Научная статья на тему 'Африканская политика Эммануэля Макрона'

Африканская политика Эммануэля Макрона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / Тропическая Африка / Россия / Китай / геополитическая ситуация / политический кризис / страны Сахеля / операция «Бархан» / Эммануэль Макрон / африканская политика / терроризм / исламисты / France / Tropical Africa / Russia / China / geopolitical situation / political crisis / Sahel countries / Operation Barkhane / Emmanuel Macron / African politics / terrorism / Islamists

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппов Василий Рудольфович

Предмет рассмотрения – африканская политика Франции в период президентского правления Эммануэля Макрона (2017–2022 гг.). Провозглашаемые лозунги, официальная риторика десятого президента Пятой республики, политические практики Елисейского дворца в указанный период рассматриваются в контексте геополитических изменений, происходящих в Западной Африке. Цель исследования – выяснить факторы, так или иначе влияющие на африканскую политику Парижа в последние годы, определить явные побудительные мотивы и латентные устремления французской дипломатии на африканском континенте. В статье речь идет о совсем недавних событиях, имевших место в Тропической Африке, а потому сравнительно мало изученных как в российской африканистике, так и во французской политологии и антропологии. Автор приходит к заключению, что Пятая республика быстро теряет свои экономические, политические и военно-стратегические позиции в африканских странах, бывших совсем недавно зоной ее неоспоримого влияния. Он связывает этот процесс с появлением здесь новых акторов международных отношений, что позволило африканцам диверсифицировать свои внешнеэкономические и политические ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The African Policy of Emmanuel Macron

The subject of consideration is the African policy of France during the presidency of Emmanuel Macron (2017-2022). The proclaimed slogans, the official rhetoric of the tenth president of the Fifth Republic, the political practices of the Elysee Palace during this period are reviewed in the context of the geopolitical changes taking place in West Africa. The purpose of the study is to find out the factors that in one way or another have influenced the African policy of Paris in recent years, to determine the obvious motives and latent aspirations of French diplomacy on the African continent. The article deals with very recent events that took place in Tropical Africa, and are therefore relatively little studied both in Russian African studies and in French political science and anthropology. The author comes to the conclusion that the Fifth Republic is rapidly losing its economic, political and military-strategic positions in African countries, which were quite recently a zone of its undeniable influence. He connects this process with the emergence here of new actors in international relations, which allowed Africans to diversify their foreign economic and political orientations.

Текст научной работы на тему «Африканская политика Эммануэля Макрона»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

АФРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА ЭММАНУЭЛЯ МАКРОНА

О 2022 В.Р. Филиппов

ФИЛИППОВ Василий Рудольфович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: fVrl957@mail.ru

Аннотация. Предмет рассмотрения - африканская политика Франции в период президентского правления Эммануэля Макрона (2017-2022 гг.). Провозглашаемые лозунги, официальная риторика десятого президента Пятогt республики, политические практики Елисеиско-го дворца в указанный период рассматриваются в контексте геополитических изменений, происходящих в Западной Африке. Цель исследования - выяснить факторы, так или иначе влияющие на африканскую политику Парижа в последние годы, определить явные побудительные мотивы и латентные устремления французской дипломатии на африканском континенте. В статье речь идет о совсем недавних событиях, имевших место в Тропического Африке, а потому сравнительно мало изученных как в российской африканистике, так и во французской политологии и антропологии. Автор приходит к заключению, что Пятая республика быстро теряет свои экономические, политические и военно-стратегические позиции в африканских странах, бывших совсем недавно зоной ее неоспоримого влияния. Он связывает этот процесс с появлением здесь новых акторов международных отношений, что позволило африканцам диверсифицировать свои внешнеэкономические и политические ориентации.

Ключевые слова: Франция, Тропическая Африка, Россия, Китай, геополитическая ситуация, политический кризис, страны Сахеля, операция «Бархан», Эммануэль Макрон, африканская политика, терроризм, исламисты

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-31-48

Введение

Эммануэль Макрон, став президентом Французской республики, получил в наследство от своих предшественников определенную модель африканской политики. Она известна под общим названием «Франсафрик», однако каждый хозяин Елисейского дворца привнес в нее нечто свое, расширив тем самым список преступлений Франции на территориях, бывших до середины прошлого столетия колониями Французской импе-

Не будучи в состоянии противостоять тем геополитическим сдвигам, которые произошли в мире после Второй мировой войны, Франция сделала все, чтобы сохранить свое политическое, экономическое и военное присутствие на Черном континента. В 60-е гг. прошлого столетия классическая схема французского колониализма трансформировалась в новую систему отношений бывшей метрополии и зависимых территорий, получивших государственность, но сохранивших тотальную зависимость от Елисейского дворца. Как пишет российский исследователь А.П. Васильев, «новая форма колонна-

лизма представляет собой явление до неприличия лицемерное, поскольку циничная эксплуатация прикрывается здесь насквозь фальшивой словесной эквилибристикой, и опасное ввиду того, что противники названной системы истребляются безжалостно и без промедления, тогда как страдания эксплуатируемых народов умножаются стократ» [1, с. 47].

У колыбели этого уродливого дитя стоял первый президент Пятой республики Шарль де Голль. Именно он разработал французскую модель неоколониализма, которая позволила Франции «сохранить кортеж клиентелистских государств, обеспечила доступ к их стратегическим природным ресурсам и контроль над политическими партиями... Организовывать эту нелегальность можно было лишь незаконными методами» [2]. Так родился феномен «Франсафрик», представляющий собой особую систему латентных связей между властными элитами бывшей метрополии и бывших заморских территорий, так организовывались сети военно-политического и экономического влияния, выстраивалась совокупность лоббистских групп. Комментируя информацию о том, что после Второй мировой войны практически все хозяева Елисейского дворца получали огромные взятки от лидеров африканских государств, пожелавший остаться неизвестным сотрудник французского министерства иностранных дел заявил: «Есть такое понятие - "Франсафрик". Это не объединение, это не союз государств, это некоторое понимание того, что бывшие французские колонии в Африке, точнее их лидеры, имеют особые отношения с лидерами Франции и могут рассчитывать на помощь Парижа даже в самые трудные для себя времена» [3].

Поощрение коррупции, тайные сделки, закулисные договоренности, подкуп государственных деятелей, политические убийства, организация военных мятежей и прямое вооруженное вмешательство в дела суверенных государств - все это стало повседневным инструментарием французской тайной дипломатии на Африканском континенте.

Существует и обратная зависимость Елисейского дворца от культивируемой им африканской клиентелы. Коррумпируя политиков африканских государств, французские кукловоды постепенно сами оказались в положении марионеток [4]. Угнетая и нещадно эксплуатируя зависимые от нее африканские страны, Франция сама стала жертвой такой политики. Созданная генералом де Голлем мощная структура подавления бывших колоний стала губительной для французской демократии. Коррупция, порожденная лоббистскими сетями «Франсафрик», как ржавчина разъедает политический класс Пятой республики, деформирует верховную власть страны [см. подробно: 5].

Политические практики «Франсафрик» становились все менее популярными во Франции. Это побуждало претендентов на президентское кресло в Елисейском дворце в электоральных речах открещиваться от этой дурной традиции и заверять избирателей в твердом намерении изменить тональность отношений со станами Черного континента. Ф. Миттеран в 1991 г. первым объявил о похоронах «Франсафрик». Во время электоральной кампании 2007 г. Н. Саркози обещал пересмотреть африканскую политику Парижа и изменить снисходительное отношение к злоупотреблениям ряда диктаторов. «Франция больше не будет играть роль жандарма в Африке», - сказал Н. Саркози в Кейптауне в феврале 2008 г. [6]. После этих обещаний последовали бомбардировки в Ливии. В октябре 2012 г. Ф. Олланд, выступая в Дакаре, говорил о том, что «времена того, что называли "Франсафрик", прошли» [7]. Но кризисы в Мали и ЦАР заставили его радикально изменить свои намерения и прибегнуть к вооруженной силе для защиты французских интересов на Черном континенте.

Э. Макрон, в свою очередь, анонсировал намерение вырваться из этого замкнутого круга. Он счел, что у него хватит сил и решимости не только провозгласить отказ от порочной традиции «Франсафрик», но и выполнить свое обещание. Он объявил, что «хочет забыть о колониальном прошлом африканских стран и начать отношения с

ними с чистого листа» [8]. В какой степени ему удалось исполнить обещанное и каким образом эволюционировала африканская политика Елисейского дворца в годы его правления?

Визит Э. Макроиа на военную базу Франции в Мали

Примечательный факт. Макрон вступил в должность 14 мая 2017 г., а уже 19 мая (спустя всего четыре дня!) он был в Африке в городке Гао на севере Мали. Это свидетельствует о том, что новый хозяин Елисейского дворца очень хорошо понимал важность африканского вектора во внешней политике Франции. Стоит обратить внимание и на то, что визит главы французского государства на Черный континент имел место после краткосрочной встречи с Ангелой Меркель 15 мая [9]. Это неудивительно. Успех африканской политики Франции во многом определяется готовностью европейских союзников оказывать военную и финансовую поддержку «миротворческим» операциям Пятой республики в зоне Сахеля. Встреча с бывшим канцлером Германии не слишком порадовала Макрона. Военные эксперты оценили переговоры как «провальные» [10].

В Мали Э. Макрон прибыл в сопровождении министра обороны С. Гулар1 и министра иностранных дел Ж.-И. Ле Дриана. В свите был и президент Мали И. Б. Кейта, фактически назначенный на эту должность Елисейским дворцом. Здесь, в городке Гао, дислоцированы 1,7 тыс. французских военных, задействованных в операции «Бархан»2. Эта кампания проводится с 1 августа 2014 г. и фактически стала продолжением операций французского экспедиционного корпуса в Мали [11]. Изначально операция предусматривала развертывание не менее 3 тыс. военнослужащих (сейчас в зоне боевых действий находятся около 4 тыс. французских военных), 20 вертолетов, 6 истребителей «Мираж», 5 беспилотных летательных аппаратов и 200 бронетранспортеров. В операции «Бархан» используются французские базы в городах Гао (Мали), Атар (Мавритания), Уагадугу (Буркина-Фасо), Ниамей (Нигер) и Нджамена (Чад). Задействованы «форвардные» или «контрольные» базы в городах Тессалит (Мали), Мадама (Нигер), Фая-Болыпо и Зуаре (Чад) [12]. Истребители базируются в Чаде, дроны-разведчики в Нигере, войска специального назначения расквартированы в Буркина-Фасо; логистический центр находится в Республике Кот-д'Ивуар [13].

На закрытой встрече с командованием экспедиционного корпуса обсуждалась весьма сложная ситуация, в которой оказались французские военные в зоне Сахеля. Борьба с исламскими экстремистами не приносит ощутимого результата, государственное единство Мали до сих пор находится под вопросом, теракты в регионе приобрели систематический характер. При этом основную причину неудач французской армии в ходе операции «Бархан» бывший начальник генштаба генерал П. де Вильерс в докладе Мак-рону еще накануне его визита в Мали обозначил как «отсутствие денег на ее проведение» [14]. Тем не менее, завершая свой первый визит в зону боевых действий, президент Пятой республики объявил о намерении и дальше обеспечивать французское военное присутствие в регионе.

1 Министр обороны Франции Сильви Гулар 20 июня 2017 г. подала прошение об отставке ввиду скандала из-за обвинений в фиктивном найме евродепутатами от Демократического движения парламентских помощников.

2 Операция «Бархан» (Opération Barkhane) - операция французских вооруженных сил в Мали, Чаде, Буркина-Фасо, Мавритании и Нигере. Декларированная цель - борьба против исламистских террористических группировок в этих странах. Французским военным оказывают поддержку военные Великобритании и Эстонии. Операция «Бархан» является продолжением операции «Сервал», проводившейся французскими военными в Мали с 2013 г. С июля 2014 г. эта операция получила название «Бархан» и распространилась, помимо Мали, на еще четыре государства - Мавританию, Буркина-Фасо, Нигер и Чад.

Это были первые шаги Макроиа на поприще африканской политики вверенного ему государства. Тогда он еще был преисполнен решимости сохранить неоспоримое доминирование Пятой республики в странах Западной Тропической Африки, традиционно опираясь на силу французского оружия и изобретательность специальных служб. В той же парадигме «твердой руки» нужно рассматривать и следующий визит президента Франции в Африку.

Координация деятельности военно-политического альянса G5S3

Вскоре Макрон был вынужден вновь вернуться к проблеме вооруженной защиты интересов Пятой республики на Черном континенте. 2 июля 2017 г. он прибыл в Бамако для участия во встрече глав пяти государств, входящих в региональную организацию безопасности G5 Sahel (G5S). Ее создание было инспирировано Парижем в 2015 г., в феврале 2017 г. была создана совместная военная группировка. Декларируемая цель этой военно-политической структуры - борьба с исламским терроризмом в регионе; в настоящее время она включает Нигер, Мали, Чад, Буркина-Фасо и Мавританию. Президентом G5S по инициативе Франции был назначен И.Б. Кейта. В Елисейском дворце тешили себя надеждой на то, что «государства-партнеры со временем приобретут способность обеспечивать свою собственную безопасность» [15].

Согласно официальной версии, саммит G5S был инициирован с целью «конкретизации его деятельность». Но действительной причиной саммита был структурный кризис этого проекта: президент Чада Идрис Деби пригрозил выйти из него по экономическим соображениям. Выход Чада из состава международных сил G5S никак не устраивал Э. Макрона, однако он прекрасно понимал, что очень бедные африканские страны сами не в состоянии финансировать дорогостоящие военные операции в регионе. На финансирование «пятерки» в 2017-2022 гг. французское правительство вынуждено было выделить 42 млн. евро, в том числе 24 млн евро на вооружение. Но и этих денег не хватает для организации эффективной деятельности сил альянса, что побуждает Макрона просить помощи у стран союзников по НАТО. В июне 2017 г. Евросоюз принял решение удовлетворить просьбу правительств стран, входящих в G5S, и выделить 50 млн евро на поддержку военных операций альянса [16]. Но поддержание статус-кво в Сахеле требует суммы как минимум в восемь раз большей.

Об этом шла речь и на Пятом саммите Европейского и Африканского союзов, который открылся 29 ноября 2017 г. в Абиджане, экономическом центре Кот-д'Ивуара. Накануне визита в Абиджан Э. Макрон объявил о своем намерении предложить совместную «африкано-европейскую инициативу» для борьбы с экстремистскими группами, угнетающими мигрантов в Ливии [17]. На саммите он декларировал, что операция в Ливии должна осуществляться при поддержке и участии европейских государств. Французский президент обещал ускорить развертывание воинского контингента G5 Sahel, призванного противостоять терроризму в регионе. Он анонсировал проведение спецоперации в Ливии, направленной на демонтаж сетей экстремистов, торгующих людьми в Ливии. По его словам, это решение было принято после «экстренного заседания» участников саммита. Но было не вполне ясно, какие страны и в какой форме готовы будут принимать активное участие в предстоящих военных акциях. Корреспондент сайта Jeune Afrique В. Духем констатировал: «Как это часто бывает на представитель-

3 (15 НаИе! - военно-политический альянс, в который входят пять государств Сахеля (Мали, Мавритания, Буркина-Фасо, Нигер и Чад). Создание этого блока было инспирировано Елисейским дворцом под предлогом необходимости борьбы с исламскими террористами, а в действительности - для защиты интересов Пятой республики в регионе.

ных международных форумах, выступления, полные добрых намерений, редко сопровождаются реальными действиями» [18].

Первое африканское турне

В декабре 2017 г. Э. Макрон отправился в свое первое африканское турне. За три дня он посетил три страны Черного континента - Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар и Гану. Вояж проходил под флагом борьбы с терроризмом, однако его очевидной целью было укрепление пошатнувшихся позиций Пятой республики в странах Тропической Африки.

Буркина-Фасо. Эта страна оказалась самым слабым звеном в цепи клиентелистских государств Франции. В 2014 г. в результате народного восстания здесь был отстранен от власти Б. Компаоре [19]. Этот одиозный политик в октябре 1987 г. при поддержке французских спецслужб организовал путч и санкционировал убийство президента-реформатора Т. Санкары [20], за что он был обласкан Елисейским дворцом и в апреле 2001 г. назван «ближайшим другом Франции» в Западной Африке. Когда в 2014 г. над головой «красавчика Блеза» нависла угроза трибунала в собственной стране, он был тайно вывезен французскими десантниками за ее пределы [21]. Все это хорошо помнят буркинабе.

Накануне прибытия Макрона в Уагадугу 28 ноября мотоциклист бросил гранату в автомобиль с французскими солдатами на пути в казармы. Визит президента Франции в столицу Буркина-Фасо сопровождался акциями протеста: митингующие требовали вывести с территории страны французские войска и забросали машину Э. Макрона камнями [22].

Президент Франции решился на встречу со студентами университета «глаза в глаза», однако он быстро осознал, что молодые буркинабе относятся к Франции крайне негативно. Начав с заискивания перед аудиторией, он закончил встречу скандальными репликами в адрес оппонентов [23]. Столкнувшись с неприятием его сентенций, президент Пятой республики отвечал на вопросы и замечания студентов с заметным раздражением; более того, он позволил себе неуместный сарказм, адресуясь к президенту Буркина-Фасо РокаМ. Каборе [24].

В рамках этой статьи нет возможности описать ту дискуссию, ограничусь суждениями соотечественников Макрона. Лидер движения «Вставай, Франция» Николя Дю-пон-Эньян назвал поведение президента «высокомерным и презрительным», а его риторику находящейся «на грани расизма» [25]. Глава партии «Национальный фронт», депутат Европарламента Николя Бэй заявил, что Макрон «оскорбил главу африканской страны», а его коллега, один по партии Флориан Филиппо добавил, что его поведение не достойно главы государства: «Нам было стыдно!» [26]. Французский публицист Томас Дитрих так прокомментировал высказывания главы французского государства: «Макрон вел себя в Уагадугу как мелкий колониальный чиновник, упившийся абсента. Патернализм, защита франка КФА, прославление солдат, обвиняемых в изнасилованиях в ЦАР» [27].

Кот-д'Ивуар. В этой стране Э. Макрон чувствовал себя более комфортно. Но и здесь его ожидали досадные неожиданности. Президента Франции не встречал в аэропорту президент Кот-д'Ивуара А. Уаттара, приведенный к власти французским спецназом. Зато последний приветствовал в аэропорту Теодора Мбасого, президента Экваториальной Гвинеи [28].

На состоявшемся в Абиджане саммите Евросоюза и Африканского Союза французский президент объявил о планируемой антитеррористической операция в Ливии с целью демонтажа сетей контрабандистов, торгующих людьми [29]. Здесь же он дал обещание ускорить развертывание воинского контингента 058. На полях саммита Э. Мак-

рон провел три встречи с главами государств, которые по сей день сохраняют лояльность Парижу. Журналисты отметили его теплую встречу с президентом Габона Али Бонго Ондимбой. Напомним, что этот одиозный политик пришел к власти после смерти отца - Омара Бонго - в 2009 г. в результате не вполне прозрачных выборов. Очевидно, что энергетический голод Франции толкает французского президента в объятия президента Габона, несмотря на серьезные сомнения в легитимности его прихода к власти. Журналисты отметили также «высокий, братский уровень отношений, объединяющих короля Марокко МохаммедаУ1 и президента Франции Эммануэля Макрона» [30]. Можно было предположить, что именно на Марокко сделает ставку Елисейский дворец, стремящийся превратить страны Магриба в своеобразный буфер, призванный защитить Европу от наплыва мигрантов из Африки.

В Абиджане состоялась короткая встреча Э. Макрона с президентом Того Ф. Гнас-сингбой. (Напомню, что в Ломе с конца августа 2017 г. нарастает протест против диктатуры Гнассингбе, который в 2005 г. унаследовал власть от отца - генерала Гнассингбе Эйадема, правившего страной в течение тридцати восьми лет. Полстолетия семейной диктатуры вызывает сейчас не только недовольство оппозиции, но и раздражение Парижа [31]. Президент Франции дал понять своему тоголезскому коллеге, что тот должен уйти с политической сцены в ходе следующих выборов. Э. Макрон выразил надежду, что законодательные и местные выборы в Того, запланированные на 2018 г., пройдут в нормальной обстановке» [32].

Гана. Президент Франции завершил свой африканский тур в Аккре, столице Республики Гана. Он стал первым французским президентом, который посетил бывшую колонию Великобритании, англоязычную африканскую страну. «Выбор Ганы проиллюстрирует наш подход к Африке и наше желание создать связи с англоговорящей Африкой» [33], - заявил France 24 источник в администрации французского президента накануне визита. В Париже осознали, что во франкофонной Африке лимит доверия к Пятой республике исчерпан, и приняли решение «завоевывать» англоязычные африканские страны.

Но смена парадигмы не будет быстрой и легкой. Событием стали слова Н. Акуфо-Аддо, адресованные Э. Макрону. Встречая французского гостя, президент Ганы «выступил за независимую Африку, а не Африку, ищущую благотворительности». Отвечая на вопрос о том, будет ли Франция наращивать «поддержку» африканских стран за пределами своих бывших колоний, ганский лидер призвал избавиться «от менталитета, который заставляет задаваться вопросом о том, что Франция может сделать для нас. Франция должна делать то, что она захочет делать для своей же пользы, если это совпадает с нашими интересами» [34]. Ганские масс-медиа отметили, что выступление Н. Акуфо-Аддо, очевидно, смутило Макрона, который не знал, в какой угол комнаты смотреть и был заметно взволнован.

Итоги этого турне Э. Макрона вряд ли можно оценивать как успех французской дипломатии. Покровительственный, а порой и высокомерный тон риторики амбициозного французского президента уже плохо воспринимается африканской аудиторией. Как отметили местные масс-медиа, «африканская молодежь относится все более враждебно к присутствию Франции на континенте» [35].

Это было первое политическое фиаско Э. Макрона на африканской сцене. Иллюзии относительно дружеских чувств, которые, якобы, питают африканцы к бывшей метрополии, рассеялись. Уверенный в успехе накануне этого турне, французский лидер вдруг осознал, что диалог с позиций силы, политическая демагогия и покровительственный тон в сложившейся ситуации приносят куда больше вреда, чем пользы. Осознание этого факта привело Макрона к мысли о необходимости смещения акцентов в африканской политике Франции.

Второе африканское турне Макрона

Весной 2019 г. президент Франции совершил четырехдневное (11-14 марта) турне по странам Африканского Рога. Накануне Елисейский дворец объявил, что эта поездка «посвящена инвестициям и безопасности в Восточной Африке, регионе, который приобретает все большее стратегическое значение» [36].

Джибути. 11 марта Макрон прибыл в Джибути. Визит проходил на фоне быстро растущего влияния Китая в регионе и строительства военно-морской базы КНР в Дора-ле. Военное и экономическое присутствие КНР в Восточной Африке стало главным сюжетом на переговорах Макрона с его коллегой О. Гелле. Француз назвал Китай угрозой суверенитету африканских стран. Э. Макрон заявил, в частности: «Китай - великая мировая держава, которая в последние годы наращивает свое присутствие во многих странах, прежде всего - в Африке... Но то, что в краткосрочной перспективе может казаться выгодным, в среднесрочной и долгосрочной перспективе обернется неприятными последствиями» [3 7]. Это был прозрачный намек на огромную задолженность Джибути перед КНР. Президент Франции посулил Джибути преференции в экономических отношениях, однако по итогам встречи никаких соглашений подписано не было. Французские масс-медиа комментировали визит Макрона с заметной долей иронии. Le Monde поместила высказывание джибутийского дипломата: «У французов нет денег, с коммерческой точки зрения они не имеют большого значения для нас... Макрон прибежал к нам от "желтых жилетов"»4 [38].

Эфиопия. Визит в Эфиопию оказался более результативным. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед и президент Франции подписали рамочное соглашение о военном сотрудничестве. Макрон объявил соглашение о военном сотрудничестве беспрецедентным и подчеркнул, что оно открывает возможность для оказания Францией помощи Эфиопии в создании военно-морских частей [39]. В документ были включены пункты о сотрудничестве в области военной авиации, проведении совместных войсковых операций и учений, а также о закупке Эфиопией французских вооружений. Оценивая результат встречи двух президентов, журналисты писали: «Все складывается удачно между этими лидерами, которые любят взламывать коды» [40]. Однако не стоит переоценивать перспективы сотрудничества двух стран: вряд ли Франция сможет потеснить в Эфиопии такие страны, как Китай, США, Саудовскую Аравию и ОАЭ.

Кения. Турне завершилось в Кении. Э. Макрон был принят со всем радушием; В итоге встречи с президентом У. Кениатой были подписаны соглашения о развитии государственного и частного партнерства на сумму более $3 млрд. Однако на итоговой пресс-конференции Макрон сказал, что главными среди обсуждаемых вопросов были безопасность и борьба с терроризмом. Официальный визит Макрона в Кению весьма показателен: интерес к англоязычным странам - новое проявление его африканской политики. В Найроби президент Франции сделал характерное заявление: «У нас нет (колониального - В.Ф.) прошлого и, следовательно, никаких обязательств в этом регионе, в этой стране и естественно, что Франция будет рассматриваться здесь как партнер, возможно, в большей степени, чем где-либо еще в Африке» [41]. Это было чрезвычайно важное признание, хотя в нем присутствует известное лукавство. Речь идет не о каких-то «обязательствах» Франции, а о том «прошлом», о той крайне жестокой и меркантильной политике «Франсафрик», которую проводит Пятая республика в своих бывших колониях.

4 Имеются в виду беспорядки, организованные протестным движением во Франции в конце 2018 г. Движение названо так из-за светоотражающих желтых жилетов, используемых участниками манифестации с целью идентифицировать его участников.

Вояж Э. Макрона по странам Африканского Рога свидетельствует о том, что он отчасти пересмотрел свои взгляды на политику в отношении африканских стран. Его позиция стала менее агрессивной, более толерантной и прагматичной. Военно-политическое давление уступило место попыткам сделать сотрудничество с Пятой республикой привлекательным и выгодным для африканских партнеров. Прибегнуть к аргументам «мягкой силы» побудил Макрона и негативный опыт его «первого африканского турне», и быстрое изменение геополитической ситуации на африканском континенте. В условиях, когда новые игроки на африканских рынках предлагали привлекательные для африканцев правила игры, роль «жандарма» становилась для Пятой республики все менее результативной и все более затратной.

Изменение геополитической ситуации в зоне Сахеля

В конце 2019 г. американское издание The New York Times сообщило, что глава Пентагона Марк Эспер рассматривает возможность сокращения или полного вывода американских войск из стран Субсахарской Африки. Стало известно, что М. Эспер приказал Африканскому командованию вооруженных сил США (Африком) подготовить в январе 2020 г. комплексный план по выводу войск из Сахеля. Согласно этому плану, США должны покинуть свою военную базу в Нигере, а также прекратить поддержку Франции в борьбе с исламистами в Мали, Нигере и Буркина-Фасо [42]. 13 января 2020 г. на встрече с коллегами по НАТО в Брюсселе председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли подтвердил информацию о том, что Белый дом рассматривает возможность масштабного сокращения военного присутствия в Тропической Африке [43].

Президент Французской Республики Эммануэль Макрон, узнав об этом, заявил, что вывод американских военных из Африки станет «плохой новостью». Он выразил надежду на то, что сможет убедить президента США Дональда Трампа в том, что «борьба с терроризмом, в которой он (Трамп - В.Ф.) принимает активное участие, ведется и в этом регионе (Сахеле - В.Ф.)» [44]. Это было сказано на саммите стран G5 Sahel во французском городе По, где13-14 января 2020 г. собрались президенты Нигера М. Ис-суфу, Чада И. Деби, Буркина-Фасо Р. Марк Кристиан Каборе, Мали И Бубакар Кейта и Мавритании М. Шейх эль-Газуани. Уже на первом заседании участники саммита были вынуждены признать, что, несмотря на все их усилия, террористическая активность в Сахеле нарастает. Президент Франции упрекнул своих африканских коллег в том, что из-за недостаточных усилий союзников в регионе, ситуация в регионе ухудшается [46].

Для Макрона этот саммит имел особый смысл. В годы его правления антифранцузские настроения в странах Западной и Центральной Африки нарастали и в 2019 г. вылились в акции протеста. Особенно массовыми были антифранцузские демонстрации в Мали, Буркина-Фасо и Нигере. Их участники требовали у своих лидеров защитить суверенитет африканских государств, в частности вывести иностранные войска с территории своих государств и диверсифицировать внешнеэкономическую политику [47]. Дело дошло до того, что Макрон предупредил своих африканских коллег о возможности выхода Франции из операции «Бархан». Он потребовал у лидеров G5S подтверждения поддержки военного присутствия Франции на территории стран субсахарской Африки.

Распространение коронавируса в регионе еще более накалило ситуацию. В начале апреля 2020 г. эксперты парижского Центра анализа, прогнозирования и стратегии {Le Centre d'analyse, de prévision et de stratégie - CAPS) направили французскому президенту доклад «Эффект панголина: грядущий шторм в Африке» (мы располагаем только изложением его содержания с обильным цитированием документа [48]). Его авторы призвали Э. Макрона готовиться к «длительной дестабилизации» в Африке в условиях

«предстоящего кризиса обществ и государств». Известные французские дипломаты и политики высказывали обоснованные опасения, что грядущий кризис может уничтожить «хрупкие режимы» в Сахеле и Центральной Африке. Они сочли, что COVID-19 может стать «политическим вирусом, который... покажет неспособность этих государств защитить свое население». При этом аналитики CAPS указывали на особую уязвимость «некоторых экономически слабых и политически нестабильных франкоязычных стран, менее надежных и структурированных, чем другие». Эксперты предупредили, что «сравнение определенных государств, чья государственная политика терпит неудачу (государства Сахеля и Центральной Африки), с другими африканскими странами, обладающими более прочными властными институтами (например, Руанда или Сенегал), было бы «неблагоприятно» для первых. «Эффект сравнения» может стать дополнительным конфликтогенным фактором и привести к смене политических элит. На набережной Орсе5 полагают, что прямым следствием пандемии коронавируса станет «жесткая конкуренция за передел геополитического и экономического пространства на Африканском континенте». Концептуальные положения, содержащиеся в этом документе, оказались пророческими.

Политический кризис 2020-2021 гг. в Мали

К лету 2020 г. Республика Мали переживала системный политический, социальный и экономический кризис. Фактически страна распалась на две части: правительство не контролировало обширные области, находившиеся под властью джихадистов и сепаратистов. Традиционный конфликт между темнокожим населением и «белыми людьми пустыни» - туарегами и арабами - усугубляется нарастанием противостояния различных племен темнокожего населения; трайбалистская рознь между скотоводами и земледельцами становится все более кровопролитной. Власть не смогла предложить гражданам национальную идею и консолидировать малийское общество. Коррупция и непотизм дискредитировали государственный аппарат и провоцировали недоверие к власти. Присутствие французских войск в стране вызывало острое недовольство малийцев. Стало очевидно, что истинной целью операции «Бархан» является защита интересов Пятой республики в Западной Африке, прежде всего сохранение контроля над урановыми рудниками и месторождениями золота в Мали и Нигере.

В августе 2020 г. в Мали произошел военный переворот - пятый со времени обретения в 1960 г. независимости. Путчисты без боя захватили президентский дворец. У памятника Независимости бунтарей приветствовала толпа сторонников, армия и национальная гвардия поддержали восставших практически в полном составе. 18 августа путчисты объявили об аресте президента страны И.Б. Кейты, во всем послушного Ели-сейскому дворцу [49]. Повстанцы, в свою очередь, декларировали создание нового высшего органа государственной власти в Республике Мали - Национального комитета спасения народа (НКСН). Комитет был призван осуществлять руководство страной в переходный период и подготовить проведение новых всеобщих выборов в рамках «гражданского политического перехода» [подробно см.: 50]. 21 сентября временным президентом страны был назначен Ба Ндао. С мая 2014 г. до момента путча этот известный малийский политик занимал пост министра обороны.

Казалось бы, ситуация в стране должна была стабилизироваться. Но этого не произошло. Армейская верхушка была недовольна скромным, по их мнению, представительством военных во властных структурах Республики, недостаточным учетом интересов армии во внутренней политике правительства переходного периода. Не прошло и

5 Набережная Орсе (Quai d'Orsay) - место расположения МИД Франции. Так же принято обозначать и само внешнеполитическое ведомство.

девяти месяцев с момента августовского путча, как страна вошла в новый виток политической турбулентности. 25 мая наиболее радикально настроенные офицеры малий-ской армии воспользовались правительственным кризисом и вновь взяли власть в стране в свои руки [51]. 28 мая 2021 г. Конституционный суд Мали объявил А. Гоиту временным президентом страны [52].

Завершение операции «Бархан»?

Военный переворот в Мали имел очень серьезные последствия не только для этой страны, но и для всего Сахаро-Сахельского региона. Дело в том, что новые власти Мали с самого начала продемонстрировали симпатии к России и, напротив, выразили недовольство присутствием французских войск на своей территории и в сопредельных странах. Что было особенно неприятно для Елисейского дворца, «официальный приход к власти Гоиты... не встретил противодействия соседей Мали. Наоборот, они решили присмотреться к новому лидеру. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) пригласило Гоиту в столицу Ганы Аккру на свой саммит, посвященный ситуации в Мали» [53]. После этого Париж объявил о завершении двустороннего сотрудничества с Бамако. Президент Франции квалифицировал как ошибку решение ЭКОВАС о признании полковника Гоиты руководителем Мали.

На пресс-конференции в Елисейском дворце президент Франции 10 июня 2021 г. сделал оглушительное заявление: Эммануэль Макрон менее чем за год до президентских выборов объявил о завершении операции «Бархан». Позже он уточнил, что «пересмотрят только формат присутствия французских войск в регионе» [54]. Было заявлено о намерении инициировать «глубокую трансформацию» французского военного присутствия в Сахеле. Он выразил надежду на то, что борьба с терроризмом будет вестись силами специального назначения, построенными вокруг международной операции «Та-куба»6 с сильным французским компонентом.

Необходимо отметить, что европейский спецназ «Такуба» пока существует лишь на бумаге; эта структура, которая должна аккумулировать европейские войска, еще не достигла боевой готовности с начала формирования в прошлом году. По замыслу главы французского государства, вместо сугубо национальной военной операции Франции в бывших африканских колониях будет взят курс на борьбу с терроризмом силами международного альянса, состоящего из стран региона.

Плачевный итог африканской политики Э. Макрона

Начало конца военной интервенции Франции в Субсахарской зоне эксперты связывают с военным переворотом в Мали. Турецкий политолог Язар Демир полагает, что «первый серьезный провал операции "Бархан" произошел после военного переворота в этой стране, когда недавно созданное правительство, которое Франция не приветствовала, объявило о приостановлении совместных операций с Францией» [55]. Он справедливо констатировал тот факт, что в сложившейся ситуации «Франция внезапно оказалась в Мали нежелательным государством», что серьезно сказалось на общественном мнении граждан Пятой республики и, прежде всего, в армейской среде. Вплоть до последнего времени французы верили в то, что их солдаты защищают малийцев от исламских экстремистов и несут демократические ценности на Черный континент. Теперь в это мало кто верит.

6 Целевая группа Такуба - европейская военная целевая группа, интегрированная в операцию «Бархан», которая консультирует, оказывает помощь и сопровождает малийские вооруженные силы в координации с партнерами в5 8 и другими международными субъектами на местах.

Социологические опросы с 2013 г. постоянно свидетельствовали о том, что более половины французов одобряли военные операции в Сахеле. Перелом в массовом сознании наступил в 2021 г. - 51% опрошенных высказались за вывод войск из Африки [56]. Президент Франции вынужден был признать, что решение о завершении операции «Бархан» было принято на фоне разочарования во французском общественном мнении по поводу присутствия армии Пятой республики в этом регионе. Он заявил, в частности: «Франция не может обеспечивать политическую стабильность в регионе и противостоять выбору суверенных государств...» [57].

Французские эксперты пишут о том, что «две поставленные Францией задачи обернулись провалом. Во-первых, она не смогла восстановить суверенитет Мали на севере. Во-вторых, джихад истекая угроза не только не была побеждена, но и распространилась на центр страны и на другие государства региона, в частности на Буркина Фасо, отмечает Л. Лорше в статье с примечательным названием «Франция увязла в Мали, ООН бессильна» [58].

С этим можно согласиться лишь отчасти. Автор умалчивает о том, что эти две задачи были второстепенными, главная же заключалась в том, чтобы отстоять экономические, политические и военно-стратегические интересы бывшей метрополии в бывших африканских колониях. Потеря эксклюзивных возможностей эксплуатировать минеральные ресурсы африканских стран и, в частности, урановых залежей Субсахарской зоны, чревата для Франции коллапсом экономики [59, с. 171-185].

Пытаясь обосновать свое решение о прекращении войсковой операции «Бархан» и выводе французских войск из Мали, Чада, Буркина-Фасо, Мавритании и Нигера, Э. Макрон заявил, что французская армия не может воевать вместо «государств, которые отказываются брать на себя ответственность» [60].

Однако на этот упрек последовал неприятный для Парижа ответ. Выступая на сессии Генассамблеи ООН, премьер Мали Ш.К. Майга заявил: «Новая ситуация, возникшая в результате завершения операции "Бархан", ставит перед свершившимся фактом: нас в определенной степени бросили в середине полета. Это заставляет нас исследовать пути и средства для лучшего обеспечения нашей безопасности самостоятельно или с другими партнерами» [61].

18 сентября агентство France 24 сообщило, что новые малийские власти привлекут ЧВК «Вагнер»7 для обучения своих военнослужащих. В связи с этим, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах Генассамблеи ООН, министр иностранных дел России С. Лавров заметил: «Власти Мали имели законные основания обратиться к одной из российских частных военных компаний для содействия в борьбе с терроризмом, правительство России не имеет к этому отношения» [62]. Явно раздосадованный таким поворотом дел, глава МИД Франции Ж.-И. Ле Дриан осмелился «предупредить» С. Лаврова о последствиях вмешательства ЧВК в ситуацию в Мали [63]. Но, как показал централь-ноафриканский прецедент, российских дипломатов не слишком смущают такие декларации.

5 января 2022 г. в СМИ появилась информация об участии бойцов ЧВК «Вагнер» в совместной с малийскими военными операции против джихад истов. В боестолкнове-нии один российский солдат был ранен [64]. Это свидетельствует о том, что на предупреждения Ж.-И. Ле Дриана российская сторона особого внимания не обратила, а российская частная военная компания уже воюет на сторонне малийского правительства. Франция на глазах теряет свои военно-стратегические позиции во франкофонных странах Западной Африки.

7 Группа Вагнера - неофициальное вооруженное формирование, часто называемое в средствах массовой информации российской частной военной компанией.

Источники

1. Васильев А.П. Генерал де Голль и крушение французской империи. Национальные интересы. 1999. № 2 (3). С. 47.

2. Verschave F.-X. La Françafrique. Retranscription de conférences-débat données par F.X. Verschave, président de Survie de 1995 à 2005. http://survie.org/francafrique/article/la-francafrique (дата обращения 25.01.2022)

3. Зубов H. Франция продолжает «доить» колонии в Африке, http://www.kommersant.ru/ doc/1761267 (дата обращения 23.11.2021)

4. Verschave F.X. Noir silence. Qui arrêtera la Françafrique? Paris, Arenes. 2007. 591 p.

5. Pesnot P. Les Dessous de la Françafrique. Paris, Nouveau Monde. 2011. 400 p.

6. Франция и Африка - новые отношения или старые привычки? https://www.rfi.fr/ru/ frantsiya/20100531-frantsiya-i-afrika-novye-otnosheniya-ili-starye-privychki (дата обращения

21.03.2020)

7. Олланд: Африка - будущее мировой экономики, http://www.vz.ru/news/2012/10/13/ 602344.html (дата обращения 23.11.2021)

8. Burkina Faso. Une grenade pour l'arrivée de Macron à Ouagadougou. Le journal numérique. 2017. 28 novembre.

9. Macron calls for countries' support in fighting extremism, http://www.dailymail.co.uk/ wires/ap/article-4521436/Macrons-non-Europe-trip-focuses-fighting-extremism.htm (дата обращения

20.10.2021)

10. Быстров A.A. О причинах неудачи операции «Бархан» в зоне Сахеля. http://www.iimes. ru/?p=35817 (дата обращения 23.12.2021)

11. Sahel-Armées: Barkhane succède à Serval, https://www.bbc.com/afrique/region/2014/07/ 140713_sahel-fiance.shtml (дата обращения 02.11.2021)

12. Lagneau L. Une page se tourne: les opérations Serval et Épervier sont désormais terminées. http://www.opex360.com/2014/08/01/page-se-tourne-les-operations-serval-epervier-sont-desormais-terminees/ (дата обращения 23.11.2021)

13. Keenan J. France's Operation Barkhane and Saharan ghosts, http://www.middleeasteye.net/ columns/france-s-operation-barkhan-and-sahara-s-ghosts-225752252 (дата обращения 03.10.2021)

14. Carraud S., Rose M. France's armed forces chief resigns after clash with Macron over budget cuts. https://af.reuters.com/article/worldNews/idAFKBNlA40Z (дата обращения 23.05.2020)

15. Opération Barkhane. https://www.defense.gouv.fr/operations/operations/sahel/dossier-de-presentation-de-l-operation-barkhane/operation-barkhane (дата обращения 23.11.2021)

16 EU commits 50 min euros to combat militants in West Africa, https://af.reuters.com/article/ nigeriaNews/idAFL8N 1J24LK (дата обращения 20.12.2021)

17. Côte d'Ivoire / Arrivée à Abidjan du Président Emmanuel Macron pour le sommet UA-UE. http://aip.ci/cote-divoire-arrivee-a-abidjan-du-president-emmanuel-macron-pour-le-sommet-ua-ue/ (дата обращения 23.11.2021)

18. Duhem V. Sommet UA-UE: demandez le programme! http://www.jeuneafrique.com/497581/ politique/sommet-ua-ue-demandez-le-programme/ (дата обращения 23.03.2021)

19. Dider Awadi: «Biaise Compaoré doit être arrêté et jugé», http://www.seneweb.com/news/ People/dider-awadi-laquo-blaise-compaore-doit-_n_139329.html (дата обращения 26.11.2021)

20. Очень старая, но чрезвычайно актуальная история. http://kotbayunl965.1ivejournal. com/77562.html (дата обращения 20.08.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Олланд: Франция содействовала выезду Блэза Компаоре из Буркина-Фасо в Кот-д'Иву-ар. http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1551081 (дата обращения 05.06.2021)

22. Калегина М. Автобус делегации Макрона закидали камнями в столице Буркина-Фасо. https://life.ru/1064918 (дата обращения 02.11.2021)

23. 'Who are the traffickers? They are Africans': Macron loses his cool at Burkina Faso Q&A. https://on.rt.com/8tas (дата обращения 22.10.2020)

24. Macron publicly 'humiliates' Burkina Faso president as French leader's Africa trip goes wrong. https://on.rt.com/8tb9 (дата обращения 25.11.2021)

25. Zapolitique: «Un chef d'État ne peut pas se comporter comme ça», http://www.lepoint.fr/ zapping-du-point/zapolitique-un-chef-d-etat-ne-peut-pas-se-comporter-comme-ca-29-11 -2017-

2176071_2470 .php (дата обращения 23.11.2021 )

26. Boni M. Macron accusé d'avoir commis une bourde diplomatique au Burkina Faso Macron accusé d'avoir commis une bourde diplomatique au Burkina Faso. Le Figaro. 2017. 29 novembre.

27. Бовдунов A. «В неоколониальном стиле»: готова ли Франция к перезагрузке отношений с бывшими владениями в Африке? https://russian.rt.com/world/article/455657-makron-afrika~vizit-vystuplenie-es (дата обращения 03.10.2021)

28. Sommet UE-UA à Abidjan Ouattara réciprocité Macron, https://www.afrique-sur7.fr/378462-sommet-ue-ua-abidjan-ouattara-reciprocite-macron (дата обращения 23.11.2021)

29. Côte d'Ivoire / Arrivée à Abidjan du Président Emmanuel Macron pour le sommet UA-UE. http://aip.ci/cote-divoire-arrivee-a-abidjan-du-president-emmanuel-macron-pour-le-sommet-ua-ue/ (дата обращения 23.11.2021 )

30. Alaoui M.С. Sommet UA-UE: le roi Mohammed vi reçoit Emmanuel Mmacron et le president de l'Angola. http://fr.le360.ma/politique/sommet-ua-ue-le-roi-mohammed-vi-recoit-emmanuel-macron-et-le-president-de-langola-145169 (дата обращения 23.11.2021)

31. Les Togolais doivent pouvoir «s'exprimer librement», estime le président français. http://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/ll/30/emmanuel-macron-souhaite-que-les-togolais-puissent-s-exprimer-librement_5222740_3212.html#iLD3WoQh2VsscfER.99 (дата обращения 30.11.2021)

32. Crise au Togo: le dernier message d'Emmanuel Macron à Faure Gnassingbé. https://togo-tribune.com/news/crise-au-togo-le-dernier-message-demmanuel-macron-a-faure-gnassingbe/ (дата обращения 23.11.2021)

33. Au Ghana Macron s'adressé à nouveau à la jeunesse africaine, https://www.capital.fr/ economie-politique/au-ghana-macron-sadresse-a-nouveau-a-la-jeunesse-africaine-1258517 (дата обращения 23.11.2021)

34. Macron au Ghana: le discours mémorable du président ghanéen sur l'autonomie africaine viral sur les réseaux sociaux. http://fr.africanews.com/2017/12/06/macron-au-ghana-le-discours-memorable-du-president-ghaneen-sur-l-autonomie/ (дата обращения 20.10.2021)

35. Burkina Faso. Une grenade pour l'arrivée de Macron à Ouagadougou. Le journal numérique. 2017. 28 novembre.

36. Macron pledges closer French economic ties on first-ever visit to Kenya. https://www.france24.com/en/20190313-france-kenya-macron-visit-economy-trade-kenyatta (дата обращения 09.10.2021)

37. Макрон предупредил о возможных негативных последствиях расширения влияния Китая в Африке. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6210797 (дата обращения 23.11.2021 )

38. Semo M. Emmanuel Macron en visite à Djibouti, où l'influence de la France recule face à la Chine, https://www.lemonde.fr/afrique/article/2019/03/12/emmanuel-macron-en-visite-a-djibouti-ou-l-influence-de-la-france-recule-face-a-la-chine_5434898_3212.html (дата обращения 03.11.2019)

39. Reuters: Франция и Эфиопия подписали первое соглашение о военном сотрудничестве. https://tass.ru/mezhdunarodnay a-panorama/6210880 (дата обращения 23.11.2021)

40. Lattier A. Ethiopie: Emmanuel Macron et Abiy Ahmed affichent leur entente parfaite. http://www.rfi.fr/afrique/20190312-ethiopie-emmanuel-macron-abiy-ahmed-affichent-entente-parfaite (дата обращения 23.11.2021 )

41. Semo M. Pour Macron, la France est un «possible contrepoids » à la Chine en Afrique de Г Est. https : //www. lemonde. fr/politique/article/2019/03/12/emmanuel-macron-veut-une-place -en-afrique-de-l-est-a-cote-des-chinois_5434673_823448.html (дата обращения 03.11.2019)

42. Cooper H., Gibbons-Neff Th., Savage Ch., Schmitt E. Pentagon Eyes Africa Drawdown as First Step in Global Troop Shift, https://www.nytimes.com/2019/12/24/world/africa/esper-troops-africa-china.html?action=click&module=Top%20Stories&pgtype=Homepage (дата обращения 23.11.2021)

43. US wants to reduce presence in Africa, warns top officer, https://www.france24.com/en/ 20200113-us-wants-to-reduce-presence-in-africa-warns-top-officer (дата обращения 12.11.2021)

44. Мельников В. Макрон объявил об отправке дополнительных военных сил в Африку. https://ria.ru/20200114/1563383833.html (дата обращения 20.11.2021)

45. Somalia's al-Shabab militants in 'deadly feud', https://www.bbc.com/news/world-africa-22988404 (дата обращения 23.11.2021)

46. Sommet du G5 Sahel à Pau: Emmanuel Macron veut resserrer le front antijihadiste. https://www.france24.com/fr/20200113-un-sommet-du-g5-sahel-%C3%A0-pau-pour-resserrer-le-front-antijihadiste (дата обращения 29.11.2021)

47. Макрон осудил антифранцузскую критику в регионе Сахель https://regnum.ru/news/polit/ 2828888.html (дата обращения 23.11.2021)

48. Bobin F., Tilouine J. Coronavirus: les experts du Quai d'Orsay redoutent le «coup de trop» qui «déstabilise» l'Afrique, https://www.lemonde.fr/afrique/article/2020/04/03/coronavirus-les-experts-du-quai-d-orsay-redoutent-le-coup-de-trop-qui-destabilise-l-afrique_6035470_3212.html (дата обращения 04.03.2020)

49. Mali crisis deepens as president, PM detained by mutinous troops, https://www.aljazeera.com/ news/2020/8/18/mali-crisis-deepens-as-president-pm-detained-by-mutinous-troops (дата обращения 18.08.2020)

50. Филиппов В.P. Политический кризис в Мали 2020-2021 годов в Мали. Ученые записки Института Африки РАН. 2021. № 3. С. 42-53. DOI: 10.31132/2412-5717-2021-56-3-42-55

51. Mali: leader of 2020 coup takes power after president's arrest, https://www.theguardian.com/ world/202 l/may/24/mali-president-prime-minister-and-defence-minister-arrested-sources-say (дата обращения 23.11.2021)

52. Mali's top court declares coup leader Goita as interim president, https://www.reuters.com/ world/africa/malis-top-court-declares-coup-leader-goita-interim-president-2021-05-28/ (дата обращения 28.05.2021)

53. Моисеев Д. Россия способна усилить свои позиции после переворота в Мали. https://www.ng.ru/world/2021-05-30/5_8160_mali.html (дата обращения 23.11.2021)

54. Coutausse J.-С. Fin de l'opération « Barkhane », dons de vaccins, haine en ligne : les points essentiels de la conférence de presse d'Emmanuel Macron // Le Monde. 2021. 10 juin.

55. Demir Y. Operation Barkhane: France's Afghanistan. https://www.aa.com.tr/en/search/?s= anti-France%20sentiments%20in%20Africa&tag= 1 (дата обращения 23.11.2021)

56. Франция завершит военную операцию против террористов в Африке. https://lenta.ru/news/2021/06/1 l/sahel_over/ (дата обращения 20.10.2021)

57. Vincent Е. Risques et périls de la fin de «Barkhane» au Sahel. https://www.lemonde.fr/ international/article/2021/06/1 l/risques-et-perils-de-la-fin-de-barkhane_6083674_3210.html (дата обращения 23.11.2021)

58. Larcher L. Au Mali, la France embourbée et l'ONU impuissante, https://www.la-croix.com/Monde/Afrique/Au-Mali-France-embourbee-10NU-impuissante-2019-11 -26-1201062880 (дата обращения 23.11.2021)

59. Philippov V.R. 2015. Uranium factor in France's foreign policy towards Africa SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. № 2. C. 171-185.

60. Май Г. «Глубокая трансформация» французского военного присутствия в Сахеле. https://anna-news.info/glubokaya-transformatsiya-frantsuzskogo-voennogo-prisutstviya-v-sahele/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw= 1623479264000 (дата обращения 23.11.2021)

61. Власти Мали объяснили свое желание призвать российские ЧВК: https://regnum.ru/news/ polit/3381254.html (дата обращения 24.01.2022)

62. Лавров заявил об обращении властей Мали к российской ЧВК. https://www.rbc.ru/ politics/25/09/2021/614f50f79a7947241e0f7fd7 (дата обращения 23.01.2022)

63. Мали отказалась обсуждать с Россией сообщения о размещении в стране «ЧВК Вагнера». https://www.kommersant.ru/doc/5005986 (дата обращения 02.01.2022)

64. Un mercenaire russe blessé au Mali, http://news.abamako.eom/h/264256.html (дата обращения 02.01.2022)

THE AFRICAN POLICY OF EMMANUEL MACRON © 2022 Vasily Filippov

FILIPPOV Vasily R., Doctor of Historical Sciences, Leading Research Fellow at the Centre for Tropical African Studies at the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, st. Spiridonovka, 30/1, e-mail: fVrl957@mail.ru

Abstract. The subject of consideration is the African policy of France during the presidency of Emmanuel Macron (2017-2022). The proclaimed slogans, the official rhetoric of the tenth president of the Fifth Republic, the political practices of the Elysee Palace during this period are reviewed in the context of the geopolitical changes taking place in West Africa. The purpose of the study is to find out the factors that in one way or another have influenced the African policy of Paris in recent years, to determine the obvious motives and latent aspirations of French diplomacy on the African continent. The article deals with very recent events that took place in Tropical Africa, and are therefore relatively little studied both in Russian African studies and in French political science and anthropology. The author comes to the conclusion that the Fifth Republic is rapidly losing its economic, political and military-strategic positions in A frican countries, which were quite recently a zone of its undeniable in fluence. He connects this process with the emergence here of new actors in international relations, which allowed Africans to diversify their foreign economic and political orientations.

Keywords: France, Tropical Africa, Russia. China, geopolitical situation, political crisis, Sahel countries, Operation Barkhane, Emmanuel Macron, A frican politics, terrorism. Islamists.

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-31-48

References

A very old but extremely relevant story, http://kotbayunl965.livejournal.com/77562.html (accessed 08.20.2021)

Alaoui M.C. Sommet UA-UE: le roi Mohammed VI reçoit Emmanuel Macron et le president de l'Angola, http://fr.le360.ma/politique/sommet-ua-ue-le-roi-mohammed-vi-recoit-emmanuel-macron-et-le-president-de-langola-145169 (accessed 23.11.2021)

Au Ghana Macron s'adressé à nouveau à la jeunesse africaine, https://www.capital.fr/economie-politique/au-ghana-macron-sadresse-a-nouveau-a-la-jeunesse-africaine-1258517 (accessed

23.11.2021)

Bobin F., Tilouine I. Coronavirus: les experts du Quai d'Orsay redoutent le «coup de trop» qui «déstabilise» l'Afrique, https://www.lemonde.fr/afrique/article/2020/04/03/coronavirus-les-experts-du-quai-d-orsay-redoutent-le-coup-de-trop-qui-destabilise-l-afrique_6035470_3212.html (accessed

04.03.2020)

Boni M. Macron accusé d'avoir commis une bourde diplomatique au Burkina Faso. Le Figaro. 2017. 29 novembre.

Bovdunov A. «V neokolonialnom stile»: gotova li Frantciia k perezagruzke otnoshenii s byvshimi vladeniiami v Afrike? ("In neo-colonial style": is France ready to reset relations with former possessions in Africa?), https://russian.rt.com/world/article/455657-makron-afrika~vizit-vystuplenie-es (accessed 03.10.2021)

Burkina Faso. Une grenade pour l'arrivée de Macron à Ouagadougou. Le journal numérique. 2017. 28 novembre.

Bystrov A.A. O prichinakh neudachi operatcii «Barkhan» v zone Sakhelia. (About the reasons for the failure of the operation "Barkhan" in the Sahel zone), http://www.nmes.ru/?p=35817 (accessed

12.23.2021)

Carraud S., Rose M. France's armed forces chief resigns after clash with Macron over budget cuts. https://af.reuters.com/article/worldNews/idAFKBNlA40Z (accessed 23.05.2020)

Cooper H., Gibbons-Neff Th., Savage Ch., Schmitt E. Pentagon Eyes Africa Drawdown as First Step in Global Troop Shift, https://www.nytimes.com/2019/12/24/world/africa/esper-troops-africa-china.html?action=click&module=Top%20Stories&pgtype=Homepage (accessed 23.11.2021)

Côte d'Ivoire. Arrivée à Abidjan du Président Emmanuel Macron pour le sommet UA-UE. http://aip.ci/cote-divoire-arrivee-a-abidjan-du-president-emmanuel-macron-pour-le-sommet-ua-ue/ (accessed 23.11.2021)

Coutausse J.-C. Fin de l'opération «Barkhane», dons de vaccins, haine en ligne: les points essentiels de la conférence de presse d'Emmanuel Macron. Le Monde. 2021. 10 juin.

Crise au Togo: le dernier message d'Emmanuel Macron à Faure Gnassingbé. https://togotribune. com/news/crise-au-togo-le-dernier-message-demmanuel-macron-a-faure-gnassingbe/ (accessed

23.11.2021)

Demir Y. Operation Barkhane: France's Afghanistan. https://www.aa.com.tr/en/search/?s=anti-France%20sentiments%20in%20Africa&tag=l (accessed 23.11.2021)

Dider Awadi: «Biaise Compaoré doit être arrêté et jugé». http://www.seneweb.com/news/People/ dider-awadi-laquo-blaise-compaore-doit-_n_139329.html (accessed 26.11.2021)

Duhem V. Sommet UA-UE: demandez le programme! http://www.jeuneafrique.com/497581/ politique/sommet-ua-ue-demandez-le-programme/ (accessed 23.03.2021)

EU commits 50 min euros to combat militants in West Africa, https://af.reuters.com/ article/nigeriaNews/idAFL8N 1J24LK (accessed 20.12.2021)

Filippov V.R. Politicheskii krizis v Mali 2020-2021 godov v Mali (Political crisis in Mali 20202021). Journal of the Institute for African studies. 2021. No. 3. S. 42-53. DOI: 10.31132/2412-57172021-56-3-42-55

France and Africa - new relationships or old habits? https://www.rfi.fr/ru/frantsiya/20100531-frantsiya-i-afrika-novye-otnosheniya-ili-starye-privychki (accessed 03.21.2020)

France will complete the military operation against terrorists in Africa. https://lenta.ru/news/2021/06/ll/sahel_over/ (accessed 20.10.2021)

Hollande: Africa is the future of the world economy, http://www.vz.ru/news/2012/10/13/ 602344.html (accessed 11.23.2021)

Hollande: France facilitated the departure of Blaise Compaore from Burkina Faso to Côte d'Ivoire, http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1551081 (accessed 06/05/2021)

Kalegina M. Avtobus delegatcii Makrona zakidali kamniami v stolitee Burkina-Faso (The bus of the Macron delegation was pelted with stones in the capital of Burkina Faso), https://life.ru/1064918 (accessed 02.11.2021)

Keenan J. France's Operation Barkhane and Saharan ghosts, http://www.middleeasteye.net/ columns/france-s-operation-barkhan-and-sahara-s-ghosts-225752252 (accessed 03.10.2021)

Lagneau L. Une page se tourne: les opérations Serval et Epervier sont désormais terminées. http://www.opex360.com/2014/08/01/page-se-tourne-les-operations-serval-epervier-sont-desormais-terminees/ (accessed 23.11.2021)

Larcher L. Au Mali, la France embourbée et l'ONU impuissante, https://www.la-croix.com/ Monde/Afrique/Au-Mali-France-embourbee-10NU-impuissante-2019-11-26-1201062880 (accessed 23.11.2021)

Lattier A. Ethiopie: Emmanuel Macron et Abiy Ahmed affichent leur entente parfaite. http://www.rfi.fr/afrique/20190312-ethiopie-emmanuel-macron-abiy-ahmed-affichent-entente-parfaite (accessed 23.11.2021)

Lavrov zaiavil ob obrashchenii vlastei Mali k rossiiskoi ChVK (Lavrov announced the appeal of the Malian authorities to the Russian PMC), https://www.rbc.ru/politics/25/09/2021/614f50f 79a7947241e0f7fd7 (accessed 01/23/2022)

Les Togolais doivent pouvoir «s'exprimer librement», estime le président français. http://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/ll/30/emmanuel-macron-souhaite-que-les-togolais-puissent-s-exprimer-librement_5222740_3212.html#iLD3WoQh2VsscfER.99 (accessed 30.11.2021)

Macron au Ghana: le discours mémorable du président ghanéen sur l'autonomie africaine viral sur les réseaux sociaux, http://fr.africanews.com/2017/12/06/macron-au-ghana-le-discours-memorable-du-president-ghaneen-sur-l-autonomie/ (accessed 20.10.2021)

Macron calls for countries' support in fighting extremism, http://www.dailymail.co.uk/wires/ap/ article-4521436/Macrons-non-Europe-trip-focuses-fighting-extremism.htm (accessed 20.10.2021)

Macron condemned anti-French criticism in the Sahel region https://regnum.ru/news/polit/ 2828888.html (accessed 11.23.2021)

Macron pledges closer French economic ties on first-ever visit to Kenya. https://www.france24. com/en/20190313-france-kenya-macron-visit-economy-trade-kenyatta (accessed 09.10.2021)

Macron publicly 'humiliates' Burkina Faso president as French leader's Africa trip goes wrong. https://on.rt.com/8tb9 (accessed 25.11.2021)

Macron warned of possible negative consequences of China's expansion of influence in Africa. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6210797 (accessed 11.23.2021)

Mai G. "Profound transformation" of the French military presence in the Sahel. https://anna-news.info/glubokaya-transformatsiya-frantsuzskogo-voennogo-prisutstviya-v-sahele/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw= 1623479264000 (accessed 11.23.2021)

Mali crisis deepens as president, PM detained by mutinous troops, https://www.aljazeera.com/ news/2020/8/18/mali-crisis-deepens-as-president-pm-detained-by-mutinous-troops (accessed 18.08. 2020)

Mali refused to discuss with Russia reports about the deployment of Wagner PMCs in the country, https://www.kommersant.ru/doc/5005986 (accessed 01.02.2022)

Mali: leader of 2020 coup takes power after president's arrest. https://www.theguardian. com/world/2021/may/24/mali-president-prime-minister-and-defence-minister-arrested-sources-say (accessed 23.11.2021 )

Mali's top court declares coup leader Goita as interim president, https://www.reuters.com/ world/africa/malis-top-court-declares-coup-leader-goita-interim-president-2021-05-28/ (accessed 28.05.2021)

Moiseev D. Rossiia sposobna usilit svoi pozitcii posle perevorota v Mali. (Russia is able to strengthen its position after the coup in Mali), https://www.ng.ru/world/2021-05-30/5_8160_mali.html (accessed 11.23.2021)

Melnikov V. Makron obiavil ob otpravke dopolnitelnykh voennykh sil v Afriku (Macron announced the dispatch of additional military forces to Africa), https://ria.ru/20200114/ 1563383833.html (accessed 11.20.2021)

Opération Barkhane. https://www.defense.gouv.fr/operations/operations/sahel/dossier-de-presentation-de-l-operation-barkhane/operation-barkhane (accessed 23.11.2021)

Pesnot P. Les Dessous de la Francafrique. Paris, Nouveau Monde. 2011. - 400 p. Philippov V.R. Uranium factor in France's foreign policy towards Africa. SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 2. C. 171-185.

Reuters: Frantciia i Efiopiia podpisali pervoe soglashenie o voennom sotrudnichestve (France, Ethiopia sign the first agreement on military cooperation). TASS https://tass.ru/mezhdunarodnay a-panorama/6210880 (accessed 23.11.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sahel-Armées: Barkhane succède à Serval, https://www.bbc.com/afrique/region/2014/07/ 140713_sahel-france.shtml (accessed 02.11.2021)

Semo M. Emmanuel Macron en visite à Djibouti, où l'influence de la France recule face à la Chine, https://www.lemonde.fr/afrique/article/2019/03/12/emmanuel-macron-en-visite-a-djibouti-ou-l-influence-de-la-france-recule-face-a-la-chine_5434898_3212.html (accessed 03.11.2019)

Semo M. Pour Macron, la France est un «possible contrepoids» à la Chine en Afrique de l'Est. https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/03/12/emmanuel-macron-veut-une-place-en-afrique-de-l-est-a-cote-des-chinois_5434673_823448.html (accessed 03.11.2019)

Somalia's al-Shabab militants in 'deadly feud', https://www.bbc.com/news/world-africa-22988404 (accessed 23.11.2021 )

Sommet du G5 Sahel à Pau: Emmanuel Macron veut resserrer le front antijihadiste. https://www.france24.com/fr/20200113-un-sommet-du-g5-sahel-%C3%A0-pau-pour-resserrer-le-front-antijihadiste (accessed 29.11.2021)

Sommet UE-UA à Abidjan Ouattara réciprocité Macron, https://www.afrique-sur7.fr/378462-sommet-ue-ua-abidjan-ouattara-reciprocite-macron (accessed 23.11.2021)

The authorities of Mali explained their desire to call on Russian PMCs: https://regnum.ru/news/ polit/3381254.html (accessed 01.24.2022)

Un mercenaire russe blessé au Mali, http://news.abamako.eom/h/264256.html (дата обращения 02.01.2022)

US wants to reduce presence in Africa, warns top officer, https://www.france24.com/en/ 20200113-us-wants-to-reduce-presence-in-africa-warns-top-officer (дата обращения 12.11.2021)

Vasiliev A.P. General de Goll i krushenie frantcuzskoi imperii (General de Gaulle and the collapse of the French empire). National interests. 1999. No. 2 (3). S. 47.

Verschave F.-X. La Françafrique. Retranscription de conférences-débat données par F.X. Verschave, président de Survie de 1995 à 2005. http://survie.org/francafrique/article/la-francafrique (accessed 25.01.2022)

Verschave F.X. Noir silence. Qui arrêtera la Françafrique? Paris, Arenes. 2007. - 591 p. Vincent E. Risques et périls de la fin de «Barkhane» au Sahel. https://www.lemonde.fr/ international/article/2021/06/1 l/risques-et-perils-de-la-fin-de-barkhane_6083674_3210.html (accessed 23.11.2021)

Who are the traffickers? They are Africans: Macron loses his cool at Burkina Faso Q&A. https://on.rt.com/8tas (accessed 22.10.2020)

Zapolitique: «Un chef d'État ne peut pas se comporter comme ça», http://www.lepoint.fr/zapping-du-point/zapolitique-un-chef-d-etat-ne-peut-pas-se-comporter-comme-ca-29-11 -2017-217607l_2470.php (accessed 23.11.2021)

Zubov N. Frantciia prodolzhaet "doit" kolonii v Afrike (France continues to "milk" colonies in Africa), http://www.kommersant.ru/doc/1761267 (accessed 11.23.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.