УДК: 364.14 ББК: 76.04
Полынов В.А.
АГЕНТСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЕКТЫ
В ЭПОХУ КОНВЕРГЕНЦИИ
Polynov V.A.
SOCIAL INFORMATION AGENCY: CIVIL PROJECTS IN THE ERA
OF CONVERGENCE
Ключевые слова: конвергенция, гражданское общество, информационные агентства, новые коммуникационные технологии, сетевые проекты.
Keywords: сonvergence, civil society, media outlets, new communication technologies, network projects.
Аннотация: статья представляет собой презентацию и оценку новых возможностей, которые открываются для информационных агентств в связи с их выходом в сетевое пространство и освоение конвергентных технологий. Детально рассмотрена деятельность Агентства социальной информации и его контакты с целевой аудиторией посредством разработки и реализации сетевых проектов. Функционирование агентства способствует активизации гражданских коммуникаций и демократических инициатив.
Abstract: the article is a presentation and evaluation of new opportunities that are opening up for news agencies because of their access to the network space and the development of converged technologies. We discuss the activities of the Social Information Agency and contacts with the target audience through development and implementation of network projects. The functioning of the agency contributes to the activation of civil and democratic initiatives, communications.
Существенные изменения в деятельности информационных агентств произошли в процессе их выхода в сетевое пространство. Свидетельств кардинальных изменений их практик в условиях конвергенции немало, одно из самых ярких - появление сайтов агентств1, приведшее к тому, что, во-первых, прежде достаточно таинственная, скрытая от глаз аудитории и подписчиков активность агентств переместилась в открытое пространство и стала достаточно наблюдаемой, во-вторых - контакт с аудиторией открыл многие новые многочисленные возможности для агентств; в-третьих - владея информацией, агентства смогли свои конкурентные преимущества успешно конвертировать в различные конвергентные проекты, что значительно укрепило их связи с целевыми аудиториями и позволило влиять на них более активно.
Ранее информационные агентства не имели прямого выхода на аудиторию, что определяло их особый статус среди других СМИ и находило выражение в различных определениях агентств как коммуникационного канала2. Однако по мере перемещения
1 См.: Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования. - Тольятти, 2008.
2 Например: «Информационные агентства — специализированные предприятия (организации, службы, центры), основной функцией которых является сбор, обработка и распространение новой оперативной информации: политической, экономи-
центра активности информационных агентств в сетевое пространство ситуация изменилась. Помимо традиционных методов упаковки и распространения информационных продуктов - рассылки лент, пакетов и пр. по подписке, проведения пресс-конференций - информация, которой владеют агентства, стала концентрироваться на их сайтах. Сегодня сайты информагентств являются самыми популярными новостными ресурсами в сети. Выход в Интернет стал насущной необходимостью для всех без исключения информационных агентств. Это привнесло существенные изменения как в методы их деятельности, так и в характер продуктов. Другими стали и взаимоотношения с аудиторией, значительно расширившись за счет форм, которые раньше были свойственны исключительно печатным и традиционным электронным СМИ. Конвергентные и мультимедийные продукты заняли в них достаточно прочное место. В то же время важно отметить: коридор новых возможностей оказался достаточно широким для того, чтобы информационные агентства могли по-разному использовать эти возможности.
ческой, социальной, культурной. По основному роду своей деятельности - профессиональной работе с информацией - агентства являются средствами массовой информации. Однако это СМИ особого рода: их информационная продукция не используется напрямую для широкого информирования» -Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестник Московского ун-та. Серия 10: Журналистика. - 2013 - №3.
Вследствие этого определились неодинаковые принципы отношения к новым ресурсам и сформировались различные модели сайтов ИА. Помимо этого, многие агентства развили значительную активность на конвергентной основе, сочетающей как традиционные средства взаимодействия с аудиторией (подписка и адресная рассылка), так и новые разноплановые, включающие онлайновые и офлайно-вые действия. Последнее важно: именно прямой контакт с аудиторией ввел в практику агентств социально-организаторские функции, ранее для них неактуальные .
Важно также отметить, что готовность к новым формам и методам функционирования было сформирована еще раньше, до выхода в сеть. Этому способствовали общие для всех СМИ постсоветские трансформации медийного пространства2. В постсоветский период происходит изменение статуса, функций и системы информационных агентств. Десятки и сотни агентств сменили единую прежде информационную службу. Сегодня они находятся в состоянии конкуренции и поиска собственных информационных ниш, что заставляет их постоянно развивать контент и диверсифицировать продукты в целях более полного удовлетворения запросов аудитории, которая, в свою очередь, также претерпела значительные изменения. Коммуникационная революция и технологии конвергенции открыли для этого невиданные прежде возможности.
Изменились не только способы упаковки и доставки контента адресатам - теперь они имеют дело с электронными мультимедийными продуктами; изменилась сама идеология и содержательные концепции информагентств. Особенно важно то, что в последние годы - с выделением сайтов агентств в качестве самостоятельных структурных подразделений, с распространением бесплатного новостного контента в интернете, с развитием услуг мобильной телефонии - некоторые продукты информационных агентств стали предметом прямого доступа для широкой аудитории, что позволило существенно расширить и разнообразить контент3.
В период после 2000 г. в стране сложилась национальная система информационных агентств; утвердились различные бизнес-модели; внедрены новые информационные
1 См.: Фомичева И.Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2012 - С. 67-70.
2 См.: Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013; Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. М.: МедиаМир, 2009.
3 Вирен Г.В. Информационные агентства и
информационные сайты Интернета: сравнительный контент-анализ и перспективные тенденции // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. - 2009 - № 3.
технологии; освоены современные журналистские практики; сформированы региональные рынки и межрегиональные связи -словом, достигнуто устойчивое равновесие, создающее условия для динамичного развития в соответствии с общемировыми трендами. Национальные агентства действительно стали флагманами медиаиндустрии. К настоящему времени в России действуют несколько сотен различных служб, называющих себя информационными агентствами.
Некоторые аспекты их функционирования, вызванные новыми условиями медиа-производства, представляют особый интерес. Агентства на протяжении всей своей более чем полуторавековой истории преодолели немало технических барьеров, стремясь доставить информацию потребителю как можно оперативнее. Острота этой проблемы стимулировала научные исследования. Именно агентства первыми испытывали технические новинки. Вместе с интернет-СМИ появились так называемые «сетевые» агентства. Они отличались от традиционных тем, что существовали (т. е. производили новостную продукцию и распространяли ее) исключительно в сети и не имели «бумажных» аналогов. «Сетевые» новости имели целый ряд преимуществ, у них сложились и свои текстовые особенности. Однако в сжатые сроки традиционные агентства новостей стали работать в аналогичных условиях, освоив новые технологии. Теперь они также передают свои продукты в режиме реального времени, имеют, помимо сохранившихся в ряде случаев бумажных аналогов, свои собственные сайты, серверы, электронные базы данных и т. д. Реальные различия между ними сегодня стираются, создавая традиционным агентствам как проблемы (бесплатное использование контента другими новостными службами), так и множество преимуществ. Революционным изменениям подвергся весь коммуникационно-технологический процесс, в том числе информационное поведение потребителя4. В журналистике утвердилась конвергенция, обусловив появление новых контент-моделей, отмеченных значительным увеличением мультимедийной составляющей. Внедрение мобильной техники открыло дополнительные возможности создания, распространения и получения информации.
Агентства первыми среди всех СМИ стали использовать возможности, которые открыли им прямой доступ к широкой аудитории. Мультимедийные продукты сегодня определяют траектории будущего развития
См.: Фролова Т.И. Информационные агентства // Медиасистема России. - М.: Аспект Пресс, 2015 - С. 217.
информационных агентств, связанные с их перемещением в сеть. Агентства стали производить продукты, обращенные непосредственно к массовой аудитории: это медиатек-сты для интернет-сайтов, инфографика, специальные проекты и информационные кампании, различные содержательные модели мобильного контента, использующие такие каналы доставки, как SMS- и MMS-сообщения, IVR-каналы, виджеты, инфоэкраны; это и разнообразие видов «инфомолекул»1 - статичных иллюстраций, фотолент, фоторепортажей, фотогалерей, слайд-шоу, карикатур, под-кастов, аудиоиллюстраций, аудио- и видеосюжетов, аудиоверсий, инфорграфики, синтетических жанров.
Вместе с постсоветскими трансформациями медиасистемы и кардинальными изменениями медиасреды, обусловленными технологической революцией, меняется медиа-потребление и медиаповедение граждан. Сетевые коммуникации сформировали устойчивый спрос на содержание, транслируемое по каналам Интернета, - в том числе и посредством новостных служб. В этой связи следует сделать ссылку на важное обстоятельство. Ключевая особенность современного гражданского общества состоит в растущей популярности социальных сетей, интегрированных на основе Интернета. Они дополняются возможностями мобильной телефонной связи, благодаря чему группы граждан, ассоциированные по интересам в виртуальной информационной среде, реализуют свои коммуникативные потребности. Сетевое общество и его практики во многом определяют ход демократических процессов, культурные трансформации, самоопределение личности.
С началом цифровой эпохи как локальные гражданские организации, так и планетарные гражданские сети получили мощный коммуникативный ресурс для демократических инициатив и самоорганизации. Мобильные коммуникации - это не только технический инструмент продвинутой коммуникации. Социокультурные особенности, привнесенные ею, стали объектом внимания культурологов, социологов, антропологов, теоретиков массовой коммуникации и журналистики2.
В этом отношении деятельность Агентства социальной информации представляет собой яркий пример того, как меняется функционирование информационных
агентств в эпоху конвергенции - с одной сто-
1 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. - М. 2010 - С. 131.
2 См.: Буряк В.В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции. - Симферополь:
ДИАЙПИ, 2011.
роны, и как эти коренные изменения могут воздействовать на развитие гражданских инициатив, делая их более эффективными - с другой. Это специализированное информационное агентство - одна из ведущих экспертных и информационных организаций, работающая в социогуманитарной сфере. Создано в 1994 г., когда независимые общественные объединения в России только набирали силу. Свою деятельность АСИ начинало со сбора и распространения информации об эффективных способах решения социальных задач с участием общественных, государственных и коммерческих организаций. Ежедневно агентство выпускает новости «с человеческим лицом» о социально значимых событиях, о деятельности некоммерческих организаций, о судьбах людей. Успешно развиваясь, АСИ располагает большой корсетью в нескольких десятках городов России. Агентство распространяет свои новости в свободном доступе, бесплатно, обновляя их в режиме реального времени. Своеобразие целей и содержательной концепции АСИ обусловило особые журналистские технологии, которые используются в практике этого агентства. В отличие от других новостных служб, оно не только «патрулирует» свою сферу, производя новостные продукты, но и активно участвует в организации ее информационной среды. Информационное сопровождение гражданских проектов составляет весомую часть контента новостных выпусков АСИ.
Сегодня АСИ - одна из немногих организаций, развивающих диалог между различными секторами общества: некоммерческими организациями, властью, СМИ и бизнесом. Она собирает и распространяет информацию о деятельности общественных организаций, освещает актуальные социальные темы и инициирует многочисленные социальные проекты, направленные на поиск актуальных для общества решений, организует работу дискуссионных площадок, на которых представители различных секторов могут услышать и понять друг друга. Число НКО достигло отметки в полмиллиона, и требования к информационному обеспечению проектов некоммерческих организаций заметно повысились. АСИ аккумулирует интересы гражданского сектора: объединений правозащитников и экологов, благотворительных фондов, женских и молодежных союзов, ассоциаций ученых, работников культуры, просвещения.
Информационная деятельность АСИ3 -это ежедневные и еженедельные выпуски новостей в электронном формате с оперативной информацией о деятельности НКО, добровольческих инициативах, социальных про-
3 URL: http://www.asi.org.ru
граммах бизнеса в Москве и регионах. Рубрики и разделы сайта отражают все многообразие социальной и культурной сфер жизни общества: «Благотворительность и добровольчество», «Гендер. Женское движение», «Записки гражданского общества», «Здравоохранение», «Инвалиды», «Молодежь», «Пожилые», «Права человека», «Семья и дети», «Социальные болезни», «Толерантность». Другие текстовые форматы - статьи, экспертные интервью, книги, обзоры, бюллетени (просветительские периодические издания в формате журналов и брошюр) по социальной тематике. Новости АСИ доступны через сервисы «Яндекс-новости», «Рамблер-новости» и RSS-ленту, а также страницы АСИ в социальных сетях - еще одно свидетельство приверженности агентства современным коммуникационным технологиям. Особый интерес в деятельности АСИ представляют специальные конвергентные проекты, о которых пойдет речь далее.
«Так просто» - продвижение идей благотворительности и добровольчества. Этот сайт - своего рода «диспетчерская» для тех, кто стремится к активным действиям, хочет помогать, но не знает, кому и как. Воспользовавшись базой данных НКО, размещенной на сайте, люди могут выбрать организацию и дело по душе. На сайте также можно ознакомиться с анонсами добровольческих акций, историями про людей, которые по собственной инициативе делают что-то важное для тех, кто сам этого сделать не может, а также с информацией на тему добровольчества. Также можно оставить сообщение в блоге.
«Наши дети»2 - профилактика социального сиротства, продвижение семейных форм устройства детей-сирот. На сайте собрана подборка полезных материалов для тех, кто хочет узнать больше по этой теме: справочная информация о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тематические статьи, информация о событиях и мероприятиях, посвященных проблеме сиротства, сведения о детских учреждениях, органах опеки и некоммерческих организациях. Также на сайте есть интерактивная услуга для посетителей -консультации специалистов.
Помимо традиционной журналистской деятельности, агентство активно занимается деятельностью по связям с общественностью, проводит информационные мероприятия по наиболее актуальным социальным темам. За прошедшие годы АСИ подготовило и провело множество пресс-конференций, семинаров,
1 URL: http ://www.tak-prosto. org
2 URL: http://www.nashi-deti.ru
круглых столов, дискуссионных клубов, социальных акций, конкурсов для журналистов и НКО, конференций. Агентство социальной информации организует всероссийские информационные кампании, способствующие решению важных социальных проблем.
Кампания «Наши дети» по профилактике социального сиротства (в партнерстве с АНО «Студио-Диалог») - это создание цикла роликов социальной рекламы «Найди меня, мама!». Их целевая аудитория - потенциальные приемные родители; социальное окружение замещающих семей; люди, которые имеют отношение к семейному устройству сирот или замещающим семьям (представители органов власти и государственных учреждений, органов опеки и попечительства, врачи, воспитатели детских садов и учителя, педагоги дополнительного образования и др.). Цель создания роликов «Найди меня, мама!» - повышение уровня заинтересованности россиян в судьбах детей-сирот и общественного статуса семей, принявших детей на воспитание. Ролики содержат логотип кампании «Наши дети», ссылку на сайт www.nashi-deti.ru, где потенциальные приемные родители могут найти полезную информацию и телефон автоматизированной информационной службы Федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. С 2006 г. вышло семь циклов роликов. Слоган роликов
- «Приемный ребенок может стать родным!»
- остается неизменным. На протяжении всех циклов его озвучивает народный артист России Виктор Раков - «голос кампании». Информационно-просветительская кампания «Наши дети» в октябре 2007 г. заняла первое место на Всероссийском конкурсе лучших инновационных моделей семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные ролики «Найди меня, мама!» неоднократно побеждали на многих международных и отечественных профессиональных конкурсах социальной рекламы. Среди них - IV Международный конкурс русскоязычной рекламы AdVision Awards-2010, Международный фестиваль рекламы RED APPLE, Киевский международный фестиваль рекламы, Московский фестиваль рекламы.
Ежегодно видеоролики выходят в эфир на федеральных, московских и спутниковых телеканалах, а также на канале «Первый канал. Всемирная сеть». Кроме того, они транслируются на мониторах крупных торговых центров Москвы, торговых сетей, в аэропорту «Шереметьево» и аэропортах других городов России. Как показывают письма, поступающие в Агентство социальной информации, эти ролики находят отклики в сердцах людей не
только в РФ, но и за рубежом.
«НКО: законы развития» - вопросы этики, информационной прозрачности и подотчетности НКО, процесс изменения законодательства об НКО, лучшие практики деятельности НКО. Сайт предназначен для организаций, которые хотят стать более открытыми, прозрачными, профессиональными и эффективными. На сайте есть возможность комментировать материалы и обсуждать важные новости в блоге. Можно также подписаться на новости интересующей рубрики, которые ежедневно рассылаются в электронном виде.
«Социальная ответственность бизнеса»2 - специализированный ресурс, посвященный философии и практике корпоративной ответственности и устойчивого развития. На сайте публикуются материалы, полезные для специалистов в области корпоративной ответственности. В разделе «Новости» можно ознакомиться с анонсами и информационными сообщениями о тематических конференциях, семинарах, новых программах и проектах российского бизнеса и международных корпораций. На сайте существует опция подписки на новости, и все желающие могут оперативно получать новостные сообщения на свой электронный адрес.
«Теплица социальных технологий»3 -общественный образовательный проект, направленный на развитие сотрудничества между некоммерческим сектором и 1Т-специалистами, созданный в 2012 г. Его задача - помочь некоммерческим организациям, активистам, начинающим волонтерам в правильном использовании ресурса информационных технологий. Журналисты передают опыт, как грамотно применять онлайн-инструменты, создавать и использовать приложения. Одна из приоритетных задач проекта - взаимодействие со специалистами технической сферы, которые обладают знаниями и компетенциями. За время работы «Теплицы» сформировалась сильная команда, в которую вошли журналисты, web-разработчики, авторы гражданских проектов, а также те, кто постоянно участвует в работе благотворительных фондов. Онлайн-активность проекта направлена на распространение информации о существующих практиках, лучших идеях и действительно полезных инструментах. На сайте проекта размещен отдельный каталог гражданских приложений, насчитывающий десятки проектов, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья.
«ПравоВидение: коммуникации на защите прав человека» - новый конвергент-
1 URL: http://www.nkozakon.ru
2 URL: http://www.soc-otvet.ru
3 URL: http://www.te-st.ru
ный проект, осуществляемый АСИ совместно Общественным телевидением России, совместная акция ОТР т АСИ «Гражданская сила». Проект реализует Агентство социальной
Л, 4 т-> "
информации . В рамках первой серии сюжетов в программе «Большая страна» были показаны репортажи о 21 некоммерческой организации в июле 2015 г. Сюжеты повторно показаны в программе «Большая страна» в эфире Общественного телевидения России и на сайте АСИ в августе. В конце лета-осенью 2015 года Общественное телевидение России и Агентство социальной информации представили вторую серию репортажей. Видеорепортажи - новый для информационного агентства формат, существенно раздвинувший традиционные рамки и актуализировавший тематику некоммерческого сектора в непростой для них период.
«Мнения» - агентства активно развивает интерактивные сервисы, которые создают возможности прямого контакты с аудиторией и особенно с тем профильным ее сектором, который активно формируем гражданское пространство. Наличие развитых форм обратной связи стало по-настоящему возможным лишь с внедрением конвергентных технологий. Рубрика-анонс «Приглашаем» позволяет не только открыть пространство гражданских проектов, но и предоставить информацию о самых разнообразных инициативах и возможностях принять в них участие. Например, это новости проекта «^-волонтер», помогающего создать и оптимизировать сайты для решения волонтерских задач.
Вебинары и тренинги - АСИ выпускает книги, брошюры, сборники материалов, информационно-аналитические бюллетени и другие электронные и печатные издания по актуальным для сектора гражданских инициатив темам и социальной проблематике в целом. Издательскую деятельность АСИ ведет с 1996 года. Электронные версии пособий доступны на сайте АСИ. Например, пособие «Рассказать об НКО: зачем, кому и как» составлено на основе вебинаров, которые Агентство социальной информации провело в 2014-2015 годах для социально ориентиро-
4 «За 20 лет мы неоднократно с этой темой пытались «зайти» на телевидение - понимая, что как бы активно ни распространялся интернет, все равно аудитория ТВ в России шире. Но как-то наша любимая тема «в телевизор» шла с большим трудом. Это не касается благотворительности - ее на телевидение в последнее время принимают хорошо, а с НКО в целом - проблема, и особенно трудно именно с правозащитными организациями. Поэтому ролики, которые выходят сейчас на ОТР в рубрике «Гражданская сила» программы «Большая страна», — это, повторюсь, прорыв», - считает директор АСИ.
ванных некоммерческих организаций. Коммуникации - универсальный инструмент, который помогает в работе НКО, и те организации, кто умеет им пользоваться, добиваются в своей деятельности больших успехов. Темы для обучения на вебинарах были выбраны таким образом, чтобы по максимуму ответить на запросы, которые АСИ получает от СО НКО. А также чтобы, опережая эти запросы, осветить современные мировые тренды в коммуникациях, которые будут актуальны в самом ближайшем будущем. Сборник содержит практические рекомендации по использованию различных принципов, каналов и инструментов коммуникаций в работе социально ориентированных некоммерческих организаций. Пособие размещено в Интернете для свободного пользования.
Блог директора - также нехарактерный для информационного агентства формат, с которым более всего знакомы читатели журналов, преимущественно глянцевых. Однако современные конвергентные технологии позволили использовать возможность, ранее совершенно невозможную для информагентства. Е. Тополева-Солдунова - создатель и бессменный директор АСИ, член Общественной палаты РФ двух созывов, Совета по правам человека при Президенте РФ и многих других советов и рабочих групп. Откликаясь в специальной рубрике на самые злободневные вопросы социальной жизни и гражданского общества1, директор помогает людям и организациям находить общий язык, приходить к консенсусу.
пертной организации в сфере формирования институтов гражданского общества. АСИ является активным участником многих площадок, где обсуждаются и принимаются решения, касающиеся некоммерческого сектора и гражданского общества в целом. Участвуя в их работе, Агентство выступает не только в экспертной роли, но и в качестве коммуникатора между этими площадками и внешним миром. Не менее важная роль АСИ состоит в том, чтобы донести мнение НКО по поводу обсуждаемых проблем до лиц, принимающих решения, и сделать так, чтобы это мнение учитывалось. Поэтому АСИ активно продвигает в НКО-сообществе идеи прозрачности, подотчетности, соблюдения этических принципов, а также распространяет лучшие практики, помогающие организациям завоевать доверие тех, кто важен для осуществления их миссии. Без использования конвергентных технологий это едва было бы возможно.
Подводя общий итог, можно констатировать: информационные агентства прочно вступили на путь конвергенции. Без новых, постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий сегодня вообще невозможна деятельность агентств; с ними ИА приобрели совершенно иной облик. Мультимедийные технологии представлены как в основной деятельности агентств, так и в различных формах социально-организаторской активности. Продукты Агентства социальной информации - яркий пример перспектив конвергенции и мультимедиа в деятельности информационных агентств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. - М.: Юрайт, 2014.
2. Буряк, В.В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011.
3. Вартанова, Е.Л. Движущие силы развития медиабизнеса // Основы медиабизнеса. - 2-е изд. / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2013.
4. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2013.
5. Вартанова, Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. - 2013. - №3.
6. Вирен, Г.В. Информационные агентства и информационные сайты Интернета: сравнительный контент-анализ и перспективные тенденции // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. - 2009. - № 3.
7. Гражданское общество современной России: Социологические зарисовки с натуры / отв. ред. Е.С. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008.
За время своего существования АСИ смогло закрепить за собой репутацию экс-
1 Например: Нужен ликбез (25.08.2015) [Электронный ресурс] - http://www.asi.org.ru/ne-zavereno-nuzhen-likbez/; Не главный показатель (6.07.2015) [Электронный ресурс] - http://www.asi. org.ru/ne-glavnyj-pokazatel/; Правозащитники в «Большой стране» [Электронный ресурс] -http://www.asi.org.ru/pravozashhitniki-v-bolshoj-strane/.
8. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М. 2010.
9. Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010.
10. Капустин, Б. Гражданство и гражданское общество / под науч. ред. А. Смирнова. - М.: ГУ ВШЭ, 2011.
11. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
12. Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015.
13. Могилевская, Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования. - Тольятти, 2008.
14. Пешкова, Н.Н. Анализ эффективности благотворительной деятельности в современном обществе // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева - 2013. - №1.
15. Средства массовой информации России / под ред. Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2011.
16. Уланова, М.А. Интернет-журналистика: Практическое руководство. - М.: Аспект Пресс, 2014.
17. Фомичева, И.Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2012.
18. Фролова, Т.И Гражданские приложения в структуре медиакоммуникаций России // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 10: Журналистика. - 2014. - № 2.
19. Сайт Агентства социальной информации - [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.asi. org.ru/projects/