Научная статья на тему 'Афористика М. Ю. Лермонтова: тематическое разнообразие и языковые особенности'

Афористика М. Ю. Лермонтова: тематическое разнообразие и языковые особенности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
640
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
афоризм / афористическое выражение / афористика / мудрые мысли / крылатые изречения / aphorism / aphoristic expression / aphoristica / wise thoughts / winged sayings

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канакина Галина Ивановна

В статье представлен анализ афористики великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Особая, поэтическая форма его мышления нашла выражение в языке, позволила отразить глубокие жизненные наблюдения в краткой и лаконичной форме. Почти каждое произведение Лермонтова – кладезь мудрых мыслей, философских суждений, жизненных обобщений. Наиболее часто встречающиеся темы афоризмов: любовь и ревность, жизнь и смерть, добро и зло, дружба, счастье, неизбежность судьбы, сила и слабость слова. В.Г. Белинский высоко оценил афористичность стиля поэта. К сожалению, афористика М.Ю. Лермонтова не подвергалась до сих пор серьёзному изучению. В статье представлен общий взгляд на тематику и языковое своеобразие афористических выражений, содержащихся в стихах и прозе. Своеобразие афористических высказываний М.Ю. Лермонтова заключается в том, что, совмещая глубину содержания и образность, они строятся на использовании таких фигур, как антитеза, метафора, сравнение, парцелляция, синтаксический параллелизм, градация и др. Афоризмы М.Ю. Лермонтова побуждают читателей к собственным размышлениям о сущности человеческого бытия. В последнее время всё настойчивее звучит мысль о необходимости активного включения в учебный процесс образовательных учреждений культуроведческого материала. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций становится одним из главных принципов государственной политики в области образования. Полагаем, что мудрые мысли нашего великого земляка не только не устарели, но и приобрели для современного человека особую значимость, позволяют глубже осмыслить окружающий мир и смысл своего существования в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APHORISTICA M.Y. LERMONTOV: THEMATIC DIVERSITY AND LANGUAGE FEATURES

The article presents the analysis of aphoristica the great Russian poet M. Y. Lermontov. Special poetic form of his thinking found expression in language, reflects a deep life observations in a brief and concise form. Almost every piece of Lermontov a Treasury of wise thoughts, philosophical opinions, life generalizations. The most frequent topics of aphorisms: love and jealousy, life and death, good and evil, friendship, happiness, the inevitability of fate, the strength and the weakness of words. Century, Belinsky appreciated the associations of the style of the poet. Unfortunately, aphoristica M. Y. Lermontov had not been still a serious study. The article presents an overall view of the subject and linguistic affiliation aphoristic expressions contained in verse and prose. The originality of aphoristic sayings of M. Y. Lermontov is that, combining the depth of content and imagery, they are based on the use of such figures as the antithesis, metaphor, comparison, parcelation, syntactic parallelism, graduation and other Aphorisms M. Y. Lermontov encourage readers to their own reflections on the essence of human existence. In recent times increasingly sounds like the idea of the necessity of active involvement in the educational process of educational institutions cultural material. Protection and development of national cultures, regional cultural traditions is one of the main principles of the state policy in the field of education. We believe that the wisdom of our great countryman not only outdated, but also acquired for the modern man special significance, which help to better understand the world and the meaning of his existence in it.

Текст научной работы на тему «Афористика М. Ю. Лермонтова: тематическое разнообразие и языковые особенности»

УДК 82-84

АФОРИСТИКА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА: ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

© 2015

Г.И. Канакина, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания русского языка

Пензенский государственный университет, Пенза (Россия)

Аннотация. В статье представлен анализ афористики великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Особая, поэтическая форма его мышления нашла выражение в языке, позволила отразить глубокие жизненные наблюдения в краткой и лаконичной форме. Почти каждое произведение Лермонтова - кладезь мудрых мыслей, философских суждений, жизненных обобщений. Наиболее часто встречающиеся темы афоризмов: любовь и ревность, жизнь и смерть, добро и зло, дружба, счастье, неизбежность судьбы, сила и слабость слова. В.Г. Белинский высоко оценил афористичность стиля поэта. К сожалению, афористика М.Ю. Лермонтова не подвергалась до сих пор серьёзному изучению. В статье представлен общий взгляд на тематику и языковое своеобразие афористических выражений, содержащихся в стихах и прозе. Своеобразие афористических высказываний М.Ю. Лермонтова заключается в том, что, совмещая глубину содержания и образность, они строятся на использовании таких фигур, как антитеза, метафора, сравнение, парцелляция, синтаксический параллелизм, градация и др. Афоризмы М.Ю. Лермонтова побуждают читателей к собственным размышлениям о сущности человеческого бытия. В последнее время всё настойчивее звучит мысль о необходимости активного включения в учебный процесс образовательных учреждений культуро-ведческого материала. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций становится одним из главных принципов государственной политики в области образования. Полагаем, что мудрые мысли нашего великого земляка не только не устарели, но и приобрели для современного человека особую значимость, позволяют глубже осмыслить окружающий мир и смысл своего существования в нем.

Ключевые слова: афоризм; афористическое выражение; афористика; мудрые мысли; крылатые изречения.

М.Ю. Лермонтов - величайший поэт и мыслитель своего времени. Язык и стиль его произведений исследован достаточно тщательно и досконально, чего, однако, нельзя сказать об изучении его афористики. В отечественной литературно-речевой культуре широко известны фразы из произведений Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, И.А. Крылова, А.П. Чехова и других авторов, ставшие афоризмами. К сожалению, афоризмы из лермонтовских произведений известны мало и не так популярны. Тяготение М.Ю. Лермонтова к афоризмам отмечали многие исследователи. Идеостиль поэта складывался в процессе освоения поэтических формул эпохи, привычных элегических клише. Это позволило Б.М. Эйхенбауму в ходе анализа раннего творчества поэта заметить: «Метод Лермонтова в этом смысле - априорный: ему нужны сравнения и афоризмы, и он ищет их повсюду. Почти каждое его сравнение или сентенцию можно заподозрить как заимствованное или, по крайней мере, составленное по образцу чужих [20]. Однако творческая природа М.Ю. Лермонтова, особая, поэтическая форма его мышления позволили В.Г. Белинскому высоко оценить афористичность стиля Лермонтова: «Как образны и оригинальны его фразы, - писал критик по поводу предисловия к роману «Герой нашего времени», - каждая из них годится быть эпиграфом к большому стихотворению» [2].

Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова отмечают, что афористичность - характерная черта всего творчества великого русского поэта, прозаика, драматурга. Афористические высказывания выражают его философское и жизненное кредо. Индивидуально-авторские афористические единицы в произведениях М.Ю. Лермонтова представляют собой афоризмы классического типа, мудрые мысли, цитаты, крылатые изречения. Говоря об афористике Лермонтова, мы не ставим перед собой цель разграничить эти понятия, так как все названные формы отличаются глубиной содержания и четкостью формулировки. Все индивидуально-авторские афористические высказывания М.Ю. Лермонтова мы рассматриваем как афоризмы - «краткие выразительные изречения» [15]. Они содержат глубокую мысль и органично вплетены в художественную ткань лермонтовских произведений. Говоря об афористичности высказываний М.Ю. Лермонтова, вполне уместно отнести к ним определение афоризма, данное в книге Н.Т. Федоренко и Л.И. Сокольской: «... афоризм - это маленький словесный шедевр, сплав ума и красоты. Он

очень устойчив, каждое слово занимает в нём постоянное место. И ни одно из них нельзя ни прибавить, ни убавить» [19].

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова вышли в свет две книги, включающие афоризмы, цитаты, мудрые мысли, крылатые выражения из его произведений. В 2012 году вышла книга белорусского литератора и филолога А.П. Бесперстых «Лермонтов: мысли, афоризмы, цитаты» [13]. Это словарь афоризмов М.Ю. Лермонтова, собрание мудрых мыслей, крылатых изречений и цитат классика русской и мировой литературы. В 2014 году была издана книга пензенского журналиста А.И. Марынова «Смело верь тому, что вечно...», в которой собрано более тысячи афоризмов, мыслей, крылатых слов и выражений. Все они распределены по сорока разделам и снабжены ссылками на источники

[17].

Афористические высказывания М.Ю. Лермонтова -это ёмкая форма художественного отражения действительности, они отражают особое, творческое осмысление мира, жизни, человека, отличаются способностью передать глубокие жизненные наблюдения в яркой, лаконичной форме. В содержательной основе афористических суждений Лермонтова лежит истина, открывшаяся ему в результате обобщения и поэтического оформления накопленного в процессе постижения жизни опыта. Им свойственно широкое тематическое разнообразие. Темы афоризмов касаются всех сфер человеческого бытия. На них лежит отпечаток эпохи, исторических условий, они освещают философские вопросы, имеют острое политическое содержание, трактуют этические проблемы, касаются жизненных ситуаций. Затрагивая названные проблемы, автор передаёт людям собственный взгляд на них. Тематика афоризмов М.Ю. Лермонтова выражена в ключевых словах, которые наиболее часто в них встречаются и несут основную идейно-смысловую нагрузку. Наиболее часто встречающаяся тема - любовь и ревность: Любовь, как огонь, без пищи гаснет; Женщины любят только тех, которых не знают; Всё ясно ревности, а доказательств нет. Большое место среди афоризмов занимают высказывания, отражающие общечеловеческие ценности: жизнь и смерть (Жизнь -вечность, смерть - лишь миг!; Так жизнь скучна, когда боренья нет; Смерть и бессмертье, /Жизнь и погибель/ и деве и сердцу ничто; Жизнь... - такая пустая и глупая шутка; Жизнь не стоит того, чтобы о ней так много заботиться; Нет! Смерти вечную печать /

Ничто не в силах уж сорвать!), добро и зло (Зло порождает зло; Осознать зло значит немедленно начать бороться с ним), дружба (Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; Приятели не всегда друзья), счастье (А что такое счастье?/ Насыщенная гордость; Богатство не есть счастие!; Никакая книга не может выучить быть счастливым), неизбежность судьбы (Закон судьбы несокрушим; /Мы все ничтожны перед ним; И мир не пощадил - и Бог не спас!), сила и слабость слова (Есть сила благодатная/ В созвучье слов живых,/ И дышит непонятная, /Святая прелесть в них; На мысли, дышащие силой,/ Как жемчуг, нижутся слова; Не встретит ответа /Средь шума мирского/ Из пламя и света / Рождённое слово; Пустые звучные слова -/ Обширный храм без божества).

М.Ю. Лермонтова волнуют философские проблемы взаимоотношения человека и общества, личностного сознания в обществе (Мы пьём из чаши бытия с закрытыми очами; История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа; Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть; Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!).

Синтаксис большей части афористических высказываний Лермонтова прост, четок и лаконичен, что позволяет квалифицировать их как классические афоризмы: Хуже смерти ничего не случается, а смерти не минуешь!; Время всесильно; Жизнь побеждённым не награда!; Приятели не всегда друзья; Тот самый пустой человек, кто наполнен собою; Привычка - вторая натура; В мире всё условно и другие. Многие высказывания по объёму не укладываются в рамки классического афоризма, характеризуются сложностью построения, однако это не лишает их глубокого смысла и обобщённого значения: Воспитывать - теперь самая трудная вещь, думаешь «Ну, всё, теперь кончилось!» - и не тут-то было, только что начинается; Дружба теперь не чувство, а поношенная маска, которую надевает хитрость, чтобы обмануть простоту или скрыться от проницательности; Нет ничего парадоксальнее женского ума. Женщин трудно убедить в чём-нибудь, надобно их довести до того, чтобы они убедили себя сами. Чтобы выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своём все школьные правила логики; Есть всему конец;/ Не много долголетней человек /Цветка; в сравненьи с вечностью их век /Равно ничтожен. Подобные афоризмы являются результатом субъективного обобщения поэтом объективной действительности на основе индивидуального (Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть; Отчизна там, где любят нас) или общечеловеческого опыта (Легко народом править, если он /Одною общей страстью увлечён; Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью).

Своеобразие афористических высказываний М.Ю. Лермонтова заключается в том, что, совмещая глубину содержания и образность, они строятся на использовании таких фигур, как антитеза (Радости забываются, а печали - никогда; Мои друзья вчерашние - враги, /Враги - мои друзья,/Но, да простит мне грех Господь благий, /Их презираю я), метафора (Что ни толкуй Вольтер или Декарт,/Мир для меня - колода карт, /Жизнь - банк: рок мечет, я играю /И правила игры я к людям применяю; Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины), сравнение (Стыдить лжеца, шутить над дураком /И спорить с женщиной - всё то же, /Что черпать воду решетом: /От сих троих избавь нас, Боже!), лексический повтор (Ожидание радости тоже есть радость), парцелляция (Жизнь как бал - / Кружишься - весело, кругом всё светло ясно. // Вернулся лишь домой, наряд измятый снял -/ И всё забыл, и только что устал), параллелизм (Была без ра-

дости любовь,/ Разлука будет без печали; Храм оставленный - всё храм, /Кумир оставленный - всё бог!), элипсис (Уважение имеет границы, а любовь - никаких), риторический вопрос (Любить... но кого же?..// На время - не стоит труда, /А вечно любить невозможно; Что без страданий жизнь поэта?//И что без бури океан?) и риторическое восклицание (Попасть в историю! Ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история не кончилась. Частная известность уже есть острый нож для общества. Вы заставили о себе говорить два дня - страдайте же двадцать лет за это), градация (По мне отчизна только там, /Где любят нас, где верят нам), анафора (Боюсь не смерти я. О нет! //Боюсь исчезнуть совершенно), вопросно-ответная форма (Почему правитель боится оставить власть? Потому что опасно и отречение, опасно и низложение). При этом следует заметить, что палитра изобразительно-выразительных средств лермонтовской афористики гораздо богаче и разнообразнее, чем классической. Классическим афоризмам не свойственны такие фигуры построения, как метафора, парцелляция, анафора, риторический вопрос и восклицание.

Отдельные мудрые мысли М.Ю. Лермонтова оформлены как побудительные предложения: Учись презирать неприятности, наслаждаться настоящим, не заботиться о будущем и не жалеть о минувшем; Дайте волю-волю, волю - / И не надо счастья мне!; К друзьям и в несчастье будь неизменен; Наказывай не только за проступок, но и за намерение. Подобные фразы можно отнести к разряду поучительных афоризмов. В большинстве же своём мудрые высказывания М.Ю. Лермонтова многозначащие, они отражают противоречивость жизненных явлений, воспринимаются как формы психологически углубленного поэтического самовыражения.

В афоризмах Лермонтова преобладает лексика, обозначающая эмоции (одинокий, пустыня, грусть, бесплодный, тоска, мука, отчаяние и др.), оценочная лексика (презрение, ненавидеть, печально, добро, зло и др.), общественно-политическая лексика (грядущее, познание, жизнь, ум, власть и др.): И скучно, и грустно, и некому руку подать /В минуту душевной невзгоды...; Печально я гляжу на наше поколенье:/ его грядущее иль пусто, иль темно.; Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться; Слава -удача, и, чтоб добиться её, надо только быть ловким; Миллион, да тут не нужно ни лица, ни ума, ни души, ни имени - господин миллион - тут всё.

Отдельные афоризмы содержат индивидуально-авторские образования: Где поётся, там и счастливится; Гляжу на будущность с боязнью... .

Некоторые афористические высказывания отсылают читателя к известным историческим и общественным деятелям: Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить её, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?; О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар. В отдельных случаях это имена мифических героев: Самолюбие, а не сердце - самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса.

Это позволяет говорить о культуроформирующей функции современного образования, прежде всего гуманитарного. Мысль о важности интеграции образования и культуры высказал ещё в 90-е годы 20 века известный общественный деятель Х. Перес де Куэльяр. Говоря об основных условиях развития человеческой цивилизации, он писал: «.. .развитие может наполняться культурой только в том случае, если её сначала впитает в себя образование и если, в свою очередь, образование будет эффективно содействовать становлению личности и её собственной культуры.». Культурно значимая информация закрепляется в языке и передаётся, прежде всего, с помощью слова. На уроках русского языка особое место следует отводить лингвокраеведческому дидактическому материалу. Изучение афористики М.Ю. Лермонтова,

нашего великого земляка, имеет богатейшие возможности для приобщения молодого поколения к духовным ценностям, формирования национальной идентичности личности. Формы работы с афоризмами и способы включения их в образовательный процесс могут быть самыми разнообразными [8]. Это может быть эпиграф к уроку, который не просто задаёт общую идейную направленность урока, но и является материалом, подводящим к изучению грамматической темы. Например, в качестве эпиграфа к уроку по изучению типов сказуемых можно взять мудрое изречение поэта «К друзьям и в несчастье будь неизменен». Работа с эпиграфом позволит учителю направить разговор в русло рассуждения об одной из высших человеческих ценностей - настоящей дружбе. Кроме того, данный афоризм даст возможность учащимся увидеть один из способов оформления составного именного сказуемого. Афоризмы могут использоваться в качестве дидактического материала при изучении языковых единиц разных уровней. Мудрые высказывания Лермонтова могут быть предложены в качестве тем для сочинений-рассуждений: Зло порождает зло; Приятели - не всегда друзья; Тот самый пустой человек, кто наполнен собою; Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть и др. Наконец, афористика М.Ю. Лермонтова может стать материалом для исследования и подготовки докладов на очень актуальные сегодня научные конференции школьников: Языковая специфика афоризмов М.Ю. Лермонтова; Средства создания выразительности в лермонтовских афоризмах; Актуальность и жизненность афористических высказываний М.Ю. Лермонтова и др.

Мудрые мысли нашего великого земляка не только не устарели, но и приобрели для современного человека особую значимость, позволяют глубже осмыслить окружающий мир и смысл своего существования в нем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. Л.: Гос. издат., 1924. С. 45.

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений / под ред. Венгерова С.А. Т.У1. С. 316.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986. С. 30.

4. Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. М.: Наука, 1990. С. 184.

5. Лермонтов: мысли, афоризмы, цитаты/сост. А.П. Бесперстых. Ростов н/ Д: Феникс, 2012.

6. «Смело верь тому, что вечно...»/сост.

А.И. Марынов (Афоризмы, изречения, мысли, крылатые слова М.Ю. Лермонтова). Пенза, 2014.

7. Канакина Г.И. Использование на занятиях русским языком лингвокраеведческого материала//Лингвистика и школа - III: материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. Л.Б. Парубченко. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. С. 108-113.

8. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. М.: Гослитиздат, 1955.

9. Вальтер Х., Мокиенко В.М. Антипословицы русского народа. СПб.: Нева, 2005.

10. Виноградов В.В. Основные типы фразеологических единиц в русском языке//Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука,1977. С. 140161.

11. Душина Е.В. Использование возможностей афо-ристики как нетрадиционного средства педагогического процесса// Современные наукоемкие технологии. 2008, № 8. С. 80-81.

12. Дьячкова Наталия Александровна. Новый русский афоризм//Филологический класс. 2005, № 14. С. 24-29.

13. Королькова А.В. Русская афористика. М.: Флинта, Наука, 2005.

14. Королькова А.В. Афористика в контексте русской фразеологии//Слово в словаре и дискурсе: Сборник научных статей к 50-летию проф. Харри Вальтера. М.: Элпис, 2006. С. 539-545.

15. Королькова А.В. Духовная основа русской афори-стики//Духовные просветители земли смоленской и их роль в воспитании нравственности и патриотизма. Сборник материалов конференции. Смоленск: СГУ, 2007. С. 101-109.

16. Кулишкина О.Н. Русский афоризм XIX - начала XX веков: эволюция и сферы влияния жанра: автореферат дис. ... доктора филологических наук по спец. 10.01.01. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. 41 с.

17. Онипенко Н.К., Никитина Е.Н. Грамматика крылатых выражений// Русская словесность. 2006, № 4. С. 56-63.

18. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Просвещение, 1995.

19. Жуков В.П. Русская фразеология. М.: Высшая школа, 1986.

20. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М.: Высшая школа, 1990.

APHORISTICA M.Y. LERMONTOV: THEMATIC DIVERSITY AND LANGUAGE FEATURES

© 2015

G.I. Kanakina, candidate of pedagogical sciences, professor, head of the chair «Russian language and methods of teaching the Russian language»

Penza State University, Penza (Russia)

Abstract. The article presents the analysis of aphoristica the great Russian poet M. Y. Lermontov. Special poetic form of his thinking found expression in language, reflects a deep life observations in a brief and concise form. Almost every piece of Lermontov - a Treasury of wise thoughts, philosophical opinions, life generalizations. The most frequent topics of aphorisms: love and jealousy, life and death, good and evil, friendship, happiness, the inevitability of fate, the strength and the weakness of words. Century, Belinsky appreciated the associations of the style of the poet. Unfortunately, aphoristica M. Y. Lermontov had not been still a serious study. The article presents an overall view of the subject and linguistic affiliation aphoristic expressions contained in verse and prose. The originality of aphoristic sayings of M. Y. Lermontov is that, combining the depth of content and imagery, they are based on the use of such figures as the antithesis, metaphor, comparison, parcelation, syntactic parallelism, graduation and other Aphorisms M. Y. Lermontov encourage readers to their own reflections on the essence of human existence. In recent times increasingly sounds like the idea of the necessity of active involvement in the educational process of educational institutions cultural material. Protection and development of national cultures, regional cultural traditions is one of the main principles of the state policy in the field of education. We believe that the wisdom of our great countryman not only outdated, but also acquired for the modern man special significance, which help to better understand the world and the meaning of his existence in it.

Keywords: aphorism; aphoristic expression; aphoristica; wise thoughts; winged sayings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.