Научная статья на тему '\ афиша \ 10' ноябрь'

\ афиша \ 10' ноябрь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ афиша \ 10' ноябрь»

92 94

афиша ценности

Добрая воля и осознание общих целей требуются при решении вопроса о передаче религиозным организациям церковных ценностей

РИА-НОВОСТИ

VO О

4, 5, 9, 10, 11 ноября

Рим. Римская опера (Teatro dell'Opera di Roma).

Опера в четырех действиях «Адриана Лекуврер».

Музыка Франческо Чилеа на либретто Артуро Калайюти по одноименной пьесе Эжена Скриба и Эрнеста Легуве. Опера в мелодраматической форме повествует о судьбе французской актрисы XVIII века Андриенне Лекуврер. Действие происходит в Париже в 1730 году. По сюжету, чистая романтическая натура актриса Адриана, полюбившая, и взаимно, Саксонского графа Мориса, становится жертвой ревности влюбленной в Мориса принцессы Бульонской, которая в финале убивает соперницу с помощью отравленных фиалок.

Имевшая на премьере в Милане в 1902 году большой успех, опера и по сей день является репертуарной. Стилистика сочинения типично веристская (от итальянского vero -«правдивый»), со свойственной этому направлению остротой чувств. Заглавная партия оперы входит в число излюбленных произведений для сопрано, благодаря удобной низкой тесситуре (соотношению высотности звуков в музыкальных произведениях и диапазона певческого голоса) и выигрышному драматизму роли, которые позволяют проявить певице характер и темперамент.

К блестящим образцам творчества Чилеа принадлежит ария героини из первого действия «Io son l'umile ancella». В число исполнительниц входили Магда Оливейро, Рената Тебальди, Мирелла Френи, Рената Скотто, Лейла Генчер. Партия Мориса была в репертуаре Карузо, среди лучших исполнительниц заглавной партии - Оливеро. В ноябре на сцене Римской оперы роли

исполняют: Мартина Серафин, Марио Леонарди, Джесси Равен, Альберто Мастромарино и др.

10 ноября

Москва. МХТ им. А. П. Чехова. Основная сцена.

Премьера комедии «Женитьба».

Комедия поставлена по одноименной пьесе Николая Гоголя. В роли главного героя-жениха Подколесина - Станислав Дужников (это его первая большая работа в МХТ). На роль друга Подколесина, Кочкарева, приглашен Юрий Стоянов. Агафью Тихоновну, невесту, играют Ирина Пегова и Светлана Колпакова. У актеров, встретившихся в этом спектакле, принципиально разные творческие биографии. За плечами мхатовцев -десятки серьезных классических ролей. Приглашенный на роль Кочкарева Юрий Стоянов мыслит несколько иными, скорее публицистическими, нежели театральными категориями. Спектакль - режиссерский дебют актера и педагога Игоря Золотовицкого. Исполнивший 13 лет назад в постановке Романа Козака двух женихов: Анучкина, а потом «основного» - Подколесина, он как режиссер использует и свой объемный портфель актерского опыта, однако удерживается от соблазна сыграть за всех и каждого. У каждого исполнителя - свой почерк, своя яркая характерность.

Напомним сюжет: надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, не жениться ли ему, приходит к выводу, что пора. Сваха Фекла Ивановна рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Агафья Тихоновна между тем не может решить, которого из женихов ей выбрать

(«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...»), хочет кинуть жребий. Но Кочкарев убеждает ее взять Подколесина, потому что «он чудо человек, а остальные все дрянь». И объясняет, как отказать женихам (сказать, что не расположена еще замуж, или уж просто: «Пошли вон, дураки!», как, собственно, невеста и поступает).

И сколько бы «Женитьба» ни ставилась, в финале спектакля все равно зияет открытое окно (через которое сбегает главный жених), как вечный вопрос о том, почему люди так боятся самих себя в лучших человеческих проявлениях.

МХТ им. А. П. Чехова создан в 1898 году Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. С 1902 года располагается в Камергерском переулке (дом 3), в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Федор Шехтель).

16, 19, 22, 25 ноября

Париж. Гранд Опера (Grand Opera, Opéra Bastille).

Опера

«Художник Матис».

Музыка Пауля Хиндемита на либретто композитора.

Один из признанных классиков музыки XX века, он был разносторонне одаренным человеком: дирижер, исполнитель на альте и виоле дамур, теоретик музыки, публицист, поэт, автор текстов собственных произведений. Хиндемит был столь же универсален в своей композиторской деятельности. Нет такого вида и жанра музыки, который не был охвачен его творчеством, будь то философски значительная симфония или опера для дошкольников, музыка для экспериментальных электронных инструментов или пьесы

92

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (103) 2010

\АФИША \

98

103 104

живая Россия

Археолог Анатолий Кирпичников более 20 лет ведет раскопки в селе Старая Ладога

вы нам писали

культурное событие

130 лет Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии хранит святыни

107

проза жизни

Пока вы будете оформлять доверенность на получение посылки, она уйдет обратно

Что стало с теми, кто вышел из alma mater 20 лет назад

112

поздравляем именинников

для старинного струнного ансамбля. Не было такого инструмента, который не фигурировал бы в его произведениях в качестве солирующего и на котором он не мог бы сам сыграть. По свидетельству современников, Хиндемит мог исполнить почти все партии в своих оркестровых партитурах. Отсюда -твердо закрепившееся за ним амплуа «всемузыканта» - ДН-гоипЬ-тиБюап. Стремлением к всеохватности отмечен и сам музыкальный язык композитора, впитавший в себя разнообразные экспериментальные течения XX века и одновременно постоянно устремлявшийся к истокам - к Иоганну Баху, Иоганнесу Брамсу, Максу Регеру и Антону Брукнеру. Творческий путь Хиндемита - это путь рождения новой классики: от полемического запала молодости к все более серьезному и вдумчивому утверждению своего художественного кредо. Опера «Художник Матис», написанная в 1933-1935 годы, выражала глубокое душевное потрясение композитора, связанное с захватом нацистами власти в Германии. Исполнение ее, как и одноименной симфонии Хиндемита, было запрещено на его родине. Считавший до нацистского переворота, что искусство свободно и независимо от государственной власти, он теперь обратился к теме трагической судьбы художника во враждебном мире. Главный герой оперы - немецкий художник Матис Готхардт, известный как Грюневальд, жил в XVI веке, в эпоху кровавой крестьянской войны, религиозных распрей и порожденной ими нетерпимости и ненависти. История служит композитору поводом для параллелей с современностью, подобно тому, как это имело место в антифашистских исторических романах Лиона Фейхтвангера. Матис -человек и художник, живо сочувствующий страданиям простых людей, помогающий восставшим крестьянам. Постепенно он приходит к убеждению тщетности борьбы, так как видит обоюдную жестокость

власть имущих и восставших. Он ищет спасения в служении Богу и завершает свой жизненный путь отречением от земных радостей.

Музыка Хиндемита носит скорее оратори-альный, чем действенно-драматический характер. Композитор использует темы старинных народных песен, церковной музыки, полифонические формы. Широко представлено в опере симфоническое начало. На основе трех развитых оркестровых частей, воссоздающих триптих Матиса «Концерт ангелов», «Положение во гроб» и «Искушение св. Антония», Хиндемит создал симфонию «Художник Матис» (1934).

Премьера состоялась в Цюрихе 28 мая 1938 года, в Германии - в Штутгарте, 13 декабря 1946 года. Постановкой на сцене Гранд Опера дирижирует Кристоф Эшенбах, в роли Матиса - Маттиас Герне.

22, 26, 29 ноября

Нью-Йорк. Метрополитен Опера (Metropolitan Opera).

Опера в пяти действиях «Дон Карлос».

Музыка Джузеппе Верди на либретто Франсуа Жозефа Мери и Камилла дю Локля по мотивам одноименной драмы Фридриха Шиллера. Премьера: Париж, 1867 год. Время и место действия: 1559 год, Мадрид. По сюжету оперы, раскрывается любовная связь сына короля Испании Филиппа II, Дона Карлоса, и мачехи инфанта Елизаветы Валуа, проходящая на фоне реальных исторических событий. Правда, сама достоверность этого романа до сих пор не подтверждена историками. Известно только, что сначала с Елизаветой был помолвлен 14-летний Карлос, а женился на ней его отец-король. В 23 года инфант по приказу отца был заточен в тюрьму, где через несколько месяцев был, вероятно, убит

по политическим соображениям. Вскоре умерла и Елизавета. В «Доне Карлосе» композитор с замечательным мастерством раскрыл сложные, противоречивые переживания действующих лиц, их острые столкновения. Но личная драма героев пронизана отзвуками больших исторических событий, потому такое важное место занимают в опере драматичные массовые сцены.

Так, грандиозный финал третьего акта -одна из лучших массовых сцен Верди. Ее открывает и замыкает торжественный хор народа, обрамляющий мрачное шествие осужденных на казнь протестантов. В центре - драматическая сцена с фламандскими депутатами (борцами за свободу своей провинции). Их скорбная мелодия перерастает в большой ансамбль, где гневным фразам короля и монахов противостоят мольбы остальных героев и народа. Образ верного друга Дона Карлоса, Родриго (маркиза ди Поза), раскрывается в сцене его гибели (вторая картина четвертого акта) с лирической стороны - в мягких, певучих мелодиях, которым опять-таки контрастирует бурная динамика массовой сцены - мятежа. Опера «Дон Карлос» - зрелое творение великого мастера. Но ставится она редко, в том числе и из-за того, что требует не только традиционного ведущего сопрано, контральто, тенора, баритона и баса, но такого же экстра-баса и экстраколоратурного сопрано для сравнительно небольших ролей. Самая известная постановка состоялась с участием Пласидо Доминго и Монсеррат Кабалье. В ноябре на сцене Метрополитен-Опера главные роли исполнят Анна Смирнова и Роберто Аланья.

При написании использованы данные,

предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.

О

о\

"О сг

\АФИША \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (103) 2010

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.