ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.39
В. В. Кулагин
студент,
юридический факультет, специальность
«юриспруденция», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Е.П. Лезина
канд. ист. наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
«АФИНСКАЯ ПОЛИТИЯ» АРИСТОТЕЛЯ О НАИЛУЧШЕИ ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. Аристотель - основоположник политической науки и главный разработчик ее методологии. Он описал строй не менее 158 государств. Одной из известных работ, составляющей его всеми известный «Аристотелев корпус», является «Афинская полития». Эта статья разъясняет, что целью государства, по Аристотелю, является достижение благосостояния общества и каждого человека в целом. Из всех форм правления, полития считается наилучшей, так как средний класс доминирует во всех сферах жизни общества и государства в целом.
Ключевые слова: полития, Аристотель, форма правления, Аристотелев корпус.
V.V. Kulagin, Mordovia State University
E.P. Lezina, Mordovia State University
ARISTOTELIAN «ATHENIAN POLITY» ON THE BEST FORM OF GOVERNMENT
Abstract. Aristotle - the founder of political science and the chief developer of its metrology. He described a system of not less than 158 states. One of the famous works, which is a component of his the most known «The Aristotelian case» is «The Athenian polity». This article explains that the main goal of each state according to Aristotle is the achievement of welfare of society and every single person in general. From all forms government, the polity is considered to be the best as the middle class dominates in all spheres of the society and the state life in general.
Keywords: polity, Aristotle, form of government, Aristotelian case.
В первой половине XX века общее число научных трудов Аристотеля, составленных Национальной библиотекой в Париже, насчитывало более 3500 работ. Переводчики и комментаторы считают, что текстовые варианты работ самого ученого представляют зачастую загадку из-за своей разбросанности. Историческая реконструкция предоставляет средства, дающие возможность в какой-то мере преодолеть трудности, восстановить с достаточной полнотой его жизнь и взгляды [2, c. 5].
Из многочисленных работ Аристотеля ярко выраженный характер находит «Афинская полития». Мы полагаем, что она является самым замечательным явлением научно-исследовательского характера среди 158 политий, вышедших из философской школы Аристотеля [1, с. 5-6].
«Афинская полития» составляла лишь часть грандиозного научно-исследовательского и литературного наследия. Уже самые размеры этого наследия внушают мысль о сугубой важности социально-политической проблемы, поставленной эпохой пред авторами этого колоссального труда. Но это была лишь предварительная работа эмпирического характера. Накапливался опыт для последующих обобщений. Их же мы и встречаем в «Политике» Аристотеля [3, с. 5-6].
Какая же проблема тяготела над мыслью Аристотеля при написании «Афинской поли-тии»? На наш взгляд, это обоснование рабства. Аристотель был идеологом рабовладельцев. С его точки зрения, человечество делится на две части, из которых одна природой определен-
на к свободе, а другая - к рабству, и что «последним быть рабами и полезно и справедливо» [5, а 87-88]. Хоть он и был приверженцем рабства, сам он исходил из знатного рода и считал, что средний класс должен доминировать во всех сферах жизни общества и государства.
«Афинская полития», как и всё огромное его ученое наследие, представляет собою выражение тщательнейших и вместе с тем беспокойных поисков такой формы государственного устройства, с помощью которой можно было бы навсегда сковать в железных тисках рабства по меньшей мере 4/5 от всего человечества Древней Греции.
Какую же государственную форму Аристотель считал для этой цели наилучшей? Началом формирования политических форм государственного правления необходимо считать времена Клионовой смуты. Предоставляя оценочное суждение по данному историческому периоду, необходимо понимать, что до нас дошла лишь заключительная часть писаний античного мудреца. Аристотель трактует о судебном процессе, где вершится правосудие 300 судей знатного происхождения над низшими слоями общества. Когда осуждено было кощунство, преступники были выброшены из могил, а род их изгнан в вечное изгнание. Критянин Эпименид по этому поводу совершил «очищение» государства, что охарактеризовало собой становление одной из первичных форм политического устройства государства - «олигархию».
Не следует обманываться кажущейся объективностью повествования в «Афинской по-литии». Правда, мы не встретим тут грубых выражений и эпитетов по адресу народных масс, какими чуть ли не щеголяет рафинированный аристократ и художник слова Платон, но, тем не менее, и профессорски сухой Аристотель не скрывает определенно враждебных чувств к радикальной демократии и не отказывает себе в удовольствии пользоваться сомнительного рода источниками, раз возможно с помощью их набросить тень на блестящую эпоху афинской демократии, а также на ее представителей [1, с. 42-69].
Афинская демократия не разделяет политического идеала Аристотеля. Совсем иными чувствами наполняется сердце философа, когда пред его взорами встают образы Солона, Фе-рамена и подобных им деятелей греческой истории, которые были представителями и идеологами имущественно обеспеченных, рабовладельческих классов греческого общества [1, с. 1321]. Политическим идеалом Аристотеля является власть имущественно обеспеченных людей. Государственную форму правления, находящуюся в руках таких классов общества, Аристотель называет политией, в отличие от господства афинской демократии времен Перикла и Клеона [3, с. 4-5]. Только полития воплощает в себе справедливость, которая в форме закона будет разрешать социальные противоречия между рабами и свободными. Такую форму государственного устройства Аристотель признает правильной. При построении своего идеального государства Аристотель обращает, следовательно, свои взоры назад, в прошлое, к временам Солона и его цензовой конституции.
Поскольку основная цель государства состоит в осуществлении добродетели, которая, скорее всего, может быть достигнута единичной личностью, идеальным строем Аристотель считает монархию. Но при этом он делает существенную оговорку о невозможности найти идеального монарха. Равным образом, трудно представить себе и идеальную аристократию, поэтому все свое сочувствие Аристотель обращает в пользу умеренной демократии - «политии». Основу государственного порядка он видел в среднем классе не слишком богатых и не слишком бедных людей, который он противопоставлял «корабельной черни» [3, с. 11]. Отсюда вытекали его симпатии к Солону, Клисфену как творцам тимократической конституции.
Аристотель различает несколько политических форм. Из них три он считал нормальными. По составу правящего элемента он определял их или как правление одного - монархию, или как правление немногих, благородных, «лучших» - аристократию, или как правление большинства равноправных граждан - «политию», то есть «умеренную» демократию (у позднейших авторов это называлось «демократией»). Наряду с этим, Аристотель насчитывал столько же
форм извращенных, в которых правитель преследует не интересы государства, а свои личные: извращением монархии является захватническое правление тирана, сосредоточение власти в руках кучки знатных и богатых - это олигархия, а неограниченное владычество бедноты и «черни» - «охлократия» [4].
Подводя итог научному исследованию, можно сделать вывод, что история государственного устройства афинян довольно непрочна и подробно прослеживается в трудах античного мудреца. Одной из причин этого является нестабильность правящей элиты в связи с существовавшими разногласиями знати и народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что «полития» - это наилучшая форма правления, по Аристотелю, поскольку она обладает следующими характерными признаками:
- правление большинства в интересах общей пользы;
- у власти находится «средний» класс, что способствует уменьшению в злоупотреблении властью;
- «богатые» и «бедные» отстранены от государственной деятельности;
- только полития воплощает в себе «справедливость» и в форме законов будет разрешать социальные противоречия между рабами и свободными.
Изучая работы своих современников, Аристотель провел трудоемкий процесс интегрирования знаний, что в дальнейшем послужило формированию политической образованности у граждан правового государства.
Список литературы:
1. Аристотель. Афинская полития / пер. и прим. С.И. Радцига. - М.: Гос. социал.-экон. изд-во, 1937. - 236 с.
2. Аристотель. Политика, Афинская полития / предисл. Е.И. Темнов. - М.: Мысль, 1937.
- 459 с.
3. Аристотель. Афинская полития / пер. и коммент. С.И. Радцига; предисл. В. Сережни-кова; ред. В.С. Сергеев. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2003. - 208 с.
4. Васильева Т.В. Афинская школа философии / ред. Д.В. Джохадзе. - М.: Наука, 1985.
- 156 с.
5. Петровский Ф.А. Сочинения Аристотеля о поэтическом искусстве / пер. с древнегр. В.Г. Аппельтор. - М.: Изд-во худож. лит., 1957. - 157 с.