фотосоюз
CD
■s
о
2 Мая
Москва. Большой театр.
Премьера на сцене театра оперы в трех действиях «Воццек».
Музыка и либретто Альбана Берга по драме Георга Бюхнера «Войцек». Дирижер-постановщик - Теодор Курентзис, режиссер-постановщик и художник-постановщик - Дмитрий Черняков. Первый спектакль состоялся 24 ноября 2009 года. В России «Воццека» ставили только однажды, в 1927 году, в ленинградском Театре оперы и балета (на премьеру приезжал сам Берг). Но в оперных театрах мира «Воццек» идет довольно часто. Его ставили крупные режиссеры: Патрис Шеро, Петер Штайн, Петер Конвичный, Люк Бонди. Его влияние испытали на себе практически все композиторы, писавшие в эпоху «после «Воццека». Пьеса Георга Бюхнера, написанная в 1836 году, сохранившаяся в черновиках и дошедшая до нас в нескольких различных редакциях, с двумя вариантами написания фамилии главного героя, основана на реальных событиях - казни за убийство жены, совершенное из ревности. Этот случай изучал психиатр, отчет которого попал на страницы специализированного издания. Композитор Альбан Берг сам взялся за написание либретто и сделал на редкость стройную композицию, из 26 сцен, оставив 15 и сконцентрировав все внимание на развитии главной сюжетной линии. В опере три акта. Каждый включает пять сцен, имеет свою четкую структуру и неумолимо движется к своей маленькой катастрофе. Выстроив идеальную драматургическую композицию, композитор создает необыкновенно интересную музыкальную ткань. В опере преломляется множество музыкальных форм: соната, фуга, рондо, инвенция, сюита, рапсодия, а также
бытовые музыкальные жанры: песня, марш, колыбельная, вальс, полька. «Воццек» - это своего рода итог предыдущей эпохи в музыкальном театре и открытие новой.
В интерпретации Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса зритель видит типичных представителей среднего класса современной России, отнюдь не солдат, поденщиков и капитанов. «Воццек» - мелкий чиновник, у него есть жена, сын, съемная квартира и телевизор с плоским экраном. Но вопреки, а может быть, как раз благодаря всему этому, существование Воццека ужасающе убого в своей безысходности. Окружающее его общество, объединенное только пьянством и досугом, который оно предпочитает проводить у телевизора, столь жутко и жестоко, что жить в нем почти невыносимо. Легко понять, почему герой сходит с ума.
В роли Воццека признанные интерпретаторы современной музыки - Маркус Айхе (Германия), Георг Нигль (Австрия).
3, 6, 10, 14 мая
Нью-Йорк. Метрополитен Опера (Metropolitan Opera).
Опера в трех действиях «Летучий Голландец».
Композитор и автор либретто -Рихард Вагнер. Литературной основой либретто считается повесть Генриха Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского». Согласно старинной легенде, голландский капитан Страатен поклялся, что пройдет мимо мыса Доброй Надежды против ветра. Десятки раз пытался он добиться цели, но волны и ветер отбрасывали назад его корабль. Доведенный до отчаяния, он снова дал клятву, что добьется своего, если даже ему придется потерять вечное блаженство. Дьявол помог ему, но Бог судил капитану вечно
плыть по морям, предвещая людям гибель, бури и несчастья. Легенда получила широкую известность. Вагнер узнал о ней от моряка во время поездки в Скандинавию. В этой опере композитор свободно сочетает народно-бытовые и фантастические сцены. Веселые хоры матросов и девушек рисуют простую, безмятежную жизнь народа. В картинах бури, бушующего моря, в пении команды призрачного корабля возникают таинственные образы старинной романтической легенды. Музыке, рисующей драму Голландца и Сенты (влюбленной в капитана), свойственны взволнованность, эмоциональная приподнятость. Опера не сразу завоевала признание. Постановки ее, вслед за дрезденской, в Берлине и Касселе (1844) не принесли успеха. После того как композитор завоевал мировую славу, был достойно оценен и «Голландец». В главной роли - Август Эвердинг. Исполняется на немецком языке.
13, 16, 19, 22, 26, 29 мая
Милан. Ла Скала (Ьа Бса!а).
Премьера на сцене театра оперы «Золото Рейна»
(пролог «Предвечерье» цикла «Кольцо Нибелунга»).
Композитор и автор либретто -Рихард Вагнер.
Опера впервые была поставлена в Мюнхене 22 сентября 1869 года под управлением Франца Вюльнера. Сюжетная линия разворачивается вокруг истории с золотом, из которого можно сковать кольцо, дающее владельцу абсолютную власть над миром. Это сказочно-эпическая опера с неторопливо развертывающимся действием и немногочисленными внешними событиями.
прямые инвестиции / № 5 (97) 2010
\афиша \
92
94
Линия жизни
Дирижер
Владимир федосеев стремится к тому, чтобы Большой симфонический оркестр всегда узнавали по звуку
98
день победы
Ветераны сбербанка через всю жизнь пронесли любовь к Родине
104
событие
Документы Государственного архива Российской федерации рассказывают правду о Великой отечественной войне
Великая отечественная война для любого русского человека останется примером великого духовного подъема
110
проза жизни
Война и Победа отдаляются от нас и становятся Историей. Достойны ли мы своих предков?
112
поздравляем именинников
Она строится на сопоставлении четырех красочных картин, идущих без перерыва. Каждой присущ свой колорит. Первая - рисует безмятежный мир дочерей Рейна. Светлые музыкальные темы русалок подчеркивают настроения покоя и радости. Центральный оркестровый эпизод, передающий сияние золотого клада под лучами солнца, отличается блеском звучания, великолепием красок. Контраст вносит заключение первой картины - бурное и тревожное. Вторая картина открывается торжественной, величавой темой Вотана. Ей контрастирует небольшое лирическое ариозо его жены Фрики.
Мрачным колоритом наделена третья картина - в царстве нибелунгов. Неумолчно звучит однообразный ритм ковки (Вагнер вводит в состав оркестра 18 наковален), медленно, словно с трудом, подымается вверх стонущая тема. В начале четвертой картины господствуют те же настроения. Монолог короля гномов нибелунга Альбериха «Ты проклятьем был рожден, - будь проклят, перстень мой» -кульминация оперы. Его грозная, жестко звучащая тема не раз еще появится в драматических моментах тетралогии. В главных партиях: Рене Папе, Ян Бухвальд, Анна Самуил, Анна Ларссон.
24, 27 мая
Вена. Венская государственная опера (Wiener Staatsoper).
Опера «Саломея».
Музыкальная драма Рихарда Штрауса по одноименной пьесе Оскара Уайльда. Премьера состоялась в Дрездене 9 декабря 1905 года.
Это одноактное произведение, вызвавшее в свое время скандал, порой именуется «библейской драмой», поскольку его сюжетная канва заимствована из Нового Завета - это история усекновения главы Иоанна Предтечи. Танцуя перед Иродом и угодив ему, дочь Иродиады Саломея по наущению матери попросила голову про-
рока Иоанна Крестителя на блюде. Уайльд был вдохновлен не только евангельским сюжетом, но и его интерпретациями - немецким экспрессионистом и кубистом Раулем Хаусманом, итальянскими и французскими художниками. Музыка придала Саломее чудовищный, фанатичный характер. Мерзость должна была быть изображена средствами красоты. Великолепная, упоительная музыка словно маскирует своей мощью все то ужасное, чем заполнено отнюдь не возвышенное содержание оперы. «Саломея» Штрауса - это превращенная в музыку
истерия, потрясающая даже совершенно немузыкальных людей. В этой опере композитор намеревался показать людей современной ему эпохи в обстановке далекого прошлого, дать возможность представителям закосневшего общества увидеть себя в зеркале декадентства.
В роли Саломеи - Нэнси Густафсон. Дирижер - Лейф Сегерстам.
При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.
О
sb
м
Q) Sc
\афиша \
прямые инвестиции / № 5 (97) 2010
93