Научная статья на тему 'Африканцы в Лондоне: хроника Союза западноафриканских студентов'

Африканцы в Лондоне: хроника Союза западноафриканских студентов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / Лондон / Союз западноафриаканских студентов / Ладипо Соланке / раса / колониализм / Западноафриканский студенческий союз / Africa / London / West African Union of Students / Ladipo Solanke / race / colonialism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гавристова Татьяна Михайловна, Крылова Наталия Леонидовна

Союз западноафриканских студентов (СЗАС) ‒ одна из первых крупных общественных организаций, созданных за пределами Африки, в Великобритании. Он был создан в 1925 г. и активно функционировал до начала 1960-х гг. История СЗАС была тесно связана с историей панафриканского и освободительного движения. В рамках данной статьи авторы рассматривают деятельность Союза во взаимосвязи с политической, социально-культурной и персональной историей, акцентируя внимание на проблемах становления национального и расового сознания в среде его членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Africans in London: Chronicle of the Union of West African Students

Research interest in the problems of the young generation of the countries of the African continent, including students, has noticeably increased over the last decades. The student youth, called the “conscience of the nation” in African countries, for a long time has been one of the most organized streams of the democratic movement and continues to play a prominent role in national processes. However, the student movement is a very complex and contradictory phenomenon, feeding numerous hotbeds and centers of intense search for national identity and struggle for their rights and freedoms. The authors of this article saw their task in an objective examination of the experience of one of the most famous and authoritative student organizations, mainly in the historical and cultural context. The article is dedicated to the history of the Union of West African Students’ Union (WASU) – one of the largest organizations of African students who lived and studied in Great Britain in the first half of the 20th century. The historical and cultural perspective of representation was not chosen by the authors of the article by chance. The activities of the WASU are closely connected with the problems of the national liberation movement in West Africa, though it also performed various tasks to protect the interests and rights of students in London and in the UK and therefore holds a key place in the history of the African Diaspora. The authors examine in detail the stages of the ideological and political formation and development of the WASU – from the Union of Students of African Descent, which existed in London at the turn of the second and the third decades of the 20th century, to the extinction of the WASU in the early 1960s. The authors show that for all its weaknesses, mistakes, theoretical immaturity and eclecticism of ideological attitudes, it was the WASU that had formed the anti-colonial agenda in Africa implemented during the national liberation struggle at the turn of 1950–60s in most countries on the continent. In a number of countries in West Africa, after the declaration of independence, former members and leaders of the Union came to power. Among them are Kwame Nkrumah (1909–1972), Benjamin Nnamdi Azikiwe (1904–1996), etc. The authors offer a new look at the phenomenon of African students, who were equally capable to fight for their interests and the interests of the nation and at the same time expressed conformist sentiments to the colonial authorities and post-colonial reality.

Текст научной работы на тему «Африканцы в Лондоне: хроника Союза западноафриканских студентов»

АФРИКАНЦЫ В ЛОНДОНЕ: ХРОНИКА СОЮЗА ЗАПАДНОАФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ (к 100-летию со дня образования)1

О 2023 Т.М. Гавристова, H.JI. Крылова

ГАВРИСТОВА Татьяна Михайловна, доктор исторических наук, профессор, кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Российская Федерация, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: tagavristova@gmail.com

КРЫЛОВА Наталия Леонидовна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра социологических и политологических исследований Института Африки РАН, Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: krylovanl@yandex.ru

Аннотация. Союз западноафриканских студентов (СЗАС) - одна из первых крупных общественных организаций, созданных за пределами Африки, в Великобритании. Он был создан в 1925 г. и активно функционировал до начала 1960-х гг. История СЗАС была тесно связана с историей панафриканского и освободительного движения. В рамках данной статьи авторы рассматривают деятельность Союза во взаимосвязи с политического, социально-культурного и персональной историегО, ащентируя внимание на проблемах становления нагщонального и расового сознания в среде его членов.

Ключевые слова: Африка, Лондон, Союз западноафриаканских студентов, Ладипо Солонке, раса, колониализм. Западноафриканский студенческий союз.

DOI: 10.31132/2412-5717-2023-65-4-93-106

У тебя нет имени, пока не заговоришь...

Хоми Баба [1, с. XXV]

НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ

В первой четверти XX в. в Лондоне проживало немало выходцев из колоний. В последние десятилетия они неоднократно становились объектом исследования зарубежной и российской гуманитарной науки [2, 3, 4, 5, 6].

Численность африканцев в Лондоне год от года росла. Нигерийцы, кенийцы, выходцы с Юга Африки стремились интегрироваться в круг студенчества. Такая форма адаптации давала результаты, будучи связанной с британской колониальной стратегией, направленной на приобщение африканской верхушки к «цивилизации». Африканцы не ощущали себя своими нигде. В Великобритании в силу соматических признаков, что делало их заметными всюду, они были «чужими среди своих». В Африке из-за воспитания и образования их воспринимали как «черных европейцев».

Женщин в среде африканских студентов в первой половине XX в. практически не было. Некоторые студенты сожительствовали с белыми женщинами. Джозеф Данква, например, о котором речь пойдет далее, в годы учебы имел в Лондоне двух гражданских жен, от них у него родились два сына и две дочери.

1 Финансирование ЯрГу., проект VIP-018.

Наибольшую активность к консолидации проявляли нигерийцы: игбо и йоруба. Они отличались мобильностью, способностью к абсорбции идей, высокой коммуникабельностью и чаще других проявляли готовность к объединению.

До образования Союза западноафриканских студентов (СЗАС) - организации, которая является предметом данного исследования - попытки объединиться предпринимали выходцы из Южной Африки, тяготеющие к идеям панафриканизма. Объединения были недолговечны.

Накануне Первой мировой войны западноафриканские студенты входили в Общество борьбы с рабством и защиты аборигенов, основанное в 1913 г. В 1918 г. в Лондоне был создан Африканский союз прогресса, возглавил его Джон Р. Арчер, британский политик негритянского происхождения, сочувствовавший идеям панафриканизма.

На рубеже второго-третьего десятилетий XX в. в Лондоне существовал Союз студентов африканского происхождения. Он вырос из основанного в 1917 г. Христианского союза, объединявшего африканцев и вест-индийцев. Особенность вновь созданного Союза заключалась в том, что он с момента создания был по составу чисто африканским. Его правление состояло из представителей Сьерра-Леоне и Золотого Берега. Возглавлял Союз Эрнест С. Беоку-Беттс, юрист, сотрудник Королевского антропологического института, приехавший в Лондон в 1914 г. Его профессиональные интересы и активность в гражданских делах определяли общественную платформу организации. Союз способствовал актуализации профессиональной деятельности студентов, их карьерному и «интеллектуальному росту» [5, с. 23]. Руководство Союза «поощряло интерес к изучению африканской истории», трудам этнологов и антропологов, в том числе Л. Фробениуса [5, с. 23-24].

Организация неоднократно переименовывалась. Ее называли Союзом африканских студентов Великобритании и Ирландии, Союзом студентов африканского происхождения, и все для того, чтобы привлечь вест-индийцев к сотрудничеству. Союз имел контакты с Уильямом Дюбуа и, судя по количественным изменениям (1921 г. в его состав входило 25, в 1924 г. 120 человек), пользовался популярностью у студентов [7, с. 274].

Публицист Джозеф Э. Кейсли-Хейфорд, выходец с Золотого Берега, будущий лидер Национального конгресса Британской Западной Африки, назвал Союз «связующим звеном в сердце империи между африканцами на родине и африканцами на чужбине» [7, с. 231].

Постепенно начали выступать в поддержку Союза действовавшие в Лондоне в первой половине 1920-х гг. Союз студентов Золотого Берега, Общество народов африканского прогресса, Союз африканского прогресса, состоявшие преимущественно из учащейся молодежи. Они вели дискуссии о колониализме и панафриканизме.

Деятельность Союза стала преддверием к созданию молодежной организации, которой суждено было сыграть роль идейно-политического центра африканских студентов в Англии. Их усилиями был создан СЗАС и чуть позднее, в 1931 г., Лига цветного населения (ЛЦН), у истоков которой стоял Гарольд Муди, врач ямайского происхождения. Обе организации объединяли представителей разных территорий, этносов, культур и взглядов. В их числе были «поклонники Британской короны и интернационалисты, пацифисты и феминисты, коммунисты, социалисты и либералы» [5, с. 23-24], что, с одной стороны, содействовало расширению кругозора их членов, а с другой - представляло вызов метрополии, получившей в самом сердце империи «интернациональные объединения» [5, с. 24], представляющие угрозу существованию колониальной системы. В настоящее время именно СЗАС и ЛЦН рассматриваются как некая «сеть», «ретрансляционная точка» или «гнездо», где обсуждались «новости, вызревали идеи и протесты», нашедшие применение в панафриканском и освободительном движении.

У ИСТОКОВ СЗАС: ЛАДИПО СОЛАНКЕ И ДЖОЗЕФ ДАНКВА

В 1924 г., студенты группировались вокруг Африканского союза прогресса, его политическая программа призывала молодежь к борьбе за «объединенную Африку». Со временем сказалась смена политического и, прежде всего, культурного ландшафта. Число студентов из колоний увеличивалось. Среди них зрели идеи солидарности.

В 1925 г. вышла в свет книга А. Локка «Новый негр», резонанс ее был велик [8] и способствовал консолидации образованной молодежи из Африки, США и Вест-Индии. Особую роль сыграла Колониальная выставка Британской империи, проходившая с 23 апреля по 1 ноября 1924 г. и с 9 мая по 31 октября 1925 г. в Лондоне. Ее посетили 26 млн человек. В павильоне Западной Африки побывало 60% посетителей. Параллельно появилось немало публикаций, содержащих насмешки над африканской культурой. Некоторые носили расистский характер.

Негодование вызвали статьи о каннибализме и работорговле в Нигерии, опубликованные в газете Evening News [5, с. 24-25]. Оно было услышано благодаря позиции будущего лидера СЗАС Л. Соланке, заявившего о себе и своих правах. Накануне колониальной выставки, где должны были быть представлены все регионы метрополии, он вместе с группой юристов в журнале West Africa выступил против публикаций, несправедливо уличавших африканцев в варварстве. Некоторые статьи в итоге не были приняты к печати [9]. Так, через СМИ студенты-активисты формировали базис для консолидации и борьбы за интересы африканцев в Лондоне и на континенте.

Панафриканская ориентация Союза и усилия Л. Соланке привели к тому, что 7 августа 1925 г. в Лондоне студенты четырех британских колоний Западной Африки объединились. Организация-предшественница самораспустилась, ее члены присоединились к СЗАС. На учредительном съезде представителей Нигерии, Золотого Берега, Сьерра-Леоне и Гамбии присутствовали 12 человек. Л. Соланке стал генеральным секретарем организации, а студент Дж. Данква ее первым президентом. Интеллектуальным покровителем организации был Дж.Э. Кейсли-Хейфорд, юрист по образованию, по этнической принадлежности фанти. Он был последователем писателя и политика Эдварда У. Блай-дена, состоял в переписке с У. Дюбуа и использовал свое положение в Союзе для продвижения идей африканского национализма.

Л. Соланке, по этнической принадлежности йоруба, родился в Абеокуте, на реке Огун, названной в честь бога-покровителя кузнецов и путешественников, окончил колледж Фура-Бей (Сьерра-Леоне), а в 1922 г. приехал в Лондон. Благодаря диплому Лондонской школы права в 1926 г. он был принят в члены коллегии адвокатов. Борьба против расизма и сегрегации стала делом его жизни.

Главную цель Л. Соланке видел в образовании Соединенных Штатов Западной Африки, а затем - Африки в целом. Позднее его идеи воспринял Кваме Нкрума, будущий президент независимой Ганы, создатель Ассоциации студентов-африканцев США и Канады, члены которой поддерживали инициативы, направленные на распространение панафриканизма. Перебравшись в 1945 г. из США в Лондон для продолжения образования, К. Нкрума пережил «"духовную эмансипацию" и чувствовал себя, как дома» [10]. Он приобщился к деятельности Союза, возлагал надежды на образованную молодежь, всемерно ей покровительствовал.

Л. Соланке сыграл заметную роль в пробуждении расового и национального сознания африканцев. Он не был сторонником регионализма, хотя немало сделал для популяризации в Лондоне на радио и в печати языка, традиций и культуры йоруба. Он дал возможность нигерийцам вдали от родины осознать себя нигерийцами. Слова «раса», «Африка» и «нация» для него были синонимами, а цели, которые он перед собой ставил, ка-

сались не столько региона Западной Африки, сколько континента в целом и всех африканцев, живущих за его пределами [5, с. 32].

О заслугах Л. Соланке много писали, сам он делился воспоминаниями о своей жизни [11]. Благодаря ему Союз западноафриканских студентов обрел авторитет и поддержку на континенте и за его пределами. Свидетельством служат поездки Соланке в Африку в поисках денежных средств для Союза, который также поддерживали знаменитости и африканские выпускники британских университетов.

Маркус Гарвей, активный деятель негритянского движения за освобождение, финансировал издательскую деятельность СЗАС и до 1928 г., пока жил в Лондоне, предоставлял возможность использовать для нужд Союза свой дом и резиденцию в Западном Кенсингтоне. Его первая жена Эми Эшвуд с 1922 г. находилась в разводе с мужем и жила в Лондоне. У нее имелись собственные доходы от небольшой пароходной компании и газеты Negro World, которую они создавали вместе. Она разделяла взгляды Л. Соланке, сочувственно относилась к студентам, заботилась о них, оказывала материальную помощь, а после создания Африканского дома готовила им еду.

Л. Соланке был для студентов «отцом» и «старшим товарищем», заботился об их повседневных нуждах. Он немало сил положил на создание студенческого общежития. Его жена Опеолу Огунбийи (студенты называли ее «Мама ВАСУ» - от англоязычной аббревиатуры West African Students' Union) организовала доставку в общежитие продуктов из Африки, обучила повара-ирландца готовить традиционные нигерийские блюда. Она немало сделала для сохранности корреспонденции Союза, от лица которого вместе с мужем вела переписку.

Деятельность Л. Соланке была направлена «на пробуждение национального сознания Нигерии» [12] и Западной Африки. Он вместе с Союзом способствовали формированию критического отношения к окружающей действительности у целого поколения африканцев, из среды которого вышло немало государственных деятелей и интеллектуалов: Бенджамина Н. Азикиве - Зика, первого президент независимой Нигерии [13], Джомо Кениатты, первого президента независимой Кении, и других. Они начали пересмотр установок о цивилизаторской роли метрополии в Африке, подвергнув критике идеи тотальной европеизации и христианизации континента [9].

Дж. Данква к моменту избрания на должность президента СЗАС формально был студентом. По этнической принадлежности акан, он в 1922 г. поступил в Лондонский университет. Ему удалось получить стипендию Джона Стюарта Милля. Он написал диссертацию «Моральная цель как моральное совершенство» и стал первым выходцем из Западной Африки, удостоенным ученой степени доктора философии в британском университете. В Лондоне он редактировал журнал СЗАС. На исходе 1940-х к нему присоединились такие его соотечественники, как К. Нкрума и выступивший позднее в оппозиции к нему юрист Джо Аппиа [14].

Первоначально в состав Союза входило 25 человек - студенты, юристы, борцы против дискриминации. В колониях создавались братства - ветви Союза. Так происходил рост числа членов организации, с которых взимались членские взносы.

В 1938 г. численность Союза достигла 227 человек. Из них четверть составляли «активисты» [15, с. 5-6; 16, с. 56]. Они привлекали в Союз новых членов, выступали по отношению к ним в роли кураторов, помогали найти жилье, узнавали от них новости о том, что происходит на континенте.

Через членство в Союзе прошли несколько поколений студентов. Их состав менялся. В их среде появились женщины. Кофоворола Адемола, по этнической принадлежности йоруба, президент Национального совета женских обществ Нигерии, первая нигерийская выпускница Оксфорда, в автобиографии упоминает о членстве в СЗАС в

1930-е гг. [5, с. 112]. Первая женщина-судья Нигерии, первая африканка в Королевской коллегии адвокатов Стелла Томас, по этнической принадлежности йоруба, будучи студенткой Оксфордского университета, состояла одновременно в СЗАС и ЛЦН, выступала с критикой колониальных властей и генерал-губернатора Нигерии лорда Фредерика Д.Д. Лугарда. В СЗАС она была удостоена высочайшего титула (его присваивали только самым активным и авторитетным членам) - Огбони Агба (уважаемый старейшина).

В 1939 г. западноафриканские студенты составили 14% от общего числа студентов колоний [17]. Многие зарабатывали авторитет, необходимый для реализации своих политических амбиций. Так строили карьеру Ннамди Азикиве и близкий ему по духу профсоюзный деятель Езекия О. Дэвис, занимавший пост президента СЗАС в годы учебы в Лондоне, К. Нкрума, Дж. Кениатта, а также М. Гарвей, Дж. Падмор, У Дюбуа. В период Второй мировой войны число активистов сократилось - гораздо больше стало тех, кто задумывался о профессиональной карьере. Наиболее успешные африканцы были приняты в коллегию адвокатов, занимались юриспруденцией.

В 1945 г. численность членов СЗАС составляла около 1300 человек [19, с. 7; 20, с. 84], а к 1950 г. - около 2000 человек [21, с. 174]. Однако, несмотря на численный рост, основная работа велась небольшой группой активистов [22].

Большинство членов СЗАС были поглощены учебой. Это были выходцы из среды традиционной аристократии, верхних эшелонов чиновничества колониальной администрации, торговой буржуазии, лояльно относившейся к колониальным властям. В середине 1940-х гг. в рядах Союза стали появляться студенты из числа мелкой и средней буржуазии. Некоторые сами оплачивали свое обучение. И если для одних СЗАС являлся школой общественно-политической борьбы, для других он воплощал функцию защиты прав африканцев в Великобритании и Африке.

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Конституция Союза, принятая в 1936 г., преследовала преимущественно социальные и академические интересы. Цели и задачи Союза свидетельствовали о направленности его деятельности на поддержку и взаимопомощь студентов. Отдельные разделы конституции СЗАС были посвящены его финансовой системе, членским взносам и созданию фондов для выполнения задач Союза [23, с. 15, 17].

В 1929-1933 гг. Л. Соланке в качестве президента Союза обращался к традиционной знати, политической и интеллектуальной элите, выпускникам британских университетов. Финансовую помощь Союзу предоставляли и некоторые учреждения метрополий: Банк Британской Западной Африки, Юнайтед Эфрика К°, Шелл К° и др. [18, с. 233].

Однако ключевую роль в жизни Союза играли меценатство и благотворительность. Материальную поддержку СЗАС оказывали М. Гарвей и его жена Эми Эшвуд, афроаме-риканский певец Поль Робсон, доктор Хастингс К. Банда, будущий президент Малави, занимавшийся в Лондоне частной практикой, Д.Э. Кейсли-Хейфорд, правитель ашанти Премпе I и другие.

Для полноценного функционирования СЗАС его руководство предложило использовать добровольные пожертвования. Благодаря волонтерам было собрано 1,5 тыс. фунтов. Они предназначались для стипендий студентам и организации постоянного студенческого общежития - Дома Африки. Его комендантом стал Л. Соланке.

Первоначально резиденция СЗАС находилась в доме М. Гарвея. Позднее, на собранные средства Л. Соланке удалось приобрести дом на Камден Роуд. Он превратился в Дом Африки. В нем проводились съезды и собрания; его использовали как гостини-

цу и общежитие для студентов. Официальное открытие Дома Африки состоялось в январе 1933 г.

Перед студентами выступали Д.Э. Кейсли-Хейфорд, выпускник медицинского факультета Эдинбургского университета доктор Герберт Банколе-Брайт, британский антрополог польского происхождения, основоположник метода «включенного наблюдения» Б.К. Малиновский, британский педагог и англиканский викарий, основатель и первый директор колледжа и школы принца Уэльского, известной как колледж Ачимота А.Г. Фрейзер.

Дом Африки служил пристанищем для африканцев, которые, прибыв в Лондон, сталкивались с проблемами трудоустройства и проявлениями бытового расизма.

Л. Соланке обвиняли в растрате денег и попытке лично контролировать распределение жилья. Внутри Союза начались распри. Был сформирован Комитет защиты Дома Африки. При поддержке П. Робсона в 1934 г. был открыт Дом Аггрея, но он так и остался незаполненным.

В 1938 г. Союз переехал в новое здание. Оно продолжало использоваться как место проведения интеллектуальных и политических дискуссий, став своего рода «рынком идей» панафриканизма, марксизма, социализма. Здесь возникло своего рода бюро новостей, повествующее миру «об африканском вкладе в человеческий прогресс». Так студенты намеревались «поддерживать дух национального самосознания и расовой гордости среди африканского народа» [23, с. 14-15].

В середине 1940-х гг. Л. Соланке вновь отправился в Западную Африку, чтобы продолжить сбор средств и возвратился в конце десятилетия с суммой, достаточной для открытия нового студенческого общежития на Набережной Челси. Однако разногласия в среде руководства, где каждый обвинял другого в чрезмерных расходах, привели к тому, что в 1949 г. Л. Соланке покинул пост. В 1952 г. руководство Союза решило закрыть общежитие, но Л. Соланке взял его под свой контроль.

Одновременно руководство выступало за реформы и паритетное участие африканцев в управлении, за равенство всех жителей колоний независимо от расы перед законом. Рупором идей СЗАС стал собственный журнал Союза WASU. The Journal ofWASU of Great Britain, первый выпуск которого состоялся весной 1926 г. и который Г. Олуса-нья назвал первой ступенью в общественно-политической деятельности организации [24, с. 36].

Журнал задумывался как научное издание. Большинство статей было написано самим Л. Соланке, а также Дж.О. Коулом. Характер публикуемых материалов отражал идейные искания и общественно-политические интересы Союза. Многие материалы журнала отличались претенциозно-эмоциональным настроем. Исследователи обращают внимание на преобладание в публикациях тем, связанных с этнической группой йоруба, связывая это с принадлежностью к йоруба самого Л. Соланке и значительной части руководства СЗАС [24, с. 20].

Как и СЗАС, журнал переживал экономические взлеты и падения. В период 19261932 гг. было выпущено всего 9 номеров. С 1940 г. объем журнала сократился до одного листка информационных сообщений. Послевоенные номера - их было очень немного, а сам журнал стал называться WASU-Magazine - стали более политизированными.

ПРОБУЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО И РАСОВОГО СОЗНАНИЯ

Члены СЗАС в большинстве своем были сторонниками цивилизаторской миссии европейцев в Африке. Следовало отказаться от архаичной культуры, рутинных ценностей, встав на путь интеграции с универсальной, по их мнению, западной традицией. Такую

задачу ставили перед ними христианские священники и учителя в миссионерских школах. По сути, африканцы в реализации своих намерений видели три главные установки, которые вели их к успеху через приобщение к христианству, цивилизации и сотрудничеству (с метрополией). Изначально многие, в том числе К. Нкрума, видели себя в об-личии священников, а свое будущее связывали со служением великому престолу, правосудию или, по крайней мере, делу просвещения. Воспитание, образование, система судопроизводства, большинство социальных и политических институтов в колониальный период в Африке функционировали по европейскому образцу и, безусловно, рассматривались членами СЗАС как блага цивилизации. Между тем в первой четверти XX в. образованные африканцы сознавали, что белая раса морально и материально обязана негроидной, а Великобритания - африканцам колоний: на их каторжном труде базировались ее благополучие и процветание.

С 1928 г. в СЗАС принимали всех африканских студентов, и на рубеже третьего-чет-вертого десятилетий XX в. многие в надежде на синтез цивилизаций пытались легализовать африканскую культуру. Одни в свободное время, подобно Л. Соланке, преподавали африканские языки; другие собирали и записывали мифы и сказки, сравнивали их с античными и христианскими; третьи популяризировали африканские ритмы и кухню. В 1930-х гг. в Лондоне были кафе и клубы, где играли африканскую и афроамерикан-скую музыку. Студенты называли себя «трансляторами» африканской культуры и «послами Африки» [9, с. 52].

Г. Олусанья ссылается на образец символического «прочтения» термина Ж4577: «Когда читается ХУАБЦ, то восходит звезда Западной Африки. Благодаря Богу и опекунству Англии (Британии) и свету с Востока на становление Соединенных штатов Западной Африки, которые могут стоять бок о бок с США и Европой во всемирном будущем братстве, которое еще должно прийти» [15, с. 17-18].

Однако реальный кросс-культурный и кросс-расовый диалог был делом сложным. В отношениях с коренными британцами присутствовало множество стереотипов. Так, К. Адемола в автобиографии отмечала, что никогда не сталкивалась с проявлениями расизма, хотя не очень приятным было отношение студентов к ней как к чему-то «диковинному», напрягали также вопросы, откуда у нее такое хорошее владение английским языком» [5]. Много общего студенты находили в общении с афроамериканцами и вест-индийцами, что способствовало распространению в их среде панафриканских настроений.

Пока вице-президентом Союза был Дж.К. Данква, программа которого соответствовала духу конформизма, проповедовалась христианская мораль. Деятельность Союза была нацелена на актуализацию коммуникаций в студенческой среде, на сбор информации и документов о континенте, на создание информационного бюро на базе СЗАС. Существовала установка на создание центра африканских исследований. Ставка делалась на «дух взаимопомощи» и взаимовыручку в студенческой среде. Культивировались идеи гордости принадлежности народам континента. Очевидной стала консолидация выходцев из Западной Африки, в среде которых формировалось уже не только расовое, но и национальное самосознание, чему, во многом, способствовали издания Союза [9, с. 50].

В 1920-1930 гг. СЗАС еще не ставил целью деятельности политическое самоопределение регионов континента. В дискуссиях поднимались такие вопросы, как будущее сотрудничество метрополии с Африкой; отношения между традиционной аристократией и африканскими интеллектуалами; адаптация традиционной верхушки к современным формам правления; равноправие всех людей перед законом, улучшение условий получения африканцами образования.

В этот период СЗАС был наиболее влиятельной организацией, определявшей настроения африканцев в Лондоне. Студенты видели свое общественное предназначение

в достижении основной цели - объединения Западной Африки. Эту идею еще в 1925 г. пропагандировал доктор Г. Банколе-Брайт, возглавлявший на тот момент Национальный Совет Британской Западной Африки и приветствовавший ее самоопределение. Важным он считал воспитание в африканцах чувство национального самосознания и тесное сотрудничество с теми, кто мог содействовать достижению цели.

Отчасти идея самоопределения отвечала интересам трансформации внутри самой колониальной администрации. Студенты надеялись стать связующим звеном между африканским населением и колониальной властью, что объясняло их снобизм и наличие в их среде мессианских настроений. Студенты ощущали себя «избранными», будущими интеллектуальными лидерами Западной Африки.

В 1930-х гг. СЗАС остро реагировал на политические события на континенте. В 1935 г. студенты выступили с осуждением итальянской агрессии в Эфиопии. На исходе десятилетия внутри Союза сложилась группа активистов. Их политические лозунги выходили за пределы умеренной критики колониализма. Заметное влияние на взгляды студентов оказывали контакты с Всемирной федерацией профсоюзов, Коминтерном, Профинтерном и распространяемая ими литература.

Разнообразие идейно-политических источников, воздействовавших на активистов СЗАС, приводило их к заблуждениям. Дж. Данква, например, публиковал пропагандистские статьи националистического и даже профашистского толка, восхищаясь «сильной личностью» Гитлера. Свастика украшала обложки некоторых выпусков журнала СЗАС. Однако к 1933 г. массовыми стали предостережения в отношении фашизма [18, с. 236].

СЗАС И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

В годы Второй мировой войны СЗАС стал «рупором африканского национализма». Отношение к Союзу британских властей продолжало оставаться лояльным. Студенческие семинары, конференции, встречи посвящались проблемам Западной Африки. В них принимали участие политики, в первую очередь лейбористы.

На одной из встреч с членами Международной лиги дружбы в Лондоне Л. Соланке выступил с заявлением, где отмечалось, что позиция Великобритании отличается наивысшей степенью сознательности и гуманизма, по сравнению с позициями других европейских держав. За подобным заявлением стояли десятилетия сотрудничества с колониальными властями. Данный тезис мог служить призывом к коллективным усилиям в борьбе против фашизма [15, с. 47], когда значительная часть членов Союза стала отходить от поддержки властей, обозначив ряд требований.

Показателем активной деятельности СЗАС стал меморандум, переданный в 1940 г. лорду Д. Ллойду Джорджу - он курировал колониальные территории. Среди требований было утверждение статуса доминиона для Западной Африки, включение в штат высшей администрации африканцев, гарантии прав профсоюзов.

Позднее на фоне антифашистского движения СЗАС провел в Лондоне Вторую ежегодную конференцию - знаменательный форум, на котором студенты обсуждали вопросы, выходящие за рамки академических и бытовых проблем. Лозунгом конференции стала «Демократия и применение ее принципов к решению проблем, стоящих перед народами Западной Африки» [24, с. 2].

Увлеченные проблемами африканцев в метрополии, студенты неадекватно воспринимали африканскую реальность. Так, Л. Соланке отмечал, что «изучение этнических проблем Западной Африки, определенно показывает, что проблемы эти, скорее, выдуманы, нежели реальны» [24, с. 1]. Привлекательной для студентов казалась идея возвра-

щения к традиционным формам обучения в Западной Африке, как способствующим демократизации образовательного процесса.

Студенты сознавали, что ключ к решению проблем в колониальном обществе - в вопросе о политической власти. На конференции был поднят вопрос о системе косвенного управления, которое СЗАС толковал как «истинное возрождение нашей цивилизации на национальных корнях, ее ориентированность на современные модели организации общества и высокие стандарты» [24, с. 9]. В резолюции конференции дана иная формулировка: «Нет возражений, чтобы национальная администрация приняла новые формы, но они должны быть созданы при консультации с народом; и мы не должны их внедрять, пусть и невольно, без воли народа» [24, с. 2]. Студенты подвергали сомнению справедливость колониальных решений.

Важным был и вопрос о скорейшем образовании собственного внутреннего правительства для всех четырех колоний в Западной Африке. Разбирая термин «собственное правительство», участники форума подчеркивали: «Мы не хотим иметь ничего общего с любым типом внутреннего самостоятельного самоуправления, которое будет хотя бы на йоту авторитарным» [25].

Поражение гитлеровской армии, высокий накал национализма в английских колониях Азии вызвали рост антиимпериалистических настроений. В 1945 г. СЗАС наряду с другими африканскими молодежными и студенческими организациями принял участие в V Панафриканском конгрессе в Манчестере, в Международном конгрессе молодежи в Лондоне и других форумах. Африканские «лондонцы» пересмотрели свои взгляды, отдав предпочтение свободе выбора пути и независимому развитию.

«Мы хотим получить образование», - записано в Резолюции Конгресса [26, с. 137]. Именно об этом кульминационном моменте деятельности СЗАС сказал К. Нкрума: «В то время пробудилось политическое самосознание студентов. Особенно в Лондоне, и где бы они ни собирались, они ни о чем другом не говорили, кроме как о национальной политике и национально-освободительном антиколониальном движении» [10, с. 57].

К. Нкрума прибыл из США в Лондон в 1945 г. и провел в британской столице два с половиной года. В 1946 г. СЗАС провел совместную конференцию с Западноафриканским национальным секретариатом (ЗАНС) - панафриканским движением, основанным им сразу после панафриканского конгресса в Манчестере. К тому времени он уже занял пост вице-президента Союза. В 1947 г. СЗАС призвал к немедленному принятию решения о независимости западноафриканских колоний и подверг критике лейбористское правительство за его невыполнение [27]. К. Нкрума почти не упоминает о данном периоде в автобиографии. Позднее он разошелся во взглядах со многими друзьями и соратниками, например, с Джо Аппиа. В 1945-1947 гг. в Союзе усилилось влияние выходцев с Золотого Берега [14] и стало обсуждаться будущее Африки.

Росту антиколониальных настроений способствовал выход СЗАС на международный уровень. В 1946 г. Союз стал членом Международного союза студентов (МСС). Отношение МСС к борьбе народов в зоне освободительной революции было сформулировано в его Уставе в виде особого пункта «Оказание студентам и народам колониальных, полуколониальных и зависимых стран всемерной помощи в их борьбе за свободу и независимость» [28].

УХОД СЗАС С ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЫ

На выборах 1951 г. в исполнительный орган Союза Л. Соланке организовал антикоммунистическую группу, хотя среди членов организации были сочувствующие социалистическим идеям и сторонники западной модернизации.

В 1950-х гг. ситуация изменилась. Изменился и состав студентов. Они стали моложе и ориентировались на получение образования. Лондон для них был центром британского содружества наций, жемчужиной мировой духовной культуры [29, с. 46]. Нигерийцы, число которых выросло, держались особняком; они не хотели быть ни на кого похожими: ни на «коммунистов», ни на «иностранных империалистов». М. Окойе отмечал, что «у них было братство в душе» [30, с. 268]. Их активность перешла в лоно будущих профессий. В январе 1958 г. в Лондоне был создан нигерийский студенческий поэтический клуб Нот [31, с. 209], возникли студенческие театральные кружки, творческие ассоциации. Объединить столь разную по симпатиям и ориентирам массу Союзу было трудно.

Лидеры СЗАС были склонны к пиару. Примером служит весьма эпатажное бракосочетание между Пегги Криппс и Джо Аппиа - едва ли не главное событие 1953 г. В роли шафера на свадьбе выступал Дж. Падмор, советник К. Нкрумы. Союз двух любящих сердец рассматривали как свидетельство торжества британского конформизма, нерушимой связи с колониями. Рождение «черно-белой семьи» вызвало международный резонанс. Отец невесты, сэр Стаффорд Криппс, один из лидеров Лейбористской партии Великобритании, входил в состав политической элиты. Дочь в конце 1940-х гг. начала работать в отделе по делам молодежи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и в 1950 г., будучи секретарем организации «Расовое единство», встретилась с Джо Аппиа, президентом СЗАС.

Медовый месяц молодожены провели во Франции, их свадебное турне оказалось в центре внимание прессы. Черно-белая семья олицетворяла дух времени как символ «супружеских» отношений метрополии и колоний. В мае 1954 г. в Лондоне родился их первенец, названный в честь К. Нкрумы.

Благодаря таким акциям интерес к СЗАС еще сохранялся. В 1958 г. скончался Л. Соланке. СЗАС присоединился к Комитету африканских организаций. И хотя он еще какое-то время существовал, этноцентристские тенденции стали усиливаться. Победу одержала траектория, намеченная К. Нкрумой - СЗАЗ превратился в горнило африканского национализма.

Союз постигла судьба многих подобных общественных объединений. Он выполнил свою историческую миссию, уступив место студенческим организациям, соответствующим требованиям времени. Однако при всех своих слабостях, ошибках, теоретической незрелости, отвлеченности идейных установок именно СЗАС сформировал антиколониальную повестку и занял достойное место в национально-освободительном движении Африки.

* * *

Два с лишним десятилетия СЗАС оставался центром притяжения африканского студенчества. Л. Соланке продолжал быть хранителем традиций Союза, вел переписку со своими «братьями», формировал архивы и библиотеку. После его смерти вдова О. Огун-бийи [32] передала его архив Лагосскому университету, где был создан специальный фонд, носящий имя Л. Соланке [33].

В 2004 г. был воссоздан Западноафриканский студенческий союз со штаб-квартирой в Гане. Его целью стало объединение студенческих союзов по всему региону. Он позиционирует себя преемником СЗАС. Один из проектов организации связан с намерением документально реанимировать историю выходцев из стран Западной Африки в Великобритании, прежде всего тех, кто выступал с антиколониальными лозунгами против расизма.

ИСТОЧНИКИ

1. Bhabha Н. The Location of Culture. New York, Routledge, 1994. http://www2.tf.jcu.cz/ -klapetek/bha.pdf (дата обращения 21.04.2023)

2. Гавристова T.M. Африканские интеллектуалы за пределами Африки. Ярославль, ЯрГУ, 2002. 308 с.

3. Okokon S. Black Londoners: a History. Stroud, Sutton Pub Ltd, 2009. 194 p.

4. Pan-African HistonK Political Figures from Africa and the Diaspora since 1787 (ed. by H. Adi, M. Sherwood). L., Routledge, 2003. 203 p.

5. Matera M. Black London: The Imperial Metropolis and Decolonization in the Twentieth centwy. Univ. of California Press, 2015, 414 p.

6. Карпов Г.А. Африканская диаспора в Великобритании. Африка в глобальных миграционных потоках: история и современность. Коллективная монография (отв. ред. С.В. Костелянец. М., Институт Африки РАН, 2022, с. 271-280.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Segal R. The Black Diaspora. New York, Farrar, Straus & Giroux, 1995. X, All p.

8. Locke A. The New Negro. https://monoskop.Org/images/5/58/Locke_Alain_1925_The_New_ Negro.pdf (дата обращения 21.04.2023)

9. Flanigan Ph. Reappropriating Empire: A Study of the West African Students" Union. University of Colorado Boulder, 2012, 90 p. https://scholar.colorado.edu/concern/undergraduate_honors _theses/qf85nb66k (дата обращения 21.04.2023)

10. Нкрума К. Автобиография. М., Издательство иностранной литературы, 1961. 287 с.

11. Solanke L. United West A frica (or Africa) at the Bar of the Family of Nations. L., African Publication Society, 1969. 68 p.

12. Fryer P. Staying Power - The History of Black People in Britain. London, Pluto Press, 1987. XII, 632 p.

13. Azikiwe N. My Odyssey: An Autobiography. N.-Y., Praeger, 1971, 452 p.

14. Appiah J. The Autobiography of an African Patriot. Westport, Connecticut. Praeger, 1990. 400 p.

15. Olusanya G.O. The West African Students' Union and the Politics of Decolonisation. Ibadan, 1982,122 p.

16. Africa. L. 1953, Vol. XXII, № 1, p. 56.

17. Карпов Г.А. Африканцы в Великобритании: колониальная эпоха (XVI - первая половина XX вв.) Genesis: исторические исследования. 2017. № 6, с. 1-19. DOI: 10.7256/2409-868Х.2017.6.22934

18. Geiss, Im. Panafrikanismus. Frankfurt am Main, Europäische Verlagsanstalt, 1968, 439 p.

19. A frica Report. L, 1965, vol. 10, № 5, p. 7.

20. Asien, Afrika und Lateinamerika. В., 1978, vol. 1, № 6.1, p. 84.

21. Daley P.O. Black Africans in Great Britain: Spatial Concentration and Segregation. Urban Studies, 1998, vol. 35, № 10.

22. Блинова E.B. Общественно-политические организации африканцев в Лондоне (19201930 гг.) Политическая жизнь Западного Европы: античность, средние века, новое и новейшее время: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 11 (отв. ред. А. Р. Панов). Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас, Арзамасский филиал ННГУ, 2016, с. 144-151.

23. The Constitution of the West African Students" Union. WASU. L., 1936.

24. WASU-Magazine. 1943, Vol. X, № 1.

25. West African Pilot. 16.07.1942.

26. Legum Colin. Pan-Africanism: a Short Political Guide. L., 1962, p. 137.

27. Hakim Adi, West Africans in Britain: 1900-1960, L. Lawrence and Wishart, 1998, ISBN 9780853158486.

28. Constitution of the International Union of Students. Prague, 1946, p. 4.

29. Carey A.T. Colonial Students. A Study of the Social Adaptation of Colonial Students in London. London: Seeker & Warburg, 1956, 267 p.

30. Okoye M. Embattled Men. Profiles in Social Adjustment. Enugu. Fourth Dimension Publicating Cooperation Ltd., 1980, XIV, 378 p.

31. Critical Perspectives on Nigerian Literatures. Ed. by B. Lindfors. L., Heinemann, 1979, 280 p.

32. Onakomaya S. O. Mama WASU: a village girl turned international personality guardian and counselor. Lagos. Unilag, 2009, 163 p.

33. Takehiko Ochiai. Three letters to Ladipo Solanke from George Padmore, Nnamdi Azikiwe and Obafemi Awolowo. https://researchgate.net/publication/332036369_Three_Letters_to_Ladipo_ Solanke_From_George_Padmore_Nnamdi_Azikiwe_and_Obafemi_Awolowo (дата обращения 24.04.2023)

AFRICANS IN LONDON: CHRONICLE OF THE UNION OF WEST AFRICAN STUDENTS (on the 100th anniversary of its formation)1

© 2023 Tatiana Gavristova, Natalia Krylova

GAVRISTOVA Tatiana M. Professor, Dr.Sc. (History), Department of General History, P.G. De-midov Yaroslavl State University, Russian Federation, 150003, Yaroslavl, Sovietskaya str., 10, e-mail: tagavristova@gmail.com

KRYLOVA Natalia L., Dr.Sc. (History), Chief Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: krylovanl@yandex.ru

Abstract. Research interest in the problems of the young generation of the countries of the African continent, including students, has noticeably increased over the last decades. The student youth, called the "conscience of the nation" in African countries, for a long time has been one of the most organized streams of the democratic movement and continues to play a prominent role in national processes. However, the student movement is a very complex and contradictory phenomenon, feeding numerous hotbeds and centers of intense search for national identity and struggle for their rights and freedoms. The authors of this article saw their task in an objective examination of the experience of one of the most famous and authoritative student organizations, mainly in the historical and cultural context.

The article is dedicated to the history of the Union of West African Students" Union (WASU) -one of the largest organizations of African students who lived and studied in Great Britain in the first half of the 20th century. The historical and cultural perspective of representation was not chosen by the authors of the article by chance. The activities of the WASU are closely connected with the problems of the national liberation movement in West Africa, though it also performed various tasks to protect the interests and rights of students in London and in the UK and therefore holds a key place in the history of the African Diaspora. The authors examine in detail the stages of the ideological and political formation and development of the WASU - from the Union of Students of African Descent, which existed in London at the turn of the second and the third decades of the 20th century, to the extinction of the WASU in the early 1960s. The authors show that for all its weaknesses, mistakes, theoretical immaturity and eclecticism of ideological attitudes, it was the WASU that had formed the anti-colonial agenda in Africa implemented during the national liberation struggle at the turn of 1950— 60s in most countries on the continent. In a number of countries in West Africa, after the declaration of independence, former members and leaders of the Union came to power. Among them are Kwame Nkrumah (1909-1972), Benjamin Nnamdi Azikiwe (1904-1996), etc.

The authors offer a new look at the phenomenon of African students, who were equally capable to fight for their interests and the interests of the nation and at the same time expressed conformist sentiments to the colonial authorities and post-colonial reality.

Keywords: Africa, London, West African Union of Students, Ladipo Solanke, race, colonialism

DOI: 10.31132/2412-5717-2023-65-4-93-106

REFERENCES

Africa. L. 1953. Vol. XXII, № 1, p. 56. Africa Report. L., 1965, vol. 10, № 5, p. 7.

1 Funding: P. G. Demidov Yaroslavl State University, project VIP-018.

Appiah J. The Autobiography of an African Patriot. Westport, Connecticut: Praeger, 1990. 400 p.

Asien, Afrika und Lateinamerika. B., 1978, vol. 1, № 6.1, p. 84

AzikiweN. My Odyssey: An Autobiography. N.-Y. Praeger, 1971. 452 p.

Bhabha H. The Location of Culture. N-Y, Routledge, 1994. http://www2.tf.jcu.cz/~klapetek/bha.pdf (accessed 21.04.2023)"

Blinova E.V. Socio-political organizations of Africans in London (1920-1930) (In Russian). Political life of Western Europe: antiquity, the Middle Ages, modern and modern times: interuniversity collection of scientific papers. Issue 1. ed. by A.R. Panov; Arzamas: Arzamas branch of UNN, 2016, pp. 144-151."

Carey A.T. Colonial Students. A Study of the Social Adaptation of Colonial Students in London. London: Seeker & Warburg, 1956. 267 p.

Constitution of the International Union of Students. Prague, 1946, p. 4.

Critical Perspectives on Nigerian Literatures. Ed. by B. Lindfors. L., Heinemann, 1979, 280 p.

Daley P.O. Black Africans in Great Britain: Spatial Concentration and Segregation. Urban Studies, 1998. Vol. 35. № 10.

Fryer P. Staying Power - The History> of Black People in Britain. L. Pluto Press, 1987. XII, 632 p.

Gavristova T.M. African intellectuals outside A frica (In Russian). Yaroslavl: YarGU, 2002. 308 p.

Geiss, Im. Panafrikanismus. Frankfurt am Main: Europäische Verlagsanstalt, 1968. 439 p.

Hakim Adi, West Africans in Britain: 1900-1960, L., Lawrence and Wishart, 1998, ISBN 9780853158486.

Karpov G.A. Africans in Great Britain: the colonial era (XVI - the first half of the XX centuries) (In Russian). Genesis: historical studies. 2017. № 6, p. 1-19. DOI: 10.7256/2409-868X.2017.6. 22934

Karpov G.A. African Diaspora in Great Britain (In Russian). Africa in Global Migration Flows: history and modernity. Ed. by. S.V. Kostelyanets. Moscow: Institute for African Studies RAS, 2022, pp. 271-280.

Legum Colin. Pan-A fricanism: a Short Political Guide. L., 1962, p. 137.

Locke A. The New Negro. https://monoskop.Org/images/5/58/Locke_Alain_1925_The_New_Negro.pdf (accessed 17.06.2019)

Matera M. Black London: the imperial metropolis and decolonization in the twentieth century. Oakland, California: University of California Press, 2015, 410 p.

Nkrumah K. Autobiography (In Russian). Moscow: Publishing House of Foreign Literature, 1961. 287 p.

Okoye M. Embattled Men. Profiles in Social Adjustment. Enugu: Fourth Dimension Publicating Cooperation Ltd.,1980. XIV," 378 p.

Okokon S. Black Londoners: a History. Stroud: Sutton Pub Ltd, 2009. 194 p.

Olusanya G.O. The West African Students' Union and the Politics of Decolonisation. Ibadan, 1982, 122 p.

Onakomaya S.O. Mama WASU: a village girl turned international personality guardian and counselor. Lagos: Unilag, 2009. 163 p.

Pan-African History. Political Figures from Africa and the Diaspora since 1787. Ed. by H. Adi, M. Sherwood. L., Routledge, 2003. 203 p.

Flanigan Ph. Reappropriating Empire: A Study of the West African Students' Union. University of Colorado Boulder, 2012, 90 p. https://scholar.colorado.edu/concern/undergraduate_honors_ theses/qf85nb66k (accessed 03.12.2020)

Segal R. The Black Diaspora. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1995. X, All p.

Solanke L. United West Africa (or Africa) at the Bar of the Family of Nations. L.: African Publication Society, 1969. 68 p. '

Takehiko Ochiai. Three letters to Ladipo Solanke from George Padmore, Nnamdi Azikiwe and Obafe-mi Awolowo. https://www.researchgate.net/publication/332036369_Three_Letters_to_Ladipo_ Solanke_From_George_Padmore_Nnamdi_Azikiwe_and_Obafemi_Awolowo (accessed 29.10.2021)

The Constitution of the West African Students" Union. WASU. L., 1936, vol. 5, № 1.

WASU-Magazine. L., 1943. Vol. X, № 1, p. 2.

West African Pilot. L., 16.07.1942.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.