между своим предыдущим укладом жизни и предстоящим теперешним, связанным с футболом. Та же ситуация возникает при переходе из юношеского футбола в профессиональный. Игрок понимает, что теперь его образ жизни значительно изменится, что повергает его в сомнения. Роль тренера в данном моменте заключается в том, чтобы игрок сделал выбор, о котором он не пожалеет, - нужен ли ему футбол. Здесь очень важен опыт тренера, умение увидеть или не увидеть в игроке перспективу и дать ему верный совет. Либо найти для игрока мотивацию продолжать заниматься футболом.
Таким образом, выделим следующие моменты, касающиеся агентов социализации в спорте.
- Агент - важная фигура для успешного процесса социализации индивида. Нельзя полноценно утверждать, что без него социализация в принципе невозможна, но абсолютно очевидно, что его роль в успешной социализации индивида значительна.
- Тренер является важным, ключевым агентом в процессе социализации индивида в спортивном коллективе. Поскольку в его руках сосредоточены все нити управления командой, именно от его решений, поведения и взаимодействия с остальными членами коллектива и зависит успех или неудача в ходе процесса их социализации.
- Процесс социализации индивида в спортивном коллективе сводится к трем аспектам: успешной интеграции в коллектив или усвоению норм и правил коллектива, самореализации в рамках обозначенного коллектива, к разрешению конфликтов, как с другими членами коллектива, так и внутренних конфликтов индивида.
- Тренер принимает активное участие в каждом из обозначенных выше аспектов: доводит до индивида правила коллектива, способствует его самореализации прямо или опосредованно, помогает в разрешении конфликтов. От того, насколько успешно тренеру удается помочь преодолеть индивиду эти три момента, и зависит успешность социализации индивида.
Список источников
1. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: учебник для вузов. M.: Гардарика, 1998. 248 с.
2. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. M.: ФиС, 1981. 112 с.
3. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. M. : ФиС, 1971. 245 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд. 4-е, стер. M.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений. Изд. 2-е, стер. M.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. и доп. M.: Азъ, 1994. 908 с.
7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 -ти т. / гл. ред. А. M. Еголин. M. - Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. 656 с.
8. Abercrombie N., Hill S., Turner B. S. The Penguin Dictionary of Sociology. L., 1994. 498 p.
AGENTS AND THEIR ROLE IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION BY THE EXAMPLE OF SPORTS COACHES
Rozhnev Stanislav Sergeevich
Lomonosov Moscow State University rozhnev. stas@yandex. ru
The article deals with the role of socialization agents in the process of socialization of people, in particular, sportsmen. The notion "agent of socialization" is revealed, and peculiarities of his activity are identified. The detailed description of interaction of socialization agents with individuals passing through the process of socialization is given. The main agents of socialization in sports are singled out, their activity is described, their tasks and role in successful socialization of sportsmen are emphasized.
Key words and phrases: socialization; agent of socialization; integration; personality conflict; interpersonal relationships.