Научная статья на тему 'Агентно-ориентированный подход к формированию интеллектуальных и виртуальных предприятий'

Агентно-ориентированный подход к формированию интеллектуальных и виртуальных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агентно-ориентированный подход к формированию интеллектуальных и виртуальных предприятий»



Тарасов В.Б.

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана АГЕНТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В конце XX-го — начале XXI-го века происходят кардинальные перемены в теории организации и управления предприятиями, связанные с возникновением и распространением концепций виртуальных и интеллектуальных предприятий [1-7]. Подобные посттейлоровские предприятия рассматриваются как базовые социо-экономические единицы формирующейся сегодня глобальной сетевой экономики [8-10], основанной на передовых коммуникационных и информационных технологиях (Интернет-технологиях, корпоративных базах данных/ знаний, программных средствах поддержки взаимодействия и кооперации партнеров), которые обеспечивают мобилизацию распределенных ресурсов, циркуляцию знаний и развитие сетевого интеллекта.

Появление концепции виртуальной корпорации связано, в первую очередь,с пионерской монографией У.Дэвидоу и М.Мэлоуна «Виртуальная корпорация» [2], а также статьей Р.Байрна и соавторов в журнале «Бизнес-Уик» [3]. Однако более общий термин «виртуальное предприятие» (ВП) несколько раньше предложил Дж.Хопланд из фирмы DEC, который воспользовался аналогией с понятием «виртуальной машины» из области компьютерной техники. В виртуальной машине ни один процесс не может монопольно использовать какой-либо ресурс, и все системные ресурсы считаются ресурсами потенциально совместного использования. Идея коллективного использования географически распределенных ресурсов в интересах совместной работы над уникальными проектами или новыми продуктами на базе Интернет-технологий лежть в основе общепризнанной трактовки виртуального предприятия.

Организационные характеристики и компоненты инфраструктуры ВП описаны в [4], а основные формы виртуальных предприятий и объединений исследованы в [5]. В частности, помимо виртуальной корпорации, представляющией собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различных типов, выделено виртуальное товарищество, т.е. компьютерно интегрированная организация лиц, находящихся в отношениях кооперации. Рассмотрены также различные типы виртуальных объединений: от самых «слабых» (виртуальных ассоциаций и консорциумов) до самых «сильных» (виртуальных трестов и концернов).

Исходное представление об интеллектуальном предприятии (ИП) как новой промышленной парадигме, основанной на знаниях и услугах, было предложено Дж.Б.Куинном [1]. Он выделяет в качестве основных признаков интеллектуализации предприятия его быструю адаптацию к изменениям внешней и внутренней среды, диверсификацию стратегий деятельности,

управление инновациями, структурные изменения, расширенное производство и управление интеллектуальным капиталом. Соответственно, одна из главных целей создания интеллектуальных предприятий есть обеспечение лучшей конкурентоспособности и получение большей прибыли благодаря созданию и накоплению интеллектуального капитала, выступающего как новый источник богатства организаций. Прежде всего, речь идет об интенсивной генерации, переработке и использовании корпоративных знаний, преобразовании интеллектуальных ресурсов в продукты и услуги, обеспечивающие выживание и конкурентоспособность предприятия в эпоху глобализации.

В работе [6] нами отмечалось, что формирование ИП предполагает как стратегические и структурные инновации, так и изменения в организационном поведении и эволюции. Интеллектуальное предприятие эффективно работает в настоящем и ориентировано на предвидение будущего. Оно достигает своих целей как путем реализации своих планов и стратегий в действиях отдельных сотрудников, так и благодаря соответствующей организационной структуре и поведению. В частности, ИП образуется из взаимодействующих организаций как плюралистическая организация (допускающая наличие многих центров принятия решений, столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков товаров) [10].

Необходимо подчеркнуть, что персональное знание само по себе недостаточно для развития интеллектуальной организации: здесь требуются гибкие, динамические коллективные и организационные структуры, основанные на симбиозе интеллектуальных и сетевых технологий, которые обеспечивают оперативную обработку информации, распространение знаний и принятие эффективных решений.

С одной стороны, отличительной особенностью организационных структур ИП является их максимальная открытость, означающая интенсификацию взаимодействия со средой, сокращение числа вертикальных уровней иерархии, которое компенсируется благодаря соответствующему росту количества внутренних и внешних горизонтальных связей, увеличению активности, полномочий и ответственности персонала, реинтеграции и координации действий отдельных сотрудников.

С другой стороны, опираясь на идеи Ж.Пиаже, будем полагать, что организационный интеллект предприятия обеспечивает гибкое и в то же время устойчивое равновесие его поведения. Оно достигается как путем постоянной структурной самореорганизации (обновления) предприятия в условиях динамики среды, так и за счет целенаправленного преобразования этой среды, создания благоприятного для предприятия окружения. Главные принципы поведения ИП в современной рыночной среде — это коадаптация и коэволюция, а устойчивость пове-

дения обусловлена возможностью строить и реализовывать модель своего потребного будущего

Интеллектуальное поведение организации неотделимо от ее способностей отражать и прогнозировать конъюнктуру рынка, потребности клиентов и намерения конкурентов, позиционировать себя по отношению к лидерам отрасли, осознавать и контролировать свои мотивы, управлять знаниями. Оно также опирается на принцип необходимого разнообразия стратегий организационного развития (например, стратегий получения конкурентных преимуществ, стратегий объединений или альянсов с партнерами и конкурентамии) и использует различные механизмы поиска, обучения, адаптации, эволюции. В частности, самообучение могут пониматься как один из неотъемлемых механизмов функционирования ИП.

Остановимся подробнее на роли альянсов как «индикаторов уровня интеллектуальности» предприятия. Во-первых, создание альянсов способствует «направленной реорганизации» рынка, сдерживающей хаотические движения «невидимой руки» в целях предотвращения опасных ситуаций. Подчеркнем особо, что в условиях глобализации экономики альянсы выступают как средство освоения перспективных рынков. Во-вторых, альянсы уже стали продуктивной конкурентной стратегией, поскольку они: а) видоизменяют правила конкурентной борьбы и образуют своего рода «зону стабильности»; б) нередко создают ситуации «троянского коня», когда одни партнеры укрепляют свое положение за счет других, получая доступ к новым разработкам и технологиям

В целом можно утверждать, что сложнее и разнообразнее формы влияния предприятия на партнеров и конкурентов, чем больше альянсов и ассоциаций при этом образуется, тем интеллектуальнее его поведение.

Таким образом, в последние годы наблюдается неуклонное схождение и взаимопроникновение теоретических представлений о виртуальных и интеллектуальных предприятиях. Укажем основные «зоны контакта» ИП и ВП: 1) совместное использование интеллектуального капитала партнерами ВП и обмен знаниями как ключевыми ресурсами; 2) управление знаниями и интеллектуализация Интернет-технологий, а также средств поддержки групповой работы; 3) исследование и прогнозирование среды функционирования предприятий нового типа, анализ и моделирование процессов и результатов взаимодействия между предприятиями как предпосылок для создания ВП и как проявлений их интеллектуального поведения; 4) изучение интеллектуальных стратегий организационного развития, включая клиенто-центрические стратегии и стратегии самообучения предприятий, различные варианты переплетения кооперативных и конкурентных стратегий, связанные с построением виртуальных объединений и альянсов; 5) создание и исследование различных сетей как главных форм коллек-

тивного и организационного интеллекта с одной стороны и как типичных структур ВП с другой.

В настоящей работе развивается единый агентно-ориентированный подход к формированию и развитию ИП и ВП. В методологическом плане понятие «агент» занимает промежуточное положение между «субъектом» и «объектом». Это поясняет возможность его двоякого определения. Двигаясь от субъектного полюса, мы определяем агента как «квазисубъекта», способного замещать другого субъекта (своего «хозяина»), действуя по его поручению и имея определенные обязательства перед ним. Наоборот, при движении от объектного полюса агентом называется активный, автономный, коммуникативный объект, обладающий собственным мотивационно - целевым потенциалом. Это означает, что агент способен формировать собственные программы действий, которые вызваны некоторыми потребностями и направлены на достижение определенных целей [11].

Сквозная системная агентификация предприятий предполагает их представление как агентов на макро-, мезо- и микроуровне. Во-первых, на макроуровне системного анализа все агенты в сети предприятий рассматриваются как взаимодейстующие «биосоциоэкономические организмы», способные к индивидуальным и совместным действиям. Компьютерное моделирование приницпов и механизмов поведения таких организмов, форм взаимодействий между ними и построение соответствующих многоагентных систем (МАС) [11] лежит в основе формирования ВП и ИП.

Во-вторых, на мезауровне каждое предприятие-партнер и его подразделения, участвующие в ВП или ИП, интерпретируются как сообщество неоднородных агентов, где отдельные сотрудники и коллективы (например, виртуальные автономные рабочие группы) рассматриваются как естественные агенты, выполняющие определенную деятельность, причем часть функций, полномочий и ответственности делегируется ими искусственным агентам (ИсА). При этом ИсА могут быть как материальными (например, многофункциональные станки, автономные роботы), так и виртуальными (например, инфоботы — программные роботы, снабжающие работников предприятия требуемой информацией).

В третьих, на микроуровне взаимодействие ИсА также приводит к возникновению МАС. Например, для многих предприятий актуально создание многоагентной системы информационной поддержки жизненного цикла товара на основе программных агентов

Итак, на макроуровне будем рассматривать в качестве базовой модели формирования сети предприятий многоагентную систему, описываемую формулой

МАС = (А, Е, КЕ8, Я, СОМ, ОЯО, АСТ, ЕУ, Т),

согласно которой имеется множество предприятий-агентов A, способных функционировать в некоторых средах E и стремящихся объединить ресурсы (в частности, знания) RES; эти агенты находятся в определенных отношениях R (конкуренции, партнерства и пр.) и взаимодействуют друг с другом, используя множество протоколов COM (например, протоколы потоков работ, торгов, аукционов и пр.) и образуя различные организации ORG (объединения, альянсы, совместные предприятия и пр.), а также обладают определенным репертуаром индивидуальных и совместных действий ACT и характеризуются различными стратегиями эволюции EV.

Здесь любой автономный агент аеА постоянно получает информацию из внешней среды eineE и внутренней среды е^еЕ, обрабатывает ее, исходя из собственных целей и предпочтений, формируя новые знания, нуждается в ресурсах reseRES для их достижения и производит действие acte ACT (или демонстрирует некоторое поведение beheBEH).

Ключевыми вопросами формирования виртуальных и интеллектуальных предприятий являются подбор партнеров, проведение переговоров (см. [12]), распределение ресурсов, выбор организационной структуры, выработка коллективных мнений и компромиссных решений. Решение этих вопросов требует предварительного моделирования различных стратегий взаимодействия и поведения агентов в МАС. При этом особый интерес представляют синергетические стратегии, связанные с взаимной компенсацией недостатков и усилением достоинств агентов.

Основными источниками взаимодействий агентов в МАС являются совместимые цели, нехватка индивидуальных ресурсов, наличие взаимных обязательств. Анализ механизмов выработки коллективных мнений и поддержания баланса интересов — важнейшие условия координации автономных агентов в МАС. Например, в двух крайних случаях общее мнение может строиться как конъюнкция индивидуальных мнений относительно рассматриваемой проблемы или как навязанное группе агентов единственное частное мнение. В свою очередь, распределенное мнение есть конъюнкция индивидуальных мнений по отдельным аспектам проблемы, совместное мнение является плодом взаимных уступок агентов, а неявное совместное мнение выступает как результат рефлексии одних агентов о мнениях других агентов, и т.д.

В то же время формы индивидуального и коллективного поведения биосоциоэкономи-ческих агентов связаны с их размерами (большой, малый, средний), взаимотношениями (конкуренция, кооперация), отношением к ресурсам (владелец, искатель) и, конечно, потребностями (в заказах, партнерах, альянсах), Типичным примером правила поведения для малого предприятия-агента служит «если нет заказов, то избегать конкурентов и искать «крупного» агента-партнера, который предоставит ресурсы», а аналогичное правило для большого агента может

иметь вид «если недостаточно собственных ресурсов для выполнения заказа, то установить временный альянс с большим или средним агентом (возможно и конкурентом)».

Различные формы объединений и альянсов агентов можно синтезировать на основе выделения представительных критериев, представления их на полярных шкалах и построения бинарных или более сложных оценок на этих шкалах. Например, удобными показателями для проектирования различных типов альянсов между агентами (необходимым условием существования альянса является поддержание некоторого уровня независимости каждого агента) служат количество объединяемых функций, уровень неоднородности агентов, число центров принятия решений, соотношение кооперативных и конкурентных стратегий.

Следует ожидать, что в ближайшие годы на основе агентно-ориентированного подхода будет разработана общая методология формирования и развития ВП и ИП. Для ее эффективной реализации необходимо использование различных библиотек и сред построения искусственных агентов (см.[11]).

Литература

1. Quinn J.B. Intelligent enterprise: the knowledge and service based paradigm for industry. -N.Y.: The Free Press, 1992.

2. Davidow W., Malone M. The virtual corporation: structuring and revitalizing the corporation for the 21st century. - N.Y.: Harper Collins, 1992.

3. Byrne J. A., Brandt R., Port O. The virtual corporation// Business Week, 8th of February,

1993.

4. Тарасов В.Б., Шильников П.С. Виртуальные предприятия: организационные характеристики и компоненты инфраструктуры// Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Сборник научных трудов 4-й Российской научно-практической конференции (Москва, 11-12 апреля 2000 г.). - М.: МЭСИ, 2000. - С.21-33.

5. Манюшис А.Ю., Смольянинов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании // Международный журнал «Проблемы теории и практики и управления». — 2003. — №4. - С.89-93.

6. Тарасов В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям// Новости искусственного интеллекта. - 1996. - № 4. -

7. Thanhuber M.J. The intelligent enterprise. Theoretical concepts and practical implications. - Berlin: Springer, 2005.

8. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Пер. с англ. — Киев: INT Пресс, 1999.

С.40-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.