Научная статья на тему 'Африканский континент как приоритетное направление внешней политики Испании'

Африканский континент как приоритетное направление внешней политики Испании Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Испания / Африка / внешняя политика / экономика / образование / миграция / безопасность / Spain / Africa / foreign policy / economy / education / migration / security

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Баскакова А.С., Исякаева А.Р., Хромова А.А.

Статья посвящена анализу основных аспектов испанской внешней политики в отношении стран африканского континента, в том числе перспективных и актуальных направлений сотрудничества по испанско-африканской линии в области экономики, политики и безопасности. Приоритетное внимание уделяется положениям и их реализации испанского стратегического документа в отношении Африки «Фокус Африка 2023».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The African continent as a priority area of Spanish foreign policy

The article is devoted to the analysis of the main aspects of Spanish foreign policy towards the countries of the African continent, including promising and current areas of cooperation along the Spanish-African line in the field of economics, politics and security. Priority is given to the provisions and their implementation of the Spanish strategic document for Africa “Focus Africa 2023”.

Текст научной работы на тему «Африканский континент как приоритетное направление внешней политики Испании»

Баскакова А.С.

Студент, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Исякаева А.Р.

Студент, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Хромова А.А.

Студент, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Африканский континент как приоритетное направление внешней политики Испании

Африка к югу от Сахары представляет собой чрезвычайно разнообразный регион, состоящий из стран с низким, среднем и высоким уровнем дохода (22 из которых нестабильны или затронуты конфликтами), а также 13 малых государств, которые малонаселенные, имеющие ограниченный человеческий капитал и небольшую земельную площадь. Обладая богатыми природными ресурсами, крупнейшей зоной свободной торговли в мире и рынком с населением 1,2 миллиарда человек, континент может проложить новый путь развития, используя потенциал своих ресурсов и своего народа [1, с. 58].

Однако регион сталкивается с рядом проблем развития. Согласно обновленному отчету об экономике региона, ожидается, что рост в странах Африки к югу от Сахары снизится с 3,6% в 2022 году до 2,5% в 2023 году. Рост конфликтов и насилия во всем регионе оказывает сдерживающее воздействие на экономическую активность, и климатические кризисы могут усугубить эту хрупкость. В 2023 году около 462 миллионов человек по-прежнему будут жить в крайней нищете. Недавний поликризис - климатические проблемы, пандемия СОУШ-19 и растущие конфликты - ускорил рост долга. Регион по-прежнему сталкивается с высокими рисками долгового кризиса: по состоянию на июнь 2023 года 21 страна находилась в зоне высокого риска внешнего долга или уже подвергалась ему.

Рост остается неравномерным по всему континенту. В то время как в Восточной Африке в 2023 году темпы роста составят 1,8%, в Западной Африке ожидается рост на 3,3% в этом году [3, с. 6]. В целом, экономические показатели стран Африки к югу от Сахары по-прежнему сдерживаются результатами ниже среднего для крупнейших

стран континента. Места в энергетическом и транспортном секторе продолжают препятствовать экономической деятельности в Южной Африке, в то время как скромный рост Нигерии можно объяснить проблемами в ее нефтяном секторе. Более того, конфликты и военные перевороты в таких странах, как Судан, Нигер и Габон, вероятно, замедлят рост Центральноафриканского экономического и валютного сообщества и некоторых стран Сахеля.

Использование потенциала природных ресурсов дает возможность улучшить финансовую и долговую устойчивость африканских стран. Природные ресурсы (нефть, газ и полезные ископаемые) открывают огромные возможности для экономик стран Африки к югу от Сахары во время перехода к низкоуглеродному производству энергии.

Африка также может проложить путь к инклюзивному росту, инвестируя в свой человеческий потенциал. В течение следующих трех десятилетий в регионе будет наблюдаться самый быстрый рост численности населения трудоспособного возраста среди всех регионов: прогнозируемый чистый прирост составит 740 миллионов человек к 2050 году. До 12 миллионов молодых людей будут выходить на рынок труда в регионе ежегодно. Поскольку в ближайшие годы экономика региона будет восстанавливаться более быстрыми темпами, политика должна быть направлена на более справедливое распределение выгод экономического роста среди населения путем инвестирования в человеческий капитал, поощрения экономической диверсификации и содействия более высокому росту, благоприятному для занятости.

На сегодняшний день африканский континент является актуальным направлением внешней политики Королевства Испания, которое имеет стратегические цели на африканский регион. Стоит отметить, что африканский регион является нестабильным регионом по ряду весомых причин и актуальной проблематики: миграционный кризис, природно-климатические катастрофы, проблема здравоохранения, бедность и голод, боевые столкновения, коррупция, отсутствие гарантий безопасности, сменяемость власти насильственным путем [9, с. 1].

В политическом контексте демократизация африканских государственных институтов потерпела неудачу. В Сахеле и некоторых районах Африканского Рога население сталкивается с ситуациями растущей нестабильности и вооруженных конфликтов. После военных переворотов в 2021 году в Чаде, Судане, Гвинее и Мали в 2022 году произошли новые военные перевороты: два в Буркина-Фасо (январь и сентябрь) и неудавшаяся попытка в Гвинее-Бисау. Тем не менее, все-таки положительная тенденция отмечается в Эфиопии, в недавнем времени было подписано соглашение между Эфиопией и

Народно-освободительным фронтом Тыграя о прекращении огня. Данное соглашение представляет собой исторический прогресс после двух лет разрушительных боевых столкновений.

В этой связи Королевство Испания не только содействует африканскому региону в решении названных вопросов, но и активно взаимодействует с правительствами африканских стран в рамках демократизации органов государственной власти и общественных институтов и обеспечения защиты прав и свобод человека [12, с. 1].

Королевство Испания, в связи со своим геостратегическим положением, сделало Африку одним из своих политических, экономических и социальных приоритетов во внешней политике.

Можно сказать, что Королевства Испания является «южными воротами» Европы, Гибралтарский пролив отделяет Испанию от Африки. Кроме того, испанские анклавы Сеута и Мелия располагаются на африканском континенте, а испанские Канарские острова находятся вблизи от африканского побережья, что говорит о тесной близости Королевства Испании и Африки.

Исходя из исторических аспектов сотрудничества Королевства Испания и Африки, важно отметить, что Испания уделяло Африке малое значение. Королевство Испания приступило к установлению дипломатических связей с Африкой в 60-е годы, когда открывались Посольства стран в африканском континенте на фоне процесса деколонизации и создания Организации африканского единства.

С вступлением Королевства Испания в Европейский Союз в 1985 году территория средиземноморья стала южной границей Европы, а также центром миграционного давления из Африки на европейскую территорию. Важным событием в испано-африканских отношениях примечательная веха в отношениях между двумя континентами произошла в 2010 году, когда Испания председательствовала в Европейском Союзе.

В 2021 году Королевство Испания объявило о новой внешней политике, в рамках которой были определены цели по налаживанию отношений в экономическом и институциональном планах с африканскими государствами.

План стал предусматривать включение транснациональных компаний Испании в африканскую зону свободной торговли, что обусловлено статистическими данными, согласно прогнозу, к 2025 году в Африке будет более 100 городов с населением более 1 миллиона человек, а к 2050 году население Африки превысит 2,4 млрд. человек. Так, африканский регион будет привлекательным с экономической точки зрения, так как с ростом населения будет расти и производство

с потреблением, будут развиваться новые торговые, инфраструктур- ■

ные и логистические цепочки, что позволит испанским компаниям получать дополнительную прибыль. Внешняя политика в отношении Африки была провозглашена председателем Правительства Королевства Испании Педро Санчесом в 2021 году, которая стала включать в себя новые экономические аспекты в рамках испано-африканского сотрудничества, а испанский политический курс стал называться «фокус Африка 2023».

В фокусе Королевства Испания находятся такие африканские государства как Эфиопия, ЮАР, Нигерия, страны, которые являются «африканскими гигантами» к югу от Сахары. В рыночный испанский приоритет попали Сенегал, Кот-д'иВуар, Гана, Кения, Ангола, Мозамбик и Танзания, а с точки зрения испанского экономического интереса можно выделить Марокко, Алжир, Руанда, Уганда, Египет и т.д. Иначе говоря, Испания стремится к монополизации и доминированию на этих перспективных африканских рынках в качестве надежного и выгодного торгового партнера [6, с. 99]. О растущем интересе к данным территориям говорит и официальный визит председателя Правительства Королевства Испания Педро Санчеса Анголы и Сенегала после публикации новой внешней испанской стратегии в Африке [13, с. 1]. Тогда Педро Санчес призвал испанские компании включиться в африканскую континентальную зону свободной торговли, которая действует на протяжении нескольких лет, но с 2021 года ставшей открытой для представителей бизнеса. По оценкам экспертов, именно Испания, не обремененная иными важными геополитическими обязательствами, в ближайшие годы повысит статус мировой державы в рамках вовлечения в торговлю и расширения связей с африканскими экономическими партнерами, пока иные ведущие европейские государства занимаются разрешением конфликтов между собой, вопросами лидерства и конкуренции в Европейском Союзе [7, с. 339.].

Королевство Испания уже сейчас вовлечено в африканскую промышленность, ее компании участвуют в масштабных проектах по африканскому континенту. Подавляющее большинство испанских компаний занимаются экономической деятельностью, связанной с использованием и реализацией возобновляемых источников энергии на континенте. Испанские компании, например, приняли активное участие в разработке и строительстве крупнейшей в мире солнечной электростанции в Марокко и ветровой станции в Кении.

С точки зрения экономических показателей, стоит отметить, что в 2019 году экспорт Королевства Испания в Африку превысил 23

уута

_

млрд. долларов, а импорт достиг 33 млрд. долларов.

Тем не менее, испанский бизнес опасается расширения деятельности в африканском регионе в связи с текущими рисками социально-экономического и политического характера (коррупция, отсутствие безопасности и прозрачности осуществления хозяйственной деятельности и т.д.).

Королевство Испания видит необходимость и военном присутствии в африканском регионе: испанский военно-морской флот, действующий в Гвинейском заливе, патрулируя береговые линии, позволит эффективно бороться с пиратами и своевременно оказывать гуманитарную помощь, испанский силовой в рамках контроля Сахель предотвращает нелегальные поставки.

Доминирование Королевства Испания ограничивается в африканском регионе в Сахель французским и итальянским присутствием, конкуренция Испании в восточной Африке связана с действием других мировых игроков как Иран, Китай, Британия, Турция и ряда арабских стран, центральная Африка делится с Португалией по сферам влияния.

Обращая внимание на стратегический документ Испании «Фокус Африка 2023», стоит отметить, что Испания рассматривает различные регионы Африки с точки зрения различных типов взаимодействия по следующим вопросам:

- Приоритетные страны в экономической сфере (países prioritarios en el ámbito económico);

- Приоритетные страны в области безопасности и мира (países prioritarios en el ámbito de la paz y seguridad);

- Приоритетные страны в области устойчивого развития (países prioritarios en el ámbito de la cooperación para el desarrollo);

- Страны в рамках пилотного сотрудничества (paises piloto) [10, с. 20].

Таким образом, стоить отметить, что Испания по внешней политике обращает внимание на Алжир, Танзанию, Кот-д'Ивуар, Сенегал, Уганду с экономической точки в рамках развития экономического сотрудничества; в рамках обеспечения безопасности и мира - Чад, Сомали, Экваториальную Гвинею, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Кению; Тунис и Мозамбик входят в приоритеты Испании по линии устойчивого развития данных территорий, а к странам в рамках пилотного сотрудничества относят Сенегал и Марокко (рисунок 1).

В этой связи с выделением пилотного сотрудничества с Сенегалом и Марокко стоит дать соответствующий комментарий такому направлению взаимодействия. обе страны станут платформами для разработки совместных методов работы, которые позволят усилить

координацию, а вместе с ней и влияние действий различных ведомств администрации.

Обе страны являются странами, с которыми осуществляется интенсивный обмен, во взаимодействии с Сенегалом и Марокко Испания имеет привилегированный институциональный статус, задавая тон межгосударственному диалогу. Сенегал уже выступал в качестве пилотной страны на основании III Африканского плана, поэтому это позволит реализовать более сложные и глубокие инициативы в самых разных секторах страны [11, с. 20]. В случае с Сенегалом одним из нескольких примеров является то, что в 2021 году открылся первый Институт Сервантеса в странах Африки к югу от Сахары. Целью пилотных стран является также проектирование программных моделей сотрудничества, которые могут быть воспроизведены в других африканских странах [8, с. 41].

Запланированные мероприятия по работе в данных африканских регионах будут включать в себя первичные процессы по идентификации тех инструментов и возможностей, которыми обладает страна, для принятия управленческих решений. Затем акцент будет сделан на финансовой составляющей африканского региона, будет обращено внимание на те отрасли, где формируется и синергируется капитал или хотя бы есть такой потенциал, что позволит эффективно развиваться с экономической точки зрения Сенегалу и Марокко с учетом ведущих отраслей.

Более того, будут изучен ряд институциональных элементов на предмет их потенциала, опыт принятия управленческих решений и использование ресурсов в рамках взаимодействия сотрудников испанских администраций с местным властями.

Затем в рамках пилотных проектов будут проанализированы слабые стороны, угрозы, сильные сторон и возможности инвестиционной привлекательности африканской страны для иностранных инвесторов.

Третий шаг, носящий преимущественно оперативный характер, будет состоять из подготовки и реализации странового плана действий, в котором будут участвовать различные представители испанской администрации.

Четвертый и заключительный этап, состоящий из анализа извлеченных уроков и рекомендаций, которые будут представлены на рассмотрение Межминистерской комиссии для Африки. Целью этого мероприятия будет определение, в частности, тех уроков и рекомендаций, которые можно экстраполировать на внешние действия в других африканских странах.

Таким образом, описанное упражнение завершится серией уро-

Лвэт

оСЙУ

ков и рекомендации, которые

Они позволят завершить конкретные приоритеты в отношении использования и координации инструментов AGE в Африке.

Ранее с учетом III Плана по Африке испанское правительство выделяло только приоритетные регионы и так называемые «якорные» страны. К последним относились Южная Африка, Нигерия и Эфиопия, которые считаются схожими с точки зрения численности населения, а также экономических и политических аспектов, что делает их ключевыми партнерами во всей африканской политике. Их считают «якорями стабильности», так как в значительной степени от их стабильности и роста зависит стабильность и рост соседних африканских стран, а вместе с ними и Африки в целом. Испания, в свою

SEYCHELLES

FOCO ÁFRICA 2023

m Países prioritarios en ei ámbito

económico ^J Países prioritarios en el ámbito de la paz y la seguridad | Pafses prioritarios en el ámbito de la cooperación para ei desarrollo

tV Países piloto

III Plan Africa

J Países Ancla Q Países Prioritarios [~| CEDEAO

COMORES MAVOTTE

Рисунок 1. Приоритеты и цели внешней политики Испании с учетом специфики африканских регионов. Карта.

очередь, планировала максимизировать свои отношения с этими тремя странами, так как ожидаются положительные стратегические результаты в рамках взаимодействия с Южной Африкой, Нигерией и Эфиопией. Также был установлен стратегический диалог с ежегодными политическими консультациями на уровне государственного секретаря с рядом из стран, которые являются пятью приоритетными партнерами внешней политики Испании в странах Африки к югу от Сахары: Южная Африка, Нигерия, Эфиопия, Ангола и Сенегал.

Испанское королевство обращает внимание в том числе и на миграционных кризис, который имеет свои истоки в Африке и представляет угрозу для национальной безопасности страны. Согласно статистике, в 2020 году по средиземнорскому маршруту в Испанию прибыло больше всего мигрантов, чем по другим направлениям [11, с. 15]. Согласно официальным данным, опубликованным в 2023 году, прибытие нелегальных иммигрантов в Испанию, большинство из которых происходило по морю, резко возросло, достигнув в 21 780 человек в 2023 году.

Все это говорит о реальной миграционной проблеме в Испании. Марокко и Сенегал представляют угрозу безопасности для Королевства Испании, так как являются странами-центрами назначения нелегальных мигрантов [4, с. 78]. Мерами по борьбе с нелегальной миграцией испанское правительство считает испанскую помощь в контроле за территориальной границей стран происхождения нелегальных мигрантов, предотвращение торговли людьми и борьба с преступными сетями, занимающимися торговлей людьми, в частности женщинами и детьми, продвижение механизмов легальной миграции, поощрение участия в программе ЕКЛ8Ми8+ и других образовательных программах, способствующих мобильности в сфере высшего образования, защита беженцев.

В отношении Африки испанское правительство в рамках стратегии внешней политики делает акцент и на мягкой силе, образование является той сферой, которая позволит расширить испанское влияние на африканский регион, в частности, на молодое поколение. Планируется активизация ряда процессов по изучению испанского языка африканцами, в том числе развитие программ обучения для африканских студентов в испанских высших учебных заведениях.

Библиографический список

1. Баквенье Т.А., Понамарева О.В. Африканская континентальная зона в свободной торговли как новый этап интеграции в Африке // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 11. С. 58-71.

т

2. Биссон Л.С. Новая стратегия ЕС для Африки: в поисках подлинного партнерства // Современная Европа. 2020. № 3. С. 39-50.

3. Иванов С.Ф. Демография современного мира: комментарии к теориям // Демис. Демографические исследования. 2021. № 3. С. 5-9.

4. Исламов Э.Р. Фактор миграции в политической повестке современной Испании // Казанский вестник молодых ученых. 2021. № 4. С. 73-86.

5. Муслимова Е.О. Сотрудничество регионов Испании со странами Ближнего Востока и Северной Африки в 1978-2022 годах // Научный диалог. 2023. № 3. С. 398-412.

6. Новоселова Е.Н., Лядова А.В. Глобальное неравенство и особенности развития современной Африки // Вестник Московского Университета 2018. № 3. С. 87-106.

7. Шахбазов А.С. Актуальные проблемы сотрудничества Испании со странами Магри-ба // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4. С. 336-340.

8. Raimundo R.R. La política exterior de España hacia África subsahariana el III plan África y sus precursores, 2019. P. 34-51.

9. Hervás M. La política exterior de España hacia África Subsahariana, UNISCI. 2007.

10. Agenda 2023 del Gobierno de España. oco África 2023. 2021. P. 1-81.

11. Plan África III (2019). España y África: desafío y oportunidad, 2021. P. 1-72.

12. González Laya destaca la importancia de África como prioridad de la política exterior de España en una videoconferencia con los embajadores africanos. (2020). La Mancloa. // URL: https://www.lamoncloa.gob.es/serviciosdeprensa/notasprensa/exteriores/Paginas/202 0/250520-mae-africa.aspx

13. Bissau. El Gobierno acelera sus visitas y contactos en e continente ante la presidencia del Consejo Europeo que asumirá en julio, El País. 2023. // URL: https://elpais.com/ espana/2023-01-17/espana-busca-su-espacio-enafrica.html

References

1. Bakvenye T.A., Ponamareva O.V. African continental zone in free trade as a new stage of integration in Africa // Russian Foreign Economic Bulletin. 2021. № 11. P. 58-71.

2. Bisson L.S. New EU strategy for Africa: in search of a genuine partnership // Modern Europe. 2020. № 3. P. 39-50.

3. Ivanov S.F. Demography of the modern world: comments on theories // Demis. Demographic studies. 2021. № 3. P. 5-9.

4. Islamov E.R. The migration factor in the political agenda of modern Spain // Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021. № 4. P. 73-86.

5. Muslimova E.O. Cooperation of Spanish regions with the countries of the Middle East and North Africa in 1978-2022 // Scientific dialogue. 2023. № 3. P. 398-412.

6. Novoselova E.N., Lyadova A.V. Global inequality and features of the development of modern Africa // Bulletin of Moscow University 2018. № 3. P. 87-106.

7. Shakhbazov A.S. Current problems of cooperation between Spain and the Maghreb countries // Social and humanitarian knowledge. 2021. № 4. P. 336-340.

8. Raimundo R.R. La política exterior de España hacia África subsahariana el III plan África y sus precursores, 2019. P. 34-51.

9. Hervás M. La política exterior de España hacia África Subsahariana, UNISCI. 2007.

10. Agenda 2023 del Gobierno de España. oco África 2023. 2021. P. 1-81.

11. Plan África III (2019). España y África: desafío y oportunidad, 2021. P. 1-72.

12. González Laya destaca la importancia de África como prioridad de la política exterior de España en una videoconferencia con los embajadores africanos. (2020). La Mancloa. // URL: https://www.lamoncloa.gob.es/serviciosdeprensa/notasprensa/exteriores/Paginas/202 0/250520-mae-africa.aspx

13. Bissau. El Gobierno acelera sus visitas y contactos en e continente ante la presidencia del Consejo Europeo que asumirá en julio, El País. 2023. // URL: https://elpais.com/ espana/2023-01-17/espana-busca-su-espacio-enafrica.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.